Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Денежная система рф понятие

Понятие денежной системы — Финансовое право (Белоусов Д.С.)

Деньги являются общепринятым орудием обмена и средством платежа. К основным функциям денег относятся, во-первых, функция измерения стоимости товаров (деньги как мера стоимости); во-вторых, посредническая функция при товарно-денежном обмене (деньги как средство обращения); в-третьих, функция платежного средства (деньги как средство платежа); в-четвертых, функция накопления и сбережения (деньги как средство тезаврации); и, наконец, в-пятых, функция мировых денег (как всеобщее средство платежа, покупательное средство и общественная материализация богатства).

Денежная система – это форма организации денежного обращения, т. е. непрерывного процесса движения денег в качестве средства обращения и платежа в государстве, сложившаяся исторически и закрепленная законодательно.

Денежное обращение представляет собой движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее оборот общественного продукта, а также нетоварные платежи и расходы. В первом случае (при наличном денежном обращении) средством платежа являются реальные денежные знаки (банкноты, монеты и т. п.), передаваемые одним субъектом другому за товары, оказанные работы (услуги). Во втором же (при безналичном обращении) происходит списание определенных денежных сумм со счета одного субъекта в банковской кредитной организации и зачисление ее на банковский счет другого субъекта, при которой наличные денежные знаки отсутствуют.

Денежная система РФ включает в себя: во-первых, официальную денежную единицу; во-вторых, порядок эмиссии наличных денег; в-третьих, организацию и регулирование денежного обращения.

Основной элемент денежной системы РФ – официальная денежная единица (валюта) РФ, которой является рубль, состоящий из 100 копеек. Законом запрещено введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов, т. е. денежных знаков, не предусмотренных законодательством. Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается и ежедневно публикуется Банком России. Лица, виновные в нарушении указанных требований, несут уголовную, административную или имущественную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Вторым элементом российской денежной системы является порядок эмиссии наличных денег. Эмиссия наличных денег, как и организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ, осуществляются исключительно Банком России. Для функционирования денежной системы важное значение имеет положение ч. 1 ст. 75 Конституции РФ о недопустимости в РФ введения и эмиссии каких-либо других денег, кроме рубля. Наличные деньги в России выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты, которые являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Третьим элементом российской денежной системы является организация и регулирование денежного обращения. Регулируя денежное обращение, российское законодательство исходит из единства денежной массы, единства обращения, связи оборота денег с кредитной политикой, руководствуясь при этом Основными направлениями денежно-кредитной политики РФ.

На Банк России в данной сфере деятельности возлагаются: 1) планирование объемов производства, перевозки и хранения банкнот и монет, создание их резервных фондов; 2) установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег 3) установление признаков платежности денежных знаков порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также уничтожения; 4) определение порядка ведения кассовых операций в РФ.

Денежная система РФ: понятие, состав, правовые основы.

Деньги являются общепринятым орудием обмена и средством платежа. К основным функциям денег относятся, во-первых, функция измерения стоимости товаров (деньги как мера стоимости); во-вторых, посредническая функция при товарно-денежном обмене (деньги как средство обращения); в-третьих, функция платежного средства (деньги как средство платежа); в-четвертых, функция накопления и сбережения (деньги как средство тезаврации); и, наконец, в-пятых, функция мировых денег (как всеобщее средство платежа, покупательное средство и общественная материализация богатства).

Денежная система – это форма организации денежного обращения, т. е. непрерывного процесса движения денег в качестве средства обращения и платежа в государстве, сложившаяся исторически и закрепленная законодательно.

Денежное обращение представляет собой движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее оборот общественного продукта, а также нетоварные платежи и расходы. В первом случае (при наличном денежном обращении) средством платежа являются реальные денежные знаки (банкноты, монеты и т. п.), передаваемые одним субъектом другому за товары, оказанные работы (услуги). Во втором же (при безналичном обращении) происходит списание определенных денежных сумм со счета одного субъекта в банковской кредитной организации и зачисление ее на банковский счет другого субъекта, при которой наличные денежные знаки отсутствуют.

Денежная система РФ включает в себя: во-первых, официальную денежную единицу; во-вторых, порядок эмиссии наличных денег; в-третьих, организацию и регулирование денежного обращения.

Основной элемент денежной системы РФ – официальная денежная единица (валюта) РФ, которой является рубль, состоящий из 100 копеек. Законом запрещено введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов, т. е. денежных знаков, не предусмотренных законодательством. Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается и ежедневно публикуется Банком России. Лица, виновные в нарушении указанных требований, несут уголовную, административную или имущественную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Вторым элементом российской денежной системы является порядок эмиссии наличных денег. Эмиссия наличных денег, как и организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ, осуществляются исключительно Банком России. Для функционирования денежной системы важное значение имеет положение ч. 1 ст. 75 Конституции РФ о недопустимости в РФ введения и эмиссии каких-либо других денег, кроме рубля. Наличные деньги в России выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты, которые являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Третьим элементом российской денежной системы является организация и регулирование денежного обращения. Регулируя денежное обращение, российское законодательство исходит из единства денежной массы, единства обращения, связи оборота денег с кредитной политикой, руководствуясь при этом Основными направлениями денежно-кредитной политики РФ.

На Банк России в данной сфере деятельности возлагаются: 1) планирование объемов производства, перевозки и хранения банкнот и монет, создание их резервных фондов; 2) установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег 3) установление признаков платежности денежных знаков порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также уничтожения; 4) определение порядка ведения кассовых операций в РФ.

Правовую основу функционирования денежной системы РФ, исходя из конституционных положений, составляет федеральное законодательство. Многообразие и комплексность отношений, возникающих в сфере организации и функционирования денежной системы, обусловили правовое регулирование данной сферы одновременно несколькими отраслями права – гражданским, административным, уголовным. Однако базисными являются нормы финансового права, так как именно они регулируют отношения, связанные с самой организацией (построением, структурой и т. п.) и функционированием денежной системы РФ. Финансово-правовыми нормами регулируются публичные отношения в сфере денежной системы, как наиболее тесно связанные с государственными и социально-экономическими интересами общества.

Основными целями финансово-правового регулирования денежной системы РФ являются разработка и нормативно-правовое закрепление системы мер, обеспечивающих экономический рост, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса, смягчение структурных хозяйственных диспропорций в условиях рыночной экономики. К основному источнику финансового права, регулирующему правоотношения в сфере денежной системы, относится ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)». Кроме того, указанные отношения регулируются нормами федеральных законов «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле». Особое значение имеют правовые акты Банка России (как правило, в форме Положений, Указаний, носящих нормативный характер). Они уточняют и конкретизируют общие положения федерального законодательства о денежной системе, чем способствуют их реализации. Банк России в соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции, а также ст. 4 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Перечень основных инструментов и методов этой политики закреплен в гл. VII названного Закона. Центральный банк РФ осуществляет свои полномочия в сфере денежного обращения независимо от других органов государственной власти.

Читать еще:  Прием на экспертизу сомнительных денежных знаков

Одним из способов обеспечения стабильности рубля является регулирование отношения рубля к иностранной валюте. Это достигается и посредством применения так называемого валютного коридора, когда ЦБ РФ гарантирует допустимые пределы колебания курса иностранной валюты по отношению к рублю, используя свои резервы иностранной валюты на межбанковских торгах. Особое значение имеет и возможность применения в качестве одного из инструментов денежно-кредитной политики Банка России валютных интервенций, т. е. купли-продажи Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Средством защиты рубля является и установление признаков платежности денежных знаков, а также изъятие из обращения поврежденных и ветхих денежных купюр, выпуск наличных денег, обладающих средствами защиты, позволяющими избежать их подделки.

Организация и функционирование денежной системы относится к числу факторов первоочередного значения для экономики страны и жизнеобеспечения государства в целом. Денежная система страны отражает состояние его экономики.

В соответствии с Конституцией РФ в РФ существует централизованное управление денежной системой, т. к. финансовое, валютное регулирование, денежная эмиссия, а также федеральные банки находятся в ведении самой Федерации.

45. Дискуссионные вопросы правового определения денег. «Денежные суррогаты», «денежные инструменты», «электронные деньги», «криптовалюты».

Важным критерием степени развитости денежного обращения любой страны является наличие или отсутствие в обращении заменителей денег, или суррогатов.

Денежные суррогаты — это заменители официальных форм денег, введенные в обращение произвольно хозяйствующими субъектами для осуществления платежей.

Денежные суррогаты могут выполнять функцию средства платежа, но не могут служить средством сбережения и определять пропорцию обмена товаров. Денежные суррогаты в отличие от денег не обладают абсолютной ликвидностью, поскольку имеют ограниченное обращение, не могут обеспечить сохранение покупательной способности, поскольку во вторичном обращении принимаются с дисконтом, т.е. по цене ниже номинала.

Основной причиной появления денежных суррогатов, как отмечают многие экономисты, является недостаток официальных денежных знаков, который может быть в результате проведения государством чрезмерно жесткой денежно-кредитной политики, направленной на устранение негативных инфляционных процессов. Основным показателем, характеризующим степень обеспеченности экономики деньгами, является коэффициент монетизации, который определяется как процентное соотношение показателя денежной массы и ВВП. Так, коэффициент монетизации в 1990 г. в России составлял от 12 до 20%, в то время как в развитых странах это соотношение составляло 60-70%. Другой причиной введения в обращение денежных суррогатов являлся разрыв хозяйственных связей.

В зависимости от специфики организации денежных отношений и характера их участников денежные суррогаты можно разделить на:

• государственные (казначейские обязательства, налоговые льготы, региональные деньги и др.);

• коммерческие (финансовые векселя, расписки);

• прочие (талоны, товарные документы).

К основным причинам использования денежных суррогатов в России в начальный период перехода к рыночной экономике можно отнести:

o замещение денег в качестве средства платежа ввиду недостаточности наличных денег, неразвитости безналичных расчетов в условиях перестройки банковской системы, отсутствие электронных денег;

o скрытые убытки предприятий в переходный период к рыночным условиям хозяйствования;

o уклонение от многочисленных налогов, что приводило к снижению поступления денежных средств в бюджет и увеличению его дефицита;

o инфляционные процессы, связанные с отпуском цен в условиях перехода к рыночным условиям хозяйствования;

o деформация товарного векселя как инструмента коммерческого кредитования в России.

Все вышеперечисленные причины способствовали развитию денежных суррогатов в России в виде финансовых инструментов, необеспеченного коммерческого кредита и бартера. В частности, для погашения неплатежей, сумма которых в 1991 — 1996 гг. составляла более 2 млрд руб., в основном неплатежи в бюджет, Минфином России были выпущены казначейские векселя для проведения взаиморасчетов между хозяйствующими субъектами, коммерческими банками и бюджетными организациями, что сделало возможным функционирование платежной системы в нормальном режиме.

Финансовый инструмент — «квазиденьги», финансовый документ (ценная бумага, денежное обязательство, фьючерс, опцион и т. п.), продажа или передача которого обеспечивает получение денежных средств.

Это, по сути, любой контракт, результатом которого является появление определенной статьи в активах одной стороны контракта и статьи в пассивах другой стороны контракта[1][2]. Различают инструменты денежного рынка или инструменты рынка капиталов.

Финансовые инструменты подразделяются на первичные (денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям) и вторичные, или производные, (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы).

Денежная система РФ: понятие, элементы, правовые основы.

Денежная система —это исторически сложившееся устройство денежного обращения в стране, которое закреплено национальным законодательством.

Таким образом под денежной системой следует понимать урегулированную нормами законодательства о денежном обращении совокупность форм и методов организации денежной эмиссии, а также механизмов денежного обращения и расчетов.

Основным элементом денежной системы РФ является официальная денежная единица, т.е. установленная правовыми нормами система денежных знаков, применяемых в государстве. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль (ст. 75 КРФ). Один рубль состоит из 100 копеек. Законом запрещено введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов, т.е. денежных знаков, не предусмотренных законодательством и вводящихся самовольно (ст. 27, 28 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»). Официальный курс рубля к денежным единицам других государств определяется и еженедельно публикуется Банком России.

Вторым элементом российской денежной системы является порядок эмиссии наличных денег. Эмиссия наличных денег, как и организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ, осуществляются исключительно Банком России. Для функционирования денежной системы важное значение имеет ч. 1 ст. 75 КРФ о недопустимости в РФ введения и эмиссии каких-либо других денег, кроме рубля. Этим не только закрепляется монополия Банка России на эмиссию рубля, но и устанавливаются рамки полномочий государственных, в том числе национальных, банков, созданных в ряде субъектов РФ. Последние лишены права эмиссии любых иных «национальных» денег.

Третьим элементом российской денежной системы является организация и регулирование денежного обращения. Регулируя денежное обращение, российское законодательство исходит из единства денежной массы (наличных и безналичных средств), единства обращения, связи оборота денег с кредитной политикой. Указанное регулирование осуществляется в соответствии с действующим банковским законодательством и основными направлениями денежно-кредитной политики РФ.

Классификация нормативно-правовых актов, закрепляющих основы денежной системы по их юридической силе:

1) Конституция РФ — устанавливает общие положения (основы) организации денежной системы в РФ;

2) федеральные конституционные законы: ФКЗ от 17.12.1997 г, № 2-ФКЗ ≪О Правительстве РФ≫ устанавливает полномочия Правительства РФ в отношении организации денежной системы РФ;

3) Федеральные законы: ФЗ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ ≪О Центральном банке РФ (Банке России)≫ — на данном этапе основной нормативно-правовой акт, закрепляющий порядок организации наличного денежного обращения, эмиссии, устанавливающий основы кредитноденежной политики РФ;

Читать еще:  Приростной денежный поток определяется

4) нормативно-правовые акты Президента РФ – например, Указ Президента РФ ≪Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен≫ от 04.08.1997 г.;

5)нормативно-правовые акты Правительства РФ — постановление от 18.09.1997 г. ≪О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен≫;

6) нормативно-правовые акты Центрального банка РФ:

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тема №11. Правовые основы денежного обращения в РФ.

Объем времени, отводимого для изучения данной темы: 2 часа в соответствии с тематическим планом

Место проведения: учебная аудитория

Методика проведения: традиционная форма

Основное содержание темы:

Понятие и правовые основы денежной системы Российской Федерации.

Центральный банк РФ выполняет в сфере наличного денеж­ного оборота следующие функции:

1) обеспечивает устойчивость рубля;

2) разрабатывает и проводит единую государствен­ную денежно-кредитную политику в области наличного денеж­ного обращения, направленную на защиту устойчивости рубля, взаимодействуя с Правительством РФ;

3) обладая эмиссионной функцией, монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

4) несет ответственность за покупюрный состав денежного обращения.

Основные термины и понятия:«денежное обращение», «Расчетные документы», «эмиссии».

Цели занятия:

1. Дидактическая — приобретение студентов теоретических знаний о понятии и особенностях административного процесса, а также о его принципах и структуре.

2. Методическая — доведение до студентов содержания основ знаний по рассматриваемой теме, рекомендуемой литературы, акцентирование внимания студентов на наиболее значимых характеристиках изучаемой проблематики.

3. Воспитательная — формирование у студентов убежденности в необходимости строгого следования требованиям законодательства.

План:

1. Понятие и правовые основы денежной системы Российской Федерации.

2. Правовые основы обращения наличных денег и безналичного денежного обращения.

ВВЕДЕНИЕ

Денежная система любого государства является объектом правового регулирования. Конституция РФ относит финансовое и валютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации (ст.71).

Нормы финансового права детально фиксируют статус денежной системы РФ. Кроме того, с помощью норм финансового права о признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов и т.п. обеспечивается ее нормальное функционирование.

Денежное обращение – это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В Российской Федерации, в условиях перехода к рыночной эко­номике, деньги используются как один из важнейших регулято­ров экономических отношений, формирования их в направлении, необходимом для достижения государственных и общественных интересов, а также частных интересов, не противоречащих инте­ресам государственным и общественным. В процессе экономичес­ких преобразований неизбежно выявлялись недостатки существовавшей ранее денежной системы, ряд параметров которой опреде­лялся не экономическими, а административными методами.

Все эти обстоятельства делают необходимым проведение ком­плекса мер по становлению и укреплению денежной системы Рос­сии.

Известно, что в разных странах в разное время функции денег выполняли самые различные товары. При этом учитывались гео­графические, национальные и иные особенности населения, про­живавшего в соответствующих странах, а также специфика хозяй­ственной деятельности этих стран. С течением времени практичес­ки во всех странах перешли к универсальному денежному средст­ву – золоту, учитывая особые качества золота как вещества и товара: компактность; неизменяемость физических свойств; боль­шое количество труда и средств, затрачиваемых на добычу и пере­работку золота, следовательно, и высокую его стоимость, и т.п. Однако наличное обращение золота (в слитках, монетах, издели­ях) затруднено из-за необходимости постоянного перемещения его больших масс и из-за физической изнашиваемости монет, слит­ков, изделий.

Поэтому в XVII—XIX вв. практически во всех странах перехо­дят на бумажные деньги, особенностью которых являлось выраже­ние в денежной единице определенной меры (массы) золота.

Длительное время традиционно сохранялись право владельца бумажных денег на их обмен на определенное количество золота и соответствующая обязанность эмитента (т.е. субъекта, выпус­тившего в обращение деньги) обменять представленные бумажные деньги на золото. Это было характерно, в частности, для дореволю­ционной России и для советского государства времен новой эконо­мической политики 1920-х гг.

Современная практика подавляющего большинства государств и банков исходит из отсутствия права и обязанности обменять бумажные деньги на золото. Внешним ее проявлением является отсутствие на бумажных денежных знаках некогда традицион­ных надписей о соответствии «бумажной» денежной единицы оп­ределенной массе золота и об обязательстве эмитента обменять бумажную купюру на соответствующее количество золота. Таких надписей нет, в частности, на бумажных денежных знаках Банка России.

В современной практике организации денежного обращения в различных странах становятся все более редкими надписи на бу­мажных денежных знаках о том, что эти знаки обеспечиваются золотом и другими драгоценностями, «всем достоянием» конкрет­ного государства или банка-эмитента (такие надписи были, в част­ности, на бумажных денежных знаках Союза ССР).

Принято считать, что денежные знаки (как бумажные, так и металлические) обеспечены всеми активами эмитента.

Это положение в общей форме закреплено в законодательных актах соответствующих государств о денежном обращении.

В частности, в ст. 30 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» указано, что банк­ноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не ус­танавливается.

Поэтому нет необходимости в специальном указании на каждой банкноте (монете) о возможности ее обмена на золото или об ином способе ее обеспеченности. Такая необходимость, вызванная пси­хологическими мотивами, ощущалась при переходе от непосредст­венно золотого и ему подобного денежного обращения к традици­онному обращению.

Наряду с золотом функции денег широко выполняли другие драгоценные металлы — платина и серебро. В настоящее время лишь очень немногие государства используют серебро для изготов­ления монет.

В современной Российской Федерации золотые, серебряные и платиновые монеты выпускаются как сувениры, как объект кол­лекционирования, причем специально обработанные и упакован­ные. Хотя такие монеты обязательны к приему наряду с денежны­ми купюрами и обычными монетами, в денежном обращении их фактически нет.

Деньги являются общепринятым орудием обмена и сред­ством платежа. К основным функциям денег относятся, во-пер­вых, функция измерения стоимости товаров (деньги как мера стоимости); во-вторых, посредническая функция при товарно-денежном обмене (деньги как средство обращения); в-третьих, функция платежного средства (деньги как средство платежа); в-четвертых, функция накопления и сбережения (деньги как средство тезаврации); и, наконец, в-пятых, функция мировых денег (как всеобщее средство платежа, покупательное средство и общественная материализация богатства). В ходе историчес­кого развития в каждом государстве складывается своя собствен­ная «национальная» денежная система.

Денежная система – это форма организации денежного об­ращения, т. е. непрерывного процесса движения денег в каче­стве средства обращения и платежа в государстве, сложившаяся исторически и закрепленная законодательно. Организация и функционирование денежной системы относятся к числу фак­торов первоочередного значения для экономики страны и жиз­необеспечения государства в целом. Денежная система государ­ства отражает состояние его экономики. Деньги, обслуживаю­щие оборот общественного продукта, выступают в двух формах: в форме обращения наличных денег и в форме безналичных денежных расчетов. Законодательством каждой страны определяется собственная структура денежной системы, а следователь­но, и денежного обращения как ее основы.

В общем виде денежное обращение представляет собой дви­жение денег в наличной и безналичной формах, обслуживаю­щее оборот общественного продукта, а также нетоварные плате­жи и расходы. В первом случае (при наличном денежном обра­щении) средством платежа являются реальные денежные знаки (банкноты, монеты и т. п.), передаваемые одним субъектом дру­гому за товары, оказанные работы (услуги), т. е. по принципу «из рук в руки». Во втором же (при безналичном обращении) происходит списание определенных денежных сумм со счета одного субъекта в банковской кредитной организации и зачис­ление ее на банковский счет другого субъекта, при которой наличные денежные знаки отсутствуют. Обе сферы денежного оборота между собой тесно связаны и важны для эффективного функционирования экономики государства. Однако безналич­ные платежи имеют преобладающий вес (как правило, около 85% составляют именно безналичные платежи).

Читать еще:  Особая форма денежных отношений между государством

Денежная система РФ включает в себя; во-первых, офици­альную денежную единицу; во-вторых, порядок эмиссии налич­ных денег; в-третьих, организацию и регулирование денежного обращения.

Первый и основной элемент денежной системы РФ – офици­альная денежная единица (валюта) РФ, которой является рубль, состоящий из 100 копеек. Законом запрещено введение на тер­ритории РФ других денежных единиц и выпуск денежных сур­рогатов, т. е. денежных знаков, не предусмотренных законода­тельством. Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается и ежедневно публикуется Банком России. Лица, виновные в нарушении указанных требо­ваний, несут уголовную, административную или имуществен­ную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Вторым элементом российской денежной системы является порядок эмиссии наличных денег. Эмиссия наличных денег, как и организация, их обращения и изъятия из обращения на террито­рии РФ, осуществляются исключительно Банком России. Для функционирования денежной системы большое значение имеет положение ч. 1 ст. 75 Конституции РФ о недопустимости в Российской Федерации введения и эмиссии каких-либо других денег, кроме рубля. Наличные деньги в России выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металличе­ской монеты, которые являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России по согласованию с Правительством РФ. Сообщения о выпуске в обращение бан­кнот и монет новых образцов, а также их описание публикуют­ся Банком России в средствах массовой информации. Финансово-правовые основы организации и функционирования россий­ской денежной системы закреплены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

В настоящее время на территории РФ выпущены в обращение банкноты (банковские билеты) достоинством 5; 10; 50; 100; 500; 1000 руб., а также монеты достоинством 1; 5; 10; 50 коп. и 1; 2; 5 руб. Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Банком России, обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории РФ во все виды платежей, а также для зачис­ления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода. На Банк России возлагается ответственность за покупюрный состав наличных денег в обращении, необходимый для бесперебойного проведения расчетов наличными деньгами на территории РФ.

Третьим элементом российской денежной системы является организация и регулирование денежного обращения. Регулируя денежное обращение, российское законодательство исходит из единства денежной массы (наличных и безналичных средств), единства обращения, связи оборота денег с кредитной полити­кой, руководствуясь при этом Основными направлениями де­нежно-кредитной политики Российской Федерации.

На Банк России в данной сфере деятельности возлагаются:

1) планирование объемов производства, перевозки и хранения банкнот и монет, создание их резервных фондов;

2) установле­ние правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;

3)установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

4) определение порядка ведения кассовых опера­ций в Российской Федерации.

Все это характеризует централизованное управление денеж­ной системой в Российской Федерации соответственно нормам Конституции РФ об отнесении финансового и валютного регу­лирования, денежной эмиссии, федеральных банков к исклю­чительному ведению самой Федерации (п. «ж» ст. 71).

Российская денежная система

Понятие денежной системы

Денежная система представляет собой устройство денежного обращения в государстве, которое формируется в процессе исторического развития и закрепляется Законодательством.

Денежной системой определен денежный знак, который находится в ходу в данной стране.

Денежная система каждого государства состоит из таких составляющих:

  • денежная единица,
  • определенный вид (виды) денег,
  • эмиссия денег,
  • масштаб цен,
  • регулирование обращения государством.

Денежная единица включает размер драгоценных металлов, который принимается в качестве масштаба цен. Государство определяет наименование денежной единицы, при этом масштаб цен представляет собой выраженную стоимость товаров посредством определенного весового содержания драгоценного металла в денежных единицах.

Виды денег, выступающие законным официальным платежным средством:

  • кредитные деньги,
  • банкнота,
  • монета,
  • бумажные деньги.

Эмиссионная система — порядок выпуска и дальнейшего обращения денежных знаков, который установило Законодательство. Эмиссия осуществляется Центральным банком и казначейством.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Денежная система России

Современная денежная система Российской Федерации начинает свое развитие после распада Советского Союза. На сегодняшний день современная система РФ и денежное обращение государства работает в соответствии с Законом о Центральном банке, определяющим ее правовые основы.

Денежная единица нашей страны – рубль, при этом ввод и использование прочих единиц денег законодательно запрещено. Закон не предусматривает соотношение рубля и золота.

Виды денег, которые применяются в нашей стране, представлены банкнотами и монетами из металла. Эти виды денег должны обеспечиваться активами Центрального банка, в число которых входит:

  1. золотой запас,
  2. резерв кредитных организаций,
  3. ценные бумаги.

Образцы денежных знаков утверждаются Центральным Банком, при этом информация о выпуске новых денег должна быть сообщена в СМИ. Новые деньги могут быть выпущены лишь на основании эмиссионного разрешения, выдаваемого Правлением Центрального банка в пределах суммы, которая установлена Правительством Российской Федерации.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Банк России организует наличное денежное обращение и безналичные расчеты, координируя, регулируя и лицензируя при этом расчетные (клиринговые) системы, путем установления правовых норм и стандартов для осуществления безналичного расчета.

В нашем государстве обращаются наличные деньги (банкноты, монеты) и безналичные (средства, которые фиксируются на счетах кредитных учреждений).

Денежные знаки, находящиеся в обороте в нашем государстве, обязательны к приему в своей нарицательной стоимости по всей России во всех видах платежей, а также при зачислениях на счет, вклад, аккредитив и для переводов.

Так как рубль не связан с золотом, то в России не существует фиксированного масштаба цен, масштаб цены на рубль официально назначается государством.

Для регулирования экономики Центробанком используются следующие инструменты кредитно-денежной политики:

  • дисконтная политика (ставки учетного процента),
  • норма резерва кредитных институтов,
  • операции открытых рынков,
  • регламентированные нормативы, которые должны исполнять кредитные институты и др.

Законом разграничены полномочия Правительства и Центробанка России в сфере производства денежных знаков. Центральный банк ответственен только за процесс планирования объемов их производства.

Для организации наличного денежного обращения на ЦБРФ возлагаются следующие функции:

  1. Спрогнозировать и организовать выпуск банкнот и монет;
  2. Создать резервные фонды банкнот и монет;
  3. Определить правила хранения, перевозки и инкассации наличности;
  4. Установить признаки платежности денежных знаков, а также порядок замены и ликвидации денежных знаков;
  5. Утвердить правила ведения кассовых операций кредитных учреждений.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector