Finance-union.ru

Деньги и власть
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Объектом денежно кредитной политики является

Цели, объекты и субъекты денежно-кредитной политики

Основные и промежуточные пели денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства. Денежно-кредитная политика, являясь частью общегосударственной экономической политики, должна быть «вписана» в общую цель развития национальной экономики и способствовать достижению макроэкономического равновесия.

В общем виде цель государственного регулирования экономики — достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста. Иногда говорят, что целью государственного регулирования экономики является одновременное достижение всех поставленных целей в «магическом четырехугольнике» (рис. 24.1).

Если цель развития национальной экономики заключается в обеспечении достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно-кредитной политики. Следовательно, высшая цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости населения и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на многие годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Поэтому представляется необходимым ранжировать цели денежно-кредитной политики. Промежуточной, или тактической, целью денежно-кредитной политики может быть и таргетирование инфляции, и стабилизация валютного курса, в связи с чем текущая денежно-кредитная политика ориентирована на более конкретные и легкодоступные цели, чем указанные выше глобальные задачи, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, ставки рефинансирования коммерческих банков.

Выбор промежуточных целей определяется степенью либерализации экономики и независимости центрального банка, стоящими перед ним задачами, его функциями в экономике. Промежуточные цели денежно-кредитной политики тесно взаимосвязаны. Например, если в условиях свободно конвертируемой валюты центральный банк стремится к фиксации процентной ставки на определенном уровне, то в разработке мероприятий денежно-кредитной политики он должен будет принять устанавливаемый рынком курс национальной валюты. И наоборот, при выборе целей денежно-кредитной политики, связанной с ограничениями по валютному курсу, центральному банку необходимо учитывать складывающийся уровень процентной ставки. Если же центральный банк ставит цель поддержания реальной процентной ставки на положительном уровне для стимулирования инвестиций, то он должен одновременно проводить политику таргетирования инфляции и т.п.

Объекты и субъекты денежно-кредитной политики

Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной политики выступают прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.

Выбор промежуточных целей денежно-кредитной политики может повлиять на состояние денежного рынка посредством формирования как предложения, так и спроса на деньги.

Предложение денег графически отображается обычно вертикальной прямой, поскольку предполагается, что на каждый момент времени создано определенное фиксированное количество денег, которое не зависит от величины ставки процента (рис. 24.2, MS1)

Реально предложение денег зависит от целей денежно-кредитной политики в конкретной стране.

1. Если целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то графиком денежного предложения действительно будет вертикальная прямая (см. рис. 24.2, MS1). Это означает, что предложение денег регулируется независимо от уровня процентной ставки и проводится с целью ограничения инфляции.

2. Целью денежно-кредитной политики государства может быть и поддержание фиксированной ставки процента. Такая денежно-кредитная политика носит название гибкой. В случае выбора гибкой монетарной политики график денежного предложения — горизонтальная прямая (см. рис. 24.2, MS2). Это означает, что целевой ориентир денежно-кредитной политики — это не столько борьба с инфляцией, сколько стимулирование инвестиций.

3. Третий вариант графика денежного предложения — наклонная линия (см. рис. 24.2, МS3). Такая графическая форма денежного предложения свидетельствует, что денежно-кредитная политика допускает колебания и денежной массы в обращении, и ставки процента. В этих условиях денежно-кредитная политика ставит своей целю поддержание достаточного уровня монетизации экономики, является пассивной и проводится в условиях стабильно развивающейся экономики.

В целом денежный рынок при различных вариантах денежно-кредитной политики может быть графически показан, как на рис. 24.3.

На рисунке 24.3 точка Е находится на пересечении кривых спроса и предложения денег и определяет «цену» равновесия на денежном рынке. Это равновесная ставка процента, т.е. альтернативная стоимость хранения денег, не приносящих процентов.

Равновесие на денежном рынке подвижное, т.е. оно постоянно меняется под воздействием ряда факторов. Представим себе, что меняется предложение денег, а спрос на них остается постоянным.

При увеличении предложения денег, когда оно описывается линиями МS1 и MS3, возникает их кратковременный избыток. Люди стремятся уменьшить количество своих денежных запасов, не приносящих процентов, путем покупки других финансовых активов (например, облигаций). Спрос на них растет, цены соответственно увеличиваются. Процентная ставка, или альтернативная стоимость хранения денег, не приносящих процентов, падает. Поскольку ликвидность становится менее дорогой, население и фирмы постепенно увеличивают количество денег, которые они готовы держать на руках, и восстанавливается равновесие на денежном рынке при большем предложении денег и меньшем проценте.

Если предложение денег выросло, то:

  • график предложения денег перемещается вправо (в случае М5) или вправо вдоль линии М53. Это означает, что существующее равновесие нарушилось. Возникает временное неравновесие;
  • при неизменном спросе на деньги равновесная ставка процента снижается;
  • в результате устанавливается новое равновесие при большем предложении денег и меньшей процентной ставке.

При уменьшении предложения денег происходят обратные процессы. Если предложение денег уменьшается, то равновесие на денежном рынке восстанавливается при меньшем, чем первоначальное, количестве денег в обращении и большей, чем первоначальная, ставке процента.

Если же денежно-кредитная политика гибкая (линия MS2), то рост предложения денег должен быть скорректирован центральным банком, т.е., для того чтобы не вызвать повышение процентной ставки, необходимо уменьшить предложение денег.

Допустим теперь, что меняется спрос на деньги, а предложение остается неизменным (линия MS)). Например, спрос на деньги возрос вследствие увеличения номинального ВНП, т.е. требуется больше денег для обслуживания товарооборота в рамках национальной экономики, а население и фирмы предпочитают держать свои активы в денежной форме. Но в случае неизменного предложения денег равновесие может установиться только при увеличении цены денег (номинальной ставки процента).

Если спрос на деньги возрос, то:

  • кривая спроса на деньги сдвинется вправо вверх, показывая нарушение существовавшего равновесия на денежном рынке;
  • при неизменном предложении денег процентная ставка повысится.

При уменьшении спроса на деньги и неизменном предложении будут происходить обратные явления: равновесие на денежном рынке установится при более низкой, чем первоначальная, ставке процента.

В случае если проводится гибкая денежно-кредитная политика (линия MS2), то увеличение спроса на деньги должно компенсироваться ростом денежного предложения, чтобы не произошел рост процентной ставки.

Выбор целей денежно-кредитной политики

Следует заметить, что в зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на деньги, могут меняться цели денежно-кредитной политики (жесткая или гибкая денежно-кредитная политика, т.е. выбор такого варианта монетарной политики, при которой допускается свободное колебание массы денег в обращении и процентной ставки).

1. Если сдвиг в спросе на деньги вызван циклическими изменениями и он нежелателен, то с помощью денежно-кредитной политики можно «сгладить» эти изменения. В случае циклического «перегрева» экономики допускается повышение процентных ставок. Следствием роста нормы процента будет снижение деловой активности. И наоборот, в случае циклического спада следует добиваться снижения нормы процента и тем самым повышения деловой активности за счет увеличения инвестиционного спроса.

Читать еще:  Генерирующие денежные потоки

2. Если сдвиг в спросе на деньги вызван исключительно ростом цен, то любое увеличение денежного предложения будет «раскручивать» инфляционную спираль. Цель денежно-кредитной политики в этом случае — поддержание объема денежной массы, находящейся в обращении, на определенном фиксированном уровне. Графиком денежного предложения в данном случае будет вертикальная прямая.

3. Рассматривая денежный рынок, мы до сих пор предполагали, что скорость обращения денег постоянна. Но она может меняться под воздействием, например, перемен в организации денежного обращения в стране, что скажется и на норме процента, и на объеме производства, и на ценах (вспомним уравнение обмена И. Фишера). Если центральный банк ставит задачу нейтрализовать воздействие изменения скорости обращения денег на национальную экономику, он придерживается гибкой денежно-кредитной политики: масса денег в обращении должна возрастать (или уменьшаться) в такой же пропорции, в какой уменьшается (или возрастает) скорость обращения денег. Графиком денежного предложения в таком случае будет горизонтальная прямая.

Итак, объектами денежно-кредитной политики являются спрос на деньги и их предложение.

Субъектами денежно-кредитной политики выступают, как отмечалось, банки, прежде всего центральный банк. Для непосредственного регулирования массы денег в обращении центральный банк использует различные денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя структуру денежных агрегатов в общей массе денег в денежном обороте. Денежный оборот регулируется центральным банком и в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции.

Кредитная экспансия центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обороте.

Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики денежными ресурсами.

Кроме того, чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет стабильность банковской системы. Банковская система любой страны является необходимой составляющей ее экономики. В рамках денежно-кредитных отношений банки обеспечивают непрерывность функционирования сфер производства и потребления. Банковский сектор представляет собой канал, через который всей экономике передаются импульсы денежно-кредитного регулирования. Следовательно, регулирование центральным банком деятельности коммерческих банков можно рассматривать и как одно из направлений денежно-кредитного регулирования экономики со стороны центрального банка.

Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика – действия специализированных государственных учреждений на денежном и валютном рынке, направленные на контроль обменного курса, уровня инфляции, занятости, стабильности экономического роста. Как правило, за проведение денежно-кредитной политики отвечают центральные банки.

В мировой практике в зависимости от стадии экономического цикла денежно-кредитная политика направлена на стимулирование или сдерживание процессов. Так, в случае нарастания кризисных явлений центробанки снижают ставки рефинансирования и размеры обязательных резервов, увеличивают денежную массу, ослабляют национальную валюту для получения торговых преимуществ на международных рынках. Например, учетная ставка Федеральной резервной системы США на лето 2011 года приближена к нулю, что говорит о попытке регулирующих органов стимулировать экономику.

Наоборот, когда темп подъема экономики слишком велик, предпринимаются меры для снижения скорости экономического роста для того, чтобы избежать обвалов в будущем. Для этого денежно-кредитная политика становится более жесткой: прежде всего, предпринимаются меры для увеличения процентных ставок. Проводятся операции по стерилизации денежной массы, то есть выпускаются долговые ценные бумаги с целью удалить избыток свободных финансовых средств с рынка и пр. Кроме того, могут вводиться те или иные законодательные ограничения.

Закон определяет основные инструменты и методы, которые могут использоваться:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Ежегодно Банк России до внесения правительством в Государственную думу проекта бюджета на следующий год готовит документ, который называется «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики». А окончательный вариант должен быть подготовлен до 1 декабря.

В «Основных направлениях» должны быть отражены концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, краткая характеристика состояния экономики Российской Федерации. А также результаты прошедшего года, сценарный прогноз развития экономики России на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, целевые ориентиры, показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов.

Кроме того, документ должен содержать план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

В настоящее время действуют «Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2011 и период 2012 и 2013 годов». Согласно этому документу, основные задачи – это «преодоление последствий мирового финансового кризиса», «удержание инфляции на уровне 5-7%» и «выход на траекторию устойчивого роста».

В количественном выражении ЦБ РФ планирует следующие показатели. Инфляция: 5,5–6,5% в 2011-м, 4,5–5,5% в 2012-м и 4–5% в 2012 году. Прирост денежной массы (агрегат М2 по версии Банка России): в 2011 году – 11–23%, в 2012-м – 14–20%, в 2013-м – 13–17%. Кроме того, в плане отражено стремление Банка России сокращать влияние на валютный курс рубля. При этом предполагается направлять основные усилия ЦБ на контроль волатильности национальной валюты.

Что такое денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика — это утвержденная законом деятельность Центрального Банка для сохранения финансовой стабильности государства. Для ее осуществления созданы инструменты макроэкономического регулирования.

Законодательная база

ЦБ занимает монопольное положение в сфере эмиссии национальных валют и в проведении экономической политики страны. Его деятельность подчинена закону, принятому государственными органами.

Для воплощения своих решений Центральный банк России опирается на следующую нормативную базу:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон N 86 «О Центральном банке Российской Федерации» от 10.07.2002 г.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  4. Закон о Центральном банке РФ в редакции от 2002 г.

Кроме этого существует ряд нормативных актов федерального уровня, которые обязательны для исполнения ЦБ и регламентируют его права и обязанности.

Что такое денежно-кредитная политика

Это неотъемлемая часть общей политики государства, которая касается сферы управления движением денежных средств. Она признана самым эффективным методом контроля регуляторов над процедурой широкого воспроизводства.

Денежно-кредитная политика воздействует на количество денег в обращении.

Такая политика называется монетарной и выражается в двух категориях:

  • объем выданных кредитов;
  • количество фидуциарной валюты в обращении.

Количество имеющей хождение денежной массы меняется в процессе законодательно закрепленных действий ЦБ и всех коммерческих финансовых организаций, составляющих банковскую систему страны.

Какие цели преследует

Политика государства направлена на на следующие задачи и цели:

  • контроль количества находящихся в обращении денежных средств;
  • рост объемов производства государственных и частных предприятий;
  • трудоустройство активной части населения;
  • экономический рост;
  • укрепление национальной валюты;
  • сохранение положительного платежного баланса между экспортом и импортом.

Объекты и субъекты

Для стабильного функционирования государственной системы выделяется несколько объектов, на которые направлено регулирование Центрального банка.

Денежные агрегаты. Это категории наличных и безналичных средств, а также финансовые обязательства в национальной и иностранной валюте без учета рынка акций. Всего выделяют 3 агрегата:

  1. М0. Все имеющие хождение наличные средства вне банковской системы.
  2. М1. Это М0+ средства в национальной валюте на расчетных и текущих счетах банков России. В эту категорию не входят деньги кредитных организаций.
  3. М2. Называется «денежная масса в национальном определении» и включает в себя М1+ средства в национальной валюте на срочных депозитах.
Читать еще:  Виды денег и денежных средств

Центральный банк — организация, отвечающая за денежно-кредитную политику.

Уровень инфляции. Следствием обесценивания национальной валюты является рост цен на товары и услуги.

Если цены растут на 3-6% в год, то такая инфляция называется ползучей. 10-45% социологи определяют как галопирующую. Рост цен выше 50% в год считается критическим и имеет название гиперинфляции. Чаще всего она наступает в кризисные для государства моменты, когда ЦБ вынужден запустить процесс дополнительной эмиссии для выполнения социальных обязательств.

Процентная ставка. Это сумма, выраженная в процентах, к общему объему заимствованных средств. ПС зависит от нескольких условий:

  • директив Центрального банка;
  • валюты кредита;
  • срока погашения;
  • кредитной истории заемщика и уровня риска его банкротства.

Меры по установлению процентной ставки являются важнейшим инструментом монетарной политики Центрального банка.

Валютный курс. Это стоимость одной денежной единицы национальной валюты к валюте другой страны. Принято определять цену государственных средств в привязке к доллару США. На котировку оказывает влияние взаимосвязь национальной и мировой экономики, а также ставка рефинансирования, устанавливаемая регуляторами.

Эти понятия обозначают в широком смысле спрос и предложение. Они являются целью, на которые направлены усилия субъектов монетарной политики — Центрального и коммерческих банков.

Особенности формирования кредитно-денежной политики

Для определения направления монетарных действий ЦБ необходим систематический контроль за рыночными индикаторами и показателями. Он учитывает не только курс валют и объем циркулирующей денежной массы. Учету подлежат рынки ценных бумаг, пенсионные накопления населения, инвестиционное кредитование и др.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике.

Поскольку ЦБ не обслуживает хозяйственные субъекты, то он может влиять на экономические процессы только через взаимодействие с коммерческими банками.

Поэтому основные инструменты регулятора направлены на стабилизацию банковской системы через:

  • процентную политику;
  • рефинансирование;
  • контроль курса национальной валюты;
  • операции на внешних рынках.

Как обеспечивается равновесие на денежном рынке

Высокие процентные ставки снижают уровень заимствований, что может привести к падению ВВП и росту безработицы. Но в то же время они являются ограничительным средством для минимизации риска дефолта.

Увеличивая ставку по учетно-ссудным операциям, Центральный банк сокращает возможности коммерческих банков и их клиентов получить кредит. Это влечет за собой уменьшение монетарной массы и увеличение уровня общерыночного процента, оказывая влияние на денежный баланс и падение курса валют.

Снижение ключевых ставок, напротив, приводит к сокращению предложения иностранной валюты и, как следствие, к росту ее курса.

Существуют нулевые процентные ставки. Такую политику проводят ЦБ Японии и США. Если сумма оплаты по кредиту ниже уровня инфляции, то это называется «отрицательной процентной ставкой».

Когда рост процентов по кредитам связан с ужесточением экономической политики страны, то валютный курс растет, но если ставка увеличивается из-за высокой инфляции, курс будет падать.

В результате взаимодействия спроса и предложения денег возникает их рыночное равновесие.

ЦБ может влиять на котировки с помощью валютных интервенций. Это покупка или продажа на открытых рынках иностранной валюты за национальную. Такие торги регулируют баланс, укрепляя низкий курс или сбивая искусственно завышенный. Мера воздействует на величину денежного предложения в зависимости от экономической ситуации в стране.

Основная задача государственных регуляторов — удержание баланса между спросом и предложением денежной массы корректировкой ключевых ставок. Достигается путем расчета оптимальных границ ее роста или уменьшения для текущей экономической ситуации.

Концепции кредитно-денежной политики

Существует две концепции монетарной политики государства:

  1. Рестрикционная, направленная на увеличение жесткого контроля за денежной массой и повышение ставок рефинансирования.
  2. Экспансионистская, направленная на понижение кредитных и налоговых ставок.

Первый вариант применяется в период роста инфляции и служит для ее сдерживания. Но одновременно такая тактика тормозит развитие экономики страны.

Второй вариант используют страны, проводящие политику экспансии при условии низкого (до 2-3%) уровня инфляции. Она нацелена на повышение деловой активности. Но при высоких лимитах банковского кредитования есть риск появления избыточной покупательской способности, что приводит к неконтролируемому росту цен.

Решения государственного банковского регулятора оказывают прямое влияние на деятельность коммерческий кредитных учреждений и обязывают их придерживаться единого направления финансового курса.

Используя статьи закона о нормативных обязательных резервах, ЦБ имеет право сохранять отчисления частных банков и часть их кредитных ресурсов. Эти страховые платежи служат подушкой безопасности в случае, если банки разорятся или будут обвинены в мошеннической деятельности. Тогда замороженный депозит направят на выплату страховки вкладчикам.

Влияние на экономику

Основная задача монетарной политики — способствовать ликвидности финансового рынка страны. Она считается выполненной, если соблюдены следующие условия:

  1. Обеспечен такой уровень курса национальной валюты, при котором соблюдается баланс между интересами государства и частного капитала.
  2. Увеличивается объем вкладов от населения на банковские депозиты.
  3. Увеличивается объем кредитования населения при минимальном уровне инфляции.
  4. Обеспечена платежеспособность по внешним займам.
  5. Коммерческий кредитно-банковский сектор поддерживается на ликвидном безопасном уровне через систему рефинансирования.

Если хоть один из этих пунктов не соблюден, экономическая ситуация на рынке страны считается неблагоприятной для развития и инвестирования.

31. Денежно-кредитная политика: понятие, основные элементы

Под денежно-кредитной политикой подразумевается комплекс мер, предпринимаемых государством с целью регулирования количества денег в экономике. Для осуществления денежно-кредитной политики государством используется совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т.

Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке.

Субъектами денежно-кредитной политики выступают банки, прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки. Для непосредственного регулирования массы денег в обращении центральный банк использует различные денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя структуру денежных агрегатов в общей массе денег в денежном обороте. Денежный оборот регулируется центральным банком и в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции.

Главные стратегические цели денежно-кредитной политики выражаются в повышении благосостояния населения и обеспечении максимальной занятости. Исходя из этой долгосрочной стратегии, основными ориентирами макроэкономической политики Правительства РФ обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции.

Конечные цели денежно-кредитной политики Банка России формулируются в соответствии с принятыми на текущий год целями макроэкономической политики. Главной задачей Банка России в среднесрочной перспективе является плавное снижение инфляции, для чего в каждый последующий год уровень инфляции должен быть ниже, чем фактически сложившаяся инфляция предшествующего года. Разработку денежно-кредитной политики осуществляет непосредственно Банк России.

Главное направление кредитно-денежной политики ЦБ РФ — снижение темпов инфляции. Для этого Банк России воздействует на денежную массу с помощью инструментов денежно-кредитной политики косвенного и прямого воздействия. Однако их группировка и национальные определения в РФ отличаются от общепринятых. Так, операции на открытом рынке называются инструментами абсорбирования, то есть изъятия денежных средств у банков.

В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:

· политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег;

· политика кредитной рестрикции, или «дорогих» денег.

Кредитная экспансия Центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.

Методы денежно-кредитной политики – это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики – Центральный банк как государственной орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики – воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей.

Читать еще:  Схема движения денежных средств в организации

Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам.

Прямое и косвенное регулирование денежно-кредитной сферы

Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов.

Общие и селективные методы денежно-кредитного регулирования

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер.

Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.

Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм.

Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом.

Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на ее объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации» (ст. 35) определены основные инструменты денежно-кредитной политики:

1. Операции на открытом рынке.

2. Нормативы обязательных резервов депонируемых в ЦБ (резервные требования).

3. Процентные ставки по операциям Центрального Банка.

4. Рефинансирование кредитных организаций.

5. Валютные интервенции.

6. Установление ориентиров роста денежной массы.

7. Прямые количественные ограничения.

8. Эмиссия облигаций от своего имени.

Рассмотрим более подробно инструменты денежно-кредитной политики Российской Федерации.

Операции на открытом рынке

Политикой открытого рынка называют куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложения на ценные бумаги, вызвать соответствующую реакцию у коммерческих банков.

Когда необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, а соответственно и их кредитную активность, Центральный банк выступает покупателем на открытом рынке. В этом случае широко используются перекупочные соглашения, по которым Центральный банк обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с тем условием, что последние через определенный период времени осуществят обратную сделку, т.е. обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой — так называемые обратные операции (операции РЕПО). Эта скидка может быть фиксированной или плавающей, установленной между двумя границами. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок и поэтому являются более гибким методом регулирования.

Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков Центральным банком использовалась исключительно для воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все активнее стало использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таким образом, превращается в кредитора последней инстанции и выполняет функцию «банка банков». Кредиты рефинансирования позволят им свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований Центрального банка.

Процентная политика или регулирование официальной процентной ставки

Традиционной функцией Центрального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента или ставкой рефинансирования. Изменяя эту ставку, Центральный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению или предприятиям. В зависимости от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или удешевление кредита вообще и тем самым создаются условия ограничения или расширения денежной массы в обращении.

Обязательные резервы — один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка — представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы. Минимальные резервы — это обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральном банке, устанавливаемая законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении. Обязанность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии. Увеличивая или уменьшая официальные резервные требования, Центральный банк может регулировать кредитную активность банков и тем самым контролировать предложение денег.

Необходимость регулирования валютного курса обусловлена негативными последствиями его резких и непредсказуемых колебаний. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке, т. е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рыке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты. Снижение курса становится фактором инфляции.

На практике обычно используют две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.

Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса.

Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы — это и есть девизная политика. Подобные операции получили название «валютных интервенций». Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашений своп) национальную валюту, он увеличивает спрос, а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа Центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса. Влияние валютной политики Центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании либо экспорта, либо импорта капитала.

Установление ориентиров роста денежной массы и прямые количественные ограничения: политика таргетирования

Таргетирование, т. е. установление целевых ориентиров прироста денежной массы в обращении, установление высших и низших пределов ее увеличения на определенный период.

По сути таргетирование представляет собой установление прямых ограничений роста объемов денежной массы. Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров.

Существует прямая связь между установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых Центральным банком. Сопоставление динамики денежной массы с установленными ориентирами позволяет достаточно точно определить период, в течение которого требуется вмешательство регулирующих органов, а своевременность принятия мер повышает их эффективность.

Использование Центральным банком целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.

Законом предусмотрено, что Центральный банк может применять и прямые количественные ограничения (установление лимитов) на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Но это бывает в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации. Центральный банк может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector