Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Философское понимание товарно денежного фетишизма

Содержание

Товарный фетишизм (французское fеtiche — фетиш, идол, от португальского feitiço — колдовство, амулет), овеществление производственных отношений между людьми в условиях товарного производства, основанное на частной собственности.

Сущность товарного фетишизма состоит в том, что стихия общественных отношений, господствующая над людьми, внешне выступает в виде господства над ними определённых вещей. Отсюда — мистическое отношение к товару как к сверхъестественной силе, порождаемое товарной формой, прикрывающей зависимость товаропроизводителей от рынка. Товарный фетишизм — явление историческое и носит объективный характер. Своего высшего развития он достигает при капитализме, где товарно-денежные отношения становятся абсолютной и всеобщей формой хозяйственной деятельности. Овеществление экономических отношений между людьми определяется особенностями организации общественного производства, а не естественными свойствами самих вещей. К. Маркс отмечал, что «этот фетишистский характер товарного мира порождается… своеобразным общественным характером труда, производящего товары» [1].

В товарном хозяйстве, основанном на частной собственности, производители действуют независимо и обособленно друг от друга, в обстановке анархии и ожесточённой конкуренции. Продукты их труда выступают как «продукты не зависимых друг от друга частных работ» [2]. Вместе с тем общественное разделение труда предполагает взаимозависимость агентов товарного производства. Связь между ними осуществляется через рынок, где происходит превращение продуктов труда в товары. В этих условиях признание общественного характера затрат труда обособленных производителей происходит посредством обмена одного товара на другой. Только через обмен товарами на основе стоимости закона оказывается возможной общественная оценка результатов хозяйственной деятельности отдельных товаропроизводителей. Таким образом, экономические отношения между людьми в условиях товарного производства, основанные на частной собственности, с необходимостью облекаются в форму общественных отношений между вещами. Происходит так называемое овеществление производственных отношений.

Товарный фетишизм означает персонификацию вещей, экономических категорий. Капитал как производственное отношение олицетворяется в капиталисте, а наёмный труд — в рабочем. Посредством персонификации экономических отношений законы капиталистического производства проявляются через действия и волю отдельных людей и групп.

Фетишизм пронизывает все экономические категории капиталистического общества. Эксплуатация человека человеком маскируется выплатой зарплаты. Силой, принуждающей рабочего к чрезмерному труду, представляются средства производства, то есть вещи, а не класс капиталистов. Прибыль, ссудный процент, рента, будучи продуктом эксплуатации наёмного труда, внешне выступают как порождение самих вещей: прибыль — как продукт средств производства, процент — денег, рента — земли. Высшим проявлением товарного фетишизма является культ денег (денежный фетишизм), выступающих при капитализме всеобщей формой богатства.

Для преодоления товарного фетишизма необходимо революционное свержение капиталистического общества, основанного на частной собственности на средства производства. При социализме в условиях господства общественной собственности на средства производства отношения между людьми не вуалируются отношениями между вещами, а носят планомерный характер, поэтому товарный фетишизм исчезает.

Товарно-денежный фетишизм как экономическая патология;

Развитие обмена с самого начала несет в себе зародыши углубления противоречий между потребительной и меновой стоимостью товара.

Для товаропроизводителей товар является потребительной стоимостью не в зависимости от его полезных для населения свойств, а лишь в той мере, в какой он становится носителем меновой стоимости. Поэтому в тех случаях, когда без ущерба для меновой стоимости становится возможным снижение издержек даже в ущерб потребительной стоимости, процесс производства качественно худшего товара будет продолжаться.

Возрастание значимости меновой стоимости, в сравнении с потребительной стоимостью товара, имеющее своим результатом снижение качества продукции, а значит и народнохозяйственной эффективности воспроизводства, можно определить как товарный фетишизм.

Негативные последствия товарного фетишизма проявляются в сфере производства средств производства, предметов потребления, в расхищении природных богатств. С товарным фетишизмом связаны недобросовестная реклама, подкуп структур, обеспечивающих надзор за качеством продукции.

Товарный фетишизм способен развиваться по мере роста отношений отчуждения и бесхозности, с развитием географии рыночных связей (местный и более отдаленный рынки), с развитием посреднических и других связей.

Высшим проявлением товарного фетишизма является культ денег, выступающих при капитализме всеобщей формой богатства.

Товарно-денежный фетишизм – это система отношений, вызывающая избыточную оценку общественной значимости товара и денег, ввиду преувеличения значимости меновой стоимости ресурсов.

Как было сказано выше, разделение фактической потребительной стоимости и меновой стоимости при совершении акта обмена в форме купли–продажи может произойти только в одном случае: когда у экономических агентов имеется асимметричная информация либо о меновой стоимости, либо о потребительной стоимости ресурса. Например, при фальсификации ресурса, то есть при позиционировании ресурса с низкой потребительной стоимостью в качестве ресурса с высокой потребительной стоимостью. Либо при искажении или отсутствии информации о реальной меновой стоимости ресурса (например, продажа туристу, не знакомому с уровнем цен на местном рынке, товара по завышенной цене). В итоге на рынке финансовых инструментов в силу технических ошибок участников обмена весьма часто происходят сделки купли–продажи по ценам, сильно отличающимся от среднерыночных.

Покупатель ресурса совершает сделку только в случае, когда он соизмеряет потребительную стоимость ресурса с доступной ему меновой стоимостью, то есть денежным эквивалентом стоимости, которую требует продавец. Конечно, нужно отличать индивидуальную потребительную стоимость и некоторую сложившуюся на данном рынке потребительную стоимость товара. Например, индивидуальная потребительная стоимость отцовского дома может быть намного выше общепринятой потребительной стоимости дома как жилья. И этот факт может отразиться в меновой стоимости товара при совершении акта его покупки. Или приобретение экстравагантных моделей одежды «от кутюр», демонстрируемых на неделе Высокой моды в Париже, где считают своим долгом присутствовать самые богатые и знаменитые люди мира, которые могут себе позволить платье от 100 тыс. долл. и больше.

Следует отметить, что сделка может совершаться в условиях отсутствия конкуренции между продавцами (монополия или олигополия). Тогда создается ситуация, не соответствующая неравенству (1).

Избыточная оценка общественной значимости товара и денег происходит не в результате разрыва потребительной и меновой стоимости в сделках купли–продажи, как полагают некоторые экономисты, а из-за несовершенства институтов рынка и организации деятельности экономических агентов.Так, монополизм производителя повышает значимость производимого товара путем завышения меновой стоимости, так как монополист максимизирует меновую стоимость.

В погоне за меновой стоимостью существенный ущерб народному хозяйству наносят фальсификации потребительной стоимости товаров и денег. В земледелии это выражается в хищническом использовании плодородия земли и в целом природных ресурсов; в процессе производства с использованием наемного труда – в хищническом потреблении рабочей силы, в том числе в форме оплаты, не компенсирующей воспроизводство трудовых ресурсов.В последнем случае имеет место не только товарно-денежный фетишизм, но и патология перепотребления (чрезмерной эксплуатации, нацеленной на максимизацию добавочного продукта в краткосрочной перспективе, в то время как оптимальное использование ресурса в долгосрочной перспективе включает в себя его расширенное воспроизводство).

Товарно-денежный фетишизм проявляется:

¾ в трансформациях структуры производства и внешнеторгового оборота – в связи с диспаритетом цен, инициируемым
монополиями;

¾ в перепроизводстве товаров и денег, в накоплении сверхнормативных запасов, в уводе части товара с рынка, что имеет своим следствием повышение меновой стоимости товаров;

¾ в фальсификациях товаров и денег;

¾ в развитии спекуляций, коррупции, в недобросовестной конкуренции, в накоплении сокровищ и т.п.

Сопоставляя ныне сложившуюся в РФ структуру производства и внешнеторгового оборота по потребительской стоимости продукции, можно ясно видеть, сколь существенно она скошена в сторону меновой стоимости. В стране, в сравнении даже с кризисным 1990 годом, существенно сократилось производство продовольствия, доступного жилья, но одновременно увеличилось производство пива, картофеля, папирос и сигарет, коньяка, строительство офисных объектов, аптек, торговых заведений (табл.1).

Таблица 1. Динамика производства товаров в РФ за 1990–2007 гг.[4]

Товарный и денежный фети­шизм

Иногда в учебных пособиях по политической экопомии ут­верждается, что «продукт труда загадочен не сам по себе, а лишь тогда, когда оп принимает форму товара и обменивается на дру­гие товары», и что «не потребительная стоимость и пе труд как таковой, а именно товарная форма, его меновая стоимость делает его таинственным, загадочным».

Только в условиях частного товарного производства товарная форма порождает фетишизм и фетишистские представления. Следовательно, при выяснении природы фетишизма необходимо исходить пе из товарной формы продукта вообще, а из ее спе­цифически исторического характера, обусловленного частным то­варным производством.

Читать еще:  Основные элементы денежной системы рф

Под фетишистскими представлениями следует понимать приписывание вещам таких свойств, какими они пе обладают. Яркий пример тому дает религиозный фетишизм, когда вещам (будет ли это изображение Будды или Христа) приписывалась сверхъестественная всеисцеляющая или карающая сила боже­ства. Какую бы форму пи принимала религия, она есть продукт исторического развития. Она покоится не только на предрассуд­ках, но и на определенных социально-экономических условиях. То же самое следует сказать и о товарном фетишизме.

Необходимо различать объективное содержание товарного фетишизма и субъективные фетишистские представления. По­следние можно преодолеть и в условиях капитализма, оставаясь па почве марксистской политической экономии. Объективное же содержание фетишизма уничтожается и окончательно ликвиди­руется только в ходе социалистической революции, через ликви­дацию капитализма и победу социалистической системы хозяйства.

Нередко под объективным содержанием товарного фетишизма понимается овеществление производственных отношений вооб­ще, а не его специфически историческая форма. При такой трак­товке объективного содержания фетишизма его легко увекове­чить, так как овеществление производственных отношеций имеет место и при социализме. Однако о наличии объективного содер­жания товарного фетишизма при социализме и речи быть не может.

Овеществление производственных отношений и объективное содержание фетишизма — не идентичные понятия.

Овеществление производственных отношений состоит в том, что существующие экономические связи выражаются между людьми (классами, социальными группами) через вещи — при­надлежащие им средства производства, продукты труда, в форме обмена их производственной деятельностью. Такое овеществле­ние производственных отношений неотделимо от любого общест­ва. Оно само по себе еще не таит в себе ничего загадочного и таинственного.

Таким образом, в условиях частного товарного производства овеществление производственных отношений приобретает ту специфически историческую форму, когда происходит персони­фикация вещей. Вещи берут на себя определенные экономиче­ские функции. Через них рыночная стихия осуществляет свое господство над товаропроизводителями. Создается видимость гос­подства вещей над людьми.

В действительности, конечно, господствуют не вещи, а сти­хийно складывающиеся производственные отношения. Но их гос­подство осуществляется через вещи. Отсюда загадочный и таин­ственный характер продукта труда, принявшего специфически историческую товарную форму, обусловленную частным товар­ным производством.

Таково объективное содержание товарного фетишизма. Опо пе зависит от сознания субъекта. Его природу впервые раскрыли основоположники марксизма.

На почве объективного содержания фетишизма неизбежно возникали фетишистские представления. Их разделяли не толь­ко товаропроизводители, по и все буржуазные экономисты, воз­водя нередко такие представления в пепререкаемые догмы. Мпо- гие из них, а особенно вульгарные экономисты, полагали, что стоимость это не общественное явление, а свойство любой вещи
как таковой. Такой взгляд становится среди них общераспростра­ненным, когда товарные отношения охватывают все или почти все общественное производство.

Вопреки взглядам Аристотеля, который называл стоимость в противоположность потребительной стоимости чем-то противо­естественным, не соответствующим природе вещей, буржуазные экономисты склонны рассматривать стоимость более неотъемле­мым свойством вещи, чем потребительную стоимость.

Особенно явно обнаруживаются фетишистские представле­ния, когда речь заходит о деньгах. Но загадка денежного фети­шизма есть загадка товарного фетишизма вообще. В деньгах она лишь сильнее бросается в глаза и слепит взор. Уже в про­стой форме стоимости продукт обладает свойством выражать стоимость других товаров. Это свойство кажется присущим са­мой вещи. Такой взгляд окончательно закрепляется тогда, когда всеобщая эквивалентная форма стоимости прочно срастается с благородными металлами и, наконец, с золотом. Создается полная иллюзия, что этим свойством обладает золото по своей естественной природе. Отсюда магический характер денег. «Зо­лото удивительная вещь! Кто обладает им, тот господин всего, чего он захочет. Золото может даже грешникам открыть дорогу в рай»,— писал в 1503 г. Колумб с Ямайки.

Фетишистские представления о всепокоряющей силе золота обусловлены не его естественными свойствами, а всесилием все­общего эквивалента, возникающим на базе частного товарного производства, в условиях безраздельного господства частной соб­ственности, высшей формой развития которой является капита­листическая собственность. Поэтому денежный фетишизм получает наиболее яркое проявление в эпоху капитализма. Специ­фически капиталистический характер овеществления производст­венных отношений выражается в том, что здесь все выступает в позолоченном виде. Все облекается в денежную форму. Объек­тивное содержание товарного фетишизма находит в деньгах бо­лее зрелую форму. Деньги как непосредственная и единственная форма выражения общественного признания частного труда пре­вращаются в самую мощную экономическую силу.

Таким образом, фетишистские представления о силе золота вырастают пе на пустом месте. Они обусловлены исторически. По­требовался длительный исторический процесс развития, чтобы стало возможно через тщательный анализ развития форм стои­мости раскрыть происхождение денег из товара и тем самым объяснить загадочность денег. Марксистская политическая эко­номия, разоблачая фетишистские представления о деньгах, дает единственно правильное, научное объяснение их действительной природы, но не устраняет объектного содержания денежного фе­тишизма. Пока существует капитализм, в деньгах и только в них выступает специфически исторический характер овеществления экономических связей.

Более того, с развитием капитализм развивается и объектив­ное содержание фетишизма. Когда деньги превращаются в ка­питал как самовозрастающую стоимость, усиливается фетишиза­ция общественных отношений. Овеществление производственных отношений, представленное капиталом, приносящим проценты, завершает этот процесс. Создается иллюзия, будто деньги, отданные в ссуду под проценты, самп по себе способны созда­вать новые деньги.

Научное объяснение товарного фетишизма составляет одну нз важнейших заслуг марксистской политической экономии. Раскрытие тайны товарного и денежного фетишизма позволяет за движением вещей в условиях частного товарного производ­ства раскрыть движение людей, раскрыть внутренние экономи­ческие связи, их закономерное развитие. Вместе с тем это позво­ляет дать исчерпывающую научную критику буржуазных концепций, которые, как правило, исходят из фетишистских пред­ставлений о природе капиталистического способа производства.

Закон денежного обращения. Товарный фетишизм

В результате выяснения функций денег становится возмож­ным определить закон денежного обращения, который регули­рует количество полноценных денег (золота) в обращении. Этот закон учитывает потребность в деньгах во всех видах сделок, связанных с куплей и продажей товаров, т. е. при выполнении деньгами функций средства обращения и средства платежа.

Решающую роль в определении суммы денег, необходимых для обращения, играет выполнение деньгами функции меры стоимости. Все товары вступают в обращение со стоимостью, которая подвергалась предварительному измерению в золоте, т. е. имеют определенную цену. Поэтому при определении массы денег, необходимых для обращения, учитывается не стоимость, а цены товаров.

Количество денег в обращении находится в прямой пропор­циональной зависимости от суммы цен товаров, обращающихся на рынке, и в обратно пропорциональной зависимости от средней скорости оборота одноименных денежных единиц.

Как известно, одна и та же денежная единица обслуживает за год множество товарных сделок. Количество денег в сфере обращения, необходимых для обслуживания одной и той же суммы продаж будет тем меньше, чем быстрее оборачивается каждый рубль. Так, если за год продается товаров на сумму 20 млн. рублей, а каждый рубль совершает 10 оборотов, то для свершения товарных сделок потребуется 2 млн. рублей. Если же скорость их оборота возрастет в 2 раза, то сумма денег, необходимых для продажи такого же количества товаров, уменьшится в 2 раза.

Из общей суммы цен проданных товаров следует вычесть сумму цен товаров — отданных в кредит, потому что для их реали­зации не требуются наличные деньги. Аналогичное положение возникает, когда взаимно засчитываются долги, связанные с продажей товаров в кредит. И, наоборот, наличные деньги необ­ходимы, когда наступают сроки платежа за приобретенные в кредит товары.

Формулируя закон денежного обращения, К. Маркс писал в «Капитале»: «Закон, согласно которому количество средств обращения определяется суммой цен обращающихся товаров и средней скоростью обращения денег, может быть выражен еще следующим образом: при данной сумме стоимостей товаров и данной средней скорости их метаморфозов количество обра­щающихся денег или денежного материала зависит от собствен­ной стоимости последнего»[13] /1, с. 133-134/.

Вторая формулировка закона имеет большое значение для по­нимания единства и различия законов золотого и бумажно-де­нежного обращения.

Когда обращаются золотые деньги, то при неизменной стои­мости товаров цены их изменяются с изменением стоимости са­мого золота — пропорционально повышаются, если последняя падает, и, наоборот, падают, если последняя повышается. Вме­сте с таким ростом или понижением суммы цен товаров должна в той же пропорции увеличиваться или уменьшаться масса обращающиеся денег.

Читать еще:  Денежный поток пренумерандо это

Дело обстоит иначе при обращении бумажных денег. По­скольку бумажные деньги обращаются вместо одноименных сумм золота, они отражают в споем движении лишь законы са­мого денежного (золотого) обращения — «Специфический закон обращения бумажных денег, — указывал К. Маркс, — может возникнуть лишь из отношения их к золоту, лишь из того, что они являются представителями последнего. И закон этот сво­дится просто к тому, что выпуск бумажных денег должен быть ограничен тем их количеством, в каком действительно обраща­лось бы символически представленное ими золото (или сереб­ро)»[14].

Обращение бумажных денег существенно отличается от об­ращения золотых денег. Если количество последних значитель­но превысит необходимую для обращения массу денег, то из­лишнее золото превращается в сокровище. Но этою не проис­ходит с бумажными деньгами, не имеющими внутренней стоимости. Если вследствие каких-то колебаний в рыночном обращении бумажных денег окажется больше, чем требуется золотых денег для обслуживания товарных сделок, то данная сумма бумажных знаков останется в сфере обращения, и будет представлять лишь то количество золота, которое требуется для обслуживания сократившегося обращения товаров. Но это есте­ственно, ведет к инфляции — к обесценению бумажных денег. Если, например, количество бумажных денежных знаков вдвое превы­шает массу золотых денежных знаков, необходимую для обращения товаров, то один бумажный знак будет замещать лишь половину зо­лотого знака, или же 1 золотой знак будет представлен двумя бумажными.

В условиях господства частной собственности на средства производства регулирование массы обращающихся денег носит, естественно, стихийный характер.

Одним из важных факторов, влияющих на количество денег в обращении, являются колебания товарных цен, которые могут отражать как действительные изменения стоимости товаров, так и изменения соотношения рыночного спроса и предложения. С учетом изменения цен сумма цен товаров, а следовательно, и количество необходимых для обращения денег, будет зависеть от трех факторов: от движения цен, массы обращающихся товаров и быстроты обращения денег. Все эти факторы, как отмечал К. Маркс, могут изменяться в различных направлениях и в раз­личных пропорциях. Поэтому подлежащая реализации сумма цен, а следовательно, и обусловленная ею масса средств обра­щения могут претерпевать различные комбинации.

При рассмотрении сравнительно продолжительных периодов выясняется, что масса денег, обращающаяся в каждой данной стране, обнаруживает более или менее постоянный средний уро­вень. Исключение составляют периоды сильных потрясений, ко­торые вызываются в условиях капитализма промышленными и торговыми кризисами, реже — изменениями в стоимости самих денег.

Стихийный характер действия закона денежного обращения усиливается с переходом к бумажным деньгам. Обесценение последних и вызванный этим рост цен серьезно подрывают доверие к обращающимся день­гам, создают затруднения во взаимных расчетах между товаро­производителями, Инфляция способствует обогащению немногих и разорению основной массы мелких собственников.

Для понимания сущности товара и денег в трактовке К. Маркса имеет значение выяснения природы их фетишизма.

Под фетишизмом подразумевается вера человека в сверхъес­тественные свойства вещей. Товарный фетишизм — это вера в то, что товар наделен какой-то сверхъестественной силой, кото­рая может осчастливить человека или принести ему горе. Де­нежный фетишизм—подобная же вера в сверхъестественные свойства денег.

В условиях товарного хозяйства, основанного на частной собственности, об­щественная производственная связь между людьми осущест­вляется не прямо и непосредственно, а лишь через обмен ве­щами—товарами. Это единственно возможная форма производ­ственных связей между товаропроизводителями. Их судьба теснейшим образом связана с судьбой созданных ими вещей— товаров. Общественные отношения собственников товаров не­избежно принимают форму отношений между вещами и таким Образом производственные отношения овеществляются. Так, стоимость является общественным свойством товара и опреде­ляется общественно необходимым трудом. Однако она находит свое выражение через меновую стоимость, т. е. посредством ко­личественно определенного менового отношения вещей. Вскры­вая объективную основу товарного фетишизма. Ф. Энгельс пи­сал: «Продукт, вступающий в обмен, является товаром. Но он является товаром только потому, что в этой вещи, в этом продукте, завязывается отношение между двумя лицами, или об­щинами, отношение между производителем и потребителем, ко­торые здесь уже более не соединены в одном н том же лице. Здесь мы сразу имеем перед собой пример своеобразного явления, которое проходит через всю политическую экономию и порождает в головах буржуазных экономистов ужасную пу­таницу: политическая экономия имеет дело не с вещами, а с отношениями между людьми и в конечном счете между классами, эти отношения всегда связаны с вещами и проявляются как вещи» [15].

Овеществление производственных отношений – объективный, реально существующий процесс. В сознании же людей, в их субъективном восприятии действительности то принимает форму преклонения перед идолом—вещью, которая наделяется какими-то мифическими, вовсе ей не присущими свойствами. При товарном производстве вещи, деньги, золото приобретают особые свойства и функции, кажущиеся для самих производителей загадочными и таинственными. Так, стоимость товара кажется их владельцам таким же «естественным» свойством вещи, как и потребительная стоимость. И пропорции обмена представляются им как присущие товарам вещественные свойства. Товаропроизводителям кажется, что мир вещей наделен какими-то своими внутренними и неведомыми силами, от которых зависят их отношения между собой и их судьба.

На самом же деле движение товаров и денег совершается по объективным экономическим законам. Этот процесс происходит независимо от волн и сознания людей. Но тот или иной уровень цен является вопросом жизни и смерти для производителей. Например, крестьянин привез на рынок лен и его благополучие бу­дет, безусловно, зависеть от того, продаст ли он свой товар или нет, и какую сумму денег получит за него.

Таким образом, вещи, являясь продуктом труда, начинают господствовать над людьми, становятся особой силой, приобретают особое свойство. Это свойство объясняется отнюдь не по­требительной стоимостью товара, а только тем, что товар, явля­ясь продуктом частного лица, только при обмене проявляет свою общественную природу и выражает общественную связь производителей.

То, что властвующие над людьми деньги — это носитель общественных отношений, а сами по себе как потребительная стои­мость они такой властью не наделены, отчетливо почувствовал и герои романа Дефо Робинзон. До того как он попал на необи­таемый остров, и для него золотой телец был кумиром, которому он поклонялся. Но вот он один на острове, ему не с кем осу­ществлять производственную связь, и пригодилось ему здесь все, что удалось спасти, кроме денег. Теперь о деньгах Робин­зон говорит так: «Ненужный хлам, зачем ты мне теперь? Ты не стоить и того, чтобы я нагнулся и поднял тебя с полу»,

Овеществление производственных отношений, т. е. выраже­ние отношений между людьми как отношений между вещами, составляет материальную основу товарного фетишизма. Овеществление производственных отношений отражается в созна­нии людей как сверхъестественное свойство вещей. Собственник вещей приписывает товарам и деньгам сверхъестественные свойства и поклоняется им.

Деньги как объект философского осмысления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 21:52, реферат

Краткое описание

Важной сферой экономической системы общества являются отношения обмена, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами. В основе этого лежит общественное разделение труда и формы собственности. Ученые связывают начало обмена с развитием производительных сил и образованием на этой основе запаса потенциальных товаров, некоего излишка полезных вещей. Родоначальник экономической науки А. Смит особо отмечал склонность людей к обмену. Он даже видел в этом отличие человека от животного. С тем же успехом можно сказать, что человек издревле отличается склонностью к обману. Об этой безнравственной привычке разумных существ язвительно говорил Сократ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Философия о влиянии денег на мотивацию поведения и деятельности человека 5
Глава 2. Философское понимание товарно-денежного фетишизма 7
Глава 3. Социально-философские аспекты взаимоотношений власти и денег 11
Заключение 14
Использованная литература 15

Прикрепленные файлы: 1 файл

Философия денег2.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ – филиал
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЯДЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИФИ»

Социально-экономический факультет
Направление подготовки 080200.62 «Менеджмент»

РЕФЕРАТ
по курсу: «Философия науки»

тема: «Деньги как объект философского осмысления»

студентка СЭФ, 2 курса
группы МЕН-Б11

кандидат фил. наук,

Глава 1. Философия о влиянии денег на мотивацию поведения и деятельности человека 5

Читать еще:  Распределение денежных средств это

Глава 2. Философское понимание товарно-денежного фетишизма 7

Глава 3. Социально-философские аспекты взаимоотношений власти и денег 11

Использованная литература 15

Важной сферой экономической системы общества являются отношения обмена, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами. В основе этого лежит общественное разделение труда и формы собственности. Ученые связывают начало обмена с развитием производительных сил и образованием на этой основе запаса потенциальных товаров, некоего излишка полезных вещей. Родоначальник экономической науки А. Смит особо отмечал склонность людей к обмену. Он даже видел в этом отличие человека от животного. С тем же успехом можно сказать, что человек издревле отличается склонностью к обману. Об этой безнравственной привычке разумных существ язвительно говорил Сократ.

Отношения обмена происходят, как правило, в двух формах: в товарно-денежной и форме прямого продуктообмена (бартерная сделка). Обмен продуктами производственной деятельности и услугами опосредует связь между производством и потреблением и тем самым играет существенную роль в экономической жизни общества. Конечно, в этой сфере дают о себе знать такие негативные явления, как разрыв связей между предприятиями, разного рода взаимозачеты.

Любая экономика включает в себя в качестве непременного структурного элемента деньги, денежное обращение. В экономической сфере этот блок обычно именуют финансами. Проблема денег — одна из ключевых социально-экономических проблем. Она относится к числу самых запутанных и сложных в теории. Существует множество научных концепций, объясняющих происхождение и сущность денег. Экономисты, изучив богатейший эмпирический материал, пришли к выводу о том, что деньги — это специфический товар, Функция которого в обеспечении роли всеобщего эквивалента. Это означает их способность обмениваться на любой другой товар. Сущность денег раскрывается в двух основных функциях: меры стоимости и средства обращения.

Ученые выявили, что посредством денег удовлетворяется изначальная и непреходящая потребность человека сохранять часть плодов своей трудовой деятельности в целях накоплений и сбережений. Они также установили, что массовый спрос на деньги связан с их способностью делимости и сохранения стоимости. Напомним, что стоимость — самая философская из всех экономических категорий. Глубинная сущность стоимости заключается в том, что она создается трудом, именно он в простом товарном производстве определяет меру стоимости товара. С развитием производительных сил общества, новой техники, передовой технологии процесс образования стоимости усложняется. В создании участвуют различные факторы и прежде всего более качественный и сложный труд работника. Именно такой труд создает новую, большую стоимость.

В современной научной литературе получила распространение концепция новой природы стоимости. Речь идет о значении в наши дни информации, которая выступает как важнейшая ценность. Здесь обычно приводят парадокс Бернарда Шоу, который писал, что два человека, имевших по яблоку, обменялись ими и после обмена каждый стал владеть лишь одним яблоком; но когда они обменялись идеями, у каждого в результате такого обмена стало по две идеи. Подобная точка зрения считается спорной, ибо возникает трудность измерения стоимости. И тем не менее здесь содержится серьезная информация для размышления.

Стоимость различных вещей выражается в денежной форме. Они выступают для товаровладельцев средством, гарантирующим сохранность результатов их труда, выполняют функцию меры стоимости вещей, общего масштаба для разнообразных результатов хозяйственной деятельности человека. Следует отметить, что обширный круг вопросов, связанных с денежным обращением, довольно обстоятельно изучен в рамках экономической науки. Однако проблема денег — это сложный социально-философский феномен. Его исследование предполагает особый философский подход, который отличается широким охватом и целостностью. Многие великие умы человечества стремились проникнуть в тайну власти денег, понять их природу и роль в жизни отдельного человека и общества в целом.

Некоторые мысли великих людей по поводу денег:

• Не от денег рождается добродетель, а от добродетелей бывают у людей деньги и все прочие блага, как в частной, так и общественной жизни. (Сократ)

• Не тот беден, у кого мало, а тот, кто хочет большего. (Сенека)

• Деньги, которыми обладаешь, — орудие свободы; а те, за которыми гонишься, — орудие рабства. (Ж.- Ж. Руссо)

• Деньги — наиболее яркий пример превращения средства в цель. (Г. Зиммель)

• Золото убило больше душ, чем железо — тел. (В. Скотт)

• Если хочешь иметь деньги, не теряй времени даром. (Б. Франклин)

• Цель денег — не праздность, а умножение средств для полезного служения. (Г. Форд)

• Заработная плата — мерило уважения, с которым общество относятся к данной профессии. (Д. Тиллмон)

• Люди, считающие деньги способными сделать все, сами способны все сделать за деньги. (П. Бауст)

• Есть много вещей дороже денег, но эти вещи без денег не купишь. ( П. Мериме)

Философы отмечали важное значение денег в истории цивилизации, развитии человеческого общения. Ведь деньги с самого начала становились широкоупотребительными вещами среди всех вещей. В своей монетной форме они приникали во все сферы общества, служили развитию способностей человека к счету, как первоначальной деятельности интеллекта. Они стимулировали умение абстрактно мыслить на уровне обыденного и массового сознания.

ГЛАВА 1 .ФИЛОСОФИЯ О ВЛИЯНИИ ДЕНЕГ НА МОТИВАЦИЮ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Известно, что деньги как средство обмена дали мощный толчок ускорению и расширению движения товаров и услуг, формированию общественных и хозяйственных связей. Но деньги как цель обмена оказали огромное влияние на развитие самого человека, на мотивацию его деятельности, отношение к труду. Они круто изменили ценностную ориентацию человека и его представление об этических нормах. Здесь мы имеем дело с философией денег. В свое время великий мыслитель Древней Греции Аристотель впервые обратил внимание на двоякую роль денег, как средства и как цели.

«Люди обращают все свои способности на наживу денег, будто это является целью, а для достижения цели приходится идти на все». [1]

Двоякую роль денег в общественной истории и экономике исследовал Маркс. Он показал, что эти две тенденции выступают как единство противоположностей, как внутреннее противоречие и служат в значительной мере источником социально-экономического развития. Маркс основательно анализировал сущность денег, раскрывая закономерности их превращения в капитал.

О возрастающей власти денег, когда они становятся целью деятельности и поступков людей, писал немецкий философ Г. Зиммель (1858—1918). В своем фундаментальном труде «Философия денег» (1900) он подчеркивал, что историческая миссия денег заключается не только в развитии рыночной экономики, нацеленной на получение прибыли, но и в формирование «экономического человека» с его особыми ценностными установками, стремлениями к выгоде, обогащению. Другой немецкий социальный философ М. Вебер особо отмечал значение денежного фактора в становлении протестантской этики и формировании «духа капитализма» в Европе. В чем же заключается власть денег?

Для ответа на этот вопрос следует обратить внимание на историю денежного обращения. Известно, что исторически функцию денег выполняли предметы разного рода: это могли быть животные, камни (позже — драгоценные камни), серебро, золото и вообще металл. И наконец, специальная бумага (банкноты, ассигнации и т.д.) и монеты.

Деньги — это знак, символ ценности, но сами по себе ценностью не являются. Деньги представляют собой условное обозначение ценности, они ничем не похожи на товары и услуги, которые могут быть приобретены с их помощью. Специалисты полагают, что деньги можно определить как особый знак, закрепленный государством в виде правовой нормы, которая придает этому знаку законную власть общепринятого средства обмена товаров.

Надо подчеркнуть, что власть денег происходит не из их вещественной формы, а из содержания того общественного процесса, который они опосредуют своим движением и делают его возможным. Источник власти денег заключается в их способности быть инструментом общественного взаимодействия людей посредством обмена. Это взаимодействие сводится к двум чередующимся актам — присвоения и отчуждения. Таким образом, создается определенный порядок в процессе распределения социальных благ (товаров и услуг). В постоянном чередовании актов отчуждения и присвоения проявляется механизм общественного взаимодействия частных интересов, с помощью которого происходит реализация целей, желаний, планов отдельных людей. В этом процессе происходит и обеспечение свободы выбора.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector