Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулирование рынка ценных бумаг в россии

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Дата публикации: 28.03.2019 2019-03-28

Статья просмотрена: 2339 раз

Библиографическое описание:

Маркелова, К. С. Государственное регулирование рынка ценных бумаг / К. С. Маркелова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 197-199. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57551/ (дата обращения: 07.04.2020).

Рынок ценных бумаг представляет собой организационно-правовую систему взаимодействия между эмитентами, инвесторами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг по поводу выпуска, размещения и погашения ценных бумаг.

Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг складывается на основе принципов, которые отражают как политические, так и экономические условия в нашей стране.

Под государственным регулированием следует понимать регулирование со стороны органов государственной власти. Выделяют два вида государственного регулирования: прямое и косвенное.

Прямое регулирование представляет собой способ регулирования, основанный на праве и юридических нормах. Такое регулирование осуществляется путем:

− установления требований, подлежащих обязательному исполнению всеми участниками рынка ценных бумаг. Стоит заметить, что такие требования осуществляются с помощью нормативно-законодательной деятельности;

− обязательного ведения реестров не только участников рынка, но и непосредственно самих ценных бумаг;

− лицензирования профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг;

− осуществление контроля за соблюдением правил и норм, установленных законодательством, а также применение мер воздействия на тех участников рынка ценных бумаг, которые отклоняются от соблюдения указанных правил и норм.

Косвенное регулирование организовано в результате использования экономических средств рынка ценных бумаг и включает в себя следующие элементы:

− формирование государственного бюджета и различных фондов;

− управление различными пакетами акций, находящимися в собственности государства.

Объектами государственного регулирования являются участники рынка ценных бумаг, инструменты рынка, а также различные действия, которые с ними осуществляются.

Регулирование отношений на рынке ценных бумаг осуществляют законодательные и исполнительные органы государственной власти. К числу основных государственных органов, занимающихся регулированием РЦБ относятся: Президент Российской Федерации; Государственная Дума; Правительство Российской Федерации; Банк России; Министерство финансов Российской Федерации; Федеральная антимонопольная служба; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Регулирование российского фондового рынка осуществляется путем издания нормативных правовых актов, регулирующих деятельность профессиональных участников рынка.

Среди основных задач государства, касающихся регулирования фондового рынка, многие ученые выделяют стратегическую задачу. Ее суть состоит в совершенствовании рынка ценных бумаг, его инфраструктуры и инструментов. Итогом выполнения этой задачи служит достижение высоких результатов рыночной капитализации. Задачей государства в правоприменительной сфере является создание и поддержание такого правопорядка, который позволяет исключить использование различных мошеннических схем, препятствует использованию инсайдерской информации для манипуляции финансовыми рынками, обеспечивает защиту граждан и профессиональных участников финансового рынка ценных бумаг от колебаний, финансовой нестабильности.

Основными целями государственного регулирования являются:

− формирование достаточной нормативной базы, которая способна обеспечить действенное функционирование рынка ценных бумаг;

− обеспечение условий для более совершенной деятельности институтов рынка ценных бумаг;

− разработка правил поведения для участников рынка ценных бумаг;

− защита прав и законных интересов профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В соответствии со статьёй 38 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путём:

− разработки и утверждения единых обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

− государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

− осуществление лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также приостановление либо ликвидации таких лицензий в результате нарушения требования законодательства РФ;

− создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

− запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Основным субъектом государственного регулирования рынка ценных бумаг является Банк России, к которому перешли функции по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков от упразднённой Федеральной службы по финансовым рынкам. В связи с этим Банк России обладает большим количеством полномочий в сфере регулирования рынка ценных бумаг, в том числе: 1) разработка преимущественных направлений развития фондового рынка и организация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг; 2) разработка проектов различных нормативных — правовых актов, связанных с вопросами регулирования фондового рынка; 3) утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг и государственной регистрации выпуска и отчёта об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг; 4) разработка и утверждение общеобязательных требований к осуществлению профессиональными участниками своей деятельности на рынке ценных бумаг; 5) осуществление контроля за соблюдением требований законодательства о ценных бумагах, стандартов и требований, которые были утверждены федеральным органом исполнительной власти.

Читать еще:  Как правильно торговать на бирже акциями

Нормативные — правовые акты Банка России обязательны для исполнения федеральными министерствами, иными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов, органами местного самоуправления и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

В заключение необходимо сказать, что государственное регулирование рынка ценных бумаг направлено на обеспечение полноценной и эффективной деятельности эмитентов, инвесторов и профессиональных участников рынка, а также развитие институтов финансового рынка, гарантирующих реализацию единой государственной денежно — кредитной политики и правовую защиту интересов участников рынка ценных бумаг.

  1. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22.04.1996 г. № 17, ст. 1918.
  2. Предпринимательское право: Правовое сопровождение бизнеса: учебник для магистров / Р. Н. Аганина, В. К. Андреев, Л. В. Андреева и др.; отв. ред. И. В. Ершова. М.: Проспект, 2017 -848 с.
  3. Рынок ценных бумаг: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Н. И. Берзона. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 443 с.
  4. Рынок ценных бумаг: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. Н. Михайленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 326 с.
  5. Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: монография / А. В. Белицкая, В. С. Белых, О. А. Беляева и др.; отв. ред. В. А. Вайпан, М. А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2019. 376с.

Регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации

Данная статья была скопирована с сайта https://www.sovremennoepravo.ru

К.О. ЛИПЕЙ

Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников — эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников и организации инфраструктуры рынка. Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним.

Внешнее означает подчиненность деятельности организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям. Внутреннее регулирование — это подчиненность деятельности организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим ее деятельность, ее подразделений и работников.
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем, а именно эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т. п. Регулирование осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:
· государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;
· регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Этот процесс развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг, а с другой — последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;
· общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. Именно реакция широких слоев общества на какие-то действия на рынке ценных бумаг служит первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.
Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:
· поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
· защиту участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций от преступных организаций;
· обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
· создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
· создание в определенных случаях новых рынков, поддержание необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т. п.;
· воздействие на рынок для достижения каких-то общественных целей, например для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы.
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает в себя: создание нормативной базы функционирования рынка; отбор профессиональных участников рынка; контроль над соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке. Санкциями могут быть устное и письменное предупреждения, штраф, уголовное наказание, исключение из рядов участников рынка.
Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг во многом зависят от политических и экономических условий, но одновременно должны отражать проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг. Основные принципы регулирования рынка:
· разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка — с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязанным; во второй — отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;
· выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных, т. е. тех, которые выпускаются массово, сериями (траншами) и могут быстро распространяться, рынок которых может быть быстро организован. Этими инструментами злоумышленники могут нанести существенный ущерб участникам рынка;
· максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка. Достигается возможность получения участниками рынка ценных бумаг информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке;
· необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами;
· при разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;
· обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Повышает качество нормотворчества и его объективность;
· преемственность российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции. Следует учитывать растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно строить новую систему регулирования рынка «с центра поля», необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения;
· оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими и общественными организациями).
Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:
· эмитента — при выпуске государственных ценных бумаг;
· инвестора — при управлении крупными портфелями акций промышленных обществ;
· профессионального участника — при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
· регулятора — при создании законодательства и подзаконных актов;
· верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.
Прямое или административное управление рынка ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:
· установления обязательны требований ко всем участника рынка;
· регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
· лицензирования профессиональной деятельности на рынке;
· обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
· поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы, а именно:
· систему налогообложения — ставки налогов, льготы и освобожденные от них;
· денежную политику — процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.;
· государственные капиталы — государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.;
· государственную собственность и ресурсы — государственные предприятия, природные ресурсы и земли.
Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг пока не сложилась. На начало 1996 г. ее составляли высшие органы государственной власти — Государственная Дума, Президент РФ и Правительство РФ.
Саморегулируемые организации — некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации. Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться двумя или более однотипными органами.
Права саморегулируемой организации:
· разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке ценных бумаг;
· осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на рынке;
· контроль над соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;
· информационная деятельность на рынке;
· обеспечение связи и представительства
(защиты) интересов участников рынка ценных бумаг.
Необходимо сформировать правовую основу деятельности саморегулируемых организаций, создаваемых для разработки соответствующих положений законодательства, а также охраны и защиты прав акционеров. Принцип использования таких организаций не нов, между тем их создание для охраны и защиты прав акционеров может иметь эффект. Место таких организаций сейчас с успехом занимают соответствующие коммерческие структуры, и результативность их деятельности превышает функционирование соответствующих государственных органов.

Читать еще:  Биржевой валютный рынок

Что такое государственное регулирование рынка ценных бумаг: объяснение простыми словами на понятном языке

13 августа 2019

Рад приветствовать всех заглянувших! Рынок ценных бумаг используется в экономике для привлечения нового капитала, перевода реальных активов в финансовые. Он позволяет вкладывать средства на краткосрочную или долгосрочную перспективу, формирует справедливые цены на предлагаемые инструменты.

Однако, как показал кризис в США 1929 г., бесконтрольность фондовой биржи может привести к очень тяжелым экономическим последствиям, поэтому потребовалось государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Кто регулирует рынок ценных бумаг?

После Великой депрессии 1929–1933 гг. в Соединенных Штатах был принят ряд законов по биржевому регулированию, начала работу Комиссия по ценным бумагам США (SEC). Эти нововведения послужили отправной точкой для создания подобных государственных структур в других странах мира.

Со свойственными ей особенностями повторила этот путь и Россия. В 1993 г. была создана Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при президенте РФ. С тех пор регулятор 4 раза реорганизовывался, упразднялся, ликвидировался. Сегодня эта функция возложена на Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Правда, помимо него, регуляторов тоже хватает.

Как происходит госрегулирование РЦБ в России?

Структура государственных органов, так или иначе контролирующих отечественный РЦБ:

  1. Главное правовое управление и Контрольное управление при президенте РФ. Участвуют в подготовке законопроектов, курируют рынок на предмет исполнения указов и распоряжений президента.
  2. Правительство РФ. Участвует в подготовке нормативных актов, осуществляет общее регулирование через органы исполнительной власти.
  3. Банк России. Непосредственно регулирует РЦБ как государственный орган исполнительной власти.
  4. Министерство финансов. Участвует в законодательной работе, координирует правила совершения операций на рынке, выступает эмитентом от имени государства.
  5. Министерство государственного имущества РФ. Выступает от имени государства, регулирует оборот ценных бумаг фонда федерального имущества. Контролирует преобразование госпредприятий в АО.
  6. Министерство по антимонопольной политике.
  7. Министерство экономического развития и торговли.
Читать еще:  Страховые компании на рынке ценных бумаг

Тенденции развития государственного регулирования рынка ценных бумаг

Государство напрямую заинтересовано в развитии национальных производителей, повышении собственной экономики. Доверие к рынку ценных бумаг напрямую зависит от его уровня организованности. Инвестор должен быть уверен, что его деньги не пропадут в результате мошеннических действий.

Анализируя правовое регулирование со стороны государственных органов, можно увидеть усиленное внимание к следующим направлениям:

  1. Совершенствование законодательной базы, в том числе для контроля относительно новых рыночных инструментов (ПИФы, фьючерсы, опционы и т.д).
  2. Развитие компьютеризации рынка ценных бумаг.
  3. Введение новых систем торговли.
  4. Разработка систем взаимодействия с другими рынками капиталов, путем их взаимопроникновения.

Заключение

Несмотря на несовершенное законодательство, российский рынок ценных бумаг развивается , становясь все более привлекательным для отечественных и зарубежных инвесторов. Если нас не будут периодически сотрясать политические и финансовые катаклизмы, то, вполне вероятно, отечественный РЦБ станет одним из ведущих в мире. А почему бы и нет?

Надеюсь, что эта статья была полезна для вас. Подписывайтесь на наши новости, делитесь ими с друзьями в социальных сетях. Всего вам доброго.

Что такое государственное регулирование рынка ценных бумаг и как оно происходит?

Нужно ли регулировать биржевые рынки?

Даже у фанатичных приверженцев свободной экономики сложился четкий ответ на этот вопрос: нужно! И необходимо! Многие обожглись на финансовых пирамидах и МММ.

Ряд откровенно грабительских для населения IPO (например «Роснефти» и ВТБ) заставил даже самых смелых усомниться в честности и прозрачности торгов. И кто сказал, что государство не должно принимать участие в управлении «невидимой рукой рынка»?

Наоборот, государственное регулирование рынка ценных бумаг (РЦБ) – один из главных шагов к развитию здоровой экономики! Отсутствие мошеннических схем, инсайдерских манипуляций с ценными бумагами, единое правовое поле для всех, понятные и прозрачные правила игры – это далеко не полный перечень условий, необходимых для формирования в России правильной культуры инвестирования.

Кто регулирует рынок ценных бумаг

В список регуляторов РЦБ входят:

  • президент и правительство РФ;
  • Государственная дума;
  • Банк России;
  • Министерство финансов;
  • Федеральная антимонопольная служба, а также агентство по управлению государственным имуществом.

Как происходит государственное регулирование РЦБ в России

Косвенное воздействие на рынок ценных бумаг включает:

  • изменение процентных ставок, системы налогообложения;
  • различные принципы формирования бюджета (либо иных фондов);
  • управление пакетами акций, принадлежащих государственным структурам.

Тенденции развития регулирования РЦБ

Российский биржевой рынок еще относительно молод. Многие правила и нормы только предстоит выработать. В частности, пока нет контроля над ценными бумагами третьего эшелона, некоторые правовые акты изложены двояко. Не выработана единая концепция при обнаружении инсайдерских манипуляций.

Основная тенденция регулирования РЦБ должна быть одна – вернуть доверие рядового инвестора. Стоит разработать комплекс мер по защите мелких игроков, ограждая их от произвола крупных компаний. Следует ужесточить отбор компаний, чтобы сквозь сито на торги не проходили откровенные пустышки.

Заключение

Государственное регулирование – процесс сложный, тернистый путь проб и ошибок. Но только он может привести рынок акций, облигаций и иных ценных бумаг к максимальной капитализации, вернуть доверие рядовых инвесторов, а также убедить крупные международные фонды и корпорации в прозрачности и открытости.

Только так можно создать один из крупнейших мировых финансовых центров, стимулировать развитие экономики и поднять ВВП страны.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector