Finance-union.ru

Деньги и власть
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бесспорное списание денежных средств

Право, теория и понятие права

Безакцептное и бесспорное списание денежных средств с банковских счетов

Действующее российское законодательство предоставляет не­которым органам право давать непосредственно кредитной ор­ганизации распоряжения о бесспорном списании средств со счетов организаций без предварительной санкции судебных органов, а равно независимо от согласия должника. Однако
списание в бесспорном порядке не лишает должника права ос­порить его правильность.
Бесспорное списание денежных средств с банковских счетов по
распоряжениям третьих лиц следует различать от безакцептного списания.
При безакцептном списании на основании договора, заключен­
ного клиентом банка с контрагентом (например, договора по­
ставки), указанному контрагенту по мере выполнения условий
сделки разрешается требовать у кредитной организации, в ко­
торой открыт счет приобретателя товаров, работ или услуг,
списания в свою пользу причитающейся по договору суммы
денежных средств. При этом, например, при поэтапной оплате
приобретаемого, кредитной организации нет необходимости по
каждому обращению о безакцептном списании обращаться за
разрешением (акцептом) на такое списание к владельцу счета.
Бесспорное списание денежных средств с банковских счетов
имеет следующие основные отличия от безакцептного:
бесспорное списание основывается не на условиях договора, а вытекает из положений закона;
правом на безакцентное списание обладает не контрагент по гражданско-правовой сделке, а государственный орган;
право на бесспорное списание вытекает из властных (админи­стративных, налоговых) правоотношений, а не гражданских и иных, основанных на равенстве сторон;
бесспорное списание основано на презумпции обоснованности претензий, не требующих по своему характеру предваритель­ной санкции суда или арбитражного суда и в большинстве случаев не вызывающих возражений со стороны должника;
случаи возможности бесспорного списания средств с банков­ских счетов исчерпывающим образом определены законода­тельством.

2. В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации правом бесспорного списания денежных средств с банковских счетов кредитных организаций в рамках своих полномочий наделены налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы).
В случаях, прямо предусмотренных НК РФ, полномочиями на­логовых органов обладают:
таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области тамо­женного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ);
органы государственных внебюджетных фондов;
государственные органы исполнительной власти и исполни­тельные органы местного самоуправления, другие уполномо­ченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных орга­нов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов. По общему правилу в бесспорном порядке производится взы­скание налога с организации. По распоряжениям налоговых ор­ганов взыскание производится с расчетного (текущего) счета предприятия, а в случае отсутствия средств на этих счетах с валютного счета. Исключение взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по упла­те налога основана на изменении налоговым органом:
юридической квалификации сделок, заключенных налогопла­тельщиком с третьими лицами или
юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика. С учетом ч. 1 ст. 35 Конституции РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ о том, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда», взыска­ние неуплаченного налога с физического лица производится только в судебном порядке.

3. Таможенные органы РФ имеют право осуществлять бесспорное списание задолженности плательщиков экспортной и импорт­ной пошлины как в рублях, так и в иностранной валюте. Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим следующие функции:
по контролю и надзору в области таможенного дела;
агента валютного контроля;
специальные функции по борьбе с контрабандой, иными пре­ступлениями и административными правонарушениями. Федеральная таможенная служба находится в ведении Мини­стерства экономического развития и торговли РФ и осуществ­

ляет свою деятельность непосредственно, через таможенные органы и представительства Службы за рубежом. К основным функциям таможенных органов РФ относятся:
взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сбо­ров, контроль за правильностью исчисления и своевременно­стью их уплаты;
таможенное оформление и таможенный контроль;
борьба с нарушениями таможенных правил

Как безоговорочно получить средства по гарантии

Когда можно бесспорно списать деньги

Согласно ч. 3 ст. 45 44-ФЗ заказчик обязан это сделать при неисполнении или ненадлежащем исполнении поставщиком обязательств. Когда в качестве обеспечения исполнения госконтракта поставщик предоставил банковскую гарантию, а не деньги.

Напомним, что в отношениях по банковской гарантии выступают 3 стороны:

  1. Гарант — банк, который обеспечивает надлежащее исполнение обязательства принципалом;
  2. Принципал — поставщик, чьи обязательства обеспечивает гарант и кто предоставляет банковскую гарантию бенефициару;
  3. Бенефициар — заказчик, который принимает исполнение обязательств от принципала и может списать деньги со счета гаранта (в случае ненадлежащего исполения).

Несмотря на то, что нарушения происходят со стороны принципала, отчисления происходят со счета гаранта. Связано это с тем, что заказчик обращается непосредственно к нему с требованием об уплате по банковскому поручительству. А впоследствии банк, согласно п. 1 ст. 379 ГК, имеет право получить от поставщика выплаченные по банковской гарантии денежные средства (в порядке регресса).

Как правильно сформулировать право на бесспорное списание

В банковской гарантии нужно обратить внимание на следующие положения:

  1. Срок для направления требования бенефициаром. Оно должно быть направлено до окончания срока действия гарантии.
  2. Срок для удовлетворения требований. Бесспорное списание можно провести только если в течение 5 рабочих дней гарант не исполнил требование.
  3. Сумма списания должна быть ограничена пределом суммы по гарантии.

Таким образом, правильная формулировка должна звучать так:

Пример формулировки

Как бесспорно списать деньги

Заказчик может предусмотреть свое право в безакцептном порядке получить деньги по гарантии в извещении, документации, проекте контракта, а также в проекте контракта, если он будет заключен с единственным поставщиком. При этом в письмах Минэкономразвития № ОГ-Д28-1562 от 10.02.2017 и № Д28и-2903 от 25.10.2016 подчеркивается, что включается оно на усмотрение бенифициара в любом из указанных документов.

Читать еще:  К основному инструменту денежной политики относится

Необходимо также обратить внимание на письмо Минфина от 29.01.2018 № 24-03-07/5889. В нем указано, что гарант не может отказать бенефициару в выплате по гарантии, если соблюдены установленные сроки.

Так требование об уплате должно быть направлено гаранту до окончания срока действия гарантии.

Таким образом, если срок направления требования соблюден, условия о безоговорочном списании были заранее предусмотрены, а также выдержан срок в пять рабочих дней, заказчик имеет право получить выплаты.

В заключение обращаем внимание на довольно распространенную ошибку в просторах Интернета. Авторы при анализе темы о бесспорном списании ссылаются на статью 854 ГК, которая закрепляет основания для изъятия денежных средств со счета. Однако на практике при получении банковского поручительства клиент не всегда открывает счет, гарант и принципал подписывают договор о предоставлении банковской гарантии — это документ с отличной природой. Таким образом, рассуждения авторов не имеют под собой никакой юридической почвы.

Бесспорное списание налогов с банковского счета организации

Автор — Н. Селиванова, юрист компании «Гарант»

Своевременная уплата установленных законодательством налогов является основной обязанностью налогоплательщика, неисполнение которой влечет за собой определенные санкции со стороны налоговых органов. Налогоплательщику вначале направляется письменное извещение о неуплаченной сумме налога с требованием уплаты налога и пеней, а в случае невыполнения этого требования обязанность налогоплательщика по уплате налога исполняется принудительно путем списания требуемой суммы с его банковского счета.

Принудительное списание необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика производиться на основании вынесенного налоговой инспекцией решения. Данное решение должно приниматься уже после истечения срока, который был указан в извещении-требовании, направленном налогоплательщику. В противном случае налогоплательщик может оказаться лишенным права на добровольное исполнение требования. Подтверждением сказанного является Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 марта 2003 года N КА-А40/780-03, содержащее следующий вывод: действия налогового органа, направившего решение о бесспорном взыскании недоимки одновременно с требованием об уплате налога, противоречат налоговому законодательству.

Согласно статье 46 Налогового кодекса РФ решение о взыскании должно быть принято налоговой инспекцией в течение 60 дней после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога. Само же требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога (ст. 70 НК РФ). Правовые последствия, наступающие в случае нарушения этого срока, налоговое законодательство прямо не называет, поэтому в арбитражной практике можно встретить совершенно разные решения по этому вопросу. Так в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 июля 2002 г. N КА-А40/4711-02 отмечается, что поскольку требования налогового органа об уплате налогов выставлены с пропуском установленного ст. 70 НК РФ срока, судом правомерно принято решение о признании недействительным решения об обращении взыскания на денежные средства налогоплательщика. А в Постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 января 2003 г. N Ф09-2906/02АК сделан другой вывод: поскольку определенный ст. 70 НК РФ трехмесячный срок не является пресекательным, то пропуск налоговым органом этого срока не может служить основанием для признания требования инспекции недействительным.

Необходимо отметить, что статья 70 НК РФ предусматривает еще одну возможность для направления налоговой инспекцией требования об уплате налога: после проведения налоговой проверки (как выездной, так и камеральной) требование направляется в течение 10 дней со дня вынесения налоговым органом соответствующего решения.

В направляемом налогоплательщику требовании инспекция по своему усмотрению указывает срок для добровольной уплаты налогоплательщиком сумм налога и соответствующего штрафа, при этом согласно Приказу МНС РФ от 2 апреля 2003 г. N БГ-3-29/159 данный срок не должен превышать 10 календарных дней со дня получения налогоплательщиком требования инспекции. Требование должно направляться налоговой инспекцией руководителю или уполномоченному представителю организации по фактическому адресу организации таким способом, чтобы иметь подтверждение факта получения этого требования. Если требование направляется по иному адресу, оно не будет считаться направленным налогоплательщику. Так, например, Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 марта 2003 года N А56-31171/02 были признаны незаконными действия налоговой инспекции, которая знала о фактическом местонахождении организации (о чем свидетельствовала переписка между налоговой инспекцией и налогоплательщиком), однако направила требование по адресу, указанному в учредительных документах, и тем самым не обеспечила надлежащую передачу требования.

Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ в течение 60 дней по истечении срока добровольного исполнения требования, налоговая инспекция должна принять решение о принудительном взыскании сумм налога и штрафа со счетов организации в банках. Решение принимается руководителем или заместителем руководителя налоговой инспекции и доводится до сведения налогоплательщика в течение 5 дней с момента принятия решения.

На основании принятого решения в банк налогоплательщика направляется инкассовое поручение на списание со счетов организации необходимых денежных сумм и их перечисление в соответствующие бюджеты. Списание может производиться как с рублевых, так и с валютных расчетных счетов, но не может производиться с бюджетных, ссудных, а также депозитных счетов, для которых не истек срок действия депозитного договора. С момента предъявления в банк инкассового поручения на уплату сумм налога и при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, его обязанность по уплате налога считается исполненной (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 марта 2003 г. N А56-29631/02).

Если же на расчетных счетах организации денежных средств недостаточно или они отсутствуют, или нет информации о счетах налогоплательщика, инспекция вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика. Однако, как отмечено в Постановлении Федерального Арбитражного Суда Центрального Округа от 30 апреля 2003 г. N А14-9642-02/246/3, налоговая инспекция не имеет права на взыскание необходимых сумм за счет имущества организации, если предъявленные в банк инкассовые поручения не отозваны и не возвращены с отметкой банка о невозможности их исполнения.

Читать еще:  Денежная система сущность виды и элементы

Нередко возникает ситуация, когда неуплата установленных законодательством налогов вызвана отсутствием денежных средств на корреспондентском счете банка, обслуживающего организацию. Согласно п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Таким образом, данной нормой права исчерпывающе установлены основания и момент, когда обязанность налогоплательщика по уплате налогов считается исполненной. Многочисленные примеры судебной практики также подтверждают, что отсутствие денежных средств на корреспондентском счете банка не влечет для налогоплательщика обязанности по повторной уплате налоговых платежей в бюджет. Кроме того, если налогоплательщик не принимает какие-либо меры по обеспечению поступления платежей в бюджет и не отзывает платежные поручения, то это не свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика. Его обязанность признается исполненной по факту предъявления в банк платежного поручения (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 февраля 2003 г. N КА-А41/671-03).

По общему правилу в течение 60 дней по окончании срока добровольного исполнения требования принудительное взыскание налога и пеней осуществляется во внесудебном порядке. Однако налоговая инспекция имеет право обратиться в суд с иском и до истечения указанного срока, если существуют неразрешенные разногласия между налоговым органом и налогоплательщиком об обоснованности требований (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Статьей 45 Налогового кодекса также определены случаи, когда взыскание налога с организаций производится исключительно в судебном порядке. К ним относятся случаи принудительной уплаты налога, основанные на изменении налоговым органом либо юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, либо юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.

Кроме того, в судебном порядке рассматриваются вопросы, связанные с принудительным взысканием налогов после истечения 60 дней, предусмотренных законом для принятия налоговой инспекцией решения о бесспорном списании денежных средств с банковских счетов организации. Статья 46 Налогового кодекса РФ предоставляет налоговым органам в таких случаях право на обращение в суд с соответствующим иском. Согласно п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 такой иск может быть подан в течение шести месяцев после истечения 60-дневного срока. Как указано в Постановлении, данный 6-месячный срок является пресекательным, поэтому он не подлежит восстановлению, и в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.

В заключение отметим, что налоговые органы имеют право предъявлять требования об уплате денежных сумм только в отношении налогов и сборов, установленных действующим законодательством. Включение в требования иных платежей не соответствует Налоговому кодексу РФ (примеры включений таких платежей можно найти, в частности, в Решении Арбитражного суда Новгородской области от 16 мая 2003 г. N А44-604/03-С15).

Наталья Селиванова, юрист компании «Гарант»

Что такое безакцептное списание денежных средств

Известно, что для совершения платежа в общем случае банку требуется согласие плательщика. Такое подтвержденное согласие на оплату называют акцептом. Существуют и исключения из данного правила, когда банк, не дожидаясь акцепта, списывает денежные средства со счета. Рассмотрим случаи, когда безакцептное списание может иметь место, а также механизм осуществления таких операций.

Буква закона

Условия списания средств со счета клиента банком регулируются ст. 854 ГК РФ. Случая может быть два:

  1. Клиент признал платежное требование кредитора верным и подлежащими оплате. Дается поручение банку списать сумму платежного требования со счета.
  2. Списание средств возможно без распоряжения владельца счета.

Статья называет три причины такого списания:

  • судебное решение;
  • определенная законодательная норма;
  • условие, прописано в договоре с банком при открытии банковского счета.

На заметку! В банковских нормативных документах можно встретить два термина: «безакцептное списание» и «бесспорное списание». По сути, они одинаковы, но различаются видами банковских документов при исполнении платежа (соответственно платежное требование и инкассовое поручение). Применение обоих документов отражается в законодательных нормах, число которых достаточно велико, а классификация затруднена. На практике различия важны прежде всего для работников банка.

Рассмотрев в целом положения ст. 854 ГК РФ, перейдем к детальному разбору трех ситуаций списания средств без акцепта.

Условия безакцептного списания средств

Условие прописано в договоре банковского счета

Такое условие предусматривает, что клиент заранее согласен на списание денег кредитным учреждением. Если получателем денег является банк, оформляется операция банковским ордером (Положение ЦБ РФ №383-П от 19/06/12 п. 9.3). Здесь речь идет о комиссии банка и схожих с ней платежах. Подобный порядок может включаться непосредственно в текст договора, допсоглашение к договору, отдельное соглашение между тремя сторонами: банком, владельцем счета и кредитором владельца счета. Иначе говоря, в договоре можно прописать возможность снятия денег со счета в пользу определенных контрагентов. Плательщик обязан заранее предоставлять в банк сведения о получателе, который может рассчитывать на получение средств без акцепта; о товарах, работах, услугах, которые можно оплачивать.

Списание обусловлено нормой закона

В законодательстве также немало оснований для списания средств без предварительного согласия владельца счета. К примеру, ФЗ-164 от 29/10/98 во исполнение прав лизингодателя разрешает списание средств без согласия лизингополучателя со счета последнего, если он допускает просрочку лизинговых платежей более двух раз подряд (ст. 13). Достаточно отправить распоряжение на списание средств в банк, и операция будет осуществлена.

НК РФ ст. 46 позволяет при неуплате или неполной уплате налога применить принудительный порядок к налогоплательщику. Взыскание обращается на средства, хранящиеся на банковских счетах, за исключением некоторых спецсчетов. Банки исполняют такое распоряжение без условий.

Читать еще:  План движения денежных средств позволяет контролировать

Принято судебное решение

Здесь списание средств обосновывается, прежде всего, ФЗ-229 от 02/10/07 «Об исполнительном производстве». Виды исполнительных документов определяет ст. 12, в частности:

  • судебные исполнительные листы;
  • судебные приказы;
  • соглашения о выплате алиментов, нотариально удостоверенные документы либо их копии;
  • документы трудовой комиссии по разрешению споров;
  • судебные и иные акты по делам о правонарушениях административного характера;
  • постановления, вынесенные службой судебных приставов, и пр.

Здесь также имеет место бесспорное взыскание средств, причем алгоритм взыскания определяет не банк, а взыскатель.

Прочая информация

Нюансы договора банковского счета и его дополнительных условий, как правило, согласовываются еще на этапе принятия документа и споры вызывают редко. Иное дело – применение норм федерального законодательства и исполнение судебных решений. К примеру, ст. 12 ФЗ-229 говорит об актах органов контроля, к которым можно отнести и ФНС. Списание может осуществляться на основании их исполнительных документов.

Инспекция выставила инкассовое поручение: является ли этот документ исполнительным, или его относят к платежным? Иначе говоря, обязан ли банк исполнить его, не имея постановления налогового органа, руководствуясь лишь инкассовым поручением? Внимательное рассмотрение ст. 47 НК РФ приводит к выводу, что поручение в данном случае – документ расчетов. Для безакцептного снятия средств необходимо решение руководителя ИФНС.

Отметим, что судебные споры по поводу конституционности норм, позволяющих списывать без согласия должника деньги с его счета, руководствуясь волей контрольных органов, возникают и в настоящее время; ведь ст. 35 Конституции РФ (ч. 3) говорит, что изъятие имущества в принципе допускается только по решению суда. Нормы ст. 854 ГК РФ и принятые в развитие их положения различных ФЗ допускают множество случаев списания средств со счета без решения суда и без согласия его владельца.

Бесспорное и безакцептное списание со счетов клиента

Бесспорное (безакцептное) списание денежных средств со счетов без распоряжения владельца.

Чёткого определения термина бесспорное списание или безакцептное списание в российском законодательстве нет. ГК РФ содержит формулировку, которая носит более широкий характер – списание средств без распоряжения владельца счета.

Статья 854. ГК РФ. Основания списания денежных средств со счета:

1. Списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.

2. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

Основания для безакцептного списания денежных средств[править | править исходный текст]

В России безакцептное списание денежных средств регулируется несколькими отраслями права: гражданского, банковского, предпринимательского, финансового, налогового, таможенного.

Согласно п. 1 ст. 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Как правило, распоряжения клиента оформляются на бланках установленной формы (платежное поручение, заявление на аккредитив, чек и т. д.) в соответствии с требованиями Положения ЦБ РФ о безналичных расчетах № 2-П 12.04.2001.

Согласно п.2 ст. 854 ГК РФ право на списание средств клиента взыскателем без его согласия допускается по решению суда, а также в случаях, установленных федеральным законом. Например, в Постановлении Верховного Совета РФ от 01.04.93 № 4725-1 «О мерах по улучшению расчетов за продукцию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий» предусмотрено, что расчёты коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий с потребителями (кроме жилищно-коммунальных, бюджетных организаций и населения) за отпускаемую электрическую и тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения производятся на основании показателей измерительных приборов без акцепта плательщика.

ПОЛОЖЕНИЕ О БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 3 октября 2002 г. N 2-П отменено Положениями Банка России 19.06.2012 N 383-П, от 29.06.2012 N 384-П. Утратил силу с 21 июля 2012 года.

2. В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации правом бесспорного списания денежных средств с банковских счетов кредитных организаций в рамках своих полномочий наделены налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы).

В случаях, прямо предусмотренных НК РФ, полномочиями налоговых органов обладают:

таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ);

органы государственных внебюджетных фондов;

государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов. По общему правилу в бесспорном порядке производится взы­скание налога с организации. По распоряжениям налоговых органов взыскание производится с расчетного (текущего) счета предприятия, а в случае отсутствия средств на этих счетах с валютного счета. Исключение — взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:

юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами или

юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика. С учетом ч. 1 ст. 35 Конституции РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ о том, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда», взыскание неуплаченного налога с физического лица производится только в судебном порядке.

3. Таможенные органы РФ имеют право осуществлять бесспорное списание задолженности плательщиков экспортной и импортной пошлины как в рублях, так и в иностранной валюте. Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим следующие функции:

по контролю и надзору в области таможенного дела;

агента валютного контроля;

специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector