Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особая форма денежных отношений между государством

Понятие и сущность государственного кредита

В современном мире без финансов не может обходиться ни одно государство. Их функционирование позволяет концентрировать в руках государства необходимые денежные средства и использовать их для выполнения своих задач и функций. Финансам отводится очень важная роль в структуре рыночных отношений, механизме их регулирования и реализации экономической политики. Они являются неотъемлемой частью рыночных отношений и действенным инструментом управления экономикой. Поэтому сегодня очень важно знать природу финансов, глубоко разбираться в закономерностях и особенностях их получения.

Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства.

Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, юридическими и физическим лицами. При этом государство выступает в качестве заемщика средств, кредитора и гаранта.

В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Операции государства в качестве кредитора, т.е. когда оно предоставляет ссуды или гарантии юридическим и физическим лицам, значительно уже. Тем не менее, в последние годы финансирование из бюджета на условиях возвратности и платности получило в России широкое развитие.

Необходимость государственного кредита связана с опережающим темпом роста государственных расходов над возможностями расширения собственной доходной базы: кредит позволяет обecпeчить покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита.

В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Главным способом их получения является государственный кредит.

При осуществлении государственных кредитных операций внутри страны обычно государство является заемщиком средств, а население, предприятия и организации — кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличение его финансовых возможностей.

Государственный кредит — это особая и во многом обособленная часть финансовой системы. Она имеет свои источники доходов, их особое назначение и порядок использования. Сущность этой формы публичных финансов определяется содержанием категории «кредит». Этот термин, происходящий от латинского creditum (или credere — верить), буквально означает «ссуда», «долг». В Толковом словаре В. Даля кредит истолковывается как «доверие, вера в долг, забор, дача в прием денег или товаров на счет, на срок». В Экономической энциклопедии кредит определяется как «ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента». Таким образом, сущностная черта кредитных отношении состоит в предоставлении предмета ссуды на срок и его возвратности. Соответственно государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда владелец денежных средств передает на время заемщику не сам капитал, а лишь право пользования им. Субъектами кредитных отношений в этом случае являются, с одной стороны, государство (чаще всего выступает в роли заемщика) и, с другой стороны юридические и физические лица, иностранные государства, международные финансовые организации.

Государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения части стоимости валового общественного продукта. В сферу заемных операций государства попадает часть доходов и денежных средств, сформированных на стадии первичного распределения и вложенных затем, например, в государственные ценные бумаги. Выплата доходов кредиторам обеспечивается преимущественно за счет бюджетных средств, т. е., по сути, за счет всех налогоплательщиков. Следовательно, имеет место еще одно проявление перераспределительных отношений. Таким образом, государственный кредит представляет собой распределительные отношения, точнее, отношения вторичного распределения.

Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между возрастанием общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства. С развитием экономических и социальных функций государства в условиях рыночного хозяйства соответствующие расходы неизбежно возрастают. Посредством кредита государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления.

Дата добавления: 2016-04-06 ; просмотров: 827 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Экономическая сущность и формы государственного кредита

Контрольные вопросы к зачету

1. Формы подтверждения соответствия.

2. Принципы подтверждение соответствия.

3. Схемы декларирования и сертификации.

4. Сертификация систем менеджмента качества.

5. Сертификация производства.

Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений на выполнение социально-экономических преобразований, укрепление обороноспособности страны, на поддержку передовых отраслей хозяйства, повышение эффективности производства, на выполнение государством своих финансовых обязательств, на социально-культурные мероприятия и на многие другие нужды. Однако, для того, чтобы экономика и другие сферы деятельности нормально функционировали, необходимо осуществлять расходы в значительных объемах, доходная база не всегда бывает достаточной. В результате образуется бюджетный дефицит, для покрытия которого государство активно использует практику заимствований.

Государственныйкредит — это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, то есть взаймы, денежных средств в бюджет от юридических лиц и граждан на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. Сторонами этих отношений выступают: с одной стороны – государство, а с другой — юридические и физические лица.

Необходимость использования государственного кредита для удовлетворения нужд общества обусловлена постоянным противоречием между величиной денежных средств, имеющихся в бюджете, и все возрастающими потребностями общества. Взятые взаймы денежные средства населения и хозяйствующих субъектов поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но, как правило, государственные займы в разных формах используются особенно интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.

Целесообразность использования государственного кредита вытекает из того, что привлечение средств в бюджет с помощью кредита дает меньше отрицательных последствий, чем эмиссия денежных знаков.

Государственный кредит имеет много общего с банковским кредитом:

Это формы движения ссудного капитала;

Оба имеют один и тот же источник (временно свободные денежные средства);

Оба являются способом получения доходов;

Оба строятся на условиях срочности, платности и возвратности.

Однако государственный кредит имеет и ряд особенностей:

Государственный кредит направляется на финансирование финансовых расходов и прежде всего, на покрытие бюджетного дефицита, тогда как банковский кредит направляется на увеличение прибавочного капитала в обществе;

Государственный кредит используется глобально в соответствии с текущими потребностями народного хозяйства и для финансирования чрезвычайных расходов, а банковский кредит имеет строго целевое назначение;

Читать еще:  Прием на экспертизу сомнительных денежных знаков

при государственном кредите срок возврата не строго регламентирован, отношения между участниками строятся добровольно, экономические санкции к государству-должнику не применяются. А при банковском кредите нарушение срока возврата ссуды влечет за собой экономические санкции, например, повышение процента за кредит;

Кроме того, государственный и банковские кредиты отличаются по источникам погашения: государственный кредит — за счет налогов либо новых займов; банковский — за счет прибыли, полученной в процессе производства.

Государственный кредит в экономике страны играет важную роль — вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит, как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. А именно:

n Посредством государственного кредита кредитуются и гарантируются поставки отечественных производителей за рубеж, что обеспечивает конкурентную борьбу монополий на внешних рынках;

n Путем привлечения государственных займов государством компенсируются потери банков при разорении добросовестных заемщиков из малого бизнеса, что способствует поддержанию малого и среднего бизнеса;

n Так как государственные займы выступают средством, обеспечивающим риск неплатежей экспортерам отечественных высокотехнологичных товаров, тем самым поощряются экспортные операции;

n За счет заемных средств могут предоставляться кредиты на развитие стратегических (обеспечение обороны и научно-технического прогресса) и социально значимых производств, что приводит к стабилизации социальной обстановки и созданию благоприятного морального климата для бизнеса;

n На заимствованные за рубежом средства правительство имеет возможность закупать товары отечественного производства, кроме того, государство может выдавать кредиты другим государствам и зарубежным фирмам, «связывая» их условием закупки товаров у отечественных производителей, обеспечивая сохранение и создание новых рабочих мест;

n Значительная доля средств, привлеченных с помощью государственных займов, используется для покрытия бюджетного дефицита;

n Мобилизуя временно свободные денежные средства населения и юридических лиц государственный кредит способствует правильной организации сбережений, создает условия для достижения сбалансированности доходов и расходов населения, предприятий и организаций, служит одним из рычагов нормализации денежного обращения в стране.

В кредитных отношениях государство может выступать в качестве:

заемщика (чаще всего) — пассивный кредит;

кредитора — активный кредит;

гаранта — условный кредит.

Основными формами государственного кредита являются:

1. Государственные займы;

2. Казначейские обязательства;

3. Обращение части вкладов населения в государственные займы через сберегательные учреждения;

4. Заимствование средств в Центральном банке;

5. Гарантированные (условные) займы.

Основными видами ценных бумаг по государственному кредиту являются государственные займы, государственные казначейские обязательства (КО) и государственные краткосрочные обязательства (ГКО).

Обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций государственных займов возложена на Министерство финансов РФ.

На банковскую систему возложена обязанность реализации государственных ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит их первичную реализацию на фондовом рынке, играющую большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств. Первичный рынок государственных долговых обязательств настолько важен, что Указом Президента РФ от 27.02.1995 года Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ приравнена по правовому статусу к федеральному министерству.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате долгов в виде процентов по ним или в иной форме.

Возможны два способа погашения задолженности: единовременно и частями.

Если заем гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения, возможны три варианта:

1. равными частями в течение определенного срока;

2. возрастающими долями (такая система погашения удобна при наращивании доходов заемщика);

3. снижающимися долями.

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ осуществляются за счет средств Федерального бюджета.

В целях покрытия дефицита бюджета Правительство РФ с 1994 года выпускает казначейские обязательства.

По Постановлению Правительства от 09.08.1994 года «О выпуске казначейских обязательств» и Положению «Об основных условиях выпуска казначейских обязательств» — эмитентом казначейских обязательств является — Министерство финансов.

Министерство финансов выпускает казначейские обязательства сериями с указанием их объема и даты. При этом, они размещаются среди юридических лиц в порядке, установленном Казначейством.

Казначейские обязательства выпускаются на основе договоров с уполномоченными депозитариями, в качестве которых выступают банки, в которых клиентам открывается счет Депо. Открытие счетов Депо и обслуживание клиентов банк осуществляет бесплатно, а оплату за оказанные им услуги производит Министерство финансов.

Казначейские обязательства используются как средства расчетов по текущей задолженности Федерального бюджета перед основными отраслями и предприятиями: АО «Росуголь», закупка зерна, строительство метро в Москве и Санкт-Петербурге, предприятия оборонного комплекса, теле-радио компании.

Предприятия, которые получили казначейские обязательства как первичные держатели, могут рассчитываться ими со своими кредиторами, по тем отраслям, которые обозначены в договоре с банком-депозитарием. В этот перечень входят: предприятия топливно-энергетического комплекса, предприятия транспорта и металлургии, предприятия легкой и пищевой промышленности, жилищно-коммунальные хозяйства и некоторые др.

Владельцам ГКО предоставляется налоговое освобождение на все виды налогов, уплачиваемых в Федеральный бюджет, в пределах объема эмиссии ГКО.

На вторичном рынке ценных бумаг ГКО могут выступать объектом купли продажи, а также использоваться как средство залога. Обмениваться на налоговое освобождение и как обязательства государства могут вноситься в уставный фонд в качестве вклада учредителя.

Погашение ГКО осуществляется Министерством финансов посредством перечисления денежных средств на счет держателя ГКО.

Особой формой государственного кредита являются государственные гарантии, при которых Российская Федерация или субъект Российской Федерации в качестве гаранта дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дана гарантия, обязательства перед третьим лицом полностью или частично. То есть государство несет субсидиарную ответственность.

Предоставление гарантии осуществляется на конкурсной основе.

При этом гарантии на предоставляются юридическим лицам, имеющим задолженность по платежам в Федеральный бюджет либо государственные внебюджетные фонды.

Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сберегательный банк.

Общая сумма гарантий Российской Федерации включается в состав государственного долга.

Что такое государственный кредит простыми словами?

Государственным кредитом называется совокупность финансово-материальных отношений, в которых одной из сторон выступает государство, а второй — физическое или юридическое лицо, международные компании или другая страна. Кредитование является неотъемлемой частью финансовой структуры.

Особенности кредитования

Сущность абсолютно идентична стандартному кредиту, хоть и есть важные особенности:

  1. Государство не обязано указывать причину, по которой требуется заключение кредитного соглашения.
  2. Основной целью кредитования является восполнение дефицита бюджета.
  3. Управление денежным обязательством осуществляется правительственным органом.
  4. Заем обеспечивается всем имуществом, принадлежащим государству.
  5. Доходы от данной формы кредитования занимают вторую строчку после налогов для финансирования экономической, социальной и политической деятельности страны.
Читать еще:  Совокупность денежных средств предприятия

Предоставление заемных средств осуществляется на добровольной основе.

Какие функции выполняет государственный кредит?

  1. Перераспределение финансов с учетом текущих потребностей экономики.
  2. Регулирование денежного потока и процентных ставок внутри страны за счет большого объема сделок.
  3. Контроль государственного бюджета, который осуществляется представителями власти.

Государственный кредит является важной частью экономики страны, без которой невозможно быстрое и стабильное экономическое развитие. При этом сумма государственного долга является показателем не слабой экономики, а высокого кредитного рейтинга страны.

Основные виды

Ключевые формы кредитования:

  1. Централизованные займы подразумевают выпуск ценных бумаг (облигации) федеральным государственным органом.
  2. Децентрализованные находятся в руководстве местных органов самоуправления и муниципалитетов.

По географическому признаку выделяются:

  • внешние кредиты (займы у иностранных государств);
  • внутренние (реализация ценных бумаг в пределах страны).

Дополнительно выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.

Условия получения

Важнейшими параметрами предоставления заемных средств являются:

  1. Длительность — один из основных пунктов. Определяется исходя из суммы, экономических возможностей заемщика и других факторов. В среднем составляет 5-10 лет.
  2. Обязательства сторон прописываются в рамках обоюдной договоренности.
  3. Размер и периодичность внесения платежей. При наличии штрафных санкций информация тоже прописывается в договоре.
  4. Процентная ставка устанавливается на определенном уровне и не меняется в течение действия соглашения.

В целом суть не отличается от стандартного понятия «кредит». Основное отличие в масштабах.

Принципы функционирования государственного кредита

В основу финансовых отношений заложена необходимость соблюдения интересов всех участвующих сторон. Ключевыми принципами, характерными для госкредита являются:

  • добровольность;
  • возмездность (необходимость возврата с процентами);
  • целевая направленность (кредит берется для решения определенных задач);
  • обеспеченность всем имуществом, принадлежащим государству;
  • срочность (период погашения);
  • возвратность (обязательство вернуть заемные средства).

Соблюдение данных принципов является основным преимуществом, которым обладает данная форма кредитования. Они делают государственный заем выгодным вложением для кредитора и целесообразным для заемщика.

Плюсы и минусы

Преимущества государственного кредита:

  • возможность регулирования финансовых потоков внутри страны;
  • пополнение федерального, регионального или муниципального бюджета без дополнительной эмиссии средств;
  • укрепление взаимоотношений между странами при получении или предоставлении внешнего займа;
  • возможность развивать экономику государства без изъятия средств из бюджета.

Несмотря на большое количество плюсов, есть и недостатки:

  • рост производственных расходов, из-за необходимости компенсировать проценты по займу;
  • если экономика страны не справляется с погашением долгового обязательства, возможно повышение налоговой нагрузки.

Увеличение налоговых сборов негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране, что в свою очередь отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию. Чтобы государственный кредит не привел к ухудшению благосостояния населения, необходимо тщательно анализировать нюансы перед оформлением займа, правильно рассчитать возможности экономики для погашения долга.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Государственный кредит

Государственные кредиты государствам — участникам СНГ по межправительственным договорам предоставляются, как правило, при условии выполнения ими обязательств по уплате процентных платежей и сумм в погашение основной суммы долга по ранее предоставленным кредитам. [1]

Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей. [2]

Государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения части стоимости валового общественного продукта. В сферу заемных операций государства попадает часть доходов и денежных средств, сформированных на стадии первичного распределения и вложенных затем, например, в государственные ценные бумаги. Следовательно, имеет место еще одно проявление перераспределительных отношений. Таким образом, государственный кредит представляет собой распределительные отношения, точнее, отношения вторичного распределения. [3]

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. [4]

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствами — все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита. [5]

Государственный кредит является источником увеличения денежных доходов у держателей ценных бумаг и вкладчиков сбербанков. Это достигается посредством выплаты процентов и выигрышей по государственным займам и вкладам в сберегательных учреждениях. Сказанное в полной мере относится и к трудовым коллективам. Вкладывая средства в ценные бумаги государства, трудовые коллективы не только организуют накопление средств для проведения крупных вложений в производство и социальную сферу, но и могут рассчитывать на значительную прибавку к вложенным в займы средствам ежегодно или во время погашения облигаций займов. [6]

Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами. При этом государство выступает, главным образом, в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта. [7]

Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Основная классическая форма кредитных отношений — государство выступает в качестве заемщика средств. [8]

Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей. [9]

Государственный кредит — это особая и во многом обособленная часть финансовой системы. Она имеет свои источники доходов, их особое назначение и порядок использования. Сущность этой формы публичных финансов определяется содержанием категории кредит. Этот термин, происходящий от латинского creditum ( или credere — верить), буквально означает ссуда, долг. [10]

Государственные кредиты характеризуют то обстоятель-во, что государство является собственником части сово-пшого денежного капитала и предоставляет его участни — iM рынка за определенную плату — процент. Увеличение сударственных кредитов стимулирует рост деловой актив-сти, а сокращение — сдерживает ее. [11]

Государственные кредиты характеризуют то обстоятель-во, что государство является собственником части сово-пшого денежного капитала и предоставляет его участни — iM рынка за определенную плату — процент. Увеличение сударственных кредитов стимулирует рост деловой актив-ети, а сокращение — сдерживает ее. [12]

Государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения части стоимости валового общественного продукта. В сферу заемных операций государства попадает часть доходов и денежных средств, сформированных на стадии первичного распределения и вложенных затем, например, в государственные ценные бумаги. Следовательно, имеет место еще одно проявление перераспределительных отношений. Таким образом, государственный кредит представляет собой распределительные отношения, точнее, отношения вторичного распределения. [13]

Читать еще:  Денежно кредитная монетарная политика

Государственный кредит — совокупность кредитных отношений, в которых и заемщиками, и кредиторами выступают государство и местные органы власти. Они заимствуют средства на рынке ссудных капиталов путем выпуска займов через финансово-кредитные учреждения. [14]

Государственный кредит — представляет собой систему кредитных отношений, в которой государство выступает заемщиком, а население и частный бизнес — кредиторами денежных средств. Источником средств государственного кредита служат облигации государственных займов, которые могут выпускаться не только центральными, но и местными органами власти. [15]

ЛЕКЦИЯ 1. ФИНАНСЫ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. Финансы как экономическая категория. Сущность, функции финансов.

2. Финансовая политика РФ.

3. Финансовая деятельность государства. Финансовая система РФ.

4. Управление финансами.

Финансы как экономическая категория. Сущность, функции финансов

Термин «Апапяга»возник в XI—XV вв. в торговых рядах Ита­лии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальней­шем этот термин получил международное распространение, начал употребляться как понятие, связанное с системой денеж­ных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств, т.е. стал отражать денежные отношения между субъектами — день­ги выступают материальной основой существования и функцио­нирования финансов (где нет денег, не может быть финансов). Субъекты обладали разными правами в процессе этих отноше­ний: государство обладало особыми полномочиями. В данном процессе формировался общегосударственный фонд денежных средств — бюджет. Следовательно, эти отношения носили фон­довый характер. Регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим тежам государственно-принудительного характера, что дости­галось правовой деятельностью государства, созданием соответ­ствующего фискального аппарата.

Нет лучшего способа управления государством, чем управле­ние при помощи денег. Более эффективного способа управления человечество пока не придумало.

Финансы — совокупность денежных отношений, организо­ванных государством, в процессе которых осуществляется фор­мирование и использование общегосударственных фондов де­нежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Финансы —это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. По своему содержанию финансы как целе­вые фонды денежных средств в совокупности представляют собой финансовые ресурсы страны; это прежде всего распределительная категория (с помощью финансов происходит распределение нального дохода). Сущность финансовых отношений заключается в исследовании: за счет кого государство получает финансовые ре­сурсы и в чьих интересах используются эти средства.

распределительная (распределение национального дохода) — заключается в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные дохо­ды формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на 2 группы: зарплата рабочих и служащих и доходы фермеров и крестьянских хозяйств; доходы предприятий сферы производства.

Перераспределение национального дохода связано с межотрасле­вым и территориальным перераспределением средств в интересах рационального использования накоплений предприятий. В результа­те перераспределения образуются вторичные доходы, т.е. доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы;

контрольная — контроль за распределением ВВП по соответ­ствующим фондам и расходованием их по целевому Инструментом реализации контрольной функции финансов явля­ется финансовая информация, заключенная в финансовых показа­телях, имеющихся в бухгалтерской, оперативной и статистиче­ской отчетности;

регулирующая — связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налога, государственный кре­дит) в процесс воспроизводства. В процессе финансовой деятельно­сти решаются задачи: планового собирания и распределения денеж­ных фондов в соответствии с целями государства; экономического стимулирования общественного производства в целях его разви­тия и интенсификации; контроля за законным и целесообразным ис­пользованием денежных и материальных ресурсов.

Финансовая политика РФ

Финансовая политика — совокупность определенных мер осу­ществляемых государством в той или иной области. Объектом этой политики выступают финансовые ресурсы — денежные средства, находящиеся в руках субъектов хозяйствования и государства, ис­пользующиеся и расходующиеся на нужды воспроизводства, мате­риальное стимулирование работающих, социальные и другие по­требности.

Источники финансовых ресурсов: стоимость ВВП; доходы от внешнеэкономической деятельности; часть накопленного нацио­нального богатства (природные богатства, золотовалютный запас). Аспекты финансовой политики:

1) содержательный аспект финансовой политики (разработка: теоретической концепции в областиразвития финансов, основ­ных направлений использования финансов, конкретных форм и методов финансового механизма);

2) функциональный аспект (налоговая, бюджетная, страховая политика);

3) временный аспект (бюджетирование);

4) управленческий аспект:

^ на государственном уровне; ^ нарегионал ьном уровне; ^ на субъективном уровне.

Финансовая деятельность государства. Финансовая система РФ

Финансовая деятельность любого государств а —это процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства и органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность вызвана объективной необходимо­стью распределения и перераспределения в денежной форме наци­онального дохода. Это первое объективное условие существова­ния финансовой деятельности.

Товарное производство и действие закона стоимости объек­тивно определили необходимость существования денег, кредита и других экономических категорий, что является важным услови­ем существования финансовой деятельности.

В процессе осуществления финансовой деятельности государ­ство решает в данной сфере следующие задачи: ^ собирания фондов денежных средств; ^ распределения и использования этих средств.

Методы собирания фондов денежных средств: ^ налоговый метод — используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударствен­ных предприятий, организаций и учреждений в бюджет; ^ метод обязательных платежей юридическими и физическими лицами в пенсионный фонд, фонды социального страхования, обязательного медицинского и другие;

государство использует метод добровольного денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобре­тения облигаций и ценных бумаг;

метод взимания сборов и пошлин, т.е. плата за оказываемые услуги (судебная, таможенная пошлина и др.); метод страхования (формирования страховых фондов); эмиссия денег (дополнительный выпуск денежных средств в об­ращение).

Методы распределения фондов денежных средств:

выплата страховых возмещений; ^ осуществление расчетов между различными субъектами.

Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и мето­дам аккумуляции или распределения денежных средств, экономиче­ских отношений принято называть финансовым институтом. Кэко- номическим отношениям относятся отношения в области бюджета или все отношения в области налогов и кредита.

Совокупность и взаимосвязь всех финансовых институтов (групп экономических отношений) образуют финансовую систему.

Финансовая система — совокупность финансовых и кредит­ных институтов, при помощи которых государство собирает, рас­пределяет и расходуетденежные средства (рис. 1).

Государственные финансы включают в себя бюджетную си­стему, государственные внебюджетные фонды, государствен­ный кредит, страхование.

С ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ^ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector