Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Денежно кредитной политики государства лекция

Теоретические основы денежно-кредитной политики государства. Банковская система

9.3. Цели, объекты и субъекты денежно-кредитной политики государства

Государственная денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства.

Высшая цель государственной денежно-кредитной политики заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. В связи с этим текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, на определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.

Объекты и субъекты денежно-кредитной политики

Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной политики выступают, прежде всего, центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.

Денежный рынок является частью финансового рынка и отражает спрос на деньги и предложение денег, а также формирование равновесной «цены» денег.

Под предложением денег (money supply — MS) понимается денежная масса, находящаяся в обращении и складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов.

Предложение денег графически отображается обычно вертикальной прямой , поскольку предполагается, что на каждый данный момент создано определенное, фиксированное количество денег, которое не зависит от величины ставки процента (рис. 9.2, ).

Реально предложение денег зависит от целей, которые ставятся в рамках денежно-кредитной политики конкретной страны.

  1. Если целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то рисунком денежного предложения будет действительно вертикальная прямая (рис. 9.2, ).

— денежное предложение при монетарной политике, направленной на поддержание неизменной массы денег в обращении;

— денежное предложение при гибкой денежно-кредитной политике;

— денежное предложение при допущении изменения и массы денег в обращении, и ставки процента

  1. Целью денежно-кредитной политики государства может быть и поддержание фиксированной ставки процента. Такая денежно-кредитная политика называется гибкой. В случае выбора гибкой монетарной политики графическое отображение денежного предложения будет представлено горизонтальной прямой (рис. 9.2, ).
  2. Третий вариант графического отображения денежного предложения — наклонная кривая (рис. 9.2, ). Такая графическая форма денежного предложения показывает, что денежно-кредитная политика допускает колебания и денежной массы в обращении, и нормы процента.

Спрос на деньги

Спрос на деньги (MD — money demand ) формируется:

  1. из спроса на деньги как на средство обращения (т. е., деловой, операционный, трансакционный или спрос на деньги для совершения сделок);
  2. из спроса на деньги как на средство сохранения стоимости (спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).

Спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем денежного или номинального валового национального продукта (прямо пропорционально). Чем больше доход в обществе, чем больше совершается сделок, чем выше уровень цен, тем больше потребуется денег для реализации экономических сделок в рамках национальной экономики.

С определенным упрощением можно сказать, что операционный спрос на деньги не зависит от ставки процента, и тогда графическое отображение спроса на деньги для сделок будет выглядеть следующим образом (рис. 9.3).

На рисунке 9.4 спрос на деньги как средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной ставки процента (обратно пропорционально). При владении деньгами в форме наличности и чековых вкладов, не приносящих владельцу процентов, возникают определенные вмененные ( альтернативные ) издержки по сравнению с использованием сбережений в виде ценных бумаг.

Распределение финансовых активов, например, на наличные деньги и облигации зависит от величины ставки процента. Чем она выше, тем ниже курс ценных бумаг и выше спрос на них, тем ниже спрос на наличные деньги, и наоборот.

Итак, общий спрос на деньги зависит от номинальной ставки процента и объема номинального валового национального продукта.

Соответственно, графическое отображение общего спроса на деньги будет выглядеть следующим образом (рис. 9.5).

На рисунке 9.5 номинальная процентная ставка — на вертикальной оси, общий спрос на деньги — на горизонтальной оси. Функциональная зависимость этих параметров даст совокупность кривых, каждая из которых соответствует определенному уровню номинального ВВП. Перемещения вдоль кривой показывают изменения процентной ставки. При высоких процентных ставках кривая становится почти вертикальной, поскольку все сбережения вкладываются в этой ситуации в ценные бумаги. Спрос же на деньги ограничивается операционным спросом и уже не снижается при дальнейшем росте процента.

Модель денежного рынка

В целом денежный рынок может иметь следующее графическое отображение (рис. 9.6).

На этом рисунке 9.6 точка Е находится на пересечении кривых спроса и предложения денег и определяет «цену» равновесия на денежном рынке. Это равновесная ставка процента , т.е. альтернативная стоимость хранения не приносящих проценты денег.

Равновесие на денежном рынке является подвижным, т.е. оно постоянно меняется под воздействием ряда факторов. Представим, что меняется предложение денег, а спрос на деньги остается постоянным.

При увеличении предложения денег возникает их кратковременный избыток. Люди стремятся уменьшить количество своих денежных запасов, не приносящих процентов, покупая другие финансовые активы (например, облигации). Спрос на них растет, цены, соответственно, увеличиваются. Процентная ставка или альтернативная стоимость хранения не приносящих процентов денег падает. Поскольку ликвидность становится менее дорогой, население и фирмы постепенно увеличивают количество денег, которые они готовы держать на руках, и восстанавливается равновесие на денежном рынке при большем предложении денег и меньшем проценте.

Если предложение денег выросло, то

  • график предложения денег перемещается вправо;
  • при неизменном спросе на деньги равновесная ставка процента снижается.

При уменьшении предложения денег будут происходить обратные процессы. Если предложение денег уменьшается, то равновесие на денежном рынке восстанавливается при меньшем, чем первоначальное, количестве денег в обращении и большей, чем первоначальная, ставке процента.

Предположим теперь, что меняется спрос на деньги, а предложение остается неизменным. Например, спрос на деньги возрос вследствие роста номинального ВВП. Это означает, что требуется больше денег для обслуживания товарооборота в рамках национальной экономики, а население и фирмы предпочитают держать свои активы в денежной форме. Но при неизменном предложении денег равновесие может установиться только при росте «цены» денег (номинальной ставке процента).

Если спрос на деньги вырос, то:

  1. кривая спроса на деньги сдвинется вправо вверх;
  2. при неизменном предложении денег процентная ставка повышается.

При уменьшении спроса на деньги и неизменном предложении будут происходить обратные явления: равновесие на денежном рынке устанавливается при более низкой, чем первоначальная, ставке процента.

Выбор целей денежно-кредитной политики

В зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на деньги, могут меняться цели денежно-кредитной политики. Это жесткая или гибкая денежно-кредитная политика либо выбор такого варианта монетарной политики, при котором допускается свободное колебание массы денег в обращении и процентной ставки. Приведем несколько вариантов.

  1. Сдвиг в спросе на деньги вызван циклическими изменениями, и он нежелателен. С помощью денежно-кредитной политики можно «сгладить» эти изменения. В случае циклического «перегрева» экономики допускается повышение процентных ставок. Следствием роста нормы процента будет снижение деловой активности. И, наоборот, в случае циклического спада следует добиться снижения нормы процента и тем самым — повышения деловой активности в результате увеличения инвестиционного спроса.
  2. Сдвиг в спросе на деньги вызван исключительно ростом цен. В таком случае любое увеличение денежного предложения будет «раскручивать» инфляционную спираль. Целью денежно-кредитной политики будет поддержание денежной массы, находящейся в обращении, на определенном, фиксированном уровне. Графически денежное предложение при этом будет отображаться вертикальной прямой.
  3. Рассматривая денежный рынок, мы до сих пор предполагали, что скорость обращения денег постоянна. Но она ведь меняется под воздействием, например, перемен в организации денежного обращения в стране, что сказывается и на норме процента, и на объеме производства, и на ценах (вспомним здесь уравнение обмена И. Фишера). Если центральный банк ставит задачу нейтрализовать воздействие изменения скорости обращения денег на национальную экономику, он придерживается гибкой денежно-кредитной политики: масса денег в обращении должна возрастать (или уменьшаться) в такой же пропорции, в какой уменьшается (или возрастает) скорость обращения денег. Графическим отображением денежного предложения в таком случае будет горизонтальная прямая.
Читать еще:  Экономика денежное обращение

Итак, объектами денежно-кредитной политики являются спрос на деньги и их предложение.

Субъектами денежно-кредитной политики выступают банки, прежде всего центральный банк. Для непосредственного регулирования массы денег в обращении он использует различные денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя структуру денежных агрегатов в общей массе денег в денежном обороте. Денежный оборот регулируется центральным банком и в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции. Кредитная экспансия центрального банка пополняет ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обороте. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым — по насыщению экономики денежными ресурсами.

Кроме того, чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет и стабильность банковской системы. Банковская система любой страны является необходимой составляющей ее экономики. В рамках денежно-кредитных отношений банки обеспечивают непрерывность функционирования сфер производства и потребления. Банковская система служит тем каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике. Поэтому более подробно остановимся на структуре банковской системы и ее особенностях в России.

Лекция №23 Основы денежной политики государства

План:

1. Понятие, цели, методы и инструменты кредитно-денежной политики

2. Операции на открытом рынке

1. Понятие, цели, методы и инструменты кредитно-денежной политики

Под денежно-кредитной политикой подразумевается комплекс мер, предпринимаемых государством с целью регулирования количества денег в экономике. Для осуществления денежно-кредитной политики государством используется совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т. д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (Центральный банк РФ, казначейство, Министерство финансов и т. д.).

Объектамиденежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке.

Субъектами денежно-кредитной политики выступают банки, прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки. Для непосредственного регулирования массы денег в обращении центральный банк использует различные денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя структуру денежных агрегатов в общей массе денег в денежном обороте. Денежный оборот регулируется центральным банком и в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции.

Главные стратегические цели денежно-кредитной политики выражаются в повышении благосостояния населения и обеспечении максимальной занятости. Исходя из этой долгосрочной стратегии, основными ориентирами макроэкономической политики Правительства РФ обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции.

Конечные цели денежно-кредитной политикиБанка России формулируются в соответствии с принятыми на текущий год целями макроэкономической политики. Главной задачей Банка России в среднесрочной перспективе является плавное снижение инфляции, для чего в каждый последующий год уровень инфляции должен быть ниже, чем фактически сложившаяся инфляция предшествующего года. Разработку денежно-кредитной политики осуществляет непосредственно Банк России.

Главное направление кредитно-денежной политики ЦБ РФ — снижение темпов инфляции. Для этого Банк России воздействует на денежную массу с помощью инструментов денежно-кредитной политики косвенного и прямого воздействия. Однако их группировка и национальные определения в РФ отличаются от общепринятых. Так, операции на открытом рынке называются инструментами абсорбирования, то есть изъятия денежных средств у банков.

В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:

· политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег;

· политика кредитной рестрикции, или «дорогих» денег.

Кредитная экспансия Центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.

Методы денежно-кредитной политики – это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики – Центральный банк как государственной орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики – воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.

Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам.

3. Денежно-кредитная политика государства: цели и инструменты

3. Денежно-кредитная политика государства: цели и инструменты

Денежно-кредитная политика представляет собой вид экономической политики, проводимой Центральным банком (ЦБ) страны с целью урегулирования денежных отношений и обеспечения более эффективного распределения денежной массы. Денежная политика сама по себе имеет ряд конечных целей, ориентиров, которых должен придерживаться ЦБ для достижения запланированных результатов. Прежде всего это обеспечение экономического роста, что позволит в дальнейшем решить проблему снижения благосостояния нации и недостаточно развитой национальной безопасности. Кроме того, экономический рост подразумевает количественное совершенствование, рост основных макроэкономических показателей главным образом ВВП, снижение уровней инфляции и безработицы, достижение равновесного состояния экономики. Следующей целью кредитно-денежной политики следует назвать формирование полной занятости всех ресурсов: рабочей силы, земли, капитала, инвестиций и т. д. Благодаря этому станет возможным добиться относительной стабильности цен. Сегодня на рынке труда, недвижимости и иных типах рынков мы наблюдаем дисбаланс в спросе и предложении, что является первопричиной скачкообразной динамики ценообразования. Наконец, последней целью кредитно-денежной политики ЦБ можно назвать достижение устойчивого платежного баланса.

Как известно, для достижения конечного результата субъект придерживается промежуточных ориентиров. Таким образом, изначально решаются промежуточные проблемы, создающие основу для дальнейшего реформирования системы. В данном случае можно выделить следующие промежуточные целевые ориентиры.

Читать еще:  Создание единой денежной системы в россии

1. Денежная масса. Важно найти баланс денег, тот объем денежной массы, который необходим экономике для осуществления операций и рыночных сделок. В то же время количество денег в обращении не должно доводить экономику до инфляционных колебаний, поэтому эмиссия денег должна иметь определенные границы. Центральный и коммерческие банки могут регулировать динамику предложения денежной массы, и в зависимости от этого экономика развивается в определенном направлении.

2. Процентная ставка. В банковских структурах этот показатель имеет большое практическое значение. Учитывая, что процентная ставка по кредитам и депозитам различна (по кредитам она выше), прибыль банка определяется как банковская маржа. Когда процент по кредиту снижается, это значит, что сам кредит становится более доступным для большинства субъектов. В результате спрос на кредиты начинает расти и процентная ставка снова повышается. Дело в том, что здесь срабатывает не только принцип роста цен и процента при растущем спросе, просто «дешевая» продажа кредитов увеличивает предложение денежной массы. В экономике в обращении оказывается больше денег, в результате чего автоматически возникают инфляционные колебания.

3. Обменный курс. Для национальной экономики разрушающее действие оказывает падение курса отечественной валюты по сравнению с иностранными. Девальвация является результатом скрытых проблем экономики, таких как ее слабость, невысокая конкурентоспособность, структурные сдвиги и т. д. Таким образом, поддержание обменного курса на относительно высоком уровне – это первоочередная задача государства в лице ЦБ страны.

Какие-либо достижения, результаты кредитно-денежной политики возможны исключительно при правильном выборе инструментов. Все инструменты Центрального банка делятся на две большие группы: прямого и косвенного воздействия. К первой относят лимиты кредитования, которые подразумевают непосредственное регулирование величины процентной ставки. Инструменты косвенного воздействия: изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков. Чем она выше, тем меньше денег банк может выдать в качестве ссуд, но тем выше его платежеспособность. Изменение ставки рефинансирования – это оптимизация процента, по которому ЦБ кредитует коммерческие банки. Опять-таки, чем она выше, тем меньше кредитов коммерческий банк сможет взять и тем ниже предложение денег и выше процент. Операции на открытом рынке подразумевают скупку или продажу ЦБ облигаций, в результате чего предложение денег либо увеличивается, либо уменьшается. Таким образом, ЦБ имеет возможность применять один из методов и инструментов кредитно-денежной политики в зависимости от нужд экономики и целей, которых необходимо достичь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Тема 6. Кредит и кредитная система

4. Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика – это совокупность мероприятий в области денежного обращения, направленных на изменение денежного кредита.

Ее главная цель – регулирование хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Денежно-кредитная политика имеет 2 направления:

1. Кредитная экспансия – направлена на стимулирование кредита и денежной эмиссии.

2. Кредитная рестрикция – их сдерживание и ограничение.

В условиях падения производства и увеличения безработицы ЦБ пытается оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Если же наблюдается рост цен, «биржевая горячка», нарастание диспропорций в экономике, то применяется ограничение кредита, повышение %, сдерживание эмиссии.

Денежно-кредитное регулирование осуществляется в нескольких направлениях:

1) государственный контроль над банковской системой (в целях укрепления ликвидности банков, т.е. их способности своевременно покрывать требования вкладчиков);

2) управление государственным долгом. В условиях бюджетного дефицита и роста госдолга резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого ЦБ покупает и продает государственные обязательства, изменяет цену облигаций, условия их продажи;

3) регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии с целью воздействия на хозяйственную активность.

При проведении денежно-кредитной политики Центральный банк использует комплекс инструментов, которые можно классифицировать:

— по форме воздействия (прямые и косвенные);

— по объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги);

— по характеру регулируемых параметров (количественные и качественные).

Все эти методы используются в единой системе.

Методы денежно-кредитной политики делятся на 2 вида:

1. Общие – влияют на рынок ссудных капиталов в целом.

2. Селективные – предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей).

1) учетная (дисконтная) политика. Применяется с середины 19 века. Учетная ставка – это процент по ссудам, которые ЦБ предоставляет КБ, или дисконт при учете векселей КБ.

Повышение ставки процента (политика «дорогих денег») ведет к сокращению заимствований коммерческих банков. Это затрудняет пополнение банковских ресурсов, ведет к повышению процентных ставок, сокращению кредитных операций. Проводится в целях борьбы с инфляцией. Понижение ставки (политика «дешевых денег») ведет к увеличению кредита и денежной массы. Проводится в случае спада производства;

2) операции на открытом рынке заключаются в продаже или покупке ЦБ у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу.

Инициатором этих операций является государство. В целях предотвращения инфляции происходит продажа ценных бумаг. При этом их доходность должна быть выше, чем у других активов;

3) резервные нормы (требования) – это часть банковских депозитов и других пассивов, которые должны храниться на счете в ЦБ. Этот запас КБ не имеют права использовать для осуществления своих операций.

Через регулирование нормы обязательного резервирования государство увеличивает или уменьшает совокупную денежную массу в стране. Если нормы возрастут в 2 раза, то КБ вынуждены будут уменьшить кредитную эмиссию. Кроме того, это заставит КБ сократить текущие счета и направить часть средств для увеличения резервов. Предложение денег в итоге сокращается, увеличиваются процент по кредитам. Все это помогает в борьбе с инфляцией. Если же надо увеличить денежную массу, то нормы снижаются.

Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику «дешевых денег», которая заключается в следующих мерах:

1. Центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков.

2. Необходимо провести понижение учетной ставки.

3. Нужно внести изменения в законодательство, связанные с уменьшением резервной нормы.

В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческим банкам путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение валового национального продукта. Задача данной политики – сделать кредит дешевым и легкодоступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, Центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Проводится политика «дорогих денег». Необходимо уменьшить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом:

Читать еще:  3 денежная масса

1. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков.

2. Необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов.

3. Увеличение учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у Центрального банка.

В результате проведения политики дорогих денег банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель этой политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

К селективным методам денежно-кредитной политики относятся:

— контроль по отдельным видам кредитов;

— регулирование риска и ликвидности банковских операций.

— установление количественных параметров на кредиты приоритетных отраслей;

— создание специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам, и пользуются льготами при переучете векселей в центральном банке;

— распространение различного рода льгот на кредитные учреждения, предоставляющие кредиты приоритетным сферам экономики.

Лекция 3.6. Денежно-кредитная политика

План лекции

1. Сущность и функции денег. Равновесие на денежном рынке.

2. Кредит. Кредитно-денежная система.

3. Кредитно-денежная политика и ее инструменты.

1. Сущность и функции денег. Равновесие на денежном рынке. Деньги – товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене на другие товары. Деньги возникли стихийно в результате возникновения товарного производства и обмена. В экономической теории деньги рассматриваются как активный фактор воспроизводства.

Деньги выполняют следующие функции:

– средства обращения – оплата сделок при купле-продаже товаров;

– средства накопления – способность быть потраченными на приобретение товаров и услуг в будущем (как средство накопления деньги обладают высокой ликвидностью – способностью к сбыту);

– меры стоимости – сравнение стоимости различных товаров в денежном выражении (цены товаров);

– мировых денег – обслуживание международных экономиченских отношений;

– средства платежа – обслуживание кредитных отношений.

Деньги подразделяются на наличные и безналичные. Наличные деньги– бумажные и металлические деньги, на которых обозначен номинал. Безналичные деньги – обслуживают кредитные операции (чек – письменное распоряжение о перечислении денег со счета в банке; кредитная карта – электронная разновидность чека; вексель – письменное обязательство об уплате долга). В настоящее время происходит процесс вытеснения безналичными деньгами наличных.

Денежный рынок – рынок, где продаются и покупаются деньги. Предложение денег – выпуск денег в обращение Центральным и коммерческими банками. Спрос на деньги – сумма спроса на деньги как средство накопления, и сумма спроса на деньги как средство купли-продажи. Равновесная цена денег – ставка банковского процента (ставка рефинансирования).

Закон денежного обращения: количество денег в обращении прямо пропорционально сумме цен товаров и услуг и обратно пропорционально скорости обращения денег в стране. Данный закон выражен следующей формулой (уравнение Фишера):

где М – денежная масса, V – скорость обращения денег, P – уровень товарных цен, Q – количество товаров на рынке.

Денежные агрегаты – показатели, характеризующие наличные деньги в обращении (агрегат М0), депозиты на расчетных и текущих счетах (М1), срочные вклады в сберегательных банках (М2), депозитные сертификаты банков, облигации государственного займа (М3).

Предложение денег включает в себя наличные деньги и депозиты до востребования. Отношение предложения денег к денежной базе называют денежным мультипликатором.

2. Кредит. Кредитно-денежная система. Кредит (кредитные отношения) – отношения между двумя субъектами хозяйствования, один из которых (кредитор) предоставляет другому (получателю кредита) деньги или товары на основе возвратности, срочности, платности. Функции кредита – мобилизация свободных денежных средства, ускорение процесса товарно-денежного обращения, регулирование развития экономики.

– банковский кредит – предоставляется в денежной форме;

– коммерческий кредит – предоставляется в товарной форме;

– ипотечный кредит – предоставляется в денежной форме под залог недвижимого имущества;

– потребительский кредит – предоставляется в денежной или товарной форме населению.

Цена кредита – ставка процента по кредиту (отношение выплат процентов по кредиту к сумме кредита).

Кредитно-денежная система – совокупность учреждений в сфере кредитования и денежного обращения, состоящая из двух уровней:

1) центральный банк (Национальный банк Республики Беларусь) – центральное учреждение кредитно-денежной системы, которое выполняет следующие функции: эмиссия наличных денег, банк правительства; предоставление денег коммерческим банкам, контроль за работой коммерческих банков, реализация кредитно-денежной политики, формирование золотовалютных резервов страны, регулирование валютных курсов;

2) коммерческие банки специализируются на выдаче банковских кредитов предприятиям и населению, осуществляют операции с валютой и ценными бумагами, привлекают вклады предприятий и домашних хозяйств; и специализированные финансовые учреждения (страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, лизинговые компании и т. д.), специализирующиеся на отдельных видах финансовых операций.

3. Кредитно-денежная политика и ее инструменты. Кредитно-денежная политика – деятельность государства по разработке и осуществлению мероприятий по регулированию кредитно-денежных отношений в стране. Осуществляется Центральным банком страны. Цели кредитно-денежной политики: стимулирование роста реального внутреннего валового продукта (ВВП);обеспечение низкого уровня безработицы и стабильности цен;поддержание стабильного курса национальной валюты.

Цели реализуются с помощью определенного набора инструментов кредитно-денежной политики:

– операции на открытом рынке – покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг (облигаций);

– изменение резервной нормы – воздействие на размеры банковских резервов коммерческих банков;

– изменение учетной ставки – изменение процентной ставки, по которой коммерческие банки берут кредиты у Национального банка;

– лимиты кредитования – установление ограничений по отдельным видам кредитов.

Существуют два вида кредитно-денежной политики:

1) политика дорогих денег – сокращение роста денежной массы и ограничение темпов инфляции в стране через рост резервной нормы, увеличения учетной ставки и продажи ценных бумаг на открытом рынке;

2) политика дешевых денег – увеличение денежного предложения через снижение учетной процентной ставки, сокращение резервной нормы, скупки государственных ценных бумаг, что ведет к удешевлению кредита, стимулированию роста внутреннего валового продукта (ВВП).

Политика дорогих денег проводится в условиях подъема экономики, а политика дешевых денег – в фазах спада и депрессии. Эффективность кредитно-денежной политики проявляется в изменении темпа роста цен и реального объема внутреннего валового продукта (ВВП).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector