Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Элементы денежной системы рб

Денежная система Беларуси

Денежная система и денежно-кредитная политика.

Денежная система — исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации де­нежного обращения. Денежная система Республики Беларусь функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 г. Законом «О Нацио­нальном банке Республики Беларусь» и последующими зако­нодательными актами, определившими ее правовые основы.

В процессе монетарного регулирования участвуют субъекты денежной сферы, к которым относятся все агенты товарно-де­нежных отношений: государство, экономические агенты (вклю­чая коммерческие банки, финансовые компании и биржи) и на­селение. Но ведущая роль возложена на банковскую систему страны.

В соответствии с Законом «О банках и банковской деятель­ности в Республике Беларусь» и статьей 136 Конституции Рес­публики Беларусь в стране сформирована двухуровневая бан­ковская система, включающая Национальный банк (первый уровень), банки и небанковские фи­нансовые организации (второй уровень). Правовой основой функционирования национальной банковской системы в насто­ящее время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие с 1 января 2001 г.

Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.

Основное влияние на денежно-кредитную сферу оказывают операции Национального банка по рефинансированию банков. Посредством этих операций осуществляется поддержка лик­видности банковской системы, обеспечивающей кредитно-расчетное обслуживание в экономике страны. Для контроля за динамикой денежной массы, Националь­ный банк активно использует разнообразные инструменты при­влечения ресурсов банков.

Главнаяцель деятельности Национального банка состоит в обеспечении стабильности национальной валюты и банковской системы. Промежуточнымицелями являются обеспечение допустимого роста денежной массы, определение лими­тов и направлений денежной эмиссии, а также управление уровнем цен де­нежного рынка, включая процентные ставки и обменный курс.

Второй уровень банковской системы Республики Беларусь состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, не­посредственно выполняющих функции кредитно-расчетного об­служивания клиентуры на коммерческих принципах.

Шесть банков уполномочены Правительством Республики Беларусь обслуживать государственные программы и меропри­ятия.

Одним из обязательных условий формирования рыночной системы является глу­бинная перестройка денежного обращения и кредита. Ее сущность состоит в оптимальном сокращении централизованного перераспределения денежных ресурсов и переходе к их преиму­щественно горизонтальному движению на финансовом рынке.

Снижение процентных ставок по кредитам и обеспечение ус­ловий для хранения сбережений в национальной валюте спо­собствовали повышению доступности кредитов для экономики, содействовали трансформации сбережений в инвестиции, огра­ничению инфляционно-девальвационных процессов и выступа­ли стимулами экономического роста.

Действующая в РБ платежная система в целом обеспечивает потребности банков, субъектов хозяйствования в своевременном и качественном проведении расчетов, способствует эффективной реализации экономической полити­ки страны, она одна из лучших в восточной Европе. В реальном режиме времени (RTGS) осущест­вляется около 93 % общей суммы платежей.

Несмотря на то, что в последние годы банковский сектор по темпам роста опережал реальный сектор экономики, в деятель­ности банков страны еще очень много проблем.

Одной из ключевых проблем является нехватка ресурсной базы банков.Причина — невысокий коэффициент монетизации, т.е. отношение числа денег к ВВП. Недостаточными темпами растут объемы депозитов субъектов хо­зяйствования и населе­ния. Отношение объема потребительских кредитов к ВВП значительно меньше, чем в других экономически развитых странах (40 %).

Результатом реформирования банковского сектора должно стать сущест­венное повышение его функциональной роли в экономике Бела­руси, а также приближение макроэкономических параметров банковской деятельности (активы банковской системы к ВВП 50—60 %, капитал банковской системы к ВВП — 5—6 %) уровню стран-лидеров в экономическом развитии.

4.2. Денежно-кредитная политика: основные направления и инструменты.

Денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов общей экономической политики государства (наряду с промышленной, структурной, внешнеторговой, нало­говой и другими видами политики) и определяется приоритета­ми и целями правительства. Среди целей денежно-кредитной политики государства выделяются долгосрочные (безынфляционная экономика в условиях отсутствия безработицы) и краткосрочные (поддержка определенного уровня денежной массы в обращении, размера банковских резервов и учетной ставки процента). Субъектом ДКП является Национальный банк, а объектами— спрос и предложение на денежном рын­ке.

Регулирование объема кредитования и денежной эмиссии осуществляется прежде всего с целью воздействия на хозяйственную активность. Степень банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, размер денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Управле­ние государственным долгом регулирует распределение ссуд­ных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок и банковскую ликвидность.

Денежно-кредитное регулирование осуществляется также процентной политикойНационального банка (регулированием учетной ставки, ставки рефинансирования, ломбардной став­ки, депозитной ставки), политикой резервирования(установле­нием Национальным банком норм обязательных резервов ком­мерческих банков), операциями на открытом рынке, рефинан­сированием банков и валютным регулированием.

Инструменты денежно-кредитной политики подразделяют­ся на прямые и косвенные. К первым относят целевое кредито­вание, «кредитные потолки», административный контроль над уровнем процентных ставок. Важнейшими косвенными ин­струментами являются:

• регулирование официальной ставки рефинансирования;

• изменение нормы обязательного резервирования;

• рефинансирование коммерческих банков;

• операции на открытом рынке.

Как правило, на практике применяется комбинации пря­мых и косвенных методов с учетом специфики конкретного эта­па социально-экономического развития и реформирования эко­номики страны.

Национальным банком во взаимодействии с Правительством ежегодно разрабатываются Основные направ­ления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ко­торые утверждаются Президентом страны. Основными целевыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики и деятельности Национального банка являются:

• защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

• развитие и укрепление банковской системы;

• обеспечение эффективного, надежного и безопасного функ­ционирования платежной системы.

Вместе с тем в области денежно-кредитного регулирования, работе банковской системы существует целый ряд проблем. Одной из главных является уве­личение объемов долгосрочного кредитования инвестиций, на­учных исследований и разработок и других направлений инно­вационного развития национальной экономики. Для этого необходим соответствующий рост кредитно-инвестиционного потенциала банков­ской системы.

Развитию банковского сектора в этой области препятствуют несовершенная структура кредитных портфелей банков и распыленность ресурсов, недостаточное привлечение иностранного капитала в уставные фонды, медленное укрупнение банков.

Перспективные цели денежно-кредитной политики:

• обеспечение устойчивости белорусского рубля и целевой траектории снижения темпов инфляции;

• развитие ресурсного потенциала и укрепление банковской системы, обеспечивающие эффективное аккумулирование сво­бодных денежных средств домашних хозяйств и хозяйствую­щих субъектов и кредитную поддержку экономического роста;

• поддержание обменного курса белорусского рубля на уров­не, исключающем дисбалансы во внешнеэкономической дея­тельности страны;

• обеспечение эффективного надежного и безопасного функ­ционирования платежной системы и хранения сбережений в банковской системе;

• увеличение уровня монетизации ВВП.

ЛЕКЦИЯ 15. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Элементы денежной системы

Взаимодействие элементов денежной системы осуществляет Нацбанк РБ, который для этих целей осуществляет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством РБ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в РБ;

5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РБ все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка РБ;

10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РБ;

12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РБ и организует составление платежного баланса РБ;

13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РБ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;

14) применительно к налично-денежному обращению — осуществляет прогнозирование и организацию производства, перевозки и хранения банкнот и монеты, создание их резервных фондов; устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций, признаки платежеспособности денежных знаков и порядок замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения; определяет порядок ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Вопрос № 2: Типы денежных систем.

Типы денежных систем определяются, прежде всего, в зависимости отформы денежного материала – товарной, металлической, бумажной, электронной.

Классификация денежных систем:

· фидуциарные (бумажные и кредитно-бумажные, электронные).

Читать еще:  В условиях металлического денежного обращения инфляция

Товарные денежные системы формируются на самых ранних этапах развития товарного хозяйства и государственного строительства. В условиях господства добывающего хозяйства и собирательства в качестве денег начинают выступать ракушки, перья птиц, какао-бобы. Первое крупное разделение общественного труда приводит к тому, что кочевые народы создают прообраз денежной системы на базе такого ходового товара, как скот. Земледельческие народы, перешедшие к оседлой жизни, строят денежные системы с использованием зерна, риса, мехов.

Развитие способов обработки металлов, повышение их роли в хозяйственной жизни общества приводит к переходу от товарных к металлическим денежным системам.

Металлические денежные системы классифицируются в зависимости от того, какой металл играет роль денег. Они подразделяются на монометаллические и биметаллические.

Металлические денежные системы:

— золотой монометаллизм (золотомонетный стандарт, золотослитковый стандарт, золотодевизный стандарт);

Медный монометаллизм существовал в Древнем Риме в IIIII вв. до нашей эры. В Российской империи медные монеты были денежным материалом достаточно длительное время, что порождало некоторые проблемы при крупных платежах. К примеру, в 1748 г. императрица Екатерина Петровна наградила М. Ломоносова за поздравительную оду двумя тысячами рублей. Вес медных монет составил 1800 кг. Награду везли на двух подводах.

Серебряный монометаллизм сложился в Российской империи в 18431852 гг., в Голландии – в 18471875 гг., в Китае существовал до 1935 г. Исторически переход от серебряного монометаллизма к золотому совершался в разных странах в течение долгого периода времени и характеризовался господством биметаллических денежных систем.

Биметаллизм – денежная система, при которой государство законодательно закрепляет роль денег за двумя валютами (золотом и серебром). Известны три разновидности биметаллизма:

· система параллельной валюты;

· система двойной валюты;

· система «хромающей» валюты.

Система параллельной валюты характеризуется тем, что ценовое соотношение между золотыми и серебряными монетами складывается стихийно, на основе рыночной стоимости денежных металлов – золота и серебра.

Система двойной валюты отличается тем, что паритет между стоимостью золота и серебра устанавливается государством. Чеканка монет, их прием в платежи осуществляется в соответствии с узаконенным соотношением. В европейских странах фиксированный паритет золота и серебра в соотношении 1:15,5 был введен в 1803 году.

Система «хромающей» валюты действует тогда, когда государство отказывается от чеканки монет из какого-либо денежного металла, но в обращении продолжают находиться золотые и серебряные монеты, но не на равных условиях.

Непрочность биметаллических систем вызвала переход к золотому металлизму. Золотой металлизм как наиболее совершенная металлическая денежная система вводился в Великобритании в 1816 г., в Германии в 18711873 гг., в России – в 1897 г. Исторически существовало три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный стандарт, золотослитковый стандарт, золотодевизный стандарт.

Для золотомонетного стандарта характерны:

· обращение золотых монет;

· выполнение золотом всех функций денег;

· свободная чеканка золотых монет с фиксированным содержанием золота;

· свободный размер знаков стоимости (банкнот) на золотые монеты по нарицательной стоимости и неограниченное движение золота между лицами и странами.

Наивысшего распространения в мире золотомонетный стандарт достиг в конце ХIX – начале ХХ вв. С началом первой мировой войны система золотомонетного стандарта была подорвана. Во всех воюющих странах, за исключением США, прекратился размен банкнот на золото, его свободный вывоз запрещался. Для финансирования военных расходов широко применялась бумажно-денежная эмиссия. После окончания первой мировой войны произошел переход к золотослитковому и золотодевизному стандарту.

Золотослитковый стандарт применялся в странах, обладающих значительным золотым запасом (Франция, Великобритания). Его характерной особенностью являлась то, что банкноты (хотя и с существенными ограничениями), но подлежали размену не на золотые монеты, а на золото в слитках. Золотослитковый стандарт действовал до мирового экономического кризиса, начавшегося в 1929 г. Его следствием стала временная повсеместная отмена золотого стандарта.

Для золотодевизного стандарта характерен размен банкнот не на золото, а на валюту тех стран, которая могла быть обращена в золото. После второй мировой войны в течение длительного времени поддерживался межгосударственный золотодевизный стандарт на основе Бреттон-Вудской системы соглашений. Страны, подписавшие их, зафиксировали курсы своих национальных валют в долларах США или в золоте (цена одной унции золота (31,1 г) составила 35 долларов).

В 1971 г. США прекратили обмен долларов на золото, что означало конец Бреттон-Вудской системы. Ее сменила ямайская международная валютная система. Она основана на соглашении, заключенном в январе 1976 г. и вступившем в силу в апреле 1978 г. Суть соглашения состоит в отмене золотого содержания денежных единиц, во всеобщем признании отказа от золотого стандарта и введении плавающих курсов валют; золото исключалось из расчетов Международного валютного фонда (МВФ) и его членов.

После мирового валютно-финансового кризиса 1997–1998 гг. ставится вопрос о создании новой мировой валютно-финансовой системы с учетом того, что во всех странах господствующим является фидуциарный стандарт.

Фидуциарные денежные системы – это денежные системы, в которых денежные знаки не являются представителями общественного материального богатства, в частности, не размениваются на золото. Они формировались вместе с переходом от металлического к бумажному денежному обращению.

Выделяют три разновидности фидуциарных денежных систем:

· переходные, сочетающие металлическое и бумажное обращение;

· полный фидуциарный стандарт;

· электронно-бумажные денежные системы.

Существование переходных фидуциарных денежных систем в разных странах мира ограничено рамками ХХ века. Их исторический предел – начало 1970х годов. В настоящее время осуществляется повсеместный переход к электронно-бумажным денежным системам.

Вопрос № 3: Особенности денежных систем в разных моделях экономики.

Существуют две разновидности денежных систем, основанных на обороте кредитных денежных знаков. Первая разновидность свойственна административно-распределительной системе экономики. Она имеет следующие характерные черты:

1. Сосредоточение денежного оборота (как безналичного, так и наличного) в едином государственном банке.

2. Законодательное разграничение денежного оборота на безналичный и наличный обороты. При этом безналичный оборот, как правило, обслуживает распределение средств производства, а наличный оборот — распределение предметов потребления и услуг.

3. Обязательность хранения денежных средств предприятий на счетах в государственном банке. Лимитирование (установление предельной суммы) остатка наличных денег в кассах предприятий.

4. Нормирование государством расходов предприятий из получаемой ими выручки наличными деньгами.

5. Прямое директивное планирование денежного оборота и его составных элементов как составной части общей системы’ государственного планирования.

6. Централизованное директивное управление денежной системой.

7. Выпуск денег в хозяйственный оборот в соответствии с выполнением государственного плана экономического развития.

8. Сочетание товарного и золотого обеспечения денежных знаков при приоритете товарного.

9. Законодательное установление масштаба цен и валютного курса национальной денежной единицы.

Такого типа денежные системы существовали в странах социалистического лагеря до его распада.

В большинстве стран современного мира используется вторая разновидность денежных систем, основанных на обороте кредитных денежных знаков. Эта разновидность свойственна странам с рыночной экономикой. Характерные черты такого типа денежной системы следующие:

1. Децентрализация денежного оборота между разными банками.

2. Разделение функции выпуска безналичных и наличных денежных знаков между разными звеньями банковской системы. Выпуск наличных денег осуществляют центральные государственные банки, выпуск безналичных денег — коммерческие банки, находящиеся в разных формах собственности.

3. Создание и развитие механизма государственного денежно-кредитного регулирования.

4. Централизованное управление денежной системой через аппарат государственного центрального банка.

5. Прогнозное планирование денежного оборота.

6. Тесная взаимосвязь безналичного и наличного денежных оборотов при приоритете безналичного оборота.

7. Наделение центрального банка страны относительной самостоятельностью по отношению к решениям правительства.

8. Обеспечение денежных знаков активами банковской системы (золото, драгоценные металлы, товарно-материальные ценности, ценные бумаги).

9. Выпуск денежных знаков в хозяйственный оборот в соответствии с государственными концепциями денежно-кредитной политики.

10. Система рыночного установления валютного курса на основе «корзинки» валют.

Вопрос № 4: Денежная система Республики Беларусь, ее развитие.

Денежно-кредитная система Республики Беларусь является системой открытого рыночного типа. Денежно-кредитное регулирование осуществляется преимущественно экономическими методами на уровне банковской системы. Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Денежная система Республики Беларусь включает:

· официальную (национальную) денежную единицу,

· виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу,

· порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии,

· государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования.

ТЕМА 7: Методы регулирования и стабилизации денежного оборота

Элементы денежной системы рб

13.2. Понятие денежной системы и ее элементы

В каждом государстве существует национальная денежная система, сложившаяся исторически. Денежная система – это урегулированная правовыми нормами совокупность форм и методов организации денежного обращения в стране.

Читать еще:  Ответственность за нарушение денежного обязательства

Элементный состав денежной системы в экономической и правовой литературе рассматривается соответственно в широком и узком значениях.

С экономической точки зрения денежная система состоит из следующих элементов:

  • название денежной единицы как единицы денежного счета, необходимого для выражения цены товара;
  • масштаб цен;
  • виды денег и денежных знаков, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством;
  • порядок эмиссии и характер обеспечения денежных знаков, выпущенных в обращении;
  • методы регулирования денежного обращения;
  • организацию денежного обращения в стране.

В юридической литературе выделяют следующие элементы денежной системы: официальную денежную единицу; эмиссию денежных средств; организацию наличного денежного обращения. Некоторые авторы третьим элементом называют организацию и регулирование денежного обращения [1] .

Организация и функционирование денежной системы относится к числу факторов первоочередного значения для экономики страны и жизнеспособности государства в целом. Денежная система государства отражает состояние его экономики.

Особая роль в осуществлении денежно-кредитной политики на территории Беларуси принадлежит Национальному банку Республики Беларусь. Статья 136 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение; определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Дальнейшая конкретизация задач и полномочий Национального банка нашла свое отражение в Банковском кодексе Республики Беларусь.

Денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица, как правило, делится на мелкие, пропорциональные части.

В соответствии со ст. 11 Банковского кодекса Республики Беларусь официальной денежной единицей Республики Беларусь является белорусский рубль. Национальный банк Республики Беларусь определяет номинал (достоинство), меру веса, изображение и другие характеристики белорусского рубля и обеспечивает публикацию описания наличных денег в официальных республиканских средствах массовой информации.

В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно должно быть исполнено в официальной денежной единице Республики Беларусь в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных (расчетных) денежных единицах. В этом случае подлежащая сумма в официальной денежной единице Республики Беларусь определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных (расчетных) денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата определения курса не установлены законодательством Республики Беларусь или соглашением сторон в случаях, когда такое соглашение допускается законодательством Республики Беларусь. Использование иностранной валюты, а также ценных бумаг и платежных документов (платежных инструкций) в иностранной валюте в денежных обязательствах на территории Республики Беларусь допускается в случаях, порядке и на условиях, определяемых законодательством Республики Беларусь.

Эмиссия денег – это процесс выпуска денег в обращение, приводящий к увеличению денежной массы, регулируемый центральным банком страны. Различают эмиссию наличных и безналичных денег. Эмиссия наличных денег, увеличивающая денежную массу в обороте, организация их обращения и изъятия из обращения осуществляются центральным банком страны. Выпуск наличных денег в оборот имеет место не только в результате их эмиссии. Его осуществляют банки при выдаче предприятиям, организациям и физическим лицам наличных денег из своих касс. Однако при этом общая наличная денежная масса в обращении не изменяется. Выпуск безналичных денег в обращение происходит путем кредитования банками субъектов хозяйствования. Поскольку центральный банк осуществляет кредитование коммерческих банков, то в этом случае имеет место эмиссия безналичных денег. Однако банки могут производить за счет этих безналичных денег дальнейшее кредитование субъектов хозяйствования, которое в последующем может сопровождаться выдачей из касс банков наличных денег. В связи с этим вначале происходит эмиссия безналичных денег, необходимость которой вызвана расширением масштабов экономической деятельности и объемов валового внутреннего продукта.

Одной из функций Национального банка Республики Беларусь в соответствии со ст. 26 Банковского кодекса Республики Беларусь является осуществление эмиссии денег, которая осуществляется им в форме выпуска в обращение безналичных и наличных денег (банкнот и монет) денег. На территории Республики Беларусь эмиссия денег является исключительным правомНационального банка.

Эмиссия денег осуществляется Национальным банком Республики Беларусь путем краткосрочного (до одного года) рефинансирования банков в целях поддержания ликвидности банковской системы Республики Беларусь и устойчивости денежного обращения, покупки Национальным банком свободно обращающихся на денежном рынке государственных ценных бумаг и осуществления операций на внутреннем и внешнем денежных рынках, направленных на увеличение государственных золотовалютных резервов. Эмиссия денег для долгосрочного (свыше одного года) рефинансирования банков запрещена.

Национальный банк осуществляет эмиссию банкнот и монет в форме выпуска в обращение путем продажи банкам, покупки Национальным банком иностранной валюты и других валютных ценностей у юридических и физических лиц для обеспечения стабильного налично-денежного обращения, а также в иных случаях, связанных с выполнением основных целей деятельности Национального банка.

Объемы совокупной эмиссии безналичных денег, банкнот и монет определяются и регулируются исключительно Национальным банком при утверждении и реализации Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Денежное обращение осуществляется в наличной и безналичной формах. В первом случае средством платежа являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за приобретаемые товары, оказанные работы (услуги); во втором случае происходит списание определенных денежных сумм со счета одного субъекта в банке и зачисление их на банковский счет другому субъекту.

В соответствии со ст. 30 Банковского кодекса Национальный банк в области денежного обращения устанавливает:

— порядок ведения кассовых операций, порядок работы банков с денежной наличностью, формы отчетности о работе банков с денежной наличностью и сроки ее представления, а также меры ответственности за их нарушение;

— правила хранения, инкассации и перевозки наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;

— правила осуществления эмиссионно-кассовых операций;

— правила определения признаков платежности наличных денег, правила замены ветхих банкнот и поврежденных банкнот и монет, а также порядок их уничтожения.

Наличное денежное обращение – непрерывное движение наличных денег, выполняющих функции средства обращения и платежа, опосредующее оплату товаров, оказываемых услуг и другие платежи.

В процессе наличного денежного обращения решаются следующие важные задачи:

  • определение общего объема налично-денежного оборота, его структуры;
  • направление денежных потоков;
  • размещение денежной массы по территории страны;
  • определение массы денег в наличной форме, находящейся в обращении;
  • расчет эмиссионного результата за (на) определенный период и др.

Ст. 29 Банковского кодекса предусмотрено, что Национальный банк обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, хранение неэмитированных банкнот и монет, а также хранение и при необходимости подтверждение подлинности банкнот и монет, уничтожение оригинальных и печатных форм, гипсовых моделей и эталонных чеканочных инструментов, штампов и изъятых из обращения банкнот и монет.

Национальному банку принадлежит исключительное право изъятия из обращения выпущенных им банкнот и монет.

Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного платежного средства), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца. Срок изъятия из обращения банкнот и монет не может быть менее одного года и не должен превышать десяти лет. При этом не допускается установление каких-либо ограничений по суммам или субъектам обмена.

Решение об обмене банкнот и монет, выпущенных в обращение Национальным банком, на банкноты и монеты нового образца при проведении в Республике Беларусь денежной реформы, деноминации белорусского рубля принимается Президентом Республики Беларусь.

Национальный банк обязан предварительно поставить в известность Правительство Республики Беларусь о выпуске в обращение новых банкнот и монет, за исключением памятных банкнот и монет.

Национальный банк осуществляет обмен образцами банкнот и монет (в том числе памятных банкнот и монет) с центральными (национальными) банками иностранных государств.

Национальный банк без ограничений производит замену ветхих банкнот и поврежденных банкнот и монет в соответствии с установленными им правилами.

Национальный банк создает резервный фонд банкнот и монет и распоряжается этим фондом.

Национальный банк имеет право выпускать в качестве объектов коллекционирования памятные банкноты, а также памятные и слитковые (инвестиционные) монеты из драгоценных и недрагоценных металлов.

[1] Финансовое право / Отв. ред. Н. И. Химичева. М., 2002. С. 686.

Денежно-кредитная система

Денежно-кредитная система – составляющая экономики государства, основная функция которой состоит в обеспечении стабилизации макроэкономики. Реализуется она путем изменения количества денег, находящихся в обращении.

Денежно-кредитная политика — это специфическая деятельность государства, цель которой заключается в разработке и осуществлении мероприятий, которые будут регулировать денежно-кредитную систему.

В Беларуси денежно-кредитная система регулируется на основании документа «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь», который каждый год разрабатывается и утверждается Правлением Нацбанка.

Читать еще:  Денежная система рф презентация

Складывается денежно-кредитная система из двух составляющих:

  • Денежная система – это свойственная каждому государству, складывающаяся в течение длительного времени и регламентируемая законом форма обращения денежных средств. Она определяет валюту, которая будет иметь хождение.
  • Кредитная система – комплекс кредитно-финансовых институтов, которые аккумулируют и мобилизуют финансы и функционируют на рынке. К ней относятся также формы и методы кредитования.

Основную роль в денежно-кредитной системе любого государства играют банки. Их совокупность также является частью экономической системы.

Современная кредитная система любой страны является механизмом, который аккумулирует и перераспределяет активы банков. Как правило, она состоит из трех частей, однако в каждом государстве кредитная система обладает своими особенностями.

На основании закона в РБ установлена двухуровневая банковская система. Первый уровень представлен Нацбанком, а второй – это иные банки и финансовые организации, зарегистрированные в установленном порядке.

Роль центрального банка в РБ

Центральный банк Беларуси — это Нацбанк. Как и во всем мире он является госорганом и занимает особую позицию. Национальный банк РБ занимается разработкой и реализацией денежно-кредитной политики. Еще одна его функция состоит в регулировании кредитных отношений и обращения денег. Нацбанк также определяет порядок проведения расчётов и имеет исключительное право на эмиссию, т.е, выпуск в оборот, и изъятие из обращения денег. Также Национальным банком РБ обеспечивается стабильность оборота денег и устойчивость национальной валюты.

Функции иных банков заключаются в хранении вкладов граждан и выдаче ссуд. Также они могут заниматься покупкой/продажей ценных бумаг.

Показатели функционирования банковской системы Беларуси

Основными показателями функционирования банков в Республике Беларусь являются:

  • Ставка рефинансирования, которая указывается в процентах
  • Прирост международных резервных активов
  • Увеличение количества денег в процентах
  • Увеличение нормативного капитала в процентах
  • Увеличение банковских требований к экономике в процентах
  • Процент проблемных активов, подверженных кредитному риску
  • Коэффициент доступности автоматизированной системы расчетов для банков, определяемый в процентах

Согласно указу N359, «денежно-кредитная политика в 2017 году сохранит преемственность и будет содействовать устойчивому и сбалансированному развитию экономики Беларуси посредством поддержания ценовой стабильности».

Денежная система Беларуси

Денежная система и денежно-кредитная политика.

Денежная система — исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации де­нежного обращения. Денежная система Республики Беларусь функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 г. Законом «О Нацио­нальном банке Республики Беларусь» и последующими зако­нодательными актами, определившими ее правовые основы.

В процессе монетарного регулирования участвуют субъекты денежной сферы, к которым относятся все агенты товарно-де­нежных отношений: государство, экономические агенты (вклю­чая коммерческие банки, финансовые компании и биржи) и на­селение. Но ведущая роль возложена на банковскую систему страны.

В соответствии с Законом «О банках и банковской деятель­ности в Республике Беларусь» и статьей 136 Конституции Рес­публики Беларусь в стране сформирована двухуровневая бан­ковская система, включающая Национальный банк (первый уровень), банки и небанковские фи­нансовые организации (второй уровень). Правовой основой функционирования национальной банковской системы в насто­ящее время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие с 1 января 2001 г.

Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.

Основное влияние на денежно-кредитную сферу оказывают операции Национального банка по рефинансированию банков. Посредством этих операций осуществляется поддержка лик­видности банковской системы, обеспечивающей кредитно-расчетное обслуживание в экономике страны. Для контроля за динамикой денежной массы, Националь­ный банк активно использует разнообразные инструменты при­влечения ресурсов банков.

Главнаяцель деятельности Национального банка состоит в обеспечении стабильности национальной валюты и банковской системы. Промежуточнымицелями являются обеспечение допустимого роста денежной массы, определение лими­тов и направлений денежной эмиссии, а также управление уровнем цен де­нежного рынка, включая процентные ставки и обменный курс.

Второй уровень банковской системы Республики Беларусь состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, не­посредственно выполняющих функции кредитно-расчетного об­служивания клиентуры на коммерческих принципах.

Шесть банков уполномочены Правительством Республики Беларусь обслуживать государственные программы и меропри­ятия.

Одним из обязательных условий формирования рыночной системы является глу­бинная перестройка денежного обращения и кредита. Ее сущность состоит в оптимальном сокращении централизованного перераспределения денежных ресурсов и переходе к их преиму­щественно горизонтальному движению на финансовом рынке.

Снижение процентных ставок по кредитам и обеспечение ус­ловий для хранения сбережений в национальной валюте спо­собствовали повышению доступности кредитов для экономики, содействовали трансформации сбережений в инвестиции, огра­ничению инфляционно-девальвационных процессов и выступа­ли стимулами экономического роста.

Действующая в РБ платежная система в целом обеспечивает потребности банков, субъектов хозяйствования в своевременном и качественном проведении расчетов, способствует эффективной реализации экономической полити­ки страны, она одна из лучших в восточной Европе. В реальном режиме времени (RTGS) осущест­вляется около 93 % общей суммы платежей.

Несмотря на то, что в последние годы банковский сектор по темпам роста опережал реальный сектор экономики, в деятель­ности банков страны еще очень много проблем.

Одной из ключевых проблем является нехватка ресурсной базы банков.Причина — невысокий коэффициент монетизации, т.е. отношение числа денег к ВВП. Недостаточными темпами растут объемы депозитов субъектов хо­зяйствования и населе­ния. Отношение объема потребительских кредитов к ВВП значительно меньше, чем в других экономически развитых странах (40 %).

Результатом реформирования банковского сектора должно стать сущест­венное повышение его функциональной роли в экономике Бела­руси, а также приближение макроэкономических параметров банковской деятельности (активы банковской системы к ВВП 50—60 %, капитал банковской системы к ВВП — 5—6 %) уровню стран-лидеров в экономическом развитии.

4.2. Денежно-кредитная политика: основные направления и инструменты.

Денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов общей экономической политики государства (наряду с промышленной, структурной, внешнеторговой, нало­говой и другими видами политики) и определяется приоритета­ми и целями правительства. Среди целей денежно-кредитной политики государства выделяются долгосрочные (безынфляционная экономика в условиях отсутствия безработицы) и краткосрочные (поддержка определенного уровня денежной массы в обращении, размера банковских резервов и учетной ставки процента). Субъектом ДКП является Национальный банк, а объектами— спрос и предложение на денежном рын­ке.

Регулирование объема кредитования и денежной эмиссии осуществляется прежде всего с целью воздействия на хозяйственную активность. Степень банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, размер денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Управле­ние государственным долгом регулирует распределение ссуд­ных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок и банковскую ликвидность.

Денежно-кредитное регулирование осуществляется также процентной политикойНационального банка (регулированием учетной ставки, ставки рефинансирования, ломбардной став­ки, депозитной ставки), политикой резервирования(установле­нием Национальным банком норм обязательных резервов ком­мерческих банков), операциями на открытом рынке, рефинан­сированием банков и валютным регулированием.

Инструменты денежно-кредитной политики подразделяют­ся на прямые и косвенные. К первым относят целевое кредито­вание, «кредитные потолки», административный контроль над уровнем процентных ставок. Важнейшими косвенными ин­струментами являются:

• регулирование официальной ставки рефинансирования;

• изменение нормы обязательного резервирования;

• рефинансирование коммерческих банков;

• операции на открытом рынке.

Как правило, на практике применяется комбинации пря­мых и косвенных методов с учетом специфики конкретного эта­па социально-экономического развития и реформирования эко­номики страны.

Национальным банком во взаимодействии с Правительством ежегодно разрабатываются Основные направ­ления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ко­торые утверждаются Президентом страны. Основными целевыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики и деятельности Национального банка являются:

• защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

• развитие и укрепление банковской системы;

• обеспечение эффективного, надежного и безопасного функ­ционирования платежной системы.

Вместе с тем в области денежно-кредитного регулирования, работе банковской системы существует целый ряд проблем. Одной из главных является уве­личение объемов долгосрочного кредитования инвестиций, на­учных исследований и разработок и других направлений инно­вационного развития национальной экономики. Для этого необходим соответствующий рост кредитно-инвестиционного потенциала банков­ской системы.

Развитию банковского сектора в этой области препятствуют несовершенная структура кредитных портфелей банков и распыленность ресурсов, недостаточное привлечение иностранного капитала в уставные фонды, медленное укрупнение банков.

Перспективные цели денежно-кредитной политики:

• обеспечение устойчивости белорусского рубля и целевой траектории снижения темпов инфляции;

• развитие ресурсного потенциала и укрепление банковской системы, обеспечивающие эффективное аккумулирование сво­бодных денежных средств домашних хозяйств и хозяйствую­щих субъектов и кредитную поддержку экономического роста;

• поддержание обменного курса белорусского рубля на уров­не, исключающем дисбалансы во внешнеэкономической дея­тельности страны;

• обеспечение эффективного надежного и безопасного функ­ционирования платежной системы и хранения сбережений в банковской системе;

• увеличение уровня монетизации ВВП.

ЛЕКЦИЯ 15. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector