Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулирование ценных бумаг

Регулирование рынка ценных бумаг: понятие, цель, виды, правовая инфраструктура

Понятие и цель регулирования рынка ценных бумаг

Регулирование РЦБ (рынка ценных бумаг) представляет собой упорядочение работы на нем всех его участников, включая операции между ними. Производится организациями, которые уполномочены на данные действия.

Цель регулирования рынка заключается в наращивании притока капитала в государственную экономику. Для этой цели используются: создание и поддержка эффективной работы РЦБ, обеспечение равноправия для всех участников рынка, недопущение ущемления интересов одних участников РЦБ за счет других и др.

Регулирование РЦБ классифицируется на внешнее и внутреннее. Первое из них заключается в подчиненности работы организации нормативным государственным актам, международным соглашениям. Внутреннее регулирование представляет собой подчиненность деятельности организации своим нормативным документам (например, устав, правила и др.).

Существует несколько этапов процесса регулирования:

  • формируется орган регулирования РЦБ;
  • создается и постоянно совершенствуется нормативная база работы рынка, происходит разработка законов, постановлений, инструкций, правил (ставят работу рынка на общепризнанную основу, которая соблюдается всеми);
  • контролируется соблюдение и исполнение всеми участниками РЦБ правил и норм;
  • разрабатывается система санкций за отклонение от установленных правил и норм (это могут быть устные предупреждения, наказания различного вида);
  • организуется отбор и допуск юридических лиц и граждан в качестве участников РЦБ в соответствии со знанием, опытом, капиталом и др.;
  • формируется орган по разрешению споров, которые могут возникнуть между участниками РЦБ.

Виды регулирования РЦБ

Государственное регулирование рынка ценных бумаг – это регулирование ценных бумаг со стороны государственных органов власти.

Регулирование подразделяется на прямое и косвенное. Первое из них часто называется административным, оно имеет в основе правовые нормы и производится с помощью следующих операций:

  • формирование обязательных требований к любому участнику РЦБ с использованием нормативно-законодательных актов;
  • регистрация участников РЦБ и самих ценных бумаг;
  • разрешительная деятельность (лицензии на ведение профессиональной деятельности, аттестация);
  • обеспечение гласности и равноправной информированности для любого участника РЦБ.

Косвенное (экономическое) регулирование имеет в основе использование экономических инструментов самого рынка как рычагов регулирования. Оно включает следующие составляющие:

  • система налогообложения (налоговые ставки, льготы и освобождение от налогов);
  • денежная политика (ставки процентов, минимальный размер заработной платы и др.);
  • политика формирования государственных доходов, направления использования расходов государства (бюджет страны и прочие фонды, включая внебюджетный, стабилизационный, инвестиционный и др.);
  • политика управления собственностью государства, включая управление пакетами акций приватизированных организаций, которые имеются у государства и др.

В число объектов государственного регулирования (саморегулирования) РЦБ включены участники РЦБ, рыночные инструменты и операции, в числе которых можно выделить:

  • ценные бумаги с позиции:
    • юридического статуса;
    • обращения и эмиссии (выпуска);
    • применение в качестве основы для производных ценных бумаг и др.
  • участники, осуществляющие:
    • отбор для рыночной деятельности любого качества;
    • перспективное участие в деятельности других рынков;
    • защита инвесторов от мошенников;
    • уплату налогов и др.
  • операции, касающиеся ценных бумаг:
    • разрешенные типы рыночных операций;
    • совмещение различных видов операций по ценными бумагам;
    • разрешение споров в сфере имущества;
    • обложение налогами и т.п.

Законы в области регулирования РЦБ

С точки зрения законодательства регулирование отношений на российском РЦБ происходит с помощью Гражданского и Налогового кодекса РФ, ФЗ № 39 «О РЦБ», ФЗ 208 «Об АО», ФЗ № 46 «О защите прав и законных интересов инвесторов на РЦБ», документации Федеральной службы по финансовым рынкам, других органов государства, которые относятся к регулированию РЦБ.

В число органов, которые осуществляют регулирование отечественного РЦБ, входят:

  • государственные органы исполнительной власти;
  • саморегулируемые организации, которые являются профессиональными участниками РЦБ;
  • организации общества, которые занимаются защитой интересов владельцев ценных бумаг.

Структура государственных органов, занимающихся регулированием, включает:

  • Госдуму, издающую законодательные акты, которые регулируют работу РЦБ;
  • Президента государства, который издает указы;
  • Правительство, которое издает Постановления, развивающие указы Президента;
  • Министерство финансов РФ;
  • Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР);
  • Банк России и др.

Первое место в рассматриваемой иерархии занимает Госдума. Это обусловлено тем, что она занимается изданием нормативных документов самого высокого уровня (например, Кодекс, Закон). Эти акты принимаются не очень быстро, поскольку не только они сами, но и любая поправка к ним могут потребовать обсуждений с помощью профильных комитетов и 3 слушаний в Думе.

Указы Президента подготавливаются и подписываются значительно быстрее. По этой причине пока в Думе происходит рассмотрение соответствующих поправок в законы, рынок может регулироваться с помощью указов Президента. Как только утверждаются поправки к закону, перестают действовать президентские указы.

Министерство финансов РФ не в полном объеме является регулятором РЦБ, так как его полномочия распространены лишь на эмиссию долговых обязательств федерального правительства и ценных бумаг субъектов РФ. Оно не просто осуществляет регулирование, но и управление РЦБ, поскольку в его лице могут совмещаться функции как регулятора рынка, так и эмитента ценных бумаг государства.

ФСФР является федеральным органом исполнительной власти, который касается РЦБ. В число функций этой организации входят:

  • разработка основных направлений развития рынка;
  • координация работы всех других федеральных органов власти, которые касаются регулирования;
  • утверждение стандартов эмиссии (корпоративных) ценных бумаг и их проспектов;
  • установление единых требований к правилам ведения профессиональной деятельности, лицензирование различных видов профессиональной деятельности рынка;
  • установление порядка, осуществление лицензирования и ведение реестра саморегулируемых организаций;
  • формирование стандарта работы инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, включая страховые организации на РЦБ;
  • установка обязательных требований к порядку ведения реестра, к операциям с ценными бумагами, норм их допуска к публичному размещению;
  • разработка проектов законодательных и прочих нормативных актов, которые связаны с вопросами регулирования, осуществление контроля их соблюдения всеми участниками РЦБ.

Банк России призван выполнять определенные функции, относящиеся к регулированию работы коммерческих банков на фондовом рынке. Для банков он осуществляет:

  • разработку правил учета и отчетности по сделкам с ценными бумагами;
  • регулирование и контроль операций банков, которые производятся с ценными бумагами;
  • регистрацию выпуска ценных бумаг банками;
  • контроль приобретения и продажи крупных пакетов акций и др.

Со стороны государства система регулирования фондового рынка может быть дополнена регулированием со стороны СРО.

Саморегулируемая организация профессиональных участников РЦБ в Российской Федерации в соответствии с законодательством признано добровольное объединение профессиональных участников фондового рынка. Это объединение действует по федеральному закону и функционирует на принципах некоммерческой организации.

Самыми важными функциями СРО являются:

  • защита интересов профессиональных участников, которая производится государственными органами регулирования;
  • обеспечение благоприятных условий для ведения профессиональной деятельности на РЦБ;
  • защита интересов клиентов;
  • соблюдение стандартов, принятых в профессиональной этике;
  • установка стандартов и правил ведения операций с ценными бумагами, отсутствующими в государственных нормах, контроль их выполнения.

Основными правами СРО являются:

  • разработка правил и стандартов ведения профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;
  • осуществление контроля соблюдения своими участниками соответствующих стандартов, операций и правил;
  • разработка учебных планов и программ, которое может осуществляться с помощью профессиональной подготовки кадров для работы на РЦБ;
  • выдача квалификационных аттестатов.

К законодательным актам, на основе которых происходит регулирование рынка ценных бумаг в РФ со стороны государства, можно отнести:

  • ГК РФ;
  • ФЗ «Об АО»;
  • ФЗ «О РЦБ»;
  • ФЗ № 48 «О переводном и простом векселе»;
  • ФЗ № 136 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»;
  • ФЗ № 102 «Об ипотеке»;
  • ФЗ № 46 «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
  • ФЗ № 156 «Об инвестиционных фондах»;
  • ФЗ № 152 «Об ипотечных ценных бумагах».
Читать еще:  Торги на бирже с чего начать

Помимо перечисленных нормативных документов издается большое число указов, стандартов и постановлений, которые развивают положения федерального законодательства.

В структуру Закона об акционерных обществах входят несколько разделов:

  • общие положения об АО и их видах;
  • информация об учреждении, реорганизации и ликвидации акционерных обществ;
  • сведения о порядке формирования и изменения уставного капитала с помощью выпуска акций, правах акционеров в соответствии с видом акций, порядке размещения облигаций;
  • варианты размещения облигаций и акций, включая установление цены их размещения;
  • дивиденды, которые выплачивает АО;
  • управление АО, включая управленческие органы и реестр акционеров;
  • перечень прав общества по отношению к размещенным им акций (выкуп или временное приобретение);
  • контроль совершения АО крупных сделок и сделок, в заключении которых есть заинтересованность;
  • контроль работы АО, учет и отчетность, информация о нем.

Закон о рынке ценных бумаг включает несколько принципиальных разделов и норм. Они регулируют:

  • типы профессиональной деятельности рынка, включая профессиональную работу в области организации торговли в форме фондовой биржи;
  • выпуск ценных бумаг и их порядок, включая именные и предъявительские корпоративные ценные бумаги в документарной и бездокументарной форме;
  • обращение эмиссионных ценных бумаг, а также относящиеся к ним вопросы, раскрывающие информацию о ценных бумагах;

управление со стороны государства с помощью федерального органа исполнительной власти, самоуправление, осуществляемое СРО профессиональных участников рынка.

Что такое регулирование рынка ценных бумаг: как происходит, виды, цели и модели регулирования

Сегодня нам предстоит серьезный разговор. Предлагаю рассмотреть регулирование рынка ценных бумаг, его механизм и принципы. На время вы откажетесь от позиции инвестора и примерите роль регулятора. Надеюсь, с моей помощью рынок станет вам ближе и понятнее.

Что это такое

Рынок ценных бумаг – это гигантская система. На нем функционируют многочисленные участники, обращаются миллиардные капиталы, выстраиваются сложнейшие процессы. Его бесперебойная работа основывается на правилах, запретах, контроле. Иначе говоря, он регулируется.

Цели и принципы регулирования

  • разделяются полномочия. Главный регулятор – это государство. От его имени издаются законы, устанавливаются рамки, проводится рыночная политика. Оно защищает свои экономические интересы и интересы своих граждан. Но вместе с тем часть функций оно делегирует саморегулирующимся организациям;
  • регулирование осуществляется комплексно: законодательно, технологически, процессуально;
  • все участники равны. Защите в равной степени подлежат права эмитентов и инвесторов.

Виды регулирования

Рынок ценных бумаг строго регламентирован. Он регулируется на международном, национальном и внутреннем уровне. Соответственно, выделяют внешнее, внутреннее и общественное регулирование.

Внешнее

Внешнее регулирование предполагает подчинение международным соглашениям и национальным нормативно-правовым актам.

На глобальном уровне РЦБ регулируется Международной организацией комиссий по ценным бумагам, Ассоциацией участников международных фондовых рынков, Ассоциацией свопов и дериваторов, Ассоциацией участников первичных рынков. Здесь формируются общие стандарты, заключаются соглашения, происходит обмен опытом.

Государственное регулирование включает в себя нормативно-правовые акты, лицензирование и контроль.

Российский рынок, например, регламентируется федеральными законами, указами президента, положениями Банка России. Деятельность брокеров, дилеров, депозитариев, клиринга, фондовой биржи, инвестиционных фондов подлежит обязательному лицензированию.

Законодательно установлена процедура эмиссии ценных бумаг. Эмитент должен пройти обязательные этапы. Сначала требуется утвержденное решение о размещении. Затем надо пройти регистрацию выпуска. Только после этого эмиссионные бумаги можно разместить. После этого эмитент обязан предоставить отчет об итогах выпуска.

Государство контролирует достоверность информации по эмитентам, инвесторам и сделкам. Оно же определяет правила торгов, ведет антимонопольный контроль, устанавливает меры ответственности.

Внутреннее

Саморегулируемые организации координируют изнутри. Они устанавливают правила проведения операций, разрабатывают стандарты профессиональной деятельности. СРО обладают большими возможностями квалифицированно и оперативно регулировать отношения между самими профессиональными участниками, а также вести рыночный контроль.

В России, к примеру, внутренним регулятором является Национальная ассоциация профессиональных участников фондового рынка. В ее ведении – стандартизация профессиональной деятельности, этика, информационная и технологическая поддержка.

Общественное

Общественные организации тоже регулируют рынок ценных бумаг. Они становятся на защиту интересов физических лиц и профессиональных инвесторов. Общественные организации вправе обращаться в суды, создавать компенсационные фонды, объединяться в ассоциации и союзы.

Модели регулирования РЦБ

В мировой практике распространены две формы регулирования. В одной ведущую роль играет государство, и лишь немногие полномочия оно передает СРО. Такая модель характерна, например, для Германии, Франции, Кореи. В другой наоборот: регулируют СРО, а государство лишь контролирует. Такая модель работает в Великобритании, США.

Российский же рынок активно регулируется государством и одновременно координируется изнутри. Благодаря этому он быстро развивается, растет. Степень доверия инвесторов к российскому рынку ценных бумаг напрямую зависит от качества его регулирования.

Заключение

В заключение замечу, что обращение ценных бумаг сегодня жестко регламентировано. На страже интересов инвестора стоит мировое бизнес-сообщество, государство, подведомственные ему структуры, общественные организации. Любая сделка возможна только в рамках установленных процедур и в соответствии с законом. Именно поэтому интерес к ценным бумагам у россиян стремительно растет.

Если вы тоже нацелены на дивиденды и биржевые торги, рекомендую изучить вопрос детальнее. Начать советую с ФЗ «О ценных бумагах», «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «Об организованных торгах». Затем обратите внимание на инструкции Центрального банка.

Полезны будут биржевые сайты, мнения экспертов и новостные сводки.

Жду от вас обратной связи, пишите, делитесь опытом, и до новых встреч.

Тема 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

4. Регулирование рынка ценных бумаг

Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

Система регулирования рынка ценных бумаг (регулятивная инфраструктура рынка) включает в себя:

1) государственные органы регулирования;

2) саморегулирующиеся организации;

3) законодательные нормы рынка ценных бумаг;

4) этику, традиции и обычаи рынка.

1. Поддержание порядка на рынке и создание нормальных условий работы всех его участников.

2. Защита участников от мошенничества и недобросовестности юридических и физических лиц.

3. Обеспечение свободного процесса ценообразования в зависимости от спроса и предложения.

4. Создание эффективного рынка со стимулами для предпринимательской деятельности.

5. Создание новых и поддержание необходимых для общества рынков и рыночных структур.

Процесс регулирования включает:

1. Создание законодательной базы функционирования рынка.

2. Отбор профессиональных участников рынка.

3. Контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил рынка.

4. Создание системы санкций за нарушение норм и правил. Система регулирования рынка ценных бумаг включает в себя:

Читать еще:  Играть на бирже форекс

5. государственные органы регулирования;

6. регулирование рынка профессиональными участниками рынка (саморегулирующие организации);

7. общественное регулирование (осуществляемое через общественное мнение).

Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

— разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, законодательных актов для реализации стратегии;

— наблюдение и регулирование исполнения этой программы,

— установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;

— контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;

— обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;

— формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;

— контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в ценные государственные бумаги.

На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг. Первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой – роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг.

1. Администрация Президента РФ участвует в работе ФСФР. Контрольное управление осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента, связанных с приватизацией и РЦБ.

2. Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием РЦБ через федеральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляет подготовку проектов Указов и распоряжений Президента РФ, а также законов в области ценных бумаг.

3. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) издает распоряжения по вопросам выдачи, приостановления и аннулирования лицензирования профессиональных участников РЦБ, а также по вопросам, имеющим распорядительный или индивидуальный характер, не требующий принятия постановлений в соответствии с федеральным законом.

4. Центральный банк РФ регулирует выпуски ценных бумаг кредитный организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ.

5. Минфин РФ регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления; лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды; осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.

6. Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ регулирует деятельность страховых компаний на рынке ценных бумаг.

Кроме государства на рынке ценных бумаг процесс регулирования осуществляется и самостоятельно так называемыми саморегулирующими организациями, которые в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг» представляют собой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующие в соответствии с законом и функционирующие на принципах некоммерческой организации. Важной особенностью такой организации является ее некоммерческая направленность, то есть ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное потребление, а только на реализацию представленных им функций.

Функциями саморегулируемых организаций являются:

— разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке ценных бумаг;

— осуществление подготовки кадров и установление требований для работы на рынке;

— контроль за соблюдением участниками правил и нормативов;

— обеспечение правдивой информацией участников рынка;

— обеспечение защиты участников в государственных органах управления.

Регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации

Данная статья была скопирована с сайта https://www.sovremennoepravo.ru

К.О. ЛИПЕЙ

Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников — эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников и организации инфраструктуры рынка. Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним.

Внешнее означает подчиненность деятельности организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям. Внутреннее регулирование — это подчиненность деятельности организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим ее деятельность, ее подразделений и работников.
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем, а именно эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т. п. Регулирование осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:
· государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;
· регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Этот процесс развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг, а с другой — последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;
· общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. Именно реакция широких слоев общества на какие-то действия на рынке ценных бумаг служит первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.
Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:
· поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
· защиту участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций от преступных организаций;
· обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
· создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
· создание в определенных случаях новых рынков, поддержание необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т. п.;
· воздействие на рынок для достижения каких-то общественных целей, например для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы.
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает в себя: создание нормативной базы функционирования рынка; отбор профессиональных участников рынка; контроль над соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке. Санкциями могут быть устное и письменное предупреждения, штраф, уголовное наказание, исключение из рядов участников рынка.
Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг во многом зависят от политических и экономических условий, но одновременно должны отражать проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг. Основные принципы регулирования рынка:
· разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка — с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязанным; во второй — отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;
· выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных, т. е. тех, которые выпускаются массово, сериями (траншами) и могут быстро распространяться, рынок которых может быть быстро организован. Этими инструментами злоумышленники могут нанести существенный ущерб участникам рынка;
· максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка. Достигается возможность получения участниками рынка ценных бумаг информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке;
· необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами;
· при разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;
· обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Повышает качество нормотворчества и его объективность;
· преемственность российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции. Следует учитывать растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно строить новую систему регулирования рынка «с центра поля», необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения;
· оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими и общественными организациями).
Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:
· эмитента — при выпуске государственных ценных бумаг;
· инвестора — при управлении крупными портфелями акций промышленных обществ;
· профессионального участника — при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
· регулятора — при создании законодательства и подзаконных актов;
· верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.
Прямое или административное управление рынка ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:
· установления обязательны требований ко всем участника рынка;
· регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
· лицензирования профессиональной деятельности на рынке;
· обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
· поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы, а именно:
· систему налогообложения — ставки налогов, льготы и освобожденные от них;
· денежную политику — процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.;
· государственные капиталы — государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.;
· государственную собственность и ресурсы — государственные предприятия, природные ресурсы и земли.
Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг пока не сложилась. На начало 1996 г. ее составляли высшие органы государственной власти — Государственная Дума, Президент РФ и Правительство РФ.
Саморегулируемые организации — некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации. Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться двумя или более однотипными органами.
Права саморегулируемой организации:
· разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке ценных бумаг;
· осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на рынке;
· контроль над соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;
· информационная деятельность на рынке;
· обеспечение связи и представительства
(защиты) интересов участников рынка ценных бумаг.
Необходимо сформировать правовую основу деятельности саморегулируемых организаций, создаваемых для разработки соответствующих положений законодательства, а также охраны и защиты прав акционеров. Принцип использования таких организаций не нов, между тем их создание для охраны и защиты прав акционеров может иметь эффект. Место таких организаций сейчас с успехом занимают соответствующие коммерческие структуры, и результативность их деятельности превышает функционирование соответствующих государственных органов.

Читать еще:  Принципы игры на бирже

Регулирование ценных бумаг

Понятие ценных бумаг

Ценная бумага представляет собой юридически закрепленное обоснование перехода права собственности на имущество или права в виде документа.

По сути, ценные бумаги определяют в денежной оценке право ее владельца на участие в деятельности предприятия, их выпустившего, или долевое участие в виде начисленного дохода по процентам или дивидендам.

Также доход по ценной бумаге можно получить в виде курсовой разницы – когда при ее последующей продаже, цена на нее выше, чем цена при покупке.

Виды регулирования ценных бумаг

Регулирование ценных бумаг – это контроль деятельности и участия всех участников рынка ценных бумаг – эмитентов и держателей.

Эмитентами выступают субъекты, которые осуществили выпуск таких бумаг и их размещение.

Такой контроль деятельности всех участников рынка ценных бумаг осуществляется различными, уполномоченными организациями и государством.

Внутреннее регулирование, в данном случае, представляет собой свод определенных нормативных правил, определенных уставом, правилами и стандартами, разработанных самими эмитентами, профессионалами на рынке ценных бумаг, а также инвесторами.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Внешнее регулирование, представляет контроль деятельности участников рынка ценных бумаг со стороны государства посредством издания различных нормативно-правовых актов федерального значения и международных соглашений.

Так, эффективное функционирование рынка ценных бумаг обеспечивается регулятивной инфраструктурой, которая состоит из нескольких подсистем. В их числе, можно выделить следующие.

Регулирующие органы. В данную подсистему включаются органы государственного регулирования и саморегулирующие учреждения.

Регулирующие функции. В данную подсистему включаются функции:

  1. Функции законодательного регулирования.
  2. Функции регистрации выпуска партий ценных бумаг.
  3. Функции выдачи лицензий на право эмиссии ценных бумаг или осуществление посреднической деятельности.
  4. Функции контроля исполнения требований законодательства.
  5. Функции соблюдения этических норм поведения на рынке ценных бумаг.
  6. Функции государства в регулировании ценных бумаг.

Отдельно можно выделить функции государственного регулирования рынка ценных бумаг.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Законодательная функция заключается в создании благоприятного правового поля для инвестирования в ценные бумаги , а также для пополнения государственной казны за счет доходов субъектов от инвестирования.

Стимулирующая функция заключается в создании оптимального механизма перераспределения финансовых ресурсов от операций с ценными бумагами в те секторы экономики, которые являются наиболее важными для развития национальной экономики в целом. Контрольная функция заключается в контроле соблюдения регламентированных норм при проведении сделок купли-продажи ценных бумаг на рынке, а также в контроле порядка эмиссии ценных бумаг.

Административная функция заключается в применении санкций за несоблюдение регламентированных норм при проведении сделок купли-продажи ценных бумаг на рынке.

Арбитражная функция заключается в участии государства через судебные органы в разрешении споров между участниками рынка ценных бумаг.

Через систему функций государственного регулирования – обеспечивается выполнение важных для развития рынка ценных бумаг и экономики государства – в целом.

Для всех участников рынка ценных бумаг, сложность заключается в постоянных изменениях нормативно-правовой базы. Вследствие таких изменений, эмитентам и держателям ценных бумаг – сложно спрогнозировать ситуацию на рынке.

Инвесторам, необходимо также учитывать особенности регулирования рынка ценных бумаг других государств, если предприятия-эмитенты осуществляют свою деятельность в этих государствах.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector