Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формальная денежная реформа это

Типы денежных реформ

Денежные реформы, их сущность, направление и процесс проведения

Тема 7

7.1. Типы денежных реформ

7.2. Методы проведения денежных реформ

7.3. Денежная реформа в Украине

Денежная реформа — это полная или частичная структурная перестройка имеющейся денежной системы страны с целью оздоровления денег или улучшения механизма регуляции денежного оборота. Актуальность проведения денежных реформ усиливается инфляционным нагромождением противоречий в монетарной сфере. Исчерпав консервативные средства оздоровления экономики и денежно-кредитной сферы, государства вынуждены осуществлять комплексы мероприятий проведения денежных реформ с целью преодоления болезненного состояния денег и полной или частичной перестройки денежной системы относительно новых социально-экономических условий.

Денежные реформы классифицируют следующим образом:

во-первых, полные денежные реформы. Их осуществление предусматривает проведение радикальных структурных и оздоровительных превращений в финансово-кредитной системе и денежном обороте страны;

во-вторых, реформы частичного типа. В процессе их реализации вносятся необходимые изменения и рациональные совершенствования к отдельным элементам механизма организации денежного оборота и реформируются определенные элементы денежной системы;

в-третьих, денежные реформы для проведения специальных стабилизационных мероприятий.

Радикальными денежными реформами становятся те из них, которые формируют новую денежную систему и обеспечивают становление новых качественных элементов ее функционирования. Внедрение новой денежной единицы и формирование денежно-валютных и кредитных отношений осуществила денежная реформа 2-16 сентября 1996 г. в Украине. Она фактически охватила признаки всех трех типов денежных систем, создав собственную, украинскую национальную денежную единицу независимого государства, внедрив комплекс антиинфляционных мероприятий для оздоровления экономики и денежно-кредитной сферы.

Денежные реформы для внесения частичных изменений в действующие денежные системы являются менее радикальными. В ходе их проведения реформируются отдельные элементы денежной системы, вносятся изменения в название денежной единицы, величину и набор видов денежных знаков, порядок их эмиссии и обеспечение.

Еще менее радикальный характер имеют денежные реформы по проведению специальных стабилизационных мероприятий, которые предусматривают использование рычагов ограничения интенсивности инфляционного процесса или преодоления его последствий путем девальвации или ревальвации, ревалоризации и реставрации денежной единицы.

Существуют денежные реформы формального типа, который преимущественно сводятся лишь к внедрению новых образцов купюр с одновременным или постепенным изъятием тех, которые обращались, но без изменения масштаба цен;

Особенности денежных реформ с деноминацией денежного обращения, когда ведущим составным элементом денежной реформы становится ликвидация силы денег для одних знаков и замена их функций другими денежными знаками путем обмена и замены действующего масштаба цен, заработной платы и тарифов на услуги. По характеру обмена старыхденег на новые различают денежные реформы конфискационного и неконфискационного типов. При денежных реформах неконфискационного типа обмен денег осуществляется по единственному соотношению. Уценка запасов денег, доходов, цен и тарифов осуществляется одинаково для всех субъектов экономических отношений, независимо от размеров обмениваемых сумм — наличныхили безналичных денежных запасов. Такой была денежная реформа в Украине в сентябре 1996 г.

В зависимости от цели проведения и глубины перестройки имеющейся денежной системы различают денежные реформы в узком и широком понимании. Денежную реформу в узком понимании этого понятия классифицируют тогда, когда идет речь о проведении ограниченных мероприятий, которые связаны с заменой действующей денежной единицы на новую и соответствующей стабилизацией денег без качественной перестройки системы денежного обращения. К денежным реформам этого типа относятся денежные реформы формального типа, денежные реформы с деноминацией денежного обращения, конфискационного типа и т. д. Денежные реформы в широком понимании предусматривают внедрение в обращение не только новой денежной единицы, но и структурную перестройку действующей системы денежно-валютных и кредитных отношений, ввод принципиально новой по структуре и содержанию системы денежного оборота.

Одномоментные реформы, как правило, связанные с введением в обращение новых денег за короткий срок (7-15 дней), то есть срок реформирования определяется техническими возможностями изъятия старых денег и вводом новых. Денежные реформы конфискационного типа проводятся как можно в более короткий срок, чтобы владельцы больших запасов денег не успели спрятать их от конфискации.

Денежные реформы параллельного типа подразумевают выпуск в оборот новых денег постепенно, параллельно с проведением радикальных превращений в экономике, финансах и денежном обращении. Они нуждаются в длительном времени одновременного параллельного обращения новых денежных знаков со старыми. В частности, если новые и старые денежные знаки эмитируются банковской системой на одинаковых условиях, то оба вида денег воспринимаются одинаково и обмениваются между собой по соотношению 1:1. В случае ввода разных основ для новых и старых денежных знаков старые направляются для покрытия бюджетных расходов, а новые — для кредитования экономики. Если эмиссия новых денежных знаков имеет определенное обеспечение (золото, инвалюта), а в эмиссии старых оно отсутствует, то между ними в обороте возникает конкуренция, в результате которой менее надежные старые деньги обесцениваются, пользование ими будет становиться все более рискованным и неудобным. Вследствие этого в обращении остается лишь новая форма денег, что означает достижение поставленных целей.

Виды денежных реформ

Когда экономика страны накапливает множество негативных явлений, правительство рассматривает виды денежных реформ и самый подходящий вид осуществляется на практике.

В ходе любой денежной реформы происходит замена всех находящихся в обращении единиц национальной валюты на новый образец. Специально для этого казначейство и монетные дворы разрабатывают дизайн новых банкнот и монет, их изготавливают, а затем в установленные сроки производят обмен в соответствии с установленным обменным курсом.

В ходе денежной реформы национальная валюта меняет не только свое внешнее, но и внутреннее содержание. Курс валюты до реформы в золотом выражении и после реформы сильно отличается.

Виды и методы

Какой бы вид денежных реформ ни был выбран правительством для реализации, он не может дать никакой гарантии, что положительный эффект от преобразований будет сохраняться длительное время. Различают три важнейших вида реформ:

  • Формального типа – происходит замена старого образца купюр на новый с полным изъятием из обращения предшествующего образца.
  • Реформа с деноминацией – наряду с заменой купюр происходит изменение реального масштаба цен на товары и услуги.
  • Конфискационный тип – может осуществляться с деноминацией и без нее, но обмен старых денежных знаков на новые происходит по дифференцированной схеме.

Помимо этого реформы могут быть радикальными и частичными. Радикальная реформа подразумевает самое полное изменение всех принципов организации денежной системы внутри страны. Частичные реформы направлены на достижение более узкой цели, решения отдельно взятой проблемы без полной реорганизации денежной системы.

Все виды денежных реформ осуществляются с помощью одних и тех же методов:

  • Нуллификация – официальное объявление об обесценивании денежной единицы и введение новой валюты;
  • Реставрация – возвращение денежной единице ее прежнего золотого содержания;
  • Деноминация – замена старых денежных знаков на новые с изменением их номинала;
  • Девальвация – изменение курса денежной единицы к иностранной валюте с понижением.
Читать еще:  Кругооборот материальных и денежных ресурсов

Чтобы выбранная правительством реформа дала положительный и долгосрочный результат, необходимо наличие трех важнейших предпосылок:

  • Рост производства – отсутствие риска дефицита товаров повседневного спроса, позволяет гарантировать устойчивость валюты на период реформы;
  • Бездефицитность бюджета – правительству нет нужды печатать новые денежные знаки, брать кредиты у иностранных государств, все это важнейшие факторы стабильности новой денежной единицы;
  • Золотовалютный резерв – самый твердый гарант стабильности национальной валюты, используется государством для закупки дефицитных товаров для обеспечения внутреннего рынка и сдерживания инфляции.

Сегодня денежные реформы проводятся в разных государствах и, как правило, носят только частичный характер. То есть изначально ставится цель разрешения только некоторых проблем в экономике. Достичь долговременного эффекта не удается, поскольку не меняется суть денежных единиц, их золотое обеспечение.

Легенды о денежной реформе — видео

Денежные реформы. Сущность и виды реформ

Среди комплексов мероприятий по оздоровлению и упорядочению денежного оборота особое место занимают денежные реформы. Они представляют собой полную или частичную перестройку денежной системы, которую проводит государство с целью оздоровления денег или улучшения механизма регулирования денежного оборота относительно новых социально-экономических условий или той и другой одновременно.

По глубине реформационных мероприятий выделяют структурные или полные денежные реформы и реформы частичного типа.

Структурные (полные) денежные реформыпроводились при переходе от биметаллизма к золотому монометаллизму, от последнего к системе бумажно-денежного или кредитного оборота. Во всех этих случаях необходимо не только заменить один вид денег на другой, но и осуществить существенные структурные изменения в экономике, в государственных финансах, банковской и валютной системах. Такие структурные изменения диктуются особенностями новых денег, которые внедряются в оборот и должны обеспечить предпосылки для их успешного функционирования.

Такой характер имеют денежные реформы, которые проводятся при создании новых государств, которые возникают при распаде колониальных империй или сверхбольших держав, как, например, СССР, СФРЮ. В этих случаях необходимо не только создать новые деньги и систему их оборота, но и соответствующим образом реструктуризовать экономику новых стран, чтобы она могла бы обеспечить самостоятельное функционирование новой денежной системы.

Реформа частичного типа. Такие реформы касаются только самой организации денежного оборота и сводятся к изменению отдельных элементов денежной системы. Сама база денежной системы и структура экономики и денежно-кредитных отношений остаются неизменными. В результате таких реформ наиболее часто изменяется масштаб цен, вид и номинал денежных знаков, механизм эмиссии денег. В современных условиях, когда во всех странах внедрены неполноценные деньги, которые имеют способность к быстрому обесцениванию, реформы частичного типа проводятся довольно часто и являются наиболее типовыми в мировой практике.

Эти реформы, в свою очередь, можно классифицировать на полноте осуществляемых изменений в денежной системе. Это формальные реформы, в результате которых купюры одного образца заменяются на купюры другого образца, а масштаб цен (величина денежной единицы) не изменяется.

Деноминационные реформы –в результате, которых осуществляется деноминация денег в сторону увеличения денежной единицы (масштаб цен). Поводом для такой замены купюр может быть ненадёжная их защищённость, которая приводит к массовой фальсификации денег.

Деноминационные реформы проводятся путём обмена старых купюр на новые и перерасчётом всех денежных показателей по определённому соотношению, вследствие чего масса денег в обращении соответственно уменьшается, а денежная единица увеличивается.

По характеру обмена старых денег на новые выделяют не конфискационные и конфискационные денежные реформы. При не конфискационных реформах по единому соотношению обмена денег осуществляется уценка запаса денег, доходов и цен для всех экономических субъектов одинаково, т.е. независимо от поданных к обмену запасов старых денег или других критериев (наличные и безналичные запасы).

В результате конфискационных реформ соотношение обмена денег дифференцируется в зависимости: от величины поданного к обмену запаса старых денег (чем она больше, тем меньше соотношение обмена, или устанавливается лимит на обмен банкнот); от формы сбережения запаса старых денег (вклады в банки могут обмениваться по меньшему коэффициенту, чем наличка или вообще соотношение 1:1); от формы собственности владельца денег. К этому типу реформ принадлежат нуллификация, когда старые денежные знаки объявляются недействительными и исключаются из оборота, а вместо них вводятся новые деньги.

Проведение конфискационных реформ обосновывается необходимостью исключения незаконных доходов, установления социальной справедливости.

По порядку введения в оборот новых денег различают одномоментные денежные реформы и реформы параллельного типа.

В соответствии с одномоментными реформами введение новых денег в обращение осуществляется за короткий срок (7-15 дней), на протяжении которого технически возможно обменять старые деньги на новые. Если реформа конфискационная, то срок обмена должен быть как можно более коротким, чтобы владельцы больших запасов денег не успели «спрятать» их от конфискации.

В соответствии с реформами параллельного типа выпуск в оборот новых денежных знаков осуществляется медленно, параллельно с выпуском старых знаков и они длительное время функционируют одновременно и параллельно. Если новые и старые деньги имитируются банковской системой на одинаковых принципах, то оба вида денег воспринимаются одинаково и обмениваются между собой по соотношению 1:1. В этом случае старые деньги исключаются из оборота постепенно в меру их поступления в банки. Вместо них банки выдают в оборот новые деньги.

Если же новые и старые деньги имитируются на разных принципах, то в обороте между ними возникает конкуренция, вследствие которой менее надежные старые деньги начнут быстро обесцениваться. Курс обмена их на новые на рынке будет всё время изменяться. Пользование старыми деньгами будет неудобным и всё более рисковым. Государство должно будет использовать специальные меры для поддержки «падающих» денег, чтоб они не были срочно вытеснены из оборота. Но это ещё больше усложнит функционирование денежной системы. Государство должно будет исключить старые деньги из оборота, обменяв их на новые по пропорции, близкие к их рыночному курсу накануне обмена.

Сущность и виды денежных реформ

Среди комплекса мероприятий по оздоровлению и приведению в порядок денежного оборота особое место занимают денежные реформы. Они представляют собой полную или частичную перестройку денежной системы, которую проводит государство с целью оздоровления денег, улучшения механизма регулирования денежного оборота относительно новых социально-экономических условий.

Денежные реформы, которые проводились в разные времена во многих странах, значительно отличались своими целями, глубиной реформирования существующих денежных систем, методами стабилизации валют, подготовительными мероприятиями и т.п. Их можно классифицировать по нескольким признакам.

По глубине реформационных мероприятий можно выделить структурные или полные денежные реформы и реформы частичного типа.

Структурные (полные) денежные реформы проводились при переходе от биметаллизма к золотому монометаллизму, от последнего к системе бумажно-денежного или кредитного обращения. Было необходимо не только заменить один вид денег на другой, а и осуществить важные структурные изменения в экономике, в государственных финансах, банковской и валютной системах и т.п. Такие структурные изменения диктуются особенностями новых денег, которые вводятся в оборот, и должны обеспечить предпосылки для их успешного функционирования.

Читать еще:  Способами обмена являются денежный

Примером таких реформ является денежная реформа, проведенная в Росси в 1895—1897 гг., денежная реформа в советской России в 1922—1924 гг., денежная реформа в Украине в 90-е годы.

Реформы частичного типа касаются только самой организации денежного оборота и сводятся к изменению отдельных элементов денежной системы. Сама база денежной системы, структура экономики и денежно-кредитных отношений остаются неизменными. При таких реформах наиболее часто изменяется масштаб цен, вид и номинал дензнаков, механизм эмиссии денег и т.п.. В современных условиях, когда во всех странах используются неполноценные деньги, которые имеют способность к быстрому обесценению, реформы частичного типа проводятся довольно часто, явкляются наиболее типичными в мировой практике. Наиболее показательными реформами этого типа были денежные реформы 1947 и 1961 гг. в СССР.

Эти реформы, в свою очередь, можно классифицировать по полноте осуществляемых изменений в денежной системе на:

— формальные реформы, при которых купюры одного образца заменяются на купюры другого образца, а масштаб цен (величина денежной единицы) не изменяется;

— деноминационные реформы, при которых также осуществляется деноминация денег в сторону увеличения денежной единицы (масштаба цен). Деноминационные реформы проводят путем обмена старых купюр на новые и пересчетом всех денежных показателей по определенному соотношению. Вследствие чего масса денег в обороте соответственно уменьшается, а денежная единица увеличивается. Формальные денежные реформы проводились в СССР в 1990 г., когда были заменены на новые купюры 50 и 100 рублей. Сейчас подобная реформа проводится в США, которые постепенно заменяют купюры 100 и 50 долларов. Поводом для такой замены купюр может быть ненадежная их защищенность, которая приводит к массовой фальсификации денег.

По характеру обмена старых денег на новые выделяют:

— неконфискационные

— конфискационные денежные реформы.

При неконфискационных реформах по единому соотношению обмена денег осуществляется уценка запаса денег, доходов и цен для всех экономических субъектов одинаково, то есть независимо от представленных в обмен запасов старых денег или других критериев (наличные запасы, безналичные запасы и т.п.). Так была проведенная денежная реформа в Украине в сентябре 1996 г.

При конфискационных реформах соотношение обмена денег дифференцируется зависимо:

— от величины представленного в обмен запаса старых денег (чем она больше, тем меньше соотношение обмена, или устанавливается лимит на обмен банкнотов);

— от формы сохранения запаса старых денег (вклады в банках могут обмениваться по меньшему коэффициенту, чем денежная наличность вообще или соотношением 1:1);

— от формы собственности собственника денег (для государственных собственников денег обмен может осуществляться по более льготной пропорции, чем для частных). К этому типу реформ относится и так называемая нуллификация, когда старые дензнаки объявляются недействительными и изымаются из оборота, а вместо них выпускаются новые деньги. Проведение конфискационных реформ обычно вызвано необходимостью изъятия незаконных доходов, восстановлением социальной справедливости и т.п..

По порядку введения в оборот новых денег различают:

— одномоментные денежные реформы;

— реформы параллельного типа.

При одномоментных реформах введение новых денег в оборот осуществляется за короткий срок (7-15 суток), на протяжении которых технически возможно обменять старые деньги на новые. Если реформа является конфискационной, то срок обмена должен быть как можно короче, чтобы собственники больших запасов денег не успели «спрятать» их от конфискации. Одномоментно проводилась денежная реформа в Украине в 1996 г. Но она был неконфискационной, и потому обмен проводился на протяжении 15 суток. А если кто-то по уважительной причине не смог обменять деньги в эти сроки, то их обмен разрешали на протяжении нескольких следующих месяцев.

При реформах параллельного типа выпуск в оборот новых дензнаков осуществляется постепенно, параллельно с выпуском старых знаков и они продолжительное время функционируют одновременно и параллельно. Если новые и старые деньги эмитируются банковской системой на одинаковых условиях, то оба вида денег воспринимаются одинаково и обмениваются между собою по соотношению 1:1. В этом случае старые деньги изымаются из оборота постепенно по мере поступления их в банки. Вместо них банки выдают в оборот уже новые деньги.

Если же новые и старые деньги эмитируются на разных условиях, например, старые направляются на покрытие бюджетных расходов, а новые — для кредитования экономики, или эмиссия новых имеет определенное обеспечение (золотое или инвалютное), а эмиссия старых не имеет, то в обороте между ними возникнет конкуренция. Вследствие этого менее надежные старые деньги начнут быстро обесцениваться. Курс обмена их на новые на рынке будет все время изменяться. Государство вынуждено будет принимать специальные меры для поддержки «падающих» денег, чтобы они не были немедленно вытеснены из оборота. Но это еще больше усложнит функционирование денежной системы. Государство вынужденно будет окончательно изъять старые деньги из оборота, обменяв их на новые по пропорции, близкой к рыночному их курсу накануне обмена. Так была проведена денежная реформа в советской России в 1922—1924 гг. Параллельный характер имела небольшая денежная реформа в Украине в начале 1992 г., когда украинский рубль продолжительное время оборачивался параллельно с рублем.

Нередко денежные реформы имеют признаки всех рассмотренных типов, например денежная реформа в Росси в 1922—1924 гг., денежная реформа в Украине в 1992—1996 гг. и др.

Чем бы ни была вызвана необходимость проведения денежной реформы, главнейшей ее целью всегда является стабилизация денежного оборота. Для достижения этой цели недостаточно принять те или иные законодательные акты, а необходимо подготовить соответствующие экономические предпосылки. Без этого деньги и после реформы могут обесцениваться. Поэтому успешное проведение денежной реформы требует соответствующей подготовки: накопление золотовалютных и материальных резервов, прекращение или значительное уменьшение темпов роста денежной массы, оздоровление государственных финансов, улучшение структуры общественного производства, сбалансирование рынка и т.п.

ТЕМА: “РОЛЬ КРЕДИТА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ”

1. Необходимость и сущность кредита. Теоретические концепции кредита.

Типы денежных реформ

Анализируя причины и характер направления денежной реформы, студенты должны научиться классифицировать денежные реформы по их целями, глубиной реформирования и методами стабилизации. По глубине преобразований и улучшений механизма регулирования денежного оборота относительно новых социально-экономических условий денежные реформы классифицируют так:

попервое, полные денежные реформы. Их осуществление предполагает проведение радикальных структурных и оздоровительных преобразований в финансово-кредитной системе и денежном обороте страны;

Читать еще:  Безналичное денежное обращение это

повтороереформы частичного типа. В процессе их реализации вносятся необходимые изменения и рациональные совершенствования отдельных элементов механизма организации денежного оборота и реформируются определенные элементы денежной системы;

потретье, денежные реформы для проведения специальных стабилизационных мероприятий.

Радикальными денежными реформами становятся те из них, которые формируют новую денежную систему и обеспечивают становление новых качественных элементов ее функционирования. Такой была денежная реформа 1895-1897 гг. в России, когда был осуществлен переход к золотомонетному стандарта. Таким же радикальным объемом преобразований отмечались меры для создания национальных денежных систем в бывших колониях и в процессе создания национальных денежных систем независимых государств СНГ. Внедрение новой денежной единицы и формирования денежно-валютных и кредитных отношений осуществила денежная реформа 2-16 сентября 1996 г. в Украине. Она фактически охватила признаки всех трех типов денежных систем, создав собственную, украинскую национальную денежную единицу независимого государства, внедрив комплекс антиинфляционных мер для оздоровления экономики и денежно-кредитной сферы.

Денежные реформы для внесении частичных изменений в действующие денежные системы является менее радикальными. В ходе их проведения реформируются отдельные элементы денежной системы, вносятся изменения в название денежной единицы, величину и набор видов денежных знаков, порядок их эмиссии и обеспечения.

Еще менее радикальный характер имеют денежные реформы для проведения специальных стабилизационных мероприятий, которые предусматривают использование рычагов ограничения интенсивности инфляционного процесса или преодоления его последствий путем девальвации или ревальвации, ревалоризации и реставрации денежной единицы.

Студенты должны ознакомиться с критериями моделирование денежных реформ:

1. раскрыть механизм реализации денежных реформ формального типа, которые в основном сводятся лишь к внедрению новых образцов купюр с одновременным или постепенным изъятием тех, что находились в обращении, но без изменения масштаба цен;

2. выяснить особенности денежных реформ с деноминацией денежного обращения, когда ведущим составным элементом денежной реформы становится ликвидация силы денег для одних знаков и замена их функций другими денежными знаками путем обмена и замены действующего масштаба цен, заработной платы и тарифов на услуги. Такой, например, была денежная реформа 1960 г., в ходе которой старые денежные знаки были изъяты из обращения и обменено без каких-либо ограничений в пропорции 10:1 на новые. Формальной денежной реформой стала замена в 1990 г. старых купюр 100 и 50 рублей на новые, по характеру обмена старых денег на новые различают денежные реформы конфискационного і неконфискационного типов.

За денежных реформ неконфискационного типа обмен денег осуществляется по единому соотношением. Тогда уценка запасов денег, доходов, цен и тарифов осуществляется одинаково для всех субъектов экономических отношений, независимо от размеров обмениваемых сумм — наличных или безналичных денежных запасов. Такой была денежная реформа в Украине в сентябре 1996 г.

Денежные реформы конфискационного типа формируют дифференцированное соотношение обмена денег в зависимости от формы запаса старых денег (вклады в банки в 1947 г. было обменено как 1:1, а деньги на руках населения как 10:1 рубля). Могут вводиться различные соотношения, которые зависят от величины поданного к обмену запаса старых денег, от формы собственности владельца (владельцев государственных, кооперативов, частных и др.). К конфискационных денежных реформ принадлежат нуліфікація, что была введена после переворота 1917 г. в России и денежные реформы в Германии в 1924 и 1948 гг. Главная цель конфискационных реформ обосновывается потребностями изъятие незаконных доходов, восстановлением социальной справедливости и т.д.

В зависимости от цели проведения и глубины перестройки существующей денежной системы различают денежные реформы в узком и широком понимании.

Денежную реформу в узком понимании этого понятия классифицируют тогда, когда речь идет о проведении ограниченных мер, которые связаны с заменой действующей денежной единицы на новую и соответствующей стабилизацией денег без качественной перестройки системы денежного обращения. К денежных реформ этого типа относятся денежные реформы формального типа, денежные реформы с деноминацией денежного обращения, конфискационного типа.

Денежные реформы в широком понимании предусматривают введение в обращение не только новой денежной единицы, но и структурную перестройку действующей системы денежно-валютных и кредитных отношений, внедрения принципиально новой по структуре и содержанию системы денежного оборота. Такие денежные реформы были проведены в процессе перехода отдельных стран от биметаллической денежного оборота к монометалізму и далее к бумажно-денежного обращения. Проведение структурной денежной реформы в широком понимании предусматривало преодоления негативных последствий административно-командной системы и формирования качественно новых денег рыночной экономики в Украине в 1996 г. и других независимых стран.

Реализация мероприятий в ходе денежных реформ в широком смысле предполагает воплощение в жизнь масштабных и разноплановых структурных изменений и институциональных преобразований, поэтому требует длительного временного периода, как правило, несколько лет. В зависимости от временного периода реформирований различают единовременные денежные реформы и реформы параллельного типа.

Одномоментные реформы, как правило, связанные с введением в оборот новых денег за короткий срок (7-15 дней), то есть срок реформирования определяется техническими возможностями изъятии старых денег и внедрением новых. Денежные реформы конфискационного типа проводятся как можно более коротким сроком, чтобы владельцы крупных запасов денег не успели спрятать их от конфискации.

Денежные реформы параллельного типа выпуск в оборот новых денег осуществляют постепенно, параллельно с проведением радикальных преобразований в экономике, финансах и денежному обращению. Они требуют длительного времени одновременного параллельного обращения новых денежных знаков со старыми. В частности, если новые и старые денежные знаки эмитируются банковской системой на одинаковых условиях, то оба вида денег воспринимаются одинаково и обмениваются между собой по соотношению 1:1. Так проводилось изъятие 100 и 50 долларовых купюр и замена их новыми, более защищенными от подделки купюрами на рубеже ХХ-ХХІст. в США. В случае введения различных основ для новых и старых денежных знаков старые направляются для покрытия бюджетных расходов, а новые — для кредитования экономики. Если эмиссия новых денежных знаков имеет определенное обеспечение (золото, валюта), а в эмиссии старых оно отсутствует, то между ними в обороте возникает конкуренция, в результате которой менее надежные старые деньги обесцениваются, пользование ими будет становиться все более рискованным и неудобным. Вследствие этого в обращении остается лишь новая форма денег, что означает достижение поставленных целей. Такой была денежная реформа 1922-1924 гг. в России. Важно обосновать сложность и преимущества проведения реформ параллельного обращения старой обесцененной денежной единицы и новой, которая должна обладать стабильностью покупательной способности в условиях еще недостаточного наполнения рынка товарами и услугами и при отсутствии стабилизационного фонда. Независимо от выбранной модели и метода проведения денежная реформа должна стать действенным фактором укрепления покупательной способности национальной валюты и обеспечение ее конвертируемости.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector