Finance-union.ru

Деньги и власть
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Организации осуществляющие операции с денежными средствами

Статья 5. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом

Информация об изменениях:

Статья 5 изменена с 12 марта 2020 г. — Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 46-ФЗ

Статья 5. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом

В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся:

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

операторы инвестиционных платформ;

страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании;

организации федеральной почтовой связи;

организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;

организаторы азартных игр;

управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

операторы по приему платежей;

коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;

кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;

ГАРАНТ:

О применении кредитными потребительскими кооперативами норм настоящего Федерального закона см. информационное письмо Росфинмониторинга от 26 мая 2011 г. N 13

общества взаимного страхования;

негосударственные пенсионные фонды в части осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению;

операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных;

операторы лотерей в части осуществления деятельности по выплате, передаче или предоставлению выигрыша по договору об участии в лотерее.

Права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ

1) идентифицировать личность, которая совершает операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, либо открывает счет (депозитный вклад) по предъявляемым документам;

2) документально фиксировать и представлять в КФМ не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю:

— вид операции и основания ее совершения;

— дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;

— сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (дан ные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), адрес места жительства физического лица или места его пребывания;

— наименование, идентификационный номер налогоплательщика, регистрационный номер, место регистрации и адрес места нахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;

— сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или места нахождения физического или юридического лица;

— сведения, необходимые для идентификации представителя физиче ского или юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, адрес места жительства представителя физического или юридического лица;

— сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и его представителя, в том числе идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или места нахождения получателя и его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции;

3) представлять в КФМ по его письменному запросу информацию как по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, так и по операциям, не подлежащим обязательному контролю. Порядок направления КФМ указанных запросов определяется Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ. КФМ не вправе запрашивать документы и информацию по операциям, совершенным до вступления в силу Закона о противодействии легализации доходов, за исключением документов и информации, которые представляют ся на основании соответствующего международного договора РФ. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:

— в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, разрабатывать правила внутреннего контроля и про граммы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях;

— документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер. Основаниями документального фиксирования информации являются:

— запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

— несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

— выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом о противодействии легализации доходов;

— иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

В случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какиелибо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, эта организация обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, от носятся или не относятся они к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю. Документы, подтверждающие сведения, передаваемые в КФМ, а также копии документов, необходимых для идентификации личности, подлежат хранению не менее пяти лет. Кредитным организациям запрещается открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, т.е. без представления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его иденти фикации. Работники организаций, представляющих соответствующую информацию в КФМ, не вправе информировать об этом клиентов этих организаций или иных лиц. Порядок представления информации в КФМ устанавливается Правительством РФ, а в отношении кредитных организаций — Центральным бан ком РФ (положение о порядке представления кредитными организациями в КФМ сведений, предусмотренных Законом о противодействии легализации доходов, утверждено ЦБ РФ 28 ноября 2001 г. № 161П). Представление в КФМ сведений и документов работниками организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях и порядке, которые предусмотрены Законом о противодействии легализации доходов, не является нарушением служебной, банковской, коммерческой и налоговой тайны. Контроль за исполнением физическими и юридическими лицами Закона о противодействии легализации доходов в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством РФ, а также КФМ в случае отсутствия над зорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Читать еще:  Управление остатками денежных средств

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое «ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ» в других словарях:

ЗАКОН О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ (Закон № 115-ФЗ) — Федеральный закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, от 7 августа 2001 г.№115 ФЗ. Закон вступил в силу с 1 февраля 2002 г. (ст. 16 Закона). Закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан,… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

БАНКИ — (БАНК) коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ (п. 2 ст. 11 НК). В НК установлены: а) обязанности банков по законодательству о налогах и сборах; б) ответственность банков за нарушения обязанностей по… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Федеральная служба по финансовому мониторингу — (Росфинмониторинг) Герал … Википедия

Брокер — (Broker) Брокер посредническое лицо, содействующее совершению сделок между заинтерисоваными сторонами Профессия брокер: виды брокерской деятельности, биржевой брокер, страховой брокер, кредитный брокер, брокерская деятельность Содержание… … Энциклопедия инвестора

129-ФЗ от 23.02.1996 — РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЁТЕ Принят Государственной Думой 23 февраля 1996 года Одобрен Советом Федерации 20 марта 1996 года Содержание 1 Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ … Бухгалтерская энциклопедия

Пошлина — (Duty) Содержание Содержание 1. Понятие и значение государственной Антидемпинговая пошлина как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности 2. Виды государственной пошлины 3. Место государственной пошлины в 4. Плательщики,… … Энциклопедия инвестора

Эмитент — (Issuer) Эмитент это любая организация или юридическое лицо, которое от своего имени выпускает ценные бумаги Определение эмитента и его действия, по отношению к ценным бумагам, включая кредитные карточки, дорожные чеки Содержание >>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Схема 3. Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом

Разработка правил внутреннего контроля и программ его существления

│* Организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом обязаны│

│ разработать с учетом рекомендаций, установленных Правительством РФ (для кредитных организаций ЦБ│

│ РФ), правила внутреннего контроля в течение 1 месяца с даты регистрации организации │

│* Правила утверждаются компетентным органом управления организации и направляются на согласование│

│ в надзорный орган (схема 2) в течение 5 рабочих дней с даты утверждения │

│* Правила должны включать: │

│ — порядок документального фиксирования необходимой информации │

│ — порядок обеспечения конфиденциальности информации │

│ — квалификационные требования к подготовке и обучению кадров │

│ — критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности организации │

│* Организации обязаны назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных│

│ правил, а также проводить периодическое обучение персонала (не реже 1 раза в год) │

Идентификация клиентов и выгодоприобретателей

│При идентификации устанавливаются следующие сведения: │

│- в отношении физических лиц — ФИО, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность,│

│ данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без│

│ гражданства на пребывание (проживание) в РФ, адрес места жительства (регистрации) или места│

│- в отношении юридических лиц — наименование, ИНН или код иностранной организации, государственный│

│ регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения │

│Требования к идентификации различаются в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом│

│операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования│

││Идентификация не проводится при осуществлении следующих операций:││

││* Прием от физических лиц платежей на сумму не более 15 тыс. руб. (эквивалент в иностранной││

││ валюте), за исключением случая, когда у работника организации осуществляющего операции с ││

││ денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция ││

││ осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или ││

││* Покупка и продажа наличной и иностранной валюты на сумму не более 15 тыс. руб. (эквивалент в││

││ иностранной валюте), кроме случая возникновения подозрения, что данная операция осуществляется││

││ в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем ││

Фиксирование и хранение информации

│Организации, осуществляющие операции с денежными средствам или иным имуществом, обязаны│

│документально фиксировать и хранить не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом│

│сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю (перечень сведений — пп. 4 п. 1 ст. 7 ФЗ│

Предоставление сведений в Росфинмониторинг

│* по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю

│ (схема 5) — не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции (перечень│

│ направляемых сведений — пп. 4 п. 1 ст. 7 ФЗ N 115-ФЗ) │

│* по запросам Росфинмониторинга (порядок определяется Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ).│

│ Срок предоставления информации — 5 рабочих дней, если в запросе не указан иной срок │

│* при возникновении у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами и│

│ иным имуществом, при осуществлении контроля подозрения, что операции осуществляются в целях│

│ легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма.│

│ Сведения направляются не позднее следующего рабочего дня с даты выявления операции независимо от│

│ того являются ли операции подлежащими обязательному контролю │

Читать еще:  Учет денежных средств в пути

Приостановление операции клиента

│* Операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет│

│ физического или юридического лица, приостанавливаются на 2 рабочих дня с даты, когда│

│ распоряжения клиента должны быть выполнены в случаях, если хотя бы одной из сторон является│

│ организация или физическое лицо, в отношении которых имеются сведения: │

│ — об их участии в террористической деятельности │

│ — что юридическое лицо, прямо или косвенно находится в собственности или под контролем│

│ таких организации или лица │

│ — что физическое или юридическое лицо действует от имени или по указанию такого лица │

│* Информация о данных операциях предоставляется в уполномоченный орган не позднее рабочего дня,│

│ следующего за днем приостановления операции │

│* При неполучении постановления уполномоченного органа о приостановлении операции на│

│ операцию клиента │Приостановление и отказ от совершения операции│ │

Отказ от совершения операции клиента│условий соответствующих договоров │ │

│Отказ в выполнении распоряжения клиента (за исключением операций по зачислению денежных средств,│

│поступивших на счет физического или юридического лица) возможен, если не представлены документы,│

│необходимые для фиксирования информации │

│Информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию)│

│доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма запрещено │

Обязанности кредитных организаций

││Кредитным организациям запрещается:││

││* Открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без предоставления открывающим счет││

││ (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации ││

││* Открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет││

││ (вклад), либо его представителя ││

││* Устанавливать и поддерживать отношения с банками-нерезидентами, не имеющими на территории││

││ государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления ││

││ Обязанность предпринимать меры, направленные на предотвращение установления отношений││

││ с отдельными банками-нерезидентами││

││Кредитные организации обязаны предпринимать меры, направленные на предотвращение установления││

││отношений с банками-нерезидентами в отношении которых имеется информация, что их счета││

││используются банками, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы,││

││постоянно действующих органов управления ││

││Отказ от заключения договора банковского счета (вклада)││

││Основания отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим││

││* отсутствие по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа││

││ управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица││

││* непредоставление физическим или юридическим лицом документов, подтверждающих необходимые││

││ сведения либо предоставление недостоверных сведений ││

││* наличие в отношении физического или юридического лица сведений об участии в террористической││

Организации осуществляющие операции с денежными средствами

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или

Кредитные организации должны представить банковскую информацию и документы в КФМ России в течение пяти рабочих дней с даты получения запроса. С учетом объема, характера и содержания запрашиваемых информации и документов Комитет может определить иной срок их представления. При этом важно сделать акцент на то, что кредитные организации по возможности должны представлять в КФМ России также документы и справочные материалы, не указанные в письменном запросе, но необходимые, по мнению организации, для эффективной реализации Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (см. Положение о представлении информации в КФМ России организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. № 2451 и Порядок представления [c.83]

Сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган. В случае если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации программ внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции совершаются в целях отмывания доходов, полученных преступным путем, они обязаны направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях, независимо от того, перечислены ли они в Законе. [c.143]

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан (подданных), лиц без гражданства (далее именуются — граждане), организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, обеспечивающих контроль за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения и пресечения деяний, связанных с легализацией («отмыванием») доходов, полученных незаконным путем. [c.213]

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом [c.214]

Статья 4. Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом [c.215]

В случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, операции с денежными средствами или иным имуществом регистрируются работником организации, осуществляющей операцию с денежными средствами или иным имуществом. [c.216]

Передача организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, за исключением банков и иных кредитных организаций, сведений (документов, материалов, иных данных) об операциях с денежными средствами или иным имуществом, включая операции, подлежащие обязательному контролю, суду (судье), Счетной палате Российской Федерации, прокурору, органу предварительного следствия и органу дознания, государственной налоговой инспекции и федеральным органам налоговой полиции, Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю, таможенным органам Российской Федерации, учреждениям Центрального банка Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, не является нарушением служебной и коммерческой тайны. [c.219]

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, освобождаются от ответственности за убытки и моральный вред, причиненные юридическим и физическим лицам, в результате правомерного выполнения предусмотренной пунктами 2, 3, 4 статьи 4 настоящего Федерального закона обязанности сообщать об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, предоставлять сведения в соответствии с пунктами 1,2,3 настоящей статьи, если при этом не было допущено нарушение установленного порядка совершения таких действий. [c.220]

На организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложены обязанности, обеспечивающие фиксирование, хранение и представление информации уполномоченному органу. При этом кредитным организа- [c.146]

У организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, при нарушении требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. о представлении информации, ее фиксировании, хранении документов и др., предусмотренных ст. 6 и 7 Закона, могут быть отозваны (аннулированы) лицензии в установленном порядке.

Критерии отнесения организации или ИП к субъектам Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О ПОД/ФТ». Поднадзорность в сфере ПОД/ФТ

Каким критериям должна соответствовать организация , осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, чтобы попасть под действие Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — ФЗ № 115 )? Какие еще органы, кроме Росфинмониторинга (РФМ), являются надзорными органами в сфере ПОД/ФТ ?

Читать еще:  Денежная база является

Чтобы определить подпадает ли организация или индивидуальный предприниматель (ИП) под действие ФЗ № 115, в первую очередь, нужно обратиться к самому ФЗ № 115, а именно к ст. 5 данного закона, в соответствии с которой к организациям , осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, (далее — субъектам ФЗ № 115 ) относятся:

  1. кредитные организации (КО);
  2. профессиональные участники рынка ценных бумаг (ПУРЦБ);
  3. страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);
  4. страховые брокеры;
  5. лизинговые компании;
  6. организации федеральной почтовой связи (Почта России);
  7. ломбарды;
  8. организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения (ювелирные магазины, ювелирные мастерские и т.д.);
  9. организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме ( букмекерские конторы и лотереи) ;
  10. управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (УК ПИФ);
  11. организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (агентства недвижимости и риэлторы);
  12. операторы по приему платежей;
  13. коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (факторинг);
  14. кредитные потребительские кооперативы (КПК), в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК);
  15. микрофинансовые организации (МФО в виде МКК или МФК);
  16. общества взаимного страхования;
  17. негосударственные пенсионные фонды в части осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению (НПФ);
  18. операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных;
  19. индивидуальные предприниматели (ИП), являющиеся страховыми брокерами;
  20. индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  21. индивидуальные предприниматели (ИП), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (частные риэлторы).

Кроме указанных организаций и ИП к субъектам ФЗ № 115 в соответствии со ст. 7.1 ФЗ № 115 также относятся иные лица , которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

  1. сдел ки с недвижимым имуществом;
  2. управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  3. управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  4. привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  5. создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу о рганизаций.

В частности, к таким лицам относятся:

  1. адвокаты;
  2. нотариусы;
  3. лицы, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях ( консалтинговые, юридические и бухгалтерские компании ).

Отдельно в ст. 7.1 ФЗ № 115 выделяются в качестве субъектов ФЗ № 115 аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.

В зависимости от вида организация фактически становится субъектом ФЗ № 115 с момента ( критерии отнесения к субъектам ФЗ № 115 ):

  1. Получения соответствующей лицензии (для ПУРЦБ, КО, УК ПИФ, НПФ и т.д.).
  2. Включения сведений о лице в специальный государственный реестр (для микрофинансовых организаицй (МФО).
  3. Вступления в специализированную саморегулируемую организацию ( СРО ) (для аудиторов).
  4. Государтсвенной регистрации в качестве юридического лица (для ломбардов, КПК, СКПК и т.д.).
  5. Присвоения организации или ИП соответствующих кодов ОКВЭД и внесения их в ЕГРЮЛ или ЕГРИП (для ювелирных магазинов, агентств недвижимости, лизинговых компаний и т.д.).
  6. Включения в Устав организации соответствующих видов деятельности, перечисленных в ст. 5 и 7.1 ФЗ № 115, которые организация вправе осуществлять (для ювелирных магазинов, агентств недвижимости, лизинговых компаний и т.д.).
  7. Фактического осуществления одного из видов деятельности , перечисленных в ст. 5 и 7.1 ФЗ № 115, в случае, если не требуется получать лицензию, вступать в СРО, отсутствия соответствующих кодов ОКВЭД или упоминаний о данном виде деятельности в Уставе организации.
  8. Присвоения специальной квалификационной комиссией, созданной при адвокатской палате, нотариальной палате и территориальном органе Министерства юстиций РФ субъекта РФ, соответствующего статуса (для адвокатов и нотариусов).

Указанные организации и ИП — субъекты ФЗ № 115 обязаны неукоснительно соблюдать требования законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ , в ином случае за невыполнение установленных требований они могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ или лишиться специального разрешения ( лицензии или членства в СРО ), дающего им право на осуществление определенного вида деятельности.

ВАЖНО! Также обращаем внимание, что с учетом уже сложившейся правоприменительной практики, фактическое неосуществление субъектом ФЗ № 115 деятельности , указанной в ст. 5 и ст. 7.1 ФЗ № 115, не освобождает его от выполнения обязанностей , установленных ФЗ № 115.

Из п. 9 ст. 7 ФЗ № 115 следует, в случае отсутствия соответствующих надзорных органов или учреждений в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, контроль за исполнением такими организациями требований ФЗ № 115 осуществляет Росфинмониторинг (РФМ).

Таким образом, в зависимости от вида организации надзорным органом в сфере ПОД/ФТ являются:

  1. Росфинмониторинг (для агентств недвижимости, лизинговых и факторинговых компаний, операторов платежей).
  2. Банк Роcсии (для МФО, КПК, СКПК, ломбардов, КО, в том числе банков, УК ПИФ, ПУРЦБ, НПФ, субъектов страхового дела).
  3. ФКУ «Пробирная палата России» при Минфине РФ (для представителей ювелирной отрасли, участвующих в обороте драгоценных металлов и камней).
  4. Роскомнадзор (для Почты России и операторов связи).
  5. ФНС России (для букмекерских контор и лотерей ).
  6. Прокуратура РФ (в соответствии со ст. 14 ФЗ № 115 надзор за исполнением ФЗ № 115 осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, что позволяет Прокуратуре РФ проводить самостоятельные проверки всех субъектов ФЗ № 115 параллельно контрольным мероприятиям указанных выше надзорных органов в сфере ПОД/ФТ).
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector