Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности современной денежно кредитной политики россии

Особенности современной денежно -кредитной политики в России

Вид работы: Проект

Тема: Особенности современной денежно -кредитной политики в России

ВВЕДЕНИЕ

Денежно-кредитная политика государства влияет на сферы социально-экономической жизни государства. Данная сфера представляет собой одну из составных частей экономической политики. Её главной целью является создание условий для социально-экономического развития страны. Связи с этим проблематика изучения денежно-кредитной политики РФ представляет собой актуальную тему для исследователей. Денежно-кредитная политика должна быть нацелена на поддержание рыночного равновесия и на обеспечение возможности производства товаров и услуг, необходимых для поступательного развития страны. Следовательно, необходимость грамотной денежно-кредитной политики является очень важным элементом управления экономикой государства.

Целью данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических и методических особенностей кредитно-денежной политики в современных условиях. На пути достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • изучить теоретические особенности денежно-кредитной политики;
  • проанализировать влияние различных форм денежно-кредитной политики на основные экономические показатели;
  • определить уровень развития и эффективность денежно-кредитной политики России на современном этапе.

Объект исследования — система финансового регулирования социально-экономических процессов. Предметом исследования выступают особенности денежно-кредитной политики РФ на современном этапе.

Степень научной разработанности темы. Тематика денежно-кредитной политики начина с 20 –х годов прошлого столетия находилась в сфере интересов специалистов экономической дисциплины. И данный вопрос достаточно хорошо изучен как в отечественными, так и зарубежными специалистами. Среди наиболее выдающихся можно особо отметить — Долан Эдвин Дж, Кэмпбелл Колин, Е.Ю.Грачеву, С.Р.Моисеева, И.В.Князева и др.

Теоретическая и методологическая база исследования. Теоретическая база исследования опирается на нормативно-правовые базы банковской системы, а также на труды отечественных и зарубежных специалистов.

В ходе исследования широко применялись такие общенаучные методы как – сбор, наблюдение, описание, классификация, систематизация, а также методы сравнительного анализа.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Сущность денежно-кредитной политики

Сущность денежно-кредитной проблематики на сегодняшний день, как в отечественной, так и зарубежной системе экономических дисциплин довольно глубоко изучена. При определении сущности денежно-кредитной политики специалисты в своих трудах дают широкий спектр трактовок.

Принято говорить о денежно — кредитной политике в широком и узком смысле, в широком смысле денежно — кредитная политика направлена на обеспечение экономического роста и повышение благосостояния граждан, борьбу с безработицей и бедностью через обеспечение экономики дешевым и доступным кредитом при экономически незначительном уровне инфляции.

В экономической системе принято применять разные подходы к определению «денежно кредитной политики». Например, Э.Дж. Долан в своем знаменитом труде «Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика» дает следующее определения — «в это понятие включаются все действия правительства, которые влияют на количество денег, которые находятся в обращении»[1]. Исходя, из данного толкования, можно сказать, что денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий, регулирующих влияния, направленных на смену денежной массы в обращении. Денежно-кредитная политика напрямую влияет на ликвидность банковской системы и деловую активность в целом.

Ряд авторов денежно-кредитную политику характеризуют как ведущую сферу, которая влияет на темп и рост экономики. Говоря о политики, в первую очередь мы представляем определенную стратегию государства, которая направлена на реализацию установленных целей.

Денежно-кредитная политика также представляет собой определенный долгосрочный план, который устанавливается государством в лице ЦБ на определенный отрезок времени (10-15 лет).

Более полным и точным определением денежно-кредитной политики есть понимания ее как комплекса взаимосвязанных, направленных на достижение определенных целей мероприятий по регулированию денежного рынка, который осуществляет государство через свой центральный банк.

Денежно-кредитная политика не является самостоятельной отраслью. Для того чтобы она эффективно реализовалась в государстве должна быть долгосрочная политика правительства по развитию экономики. Если этой политики нет на длительную перспективу, то центральный банк не в состоянии составить денежно-кредитную политику.

В экономической дисциплине порой денежно-кредитную политику называют монетарной[2]. Так как в первую очередь она направлена на управления количеством денег в обращении. Денежно-кредитная политика перед своей реализацией требует наличия социально-экономических предпосылок. К социально-экономическим предпосылкам можно отнести наличия банковской системы государства и системы денежно-кредитных отношений.

Денежно-кредитная политика как система пережила длительный исторический процесс на пути своего становления. Но особое внимание к денежно-кредитной политике как инструмента обеспечения «вечного процветания», которая властвовала в 20-х годах XX ст., изменилась после кризисных потрясений 30-х гг. общим пессимизмом и недоверием к эффективности денежно-кредитного регулирования.

После Второй мировой войны, когда экономика во всем мире стала перестраиваться и адаптироваться к новым послевоенным реалиям в западных странах состоялась резкая активизация денежно-кредитных инструментов. Начали разрабатываться программы по экономической стабилизации. В данных программах деньгам была отведена ведущая роль. Но следует отметить, что взгляды на оптимальную стратегию использования денежных инструментов были резко полярными.

Цели денежно-кредитной политики

Цели денежно-кредитной политики в каждом государстве определяется индивидуально в зависимости от экономической ситуации в государстве. Цели денежно-кредитной политики можно разделить условно на две группы:

Следует отметить, что каждая цель направлена в первую очередь на рост национального дохода государства. Рост национального доха в первую очередь зависит от количества потока стабильных денег.

Долгосрочные цели в своей перспективе устанавливаются на длительный период, только при условии и наличие стабильных денег в стране. Также долгосрочные цели являются своего рода индикатором макроэкономических тенденций.

Например, если целью государства выступает сокращения безработицы с помощью, которой необходимо поднять экономический рост страны то долгосрочной целью в этом случае должно быть оживление экономической конъюнктуры. В этом случаи долгосрочные цели помогают стратегически и конкретизируют ситуацию.

Характерной чертой долгосрочной цели является их действие на протяжении продолжительного периода, в течение которого может быть доказано их эффективность.

В краткосрочном периоде кредитно-денежная политика в большей мере влияет на объем национального производства и в меньшей – на цены. В долгосрочном периоде, напротив, она оказывает преимущественное воздействие на уровень цен, лишь незначительно влияя на реальный объем выпуска.

Литература

[2] Малахов А. Влияние монетарной политики Банка России на национальную экономику. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. С.47.

[3] Эдвин Дж. Долан Деньги, банки и денежно-кредитная политика, М.: Высшая школа, 2014. С.55.

24. Особенности денежно-кредитной политики в России: история и современность

24. Особенности денежно-кредитной политики в России: история и современность

Денежно-кредитная политика современной России имеет ряд особенностей, которыми отличается от монетарной политики США, Англии, Германии и других стран.

С началом реформирования российской экономики роль денежно-кредитного регулирования экономики значительно возросла. На разных этапах реформ задачи регулирования менялись. Так, например, основной задачей российской монетарной политики в начале 90-х гг. XX в. была борьба с 1000 %-ной инфляцией и снижение ее темпов хотя бы до 100 % в год.

Важное влияние на направление и содержание денежной политики нашей страны оказывают рекомендации Международного валютного фонда.

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основные направления современной единой денежно-кредитной политики кредитной России разрабатывает Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации.

В основе формирования денежно-кредитной политики России второй половины 90-х гг. XX в. лежит задача достижения следующих макроэкономических целей:

1) финансовой стабилизации и закрепления достигнутых результатов в этом направлении;

2) снижения темпов инфляции;

3) создания условий для адаптации экономических агентов к складывающейся ситуации в экономике;

4) снижения номинальных и реальных процентных ставок в экономике;

5) укрепления курса национальной валюты;

6) обеспечения устойчивости платежного баланса страны;

7) достижения и закрепления тенденции неинфляционного экономического роста.

После августовского кризиса 1998 г. одной из задач денежной политики стало возрождение доверия к

государственным ценным бумагам среди экономических субъектов.

Денежная политика в России, как и в других странах мира, осуществляется посредством Центрального банка. Центральный банк РФ представляет на рассмотрение Правительства проект своей деятельности на предстоящий год и в мае – годовой отчет.

Министры финансов и экономики (или их заместители) участвуют в заседаниях совета директоров Банка с правом совещательного голоса. Банк России консультирует Министерство финансов по вопросам выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом воздействия этих акций на состояние банковской системы и приоритетов кредитно-денежной политики. По закону Банк России не должен предоставлять кредиты Правительству для погашения бюджетного дефицита или покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении. В Банке России хранятся средства государственного бюджетного и внебюджетных фондов. Банк проводит операции с этими средствами, не взимая комиссионных сборов.

Дальнейшее развитие получают в российской денежно-кредитной политике рыночные механизмы рефинансирования коммерческих банков, отказ от их прямого кредитования, применение практики ломбардных кредитов коммерческим банкам. Кроме того, наблюдается тенденция к снижению уровня минимальных резервов наряду с выравниванием их по средствам, привлекаемым в рублях и иностранной валюте. Последнее очень важно, т. к. постепенное снижение норматива обязательных резервов кредитных организаций расширяет возможности по кредитованию экономики и, соответственно, увеличивает предложение денег.

Читать еще:  Характеристика безналичного денежного оборота

Некоторые экономисты указывают на значительные недостатки, которые выявляют некоторую неадекватность денежно-кредитной политики России (отказ от регулирования процентной ставки подвергается критике, т. к. в России на данный момент наблюдается системный кризис). Следовательно, в нынешних условиях роль государственного регулирования денежного предложения в нашей стране должна быть максимальной.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Особенности современной денежно кредитной политики россии

Направления и конкретные тактические цели монетарной политики государства определяются состоянием национальной экономики в целом. Поэтому денежно-кредитная политика современной России не может быть, естественно, «калькой» монетарной политики США, Англии, Германии и других стран, хотя Россия и использует международный опыт ее проведения как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в странах, осуществляющих переход к ней.

Сегодня трудно сказать, какая теоретическая концепция лежит в основе денежно-кредитной политики России.

В начале периода перехода к рынку несколько раз в нашей стране принималась программа преодоления кризисных явлений и формирования рыночной экономики, разработанная под руководством Е.Т. Гайдара, взгляды которого во многом совпадают с монетаристским подходом регулирования экономики. Основными целями «российских монетаристов» являлись снижение инфляции и создание рыночной экономики с минимальным вмешательством государства. Механизм решения этих проблем ориентирован на финансирование бюджета за счет неинфляционных источников, сокращение льгот, проведения платной приватизации, отказ от немедленного денежного союза с государствами СНГ. Но положения монетаристской концепции были реализованы лишь частично. И связано это все-таки со спецификой российской экономики в переходный к рынку период (например катастрофический рост неплатежей при ужесточении монетарной политики, отсутствие развитого финансового рынка). Однако в теории монетаризма, несомненно, есть положения, которые соответствуют некоторым явлениям, наблюдающимся в нашей экономике. Поэтому рецепты монетаристов являются для России полезными, как, впрочем, и отдельные положения кейнсианства (например заложенные в современном кейнсианстве основы социально ориентированной экономики или активная роль государства в регулировании национальной экономики.)

Необходимо искать компромиссные решения, увязывать противоречивые тенденции, использовать любые разумные и эффективные меры для решения сложных для российской экономики проблем.

Макроэкономические цели денежно-кредитной политики

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 4) основные направления современной единой денежно-кредитной политики России разрабатывает Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации.

В основе формирования денежно-кредитной политики России 90-х годов лежала задача достижения следующих макроэкономических целей:

— финансовая стабилизация и закрепление достигнутых результатов в этом направлении;

— снижение темпов инфляции;

— создание условий для адаптации экономических агентов к складывающейся ситуации в экономике;

— снижение реальных процентных ставок в экономике;

— укрепление курса национальной валюты;

— обеспечение устойчивости платежного баланса страны;

— достижение и закрепление тенденции неинфляционного экономического роста;

— отказ от использования механизма эмиссионной поддержки отдельных предприятий и отраслей.

Политика Банка России в области денежно-кредитного регулирования

Основной задачей денежно-кредитной политики Банка России является удержание достигнутой внутренней и внешней стабильности рубля как необходимого условия для восстановления неинфляционного роста экономики.

Необходимыми условиями выполнения данной задачи являются:

— жесткий контроль за темпами денежной эмиссии;

— проведение политики контроля за колебаниями валютного курса;

— дальнейшее развитие и совершенствование действия рыночных механизмов рефинансирования банков;

— активное использование таких инструментов денежно-кредитной политики, как процентные ставки по операциям Банка России и механизм формирования обязательных резервов кредитными организациями;

— реализация мер со стороны Банка России, направленных на повышение надежности российской банковской системы.

Первостепенным условием является контроль за темпами денежной экспансии, поскольку именно они в значительной степени определяют движение цен в среднесрочной перспективе.

Для выполнения поставленных задач Банк России использует традиционные рыночные методы денежно-кредитного регулирования, применяемыми в зарубежной банковской практике.

Рефинансирование банков. Банк России осуществляет кредитование банков на рыночных принципах. Банк России предоставляет кредиты банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

До середины июня 1998 года Банк России предоставлял банкам, выполняющим его требования, два вида кредитов: ломбардные кредиты под залог государственных ценных бумаг и однодневные расчетные кредиты «овернайт». После событий 17 августа 1998 года Совет директоров Банка России оперативно принимал решения о внесении изменений в действующий механизм кредитования банков с целью сокращения рефинансирования банков.

В течение сентября — ноября 1998 года Банк России для поддержания ликвидности, повышения финансовой устойчивости, проведения мероприятий по финансовому оздоровлению принимал решения о предоставлении кредитов банкам 9 регионов России, а также отдельным социально значимым банкам на сумму порядка 8,0 млрд. рублей сроком до 1 года.

Рефинансирование банков в 1999г. являлось основным инструментом предоставления дополнительной ликвидности банковской системе. По мере нормализации ситуации в банковском секторе Банк России предполагает прекратить предоставление указанных кредитов.

В 2000 г. наиболее остро стала проблема избыточной ликвидности в банковском секторе. При этом основная задача состоит не в изъятии временно свободных денежных средств, а их использование в реальном секторе экономики. Расширению кредитования реального сектора препятствуют в первую очередь высокие риски (в конце года ставки по кредитам конечным заемщикам в среднем были в 2-3 раза выше ставок на межбанковском кредитном рынке, определяющем стоимость ресурсов для самих банков).

Депозитные операции. В целях оперативного регулирования ликвидности банковской системы, нейтрализации излишней ликвидности и снижения тем самым давления на валютный рынок в 1998-2000 гг. Банк России активно проводит депозитные операции через систему « Рейтере — Дилинг».

Банк России будет и в дальнейшем использовать депозитные операции как инструмент оперативного изъятия ликвидности банковской системы в случае возникновения ее избытка для повышения сбалансированности спроса и предложения в различных секторах финансового рынка.

Процентная политика по операциям Банка России. Среди методов регулирования денежно-кредитного рынка, применяемых Центральным банком, особое место принадлежит учетной ставке (ставке рефинансирования). Исходя из учетной ставки определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по ссудам, предоставляемым клиентам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим счетам. Повышение с целью снижения инфляции учетного процента, проведение так называемой политики «дорогих денег» затрудняет для коммерческих банков возможность получить ссуду в Центральном банке и одновременно повышает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В результате стимулируется сокращение кредитных вложений в экономику, и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Снижение учетной ставки, т.е. политика «дешевых денег», наоборот, стимулирует расширение кредитных операций и ускорение темпов экономического развития.

В соответствии с жестким курсом денежно-кредитной политики Правительства России размер учетной ставки по централизованным кредитам коммерческим банкам в начале и середине 90-х гг. систематически повышался. Если в мае 1991 г. она составляла 6-8%, то с 22 декабря 1991 г. — 20%; с 10 апреля 1992 г. — 50%; с 1 июля 1992 г. — 80%; с 30 марта 1993 г. -100%; со 2 июня 1993 г. — 110%; с 22 июня 1993 г. — 120%; с 29 июня 1993 г. — 140%; с 15 июля 1993 г. — 170%; с 23 сентября 1993 г. — 180%; с 15 октября 1993 г. — 210%; с 29 апреля 1994 г. — 205%.

В последние годы ЦБ РФ проводил учетную политику с целью подавить инфляцию путем изменения уровня официальной учетной процентной ставки. Повышая уровень учетной ставки, ЦБ РФ проводит политику кредитной рестрикции, побуждая кредитные учреждения сократить заимствования. Это ведет к сокращению кредитных операций и в итоге — к повышению процентных ставок. Если ЦБ РФ снижает учетную ставку, то он тем самым поощряет кредитную экспансию. Наглядным примером подобной практики служит проведение Банком России политики кредитной рестрикции в 1992-1993 (учетная ставка резко возрастала), а в 1994 г., в связи с изменившийся экономической ситуацией в стране, ЦБ РФ начал постепенно проводить политику кредитной экспансии и снизил учетную ставку с 210% (январь 1994 г.) до 42 % годовых (10.02.97).

Однако анализ фактических данных показал, что в этот период рекстрикционная политика ЦБ РФ была абсолютно оторвана от реалий рынка и коммерческие банки практически не учитывали ее при разработке и проведении собственной кредитной политики. В результате в 1996 г. Банк России был вынужден резко снизить уровень учетной ставки с 160% до 48% , перейдя к проведению политики кредитной экспансии.

В 1997-1998 годах Банк России определил в качестве задачи в области процентной политики постепенное снижение процентных ставок в экономике до уровня, стимулирующего неинфляционный рост спроса на заемные ресурсы. В то же время с октября 1997 года по август 1998 года процентная политика Банка России испытывала на себе влияние внешних условий. Приоритетным направлением процентной политики Банка России стало поддержание стабильного курса национальной валюты и недопущение системного банковского кризиса.

С целью защиты внутренней финансовой системы и поддержания рынка рублевых активов Банк России вынужден был корректировать процентные ставки по собственным кредитным и депозитным операциям. В частности, повышение ставки рефинансирования было произведено в начале февраля 1998 года (с 28% до 42%), в последней декаде мая (с 30% до 50%, а затем до 150%), в конце июня (с 60% до 80%). В течение 1998 г. Банк России пять раз пересматривал уровень ставок рефинансирования. В 1999-2000 гг., в связи с относительной экономической стабилизацией, Центральный банк проводит политику на снижение ставки рефинансирования: в январе 2000 г. — с 55% до 45%, а в марте — до 38% и 33%, в ноябре — до 25%.

Читать еще:  Функции денежной системы

Минимальные, или обязательные, резервные требования Центрального банка — важный инструмент регулирования макроэкономических пропорций путем воздействия на объем свободных ресурсов банков.

Проблема резервирования средств всегда была одной из самых острых в дискуссиях на финансовые темы. Банки резко протестовали против того, чтобы значительная часть привлекаемых ими денег оседала в ЦБ, приводя следующие аргументы: высокие нормативы обязательных резервов снижают доходы кредитных учреждений, а значит и их ликвидность.

В свою очередь, Банк России неоднократно заявлял, что при высоком уровне инфляции и других проявлениях нестабильности финансового рынка, когда деньги выгоднее использовать на спекулятивных операциях, резервные требования всегда будут высокими. И снизят их только при появлении предпосылок для кредитования предприятий реального сектора экономики. К общим методам денежно-кредитного регулирования, активно используемым в зарубежной банковской практике, относятся и операции Центрального банка на открытом рынке. Операции на открытом рынке являются одним из главных инструментов, используемых ФРС США в осуществлении национальной денежно-кредитной политики. В операциях на открытом рынке ФРС США широко используются перекупочные соглашения как метод гарантированного финансирования. Заключая с коммерческими банками перекупочные соглашения, ФРС обязуется купить у них ценные бумаги с условием, чтобы через определенное время они совершили обратную сделку, т.е. выкупили ценные бумаги с фиксированной или плавающей скидкой к цене. В России операции на открытом рынке еще не нашли широкого применения. Кроме того, в условиях, когда источником финансирования бюджетного дефицита являются кредиты Банка России и государственный долг не оформлен ценными бумагами, операции на открытом рынке неэффективны.

Несмотря на временный кризис рынка государственных ценных бумаг (ГКООФЗ), Банк России не исключает из круга используемых инструментов денежно-кредитной политики такой инструмент регулирования ликвидности банковской системы, как операции на открытом рынке. В условиях сжатия финансовых рынков и обострения проблемы ликвидности банков Банк России в сентябре 1998 года разработал положение о введении в обращение облигаций Банка России (ОБР) и начал операции с ними, в том числе Банк России предоставил банкам возможность использования указанных ценных бумаг в качестве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты «overnight», а также возможность проведения с ними сделок РЕПО

Денежно-кредитная политика в современной России

Под денежно-кредитной политикой понимается целена­правленное управление государством банковским процентом, де­нежной массой и кредитами. В отличие от бюджетной, кредитно-денежная политика оказалась обоюдоострым оружием, с помощью которого можно справиться и со спадом производства, и с инфляци­ей. Суть этой политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, — на потребительский и инвестиционный спрос.

Главную роль в реализации кредитно-денежной политики игра­ет Центральный банк России. Регулируя процентную ставку в зави­симости от сложившейся экономической ситуации, он тем самым расширяет или сужает возможности выдачи кредитов коммерче­ским банкам.

Центральный банк может воздействовать и при помощи нормы обязательных резервов. Снижение этой нормы создает большие воз­можности коммерческим банкам для выдачи кредитов и наоборот.

Государство может существенно влиять на экономический рост и инфляцию при помощи скупки или продажи своих ценных бумаг. При помощи скупки своих ценных бумаг у их держателей появля­ются денежные средства, что может стимулировать экономический рост. Если государство борется с инфляцией, то оно продает свои ценные бумаги, тем самым уменьшая в обороте денежную массу.

Как показала мировая практика, бюджетная и кредитно-денеж­ная политика должна проводиться государством совместно и сбалансированно, ибо только в этом случае оно может эффективно влиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны.

Денежно-кредитная политика акцентирует свое внимание на процессах перераспределения общественных благ, регулировании денежного оборота в наличной и безналичной форме, достаточных для совершения кругооборота и оборота капиталов. Банки, обслуживая воспроизводственный процесс в целом, работают главным образом в сфере обмена, другие же финансовые институты решают задачи в сфере распределения общественного продукта.

Инструменты денежно-кредитного регулирования представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Инструменты денежно-кредитного регулирования

Политика, допускающая хождение в хозяйственном обороте платежных средств исключительно для целей обмена, и подкрепляющая увеличение товарного предложения, создает опасность роста инфляции. Хотя монетарная политика у нас называется «денежно-кредитной политикой», однако роль кредита в ней проявляется слабо.

По своей природе кредит является категорией обмена, разделенного во времени. Кредит увеличивает денежный оборот, предоставленный в денежной форме юридическим и физическим лицам, он создает новые деньги на депозитных счетах в банках, что дает владельцам этих счетов возможность расширения платежей по своим обязательствам.

Однако денежно-кредитная политика в России носит пассивный характер. Она направлена на снижение инфляции, обеспечение стабильности цен. А должна выполнять двуединую задачу: содействовать устойчивому экономическому росту и увеличению занятости, снижению инфляции. К сожалению, эти стимулирующие свойства кредита как ускорителя производства и обращения учитываются далеко не в полной мере. Его назначение в российской экономике реализуется крайне недостаточно. Отношение размера кредита к ВВП у нас в несколько раз меньше, чем в развитых странах. Пропорции в размещении кредитов по срокам, видам, между предприятиями и населением нарушены.

Долгосрочные кредиты (сроком свыше 3-х лет), в которых особенно нуждается национальная экономика, в последние годы занимают незначительный удельный вес (в пределах 8%). При этом кредит как источник формирования оборотного капитала предприятий составляет менее 30%.

Еще более заметны диспропорции в кредитовании населения. Доля ссуд населению в совокупных кредитных вложениях банковского сектора составляет менее 20%. Это существенно ниже мировой банковской практики, где объемы кредитования юридических и физических лиц примерно равны. Нам еще далеко до бума кредитования, мы сегодня ближе к его ограничению, нежели перенасыщению.

Как известно, любое хозяйство может развиваться по двум моделям.

Первая модель предполагает ведение производства на базе уже созданных в обществе накоплений. В этом случае развиваться экономика может только тогда, когда располагает созданными материальными благами. Отсюда акценты на сбор доходов, налоговую политику, бюджетный процесс. Считается, что вначале более существенным является накопление резервов, а затем перераспределение материальных благ. Недостаток такой модели в том, что она предполагает ожидание первоначального накопления благ, сдерживающее ускоренный рост.

Наиболее развитые государства смогли преодолеть это ожидание и связанную с ним ограниченность ресурсов. Развитие их экономик пошло по второй модели — за счет вовлечения в оборот тех стоимостей, которые были созданы, но находились в недвижимом состоянии. Данная модель несколько меняет приоритеты — на первый план выходит не политика бюджетного финансирования производственных затрат, а монетарная политика, основанная на более широком использовании кредита.

Локомотивом ускоренного экономического роста становится политика Центрального банка, всемерно поощряющего инвестиции в экономику. К сожалению, Банк России не занимает подобной позиции. Изменения, прежде всего, следует внести в каналы вхождения денег в экономический оборот. В современной российской практике деньги пускаются в оборот через покупку иностранной валюты (доллара и евро). Это означает, что деньги, пущенные в оборот, начинают обращаться как платежные средства, опосредуя обмен как деньги, а не капитал. Они, к сожалению, не становятся активным стимулом их использования в целях создания новой стоимости.

Оптимальным выходом из данной ситуации является развитие эмиссии денег не на пассивной, а на активной основе — на основе более широкого применения кредита, в том числе в порядке рефинансирования. Создается впечатление, что мы пока не знаем, как наиболее эффективно распорядиться ресурсами, имеющимися на рынке ссудных капиталов. Мы предпочитаем создавать фонды, наращивать валютные резервы.

Можно хранить золотовалютный резерв в запаснике, можно поместить на счета в зарубежных банках или покупать ценные бумаги зарубежных государств. Именно по этому пути шла российская экономика. Парадокс современного денежного обращения состоит и в том, что государство, размещая валютные резервы за рубежом, в условиях глобализации общественных отношений не может перекрыть денежные потоки в противоположном направлении. И как российским коммерческим банкам реагировать на недостаток денежного предложения, на дороговизну денежных ресурсов внутри страны? Они берут валютные кредиты за границей, компенсируя тем самым недостаток денежного предложения. Каналы денежного предложения продолжают наполняться, однако, уже без участия денежных властей. Конечно, все это требует модернизации денежно-кредитной политики.

Для повышения эффективности денежно-кредитной политики должна быть разработана современная концепция банковской политики. К сожалению, такой политики государства и банков в документальном, сводном виде не существует. В развернутом виде такая политика не планируется, нет ее и на уровне отдельных денежно-кредитных институтов.

Читать еще:  Особенности наличного и безналичного денежного обращения

В федеральных округах нет банков, основная функция которых состояла бы во всемерном поощрении регионального развития. Ведущие коммерческие банки на местах работают не по принципам банков развития, поощряющим развитие малого и среднего бизнеса и реализацию региональных социально-экономических программ, а как коммерческие кредитные структуры. Созданный Банк развития прикрывает лишь одно направление деятельности на уровне страны — внешнеэкономическую деятельность. Разумеется, этого недостаточно.

Необходимо создать целую сеть таких банков, которые в связке с финансовой поддержкой государства будут содействовать развитию экономики. В ряде стран существует особая система сберегательных банков, обеспечивающих сохранность вкладов населения. К сожалению, в России нет собственно сберегательных банков. У нас успешно функционирует Сберегательный банк РФ. Это самый мощный в стране денежно-кредитный институт, но по своему статусу он является универсальным, а не сберегательным банком.

В ряде стран (США, Англии) сделан акцент в сторону специализированных банков. Для континентальной Европы более характерна модель универсального развития банков. При вступлении России в ВТО при условиях постоянно растущей конкуренции крайне важным станет выбор правильного и точного направления развития. Отечественным банкам предстоит не просто выживать, но и достойно соперничать с более мощными и опытными иностранными институтами, которые пробиваются на российский финансовый рынок.

Особенности денежно-кредитной политики России в современных условиях

Чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет создание и развитие современной банковской системы.

ЦБ-это центральное звено денежно-кредитной системы. Важнейшей функцией центрального банка является выработка общей кредитной политики. Его стратегическая задача — создание условий для не инфляционного развития экономики.

Денежно-кредитная политика РФ формируется Правительством РФ и ЦБ РФ, ее задачами на ближайшие годы являются:

— повышение уровня монетизации экономики (Монетизация экономики — характеристика системы национальной экономики, которая отражает её насыщенность ликвидными активами. Уровень монетизации определяется развитием финансовой системы и экономики в целом);

— снижение инфляции до 4-5% (на май 2015 года – 15,8%);

— достижение реальной конвертируемости рубля (Конвертируемость (обратимость) валюты — это ее способность обмениваться на другие валюты. Конвертируемость обусловлена необходимостью обеспечения и облегчения использования национальных валют в международных экономических операциях (торговле, международном кредитовании, покупке и продаже собственно валют);

— укрепление банковской системы, повышение доверия к ней и стимулирование организованных сбережений населения;

— повышения доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора экономики;

— стимулирование объединения в банковской сфере, формирование крупных и финансово устойчивых банковских структур, конкурентоспособных на международном уровне и способных обеспечивать долгосрочное финансирование проектов.

В настоящее время структура кредитной системы России выглядит следующим образом:

1. Центральный банк России.

2. Банковская система:

— Сберегательный банк России;

— иные специализированные банки.

3. Специализированные кредитно-финансовые институты:

— негосударственные пенсионные фонды;

Безусловно, новая структура кредитной системы в большей степени отражает потребности цивилизованного рыночного хозяйства.

Одной из крупнейших кредитно-финансовых систем в России является Сберегательный банк. Его собственный капитал к началу 2002 г. составил 95,7 млрд. руб.(3,2 млрд. долл.). Уровень рентабельности капитала в 2001 г. – 31,2%. Наконец, чистая прибыль выросла на 40%, достигнув 18 млрд. руб. А сумма чистых активов (кредиты, ценные бумаги и т.д.) является рекордной для всей кредитно-финансовой сферы России – 798 млрд. руб. (26,5 млрд. долл.). По данным журнала «The Banker» Сбербанк входит впервые две сотни крупнейших банков в мире.

В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные проблемы и недостатки во всех ее структурных звеньях. К основным можно отнести следующие:

— продолжают существовать мелкие коммерческие банки, которые из-за слабой финансовой базы не могут справиться с потребностями клиентов;

— монопольное, ничем не ограниченное положение на банковском рынке, продолжает занимать Сберегательный Банк;

— главная проблема ипотечной системы в России заключается в неразвитости рынка жилья и несоответствии цен на жилье среднему уровню доходов населения;

— отсутствие реальных условий для развития рынка корпоративных ценных бумаг в качестве основы для функционирования инвестиционных банков;

— отсутствие реальной законодательной базы для регламентации рынка специализированных небанковских институтов.

Все эти проблемы существенным образом тормозят развитие кредитной системы России в ее скорейшем приближении к состоянию кредитных систем промышленно развитых стран.

Денежно-кредитный мультипликатор – это коэффициент увеличения (сокращение) избыточных резервов банковской системы, который образуется в результате процесса создания новых банковских депозитов (безналичных денег) в процессе кредитования клиентов банками на основе дополнительных свободных резервов, которые поступили в банк извне. Коэффициент взаимосвязи между увеличением (сокращением) избыточных резервов банковской системы и суммой новых кредитных денег, которую она может создать, основывается на принципе: потерянные кредитные ресурсы одним коммерческим банком в результате предоставления кредитов своим клиентам становятся достоянием другого и используются им уже как собственные средства для предоставления в безналичной форме своим клиентам. То есть каждая денежная единица, которая выпускается одним коммерческим банком создает кредитные резервы другим банкам.

Возможность банка производить избыточные резервы ограничивается необходимостью формировать коммерческими банками обязательных резервов, размеры которых определяются резервной нормой, регулируемой законодательно. Она определяется НБУ в процентах к банковским пассивам, обеспечивает банковской системе достаточную ликвидность в периоды неблагоприятной конъюнктуры и позволяет государству регулировать массу денег в обращении:

где Рн — резервная норма.

Для определения всей массы денег, которую способна создать одна денежная единица избыточных резервов при данной резервной норме, рассчитывается денежно-кредитный мультипликатор:

MM =

где ММ — денежно-кредитный мультипликатор на определенный момент; М0 — масса денег в обращении вне банков; Д — масса денег в депозитах коммерческих банков; Р — сумма резервов коммерческих банков (деньги на корреспондентских счетах и в кассах банков).

Слишком высокий коэффициент мультипликации может нарушить равновесие на денежном рынке и спровоцировать инфляцию.

Величина денежно-кредитного мультипликатора зависит от:

а) нормы обязательного резервирования;

б) использования одолженных средств клиентами банка для наличных платежей, что прекращает процесс мультипликации и снижает его общий уровень;

в) снижение спроса на займы и рост заемного процента уменьшает предоставление ссуд и формирования депозитных вкладов в банках;

г) рост поступлений наличности на счета клиента или продажи части активов на межбанковском рынке способен увеличить размер коэффициента мультипликации.

Высшая цель монетарной политики обязывает государство дейтсвоуать так, чтобы рыночная система стремилась к равновесию на уровне полной занятости. По поводу того, как центральный банк и правительство должны это делать, в современной экономической литературе существуют две основные точки зрения: кейнсианская и монетаристская.

Кейнсианский подходбазируется на предположении о том, что основным итогом денежно-кредитного регулирования является желаемый уровень процентной ставки. Уменьшение предложения денег либо рост спроса на них повышательно действует на процентную ставку и снижают доступность фондов денежного рынка для инвесторов. Когда же процентная ставка падает, то у предпринимателей, напротив, может расти склонность к инвестированию. Подобный эффект проявляется в случае увеличения денежного предложения и удешевления кредита. Кейнсианский «передаточный механизм» действует в обратном направлении, в форме политики «дорогих денег»:

Сжатие денежной массы — рост процентной ставки — падение инвестиционного и в целом совокупного спроса — замедление темпов экономического роста и далее спад производства при возможном одновременном падении общего уровня цен.

Монетаристский подходкачественно отличается от кейнсианского тем, что денежное предложение, а не динамика процентной ставки, рассматривается здесь как основной фактор, опредлеляющий уровень производства, занятости и цен. С точки зрения сторонников монетаризма, изменение денежного предложения воздействует на динамику совокупного предложения не только в результате роста инвестиционной активности фирм. Рост денежной массы, к примеру, приводит не только к снижению процентной ставки, Нои к расширению спроса на все товары и финансовые активы. Следовательно, монетаристский «передаточный механизм» дискрецонной денежно-кредитной политики проще:

Изменение монетарной политики — изменение банковских резервов — изменение денежного предложения — изменение совокупного спроса — динамика номинального ВВП.

Простота вышеназванного механизма состоит в том, что изменение денежного предложения непосредственно воздействует на совокупный спрос, причем на все его составляющие, а в итоге — на выпуск.

Кейнсианский и монетаристский подходы к денежно-кредитной политике являют собой единство общего и особенного. Общее заключается в том, что в обеих моделях денежно-кредитного регулирования экономики используется одни и те же денежные инструменты. Это означает, что кейнсианская и монетаристская концепции денежно-кредитной политики характеризуются схожими взглядами на одни и те же экономические процессы.

Отличие кейнсианства от современного монетаризма здесь определяется тем, что положено в основу монетарного регулирования — величина и динамика процентной ставки или же параметры денежного предложения. Отметим, что Центральный банк не может одновременно воздействовать на оба этих параметра. Если государство будет стремиться обеспечить определенный уровень процентной ставки, то это может привести к нарушению основного монетарного правила, и наоборот. Следовательно, Центральный банк в состоянии поддерживать на определенном уровне либо процентную ставку, либо предложение денег.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector