Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Концепции денежно кредитной политики

Теоретические основы денежно-кредитной политики государства. Банковская система

9.2. Основные концепции денежно-кредитной политики: теоретические аспекты

В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, которая включает исследования процессов воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.

Длительное время среди экономистов ведутся дискуссии по проблемам значимости и роли денежно-кредитной политики в условиях рынка. Это обусловлено двумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской теорией, с одной стороны, и современным монетаризмом — с другой.

И современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что состояние денежной сферы и изменения в ней под воздействием денежно-кредитной политики влияют на состояние национальной экономики в целом. Но они оценивают по -разному и значение этого влияния, и сам его механизм. С точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитного регулирования должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов — спрос и предложение денег.

Сторонники кейнсианства утверждают, что рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему со многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно активно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе финансовые и денежно-кредитные. Механизм денежно-кредитного регулирования действует следующим образом. Изменение денежного предложения является причиной повышения или понижения процентной ставки, что в свою очередь приводит к колебаниям инвестиционного спроса и через мультипликативный эффект инвестиций — к изменению в уровне национального производства.

Кейнсианцы отмечают, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и уровнем национального производства достаточно велика. Центральный банк при проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной лаг.

Кейнсианцы считают денежно-кредитное регулирование не столь эффективным средством стабилизации экономики, как, например, использование инструментов фискальной или бюджетной политики.

Формирование теории монетаризма в 60-70-х годах ХХ в. происходило в рамках возрождения традиций неоклассического направления в экономической и количественной теории денег. Специфика монетаризма по сравнению с традиционными неоклассическими идеями состоит в том, что монетаризм особое значение придает денежно-кредитной сфере: «деньги — главная движущая сила рыночной экономики». Наиболее известный теоретик монетаризма — М. Фридмен.

В них излагаются основные положения теории монетаризма, а именно:

  • монетаристский подход базируется на убеждении, что рыночная экономика — внутренне устойчивая система. Все негативные моменты, возникающие в рыночной экономике, имеют экзогенный характер. Они являются результатом некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое блокирует действие стихийных рыночных сил и в то же время «раскачивает лодку»;
  • монетаристы предлагают свести к минимуму государственное регулирование экономики, ограничив его денежно-кредитным регулированием, осуществляемым совместно с центральным банком, так как «ни одно правительство не может быть мудрее рынка»; «за неизбежные ошибки государства мы отвечаем своими деньгами, а оно — нашими»; «чем меньше доля государственных расходов в ВНП, тем лучше жизнь людей»;
  • для стимулирования деловой активности, стабилизации экономической системы необходимо поддерживать устойчивый и обоснованный уровень инфляционных ожиданий. В этом случае уровень безработицы будет независим от уровня инфляции, поскольку «безработица связана не с инфляцией как таковой, а с неожидаемой инфляцией; устойчивого компромисса между инфляцией и безработицей не существует». Таким образом, приоритет принадлежит регулируемому росту денежной массы;
  • монетаристы считают, что корреляция между денежным фактором и объемом национального производства обнаруживается более тесная, чем между инвестициями и валовым национальным продуктом. При умеренном (слабовыраженном) снижении цен (умеренной дефляции) наблюдается рост общественного богатства. Однако при более значительной дефляции очевидны чистые убытки.

Таким образом, динамика валового национального продукта следует непосредственно за динамикой денег. Существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики.

Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера, или, иначе, уравнением количественной теории денег. Уравнение количественной теории денег — тождество , по которому произведение предложения денег и скорости их обращения равняется совокупному объему номинальных доходов. Дополнив уравнение предположением о постоянной скорости обращения денег, можно объяснить совокупный объем номинальных расходов согласно количественной теории денег.

Американский экономист-математик Ирвинг Фишер (1867-1947), формализовав названные взаимосвязи, сформулировал следующее уравнение обмена:

Иными словами, количество денег в обращении, умноженное на число их оборотов в актах купли-продажи за год, равняется объему валового внутреннего продукта.

Уравнение обмена И. Фишера позволяет понять, почему колеблются цены и, соответственно, покупательная способность денег, объем реального национального продукта. Например, при постоянных V и Q изменение денежного предложения (М) будет прямо влиять на цены. Однако роста цен не произойдет, если увеличение денежного предложения будет происходить одновременно с расширением выпуска товаров и объема оказанных услуг в той же или большей степени.

Причинно-следственная связь между предложением денег и национальным производством, номинальным объемом валового национального продукта осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. М. Фридмен объясняет этот механизм воздействия через промежуточную категорию — » портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивид.

Количественная теория денег, подчеркивает Фридмен, это, прежде всего, теория спроса на деньги: для домохозяйств это одна из форм обладания богатством, для фирм — деньги являются капитальным благом. Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется, и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы . Совокупный спрос возрастает, в конечном счете, это приводит к росту национального производства и, как следствие, валового национального продукта. Исходя из этого, М. Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной денежно-кредитной политики, а именно: необходимо поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении.

«Денежное правило» Милтона Фридмена

«Денежное правило» Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении — в пределах 3-5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста валового национального продукта будет падать.

Особенности применения монетаризма в отдельных странах

Интерес к рекомендациям монетаристов о применении «денежного правила» на практике «вспыхнул» в начале 70-х годов ХХ в., когда кейнсианская концепция «формирования эффективного совокупного спроса» посредством мер государственного (фискального и бюджетного) регулирования на фоне возникшей стагфляции, непрекращающегося роста процентных ставок и нестабильности валютных курсов показала свою неэффективность. Монетаристские рецепты с конца 70- начала 80-х годов реализовались в известные программы «неоконсерваторов» — «рейганомика» в США, «тетчеризм» в Великобритании. В 1975 г. конгресс США обязал Федеральную резервную систему (ФРС) публиковать в печати основные макроэкономические показатели состояния финансовых рынков: денежные агрегаты, основные процентные ставки, доходность по государственным облигациям. Для государств — членов ЕЭС были приняты параметры: прирост объема денежной массы (не более 5-8% в год), изменение валютного курса (не более 5-6% в год).

Политика монетаризма в тот период оказалась успешной в экономической практике многих стран, в том числе результатом ее реализации стало денежное оздоровление экономики в Израиле, модернизация на рыночных основах в странах Юго-Восточной Азии, Восточной Европы. Однако, сам Фридмен отмечает, что пользоваться монетарными рычагами следует очень осторожно. Показывая возможности монетарной политики, он рассуждает также и о ее пределах, ведь «наше знание о взаимосвязях между денежной массой, ценами и производством настолько ограничено, что оперирование ими на практике может принести больше вреда, чем пользы». Развивая мысль Джона Стюарта Милля, Фридмен сравнивает деньги с механизмом, очень эффективным, но и очень капризным, поломка которого повергает в конвульсии все другие механизмы . Фридмен пишет: «Деньги только механизм, но механизм в высшей степени эффективный. Без него нам не удалось бы достичь тех поразительных успехов в росте производства и уровня жизни, которые произошли за последние два столетия, — никакая другая чудесная машина не смогла бы столь безболезненно и с малыми затратами труда окончательно поставить крест на нашей деревенской жизни. Но от других машин деньги отличает то, что эта машина слишком капризна и при поломке повергает в конвульсии все другие механизмы . Каждая из больших депрессий в стране была вызвана либо обострилась из-за нарушения денежного обращения». Поэтому М. Фридмен советует экономистам и политикам избегать резких скачков, давая обществу возможность приспособиться к некоторому постоянному темпу роста определенного денежного агрегата, не переоценивать хорошую политику и не повторять ошибок плохой. «Ошибки возникают не по злому умыслу экономистов или политиков, а из-за пороков экономической науки». То, насколько прав был Фридмен, показывает опыт применения монетаристской концепции в России.

Читать еще:  Единица генерирующая денежные средства

24.3. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая в том числе процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.

Длительное время среди экономистов ведутся дискуссии ио вопросам значи мости и роли денежно-кредитной политики в условиях рынка, обусловленные двумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской теорией и современным монетаризмом.

И современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что состояние денеж ной сферы и изменения в ней под воздействием денежно-кредитной политики влияют на состояние национальной экономики в целом, но оценивают но-разному и значе ние этого влияния, и его механизм: с точки зрения кейнсианцев, в основу денежно- кредитного регулирования должен быть положен определенный уровень процент ной ставки, а с точки зрения монетаристов — спрос на деньги и их предложение.

Сторонники кейнсианства утверждают, что рыночная экономика представ ляет собой неустойчивую систему со многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно активно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе финансовые и денежно-кредитные, с целью достижения «эффективного совокупного спроса», высокого уровня занятости и максимально возможных темпов роста производства. Сам механизм денежно-кредитного регу лирования с точки зрения кейнсианского подхода выглядит следующим образом: изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процен тной ставки, что в свою очередь приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипли кативный эффект инвестиций — к изменению уровня нацио нал ьиого производства.

Одпако кейнсианцы отмечают, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и уровнем национального производства достаточно велика. Центральный банк для проведения денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной с тавки и как при этом изменится величина валового национального продукта). Кроме того, между приро стом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной лаг.

В связи с изложенным кейнсианцы считают денежно-кредитную политику не столь эффективным средством стабилизации экономики, как, например, исполь зование инструментов фискальной или бюджетной политики.

Формирование теории монетаризма в 60—70-е годы XX века происходило в условиях возрождения традиций неоклассического направления в экономиче ской теории и количественной теории денег. Специфика монетаризма по сравне нию с традиционными неоклассическими идеями состоит в том, что монетаристы особое значение придают денежно-кредитной сфере: «Деньги — главная движу щая сила рыночной экономики». Наиболее известный теоретик монетаризма — М. Фридмен .

Монетаристский подход базируется на убеждении, что рыночная эконо мика — внутренне устойчивая система. Все негативные моменты, возникающие в рыночной экономике, носят экзогенный характер и являются результатом неком петентного вмешательства государства в экономику, которое блокирует действие стихийных рыночных сил и в то же время «раскачивает лодку».

Монетаристы предлагают свести к минимуму государственное регулирова ние экономики, ограничив его денежно-кредитным регулированием, осуществ ляемым совместно с центральным банком, гак как «ни одно правительство не может быть мудрее рынка»; «за неизбежные ошибки государства мы отвечаем своими деньгами, а оно — нашими»; «чем меньше доля государственных расходов в ВНП, тем лучше жизнь людей» .

Для стимулирования деловой активности, стабилизации экономической системы необходимо поддерживать устойчивый и обоснованный уровень инфля ционных ожиданий. В этом случае уровень безработицы будет независим от уровня инфляции, поскольку «безработица связана не с инфляцией как таковой, а с не- ожидаемой инфляцией; устойчивого компромисса между инфляцией и безрабо тицей не существует»11. Таким образом, приоритет отдается регулируемому росту денежной массы, а не стимулированию экономического роста и занятости.

Монетаристы считают, что корреляция между денежным фактором и объ емом национального производства более тесная, чем между инвестициями и вало вым национальным продуктом. При умеренном (слабовыраженном) снижении цен (умеренной дефляции) наблюдается рост общественного богатства, Однако при более значительной дефляции проявляются чистые убытки.

Таким образом, динамика валового национального продукта следует непо средственно за динамикой денег.

Причинно-следственная связь между предложением денег и национальным производством, номинальным объемом валового национального продукта осуще ствляется не через процентную ставку, а непосредственно. М. Фридмен объясняет этот механизм воздействия посредством промежуточной категории — «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум.

Количественная теория денег, подчеркивает Фридмен, это прежде всего теория спроса на деньги: для домохозяйств это одна из форм обладания богат ством, для фирм деньги являются капитальным благом. Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотноше ние наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложе ния привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возра стает, и, в конечном счете, это приводит к росту национального производства и, как следствие, валового национального продукта. Исходя из этого Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной денежно-кредитной поли тики, а именно: необходимо поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении.

«Денежное правило» Фридмена предполагает строго контролируемое уве личение денежной массы в обращении — в пределах 3—5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3—5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3—5% годовых, то темп прироста валового национального продукта станет падать.

Цели и принципы денежно-кредитной политики

Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции.

Ценовая стабильность — важный элемент благоприятной среды для жизни людей и ведения бизнеса, так как она:

  • защищает доходы и сбережения в национальной валюте от непредсказуемого обесценения. Это позволяет поддерживать уровень жизни, а также более уверенно планировать ежедневные и долгосрочные расходы;
  • защищает граждан с невысоким уровнем дохода. Такие семьи в основном покупают недорогие товары первой необходимости. Стабильно низкая инфляции позволяет поддерживать уровень потребления;
  • способствует повышению доступности заемного финансирования для компаний, так как снижает инфляционную премию, которые банки закладывают в процентные ставки;
  • упрощает финансовое и инвестиционное планирование для бизнеса;
  • увеличивает доверие к национальной валюте и создает условия для снижения валютизации активов и обязательств в экономике. Это, в свою очередь, снижает влияние изменения внешних условий на экономику.

Основные принципы денежно-кредитной политики

Для достижения цели по инфляции Банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции (от англ. target — «цель»). При проведении денежно-кредитной политики важна последовательность, предсказуемость и прозрачность действий центрального банка, поэтому Банк России проводит свою политику в соответствии с рядом принципов.

    Банк России устанавливает постоянно действующую публичную количественную цель по инфляции, чтобы население, бизнес, участники финансового рынка могли учитывать ее при планировании своей деятельности и принятии решений. Цель по инфляции установлена для годового темпа прироста потребительских цен, то есть изменения за последние 12 месяцев общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением.

Читать еще:  Номинальная денежная масса это

Целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание годовой инфляции вблизи 4% постоянно. Формулировка «вблизи 4%» отражает допустимость небольших колебаний инфляции вокруг цели.

Если инфляция существенно отклоняется от цели, Банк России оценивает причины и продолжительность отклонения и исходя из этого принимает решения об использовании мер денежно-кредитной политики для возвращения инфляции к цели.

Совет директоров Банка России регулярно принимает решения по ключевой ставке — восемь раз в год в соответствии с заранее утвержденным и опубликованным графиком.

Решение по ключевой ставке обязательно сопровождается объяснением его логики и причин, а также, как правило, дополняется сигналом о возможных дальнейших шагах по денежно-кредитной политике. Разъяснение Банком России принятых решений и будущих намерений является важным инструментом управления инфляционными ожиданиями, так называемой привязки их к цели по инфляции.

Привязка инфляционных ожиданий как населения, так и бизнеса к цели по инфляции имеет большое значения для действенности мер, принимаемых центральным банком.

Банк России принимает решения по денежно-кредитной политике на основе макроэкономического прогноза с учетом анализа широкого круга информации. Денежно-кредитная политика влияет на динамику цен не сразу, а со временем, через длинную цепочку взаимосвязей. Поэтому для оценки влияния решения по ключевой ставке на экономику и инфляцию необходим макроэкономический прогноз.

Для разработки прогноза Банк России использует современные макроэкономические модели. В рамках подготовки макроэкономического прогноза Банк России оценивает продолжительность действия факторов, влияющих на экономику и динамику цен, и устойчивость сформировавшихся экономических тенденций.

Меры, принимаемые по другим направлениям внутренней экономической политики, а также меры экономической политики в крупнейших зарубежных странах являются важными факторами, которые учитывает Банк России при подготовке макроэкономического прогноза.

При формировании предпосылок макроэкономического прогноза и оценке рисков на текущем этапе Банк России использует консервативный подход, придавая несколько большее значение проинфляционным факторам и рискам. Это связано с тем, что инфляционные ожидания в России пока остаются повышенными и чувствительными даже к временному повышению цен на отдельные товары. В такой ситуации недооценка проинфляционных факторов и рисков может привести к устойчивым и продолжительным отклонениям инфляции вверх от цели.

Банк России придерживается информационной открытости в области денежно-кредитной политики, чтобы повысить понимание и доверие к проводимой денежно-кредитной политике, сформировать предсказуемую экономическую среду для всех участников экономических отношений. Понимание и доверие к принимаемым мерам имеет большое значение для повышения их действенности.

В рамках политики информационной открытости Банк России прежде всего стремится максимально оперативно и полно раскрывать информацию о целях, принципах, мерах и результатах денежно-кредитной политики, об оценке экономической ситуации и перспектив ее развития. Банк России также работает над расширением охвата коммуникации по денежно-кредитной политике и повышением ее адресности.

Основные концепции денежно-кредитной политики

Государства

Неоклассическая теория господствовала до 30-х годов ХХ века и базировалась на следующих основных положениях:

1) рыночная экономика защищена от спада;

2) существуют механизмы саморегулирования, постоянно приводящие объём выпускаемой продукции к уровню, соответствующему полной занятости;

3) в случае спада производства цены, заработная плата и процентная ставка, являясь гибкими, вернут экономику в прежнее состояние равновесия. Конкуренция уравняет спрос и предложение не всех рынках;

4) нет необходимости государственного вмешательства в экономику.

Кейнсианская теорияпоявилась в 30-х годах ХХ века после выхода книги Джона Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Основные положения включают следующие моменты:

1) рыночная экономика – неустойчивая система, поэтому должна регулироваться государством;

2) изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, а это приводит к изменению инвестиционного спроса и изменению номинального ВНП;

3) монетарная политика не столь эффективное средство стабилизации экономики как фискальная или бюджетная политика.

Монетаристская теория появляется в 50-60-х годах ХХ века и является – современным направлением неоклассической теории. Представитель этой теории – американский экономист Милтон Фридмен. Основные положения монетаризма:

1) рыночная экономика – внутренне устойчивая система. Все негативные моменты – это результат некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое надо свести к минимуму;

2) существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общем объемом проданных товаров и услуг;

3) зависимость между массой денег и объемом ВНП более тесная, чем между инвестициями и ВНП (как у кейнсианцев).

4) связь между предложением денег и номинальным объемом ВНП осуществляется не через процентную ставку (как у кейнсианцев), а непосредственно, причем механизм влияния денег скрыт.

Современные теоретические модели денежно-кредитной политики государства включают как черты кейнсианской теории, так и монетаристской. Как правило в долгосрочном периоде преобладает монетаристский подход, в краткосрочном – кейнсианский.

Тема 25: Бюджетно-налоговая система

Государства

1. Понятие о финансовой и фискальной политике государства.

2. Теория налогообложения.

2.1. Налоги и налоговые ставки.

2.2. Принципы налогообложения.

3. Практика налогообложения в России.

4.1.Доходы и расходы бюджета.

4.2. Концепции бюджетной политики.

Понятие о финансовой и фискальной политике

Государства

Финансы – обобщающий экономический термин, означающий:

1) денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании;

2) экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйственными субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, использованием денег.

Финансовая политика – часть экономической политики государства, курс, проявляющийся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты.

Фискальная политика является стержневой частью финансовой политики. Фискальная политика – политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения и получение антиинфляционного валового национального продукта.

Фискальная политика выражается в манипулировании государственным бюджетом (правительственными доходами и расходами) для достижения увеличения производства и занятости, в целом для ускорения экономического роста. Фискальная политика бывает двух типов: дискреционная и автоматическая, между которыми практически невозможно провести черту.

Дискреционная фискальная политика предполагает сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами. Если правительство сознательно борется с безработицей, то предусматривает рост правительственных расходов и сокращение налогов, то есть бюджетный дефицит. Если политика правительства ориентирована на коррекцию инфляции, то сокращаются правительственные расходы и растут налоги, то есть появляется бюджетный профицит (бюджетный излишек).

При автоматической фискальной политике (политике автоматических стабилизаторов) изменения в уровнях государственных расходов и налогов происходят автоматически. То есть в период спада в государственном бюджете автоматически формируется дефицит, оказывающий стабилизирующее влияние на экономику. А в период подъема в бюджете автоматически формируется антиинфляционный излишек (профицит).

Следует помнить, что выработка оптимальной фискальной политики – задача чрезвычайно сложная. Так как в реальной экономике действуют одновременно разнонаправленные факторы, которые изменяют абстрактную схему фискальной политики, приведенную выше.

Рассмотрим воздействие фискальной политики при помощи теории мультипликатора. Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликативным эффектом.

Мультипликатор государственных расходовG) показывает, как изменяется объем ВНП в результате изменения государственных расходов.

МG = Приращение ВНП / Приращение государственных расходов = DВНП / DG(25.1)

DВНП = DG × МG(25.2)

Мультипликатор государственных расходов количественно можно выразить также через предельную склонность к потреблению (МРС) и предельную склонность к сбережению (MPS).

МG = 1 / (1 – МРС) = 1 / MPS(25.3)

Если планируемые расходы государства будут учитывать влияние подоходных налогов, то мультипликатор расходов будет выглядеть так:

МG = 1 / (1 – МРС (1 – t)),(25.4)

где t – предельная доля налога.

Формула (25.4) позволяет определить мультипликатор расходов в закрытой экономике. Мультипликатор расходов в открытой экономике определяется формулой (25.5.).

МG = 1 / (1 – (МРС – МРМ) × (1 – t)),(25.5)

где МРМ – предельная склонность к импорту.

Действие налогов также обладает мультипликативным эффектом. Мультипликатор налоговт)показывает во сколько раз конечная сумма прироста или сокращения планируемых расходов превысит первоначальную, инициирующую прирост или сокращение, сумму изменения чистых налогов (25.6).

Читать еще:  Повышение золотого содержания денежной единицы

Мт = МG – 1 = 1 / (1 – МРС) – 1 = МРС / (1 – МРС) = МРС / MPS(25.6)

Теория налогообложения

Налоги и налоговые ставки

Налоги – обязательные платежи, взимаемые центральными, региональными и местными органами власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный, региональный и местный бюджеты. Налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни.

Система налогов обладает разветвленной структурой, в ней представлено множество разнообразных видов налогов, каждый из которых имеет свою налоговую ставку. Налоги и налоговые ставки различны и разных странах, они периодически изменяются, устанавливаются обычно в законодательном порядке, взимаются в основном в денежной форме (но возможны и натуральные налоги). В России различают:

· прямые налоги, которые взимаются непосредственно с дохода (подоходный налог, налог на прибыль и др.);

· косвенные налоги – налоги в виде надбавок к цене товаров и услуг (акцизные сборы, НДС, налог с продаж и др.).

Налоговая ставка – величина налога в расчете на единицу налогообложения, то есть доля от стоимости объекта налогообложения, которую подлежит уплатить в виде налога или величина налога, приходящаяся на единицу земельной площади, веса, количества товара или на другую единицу, в которой измеряется величина объекта налогообложения.

Налоговая ставка может устанавливаться в виде процента с облагаемого налогом дохода, а также в виде денежной суммы, приходящейся на один объект или на показатель, характеризующий этот объект. Например, налог на транспортное средство, или с кубического сантиметра объема двигательной установки, или с 1 тонны нефти и т.д.

Следует различать следующие процентные налоговые ставки:

· прогрессивные ставки – увеличиваются ступенчатым образом при росте величины облагаемого дохода (чем больше доход, тем выше налог);

· пропорциональные ставки – действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налогообложения без учета дифференциации его величины, т.е. сумма налога пропорциональна доходу;

· регрессивные ставки – уменьшаются с ростом величины облагаемого дохода.

При подоходном налогообложении важно установить оптимальную ставку налогообложения. Низкие ставки не выгодны государству, а высокие ставки могут подорвать стимулы к производству. Зависимость получаемых государством сумм подоходного налога от ставки налога отражает кривая Лаффера.

R, сумма

Налоговых

Поступлений

В бюджет

В

С

А D

Ставка налога, %

Рис. 25.1. Кривая Лаффера

Комментарии к рис. 25.1. Точка А – ставка налога равна нулю процентов, поступлений в бюджет нет. Точка D – ставка налога равна 100%, поступлений в бюджет нет, так как нет легальной экономики, все уходит в «теневую» экономику. Точка В – при ставке налога r – поступления в бюджет максимальные, r – является оптимальной ставкой. Точка С – ставка налога превышает оптимальную (r1 > r), происходит уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет.

В настоящее время найти теоретическую оптимальную величину r не удается, попытки вычислить r опытным путем пока ни к чему не привели. Построить идеальную шкалу налогообложения не удалось ни в одной стране мира. На величину r в разных странах влияют национальные, культурные, психологические, экономические и политические факторы.

Принципы налогообложения

Рациональные основы налоговой политики нашли отражение в трёх принципах налогообложения – горизонтальной и вертикальной справедливости, а также простоты и доступности.

Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что находящиеся в равном положении должны трактоваться налоговыми законами одинаково. Например, работник по найму, получающий заработную плату, и владелец частной фирмы, извлекающий прибыль, отработали по 40 часов в неделю. Величина заработной платы и прибыли равны, тогда эти люди должны выплачивать налог одинаковой величины. Если заработная плата и прибыль облагается налогом по разным ставкам, то этот принцип нарушается.

Принцип вертикальной справедливостипредполагает, что находящиеся в неравном положении должны трактоваться неодинаково. То есть, тот кто получает больше, должен и платить в виде налогов больше. Аргументируя существование этого принципа, обратимся к закону Энгеля. Согласно закону, чем меньше доход, тем больше составляет доля расходов на предметы первой необходимости (в основном на питание), а чем больше доход, тем меньше составляет доля расходов на предметы первой необходимости и больше на предметы роскоши. Из этого следует, что налоги, не основанные на платежеспособности (величине дохода) приведут к тому, что бедные слои населения не смогут купить предметы первой необходимости, в то время как группа населения с высокими доходами не откажется от предметов роскоши.

Принцип простоты и доступности налогообложения означает, что система налогов не должна быть слишком сложной, а содержание налоговых и контролирующих органов слишком дорогим.

Современная налоговая политика базируется не только на этих принципах, но и учитывает социально-экономические потребности государства. Например, разграничивает налоговые уровни (федеральный, региональный, местный), учитывает национальные и территориальные интересы регионов и др.

Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика – действия специализированных государственных учреждений на денежном и валютном рынке, направленные на контроль обменного курса, уровня инфляции, занятости, стабильности экономического роста. Как правило, за проведение денежно-кредитной политики отвечают центральные банки.

В мировой практике в зависимости от стадии экономического цикла денежно-кредитная политика направлена на стимулирование или сдерживание процессов. Так, в случае нарастания кризисных явлений центробанки снижают ставки рефинансирования и размеры обязательных резервов, увеличивают денежную массу, ослабляют национальную валюту для получения торговых преимуществ на международных рынках. Например, учетная ставка Федеральной резервной системы США на лето 2011 года приближена к нулю, что говорит о попытке регулирующих органов стимулировать экономику.

Наоборот, когда темп подъема экономики слишком велик, предпринимаются меры для снижения скорости экономического роста для того, чтобы избежать обвалов в будущем. Для этого денежно-кредитная политика становится более жесткой: прежде всего, предпринимаются меры для увеличения процентных ставок. Проводятся операции по стерилизации денежной массы, то есть выпускаются долговые ценные бумаги с целью удалить избыток свободных финансовых средств с рынка и пр. Кроме того, могут вводиться те или иные законодательные ограничения.

Закон определяет основные инструменты и методы, которые могут использоваться:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Ежегодно Банк России до внесения правительством в Государственную думу проекта бюджета на следующий год готовит документ, который называется «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики». А окончательный вариант должен быть подготовлен до 1 декабря.

В «Основных направлениях» должны быть отражены концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, краткая характеристика состояния экономики Российской Федерации. А также результаты прошедшего года, сценарный прогноз развития экономики России на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, целевые ориентиры, показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов.

Кроме того, документ должен содержать план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

В настоящее время действуют «Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2011 и период 2012 и 2013 годов». Согласно этому документу, основные задачи – это «преодоление последствий мирового финансового кризиса», «удержание инфляции на уровне 5-7%» и «выход на траекторию устойчивого роста».

В количественном выражении ЦБ РФ планирует следующие показатели. Инфляция: 5,5–6,5% в 2011-м, 4,5–5,5% в 2012-м и 4–5% в 2012 году. Прирост денежной массы (агрегат М2 по версии Банка России): в 2011 году – 11–23%, в 2012-м – 14–20%, в 2013-м – 13–17%. Кроме того, в плане отражено стремление Банка России сокращать влияние на валютный курс рубля. При этом предполагается направлять основные усилия ЦБ на контроль волатильности национальной валюты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector