Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Механизм реализации денежно кредитной политики

Механизм реализации денежно кредитной политики

Денежно-кредитные операции производства, связаны с риском, степень которого в условиях спада производства, нестабильности экономики растет. Совершенствование практики кредитования требует разработки оптимальной для финансовых институтов организации кредитования. В этих целях финансовые институты, имеющие в своем аппарате квалифицированных профессиональных финансовых работников, уделяют внимание поиску оптимальных вариантов методики расчета кредитоспособности заемщиков, правил кредитования. Денежно-кредитная политика финансового института разрабатывается также на основе положений экономической и денежно-кредитной политики государства, сложившейся хозяйственной ситуации в данном регионе.

Денежно-кредитная политика — это стратегия и тактика финансовых институтов в области кредитных операций. Не существует единой денежно-кредитной политики для всех банков. Каждый финансовый институт формирует свою собственную денежно-кредитную политику, учитывая экономические, организационные и иные факторы, оказывающие влияние на его деятельность [1].

Руководство по денежно-кредитной политике должно включать в себя следующие разделы: функциональные звенья, участвующие в кредитном процессе, и их полномочия; порядок разрешения ссуды; инструкции по организации кредитования; методические указания по анализу кредитоспособности клиентов; методические указания по анализу кредитного портфеля; методические указания по анализу выполнения кредитных договоров [2].

Функциональные подразделения кредитных учреждений, осуществляющих денежно-кредитную политику. Из зарубежной практики известно, что крупные банки обычно имеют следующие специальные подразделения: отдел кредитной политики и маркетинга, отдел кредитного анализа, кредитный отдел, отдел ссудной документации.

Отдел кредитной политики и маркетинга занимается: составлением и доведением до работников банка кредитной политики, наблюдением за выполнением её основных положений, определением требований к ссудной документации, организацией обучения сотрудников банка вопросам кредитования. Отдел подчиняется первому руководителю банка.

Отдел кредитного анализа предназначен для: сбора информации о клиентах, их финансовом положении и платежеспособности; анализа кредитного портфеля банка, подготовки заседаний кредитного комитета и регистрации его решений. Кредитный отдел ведет непосредственную работу с клиентами по вопросам кредитования. Внутри отдела выделяются специальные группы по обслуживанию разных типов клиентов. Работники отдела: рассматривают возможность выдачи ссуды, производят оценку риска запрашиваемой ссуды, выбирают конкретный вид кредита.

Кредитный работник, даже имея рекомендации аналитиков, самостоятельно изучает вопрос о возможности и целесообразности выдачи ссуды и принимает собственное решение. В отделе есть специалисты, которые осуществляют разного рода проверки на месте, у заемщика [3].

Отдел ссудной документации подотчетен юридическому отделу. В его обязанности входит оказание помощи кредитным работникам в оформлении ссудной документации и осуществление контроля за правильностью оформления такой документации. Так, при заключении кредитного договора, возможно появление нестандартной ситуации, которая должна быть отражена в тексте договора. В этом случае кредитный работник консультируется с сотрудниками отдела ссудной документации, причем делает это, как правило, перед контактом с клиентом.

Контрольная функция сотрудников отдела состоит в проверке: правильности и завершенности оформления всех документов, сопровождающих сделку, правомочности подписей на документах, соответствия принятого решения по ссуде установкам правления банка.

Одним из важных направлений деятельности коммерческих банков является процесс кредитования.

Кредитный процесс. Хотя в переводе с латинского “кредитовать” означает “доверять”, тем не менее, процесс кредитования в современных условиях является одной из рисковых активных операций, способных при неразумном подходе привести к потере ликвидности и банкротству.

Организация денежно-кредитного процесса включает несколько стадий: формирование кредитной политики, осуществление кредитного обслуживания клиентов, определение рейтинга выданных ссуд и анализ кредитного портфеля банка, организацию контроля за условиями кредитной сделки, определение процедуры принятия решения по ссуде, разработку правил оформления кредитной сделки, грамотное юридическое сопровождение выдаваемой ссуды Обезличенность объекта кредитования и определенный автоматизм формирования ссудной задолженности характеризуют контокоррентный счет как достаточно рискованный вид кредитной сделки. Поэтому сфера его применения ограничена лишь первоклассными заемщиками, обладающими высокой степенью доверия банка. Кредитование по контокоррентному счету оформляется специальным договором, в котором находят отражение все стороны взаимоотношений банка с клиентом: порядок открытия счета; платежи, осуществляемые по дебету счета; поступления, отражаемые по кредиту счета; порядок и граница кредитования; формы обеспечения возвратности кредита; организация предварительного и последующего контроля банка за полнотой возврата кредита и финансовым состоянием клиента; уровень платы за кредит и размера комиссии (при неиспользовании запланированных ресурсов, изыскании дополнительных ресурсов); условия, которые клиент обязан соблюдать, санкции и льготы при кредитовании; порядок прекращения кредитования по контокорренту. Условия кредитования по контокорренту могут дифференцироваться в зависимости от уровня финансовой надежности клиента. Наивысшая форма доверия банка к клиенту находит выражение в: предоставлении клиенту права превышать в определенном размере кредитную линию, установленную в качестве границы кредитования; выдаче необеспеченного (бланкового) кредита; установлении наиболее низкой платы за кредит. В случае появления симптомов ухудшения финансового положения заемщика режим кредитования по контокорренту приобретает новые черты: банк ограничивает выдачу ссуд предельной величиной кредитной линии; прибегает к использованию залога клиента; вводит регулярную (1-2 раза в месяц) проверку на месте сохранности залогового имущества; прибегает к ежемесячной оценке кредитоспособности клиента; повышает плату за кредит [4].

Методы кредитования являются составной частью механизма кредитования. Возвратное движение кредита определяется: во-первых, поступлением или расходованием ценностей, осуществлением и возмещением затрат, текущими платежами, т.е. непосредственно процессом производства и обращением; во-вторых, оно может быть увязано с изменением остатка обеспечения (например, кредитуемых ценностей или затрат), которое является результатом названного процесса. В соответствии с этим различают кредитование по обороту и по остатку, а также оборотно-сальдовый метод. Все эти особенности возвратного движения кредита реализуются через отдельные элементы метода кредитования.

Читать еще:  Государственное регулирование денежного обращения

Таким образом, денежно-кредитная деятельность банка является одним из основополагающих критериев, который отличает его от небанковских учреждений. В мировой практике именно с кредитованием связана значительная часть прибыли банка. Одновременно невозврат кредитов, особенно крупных, может привести банк к банкротству, а в силу его положения в экономике, к целому ряду банкротств, связанных с ним предприятий, банков и частных лиц. Портфель банковских ссуд подвержен всем основным видам риска, которые сопутствуют финансовой деятельности: риску ликвидности, риску процентных ставок, риску неплатежа по ссуде (кредитному риску).

Управление кредитным риском требует от банкира постоянного контроля за структурой портфеля ссуд и их качественным составом. В рамках дилеммы «доходность – риск» банкир вынужден ограничивать норму прибыли, страхуя себя от излишнего риска. Он должен проводить политику рассредоточения риска и не допускать концентрации кредитов у нескольких крупных заемщиков, что чревато серьезными последствиями в случае непогашения ссуды одним из них (Управление риском концентрации со стороны органов власти будет рассмотрено ниже). Банк не должен рисковать средствами вкладчиков, финансируя спекулятивные (хотя и высокоприбыльные) проекты. За этим внимательно наблюдают банковские контрольные органы в ходе периодических ревизий.

Возможные значения рейтинга выглядят следующим образом: хороший уровень деятельности; удовлетворительный уровень деятельности; средний уровень деятельности; критический уровень деятельности; неудовлетворительный уровень деятельности. Чем выше рейтинг качества активов банка, тем реже он будет проверяться федеральными банковскими агентствами. Контролеры обычно проверяют банковские кредиты, размер которых превышает установленный минимальный уровень, и выборочно – мелкие кредиты. Кредиты, которые погашаются своевременно, но имеют некоторые недостатки (при их выдаче банк отступил от своей кредитной политики или не получил от заемщика полный комплект документов), называются критическими кредитами. Кредиты, которым присущи значительные недостатки или которые представляют, по мнению контролера, опасность в связи со значительной концентрацией кредитных средств в руках одного заемщика или в одной отрасли, называются планируемыми кредитами. Планируемый кредит представляет собой предупреждение менеджерам банка о том, что данный кредит должен находиться под постоянным контролем и необходима работа по снижению уровня риска банка, связанного с подобным кредитом [5].

Разработка денежно-кредитной политики представляется особенно важной, когда банку предстоит адаптироваться к сложным и постоянно меняющимся условиям экономики и когда перед ним стоит задача, ранее никогда не возникавшая или возникавшая, но не получившая должного внимания. И что наиболее важно, разработка политики вызывает необходимость у совета директоров или со стороны руководителей высшего звена комитета по кредитам банка определить уровень приемлемости риска в свете прибыльности и эффективности работы банка, учитывая при этом потребности рынка, на котором действует банк. Развитие кредитной системы является необходимым условием формирования здоровой экономической среды, развития предпринимательства и экономики в целом, поскольку кредит необходим для расширенного воспроизводства, обеспечения кругооборота производственных фондов и фондов обращения.

Таким образом, выработка эффективной кредитной политики банка невозможна без знания реальных потребностей экономики. Она представляет собой не только реализацию мероприятий по поддержанию ликвидности банковской системы, но и является важнейшим инструментом государственного регулирования реального сектора.

1. Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков: российский и зарубежный опыт. — М.: Финансы и статистика, 2003. – 294 с.

2. Долан Э.Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно–кредитная политика. – Бишкек, 1996. – 446 с.

3. Кабанцева Н. Г. Финансы. учебное пособие. – М.: Ай Пи Эр Медиа, 2010. – 296 с.

4. Кабанов В.Н. Долгосрочная финансовая политика. – М.: Высшая школа, 2010. – 301 с.

5. Лаврушин О.И. Банковское дело. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 576 с.

Тема 10. Основные механизмы осуществления денежно-кредитной политики государства

1. Цели, задачи и основы формирования денежно-кредитной политики государства. Регулирование денежного обращения.

2. Инструменты и рычаги, применяемые государством для регулирования кредитных ресурсов. Роль Центрального банка.

3. Государственные методы регулирования ценообразованием.

4. Недопущение финансовых рисков на этапе финансового кризиса.

Денежно-кредитная политика государства – составная часть экономической политики государства, направленная на борьбу с инфляцией, поддержание курса национальной валюты, нормальных условий функционирования рынка. Денежно-кредитная политика – это инструмент «тонкой настройки» экономической конъюнктуры. Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономической системе в достижении такого уровня производства, который характеризуется состоянием полной занятости и отсутствием инфляции.

Цели денежно-кредитной политики:

поддержание равновесия на денежном рынке, контроль и регулирование денежной массы в обращении;

борьба с инфляционными явлениями в экономике, регулирование курса национальных валют

Читать еще:  Денежная система в национальной экономике

регулирование экономического цикла и выравнивание конъюнктуры

обеспечение реального сектора экономики дешёвыми кредитными ресурсами

Денежно-кредитная политика проводится посредством регулирования денежного обращения, установления ставки рефинансирования, установления валютного коридора и т.п. Все перечисленные средства оказывают косвенное и общее воздействие на экономику, поэтому количественный результат применения этих средств чрезвычайно трудно поддаётся предварительной оценке.

В вопросе роли денег в макроэкономическом развитии выделяется три макроэкономических подхода:

Великая депрессия 1929-1933 гг. поставила под сомнение многие положения этой школы, в частности положение, в котором фактически исключалась возможность кризисов и вынужденной безработицы в рыночной экономике. Это означало неспособность количественной теории денег разрешить проблемы, вызванные кризисами. Необходимо было использовать ряд государственных мер, регулирующих экономику, в том числе и меры, использующие денежные регуляторы.

Кейнсианский подход. С выходом книги видного экономиста Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г. ) произошла настоящая революция во взглядах на макроэкономическую политику вообще и в том числе на денежную политику. Дж.Кейнс считал необходимым государственное воздействие на состояние экономической активности, используя методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для изменения совокупного спроса в экономике. Основное теоретическое уравнение, на котором базируется кейнсианство: Y = C +G + I + XN; где Y — номинальный объём ВНП, C – потребительские расходы, G – государственные расходы на покупку товаров и услуг, XN – чистый экспорт. При этом решающее значение отводилось инвестиционному спросу, так как колебания в инвестициях через мультипликативный эффект вызовут большие изменения в производстве и занятости. А уровень инвестиций, в основном, зависит от процентных ставок, их рост будет уменьшать уровень инвестиций, а следовательно, будут падать объём производства и занятость, а снижение, напротив, будет стимулировать производство и занятость. В свою очередь, процентная ставка определяется уровнем денежной массы – ее рост вызовет падение процентной ставки и рост инвестиций, и наоборот, ее снижение приведет к росту процентной ставки и снижению инвестиций. Это означает, что условия денежного обращения через колебания процентной ставки оказывают сильное воздействие на экономику в целом.

Цепочка причинно-следственных связей такова: рост денежной массы вызовет снижение процентной ставки, это приведёт к росту инвестиций, а следовательно, к росту дохода и занятости, т.е. процентная ставка – это главный рычаг, посредством которого денежное обращение воздействует на экономику.

Кейнс рассматривал спрос на деньги как функцию двух величин: номинального национального дохода и ставки процента, потому что считал, что спрос на деньги включает два элемента: а) трансакционный спрос или спрос на деньги для сделок. Он учитывает трансакционный мотив, когда нужны деньги для запланированных расходов. Трансакционный спрос зависит от уровня номинального национального дохода: чем выше его уровень, тем выше уровень расходов и нужно больше денег для сделок.

б) спекулятивный спрос связан с куплей-продажей ценных бумаг. Наличие этого спроса обусловлено тем, что люди в каждом конкретном случае решают какую долю дохода направить на потребление, а какую – на сбережения и в какой форме хранить эти сбережения. Ценные бумаги приносят доход, хотя имеется определённый риск, так как изменение ставки процента приводит к изменению курса ценных бумаг: чем выше ставка процента, тем ниже курс. В этих условиях возникает всеобщее стремление к предпочтению ликвидности. Отсюда вытекает вывод, что спекулятивный мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и ставкой процента.

Используя методы денежно-кредитного регулирования, государство может оказывать воздействие на ставку процента, а через неё – на уровень инвестиций, поддерживая полную занятость и обеспечивая экономический рост.

Монетаристская количественная теория денег. С конца 60-х годов ХХ века всё явственнее стали проявляться просчёты в кейнсианской теории, а именно недооценка опасности инфляционных процессов, преувеличение роли государственных расходов, бюджетных механизмов, переоценка реального эффекта дефицитного финансирования. Это способствовало пересмотру роли денег в экономике и возврату к монетаристским теориям. М. Фридмен и его последователи, известные в экономической теории как монетаристы, разработали современную количественную теорию денег. Главными постулатами этой теории являются:

— рыночная система обладает способностью автоматически, на основе саморегулирования, приводить себя в равновесие. Возникающие в экономике трудности навязываются внешними факторами и являются результатом ошибочных действий государственных органов. А сама рыночная экономика имеет достаточный запас прочности, которая заложена в природе частного хозяйства.

— «ни одно правительство не может быть мудрее рынка». Поэтому необходимо ограничивать государственное вмешательство в экономике. Доводы: а) государственное вмешательство блокирует действие стихийных регуляторов, стремящихся восстановить равновесие; б) оно ориентировано на краткосрочную перспективу, а для разрешения возникающих трудностей нужен временной простор, длительное время, это под силу только самому рынку; в) государство может создавать спрос и управлять им (через госрасходы, налоги, займы и т.д.), оно может увеличить товарное предложение.

— перенос центра тяжести исследований и практических рекомендаций в область кредитно-денежных дел. Деньги во всём своём многообразии могут быть стихийным регулятором экономических процессов. При этом внимание сосредотачивается вокруг денежной массы, её размеров, темпов роста и скорости обращения денег.

Читать еще:  Поступление денежных средств

Современная денежная теория всё более приобретает синтетические формы моделей, включающих элементы кейнсианской теории, монетаризма, неоклассической теории «экономики предложения» и других.

Важной задачей денежно-кредитной политики является регулирование денежной массы. Центральный банк страны, имеющий монопольное право осуществлять эмиссию денег, использует для этого соответствующие механизмы.

Центральный банк является главной инстанцией, применяющий кредитные инструменты ГРЭ. Кроме него в сфере кредита действуют и другие государственные институты, которые участвуют в кредитных операциях, но не регулируют денежное обращение и движение частного ссудного капитала в стране, хотя и влияют на него.

Денежная масса — эта общая сумма современных денежных средств, принимаемая продавцом в обмен на товары и услуги. Структура денежной массы включает 6 элементов.

Денежно-кредитная политика: определение, механизм, инструменты и виды

Для устойчивой и стабильной денежно-кредитной системы необходим гибкий механизм денежно-кредитного регулирования экономики. С этой целью проводят денежно-кредитную политику представляющую собой совокупность мероприятий, осуществляемых Центральным банком и направленных на регулирование денежной массы, обращающейся в данный момент в стране. Денежно-кредитная политика, направленная на расширение денежной массы, кредитных отношений и стимулирование денежно-кредитной эмиссии, называется кредитной экспансией. Если денежно-кредитная политика направлена на снижение деловой активности в периоды экономического подъема или сдерживание инфляционных

процессов. и соответственно на ограничение денежно-кредитной эмиссии, то она называется кредитной рестрикцией.

Инструментами денежно-кредитной политики являются:

установление обязательных резервных норм (требований);

операции с государственными ценными бумагами.

Установление минимальных резервных норм (требований).

Минимальные резервные нормы — это обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральном банке, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Норма минимальных резервов зависит от вида вкладов (срочные, бессрочные депозиты), их величины.

Резервная норма = (Обязательные резервы банка) / (Обязательства банка по депозитам)

Данный инструмент денежно-кредитной политики предполагает достижение более тесной связи между эмиссией денег и потребностью в них.

Центральный банк предоставляет кредитные ресурсы коммерческим банкам, осуществляя тем самым операции рефинансирования. В свою очередь, коммерческие банки также кредитуют уже хозяйствующие субъекты и население с целью получения прибыли в виде ссудных процентов. Таким образом, чем выше будет ставка рефинансирования для коммерческих банков, тем дороже будут кредитные ресурсы для субъектов рынка и наоборот. Применяя данный инструмент денежно-кредитной политики, увеличивая или уменьшая ставку рефинансирования, Центральный банк имеет в распоряжении гибкий механизм регулирования предложения денег, а также косвенно воздействует на ссудные ставки коммерческих банков.

Кредиты рефинансирования дают коммерческим банкам возможность минимизировать запасы своих ликвидных активов, которые можно позаимствовать у Центробанка. Различают учетные и ломбардные кредиты рефинансирования.

Учетные (дисконтные) кредиты — ссуды, предоставляемые ЦБ банковским организациям под учет векселей, т.е. выдаваемые ЦБ посредством покупки у банков векселей до истечения срока обращения. Ломбардные кредиты — предоставляемые ЦБ кредитным организациям процентные ссуды под залог государственных бумаг.

Учетная операция Центрального банка — это действия Центробанка по покупке высоколиквидных ценных бумаг раньше срока их погашения у коммерческих банков. Таким образом, официальная учетная ставка Центрального банка — это плата, взимаемая им при покупке у коммерческих банков государственных облигаций, векселей с удержанием в свою пользу определенного процента. Назначая величину учетной ставки, Центральный банк определяет низшую планку учетной ставки коммерческих банков. Величина учетной ставки напрямую влияет на ставку рефинансирования. Чем выше уровень учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования ЦБ и наоборот.

Проведение операций на открытом рынке.

Данные операции предполагают аукционную куплю продажу государственных ценных бумаг. При покупке ценных бумаг Центробанком на открытом рынке увеличивается объем ресурсов. коммерческих банков, и, наоборот, при продаже ценных бумаг денежная масса будет уменьшаться. Как следствие, данные действия в конечном итоге влияют на величину стоимости кредитных ресурсов. в банковской системе в целом.

В зависимости от экономической ситуации Центральный банк, используя название инструмента, проводит политику «дешевых» и «дорогих» денег. Дж. Кейнс считал, что для борьбы с растущей безработицей и спадом производства необходимо проводить политику «дешевых» денег. Таким образом, политика «дешевых» денег включает следующие меры:

1) понижение величины обязательных резервных норм;

2) понижение ставки по кредитам рефинансирования;

3) повышение учетной ставки;

4) покупка государственных бумаг на открытом рынке.

Конечным итогом действий Центрального банка будет создание благоприятных условий роста инвестиций.

Политика «дорогих» денег по мнению Дж. Кейнса должна проводиться в случае усиливающегося роста инфляции для чего применяют следующие действия:

повышение величины обязательных резервных норм

повышение ставки по кредитам рефинансирования

понижение учетной ставки

продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке

Данные действия ограничивают рост предложения денег а кредитные ресурсы коммерческих банков становятся дорогими.

Концептуальные основы денежно-кредитной политики в данном ее виде получили широкое распространение в странах с рыночной экономикой, особенно монетарные принципы распространены в Евросоюзе. Это свидетельствует об ее эффективности и способности решать экономические проблемы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector