Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности развития денежно кредитной системы россии

Денежно-кредитная система Российской Федерации

Денежно кредитная система прочно обосновалась в современных моделях развитой рыночной экономики, и занимает важную позицию в функционировании экономического механизма.

По сути, это целая система экономического кровообращения, регулирующая, аккумулирующая и перераспределяющая финансовые потоки, проводящая взаиморасчеты между субъектами экономики, а также кредитующая население и отдельные экономические отрасли.

Кредитно-денежная система подразделяется на два типа:

  1. Совокупность отношений кредитов, форм и методов финансирования (функциональная форма);
  2. Совокупность финансово-кредитных учреждений, которые способны проводить аккумулирование денежных временно свободных средств с последующим предоставлением ссуды (институциональная форма).

В первом случае говорится об отношениях, связанных с банковским, потребительским, государственным, коммерческим и международным кредитах. Второй случай основан на следующих параметрах. Под современной денежно кредитной системой следует понимать сложный механизм, состоящий из нескольких уровней. Его основной задачей является аккумулирование и перераспределение финансовых активов.

Основными элементами системы являются:

  1. Система государственных и полугосударственных банков, Центральный банк;
  2. Банковский сектор, который состоит из коммерческих, сберегательных и специализированных банков сферы торговли;
  3. Банки ипотечных кредитов, а также инвестиционные и специализированные не банковские кредитно-финансовые учреждения:
    • компании инвестиционной и страховой направленности;
    • пенсионные фонды;
    • финансовые компании;
    • благотворительные фонды;
    • различные ссудо-сберегательные ассоциации.

Такой трехуровневой схемой придерживаются многочисленные развитые страны, среди которых Япония, США и западноевропейские страны. Различие отдельных стран друг от друга заключается в степени развитости отдельных элементов рассматриваемой системы. Американская денежно кредитная система является самой развитой в мире. В связи с этим, другие менее развитые страны в процессе формирования собственных кредитных систем ориентируются именно на нее.

Государство проводит регулирование кредитно-денежной системы при помощи двух основных способов:

  1. Прямым административным вмешательством (путем тотального повышения цен, рационирования товаров и пр.);
  2. Косвенным административным вмешательством (реализация денежно-кредитной политики).

Таким образом, очевидно, что функцией денежно кредитной системы является удовлетворение потребностей экономики в плане распределения свободных финансов и их направление в более перспективные и развитые отрасли. Одни субъекты хозяйствования периодически имеют излишки денежных средств, а другие – их недостаток. Это противоречие может успешно разрешиться, благодаря денежно кредитной системы страны.

В России денежно-кредитная система имеет три уровня:

  1. Центральный банк;
  2. Специализированные кредитно-финансовые институты;
  3. Банковская система (коммерческие банки).

В такой структуре ярко отражены потребности народного хозяйства. Она очень близка к модели кредитных систем, существующих в развитых странах, и начинает приспосабливаться к современным процессам экономических реалий.

В данный момент такая система имеет ряд недостатков, присутствующих чуть ли не в каждом элементе (увеличивается количество мелких банков, инвестиционных фондов, компаний по страховым операциям, в то время как коммерческие банки все также специализируются на краткосрочных кредитных операциях, из-за чего возникает недостаточное перенаправление денежных средств в развитие различных отраслей народного хозяйства).

Поэтому в настоящее время еще множество аспектов кредитной системы в России нуждаются в дальнейшем совершенствовании. В задачу рационального функционирования денежно кредитной системы входит обеспечение стабильности в состоянии национальной экономики.

В банковской системе России существуют только два уровня:

  1. Центральный банк России;
  2. Коммерческие банки.

В послевоенные годы современной денежной кредитной системе капиталистических стран пришлось перетерпеть серьезные изменения в структуре. Произошло снижение роли банков и рост влияния иных кредитно-финансовых институтов (пенсионных фондов, инвестиционных и страховых компаний и пр.). В связи с этим, увеличилось количество новых кредитно-финансовых институтов, а также и удельный вес в их совокупных активах. В последующем такие эволюционные процессы стали происходить и во многих развивающихся странах.

В современной кредитной системе капиталистических стран важными процессами стали:

  1. Централизация и концентрация банковского капитала;
  2. Дальнейшее усиление конкурентных отношений, возникших между различными видами кредитно-финансовых институтов;
  3. Продолжение продуктивного сотрудничества крупных кредитно-финансовых институтов и мощных торговых, промышленных и транспортных компаний и корпораций;
  4. Интернациональность в деятельности кредитно-финансовых институтов, а также создание международных банковских групп и объединений.

Работа денежно кредитной системы выполняется при помощи кредитного механизма, который с одной стороны является системой связей по мобилизации и аккумуляции денежных средств между кредитными институтами и различными экономическими секторами, с другой – отношениями, которые связаны с перераспределением денежных средств непосредственно между самими кредитными институтами в окружении действующего рынка капитала, а с третьей – отношениями, сложившимися между иностранными клиентами и кредитными институтами.

К кредитному механизму относятся также все аспекты инвестиционной, посреднической, ссудной, учредительской, перераспределительной, консультативной и аккумуляционной деятельности кредитной системы в лице собственных институтов.

Особенности развития денежно-кредитной системы России на современном этапе;

Повышение эффективности денежно-кредитной политики во многом зависит от действий Правительства Российской Федерации в бюджетной сфере.
В последние годы стабильность макроэкономической ситуации, существенный экономический рост и политика строгой экономии государственных расходов привели к заметной стабилизации системы государственных финансов. В ближайшее время важной целью формирования бюджетов является установление такого уровня государственных расходов, который позволял бы уменьшать государственный долг в условиях снижения налогового бремени и более медленного экономического роста.

В Минэкономразвития РФ считают, что главной задачей единой государственной денежно-кредитной политики государства до 2008 года должно стать последовательное снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне. Об этом говорится в проекте программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы).

Читать еще:  Теория денежного обращения

Подобный сценарий, по мнению министерства, создаст базовые макроэкономические условия для максимально возможных темпов экономического роста.

В документе говорится о том, что правительство РФ и Банк России в среднесрочной перспективе будут добиваться снижения инфляции до 7,5-8,5% в 2005 году, 6,0-7,5% — в 2006 году и 5,0-6,5% — в 2007 году.

В этот период предусматриваются соответствующие действия правительства РФ по ограничению роста цен на продукцию и услуги естественных монополий, уточняется в проекте программы. В области курсовой политики важной задачей останется сглаживание резких колебаний валютного курса, не обусловленных объективными экономическими факторами.

«Плавная динамика обменного курса будет способствовать формированию у экономических агентов устойчивых ориентиров в выработке хозяйственных решений и стимулированию спроса на активы, номинированные в национальной валюте», — считают в министерстве.

По мере укрепления российской экономики Центробанк будет сокращать свое участие на валютном рынке, что в перспективе позволит в полном объеме перейти к режиму свободно плавающего валютного курса, являющемуся важным условием для обеспечения полной конвертируемости рубля, говорится в документе.

В числе задач, которые предстоит решить правительству РФ и Банку России, МЭРТ называет достижение полной стерилизации рублевых интервенций на валютном рынке, дальнейшее развитие системы рефинансирования банков.

Кроме того, в качестве ориентира при реализации политики сглаживания колебаний валютного курса необходимо использовать корзину из двух основных мировых валют — доллара и евро, поскольку она достаточно хорошо отражает эффективную стоимость российского рубля по отношению ко всем значимым для российской экономики иностранным валютам, считают в МЭРТ.

Также необходимо повышать ликвидность финансовых рынков и рост монетизации ВВП, в частности, за счет операций Банка России с корпоративными долговыми ценными бумагами и за счет смягчения ограничений для управляющих компаний по инвестированию пенсионных средств в акции, указывается в проекте программы.

Курсовая работа: Денежно-кредитная система в рыночной экономике

Тема: Денежно-кредитная система в рыночной экономике

Тип: Курсовая работа | Размер: 164.55K | Скачано: 66 | Добавлен 12.12.12 в 16:08 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

Год и город: Москва 2011

Содержание

1. Денежный рынок: спрос на деньги, предложение денег и равновесие на денежном рынке 5

2. Кредитные отношения, формирование и функционирование банков в условиях рынка 11

3. Особенности российской кредитной системы в прошедшем и текущем годах 16

Ответы на КТЗ 22

Список использованной литературы 23

Введение

В развитии любого государства значительное место занимает денежно- кредитная система, которая во многом определяет развитие экономики, рост потенциальных возможностей государства и рост благосостояния его населения. Вместе с этим само государство должно оказывать влияние на развитие денежно-кредитной системы, на ее формирование и деятельность. Эффективность кредитной системы во многом зависит не только от ее структуры функции, но и размещения банков по территории государств.

При переходе от социалистической модели экономики к рыночной непременным условием начала преобразования экономических отношений является построение разветвленной банковской системы государства, основными системообразующими элементами которой служат Центральный банк (название различно в разных государствах) и коммерческие банки.

В России уже было начато создание подобной банковской системы. В течении ряда лет российская банковская система достаточно динамично развивалась, увеличивался размер банковского капитала, расширялась филиальная сеть и спектр предлагаемых услуг, появился ряд крупных коммерческих банков и финансово – промышленных групп.

Известно, что от развития производственной сферы зависит экономический рост страны. Осуществляя эмиссию и кредитование экономики, банки выполняют полезную и необходимую для развития страны роль. Однако чрезмерная или бесконтрольная эмиссия денег может привести к опасным и даже разрушительным последствиям. Когда банковское кредитование превышает определенный лимит, оно уже не стимулирует производство, а порождает избыточную покупательную способность, следствием которой является повышение цен.

В связи с реформированием экономики в денежном обращении постоянно возникают новые проблемы. Например, многие предприятия за неимением необходимого количества денежных средств в обращении осуществляют бартерные операции с другими предприятиями. Когда денежной массы в обращении недостаточно, то это ведет к задержке выплат заработной платы.

В данной работе рассмотрены такие вопросы как спрос и предложение денег, равновесие на денежном рынке, кредитные отношения, функционирование банков в условиях рынка, особенности российской кредитной системы.

Денежный рынок: спрос на деньги, предложение денег и равновесие на денежном рынке.

Функционирование денежного рынка входит в сферу денежно-кредитной политики государства. Ее основная задача заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального ВНП. Достижение целей кредитно-денежной политики происходит путем регулирования денежной массы, находящейся в обращении, установления уровня обязательных резервов, изменения ставки рефинансирования коммерческих банков и т.д.

Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной политики выступают центральный банк и коммерческие банки страны.

Денежный рынок – это часть финансового рынка страны. На денежном рынке не происходит купля и продажа денег, подобно другим товарам. В этом заключается существенная специфика денежного рынка. В условиях функционирования денежного рынка происходит обмен денег на другие ликвидные средства по альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной нормы процента. В этом смысле уровень процентной ставки выступает в роли цены денежных средств.

Читать еще:  Методы и инструменты денежно кредитной политики

Спрос на деньги. В самом общем виде спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые субъекты хозяйствования хотят использовать как платежные средства. Существуют две основные концепции спроса на деньги: монетаристская и кейнсианская.

Теория монетаризма, по существу, это экономическая концепция, которая рассматривает деньги, находящиеся в обороте, в качестве основного макроэкономического регулятора. В соответствии с данной теорией делается вывод, что деньги играют главную роль в хозяйственной системе, а центральный банк может воздействовать на денежное предложение, то есть на количество обращающихся денег.

Монетаризм основывается на количественной теории денег, в рамках которой спрос на деньги определяется в соответствии с уравнением И. Фишера: M x V = P x Q, где M – количество денег в обращении; V – скорость обращения денег; P – абсолютный уровень цен; Q — количество проданных товаров. Если преобразовать формулу, то получим: Md = P x Q / V, где Md – величина спроса на деньги. Если учесть, что все сделки учитываются в составе ВНП, то P x Q равно номинальному ВНП. Таким образом, Md = ВНП/V.

Из уравнения Фишера видно, что величина спроса на деньги зависит от следующих факторов:

  • абсолютного уровня цен. При прочих равных условиях, чем выше уровень цен, тем выше спрос на деньги, и наоборот;
  • объема производства. С увеличением объемов производства растут и доходы населения, а это означает, чтодля совершения сделок необходимо большее количество денег;
  • скорости обращения денег. Понятно, что факторы, влияющие на скорость обращения, будут оказывать влияние и на спрос на денежные средства.

Кейнсианская теория определяет спрос на деньги, исходя из мотивов экономического субъекта, побуждающих его хранить часть своего богатства в ликвидной форме.

Дж. М. Кейнс выделил следующие мотивы:

  1. Трансакционный мотив (использование денег в качестве средства платежа).
  2. Мотив предосторожности (использование денег с целью осуществления в будущем незапланированных расходов).
  3. Спекулятивный мотив (возникает из-за неизвестности будущей стоимости финансовых активов и желания избежать потерь капитала). Данный мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и нормой процента.

Современная теория спроса на деньги, в отличие от теоретической модели Дж. М. Кейнса, рассматривает более широкий диапазон активов, помимо беспроцентного хранения денег и долгосрочных облигаций; учитывает наличие инфляции и разграничивает такие понятия, как реальный и номинальный доход, реальная и номинальная ставка процента и другие положения.

Предложение денег. Под предложением денег обычно понимается денежная масса, находящаяся в обращении и складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов (М0, М1, М2, М3). Денежные агрегаты отличаются друг от друга по степени ликвидности. Ликвидность — способность быстрого перевода актива в налич­ные деньги без потерь его стоимости (минимальными издержками). Движение от М0 к М3 идет по принципу убывающей ликвидности, то есть сокращения возможности использования каждой последующей составляющей денежной массы для сделок. Наиболее ликвидными денежными агрегатами являются М0 и М1. В практической деятельности их называют настоящими деньгами. Менее ликвидными являются агрегаты М2 и М3, в состав которых включены квазиденьги. Квазиденьги представляют собой наиболее весомую и быстро растущую часть в структуре денежного обращения.

Предложение денег в хозяйственной системе страны в основном регулируется центральным банком. Кроме этого, на размер предложения денег могут оказать влияние (хотя и в значительно меньшей степени) поведение домашних хозяйств и крупных кредитно-финансовых структур.

Предложение денег в экономике, как правило, изображается вертикальной линией. Это предполагает, что в каждый момент времени имеется определенное фиксированное количество денег, которое не зависит от уровня процентной ставки.

Предложение денег в национальной экономике зависит от целей, которые ставит перед собой правительство (Рис.1).

  1. Жесткая монетарная политика (MS1). Цель такой политики – сдерживание инфляции в стране на неизменном уровне определенного количества денег в обращении независимо от колебания процентной ставки.

Рис.1. Виды кривых предложения денег: r – процентная ставка; M – денежная масса

  1. Гибкая монетарная политика (MS2). Основной целью этой политики является поддержание фиксированной ставки процента. Обычно она используется в случаях, когда изменение спроса на деньги вызывается, например, ростом скорости денежного обращения. В этом случае удается избежать кризиса неплатежей.
  2. Комбинированная монетарная политики (MS3). Кривая предложения денег имеет наклонный вид тогда, когда ЦБ допускает определенное увеличение денег в обращении одновременно с повышением процентной ставки. Эта политика проводится, когда изменение спроса на деньги обусловлено колебанием ВВП.

Равновесие на денежном рынке. Равновесие на рынке денег устанавливается в процессе взаимодействия спроса на деньги и предложения денег и характеризуется таким состоянием рынка, при котором оббьем спроса на деньги равен объему предложения денег, которое экономические агенты хотят иметь в портфеле своих акти­вов, количеству денег, предлагаемому Центральным банком (банковской системой) в условиях проведения данной кредитно-денеж­ной политики.

Денежный рынок практически всегда стремится к равновесию, так как на нем действуют множество посредников, практически мгновенно реагирующих на факторы, вызывающие нарушение рав­новесия.

Процесс установления равновесия на рынке денег можно пред­ставить графически (Рис. 2). Рассмотрим его действие на примере ограничительной кредитно-денежной политики, проводимой Цен­тральным банком.

Рис. 2. Равновесие на денежном рынке

Кривая предложения денег М, показывает количество предлагае­мых денег при каждом значений ставки процента. На графике (рис. 3) кривая М, имеет вертикальный вид, что предполагает проведе­ние Центральным банком политики поддержания денежной массы на неизменном уровне независимо от изменения ставки процента.

Читать еще:  К неденежным факторам инфляции относится

Кривая спроса на деньги имеет отрицательный угол наклона и пред­ставлена кривой Md.

Равновесие находится в точке пересечения кривых спроса и пред­ложения денег — Е. В данной точке получены равновесные значе­ния М* (на оси абсцисс) и i* (на оси ординат), выражающие соот­ветствие количества денег, которое экономические субъекты хотят иметь, количеству денег, предоставляемому банковской системой при равновесной ставке процента. Таким образом, при заданном предложении денег, равном M*, равновесие достигается при зна­чении процента, равном i*.

Предположим, что процентная ставка поднимется выше равно­весного уровня (i1 > i*). Это будет означать увеличение альтерна­тивной стоимости хранения денег. Спрос на деньги упадет до M1.

Экономическим субъектам станет выгоднее держать свои денеж­ные средства в альтернативных активах, и они захотят вкладывать их, например, в покупку государственных облигаций. Возникнет излишек денег, от которого экономические агенты попытаются избавиться. При этом банковская система будет избавляться от излишек денег, скупая государственные ценные бумаги, цены на которые поднимутся. Действие рыночных механизмов в конечном счете приведет к тому, что спрос и предложение денег не установится на исходном равновесном уровне. При этом процентная ставка снизится с уровня i1 до уровня i*.

Если процентная ставка опустится ниже равновесного уровня (i2

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

24. Особенности денежно-кредитной политики в России: история и современность

24. Особенности денежно-кредитной политики в России: история и современность

Денежно-кредитная политика современной России имеет ряд особенностей, которыми отличается от монетарной политики США, Англии, Германии и других стран.

С началом реформирования российской экономики роль денежно-кредитного регулирования экономики значительно возросла. На разных этапах реформ задачи регулирования менялись. Так, например, основной задачей российской монетарной политики в начале 90-х гг. XX в. была борьба с 1000 %-ной инфляцией и снижение ее темпов хотя бы до 100 % в год.

Важное влияние на направление и содержание денежной политики нашей страны оказывают рекомендации Международного валютного фонда.

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основные направления современной единой денежно-кредитной политики кредитной России разрабатывает Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации.

В основе формирования денежно-кредитной политики России второй половины 90-х гг. XX в. лежит задача достижения следующих макроэкономических целей:

1) финансовой стабилизации и закрепления достигнутых результатов в этом направлении;

2) снижения темпов инфляции;

3) создания условий для адаптации экономических агентов к складывающейся ситуации в экономике;

4) снижения номинальных и реальных процентных ставок в экономике;

5) укрепления курса национальной валюты;

6) обеспечения устойчивости платежного баланса страны;

7) достижения и закрепления тенденции неинфляционного экономического роста.

После августовского кризиса 1998 г. одной из задач денежной политики стало возрождение доверия к

государственным ценным бумагам среди экономических субъектов.

Денежная политика в России, как и в других странах мира, осуществляется посредством Центрального банка. Центральный банк РФ представляет на рассмотрение Правительства проект своей деятельности на предстоящий год и в мае – годовой отчет.

Министры финансов и экономики (или их заместители) участвуют в заседаниях совета директоров Банка с правом совещательного голоса. Банк России консультирует Министерство финансов по вопросам выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом воздействия этих акций на состояние банковской системы и приоритетов кредитно-денежной политики. По закону Банк России не должен предоставлять кредиты Правительству для погашения бюджетного дефицита или покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении. В Банке России хранятся средства государственного бюджетного и внебюджетных фондов. Банк проводит операции с этими средствами, не взимая комиссионных сборов.

Дальнейшее развитие получают в российской денежно-кредитной политике рыночные механизмы рефинансирования коммерческих банков, отказ от их прямого кредитования, применение практики ломбардных кредитов коммерческим банкам. Кроме того, наблюдается тенденция к снижению уровня минимальных резервов наряду с выравниванием их по средствам, привлекаемым в рублях и иностранной валюте. Последнее очень важно, т. к. постепенное снижение норматива обязательных резервов кредитных организаций расширяет возможности по кредитованию экономики и, соответственно, увеличивает предложение денег.

Некоторые экономисты указывают на значительные недостатки, которые выявляют некоторую неадекватность денежно-кредитной политики России (отказ от регулирования процентной ставки подвергается критике, т. к. в России на данный момент наблюдается системный кризис). Следовательно, в нынешних условиях роль государственного регулирования денежного предложения в нашей стране должна быть максимальной.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector