Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Перспективы развития денежной системы рф

31. Особенности денежной системы России: прошлое, настоящее, перспективы развития

31. Особенности денежной системы России: прошлое, настоящее, перспективы развития

Денежная система России в процессе перехода к рыночной экономике притерпела серьезные изменения и в настоящее время функционирует в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 12 апреля 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями, определившим правовые ее основы.

Официальной денежной единицей в нашей стране (валютой) является рубль, состоящий из 100 копеек. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным банком РФ (ЦБР) и публикуется в печати.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России.

Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода.

После проведения деноминации (укрупнения масштаба цен) с 1 января 1998 г. появились в обращении банкноты достоинством 10, 50, 100, 500, 1000 рублей, а также монеты достоинством 1, 2, 5, 10 рублей и 5, 10, 50 копеек.

На территории России функционируют наличные деньги и безналичные деньги. В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязанности: 1) прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

2) установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожение;

3) разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений. Безналичный платежный оборот в России составляет более 60 %. Самой распространенной формой расчетов является платежное поручение, а до 1992 г. широко использовалась акцептная форма расчетов.

В связи с тем, что российская денежная единица (рубль) по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответствен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периода существования действительных (золотых) денег, при бумажно-кредитном обращении Центральный банк должен создавать ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения – документа, дающего право ЦБР подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается управлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т. е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Перспективы развития денежной системы России

Рассмотрев основные тенденции, связанные с денежной системой России мы можем рассмотреть перспективы её развития.

Банк России принимает решения в области денежно-кредитной политики на основе оценки текущей экономической ситуации и среднесрочного макроэкономического прогноза. Прогноз охватывает трехлетний период, что одновременно позволяет учитывать лаги влияния денежно-кредитной политики на экономику и дает субъектам экономики ориентиры для принятия решений на среднесрочном горизонте планирования. При этом Банк России рассматривает наиболее вероятный (базовый) сценарий развития экономики[15].

Сценарий I (базовый сценарий), который рассматривается как наиболее вероятный, основан на предположениях о том, что заметного изменения конъюнктуры мировых сырьевых рынков не произойдет и цена на нефть марки «Юралс» на всем прогноз- ном горизонте будет находиться вблизи средних значений 2016 г. – около 40 долл. США за баррель в условиях сохранения высокого уровня предложения на рынке энергоносителей, совершенствования технологий добычи нефти, а также низких темпов роста мировой экономики. Достигнутые в сентябре 2016 г. договоренности стран – членов ОПЕК о снижении добычи нефти окажут лишь временную поддержку ценам, учитывая возможное ответное расширение добычи сланцевой нефти.

Читать еще:  Реальная денежная масса это

Базовый сценарий Банка России по своим основным параметрам близок к базовому прогнозу Министерства экономического развития России. В дополнение к базовому сценарию Банк России рассматривает сценарий II и сценарий III, предполагающие соответственно более медленное и более быстрое восстановление роста мировой экономики, что приведет к формированию более низкой или более высокой траектории цен на нефть. В базовом сценарии (сценарий I) ожидается, что несмотря на действие указанных выше сдерживающих внешних и внутренних факторов, сохранение стабильности в финансовой сфере, предсказуемость и последовательность денежно-кредитной и бюджетной политики и адаптация субъектов экономики к изменению внешних условий, в том числе за счет свободного курсообразования, создаст условия для постепенного улучшения настроений, оживления потребительского и инвестиционного спроса и восстановления экономического роста. Вместе с тем потенциальные темпы роста российской экономики будут невысокими с учетом имеющихся структурных ограничений, обозначенных ранее[6; c.526].

Как ожидается, в базовом сценарии темп роста экономики составит около 0,5–1,0% в 2017 г., а затем повысится до 1,5–2,0% в 2018–2019 годах. Ожидаемое замедление инфляции до 4% в 2017 г. и ее стабилизация вблизи целевого уровня создадут во второй поло вине трехлетнего прогнозного периода условия для постепенного смягчения денежно-кредитной политики. На его фоне будет происходить снижение кратко- и долгосрочных рыночных процентных ставок как в номинальном, так и в реальном выражении. Вместе с тем уровень реальных процентных ставок останется в положительной области, что с учетом текущих характеристик развития экономики необходимо для сохранения сбалансированной сберегательной и кредитной активности. Дополнительным фактором смягчения ценовых и неценовых условий кредитования станет ожидаемая нормализация долговой нагрузки и соответствующее последовательное снижение кредитных рисков, что будет обеспечиваться консервативным подходом к изменению соотношения кредитной задолженности и доходов заемщиков [16].

В базовом сценарии прогнозируется, что годовой темп прироста кредита экономике со стороны банковского сектора составит 4–6% в 2017 г., а затем ускорится до 7–11% в 2018–2019 годах. Смягчение кредитных условий наряду с улучшением экономических настроений и ожиданий внесет вклад в постепенное восстановление роста как потребительского, так и инвестиционного спроса. В разрезе компонентов совокупного спроса прогнозируется, что восстановление экономики будет происходить постепенно и относительно равномерно, что приведет к сохранению относительно стабильной структуры ВВП. Ожидается, что годовые темпы прироста расходов на конечное потребление составят 0,2–0,6% в 2017 г., 1,7–2,5% – в 2018–2019 годах. По мере укрепления уверенности производителей в восстановлении спроса, а так- же на фоне постепенного смягчения финансовых условий будет осуществляться оживление инвестиционной активности. Годовые темпы прироста валового накопления основного капитала в 2017 г. составят 1,2–1,7%, а в 2018–2019 гг. увеличатся до 2,7–3,2 и 3,2–3,7% соответственно. Вместе с тем после восстановительного роста инвестиционного спроса, компенсирующего его глубокое падение в предыдущие периоды, темп роста инвестиций, сдерживаемый особенностями экономики, может вновь замедлиться. Динамика запасов в условиях ожидаемого постепенного восстановления потребительского спроса будет вносить дополнительный вклад в прирост валового накопления в 2017–2018 годах. Постепенное оживление потребительского и инвестиционного спроса при ожидаемой стабильности курсовой динамики будет сопровождаться восстановительным ростом импорта. В то же время с учетом предполагаемых показателей роста стран – торговых партнеров России, а также действующих объективных ограничений для наращивания сырьевого экспорта, имеющего большой вес в структуре экспорта России, годовые темпы роста экспорта в реальном выражении останутся устойчивыми, но невысокими – 1-2%. При указанной динамике физических объемов экспорта и импорта товаров и услуг, а также с учетом стабилизации цен на энергоносители положительное сальдо текущего счета платежного баланса в течение прогнозного периода будет постепенно сокращаться. Вместе с тем, как ожидается, чистый отток частного капитала на трехлетнем горизонте также сохранится на низком уровне – около 2% ВВП[6; c.457].

Банк России продолжит постепенно сворачивать операции рефинансирования в иностранной валюте и ожидает, что кредитные организации смогут полностью погасить задолженность по данным операциям до конца 2017 года. С учетом сочетания указанных тенденций на прогнозном горизонте ожидается сохранение в целом стабильной динамики курса рубля, что обусловит отсутствие дополнительного инфляционного давления со стороны этого фактора.

Читать еще:  Денежная реформа елены глинской дата

Банк России не исключает возможности реализации дополнительных рисков, которые могут повлиять на инфляционную динамику. Значимыми рисками для прогноза инфляции на горизонте трех лет могут являться не предусмотренные скачки внутренних и внешних продовольственных цен (под влиянием факторов предложения), изменения бюджетной политики, включающие возможное ускорение индексации расходов или повышение налогов, а также ускорение роста административно регулируемых цен и тарифов. Необходимая степень реакции денежно-кредитной политики в ответ на реализацию указанных рисков будет определяться с учетом оценки масштаба и длительности их воздействия на инфляционные процессы. В частности, в случае отклонения от заявленных планов консолидации бюджета и увеличения его дефицита Банк России будет вынужден проводить более жесткую денежно-кредитную политику. Банк России на регулярной основе по мере поступления новых данных осуществляет оценку и уточнение параметров прогноза макроэкономического развития, которые могут оказать влияние на решения в области реализации денежно-кредитной политики[17].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог из вышесказанного, нужно отметить, что денежная система представляет собой подсистему общего образования экономической системы. Она функционирует в рамках общих и специфических денежных законов, подчинена общим юридическим нормам общества.

Основными приоритетами современной денежно-кредитной политики в ближайшие годы являются: снижение инфляции до 4—6% в год, улучшение структуры денежной массы, сокращение до минимума не денежных расчетов, эффективное управление государственными финансовыми резервами и резервными фондами, укрепление платежной дисциплины, создание конкурентоспособной банковской системы в условиях глобализации финансов, обеспечение внешней конвертируемости рубля, сокращение государственного долга и внешних заимствований компаний, находящихся под контролем государства, легализация налично-денежных расчетов и платежей, дальнейшее развитие системы государственного страхования вкладов населения в коммерческих банках и распространение этой системы на добровольное пенсионное страхование в негосударственных пенсионных фондах.
В процессе реализации денежно-кредитной политики Банк России контролирует объем и структуру денежной массы в обращении, используя специальные показатели, характеризующие процесс ее формирования.

Одним из таких показателей является денежная база, включающая:
наличные деньги в обращении, в том числе в кассах коммерческих банков; средства в фонде обязательных резервов; средства корреспондентских счетах

коммерческих банков в Банке России. Кроме денежной базы Банк России использует такие показатели, как состояние торгового баланса, динамика цен на основные российские экспортные товары, затраты на обслуживание государственного долга и т.д.

Важнейшие инструменты денежно-кредитного регулирования в мировой финансовой практике выступают: процентные ставки, ставка рефинансирования, официальная учетная (переучетная) ставка, ломбардная ставка, обязательные банковские резервы, операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке, рефинансирование банков, установление ориентиров роста денежной массы.

Проведя анализ динамики денежной массы, не так сильно наблюдалось ярко выраженных тенденций. Совокупный спрос не будет оказывать повышающего давления на инфляцию. Выявлено, что регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством.

Основной проблемой развития не только денежной системы, но и экономики в целом, несовершенство законодательной базы. Зачастую, проверить «как работает» тот или иной закон можно только путем проб и ошибок на практике. Не смотря на всю не совершенность существующей денежной системы РФ на данный момент для неё нет оптимальной альтернативы. Её развитие и видоизменение продолжается согласно переходам от одного типа денежной системы к другому, за счёт несовершенства предыдущей и постоянного роста потребности расширения её функций.

Так же в работе раскрыты некоторые перспективы развития денежной системы Российской Федерации: Банк России принимает решения в области денежно-кредитной политики на основе оценки текущей экономической ситуации и среднесрочного макроэкономического прогноза. Прогноз охватывает трехлетний период, что одновременно позволяет учитывать лаги влияния денежно-кредитной политики на экономику и дает субъектам экономики ориентиры для принятия решений на среднесрочном горизонте планирования.

Совершенствованию платежной системы России будет способствовать разработка Банком России системы валовых расчетов, осуществляемых в режиме реального времени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 10.07. 2002г. №86-ФЗ

2. Федеральный закон от 21.07.2014г. № 218-ФЗ.

Читать еще:  Учебник денежно кредитная политика государства

3. Федеральный закон от 21.11.2011г. № 327-ФЗ.

4. Федеральный закон от 25.11.2009г. № 281-ФЗ.

5. Современный экономический словарь. / Под ред. Райсберга Б.А. — М.: ИНФРА-М, 2003.

6. Никонова Ю. С., Власенко Р. Д. Анализ структуры и динамики денежной массы России // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 797-800.

7. Серегина, С. Ф. Макроэкономика: учебник для бакалавров / Аносова А. В., Ким И. А., Серегина С. Ф. и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011. 522

8. Финансы, деньги, кредит: учебное пособие под ред.Е.Г. Черновой. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

9. Жуков Е. Ф. Деньги. Кредит. Банки: учебник для вузов / Жуков Е. Ф., Максимова Л. М., Печникова А. В. и др.; 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2011.783.

10. Финансы: учебник под ред.В. В. Ковалева. — М.: 2001

11. Барулин С.В. Финансы: учебник/С.В.Барулин. – М.: КНОРУС, 2010, -С.256.

12. Экономика: учеб/под ред.А.И.Архипова, А.К.Большакова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. –С.275

13. Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. «Финансовое право России», Учебник. — М.: ТЕИС, 2004.

14. Мартыненко В. Социально-политическая изнанка монополии денежной власти в России / В.Мартынекно/ Наука.Культура.Общество. – 2009.

Этапы и перспективы развития денежной системы

Этапы развития денежной системы

Денежная система представляет собой исторически сложившуюся и законодательно закрепленную систему устройства государственного денежного обращения.

Первые денежные системы были сформированы в 16-17 веках, когда появились условия для становления централизованного государства и его национального товарного и финансового рынка.

Денежные системы прошли долгий путь эволюции.

Причинами появления единой стабильной денежной системы были:

  • Существование феодальной раздробленности, которая препятствовала появлению национальных рынков (включая монетное дело);
  • Товарно-денежные отношения при капитализме свободной конкуренции, требовавшие устойчивого состояния денежной системы.

В соответствии с видами денег существовали денежные системы двух видов:

  • металлическое обращение, основанное на деньгах из металла (серебра, золота), которые выполняли присущие деньгам функции в качестве эквивалента;
  • бумажно-кредитное обращение.

Металлическое обращение

Металлическая система существовала нескольких типов, в зависимости от того, сколько металлов было принято в качестве денежного измерителя в государстве:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  1. Биметаллизм, при котором всеобщим эквивалентом денег выступали 2 металла, свободно черканувшиеся и функционирующие на равных основаниях (16-17 век),
  2. Монометаллизм, при котором всеобщий эквивалент денег выступал в одном металле (золотой стандарт, медный и серебряный монометаллизм).

Целью эволюции денежных систем всегда являлось достижение снижения издержек денежного оборота. Дорогие и неудобные для хранения (перевозки) золотые и серебряные слитки (монеты) постепенно вытесняются легкими бумажными деньгами.

Бумажные и кредитные деньги

Денежные системы, основой которых являются бумажные и кредитные деньги, значительно отличны для различных этапов развития денежной системы (при плановой и рыночной экономике).

При существовании плановой экономики денежные средства организаций хранились на счетах единого государственного банка, при этом существовало директивное и жестко централизованное управление денежной системой.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Денежная система рыночной экономики предусматривает:

  • децентрализацию денежного оборота различных кредитных организаций,
  • тесная связь безналичных и наличных платежей,
  • государственное регулирование не административного, а экономического характера,
  • централизованное управление денежной системой Центральным банком,
  • обеспеченность денежных знаков банковскими активами (золото, драгоценные металлы, ценные бумаги и др.).

Перспективы развития денежной системы

Перспективами развития мировой денежной системы можно считать следующие тенденции:

  1. Полное вытеснение золота как платежного средства из денежного оборота,
  2. Вытеснение из денежного оборота бумажных денег, при этом ведущую роль начинают играть квазиденьги (чек, вексель, кредитная карта, банковский счет и др.).
  3. Вытеснение национальных денег коллективными деньгами (например, евро в Евросоюзе) в основном по причине развития компьютеризации и интернационализации.
  4. На первое место в денежном обороте начинают выходить электронные деньги, мировое распространение которых приобретает большие преимущества.

Преимущества использования электронных денег:

  1. Экономия ресурсов путем исключения печати денег, их защиты и транспортировки,
  2. Декриминализация денежных отношений, поскольку электронные деньги выступают в качестве именных денег,
  3. Тотальный контроль всех денежных операций (например, уклонение от налогов, факты взяточничества).

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector