Finance-union.ru

Деньги и власть
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Наличный денежный оборот в рб

Наличный денежный оборот в РБ

Прирост с начала года

Наличные деньги в обращении (М0)

Переводные рублевые депозиты

Активная рублевая денежная масса (М1)

Срочные рублевые депозиты

Ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в национальной валюте

Рублевая денежная масса (М2*)

Депозиты в иностранной валюте, млн. долларов США

Прирост с начала года

Широкая денежная масса (М3)

2 Особенности денежного оборота в РБ

2.1 Основные проблемы организации денежного оборота

В последнее время в РБ обострилась проблема нехватки наличных и безналичных денежных средств, проявляющаяся в низком соотношении денежной массы к ВНП / ВВП. Данный показатель называется коэффициент монетизации. Этот показатель свидетельствует о том, что в стране низкий уровень насыщенности наличными деньгами хозяйственного оборота и самый крупный дефицит денег, как в наличном, так и безналичном обращении.

Дефицит денежной массы в обращении и устойчиво высокие расходы государства приводят к росту доли денежных ресурсов страны, направляемых на покрытие расходов бюджета.

Кроме того, налично-денежный оборот в стране возрастает по стоимостной структуре. Причины роста налично-денежного оборота многообразны. К ним можно отнести:

1. Экономический кризис;

2. Кризис неплатежей;

3. Кризис наличности;

4. Плохая организация системы межбанковских расчетов;

5. Замедление расчетов;

6. Сознательное сокращение прибыли и доходов предприятий с целью ухода от налогов и расширение наличных платежей за пределами банковской системы.

Резкий рост налично-денежного оборота приводит к увеличению издержек государства на обращение, перевозку, хранение наличных денег, а также замену ветхих купюр.

Величина денежной массы в обращении контролируется и ЦБ РБ, воздействуя на деятельность коммерческих банков по кассовым операциям, не обладающими правом эмиссии денежных средств, только в пределах привлеченных ими ресурсов. В условиях ограниченности ресурсов, многие коммерческие банки не могут в полном объеме выполнять наличное и безналичное обслуживание населения и юридических лиц, что приводит к потере выгоды по данным операциям.

Наличный оборот также отличается повышенной рисковостью: подделка денежных знаков, вычислительные ошибки кассовых служб, значительный объем кассовых операций и т.д. Такие риски приводят к нарушению расчетно-кассовой работы в кредитных учреждениях и снижению эффективности данных операций.

Кроме того, наличный оборот требует значительных затрат по приему, хранению и перевозке наличных денежных средств, содержания большого штата специалистов и контролеров.

Для кассового обслуживания юридические лица должны представить ряд документов (учредительные документы, кассовый план, прогноз кассовых поступлений и другие) для предотвращения возможных противоправных действий, но сбор и регистрация данных документов в большинстве случаев затягивается, что затрудняет саму организацию кассового обслуживания. Достаточно значительный документооборот усложняет процедуру получения – зачисления наличных денежных средств и делает безналичную форму расчетов наиболее привлекательной.

Денежный оборот достаточно в большом объеме проходит через кассу банков — множество видов расчетных операций (оплата коммунальных услуг, взнос наличных денег на открытые счета в банке, денежные переводы, оплата услуг государственных и иных организаций и т.п.), в определенные дни возникают очереди из – за не успевания обслуживания населения, что ведет к усложнению работы расчетно-кассовых служб и росту недовольства клиентов.

Кроме того, одной из основных проблем организации наличного и безналичного оборота в любой стране является инфляция. Особенно негативные факторы инфляции проявляются в обесценении капиталов в наличной и безналичной формах, в падении покупательской способности, в разорении неконкурентоспособных предприятий, в общем экономическом кризисе. Оборот наличных и безналичных средств всегда связан с риском не получить ожидаемой суммы доходности как для государства в целом, так и для отдельного субъекта. Кроме этого, инфляция лишает банки возможности привлекать долгосрочные депозиты, поэтому для осуществления безналичного оборота во всевозрастающих размерах должны использовать собственный капитал.

Причины углубляющегося кризиса наличного и безналичного обращения во многом кроются в сохраняющейся неблагоприятной общеэкономической обстановке в стране, которая усугубляется острым кризисом неплатежей.

2.2 Стратегические направления оптимизации денежного оборота в РБ

Дефицит денежной массы в наличной и безналичной формах, кризис неплатежей и другие негативные факторы в экономике привели к острой необходимости создания оптимальных условий для развития денежного оборота в Республике Беларусь. К таким мерам можно отнести:

— совершенствование законодательной базы в сфере денежно–кредитной политики;

— усиление стимулов инвестиционной активности;

— совершенствование налоговой системы;

— снижение инфляции и проведения политики сдерживания цен;

— внедрение и совершенствование электронного денежного обращения;

— развитие и применение широкого спектра форм безналичного обращения;

— усиление контроля над законностью наличного и безналичного оборота для предотвращения возможных противоправных действий и другие.

Конечно, внедрение таких мер требует значительных затрат и в России должно проходить поэтапно.

Необходимо более широкое привлечение ведущих банков РБ к разработке государственной денежно-кредитной, структурной и инвестиционной политики. Государство будет содействовать формированию банковских объединений инвестиционной направленности, поддерживать их роль в формировании финансово-промышленных групп, что значительно повысит эффективность денежного оборота в РБ.

В результате реализации гибкой инвестиционной политики банков РБ и осуществления мер по улучшению инвестиционного климата и стимулированию инвестиционной активности, по мнению специалистов, повысится эффективность инвестиционной деятельности и, возможно, произойдет рост объемов привлечения в инвестиционную сферу средств частных инвесторов, и, прежде всего, крупного корпоративного национального капитала.

Читать еще:  Объем прав в денежном выражении это

Для повышения скорости и эффективности оборачиваемости денежных средств в наличной и безналичной формах очень важно развитие механизма предоставления гарантий. В настоящее время это предоставление государственных гарантий. Однако только государственными гарантиями нельзя полностью обеспечить потребности коммерческих структур в гарантиях.

В связи с этим большое значение для изменения ситуации в сфере наличного и безналичного обращения (в части предоставления гарантий) имеет проводимая с участием ряда коммерческих банков работа по созданию распределенной по уровням управления системы гарантийно-залоговых фондов. В эти фонды будут привлекаться как средства отечественных и зарубежных коммерческих банков и фирм, так и государственные средства (земля, имущество, отдельные производственные объекты). Работа таких фондов позволит решить вопросы представления гарантий без обращения к федеральному бюджету.

Совместное финансирование государством и банковским сектором важнейших объектов экономики и другие формы развития наличного и безналичного оборота очень важно в условиях жесткой конкуренции. Финансовой основой эффективного роста экономики является крупный банковский капитал.

Для устранения ряда проблем в организации денежного оборота в РБ для юридических лиц и населения можно предложить следующие направления по оптимизации расчетно-оборотных операций:

· развитие электронных расчетов – перевод наличных денег в «электронные» и обратно. Это позволит снизить затраты на подготовку и доставку документов, информации о клиенте, ускорить время прохождения платежей;

· предоставления кассовых операций юридическим лицам через Интернет, что делает операции с наличными денежными средствами более доступными, открытыми и относительно недорогими;

· введение и распространение автоматизированных кассовых центров (касс перерасчета, обмена валюты, выдачи денег по пластиковым картам, электронные платежи и другие), что позволит работать в круглосуточном режиме, обеспечивается быстрота и надежность кассовых операций, сокращается площадь центра обработки наличности, доступность и т.д.

Таким образом, совершенствование денежного оборота в нашей республике приведет к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной системы в целом, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на весь комплекс экономических процессов в стране.

Налично-денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег, которые представлены банкнотами, или банковскими картами, металлическими разменными монетами. Кругооборот наличных денег обслуживает получение и расходование денежных доходов населения, часть платежей предприятий и организаций. Как правило, предприятия хранят денежную наличность в небольших количествах, сверхлимитные суммы переходят на расчетный счет в банк. Потребность в наличных деньгах рассчитывается при помощи прогноза. Кроме того, анализируется состояние наличного денежного оборота в регионах. Результаты анализа используются ими для составления прогнозов кассовых оборотов, а также для разработки и осуществления совместно с учреждениями банком мер по улучшению организации оборота наличных денег и сокращению эмиссии. Наличный оборот составляет 30-35 % денежного обращения и отличается высокой степенью долларизации и евро. Кроме того, динамика наличного оборота показывает, что денежная масса имеет тенденцию к снижению, что вызывает дефицит денежных средств и кризис неплатежей. Также следует отметить, что наличный денежный оборот намного дороже обходится государству, чем безналичный денежный оборот, кроме такого налично-денежный оборот трудно контролируем. Он может выступать средством уклонения от налогов и прочих незаконных действий. Между тем наличный денежный оборот является неотъемлемой частью денежного оборота, так как небольшие платежи более удобно совершать наличными деньгами. Психологически население настроено на хранение у себя наличных денег, что влияет на скорость кругооборота. Всё сказано позволяет сделать вывод, что наличное денежное обращение обходится дорого государству. Кроме того, наличный оборот требует значительных затрат по приему, хранению и перевозке наличных денежных средств, содержания большого штата специалистов и контролеров. Необходимо сокращать долю наличного денежного оборота в составе денежного оборота. Путём увеличения безналичных расчётов пластиковыми карточками, а также осуществление платежей через интернет, увеличение банкоматов, инфокиосков.

1 Кравцова, Г.И., Кузьменко, Г.С., Румянцева, О.И. Деньги, кредит, банки: учебник / Г.И. Кравцовой. ─ 2-е изд. ─ Минск: БГЭУ, 2007. ─ 444 с.

2 Тарасов, В.И. Деньги, кредит , банки: учебное пособие / В.И. Тарасов.─ 2-е изд. ─ Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. ─ 512 с.

Наличное денежное обращение

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 21 декабря 2006 г. № 211, рег. номер в НРПА 8/15627 от 4 января 2007 г. (с учетом изменений от 27.05.2019)

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2013 г. № 186, рег. номер в НРПА 8/27397 от 12 апреля 2013 г.

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 214, рег. номер в НРПА 8/23788 от 17 июня 2011 г. (с учетом изменений от 13.06.2019, вступивших в силу 01.07.2019)

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 сентября 2011 г. № 406, рег. номер в НРПА 8/24411 от 18 ноября 2011 г. (с учетом изменений от 10.05.2018)

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 211, рег. номер в НРПА 8/23771 от 16 июня 2011 г. (с учетом изменений, вступивших в силу с 01.10.2018)

Читать еще:  Целями деятельности денежно кредитной политики является

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 ноября 2012 г. № 609, рег. номер в НРПА 8/26689 от 28 декабря 2012 г.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16, рег. номер в НРПА 5/34128 от 11 ноября 2011 г. (с учетом изменений, вступивших в силу 08.07.2018)

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 24 октября 2014 г. № 05-13/393

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 27 апреля 2015 г. № 253, рег. номер в НРПА 8/29959 от 3 июня 2015 г.

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 24 апреля 2018 г. № 188, рег. номер в НРПА 8/33174 от 25 мая 2018 г.

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 25 мая 2018 г. № 236, рег. номер в НРПА 8/33205 от 6 июня 2018 г.

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 24 апреля 2019 г. № 183, рег. номер в НРПА 8/34118 от 29 апреля 2019 г.

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 117, рег. номер в НРПА 8/34014 от 28 марта 2019 г. (вступает в силу с 01.06.2019)

Деноминация

Указ Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2015 г. № 450, рег. номер в НРПА 1/16092 от 5 ноября 2015 г. (с учетом изменений, вступивших в силу 29.10.2018)

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 17 ноября 2015 г. № 676, рег. номер в НРПА 8/30399 от 25 ноября 2015 г.

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 17 февраля 2016 г. № 77-23/113

Данный раздел не имеет статуса юридической базы. Публикация нормативных правовых актов носит справочный, информационный характер. Эталонная правовая информация распространяется Национальным центром правовой информации Республики Беларусь (http://ncpi.gov.by, http://pravo.by).

Пр-т Независимости, 20, 220008, г.Минск, Республика Беларусь

Время работы:
понедельник – четверг 8:30 – 17:30
пятница 8:30 – 16:15

Особенности денежного оборота в РБ

Основные проблемы организации денежного оборота

В последнее время в РБ обострилась проблема нехватки наличных и безналичных денежных средств, проявляющаяся в низком соотношении денежной массы к ВНП / ВВП. Данный показатель называется коэффициент монетизации. Этот показатель свидетельствует о том, что в стране низкий уровень насыщенности наличными деньгами хозяйственного оборота и самый крупный дефицит денег, как в наличном, так и безналичном обращении.

Дефицит денежной массы в обращении и устойчиво высокие расходы государства приводят к росту доли денежных ресурсов страны, направляемых на покрытие расходов бюджета.

Кроме того, налично-денежный оборот в стране возрастает по стоимостной структуре. Причины роста налично-денежного оборота многообразны. К ним можно отнести:

1. Экономический кризис;

2. Кризис неплатежей;

3. Кризис наличности;

4. Плохая организация системы межбанковских расчетов;

5. Замедление расчетов;

6. Сознательное сокращение прибыли и доходов предприятий с целью ухода от налогов и расширение наличных платежей за пределами банковской системы.

Резкий рост налично-денежного оборота приводит к увеличению издержек государства на обращение, перевозку, хранение наличных денег, а также замену ветхих купюр.

Величина денежной массы в обращении контролируется и ЦБ РБ, воздействуя на деятельность коммерческих банков по кассовым операциям, не обладающими правом эмиссии денежных средств, только в пределах привлеченных ими ресурсов. В условиях ограниченности ресурсов, многие коммерческие банки не могут в полном объеме выполнять наличное и безналичное обслуживание населения и юридических лиц, что приводит к потере выгоды по данным операциям.

Наличный оборот также отличается повышенной рисковостью: подделка денежных знаков, вычислительные ошибки кассовых служб, значительный объем кассовых операций и т.д. Такие риски приводят к нарушению расчетно-кассовой работы в кредитных учреждениях и снижению эффективности данных операций.

Кроме того, наличный оборот требует значительных затрат по приему, хранению и перевозке наличных денежных средств, содержания большого штата специалистов и контролеров.

Для кассового обслуживания юридические лица должны представить ряд документов (учредительные документы, кассовый план, прогноз кассовых поступлений и другие) для предотвращения возможных противоправных действий, но сбор и регистрация данных документов в большинстве случаев затягивается, что затрудняет саму организацию кассового обслуживания. Достаточно значительный документооборот усложняет процедуру получения – зачисления наличных денежных средств и делает безналичную форму расчетов наиболее привлекательной.

Денежный оборот достаточно в большом объеме проходит через кассу банков — множество видов расчетных операций (оплата коммунальных услуг, взнос наличных денег на открытые счета в банке, денежные переводы, оплата услуг государственных и иных организаций и т.п.), в определенные дни возникают очереди из – за не успевания обслуживания населения, что ведет к усложнению работы расчетно-кассовых служб и росту недовольства клиентов.

Кроме того, одной из основных проблем организации наличного и безналичного оборота в любой стране является инфляция. Особенно негативные факторы инфляции проявляются в обесценении капиталов в наличной и безналичной формах, в падении покупательской способности, в разорении неконкурентоспособных предприятий, в общем экономическом кризисе. Оборот наличных и безналичных средств всегда связан с риском не получить ожидаемой суммы доходности как для государства в целом, так и для отдельного субъекта. Кроме этого, инфляция лишает банки возможности привлекать долгосрочные депозиты, поэтому для осуществления безналичного оборота во всевозрастающих размерах должны использовать собственный капитал.

Читать еще:  Теория денежного обращения

Причины углубляющегося кризиса наличного и безналичного обращения во многом кроются в сохраняющейся неблагоприятной общеэкономической обстановке в стране, которая усугубляется острым кризисом неплатежей.

Наличный денежный оборот, его организация и регулирование

Наличный денежный оборот — непрерывное движение наличных денег, выполняющих функции средства обращения и платежа, опосредствующее оплату товаров, оказываемых услуг и другие.платежи. Наличные деньги используются: для осуществления кругооборота товаров и услуг; для расчетов по выплате заработной платы и приравненных к ней платежей; для оплаты ценных бумаг и выплат дохода по ним; для платежей населения за коммунальные услуги и т. д. Обеспечение населения наличными деньгами осуществляется за счет эмиссии.

Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение, при котором увеличивается масса наличных денег. Монопольным правом эмиссии наличных денег обладает центральный банк страны. В экономику наличные деньги поступают в результате кредитования центральным банком коммерческих банков, покупки им государственных ценных бумаг, золота, иностранной валюты. Выпускаемые в оборот денежные знаки обеспечиваются активами центрального банка (драгоценными металлами, золотом, ценными бумагами, свободно-конвертируемой валютой, другими обязательствами). Обеспеченность банкнотной эмиссии непосредственно влияет на стабильность (устойчивость) национальной денежной единицы.

Эмиссия наличных денег позволяет государству получать эмиссионный доход — «сеньораж», который представляет собой разницу между номинальной стоимостью банкноты (монеты) и реальными затратами на ее изготовление. Эмиссионный доход тем больше, чем крупнее номиналы выпускаемых банкнот. Рассчитывается как отношение прироста денежной базы к валовому внутреннему продукту или доходам государственного бюджета.

Учитывая значимость налично-денежного оборота в социально-экономическом плане, центральный банк страны прогнозирует потребность в наличных деньгах, определяет размер предполагаемой эмиссии и другие параметры налично-денежного оборота.
Наличные деньги начинают свое движение из оборотной кассы центрального банка, из которой они поступают в кассы коммерческих банков для выплат наличными деньгами на цели, разрешенные законодательством. Население, получая наличные деньги, израсходует их на свои нужды (на покупку товаров, уплату платежей и т. д.), т. е. наличные деньги таким образом опять попадают в кассы торговых предприятий, а затем из касс предприятий — в кассы банков для зачисления наличных денег на счет предприятия. При этом наличный оборот постоянно превращается в безналичный и наоборот. Одни и те же денежные знаки могут многократно переходить из одной стадии обращения в другую или находиться в обеих стадиях одновременно, что приводит к ускорению оборачиваемости наличных денег, сокращению издержек по денежному обороту, что очень важно для обеспечения устойчивости денег.

Наличный денежный оборот значительно меньше безналичного оборота, но его правильная организация имеет огромное значение, так как этот оборот обслуживает преимущественно сферу личного потребления.

Организация наличного денежного оборота имеет свои специфические принципы:

• все субъекты хозяйствования должны хранить наличные деньги на счетах в банке, за исключением лимита остатка кассы, и получать их в кассе банка;

• банки устанавливают лимит остатка кассы для субъектов хозяйствования всех форм собственности;

• прогнозирование и регулирование наличного денежного оборота осуществляется центральным банком.

В целях обеспечения устойчивости денежного обращения в стране оно прогнозируется, контролируется и регулируется Национальным банком Республики Беларусь.

В процессе организации денежного оборота решаются следующие важные экономические задачи:

• определение общего прогнозного объема наличного денежного оборота, его структуры;

• направление денежных потоков и распределение денежной массы по территории страны;

• определение массы наличных денег, находящейся в обращении, величины денежных агрегатов;

• расчет эмиссионного результата за (на) определенный период.

Выдача наличных денег на выплаты, входящие в состав фонда заработной платы, стипендии, пенсии, пособия определяются договором между субъектом хозяйствования и банком с учетом представленных субъектами хозяйствования копии или выписки из коллективного договора, иных документов о сроках на указанные выплаты. Согласно условиям заключаемого договора клиенты представляют банку на каждое полугодие календарь выплат наличных денег. Для определения потребности в наличных деньгах банки на каждый квартал в установленные Национальным банком сроки составляют сводные прогнозные календари выплат наличных денег по своим клиентам с учетом источников поступлений и направлений выдач наличных денег и представляют их в отделения Национального банка. Национальный банк обобщает информацию по наличному денежному обращению и составляет прогноз наличного денежного оборота на основании прогноза основных направлений социально-экономического развития, а также данных анализа кассовых оборотов банков за предыдущие периоды и оценки ожидаемых кассовых оборотов за квартал, предшествующий прогнозируемому, определяя конечный эмиссионный результат.

Правовую основу организации налично-денежного обращения составляют Банковский кодекс РБ, «Инструкция об организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь», «Порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь», другие нормативные документы.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector