Finance-union.ru

Деньги и власть
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Денежная система российской федерации 2020

Ситуация на финансовых рынках и стабилизационные меры

Банк России тесно взаимодействует с Правительством Российской Федерации для оперативного обмена информацией и выработки комплексных решений по поддержке граждан, предприятий и экономики в условиях пандемии коронавирусной инфекции, резкого снижения цен на нефть и волатильности на мировых и российском финансовом рынке.

Правительство и Банк России разработали пакет экономических мер для борьбы с последствиями пандемии COVID-19 и волатильности на финансовых рынках. Меры направлены на достижение трех целей: обеспечение финансовой стабильности, устойчивости секторов и отраслей экономики и поддержку регионов и населения.

Меры Банка России предполагают: поддержание ликвидности банковского сектора, мониторинг состояния приоритетных отраслей и системообразующих предприятий, регуляторные послабления, снижающие риски, связанные с долговой нагрузкой компаний и граждан.

Полный экономический эффект от происходящих событий на настоящий момент не может быть предсказан, поэтому пакет реализуемых мер будет расширяться в случае необходимости.

Ответы на часто задаваемые вопросы о мерах по поддержке граждан и экономики в условиях пандемии коронавируса здесь.

Сейчас российская финансовая система готова к внешним шокам лучше, чем в 2014–2015 годах. В банковской и в целом финансовой системе накоплены буферы и капитала, и ликвидности, как рублевой, так и валютной. Объем внешнего и внутреннего валютного долга в последние годы снизился. Бюджетное правило в значительной степени изолирует бюджет от колебаний цен на нефть.

Вызванное изменением внешних условий (распространение эпидемии коронавируса и ухудшение ситуации на рынке нефти) ослабление рубля является существенным, но краткосрочным проинфляционным фактором. Инфляция с низкого уровня последних месяцев будет возвращаться к цели Банка России быстрее, чем прогнозировалось ранее.

Однако выраженное и продолжительное замедление мировой экономики, а также влияние возросшей неопределенности и произошедшего ужесточения денежно-кредитных условий на динамику внутреннего спроса могут стать значимыми дезинфляционными факторами среднесрочного характера.

6 апреля 2020 года

Банк России проведет аукцион репо «тонкой настройки» в объеме 500 млрд рублей с исполнением первой части сделок 6 апреля 2020 года, второй части — 8 апреля 2020 года. Подробнее.

30 марта 2020 года

Банк России принял решение провести 31 марта 2020 года аукцион репо «тонкой настройки» в объеме 500 млрд рублей с исполнением первой части сделок в день проведения аукциона, второй части — 6 апреля 2020 года. Подробнее.

27 марта 2020 года

Для повышения возможностей кредитных организаций по управлению собственной ликвидностью и сохранения условий по формированию ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки в длительный период нерабочих дней с 30 марта по 3 апреля Банк России проводит 30 марта 2020 года аукцион репо «тонкой настройки» в объеме 500 млрд рублей с исполнением первой части сделок в день проведения аукциона, а второй части — 6 апреля 2020 года. Подробнее.

20 марта 2020 года

Совет Директоров Банка России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 6,00% годовых. Подробнее.

Банк России будет комплексно рассматривать влияние произошедших изменений на среднесрочный прогноз динамики инфляции, инфляционных ожиданий и развития экономики и оценивать риски устойчивого отклонения инфляции от цели на прогнозном горизонте.

19 марта 2020 года

Банк России приступил к продаже иностранной валюты на внутреннем рынке в связи с продажей ему иностранной валюты из Фонда национального благосостояния для оплаты приобретаемого пакета акций ПАО Сбербанк. Данный механизм реализуется в дополнение к стандартным операциям по продаже валюты из ФНБ на внутреннем валютном рынке в рамках бюджетного правила. Подробнее.

Банк России принял решение провести очередной аукцион репо «тонкой настройки». В целях повышения возможностей кредитных организаций по управлению собственной ликвидностью и сохранения условий по формированию ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки проводится и депозитный аукцион «тонкой настройки». Объем каждого проводимого аукциона — 500 млрд рублей. Подробнее.

13 марта 2020 года

Принимая во внимание произошедшие в течение текущей недели колебания обменных курсов и цен финансовых активов на российском и глобальном финансовых рынках, а также действия центральных банков других стран, Банк России принял решение провести аукцион репо «тонкой настройки» в объеме 500 млрд рублей. Подробнее.

10 марта 2020 года

Принято решение провести упреждающую продажу иностранной валюты на внутреннем рынке в рамках реализации механизма бюджетного правила с учетом фактически складывающейся цены нефти и ее влияния на операции Фонда национального благосостояния (ФНБ) в апреле. Подробнее.

В рамках операций по предоставлению ликвидности банковскому сектору проведен аукцион репо в объеме 500 млрд. рублей, увеличен лимит операций «валютный своп». Банк России будет отслеживать ситуацию, чтобы уточнять объемы операций. Подробнее.

9 марта 2020 года

Принято решение не осуществлять покупку иностранной валюты на внутреннем рынке в рамках реализации механизма бюджетного правила на 30 дней. Подробнее.

3 апреля 2020 года

Банк России принял решение реализовать дополнительный комплекс мер, направленных на поддержку кредитных организаций с целью сохранения их потенциала по кредитованию экономики, а также некредитных финансовых организаций для обеспечения их бесперебойной работы и защиты интересов потребителей. Подробнее.

27 марта 2020 года

Банк России существенно расширил перечень отраслей, на которые распространяются принятые ранее меры по поддержанию кредитования организаций малого и среднего бизнеса, в том числе на выплату заработной платы сотрудникам. Также приняты дополнительные меры по снижению нагрузки, связанной с обслуживанием бизнесом действующих кредитов. Подробнее.

Банк России уточнил параметры нового механизма по поддержке кредитования субъектов МСП с установленным совокупным лимитом в размере 500 млрд рублей. Подробнее.

24 марта 2020 года

Банк России рекомендовал кредиторам реструктурировать кредиты и займы, выданные малому и среднему бизнесу, а также самозанятым гражданам, если положение заемщика ухудшилось в связи с распространением коронавирусной инфекции. Подробнее.

20 марта 2020 года

Банк России утвердил пакет мер по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии коронавируса. В частности, речь идет о поддержке кредитования малого и среднего бизнеса, обеспечению доступности финансовых инструментов для реального сектора, снижению регуляторной и надзорной нагрузки на финансовые организации, снижению нагрузки на акционерные общества. Подробнее.

10 марта 2020 года

Введены временные (до 30 сентября 2020 года) регуляторные послабления для банков. Эти меры должны помочь в сложный период отраслям транспорта и туризма и стимулировать кредитование производителей медицинских товаров, спрос на которые вырос в последнее время. Подробнее.

3 апреля 2020 года

Банк России принял ряд дополнительных решений для поддержки ипотечного кредитования, а также разработал рекомендации по работе страховщиков в период действия карантинных мер. Подробнее.

27 марта 2020 года

Для снижения негативного влияния пандемии на финансовое благополучие граждан Банк России рекомендует финансовым организациям оперативно рассматривать и принимать решение об удовлетворении заявлений заемщиков о реструктуризации долга, возникшего из-за снижения уровня их дохода с 1 марта 2020 года. Кредиторам в таких случаях рекомендуется не начислять заемщику повышенные проценты, штрафы и пени, а бюро кредитных историй — не учитывать события реструктуризации долга по таким кредитам при формировании индивидуального рейтинга гражданина. Подробнее.

Читать еще:  Ответственность за нарушение денежного обязательства

25 марта 2020 года

Банк России сообщил о мерах, которые следует применять финансовым организациям в отношении заболевших коронавирусом заемщиков. Подтвержденное наличие COVID-19 может являться основанием для предоставления гражданам ипотечных каникул и причиной для оперативного рассмотрения их заявлений на реструктуризацию потребительского кредита (займа), а также отмены начисления неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение обязательств по договору. Подробнее.

20 марта 2020 года

Банк России утвердил пакет мер по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии коронавируса. Он включает в себя рекомендации по реструктуризации задолженности заёмщиков, у которых подтвердилось наличие коронавирусной инфекции. Также приняты меры для поддержания доступности ипотечного кредитования в условиях, когда банки приостанавливают снижение ставок. Подробнее.

27 марта 2020 года

Для сохранения доступности дистанционной торговли для граждан в условиях распространения пандемии коронавируса Банк России принял решение ограничить максимальное значение эквайринговых комиссий по онлайн-покупкам и установить их на период с 15 апреля по 30 сентября 2020 года на уровне не более 1%. Подробнее.

24 марта 2020 года

Банк России рекомендовал банкам отключить в банкоматах режим рециркуляции банкнот. Возможность выдачи и приема наличных в этих устройствах может сохраниться, банкоматы продолжат функционировать как традиционные, работающие только на выдачу или только на прием наличных. Подробнее.

23 марта 2020 года

Банк России направил финансовым организациям рекомендации по организации работы сотрудников вне зависимости от того, работают они из офиса или удаленно. Подробнее.

Также Банк России обратился к финансовым организациям с просьбой информировать население о мерах предосторожности во время пандемии. Подробнее.

20 марта 2020 года

Банк России объявил о решении установить с 1 мая 2020 года предельное значение комиссий, взимаемых банками со своих клиентов при переводах между физическими лицами через Систему быстрых платежей, а именно:

  • переводы до 100 тыс. рублей в месяц — без комиссии;
  • переводы на сумму свыше 100 тыс. рублей в месяц — не более 0,5% от суммы перевода, но не более 1500 рублей.

Это позволит людям беспрепятственно переводить деньги онлайн.

Также для поддержки онлайн-торговли Банк России прорабатывает вопрос установления предельных комиссий по эквайрингу при осуществлении оплаты картами онлайн-покупок. Подробнее.

Центробанк РФ: Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов — проект от 27.09.2019 г. (pdf) Избранное

Денежно-кредитная политика Банка России нацелена на поддержание ценовой стабильности в российской экономике. Сохранение низкой и стабильной инфляции является важным условием обеспечения благополучия населения, благоприятных условий для развития бизнеса, повышения доступности долгосрочных финансовых ресурсов и доверия к национальной валюте.

Установление количественной цели по инфляции вблизи 4% и устойчивое закрепление инфляции на стабильно низком уровне значительно повышают определенность экономических условий для всех участников экономических отношений и облегчают финансовое и инвестиционное планирование, принятие решений относительно сбережений и заимствований.

В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов, которые являются стратегическим документом, Банк России разъясняет цели, основные принципы и подходы к проведению денежно-кредитной политики, а также представляет сценарии макроэкономического прогноза на среднесрочную перспективу.

Наряду с неизменностью целей и принципов, преемственностью подходов, ключевое значение для доверия населения и бизнеса к проводимой денежно-кредитной политике и цели по инфляции вблизи 4% имеют последовательные и своевременные меры Банка России, направленные на ее достижение.

Инфляция уже достигла исторически минимальных значений за новейшую российскую историю, но при этом инфляционные ожидания участников экономических отношений все еще сохраняются на повышенном уровне и только формируется доверие к цели и мерам денежно-кредитной политики. Лишь при устойчивом сохранении инфляции вблизи 4% она может стать надежным долгосрочным ориентиром.

В этих условиях важную роль сыграли упреждающие решения Банка России о повышении ключевой ставки в ответ на действие целого ряда проинфляционных факторов в 2018 году. Это позволило ограничить их влияние на инфляцию, после кратковременного роста – обеспечить устойчивое замедление роста потребительских цен и уже в середине текущего года перейти к снижению ключевой ставки. Годовая инфляция приблизилась к 4% к осени 2019 г. и, по прогнозу Банка России, в дальнейшем будет находиться вблизи 4%. Банк России будет принимать все необходимые меры для закрепления годовой инфляции на цели. Наряду с решениями по ключевой ставке, одним из важнейших инструментов денежно-кредитной политики является коммуникационная политика Банка России, которая значимо влияет как на формирование процентных ставок на финансовом рынке, так и на инфляционные ожидания.

При этом Банк России придает особое значение факторам, которые будут оказывать существенное влияние на развитие российской экономики и динамику инфляции на прогнозном горизонте. В числе внешних факторов – перспективы роста мировой экономики, которые существенно ухудшились на фоне усиления торговых противоречий и действия иных геополитических факторов в 2019 году. Среди внутренних факторов – подходы к проведению бюджетной политики, в том числе к использованию ликвидной части Фонда национального благосостояния сверх 7% ВВП. При этом темпы и структура экономического роста на трехлетнем горизонте, а также характер влияния экономической динамики на инфляцию будут в значительной мере зависеть от хода реализации национальных проектов и эффектов других структурных мер. Эти внутренние и внешние факторы учтены Банком России как при расчете базового сценария прогноза, оценке рисков для него, так и при подготовке дополнительных сценариев.

При формировании взгляда на среднесрочную перспективу Банк России также учитывает, что экономическому развитию и повышению действенности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики будут способствовать меры Банка России по развитию финансового рынка, повышению доступности финансовых ресурсов, инструментов и услуг, поддержанию устойчивости финансового сектора в целом.

При этом в последующие годы устойчивое повышение темпов роста российской экономики, основанное на внутренних источниках развития, возможно только при координации действий всех органов власти, объединении усилий частного и государственного секторов на всех уровнях, а также улучшении делового климата, неотъемлемым элементом которого является ценовая стабильность.

ЦБ опубликовал проект реализации денежно-кредитной политики на 2020-2022 годы

Центробанк России опубликовал проект реализации денежно-кредитной политики в 2020-2022 гг., направив его на одобрение правительством и президентом Владимиром Путиным.

Стандартно регулятор дает три прогноза:

Читать еще:  Организация безналичного денежного обращения

базовый – Центробанк считает его наиболее вероятным с учетом происходящей экономической ситуации;

позитивный – маловероятный, но возможный сценарий развития событий при благоприятных условиях;

рисковый – также маловероятный дополнительный сценарий, учитывающий максимально возможные негативные тенденции.

Вся информация представлена на 148 страницах. ДОЛГ.РФ раскрывает основные положения стратегии ЦБ РФ и показывает, чего стоит ожидать в последующие 3 года.

Базовый сценарий

Какие события и показатели наиболее вероятны для России в 2020-2022 гг. по мнению Банка России?

Во первых, стоимость 1 барреля нефти бренда Urals в последующие 3 года будет продолжать снижаться. Если средняя цена природного ресурса в 2019 году составила 63 долл., то в следующем она вряд ли превысит 55 долл. В 2021-2022 гг. ЦБ РФ не ожидает подъема цены нефти выше 50 долл. за 1 баррель.

Уровень инфляции, как и в 2019 году, регулятор надеется сохранить на уровне в 4 %. При этом денежная масса в обращении ежегодно будет увеличиваться на 7-12 %.

Прогноз по росту валового внутреннего продукта (ВВП) варьируется от 1,5 до 3 % в год. Как и обычно, Центробанк не дает более точные прогнозы по ВВП.

Потребительские расходы, по мнению Банка России, ежегодно будут расти 1,5-2,5 %. Одновременно с этим россияне будут более склонны к накоплению финансовых ресурсов, откладывая на 2,5-4,5 % больше, чем в предыдущих годах. ЦБ РФ ожидает, что к 2020 году уровень потребления также будет расти, поэтому суммарные накопления россиян снизятся, несмотря на увеличение откладываемой суммы. В 2020-2021 гг. граждане будут вести себя более осторожно, крупные покупки будут откладываться до лучших времен.

Уровень экспорта увеличится на 2-3 %, при этом внешняя торговля существенно оживится только к 2022 году. В 2020-2021 гг. ожидается повышение импорта на 3-4 %, но к 2022 году его объемы сократятся за счет выпуска отечественных аналогов.

Кроме того, регулятор ожидает продолжение роста кредитования населения и юридических лиц, но в меньших масштабах, чем в 2018-2019 гг. – по 10-15 % в год вместо 20-22 %.

Позитивный сценарий

Позитивный сценарий в глазах Центробанка выглядит следующим образом:

Стоимость 1 барреля отечественной нефти будет стоить в пределах 65-75 долл.

Уровень инфляции, как и в базовом сценарии, прогнозируется на уровне 4 %, а количество денежных средств в обороте ежегодно будет расти на 8-13 %.

Максимальный прогноз по ВВП – 3 % в год, как и в базовом сценарии. Увеличился лишь минимальный порог: он составит не 1,5 %, а 2 %.

Ожидается рост потребительских расходов на 1,8-2,5 %. На накопления люди будут откладывать на 2,5-5 % больше. Уровень экспорта увеличится на 2,5-3,2 %. Импорт также увеличится на 2,5-4,5 % с постепенным снижением объема зарубежной продукции из-за реализации политики импортозамещения.

Прирост кредитования ожидается на уровне 6-20 % для юридических и физических лиц.

Как видно, позитивный сценарий не сильно отличается от базового. Ключевым критерием отличия стали именно цены на нефть.

Негативный сценарий

Если реализуются негативные тенденции, то Банк России ожидает следующий вид развития экономической ситуации:

Стоимость нефти Urals будет варьироваться от 25 до 35 долл. за 1 баррель.

ЦБ РФ рассчитывает сдержать инфляцию до 3 % в год при реализации негативных тенденций, но не исключает, что она может подскочить до 8 %.

ВВП будет отрицательным (-1,5-2 %), но регулятор, несмотря на негативные факторы, надеется вывести российскую экономику в плюс на 3,5-4,5 % в год к 2022 году.

Потребительские расходы сократятся на 2 %, но впоследствии восстановятся до +4 % в год. Возможности накопления финансовых средств населения урежутся на 14-15 %, но после восстановятся на +8-9 % в год.

Центробанку придется сократить выпуск новых денежных средств в оборот, прирост объема составит около 2-9 % в год.

Спрос на кредиты также снизится — ежегодный прирост будет составлять 4-13 %.

Что это значит?

В среднесрочной перспективе ЦБ РФ продолжает ожидать спад экономического роста в мировом масштабе. Предпосылками к этому выступают новые ужесточения в международной торговле. Из-за этого потребительские настроения в мире будут апатичными, а деловые и инвестиционные отношения не получат должного развития.

Цены на нефть неизбежно снижаются. Это связано с тем, что страны-добытчики в надежде поставить новые рекорды добыли столько «черного золота», сколько не смогут продать в ближайшие несколько лет. Из-за переизбытка природного ресурса на рынках спрос на него падает, что и приводит к снижению стоимости. Для защиты от обвала нефтяных цен соглашение ОПЕК+, скорее всего, продлят, а Венесуэлу и Иран вынудят сократить как объемы добычи, так и экспорта.

Центробанк считает, что в 2020-2022 гг. Евросоюз и США будут смягчать кредитно-денежную политику, стимулируя развитие бизнеса. Также российский регулятор ожидает, что в последующих трех годах американский доллар ослабнет в отношении евро. Геополитические санкции, по мнению Банка России, могут ужесточаться и в дальнейшем, а потому он будет действовать консервативно.

ЦБ РФ будет продолжать требовать соблюдения бюджетного правила, чтобы снизить зависимость России от колебаний нефтяных цен. Планируются инвестиции из Фонда национального благосостояния в надежные инструменты. Влияние на российскую экономику в ближайшие годы окажет изменение акцизов на табачную, алкогольную и топливную продукцию, а также реализация нефтяного маневра в сфере налогообложения.

Особую надежду на укрепление экономики Банк России возлагает на национальный проект, призванный инвестировать в человеческий капитал и обучать специалистов высокого уровня. Также на экономику страны будет позитивно воздействовать поэтапное повышение пенсионного возраста.

Банк России опубликовал проект основных направлений денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов

30 сентября 2019 года Банк России опубликовал проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов. Отмечается, что денежно-кредитная политика нацелена на поддержание ценовой стабильности в российской экономике. Сохранение низкой и стабильной инфляции является важным условием обеспечения благополучия населения, благоприятных условий для развития бизнеса, повышения доступности долгосрочных финансовых ресурсов и доверия к национальной валюте.

В проекте отмечается, что установление количественной цели по инфляции вблизи 4% и устойчивое закрепление инфляции на стабильно низком уровне значительно повышают определенность экономических условий для всех участников экономических отношений и облегчают финансовое и инвестиционное планирование, принятие решений относительно сбережений и заимствований.

В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов, которые являются стратегическим документом, Банк России разъясняет цели, основные принципы и подходы к проведению денежно-кредитной политики, а также представляет сценарии макроэкономического прогноза на среднесрочную перспективу.

Наряду с неизменностью целей и принципов, преемственностью подходов, ключевое значение для доверия населения и бизнеса к проводимой денежно-кредитной политике и цели по инфляции вблизи 4% имеют последовательные и своевременные меры Банка России, направленные на ее достижение. Инфляция уже достигла исторически минимальных значений за новейшую российскую историю, но при этом инфляционные ожидания участников экономических отношений все еще сохраняются на повышенном уровне и только формируется доверие к цели и мерам денежно-кредитной политики. Лишь при устойчивом сохранении инфляции вблизи 4% она может стать надежным долгосрочным ориентиром.

Читать еще:  Чистый денежный поток равен чистой прибыли

Согласно проекту, в этих условиях важную роль сыграли упреждающие решения Банка России о повышении ключевой ставки в ответ на действие целого ряда проинфляционных факторов в 2018 году. Это позволило ограничить их влияние на инфляцию, после кратковременного роста — обеспечить устойчивое замедление роста потребительских цен и уже в середине текущего года перейти к снижению ключевой ставки. Годовая инфляция приблизилась к 4% к осени 2019 г. и, по прогнозу Банка России, в дальнейшем будет находиться вблизи 4%. Банк России будет принимать все необходимые меры для закрепления годовой инфляции на цели. Наряду с решениями по ключевой ставке, одним из важнейших инструментов денежно-кредитной политики является коммуникационная политика Банка России, которая значимо влияет как на формирование процентных ставок на финансовом рынке, так и на инфляционные ожидания.

При этом Банк России придает особое значение факторам, которые будут оказывать существенное влияние на развитие российской экономики и динамику инфляции на прогнозном горизонте. В числе внешних факторов — перспективы роста мировой экономики, которые существенно ухудшились на фоне усиления торговых противоречий и действия иных геополитических факторов в 2019 году. Среди внутренних факторов — подходы к проведению бюджетной политики, в том числе к использованию ликвидной части Фонда национального благосостояния сверх 7% ВВП. При этом темпы и структура экономического роста на трехлетнем горизонте, а также характер влияния экономической динамики на инфляцию будут в значительной мере зависеть от хода реализации национальных проектов и эффектов других структурных мер. Эти внутренние и внешние факторы учтены Банком России как при расчете базового сценария прогноза, оценке рисков для него, так и при подготовке дополнительных сценариев.

В документе подчеркнуто, что при формировании взгляда на среднесрочную перспективу Банк России также учитывает, что экономическому развитию и повышению действенности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики будут способствовать меры Банка России по развитию финансового рынка, повышению доступности финансовых ресурсов, инструментов и услуг, поддержанию устойчивости финансового сектора в целом. При этом в последующие годы устойчивое повышение темпов роста российской экономики, основанное на внутренних источниках развития, возможно только при координации действий всех органов власти, объединении усилий частного и государственного секторов на всех уровнях, а также улучшении делового климата, неотъемлемым элементом которого является ценовая стабильность.

С полной версией проекта Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов можно ознакомиться на сайте Банка России.

ЦБ опубликовал прогноз денежно-кредитной политики на 2020-2022 годы

Банк России опубликовал проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 г. и период 2021 и 2022 гг., в котором (согласно рисковому сценарию) допустил рост инфляции в 2020 г. до 7,0-8,0% и падение ВВП на 1,5-2,0%.

Напомним, что документ включает в себя базовый сценарий и факторы неопределенности прогноза, сценарий с высокими ценами на нефть, а также рисковый сценарий.

Основными факторами краткосрочного, но значительного повышения годовой инфляции в рисковом сценарии в 2020 г. станут ослабление рубля и рост курсовых и инфляционных ожиданий. С учётом своевременной реакции денежно-кредитной политики годовая инфляция начнет снижаться во второй половине 2020 г. и приблизится к 4% в начале 2021 г. Однако в условиях укрепления рубля после его значительного ослабления в начале 2020 г. годовая инфляция будет сохраняться несколько ниже 4% в 2021-2022 гг. и начнёт возвращаться к цели ближе к концу прогнозного горизонта.

Рисковый сценарий также предполагает снижение мировых цен на нефть до 25 долл. за баррель в 2020 г. (в наиболее острой фазе кризиса – до 20 долл. за баррель) за счёт значительного сокращения спроса на энергоносители в мире и существенного ухудшения ожиданий относительно перспектив роста мировой экономики. В 2021-2022 гг. дальнейшее закрепление мировых цен на нефть на низком уровне (около 30-35 долл. за баррель) учитывает действие факторов со стороны предложения, в частности, ухудшение координации добычи нефти в рамках ОПЕК+ при значительном росте добычи вне ОПЕК.

В рисковом сценарии, как пишет в проекте ЦБ, российская экономика, как и экономики других стран с формирующимися рынками, может столкнуться с ухудшением перспектив экономического роста, существенным ростом премии за страновой риск и увеличением оттока капитала. Допфактором, увеличивающим масштаб оттока капитала, может стать дополнительно предполагаемое в рамках рискового сценария дальнейшее усиление геополитической напряженности. Действие бюджетного правила будет сглаживать влияние ухудшения условий торговли на государственные финансы, экономику и валютный курс, считает регулятор. По мере адаптации к изменившимся внешним условиям экономика перейдёт к восстановительному росту и в 2021 г. вырастет на 1,0-2,0%, в 2022 г. – на 3,5-4,5%.

Согласно базовому сценарию стоимость российской нефти марки Urals в 2019 г. составит 63 долл. за баррель, она снизится до 55 долл. за баррель в 2020 г. и будет находиться на уровне 50 долл. за баррель в 2021-2022 гг.

В данном прогнозе ЦБ ожидает годовую инфляцию в диапазоне 4,0-4,5% по итогам 2019 г. и её сохранение вблизи 4% в дальнейшем. Рост ВВП в 2019 г. составит 0,8-1,3%, в 2020 г. – 1,5-2,0%, в 2021 г. – 1,5-2,5%, в 2022 г. – 2,0-3,0%.

В отличие от базового сценария в сценарии с высокими ценами на нефть мировые цены на нефть постепенно сходятся к уровню 75 долл. за баррель к началу 2021 г. и остаются вблизи этого уровня в дальнейшем. Такая траектория, поясняет ЦБ, обусловлена не только более высокими темпами роста мировой экономики, способствующими устойчивому росту спроса на нефть, но и действием факторов со стороны предложения энергоносителей.

Прогноз инфляции в рамках сценария с высокими ценами на нефть в целом близок к базовому прогнозу.

Темпы роста российской экономики в 2020-2022 гг. в сценарии с высокими ценами на нефть сложатся несколько выше, чем в базовом сценарии.

В соответствии с законодательством Банк России ежегодно представляет проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики президенту России и правительству, а затем вносит на рассмотрение Государственной Думы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector