Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные направления денежно кредитной политики цб

Учебные материалы

«Политика» – это «то, что относится к государству», «государственные дела», государственная деятельность. Поэтому денежно-кредитная политика – это особая деятельность государства.

Совокупность мероприятий в области денежного обращения, направленных на изменение денежного кредита, получила название денежно-кредитной политики. Она заключается в разработке и осуществлении системы мероприятий, с помощью которой регулируются денежно-кредитные процессы страны. Ее главная цель – регулирование экономики путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить перегрев конъюнктуры при помощи ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии средств и т.д.

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться сколько-нибудь успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.

Прежде всего, это государственный контроль над банковской системой, который имеет целью укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, т.е. их способности своевременно покрывать требования вкладчиков (прежде всего за счет учетной (дисконтной) политики), операций на открытом рынке, установления норм обязательных резервов.

Управление государственным долгом также является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов и огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов.

Третье направление – это регулирование объема крупных операций и денежной эмиссии. Применяется прежде всего для воздействия на хозяйственную активность. Это направление денежно-кредитного регулирования тесно связано с первым и вторым направлениями. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Регулирование государственного долга воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок, банковскую ликвидность. Размещение государственных долговых обязательств в банковской системе приводит к увеличению денежной эмиссии, вне банковской системы – к ее сокращению.

Конкретные методы денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудных капиталов в целом) и селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т. д.).

К общим методам относятся: учетная (дисконтная) политика, операции на открытом рынке, установление норм обязательных резервов для коммерческих банков.

Учетно-процентная (дисконтная) политика состоит в регулировании размеров процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать резервы у центрального банка. Возникновение этого метода было связано с превращением центрального банка в кредиторы коммерческих банков. Коммерческие банки получали кредиты под залог собственных долговых обязательств или путем переучета коммерческих векселей.

Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, ставку дисконта), центральный банк побуждает другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняет пополнение банковских ресурсов, ведет к повышению процентных ставок и в конечном счете к сокращению кредитных операций. Механизм учетно-процентной ставки исправно действовал в начале века, но затем его применение начало наталкиваться на противодействие банковских монополий, которые устанавливали процентные ставки по сговору, а не под влиянием рыночных условий. В условиях Российской экономики центральный банк проводит рестрикционную денежно-кредитную политику, постоянно повышая процентную ставку (ставку рефинансирования). Например: в 1992 году она составляла – 80%, а в 1994 году – более 200%. И только с конца 1995 года стабилизировала процентную ставку. В начале 1998 года она составила 20%.

Операции на открытом рынке заключаются в продаже или в покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу.

Установление норм обязательных резервов коммерческих банков, с одной стороны, способствуют улучшению банковской ликвидности, с другой стороны, эти нормы выступают в качестве прямого ограничения инвестиций.

Приведем такой пример: допустим, ЦБ принял решение поднять установленную резервную норму с 20 до 25%. Предположим, что коммерческий банк имеет 50 тыс. ед. резервов, из которых 40 тыс. ед. соответствуют обязательной норме на вклады 200 тысяч. Таким образом, избыточные резервы банка (которые можно отдать в ссуду) составляют 10 тысяч ед.

После увеличения резервной нормы с 20 до 25% обязательные резервы составят 50 тысяч ед., избыточных резервов не окажется. С одной стороны, это улучшит банковскую ликвидность, с другой стороны, снижает способность банка расширять денежную массу путем кредитования (а это в свою очередь снижает возможности для инвестиций у потенциальных инвесторов).

Читать еще:  Денежная масса виды

К селективным методам денежно-кредитной политики относятся: контроль по отдельным видам кредитов, регулирование риска и ликвидности банковских операций.

Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика – действия специализированных государственных учреждений на денежном и валютном рынке, направленные на контроль обменного курса, уровня инфляции, занятости, стабильности экономического роста. Как правило, за проведение денежно-кредитной политики отвечают центральные банки.

В мировой практике в зависимости от стадии экономического цикла денежно-кредитная политика направлена на стимулирование или сдерживание процессов. Так, в случае нарастания кризисных явлений центробанки снижают ставки рефинансирования и размеры обязательных резервов, увеличивают денежную массу, ослабляют национальную валюту для получения торговых преимуществ на международных рынках. Например, учетная ставка Федеральной резервной системы США на лето 2011 года приближена к нулю, что говорит о попытке регулирующих органов стимулировать экономику.

Наоборот, когда темп подъема экономики слишком велик, предпринимаются меры для снижения скорости экономического роста для того, чтобы избежать обвалов в будущем. Для этого денежно-кредитная политика становится более жесткой: прежде всего, предпринимаются меры для увеличения процентных ставок. Проводятся операции по стерилизации денежной массы, то есть выпускаются долговые ценные бумаги с целью удалить избыток свободных финансовых средств с рынка и пр. Кроме того, могут вводиться те или иные законодательные ограничения.

Закон определяет основные инструменты и методы, которые могут использоваться:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Ежегодно Банк России до внесения правительством в Государственную думу проекта бюджета на следующий год готовит документ, который называется «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики». А окончательный вариант должен быть подготовлен до 1 декабря.

В «Основных направлениях» должны быть отражены концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, краткая характеристика состояния экономики Российской Федерации. А также результаты прошедшего года, сценарный прогноз развития экономики России на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, целевые ориентиры, показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов.

Кроме того, документ должен содержать план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

В настоящее время действуют «Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2011 и период 2012 и 2013 годов». Согласно этому документу, основные задачи – это «преодоление последствий мирового финансового кризиса», «удержание инфляции на уровне 5-7%» и «выход на траекторию устойчивого роста».

В количественном выражении ЦБ РФ планирует следующие показатели. Инфляция: 5,5–6,5% в 2011-м, 4,5–5,5% в 2012-м и 4–5% в 2012 году. Прирост денежной массы (агрегат М2 по версии Банка России): в 2011 году – 11–23%, в 2012-м – 14–20%, в 2013-м – 13–17%. Кроме того, в плане отражено стремление Банка России сокращать влияние на валютный курс рубля. При этом предполагается направлять основные усилия ЦБ на контроль волатильности национальной валюты.

Денежно-кредитная политика (ДКП) Банка России, и ее инструменты

Денежно-кредитное регулирование – это осуществление кратко — и долгосрочных мероприятий по управлению динамикой денежного оборота со стороны государства в лице независимого центрального банка, с целью достижения экономического роста.

Денежно-кредитная политика рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства. Ее объектами являются спрос на деньги и их предложение. Ее субъектами являются Центральный банк и коммерческие банки. Денежный оборот регулируется Центральный банк в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии (увеличение ресурсов комбанков) или в кредитной рестрикции (уменьшение ресурсов комбанков).

В рамках ДКП Центральный банк применяет прямые методы (носят административный характер, ограничивающий объем денежного предложения и цен на финансовом рынке, могут вызвать отток финансовых ресурсов в теневую экономику или зарубеж); косвенные методы (воздействуют на экономику при помощи рыночных инструментов); общие методы (являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом); и селективные методы (регулируют конкретные виды кредита и нося в основном директивный (ограничительный) характер).

Основными инструментами ДКП являются:

¨ Изменение норматива обязательных резервов;

¨ Операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке.

Одна из основных мер – установление минимальных резервных требований, которая выражается в формировании Фонда обязательного резервирования. В настоящее время норма отчислений в Фонд обязательных резервов от всех видов привлечения, кроме вкладов населения, составляет 10%, по вкладам – 7%. Расчет осуществляется в течение месяца за каждый день.

Механизм действия следующий: если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, это приводит к сокращению ресурсов коммерческих банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно это вызывает мультипликативное уменьшение денежного предложения (так как изменение норматива вызывает изменение величины депозитного мультипликатора). И, наоборот – при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение объема предложения денег.

Читать еще:  Работа с неплатежеспособными денежными знаками

Этот инструмент является наиболее мощным, но достаточно грубым, так как воздействует на основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать существенные изменения в объеме банковских резервов и привести к модификации кредитной политики банков.

Другим косвенным инструментом влияния на денежно-кредитную политику является процентная политика и, в первую очередь, регулирование официальной учетной ставки или ставки рефинансирования Банка России (предоставление кредитным учреждениям заимствований, когда они испытывают временные финансовые трудности), в настоящее время она составляет 8,5%. К этому же инструменту относится изменение процентов за пользование ломбардным кредитом, кредитом «овернайт», операциями РЕПО и средствам банков, привлеченным в депозиты в Банк России (депозитная политика – коммерческие банки могут получать доход от своих свободных средств, привлекаемых Центральным банком в депозиты, увеличивая ставку по депозитам, (ее диапазон колеблется от 3 до 12%, и зависит от сроков) Центральный банк снижает объемы денежной массы в обращении, и, наоборот).

Механизм действия следующий: если Центральный банк увеличивает учетную ставку, это приводит к увеличению процентов по ссудным операциям коммерческих банков. Соответственно это вызывает мультипликативное уменьшение денежного предложения (так как изменение учетной ставки вызывает изменение величины депозитного мультипликатора). И, наоборот – при уменьшении учетной ставки происходит мультипликативное расширение объема предложения денег.

Операции на открытом рынке позволяют: осуществить через центральный банк временное заимствование у коммерческих структур, коммерческих банков и населения временно свободных денег для Правительства; сократить инфляционное финансирование дефицита государственного бюджета; регулировать общую массу денег в обращении; повысить надежность коммерческих банков, формирующих свои активы путем приобретения гарантированных государством ценных бумаг.

Механизм действия следующий: при продаже центральным банком ценных бумаг коммерческим банкам увеличивается, а при покупке у коммерческих банков уменьшается объем их собственных ресурсов, что влечет за собой изменение стоимости кредита и спроса на деньги. Данный инструмент является наиболее гибким, но в нашей стране менее эффективным – В 90-е годы Банк России с целью финансирования дефицита государственного бюджета выпускал от имени правительства ГКО, КО, ОФЗ, далее – облигации Банка России (ОБР), опыт эмиссии этих ценных бумаг показал еще слабое влияние этого инструмента.

В соответствии с ФЗ «О Центральном Банке РФ» Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год, а не позднее 1 декабря основные ее направления. Предварительно проект представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Госдума рассматривает не позднее принятия ФЗ О Федеральном Бюджете на предстоящий год, тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики. ЦБ при разработке документа исходит из результатов анализа развития экономики за предыдущий период и прогноза развития на предстоящий, программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу и текущих задач, содержащихся в проекте федерального бюджета.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики (на текущий год) включает следующие разделы:

1. Концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики. Обеспечение устойчивости национальной валюты, постепенное снижение инфляции и поддержание на низком уровне (до 2% в год).

2. Краткая характеристика состояния экономики. Макроэкономическая ситуация оценена Центральным банком как стабильная, характеризующаяся устойчивым состоянием платежного баланса, продолжением экономического роста, снижением инфляции, ростом реальных денежных доходов населения. Сохранился устойчивый курс рубля. Однако наблюдались слабое развитие финансовых рынков, низкий уровень трансформации сбережений в инвестиции, низкая инвестиционная активность.

3. Прогноз достижения текущих целей денежно-кредитной политики. Предполагается снижение инфляции до уровня 2-6% при росте объема ВВП на 4-5%, при этом спрос на рублевую денежную массу должен составить до 20% за год.

Количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики в текущем году и прогноз возможности их достижения с помощью определенных мероприятий или корректировки целей.

5. Сценарный (многовариантный) прогноз развития экономики России на предстоящий год. При расчетах показателей денежной программы Центральный банк базировался на сценариях (2-х вариантах прогноза платежного баланса) социально-экономического развития России, разработанных Минэкономразвития России.

6. Прогноз основных показателей платежного баланса на предстоящий год. Сокращение положительного сальдо текущих операций вследствие более высоких темпов роста импорта товаров по сравнению с темпами роста экспорта. Роль прямых инвестиций была незначительной.

Целевые ориентиры собственно денежно-кредитной политики на предстоящий год с указанием интервальных ориентиров инфляции, денежной базы, денежной массы, изменения золотовалютных резервов.

Читать еще:  Товарное производство и денежное обращение экономика

8. Показатели денежной программы на предстоящий год. Показатели по денежной базе и источникам ее формирования: за счет внутренних активов — чистый кредит правительству, банкам и за счет чистых международных резервов. На текущий год приведены 2 сценария денежной программы: по одному сценарию сальдо должно быть нулевым, прирост золотовалютных резервов не прогнозировался, по второму — предусматривалось положительное сальдо в 7 млрд. долл. и резервы должны были вырасти на такую же сумму.

9. Варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики для достижения целей. Центральный банк использует нормативы обязательных резервов, ломбардное кредитование, депозитные аукционы и др.

10. План мероприятий Банка России по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков, платежной системы. Поскольку субъектами денежно-кредитной политики являются банки, от стабильности и устойчивости национальной банковской системы во многом зависит возможность достижения стратегических и тактических целей денежно-кредитной политики.

Центробанк РФ: Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов — проект от 27.09.2019 г. (pdf) Избранное

Денежно-кредитная политика Банка России нацелена на поддержание ценовой стабильности в российской экономике. Сохранение низкой и стабильной инфляции является важным условием обеспечения благополучия населения, благоприятных условий для развития бизнеса, повышения доступности долгосрочных финансовых ресурсов и доверия к национальной валюте.

Установление количественной цели по инфляции вблизи 4% и устойчивое закрепление инфляции на стабильно низком уровне значительно повышают определенность экономических условий для всех участников экономических отношений и облегчают финансовое и инвестиционное планирование, принятие решений относительно сбережений и заимствований.

В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов, которые являются стратегическим документом, Банк России разъясняет цели, основные принципы и подходы к проведению денежно-кредитной политики, а также представляет сценарии макроэкономического прогноза на среднесрочную перспективу.

Наряду с неизменностью целей и принципов, преемственностью подходов, ключевое значение для доверия населения и бизнеса к проводимой денежно-кредитной политике и цели по инфляции вблизи 4% имеют последовательные и своевременные меры Банка России, направленные на ее достижение.

Инфляция уже достигла исторически минимальных значений за новейшую российскую историю, но при этом инфляционные ожидания участников экономических отношений все еще сохраняются на повышенном уровне и только формируется доверие к цели и мерам денежно-кредитной политики. Лишь при устойчивом сохранении инфляции вблизи 4% она может стать надежным долгосрочным ориентиром.

В этих условиях важную роль сыграли упреждающие решения Банка России о повышении ключевой ставки в ответ на действие целого ряда проинфляционных факторов в 2018 году. Это позволило ограничить их влияние на инфляцию, после кратковременного роста – обеспечить устойчивое замедление роста потребительских цен и уже в середине текущего года перейти к снижению ключевой ставки. Годовая инфляция приблизилась к 4% к осени 2019 г. и, по прогнозу Банка России, в дальнейшем будет находиться вблизи 4%. Банк России будет принимать все необходимые меры для закрепления годовой инфляции на цели. Наряду с решениями по ключевой ставке, одним из важнейших инструментов денежно-кредитной политики является коммуникационная политика Банка России, которая значимо влияет как на формирование процентных ставок на финансовом рынке, так и на инфляционные ожидания.

При этом Банк России придает особое значение факторам, которые будут оказывать существенное влияние на развитие российской экономики и динамику инфляции на прогнозном горизонте. В числе внешних факторов – перспективы роста мировой экономики, которые существенно ухудшились на фоне усиления торговых противоречий и действия иных геополитических факторов в 2019 году. Среди внутренних факторов – подходы к проведению бюджетной политики, в том числе к использованию ликвидной части Фонда национального благосостояния сверх 7% ВВП. При этом темпы и структура экономического роста на трехлетнем горизонте, а также характер влияния экономической динамики на инфляцию будут в значительной мере зависеть от хода реализации национальных проектов и эффектов других структурных мер. Эти внутренние и внешние факторы учтены Банком России как при расчете базового сценария прогноза, оценке рисков для него, так и при подготовке дополнительных сценариев.

При формировании взгляда на среднесрочную перспективу Банк России также учитывает, что экономическому развитию и повышению действенности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики будут способствовать меры Банка России по развитию финансового рынка, повышению доступности финансовых ресурсов, инструментов и услуг, поддержанию устойчивости финансового сектора в целом.

При этом в последующие годы устойчивое повышение темпов роста российской экономики, основанное на внутренних источниках развития, возможно только при координации действий всех органов власти, объединении усилий частного и государственного секторов на всех уровнях, а также улучшении делового климата, неотъемлемым элементом которого является ценовая стабильность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector