Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовые основы наличного денежного обращения

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЩЕНИЯ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ

Под правовым регулированием денежного обращения страны понимают совокупность правовых норм, инструментов и методов, их представляющих, обеспечивающих эффективное, безопасное функционирование денежного обращения государства, адекватное потребностям хозяйствующих субъектов национальной экономики. Главнымизадачами правового регулирования денежного обращения в России являются:

ü обеспечение четкого разделения правовых полномочий и ответственности в сфере денежного обращения между ПрезидентомРФ, законодательной и исполнительной властями;

ü поддержание необходимого темпа роста денежной массы в обращении и правильного соотношения между наличным и безналичным денежным обращением с целью стабильного и эффективного функционирования экономики страны;

ü обеспечение законодательной и исполнительной власти правовыми нормами и инструментами, позволяющими оперативно регулировать и контролировать денежное обращение в стране.

Распределение полномочий в сфере регулирования денежного обращения закреплено в Конституции РФ. Так, в ст.71, п. «ж» отмечено, что такие вопросы, как «установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки», находятся в ведении Российской Федерации, и самостоятельное решение данных вопросов субъектами РФ рассматривается как нарушение государственной целостности. В ст.106 Конституции за Советом Федерации и Государственной Думой закреплены их исключительные законодательные полномочия «по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии».

Важная роль в организации денежного обращения в России отведена Конституцией Президенту РФ, который в соответствии с п.«г» ст.83 «представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ», что позволяет ему через персоналии проводить определенную политику в денежной сфере.

При этом во избежание злоупотреблений со стороны Президента РФ в кадровом вопросе Государственная Дума осуществляет «назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации» (п.«в» ст.103 Конституции РФ).

Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ (п.«б» ст.114) как исполнительный орган страны «обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики». Особая роль в осуществлении денежной политики государства возлагается в соответствии со ст.75 Конституции РФ на Центральный банк РФ. Данной статьей на ЦБ РФ возложены исключительное право денежной эмиссии, а также основная функция по организации денежного обращения России, которую он должен осуществлять независимо от других органов государственной власти, — защита и обеспечение устойчивости российского рубля.

Конкретизация целей, задач, полномочий и ответственности Центрального банка РФ по регулированию денежного обращения России дана в федеральных законах «О Центральном банке . » и «О банках и банковской деятельности», где также установлен используемый им при этом нормативный инструментарий. Ключевые законодательные моменты данных федеральных законов о роли и месте ЦБ РФ (Банка России) в организации и регулировании национального денежного обращения были рассмотрены в предыдущем параграфе данной главы. Однако обзор прав, обязанностей, основных методов и инструментов, закрепленных федеральным банковским законодательством за Банком России, не дает представления опорядке оперативного регулирования денежного обращения страны, документах, определяющих этот порядок.

Оперативное регулирование Банком России денежного обращения в Российской Федерации, возложенное на него Конституцией РФ и федеральными законами, осуществляется путем разработки ЦБ РФ нормативных положений и установления правил осуществления расчетов в Российской Федерации, не противоречащих основным законам государства — Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ.

Так, гл.46, ст.861 ГК РФ предусматривают, что «расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (ст.140) без ограничения суммы или в безналичном порядке», а расчеты между юридическими лицами и гражданами-предпринимателями производятся в безналичном порядке. В то же время предусмотрено, что «расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом».

Банк России, выполняя установленные ГК РФ строгие разграничения между наличным и безналичным денежным обращением, придает особо важное значение нормативному регулированию наличного денежного обращения. Основными документами, принятыми ЦБ РФ, регулирующими данную сферу, являются:

ü Положение «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 5 января 1998г. №14-П;

ü Инструкция по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31;

ü Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997г. №56.

Центральным по своей значимости является Положение №14-П, которое обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка РФ, а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории России. В данный нормативный документ заложены четыребазовых метода регулирования наличного денежного обращения в РФ:

ü системное банковское контролирование;

ü ответственность за невыполнение лимитов.

В соответствии с Положением №14-П организациям, предприятиям, учреждениям независимо от организационно-правовой формы предписано хранить свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.

Положением №14-П определено, что в кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. Для этого предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу».

Лимиты остатка наличных денег в кассе, установленные учреждением банка, письменно сообщаются каждому предприятию. Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и т.д.), а также в соответствии с договором банковского счета.

Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе. Они могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии и, как правило, не свыше трех рабочих дней.

На коммерческие банки Положением №14-П кроме установления лимитов кассы своим клиентам возлагаются и следующие обязанности:

ü обеспечения своевременной выдачи клиентам наличных денег для их нужд;

ü проверка соблюдения предприятиями определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью;

ü проверка соблюдения предприятиями лимитов расчетами наличными деньгами;

ü ежегодное прогнозирование кассовых оборотов наличных денег.

Как правило, выдача наличных денег банками своей клиентуре производится за счет текущих поступлений денежной наличности в их операционные кассы. Однако для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов своих клиентов — предприятий и граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов суммуминимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня в соответствии с Положением «О ведении кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997г. №56 и осуществляют контроль за его соблюдением. При недостаточности текущих поступлений наличных денег для удовлетворения потребностей обслуживаемых предприятий кредитные организации осуществляют подкрепление операционных касс в установленном порядке из оборотных касс учреждений Банка России.

Установление же лимитов оборотных касс учреждениям Банка России и их подкрепление осуществляется в порядке, определенном в Инструкции по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995г. №31.

В целях максимального привлечения наличных денег в кассы банков за счет своевременного и полною сбора денежной выручки от предприятий Положением №14-П учреждениям банков предписывается не реже одного раза в два года проверять соблюдение их клиентами определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.

Читать еще:  Типы денежных систем кратко

Материалы проверок оформляются справкой, составленной в соответствующей форме. При необходимости копии справок направляются в налоговые органы Российской Федерации для принятия к предприятиям мер финансовой и административной ответственности за несоблюдение порядка работы с денежной наличностью. К предприятиям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.

Со своей стороны в соответствии с Положением №14-П территориальные учреждения Банка России осуществляют контроль за работой коммерческих банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. В этих целях территориальные учреждения Банка России и расчетно-кассовые центры проводят проверки в кредитных организациях.

В случае невыполнения кредитными организациями федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России по вопросам организации наличного денежного обращения применяются меры, предусмотренные ст.75 Федерального закона «О Центральном банке . ».

В целом существующую систему нормативного регулирования наличного денежного обращения, созданную усилиями ЦБ РФ, можно охарактеризовать как четкую и строго регламентированную. Но нельзя не отметить и некоторые весьма существенные недостатки, например, передачу функций контроля и надзора за кассовой дисциплиной на предприятиях-клиентах коммерческим банкам. Это положение неадекватно как минимум по двум причинам. Во-первых, банку невыгодно проводить реальные проверки своих клиентов, так как это может привести к конфликту с клиентом и в дальнейшем к его(потере, что ведет к сокращению прибыли. Во-вторых, проведение проверок по соблюдению кассовой дисциплины требует дополнительных трудовых затрат, а следовательно, ведет к дополнительным финансовым расходам, которые не имеют реальной отдачи, кроме как быть такому банку в группе «положительных» банков с точки зрения ГУ ЦБ РФ или не быть.

Несмотря на предпринимаемые Банком России меры по сокращению и упорядочению наличного денежного обращения, доля наличных денег в рублевой денежной массе продолжает оставаться существенно высокой по сравнению с уровнем промышленно развитых стран. В связи с этим необходимо отметить следующее. На самом деле причины столь высокого уровня наличных рублей в общей денежной массе заключаются не в том, что плохо регулируется наличное денежное обращение и низовой контроль за кассовой дисциплиной предприятий возложен на коммерческие банки, которые не заинтересованы в его осуществлении, а в том, что нет экономической базы для его сокращения — высокое налогообложение, инфляция, неплатежи, системный кризис банков и государственных финансов и т.д. В промышленно развитых странах отсутствует столь строгое разграничение сфер наличного и безналичного платежных оборотов и жесткое регулирование наличных расчетов юридических лиц. Вместе с тем сфера безналичного оборота там постоянно расширяется и близка к своему абсолютному максимуму.

Правовые основы обращения наличных денег

Обращение наличных денег регулируется как часть совокупного денежного оборота и осуществляется Центральным банком РФ. К основным правовым актам, регулирующим обращение наличных денег в Российской Федерации, помимо названных, относятся ГК РФ, а также многочисленные акты Центрального банка РФ, среди которых основным является Положение от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».

Обращение наличных денег начинается с их эмиссии, т. е. выпуска в обращение. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия на территории РФ осуществляется исключительно. Банком России. Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России по согласованию с высшим представительным органом РФ. При этом периодически осуществляется и модификация банкнот и монет что как правило заключается во введении денежных знаков более крупных достоинств.

Центральный банк РФ выполняет в сфере наличного денежного оборота следующие функции:

  1. обеспечивает устойчивость рубля;
  2. разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику в области наличного денежного обращения, направленную на защиту устойчивости рубля, взаимодействуя с Правительством РФ;
  3. обладая эмиссионной функцией, монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
  4. несет ответственность за покупюрный состав денежного обращения.

В области наличного денежного оборота Банк России:

  • определяет порядок ведения кассовых операций;
  • организует изготовление банкнот и монет;
  • устанавливает правила перевозки и хранения наличных денег;
  • определяет признаки платежности денежных знаков;
  • регламентирует порядок замены и уничтожения денежных знаков.

Законодательством установлено, что банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства-платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена. При обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет. Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами. Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет директоров Банка России. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

Организуя наличное денежное обращение, Банк России осуществляет следующие функции:

  • прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;
  • установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  • установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
  • определение порядка ведения кассовых операций.

Суммы расчетов в наличной форме между физическими лицами не ограничиваются, между юридическими лицами они подлежат ограничению. Так, Указанием Банка России от 14 ноября 2001 г. «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке»1 установлен предельный размер, расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 60 тыс. руб.

85. Правовые основы обращения наличных денег

Обращение наличных денег регулируется как часть совокупного денежного оборота и осуществляется ЦБ РФ. К основным правовым актам в которых содержатся нормы регулирующие обращение наличных денег в РФ, относятся Конституция РФ (ст.

Обращение наличных денег начинается с их эмиссии, т. е. выпуска в обращение. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия на территории РФ осуществляется исключительно Банком России. Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России по согласованию с высшим представительным (законодательным) органом РФ. При этом периодически осуществляется и модификация банкнот и монет, что, как правило, заключается во введении денежных знаков более крупных достоинств.

Банк России выполняет в сфере наличного денежного оборота следующие функции:

– обеспечивает устойчивость рубля;

– разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику в области наличного денежного обращения, направленную на защиту устойчивости рубля, взаимодействуя с Правительством РФ (основная функция ЦБ РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти);

– обладая эмиссионной функцией, монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

– несет ответственность за покупюрный состав денежного обращения.

В области наличного денежного оборота Банк России наделен определенными полномочиями:

– определяет порядок ведения кассовых операций;

– организует изготовление банкнот и монеты;

– устанавливает правила перевозки и хранения наличных денег;

– определяет признаки платежности денежных знаков;

– регламентирует порядок замены и уничтожения денежных знаков.

Законодательством установлено, что банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена. При обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет. Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами. Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет директоров Банка России. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

Читать еще:  Реальная денежная масса это

Организуя наличное денежное обращение, Банк России осуществляет следующие функции: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения; определение порядка ведения кассовых операций.

Суммы расчетов в наличной форме между физическими лицами не ограничиваются, между юридическими лицами они подлежат ограничению. Так, Указанием Банка России от 14 ноября 2001 г. «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке» установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 60 тыс. руб.

Правовые основы организации наличного денежного обращения;

Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъя­тия из обращения на территории Российской Федерации осу­ществляется исключительно Центральным банком РФ. Советом директоров Центрального банка РФ утверждено Положение* от 5 января 1998г. № 14-П 1 «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации». В целях организации наличного денежного обращения Цент­ральный банк РФ осуществляет следующие функции: прогнози­рование и организация производства, перевозка и хранение бан­кнот и монеты, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспо­собности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения; определение по­рядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

На территории России банкноты (банковские билеты) и мо­нета Центрального банка РФ являются единственным законным средством платежа. Их подделка и незаконное изготовление пре­следуются по закону. Банкноты и монета являются безусловны­ми обязательствами Центрального банка РФ и обеспечиваются всеми его активами. Они обязательны к приему по нарицатель­ной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на сче­та, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Фе­дерации (Банке России)» устанавливает определенные гарантии действия выпущенных денежных знаков. Банкноты и монета Центрального банка РФ не могут быть объявлены недействи­тельными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена. В соответствии с законодательством при обмене банкнот и монеты Централь­ного банка РФ на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не более пяти лет.

Вестник Банка России. 1998. № 1.

Финансовое право России. Особенная часть

Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и решение об изъятии старых принимает Совет директоров Цен­трального банка РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации. Очень важно, что о выпуске новых денежных знаков Центральный банк РФ обязан направить в Правительство РФ предварительную инфор­мацию.

Сфера использования налично-денежных платежей связана в основном с реализацией доходов населения. Наличными деньгами производятся расчеты: предприятий, учреждений и организаций с населением; между отдельными гражданами на товарных и продуктовых рынках; частично расчеты населения с финансово-кредитной системой; в ограниченных размерах рас­четы между предприятиями в пределах до 60 тыс. рублей по одной сделке 1 .

В странах с развитой рыночной экономикой и банковской системой доля расчетов наличными деньгами в совокупном де­нежном обороте не превышает 3—8 процентов. Это достигается переводом заработной платы рабочих и служащих на счета в банках. Заработную плату наличными деньгами получают в США примерно 1 процент населения, в Англии — 10 процен­тов, Франции — менее 10 процентов, в Канаде — около 5 про­центов 2 . Расчеты населения за товары и услуги в основной мас­се проводятся в безналичном порядке с использованием пере­водов, чеков, кредитных и магнитных карточек. В России в переходный период к рынку сфера налично-денежного оборота необоснованно расширилась: в 1994 г. она составила более 20 процентов, в 1995 г. — 34,2 процента, в 1996 г. — 34,8 процента.

Причинами расширения налично-денежного оборота явля­ются: экономический кризис; кризис неплатежей; кризис на­личности; плохо организованная система межбанковских расче­тов; замедление расчетов; сознательное сокращение прибыли и

1 См.: Указание Центрального Банка РФ от 14 ноября 2001 г. № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сдел­ке» // Вестник Банка России. 2001. № 69.

2 См.: Общая теория денег и кредита / Под ред. проф. Е. Ф. Жукова М., 1995. С. 78.

Глава 25. Правовые основы денежного обращения и расчетов 653

доходов предпринимателей с целью ухода от налогов и расши­рение наличных платежей за пределами банков.

Необоснованное расширение сферы налично-денежного обо­рота приводит к увеличению издержек государства на обраще­ние наличных денег, их перевозку, хранение, замену ветхих купюр новыми и недопоступлению налоговых платежей в бюд­жет. В результате растут бюджетный дефицит и финансовая нестабильность в экономике.

Налично-денежный оборот в России обслуживается банкно­тами и металлической разменной монетой. Наличные деньги — кредитные деньги, которые выпускаются в порядке кредитова­ния хозяйства. Управление денежным обращением в целях обес­печения устойчивости денежной единицы (рубля) является од­ной из основных задач Центрального банка РФ.

До перехода к рынку налично-денежный оборот планировал­ся и регулировался на основе двух планов денежного обращения баланса денежных доходов и расходов населения и кассового плана бывшего Государственного банка. С их помощью решал­ся вопрос о сбалансированности денежной и товарной массы в обращении, размере эмиссии или изъятия денег из обращения. Эмиссия имела директивный характер.

В условиях перехода к рыночной экономике эти планы пере­стали быть директивными, но продолжают использоваться бан­ками в качестве прогнозов по кассовым оборотам с целью опре­деления потребности в наличных деньгах для осуществления кас­совых операций, определения размеров эмиссии или изъятия денег по регионам страны. Прогноз баланса денежных доходов, расходов населения и фактическое его исполнение помогают Центральному банку РФ и Правительству РФ полнее учитывать спрос населения, прогнозировать тенденции сбережений населе­ния, структуру покупательского спроса и покупательного фонда населения. Превышение доходов по сравнению с расходами на­селения в балансе означает увеличение остатка денег на руках у населения, а обратный процесс — сокращение этого остатка.

Соответственно, при оседании денег на руках у населения требуется эмиссия наличных денег для кассового обслуживания клиентов банком. При сокращении остатка денег на руках у населения планируется изъятие денег из обращения.

Финансовое право России. Особенная часть

В современных условиях рыночной экономики происходит резкое изменение структуры доходов населения России: сниже­ние доли заработной платы со значительным повышением пред­принимательских доходов и доходов от собственности, а также уменьшение доли вложений населения в ценные бумаги и вкла­ды и рост (до 15—18 процентов) сбережений в валюте. Инфля­ция привела к минимальным остаткам наличных денег (тезавра­ция) на руках у населения, поскольку они обесцениваются без движения. Этому же способствуют задержки выплаты заработ­ной платы, пенсий и пособий.

С 1991 г. осуществлен переход от кассового планирования к составлению расчетов кассовых оборотов, основной целью ко­торых является определение потребности в наличных деньгах в целом по Российской Федерации, по территориям и банкам. Прогнозы кассовых оборотов отражают объем и источники по­ступлений всех наличных денег в банки, размеры и целевое направление выдач наличных денег предприятиям, организаци­ям и отдельным лицам, а также эмиссионный результат, т. е. сумму изъятия или выпуска денег в обращение. Основная зада­ча банков всех уровней в работе по составлению прогноза кас­совых оборотов состоит в определении изменения наличной денежной массы в обороте, экономному их использованию и разработке мероприятий по увеличению поступлений наличной денежной выручки в банки.

Прогноз кассовых оборотов осуществляется коммерческими банками, территориальными расчетно-кассовыми центрами и главными управлениями Центрального банка РФ. Прогнозы составляются поквартально и на год. Если по прогнозам кассо­вых оборотов поступления наличных денег превышают выдачи, предсказывается изъятие денег из обращения в данном квартале или году. И наоборот, если прогнозируется превышение выдач наличных денег из кассы банка над их поступлениями, ожида­ется эмиссия денег в расчетном квартале или году. Однако в современных условиях Центральный банк РФ все больше пере­ходит к рыночным методам регулирования совокупного денеж­ного оборота. Они связаны с установлением объема кредитов, предоставляемых Центральным банком РФ коммерческим бан­кам, изменением ставок рефинансирования (учетного процен­та), выработкой и применением норм обязательных резервов, подлежащих депонированию коммерческими банками в Цент­ральном банке РФ путем расчета денежных агрегатов.

Читать еще:  Бюджет денежных потоков

Глава 25. Правовые основы денежного обращения и расчетов 655

Следует подчеркнуть, что безналичный и наличный денеж­ные обороты органически взаимосвязаны. Денежная масса, на­ходящаяся в обращении, включает в себя как наличные деньги, так и денежные средства на счетах и во вкладах юридических лиц и граждан, другие безусловные денежные обязательства банков.

Центральный банк РФ осуществляет регулирование единого денежного оборота как путем установления определенных нор­мативов, касающихся непосредственно наличных денег (опре­деляя порядок использования наличных денег, правила ведения кассовых операций и т. д.), так и путем проведения своей учет­ной политики, операций с ценными бумагами, установления обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке РФ, экономических нормативов для коммерческих банков и другими инструментами и методами.

Деятельность Центрального банка РФ по регулированию безналичных операций непосредственно влияет на состояние наличного денежного обращения. Например, около 30 процен­тов предоставляемых банками кредитов предприятиям в безна­личном порядке превращается в процессе их использования в наличные деньги (выплата заработной платы, премий, заготов­ка сельскохозяйственной продукции и т. д.). Поэтому, в частно­сти, ограничивая возможности коммерческих банков на выдачу кредитов путем перечисления части их денежных средств в фонд обязательных резервов Центрального банка РФ, этот банк не­посредственно влияет на состояние наличного денежного обра­щения в стране.

Правовые основы налично-денежного обращения. Порядок ведения кассовых операций.

Наличное денежное обращение — непрерывное движение наличных денег, выполняющих функции средства обращения и платежа, опосредствующее оплату товаров, оказываемых услуг и другие платежи.

Обращение наличных денег регулируется как часть совокупного денежного оборота и осуществляется ЦБ РФ. К основным правовым актам в которых содержатся нормы регулирующие обращение наличных денег в РФ, относятся Конституция РФ (ст. 75), ГК РФ, а также многочисленные акты ЦБ РФ, среди которых основным является Положение от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ».

Обращение наличных денег начинается с их эмиссии, т. е. выпуска в обращение. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия на территории РФ осуществляется исключительно Банком России. Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России по согласованию с высшим представительным (законодательным) органом РФ. При этом периодически осуществляется и модификация банкнот и монет, что, как правило, заключается во введении денежных знаков более крупных достоинств.

Банк России выполняет в сфере наличного денежного оборота следующие функции:

· обеспечивает устойчивость рубля;

· разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику в области наличного денежного обращения, направленную на защиту устойчивости рубля, взаимодействуя с Правительством РФ (основная функция ЦБ РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти);

· обладая эмиссионной функцией, монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

· несет ответственность за покупюрный состав денежного обращения.

В области наличного денежного оборота Банк России наделен определеннымиполномочиями:

· определяет порядок ведения кассовых операций;

· организует изготовление банкнот и монеты;

· устанавливает правила перевозки и хранения наличных денег;

· определяет признаки платежности денежных знаков;

· регламентирует порядок замены и уничтожения денежных знаков.

Законодательством установлено, что банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена. При обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет. Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами. Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет директоров Банка России. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

Организуя наличное денежное обращение, Банк России осуществляет следующие функции: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения; определение порядка ведения кассовых операций.

Кассовые операци�� — это операции, связанные с получением и расходованием наличных денег непосредственно из кассы предприятий. К ним относятся:

• поступление выручки от реализации продукции, товаров и оказания услуг;

• поступление взносов, авансовых перерасходов, сумм материального возмещения от порчи материального имущества;

получение наличных денег по чеку в кредитных организациях на зарплату, авансы, командировочные, пособия, пенсия и другие социальные выплаты;

выдача денег из кассы на зарплату, авансы, командировочные, пособия, пенсия и другие социальные выплаты;

сдача выручки и сверхлимитных остатков денежных средств из кассы в банк на расчетный счет предприятия;

выдача подотчетных сумм на осуществление хозяйственных расчетов предприятия с поставщиками и подрядчиками.

Кассовые операции могут вести назначенные кассиры или сам руководитель (п. 1.6 Положения). Контролирующая функция (вторая подпись) обычно доверяется второму лицу — главному бухгалтеру, бухгалтеру или иному работнику, назначенному приказом или распоряжением. При отсутствии бухгалтера это может делать и сам руководитель, особенно если он ведет кассу сам (п. 2.1 и 2.2 Положения).

Кассиру устанавливается должностная инструкция или перечень прав и обязанностей, с которыми он должен ознакомиться под роспись. Ранее Порядок требовал после назначения кассира под роспись ознакомить его с Порядком.

Если кассиров несколько, назначается старший (п. 1.6 Положения).

У назначенного кассира должны быть штампы с текстом, подтверждающим проведение кассовой операции, например, для проставления на корешке приходного ордера. Должны быть у него и образцы подписей лиц, которые могут подписывать кассовые документы и разрешать выдачу денег.

По-прежнему приходные и расходные операции оформляются кассовыми ордерами, только их привычные номера унифицированных форм заменены на цифровые коды форм документов, приведенные в Общероссийском классификаторе управленческой документации ОК 01193. Отметим, что журналы регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (п. 21 Порядка) в Положении не упоминаются.

В пункте 1.10 Положения указано, что кассовые операции могут вестись с применением программно-технических комплексов, в том числе оснащенных функцией приема наличных денег, принадлежащих или не принадлежащих на праве собственности юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

Кассовые документы могут оформляться вручную или распечатываться на компьютере. Если кассовая книга ведется в электронном виде, то следует обеспечить сохранность ее данных на электронном носителе, и должна быть исключена возможность несанкционированного изменения указанных данных (п. 2.5 Положения).

В течение дня факт передачи денег между кассиром и старшим кассиром фиксируется в книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств, бывшая форма КО-5, теперь называемая 0310005 (п. 2.4 Положения). При компьютерном ведении лист книги может распечатываться и подписываться кассирами, либо подписываться ЭЦП или иным аналогом собственноручной подписи в порядке, установленном руководителем.

Хранить кассовые документы следует в течение сроков, установленных законодательством об архивном деле в РФ. Напомним, что согласно статье 362 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, кассовые документы и книги следует хранить менее пяти лет при условии проведения проверки (ревизии).

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 57 | Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector