Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственные ценные бумаги российской федерации

Самые надежные облигации: ценные бумаги Российской Федерации

Биржа как место действия

Инвестиции в биржевые товары имеют большое значение не только для благосостояния пользующихся этой возможностью граждан. Огромное влияние торговля на биржевых площадках оказывает и на экономическую ситуацию в стране.

Котировки акций крупнейших корпораций, часто именуемые “голубыми фишками”, по сути своей, представляют крупную часть от внутреннего валового продукта, а значит благосостояние этих гигантов обеспечивает капитализацию экономических объемов.

Капитализация – это совокупность всех имеющихся на фондовом рынке капиталовложений. Они могут быть выражены как конкретными денежными массами инвесторов, так и финансовых эквивалентом расположенных на рынке активов – ценных бумаг. Говоря о рынке ценных бумаг невозможно обойти стороной его участников. Представлены они несколькими сторонами:

  • Самой биржей, как юридическим лицом – регулятор всех сделок. В целях контроля и учета использует предусмотренные регламенты. Опирается на законодательство Российской Федерации и ее нормативно-правовые акты.
  • Эмитентами – предприятиями, размещающими свои ценные бумаги на бирже. Эмитент чаще всего юридическое лицо, корпорация, компания, фонд, который торгует своими же акциями и облигациями с целью пополнения собственного оборотного капитала.
  • Инвесторы – лица, покупающие активы с целью получения прибыли. Формируют выручку либо с владения бумагой – то есть получения дивидендов по ней или реализации права на требования выполнения долгового обязательства, либо за счет перепродажи данных сертификатов.
  • Брокеры – посредники, связывающие торговую площадку и инвесторов.

Крупнейшее лицо

Но самым интересным для изучения участником торговых процессов является государство. В финансовых институтах, в число которых входят и торговые площадки, закон изданный государственными органами является первостатейным документам ведения деятельности.

Законодательство – одна из функций, которое выполняет государство по отношению к экономике. Другая функция состоит в размещении собственных ценных бумаг на бирже для инвестирования в них обычными гражданами, инвестиционными фондами и заинтересованными в этом компаниями.

Также Россия может иметь представительство в международной биржевой торговли. Не только как непосредственный торговец собственными товарами, но и как инвестиционное лицо. Например, Российская Федерация может выдавать деньги в долг другим странам, что по сути своей, является инвестицией. Происходит это как конкретными траншами финансовых масс, так и закупкой государственных облигаций других стран.

Роль законотворца

Регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации выполняется соответствующими уполномоченными органами и законодательством. Рынок ценных бумаг постоянно мониторится на наличие правонарушений. Выполняют функции контроля сразу несколько инстанций.

В первую очередь, пожалуй за это ответственно Министерство Финансов РФ. Под его контролем находятся аппараты выполняющие как общие, так и сугубо специализированные миссии.

Базовый закон, оформляющий положения по деятельности в этой сфере именуется как федеральный закон “О рынке ценных бумаг” от 22.04.1996. Так, согласно ему, государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:

  • Установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ЦБ и ее стандартов;
  • Государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ЦБ и проспектов сертификатов и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
  • Лицензирования деятельности профессиональных участников торгов торговли биржевыми активами;
  • Создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками торговли сертификатов владения и долговых обязательств;
  • Запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на платформах ЦБ без соответствующей лицензии.

Банк России

Формально Банк России является подконтрольным высшим органам власти юридическим лицом, чья задача состоит в представлении всех биржевых интересов государства, выпуске денежных знаков, представлении госактивов на торговых площадках, регуляция курса национальной валюты и многое другое. В отношении конкретных сертификатов, товаров трейдинга на торговых платформах. функционал БР состоит из нескольких конкретных задач.

  • Разрабатывает во взаимодействии с Правительством Российской Федерации основные направления развития финансового направления.
  • Утверждает стандарты эмиссии ЦБ, проспектов эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию активов на территории Российской Федерации, и порядок государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ЦБ, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) сертификатов.
  • Устанавливает обязательные требования к операциям с документацией, нормы допуска ЦБ к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности, правила ведения учета и составления отчетности (за исключением бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности) эмитентами и профессиональными участниками торговли.
  • Устанавливает порядок и сроки согласования документов саморегулируемой организации профессиональных участников, подлежащих согласованию в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
  • Осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками торговли, саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка требований законодательства Российской Федерации о сертификатах, стандартов и требований, утвержденных Банком России.
  • Обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках биржевых ценностей, профессиональных участниках торгов ЦБ и регулировании их.
  • Обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на биржевых площадках.

Государство как продавец

Другая роль Банка России состоит в представительстве государства на биржевых торгах. По сути своей, БР становится брокером страны. В его обязанности входит изготовление и размещение облигаций России. Другая функция это реестр ценных бумаг, контроль за ним и ведение учета.

Как и коммерческие предприятия, РФ способна размещать свои собственные активы на рынке. Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации представляют собой облигации. Облигации – сертификаты, подтверждающие наличие долгового обязательства эмитента перед инвестором – держателем облигации.

Доход по такому типу бланков формируется как за счет возможной перепродажи, так и благодаря естественному процессу возврата денежных масс по ним. Плюс ко всему выплачивается процент вознаграждения.

Государственные облигации считаются крайне надежным методом инвестирования, так как покрытие задолженностей по ним производится непосредственно страной и ее бюджетом. То есть даже в самых невозможных условиях, для покрытия долга может использоваться изготовление денежных знаков. Конечно, слишком большое количество денег влечет инфляцию. Подобный сценарий представлен лишь гипотетическим, так как бюджета обычно хватает для того, чтобы заплатить долги инвесторам.

Зачем и как страна берет в долг?

Задачи, которые ставятся перед Центральным Банком, при формировании денежного капитала путем привлечения подобных инвестиций чаще всего ставятся следующие:

  • покрытие дефицита государственного бюджета;
  • покрытие кассовых разрывов в бюджете;
  • привлечение денежных ресурсов для осуществления крупных проектов;
  • привлечение средств для погашения задолженности по другим государственным долговым обязательствам.

Проводится процесс покупки данных облигаций как на фондовых платформах, так и в обычных банковских структурах тех предприятий, которые были лицензированы для продажи облигаций.

Формально любой желающий гражданин может дать в долг Родине. Для этого достаточно обратиться в соответствующий банк и обменять определенную сумму денежных банкнот на сам сертификат. По истечению срока его действия, вы можете потребовать назад свои кровные а также заработанный вами бонус, в размере установленных процентов.

Долговые расписки страны могут быть как срочными – то есть обладать определенным сроком действия, так и бессрочными. Второй вариант подходит для долгосрочного инвестирования, сохранения собственного капитала а также накопления его. Таким образом, купив сегодня долговую расписку от РФ, вы можете обеспечить неплохую прибавку к своей пенсии, либо вовсе оставить его до тех пор, пока не вырастут ваши внуки. Тогда скопится действительно полезная сумма, при сохранении процентной ставки на текущем счету.

Виды возможных долгов

Виды облигаций на разных этапах экономического развития страны представляли собой различные варианты, но с одной и той же формулой. Даже во времена СССР, при плановой экономике, подобные инвестиции были актуальны, путем покупки следующих “товаров народного потребления”:

  • Облигации Государственного военного займа
  • Займа восстановления народного хозяйства;
  • Займа развития народного хозяйства СССР.
  • Государственного 3 % внутреннего выигрышного займа и другие.

Российские же вариации выглядят следующим образом:

  • Облигации Российского внутреннего выигрышного займа
  • Приватизационные чеки (ваучеры);
  • Государственные краткосрочные бескупонные (ГКО);
  • Федерального займа;
  • Сберегательного займа;
  • Казначейские обязательства;
  • Внутреннего валютного займа:
  • Государственные долгосрочные;
  • Золотые сертификаты.

Государственные ценные бумаги: что это такое, их виды, особенности

Государственные ценные бумаги — это важнейший инструмент финансовой политики любого государства земного шара. Они выпускаются правительством страны или ее местными органами управления и служат для покрытия дефицита бюджета. Они выполняют кредитно-денежную функцию, поэтому обеспечены гарантиями.

Суть эмиссии бумаг государством

Выпуск бумаг регулируется законами страны . Он представляет собой сложный комплекс различных специальных экономических и юридических процедур, направленных на выгодное перераспределение облигаций между инвесторами.

Эмиссия преследует важную цель размещения и обращения всех вариантов ценных документов.

К ее компетенции относятся следующие важнейшие задачи:

  • аккумуляция различных финансовых ресурсов, направленных на решение крупных государственных проектов;
  • влияние на обращение денег в России;
  • восполнение возникающих кассовых разрывов в бюджете страны;
  • инвестирование в акции и облигации;
  • возможность обеспечения сбережений граждан и учреждений государства;
  • обеспечение различных коммерческих финансовых организаций ликвидными резервными активами ;
  • погашение долгов по обязательствам России;
  • получение дохода от выпуска бумаг;
  • привлечение большого количества средств для реализации местных целевых программ;
  • управление общим объемом денежной массы РФ;
  • устранение временного дефицита бюджета России;
  • финансирование ее социальной сферы и др.

Организация выпуска приводится в действие профессиональными специалистами в области фондового рынка, которые называются андеррайтерами.

Таким понятием характеризуется лицо , которое обладает экономическими знаниями и финансовыми способностями для полноценного участия в фондовом рынке. Специалист организует юридически верный договор с эмитентом, взяв на себя ряд обязательств по выпуску и размещению бумаг. За свою работу он получает полагающееся ему вознаграждение.

Профессионал высокого уровня обеспечивает исполнение всех этапов эмиссии. Он делает обоснование, выбирает необходимые критерии для выбора акций или облигаций и готовит документацию для их выпуска.

Затем андеррайтер регистрируется согласно закону в государственных органах, выполняя все нужные условия и правила. После он размещает акции и облигации среди потенциальных инвесторов.

В некоторых случаях специалист подбирает команду субандеррайтеров, эффективно помогающих ему выполнять все этапы процесса эмиссии бумаг.

Виды бумаг

Экономистами различаются следующие варианты:

  1. Государственные долгосрочные облигации. Подобная государственная ценная бумага, использовавшаяся в рамках радикальных реформ, вступила в обращение 01.07.1991 г. Она была рассчитана на 30 лет. Целью ее эмиссии было покрытие долга бюджета республик перед Центральным банком страны.
  2. Облигации внутреннего государственного валютного займа. Они были выпущены в оборот в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1993 г. № 222, а также 04.03.1996 г. № 229. Заемщиком выступило государство от лица Министерства Финансов.
  3. Государственные краткосрочные бескупонные облигации РФ. Эти бумаги выпустила та же организация. Они эмитировались в качестве именных дисконтных облигаций. ГКО имели бездокументарную форму. Генеральным агентом по их непосредственному обслуживанию являлся ЦБ страны.
  4. Облигации Федерального Займа были выпущены Минфином Российской Федерации. Они представляли собой среднесрочные купоны, предусматривающие соответствующие процентные выплаты. Некоторые выпуски, приуроченные к специальным числам, давали частичную амортизацию задолженности.
  5. Облигации государственного сберегательного займа выпускаются в связи с Постановлением правительства страны и соответствуют Генеральным условиями их эмиссии и обращения.
  6. Облигации государственных нерыночных займов введены с 1996 г. Министерством финансов страны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов» от 21.03.1996 г. Оно же определяет периодичность выпуска и выплату дохода.
Читать еще:  Ценные бумаги российских эмитентов

Бумага 1996 г. дает своему обладателю право использовать погашение облигацией всей суммы основного долга. Владелец также приобретает процентный доход, который начисляется с номинальной стоимости бумаги. На вторичный рынок подобный вид облигаций не допускается. Продавать их обладатель не имеет права.

Зачем государству выходить на рынок финансовых инструментов

Бумаги выпускаются для того, чтобы устранить важнейшие вопросы экономической политики страны.

Они быстро позволяют устранить дефицит бюджета. Правительство с их помощью покрывает возникающие в нем на небольших временных отрезках кассовые разрывы. Они возникают из-за того, что налоговые поступления и требующиеся траты распределяются неравномерно.

Эмиссия позволяет оперативно получить большие дополнительные средства для финансирования крупных проектов России. Она же покрывает государственный целевой расход.

Выпуск ценных документов страны обеспечивает ей приток необходимых ресурсов для постепенной выплаты задолженностей по иным видам эмитируемых документов.

Государство в полной мере должно представлять на существующем фондовом рынке важнейшие функции:

  1. Контролирующую . Посредством ее исполнения появляется возможность применять меры для поддержания и развития рыночной экономики страны.
  2. Эмиссионную . Она позволяет получить бюджету Российской Федерации дополнительные доходы.

Ежегодно в РФ возникают некоторые разрывы между поступающими доходами и исходящими расходами казны, нуждающимися в немедленном покрытии.

Их формирование объясняется тем, что наибольшее число обязательных налоговых платежей в России чаще всего поступает в строго установленные периоды отчетного года . Они связаны с правилами подачи деклараций гражданами страны и выплатами по ним назначенных денежных средств.

Расходы же требуется рассредоточивать по всем месяцам равномерно. Поэтому в некоторые периоды в государственном бюджете возникает некоторая нехватка финансов. Какой период будет связан с привлечением облигаций, решает Правительство страны.

Ликвидация задолженности посредством эмиссии требует меньших расходов, чем кредитование. Такое расхождение связано с тем, что государственные и муниципальные акции или облигации Российской Федерации являются высоколиквидными. Поэтому лица, инвестирующие в них свои денежные средства, при первой же необходимости быстро реализуют бумаги.

Государство выходит на рынок финансовых инструментов ради полного устранения любой внутренней задолженности перед бюджетом. Акции и облигации должны выпускаться постоянно для стабилизации функционирования экономики страны.

Координация действий на рынке

Регулирование различных экономических механизмов фондового рынка Российской Федерации осуществляется посредством приведения в действие различных административных рычагов.

К ним относятся:

  • денежная политика РФ;
  • ее налоговая сфера;
  • капиталы государства;
  • ресурсы страны;
  • собственность Российской Федерации.

Регуляцию государственных ценных документов выполняют антимонопольный комитет РФ , ГЦБ, Министерство финансов России, ее налоговая инспекция. Они надзирают за всеми организациями, эмитирующими различные бумаги, профессиональными участниками экономического рынка, занимающимися инвестициями, а также частными инвесторами.

Осуществление регулирующими органами своевременного воздействия на участников позволяет защитить полноценных инвесторов от недобросовестных и обеспечить работу рынка облигаций посредством стимулирования бизнес-активности предпринимательского сообщества.

Экономисты различают прямое и косвенное влияние на обращение ценных бумаг России.

Прямое влияние направлено на отслеживание их выпуска и обеспечение выполнения правил к функционированию акций и облигаций на фондовом рынке.

Косвенное влияние включает в себя применение специальных финансовых рычагов регулирования экономики.

Подводим итоги

Государственный или муниципальный ценный документ является прямым обязательством страны. Он обеспечивает лицам, которые инвестируют в него свои деньги, высокую ликвидность. А надзорные органы дают гарантии сохранности вложенных средств.

Но ценные бумаги не способны принести их владельцам высокий доход. Обязательства по ним даются государством, поэтому их реализация активизируется чаще всего в периоды кризисных ситуаций. Тогда их номинальная и рыночная стоимость резко возрастает.

Когда же наступают более спокойные и стабильные периоды жизни страны , участники рынка быстро пускают их в свободную продажу, используя инструменты наибольшей доходности, которые связаны с большим риском. Поэтому котировка ценных бумаг в подобное время падает.

Для того чтобы их непосредственное обращение окончательно не вышло из-под контроля, Российская Федерация постоянно следит за их эмиссией .

Ценные бумаги государства являются твердой гарантией получения дохода. Но он не будет высоким по сравнению с более действенными финансовыми инструментами рыночной экономики страны.

Что такое государственные ценные бумаги: объясняю человеческим языком на простых примерах

13 августа 2019

Как работают ценные бумаги, как на них зарабатывать, какие выгоды имеются? Чтобы найти ответы на эти вопросы, нужно немало попотеть, да и каждый требует отдельного рассмотрения. Сегодня я расскажу, что такое государственные ценные бумаги и для чего они нужны. Мало кто знает об этом инструменте, как им пользоваться, какие есть плюсы и минусы.

Что это такое и зачем они нужны

Например, компенсация дефицита бюджета, выполнение установленных правительством программ и т.п. Это возможность покрытия нехватки бюджетных средств. И это неудивительно, учитывая, что традиционно государство расходует больше, чем зарабатывает.

Ситуация осложняется тем, что привычные источники налоги, госпошлины и т.п. не способны компенсировать дефицит. Вот тут и приходят на помощь займы: занимает деньги само государство, а частные и юридические лица становятся кредиторами.

Владелец ценных бумаг получает определенные гарантии, что условия договора (выплата процентов, погашение долга в срок и т. д.) будут выполняться. Их особенность в доходности, которая формируется в зависимости от рыночной цены и величины купона.

Функции

Любые ценные бумаги, в том числе и государственные облигации, выполняют ряд важнейших функций:

  1. Отражение состояние экономики. Если на рынке курс ГЦБ стабилен, значит, государство может привлекать инвесторов, демонстрируя комфортное экономическое положение.
  2. Перераспределение капитала между разными направлениями в экономике.
  3. Использование в бизнесе как средство финансовых расчетов между банками и предприятиями.

Причины выпуска

Эмиссия государственных ценных бумаг:

  • регулирует нехватку бюджетных средств;
  • предоставляет коммерческим банковским учреждениям высоколиквидные активы;
  • контролирует обращение и регулирует объем денег;
  • привлекает дополнительные финансы для реализации крупных инвестиционных проектов;
  • погашает задолженности по государственным ценным бумагам, выпущенным ранее;
  • реализует правительственные целевые программы, которые проводятся органами власти в регионах;
  • поддерживает социальный сектор экономики и т. д.

Эмитенты ГЦБ

В качестве эмитентов, т. е. тех, кто выпускает бумаги, выступают:

  • органы исполнительной власти федерального уровня и субъектов РФ;
  • органы местного самоуправления.

Другими словами, это государство, правительство, региональные власти, муниципалитеты, акционерные общества, различные финансовые структуры и т.д.

Особенности выпуска

В роли инвесторов бывают как юридические, так и физические лица, а также резиденты и нерезиденты. Выпуск ГЦБ осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации согласно федеральному законодательству.

Облигации и казначейские обязательства, а также приватизационные чеки выпускаются на местах и независимо от органов власти федерального значения. Это можно сделать на уровне местных администраций и даже некоторых организаций, которые находятся на балансе государства.

Ценные бумаги, выпускаемые юридическими лицами, входящими в сегмент среднего бизнеса, могут иметь статус государственных, если государство выступает гарантом обеспечения доходности.

Размещение

После выпуска наступает этап размещения, или реализация разными способами. Обычно через Министерство финансов и Центробанк.

В зависимости от вида государственных ценных бумаг инвесторами становятся:

  • физические лица;
  • пенсионные фонды;
  • страховые компании;
  • коммерческие банки;
  • различные инвестиционные фонды.

ДЦБ размещаются в виде бланков или специальных записей на счетах. Постепенно бумажные формы вытесняются безбумажными – это проще и удобнее. Для реализации можно использовать закрытые аукционы или биржи.

Регистрация

Без этой процедуры облигации и обязательства не представляют никакой ценности, поэтому этот этап – один из самых важных.

Регистрация выпуска эмиссионных государственных ценных бумаг возлагается на специальные органы и Центробанк, процедура начинается после подачи эмитентом соответствующего заявления с указанием всех необходимых документов.

После рассмотрения документов и подтверждения соответствия согласно установленному законодательству проводится регистрация. В противном случае эмитент получает обоснованный отказ.

Доходность

Доходность характеризует экономическое состояние страны и позволяет анализировать рост или падение цен в будущем.

Существует три типа кривой доходности:

  1. Нормальная. При росте ставок инвесторы покупают государственные облигации, действующие в краткосрочной перспективе, рассчитывая на получение большей прибыли с учетом увеличения процентов. При взлете цен на такие ЦБ растет и их цена, а вот доходность, напротив, снижается.
  2. Обратная. Ситуация, прямо противоположная, нормальной кривой. Если инвестор прогнозирует падение котировок, он принимает решение купить бумаги, действующие длительный период для удержания ставки доходности.
  3. Плоская. Если доходность становится плоской, значит, экономика переживает переходный период, т.е. состояние либо ухудшается, либо улучшается.
  • Средняя доходность к погашению ОФЗ на сегодня – 6–8 % годовых.

Классификация и виды ГЦБ

Любой подобный государственная облигация имеет определенные характеристики, на основе которых выполняется классификация ценных бумаг.

По виду эмитента

Различают облигации федеральные, от субъектов и муниципалитетов.

Федеральные выпускает непосредственно государство, а именно орган исполнительной власти федерального значения, который наделен функциями регулирования и контроля бюджета, – Министерство финансов РФ.

Ценные бумаги от регионов России выпускают органами исполнительной власти этих субъектов, работающими на основе законодательства РФ. Бонды муниципалитетов выпускают местным самоуправлением.

По форме обращаемости

С учетом обращения выделяют три типа:

Рыночные находятся в свободной продаже без ограничений, т.е. купить их может любой желающий. Нерыночные не перепродают третьим лицам. Целевые реализуются исключительно в узком кругу инвесторов.

По срокам обращения

По периоду обращения в продаже различают:

  • краткосрочные государственные ценные бумаги (выпускаются максимум на год);
  • среднесрочные (период обращения может составить от одного года до 5 лет);
  • срок действия долгосрочных превышает 5 лет.

По способу получения дохода

По типу дохода государственные ценные бумаги классифицируются следующим образом:

  • процентные (ставка может быть единой, плавающей или иметь несколько ступеней);
  • индексируемые (цена меняется);
  • дисконтные (размещают по заниженной стоимости);
  • выигрышные (прибыль в виде выигрышей);
  • комбинированные (доход – совокупность основных действий нескольких типов бумаг).

По цели выпуска

Облигации государственного уровня можно использовать в разных случаях. Например, есть ценные бумаги только для инвесторов из России или для иностранных граждан и организаций (еврооблигации).

Эмиссия назначается для разных целей:

  • для покрытия «дыр» в бюджете;
  • для поддержки целевых программ;
  • для привлечения инвестиций и т. п.
Читать еще:  Торговать на бирже форекс

Преимущества и недостатки

Облигации государственного займа рекомендуют к покупке благодаря массе достоинств:

  1. Нет проблем с покупкой и продажей. Номинальная стоимость таких бумаг невысока и доступна буквально каждому, благодаря высокой ликвидности найти покупателя несложно.
  2. Большой выбор. На данный момент представлено более 40 выпусков бумаг. Инвестор может выбрать исходя из предпочтений по доходности, срокам выплат, процентной ставки и т.д.
  3. Надежность. Получение дохода гарантировано на государственном уровне, выплаты могут быть заморожены разве что из-за дефолта, а это сегодня маловероятно.

Рынок государственных ценных бумаг в мире

В каждой стране существуют некоторые особенности рынка облигаций. Вникать в дебри не буду, отмечу лишь самые ключевые факторы.

На российском рынке характерны следующие особенности:

  1. Небольшое количество частных инвесторов.
  2. Население не слишком доверяет своему правительству и частным финансовым организациям в результате регулярных кризисов и падений доходов.
  3. Непродуманная структура рынка в субъектах.

Эти и другие факторы тормозят развитие рынка и обуславливают отсталость экономики на фоне европейских стран. На сегодня рынок государственных облигаций не превышает 46 % и находится в стагнации.

Великобритания

В Великобритании государственные ценные бумаги выпускаются в основном для крупных инвесторов, например, пенсионных фондов. Их можно обменять на другие виды ЦБ. Здесь действует 4 категории (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и бессрочные). Главный эмитент – Банк Англии.

Германия

Эта страна выполняет ключевую роль в международной экономике. Развитая банковская система позволяет банкам быть и инвесторами, и эмитентами. Процентные ставки не имеют дополнительных ограничений.

Главным посредником при проведении различных финансовых операций выступает Бундесбанк. Государственные ценные бумаги не являются ключевым звеном в формировании бюджета, т. к. экономика находится на высоком уровне развития, и правительство использует иные источники дохода.

Франция

Во Франции существует три категории облигации государства:

График выпуска утверждает правительство каждый год, при этом сообщается количество эмиссий.

Япония

Японский рынок состоит из трех категорий государственных ценных бумаг, отличающихся сроком. Долгосрочные действуют не более 10 лет, среднесрочные до 4 лет, а краткосрочные казначейские векселя имеют срок погашения до 2 месяцев. Для этих ДЦБ существует свой специфический рынок, получивший название Gensaki.

Китай

Эмитенты в Китае – государственные структуры, основной пакет сконцентрирован в коммерческих банках. Доля ГЦБ на общем рынке превышает 55 % . Ко всему прочему, это закрытый рынок, доля иностранных инвесторов здесь крайне низка. Выпуск государственных облигаций – один из основных источников поступления доходов корпоративных заемщиков.

Заключение

Как видите, государственные ценные бумаги – это не так сложно. Более опытным инвесторам я бы порекомендовал задуматься об инвестициях в акции – это тоже надежный способ сохранения и приумножения своего капитала.

Особенности и отличия государственных облигаций РФ

Востребованность государственных облигаций обусловлена их вескими преимуществами – надежностью и доступностью. Общий порядок эмиссии и проведения сделок с данным видом ценных бумаг происходит на общих условиях. В то же время они имеют ряд особенностей.

Определение понятия

Государственные облигации – это вид долговых ценных бумаг, эмиссию которых проводит государство, ЦБ РФ или иной орган от имени правительства РФ. Держатель гособлигации имеет право на получение выплаты от эмитента номинальной стоимости и купонных процентов, если таковые предусмотрены. Выплата осуществляется в денежном или имущественном эквиваленте.

Государство выпускает ценные бумаги, для привлечения свободных денег населения, юридических или физических лиц. Полученные средства направляют на общественные, государственные или социальные потребности, устранение дефицита бюджета, кассовых разрывов, погашение задолженностей.

Говоря простым языком – государство выпускает на рынок облигации, занимая у физических и юридических лиц свободные средства. После деньги используются для государственных целей, они зависят от типа ценной бумаги.

Обращаются гособлигации на российском или иностранном фондовом рынке. Из этого вытекает, что есть как рублевые ценные бумаги, так и государственные еврооблигации. Эмиссией последних, кроме государства, занимаются и другие участники финансового рынка (муниципалитеты, коммерческие компании).

Характеристики и особенности ценных бумаг

В целом характеристики гособлигаций совпадают с облигациями. Эмиссия возлагается на государство либо его органы управления, но с соблюдением положений нормативных документов.

К особенностям относятся:

  1. Минимальный уровень риска и, соответственно, высокий или средний уровень надежности. Это продиктовано тем, что средств бюджета всегда будет достаточно для покрытия расходов. Но в данном случае речь идет о России, существуют страны с низким кредитным рейтингом, инвестиционные риски которых могут быть средними или высокими.
  2. Нередко – льготное налогообложение. Такой шаг повышает привлекательность инвестирования в государственные ценные бумаги. Кроме этого, отсутствие налогов в определенной степени компенсирует среднюю или низкую доходность.
  3. Сравнительно невысокая доходность.

Государственные облигации входят в портфели многих участников фондового рынка как безрисковые инвестиции.

По срокам гособлигации делятся на три вида:

  • Краткосрочные – погашение осуществляет в пределах 3 – 12 месяцев.
  • Среднесрочные – погашаются в срок от 12 месяцев до 5 лет.
  • Долгосрочные – период погашения достигает 10 и более лет.

По получению прибыли гособлигации делятся на дисконтные и купонные, но второй вид встречается намного чаще.

По валюте займа различают:

  • Внутренние гособлигации (рублевые).
  • Внешние гособлигации (еврооблигации).

Если оценить характеристики данного сектора рынка, можно сделать вывод, что государственные облигации не имеют радикальных отличий от обычных. Особенности ценных бумаг выражаются только в преимуществах.

Виды гособлигаций

Государственные облигации имеют много различных видов, причины тому – разные цели заимствования средств и полное удовлетворение спроса.

ГКО (государственная краткосрочная бескупонная облигация). Именная ценная бумага с коротким периодом действия. Относится к типу дисконтных и торгуется по цене ниже номинала.

ОФЗ (облигация федерального займа). Широкий сектор гособлигаций со средним или длительным сроком действия. Выпуск ее предназначен для российского населения, иностранных лиц (иногда устанавливаются ограничения при отдельном выпуске).

ОГСЗ (облигация государственного сберегательного займа) – процентная долговая бумага со средним периодом действия, которая выпускается только на предъявителя с номинальной ценой одной единицы, составляющей 500 руб. Покупка ее доступна для россиян, иностранных физических и юридических лиц.

ГСО (государственная сберегательная облигация) – долговая бумага целевого размещения. Ее владельцем может стать страховая компания, ПНФ, акционерный инвестиционный фонд, ПФ РФ и государственный внебюджетный фонд РФ (если это разрешено законодательством РФ), государственная корпорация.

ОГНЗ (облигация государственного нерыночного займа) – именная долговая бумага. Такой вид гособлигаций на вторичном рынке не обращается. Покупка их доступна только для юридических лиц резидентов и нерезидентов Российской Федерации.

Государственная облигация, погашаемая золотом – именная долговая бумага, которая выпускается в виде документа (золотого сертификата). Процент владельцу не начисляется. Ее владелец в назначенный срок получает в качестве погашения золото в слитке, в эквиваленте 1 кг за каждый сертификат.

ОГВВЗ (Облигация внутреннего валютного займа) – процентная долговая бумага, которую выпускают только на предъявителя с номинальной ценой 1 000 долларов. Нетипичный для рынка гособлигаций инструмент, так как номинирован в долларах США.

ОВВЗ (Облигации внешнего валютного займа). Валютные облигации, размещаемые на иностранных фондовых рынках. Номинальная стоимость устанавливает только в долларах США, стартует от 1 USD за штуку.

Доходность гособлигаций

Финансовая выгода от инвестирования в гособлигации вычисляется несколькими способами, в большинстве случаев используются один и те же показатели:

  1. Номинальная стоимость. Абсолютное большинство гособлигаций имеют номинальную стоимость в 1 000 рублей, бумаги, выпущенные в валюте, стоят от 1 доллара США. Максимальная цена может исчисляться сотнями тысяч.
  2. Процент купона, а также его вид и/или зависимость от каких-либо переменных величин.
  3. Период обращения.

Все эти данные являются публичными. Посмотреть их можно на специализированных порталах.

Такие параметры, как дюрация, некоторые виды доходности вычисляются автоматически и также предоставлены в открытом доступе.

Покупка и продажа

Как и любые облигации, государственные ценные бумаги приобретаются и продаются на фондовом рынке. Порядок совершения сделок стандартен и не имеет особенностей.

Купить гособлигации инвесторы могут двумя способами:

  • Путем обращения к брокеру. Таким образом приобретаются и другие ценные бумаги. Для их продажи тоже никаких ограничений не устанавливается. Сделки совершаются через специальную программу или по телефону.
  • Путем открытия индивидуального инвестиционного счета (ИИС). Этот вариант позволит инвестору дополнительно получить налоговый вычет в размере 13%. Но данный вид счета имеет ряд ограничений.

Первый вариант дает инвестору свободу и возможность распоряжения облигациями на свое усмотрение, а второй – возместить налоговые расходы.

Плюсы и минусы гособлигаций

Государственные облигации считаются безрисковыми или ценными бумагами с самым низким инвестиционным риском. Это делает их привлекательными для вложения средств, плюс в ряде случаев доход не облагает налогом.

Гособлигации представлены на рынке богатым выбором. Среди различных видов есть бумаги, чья доходность зависит от размера купона, дисконта, колебания различных величин, в том числе – повышения инфляции. Иными словами, предложение перекрывает существенную долю спроса.

К недостаткам можно отнести лишь сравнительно небольшую доходность. Она может быть равна средним ставкам по депозитам либо несколько их превышать. Однако облигации, как более гибкий инвестиционный инструмент, удобнее. В отличие от вкладов процентная доходность не так зависима от срока, а низкая цена номинала делает их доступными широкому кругу инвесторов.

В 2018 году правительственные облигации входят в портфель многих инвесторов. Этот вид ценных бумаг обеспечивает умеренную и стабильную доходность. Нередко данное направление инвестирования рекомендуют новым участникам фондового рынка. Причина тому – минимальный риск и стандартные условия обращения ценных бумаг.

§ 3. Государственные ценные бумаги Российской Федерации

В российском законодательстве не содержится единого перечня видов государственных ценных бумаг. Вместе с тем на территории Российской Федерации, в соответствии со ст. 143 ГК РФ государственные ценные бумаги могут выпускаться в виде:

а также иных документов, которые в соответствии с законами о ценных бумагах или в установленном в них порядке относятся к ценным бумагам.

Ценные бумаги, выпуск которых был предусмотрен актами Президента РФ и Правительства РФ, подлежат обращению на территории Российской Федерации наравне со всеми остальными ценными бумагами, так как изданные до введения в действие ГК РФ акты органов государственной власти подлежат применению впредь до введения соответствующих законов. Рассмотрим более подробно основные виды государственных ценных бумаг, которые участвуют в обращении на официальном рынке.

Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Эти облигации представляют собой переоформленные Минфином РФ совместно с ЦБ РФ и Внешэкономбанком обязательства бывшего СССР перед российскими предприятиями, организациями, учреждениями по валютным счетам во Внешэкономбанке по состоянию на 1 января 1992 г.

Читать еще:  Элементы инфраструктуры рынка ценных бумаг

Порядок и сроки выпуска ОВВЗ определены Условиями выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа, утвержденными Постановлением Совмина — Правительства РФ от 15 марта 1993 г. № 222, в соответствии с которыми ОВВЗ выпускаются в виде государственной ценной бумаги, номинированной в иностранной валюте.

Доход по ОВВЗ начисляется в размере 3% годовых и ежегодно выплачивается при предъявлении соответствующего купона, который является неотъемлемой частью облигации. Период предъявления купонов, а также самих ОВВЗ к погашению определен в 10 лет начиная с года, в течение которого установлен срок погашения соответствующих купонов или ОВВЗ.

Суммы, подлежащие выплате владельцам ОВВЗ при получении ими купонного дохода, а также при погашении самих облигаций, выплачиваются в безналичном порядке в долларах США путем перевода средств на счета в уполномоченных банках.

Кроме того, ОВВЗ, являясь государственными ценными бумагами, могут быть использованы их владельцами в граждан-ском обороте на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством и с учетом требований валютного законодательства РФ, поскольку они относятся к категории валютных ценностей. В Письме ЦБ РФ от 13 апреля 1994 г. № 87 «О порядке осуществления на территории Российской Федерации операций с облигациями внутреннего государственного валютного займа» дополнительно разъяснены особенности их обращения на территории России.

В 1996 г. был произведен дополнительный выпуск ОВВЗ, необходимость которого была вызвана неполным погашением внутреннего валютного долга государства по ОВВЗ 1993 г. Условия выпуска, размещения и погашения внутреннего государственного валютного займа 1996 г., номинированного также в долларах США, идентичны условиям выпуска 1993 г.

Государственные краткосрочные обязательства (ГКО). Начиная с 1993 г. на территории Российской Федерации выпускаются государственные краткосрочные бескупонные облигации, эмитентом которых является Минфин РФ. Порядок обращения и условия выпуска указанных ценных бумаг регулируются Основными условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций РФ, утвержденными Постановлением Совмина — Правительства РФ от 8 февраля 1993 г.

ГКО выпускаются периодически на срок до 1 года с номинальной стоимостью 1 млн руб. в бездокументарной форме. Каждый выпуск ГКО оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России.

Владельцами ГКО могут быть любые юридические и физические лица. При этом Минфином РФ по согласованию с ЦБ РФ может быть установлено ограничение круга потенциальных покупателей ГКО, которое должно быть зафиксировано в условиях их выпуска. Все операции по обращению ГКО, в том числе и учет их владельцев, осуществляются через учреждения ЦБ РФ или дилеров, т.е. юридических лиц — профессиональных участников рынка ценных бумаг, выполняющих свои полномочия на основании договора, заключенного с ЦБ РФ.

Предприятия имеют право приобретать, продавать, а также использовать ГКО в качестве залога. Никаких иных сделок, кроме заключения договоров купли-продажи и залога, владельцы ГКО совершать не вправе.

ГКО приобретаются по цене ниже номинала (с дисконтом). При погашении ГКО владельцам перечисляется в безналичной форме номинальная стоимость на момент погашения. При этом владелец имеет право на зачет стоимости погашаемых ГКО при приобретении новых ГКО следующего выпуска. Доходом по ГКО является разница между ценой реализации (равно, как и ценой погашения) и ценой покупки.

Облигации федеральных займов (ОФЗ). С целью покрытия бюджетного дефицита на основании Закона РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» государством в лице Минфина РФ во исполнение постановления Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 455 «О выпуске облигаций федеральных займов» выпускаются облигации сроком обращения от 1 года до 3 лет номинальной стоимостью 1 млн руб.

Порядок и условия выпуска ОФЗ установлены Генеральны-ми условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов. В соответствии с ними ОФЗ выпускаются в бездокументарной форме в виде записей по счетам депо, удостоверяющих право собственности их владельцев на принадлежащие им ОФЗ. Владельцы ОФЗ не вправе требовать выдачи их на руки. Владельцами ОФЗ могут быть как юридические, так и физические лица, если иное не предусмотрено условиями отдельных выпусков облигаций федеральных займов.

Доходом по ОФЗ является купонный доход в виде процента к их номинальной стоимости, который выплачивается в порядке и размере, определяемых условиями отдельных выпусков облигаций федеральных займов, утверждаемых Минфином РФ совместно с ЦБ РФ.

На сегодняшний день на территории России существуют несколько видов ОФЗ, которые различаются в зависимости от особенности определения купонного дохода, а именно:

ОФЗ с постоянным купонным доходом;

ОФЗ с переменным купоном.

Правовой режим обращения ОФЗ с переменным купоном определяется Генеральными условиями выпуска облигаций федерального займа с переменным купонным доходом, утвержденными Минфином РФ 13 июня 1995 г. № 52. Отличительной особенностью таких ОФЗ является порядок определения и выплаты дохода, который рассчитывается отдельно для каждого периода выплаты и объявляется по первому купону не позднее чем за семь дней до даты начала размещения по следующим купонам, включая последний, и не позднее чем за семь дней до даты выплаты дохода по предшествующему купону. При этом под накопленным купонным доходом понимается часть купон-ного дохода, рассчитываемая пропорционально количеству дней, прошедших от даты выпуска ОФЗ или даты выплаты предшествующего купонного дохода.

Выплата купонного дохода владельцам ОФЗ — предприятиям осуществляется через дилеров на основании поручений, выданных предприятиями. При этом выплата осуществляется на дату выплаты купонного дохода ЦБ РФ путем перечисления соответствующих средств на торговые счета дилеров до начала торгов или аукциона. ОФЗ с переменным купоном являются именными купонными среднесрочными ценными бумагами.

По ОФЗ с постоянным купонным доходом его величина устанавливается постоянной. Порядок и условия выпуска таких ОФЗ регулируются Условиями выпуска облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом, утвержденными Минфином РФ 28 июня 1996 г. № 60.

Отметим, что, как и любые ценные бумаги, ОФЗ участвуют в гражданском обороте, выступая в качестве не только предмета сделки, но и средства обеспечения выполнения договорных обязательств, например в качестве залога. Следует обратить внимание на то, что при совершении сделок стоимость ОФЗ складывается из текущей стоимости самой облигации и накопленного купонного дохода на день совершения сделки.

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).

Эти облигации, эмитируемые Минфином РФ, в отличие от ОФЗ выпускаются в документарной форме на предъявителя, закрепляя право их владельца на получение в соответствии с условиями выпуска процентного дохода и номинальной стоимости облигации при ее погашении. Владельцами ОГСЗ могут быть как юридические и физические лица Российской Федерации, так и нерезиденты.

До 1997 г. порядок и условия выпуска ОГСЗ регулировались постановлением Правительства РФ от 10 августа 1995 г. № 812, в соответствии с которыми, а также по условиям отдельных выпусков ОГСЗ процентный доход начислялся ежеквартально к номинальной стоимости облигации. Конкретный объем и сроки каждого выпуска ОГСЗ, порядок и форма выплаты доходов, условия погашения облигаций, порядок признания выпуска состоявшимся, ограничения на потенциальных владельцев, номинальная стоимость, размер, периодичность и порядок выплаты процентов по ОГСЗ регулируются условиями отдельных выпусков ОГСЗ, утверждаемых Минфином РФ.

В связи с увеличением объемов выпуска ОГСЗ Правительством РФ было принято постановление от 18 декабря 1996 г. № 1497 «О завершении в 1996 г. выпуска ОГСЗ РФ». Правительством РФ были утверждены также новые Генеральные условия выпусков ОГСЗ, в соответствии с которыми, как и ранее, порядок выпуска, обращения и погашения ОГСЗ, а также выплаты процентных доходов по ним регулируется условиями отдельных выпусков ОГСЗ.

Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ). Порядок размещения, обращения и погашения таких займов регулируется постановлением Правительства РФ от 21 марта 1996 г. № 316, а также отдельными документами Минфина РФ, определяющими периодичность, сроки, условия и порядок выплаты доходов, а также ограничение круга потенциальных владельцев.

ОГНЗ, эмитированные Минфином РФ, выпускаются в бездокументарной форме номинальной стоимостью в 1 млн руб. Владельцами ОГНЗ могут быть только юридические лица (резиденты и нерезиденты), имеющие право на получение дохода в виде процента, начисляемого к номинальной стоимости облигации, а также на получение основного долга в виде номинальной стои-мости облигации, выплачиваемого при ее погашении.

ОГНЗ не подлежат обращению на вторичном рынке и распространяются среди определенного, ограниченного круга владельцев.

Казначейские обязательства (КО). Казначейские обязательства выпускались Минфином РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 августа 1994 г. № 906. Номинальная стоимость, срок погашения, а также процентная ставка КО определялись Минфином РФ при выпуске каждой их серии. При этом они выпускались в бездокументарной форме, обращение производилось по счетам депо в уполномоченных депозитариях путем перевода соответствующих сумм на счет депо их владельцев.

По казначейским обязательствам определялся процентный доход, размер которого зависел от срока обращения. Порядок и особенности обращения КО на рынке ценных бумаг, а также отражение в бухгалтерском учете соответствующих операций регулировались Положением № 140, утвержденным Минфином РФ 21 октября 1994 г.

Документом, подтверждающим право собственности владельца на КО, являлась выписка со счета депо в уполномоченном Минфином РФ депозитарии.

В зависимости от этапов обращения определялись и возможности участия КО в гражданском обороте. В частности, на первом этапе обращения КО, при их размещении держатель имел право с помощью КО погашать свою кредиторскую задолженность путем перевода их на счета кредиторов, использовать КО в качестве залога, обменивать на налоговые освобождения.

После прохождения оговоренного в глобальном сертификате количества операций КО могли быть использованы также в качестве предмета договора купли-продажи или представлены к погашению.

В соответствии с Распоряжением ЦБ РФ от 28 сентября 1998 г. № Р-524 «О выпуске облигаций Банка России» ЦБ РФ приступил к выпуску облигаций Банка России. Порядок размещения, обращения и погашения облигаций Банка России регулируются Положением Банка России «О порядке эмиссии облигаций Центрального банка Российской Федерации».

Владельцы облигаций имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими им бумагами в соответствии с действующим законодательством. С облигациями могут заключаться только договоры (сделки) купли-продажи, а также залога. Совершение других операций с облигациями допускается только в случае принятия Банком России соответствующего нормативного акта, регламентирующего порядок совершения таких операций. Переход права собственности на облигации от одного владельца к другому наступает в момент их перевода на счет депо нового владельца.

Обращение облигаций осуществляется только путем заключения сделок купли-продажи облигаций через торговую систему. Заключение сделок залога облигаций производится в соответствии с действующим российским законодательством.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector