Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Примеры денежной политики государства

Главное о монетарной политике и центральном банке

За туманным термином «монетарная политика» скрывается желание государства управлять деньгами. Делать это можно по-разному, а роль основного регулятора отводится центральному банку (или его аналогам). Оказывается, она может повлиять не только на экономику в целом, но и на вашу жизнь.

Что же это такое?

Монетарная политика — политика управления денежной массой и процентными ставками. Поэтому она также называется кредитно-денежной. Обеспечить ровно то количество денег, которое в данной момент необходимо, — вот основная задача центрального банка. Если денег становится слишком много, инфляция поползет вверх.

Если их слишком мало, экономический рост замедлится. Грамотная монетарная политика — залог сильной и здоровой экономики.

Центральный банк — краеугольный камень национальной экономики. Именно он определяет монетарную политику страны

Какие цели у монетарной политики?

Зачем государства вообще занимаются чем-то подобным? Монетарная политика направлена на сглаживание циклических колебаний: во время роста она не дает экономике страны перегреваться, во время кризиса — подстегивает экономическую активность. Вот ее основные цели:

  1. Реакция на значимые события. На экономику может повлиять что угодно (и не всегда хорошо): тут и действия других государств, и стихийные бедствия. Задача центрального банка — своевременно отразить угрозы и не дать им негативно повлиять на экономику страны.
  2. Равновесие платежного баланса страны. Другими словами, обеспечение платежеспособности страны при торговле с другими странами. Чем ниже курс национальной валюты, тем проще отечественным предприятиям продавать свою продукцию за рубеж, но тем дороже будет обходиться импорт. Найти правильный баланс — задача монетарной политики.
  3. Полная занятость ресурсов. Монетарная политика следит и за тем, чтобы эффективно использовались все экономические ресурсы страны. Прежде всего, рабочая сила. При грамотной монетарной политике уровень безработицы должен быть минимальным, а предприятия будут работать на полную мощь.
  4. Контроль инфляции. Как высокая, так и слишком низкая инфляция несут угрозу для национальной экономики и благополучия граждан. Монетарная политика стремится, среди прочего, сгладить неблагоприятные эффекты инфляции и защитить ваши деньги от обесценивания.

Все цели монетарной политики направлены на поддержание экономического роста и финансовой уверенности граждан.

Какими инструментами пользуется монетарная политика?

У монетарной политики есть три основных инструмента:

  1. Изменение процентной ставки, под которую центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам. Банки тоже берут деньги в долг, только не друг у друга, а у «банка банков». То, под какой процент они будут занимать деньги, и определяет монетарная политика. Здесь все так же, как и у людей: чем ниже процент, тем охотнее коммерческие банки будут брать в долг. И тем доступнее их кредиты будут для населения.
  2. Изменение нормы обязательных резервов. У коммерческих банков тоже бывают неприятности. Чтобы защитить вкладчиков от возможного банкротства, центральный банк обязует банки хранить часть средств у себя в качестве резерва. Их нельзя тратить и выдавать в кредит. Уменьшая или увеличивая требования к норме обязательных резервов, центральный банк регулирует количество денег в обращении. Чем выше эти резервы, тем надежнее банки для потребителей.
  3. Операции на открытых рынках. Центробанк может ослабить или усилить национальную валюту путем покупки других валют на средства из своих резервов. Также к операциям на открытых рынках относится торговля ценными бумагами. Продажа ценных бумаг увеличивает объем финансовых средств, которые банки могут потратить на свою деятельность. Например, на кредитование.

Какие виды монетарной политики бывают?

  1. Стимулирующая (мягкая). Такая монетарная политика используется в период экономического спада. Ее цель — «дать пинка» экономике: простимулировать деловую активность, уменьшить уровень безработицы. Стимулирующая монетарная политика подразумевает снижение нормы обязательных резервов, снижение процентной ставки и покупку центробанком государственных ценных бумаг. Количество денег увеличивается, что приводит к росту потребительского спроса и торгового предложения.
  2. Сдерживающая (жесткая). Этот вид монетарной политики используется в случае, если экономический рост разогнался слишком сильно, и вследствие этого появилась опасность инфляции. В этом случае нормы обязательных резервов и процентную ставку повышают, а ценные бумаги центробанк продает на открытых рынках. Денежный объем уменьшается, спрос на товары падает. Это ведет к нормализации цен и возвращению уровня производства к нормальному значению.

Как монетарная политика влияет на курс валют и инфляцию?

Монетарная политика напрямую влияет на стоимость национальных валют. Пример: в одной стране количество денег осталось неизменным. В во второй курс монетарной политики привел к увеличению количества денег (например, были напечатаны дополнительные деньги для стимулирования экономики). Выходит, что теперь во второй стране количество денег стало больше, но стоимость их осталась прежней. А по отношению к неизменным деньгам первой страны так и вообще стала меньше. Это и есть изменение валютного курса.

Монетарная политика призвана сглаживать колебания экономики, делая рост стабильным и плавным

Другой пример: государство, согласно принятой монетарной политике, увеличило процентную ставку. Хранить валюту этой страны в банке становится выгоднее (т.к. доходность такого вклада также возрастает). В этом случае национальная валюта укрепляется, курс растет.

Монетарная политика — это тот рычаг, с помощью которого государство наиболее часто вмешивается в экономику страны. Инфляция и изменения обменного курса могут повлиять на благосостояние граждан, поэтому перед принятием важных финансовых решений неплохо бы узнать, что замышляет центробанк.

Виды кредитно денежной политики

Следует выделить две разновидности кредитно-денежной политики. Во-первых, мягкую кредитно-денежную политику (ее называют политикой «дешевых денег»), когда Центральный банк:

а) покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги в оплату за них на счета населения и в резервы банков. Это обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу;

б) снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам. Это увеличивает денежную массу. Так, в течение 2001 г. ФРС 11 раз снижала учетную ставку для борьбы с начавшейся рецессией американской экономики, в результате чего ее уровень в конце 2001 — начале 2002 гг. (1,75%) достиг самого низкого значения за последние 40 лет;

в) снижает обязательную норму банковского резервирования, что ведет к росту денежного мультипликатора и расширению возможностей кредитования экономики.

Следовательно, мягкая кредитно-денежная политика направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и снижение процентных ставок.

Во-вторых, жесткую кредитно-денежную политику (ее называют политикой «дорогих денег»), когда Центральный банк:

Читать еще:  Организации осуществляющие операции с денежными средствами

а) продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения, уплачивающих за эти ценные бумаги. Это ведет к сокращению возможностей кредитования коммерческими банками и сокращает денежную массу;

б) повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объем заимствований у Центрального банка и повысить процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы;

в) повышает обязательную норму банковского резервирования, что снижает денежный мультипликатор и ограничивает рост денежной массы.

Следовательно, жесткая кредитно-денежная политика носит рестриктивный (ограничительный) характер, сдерживает рост денежной массы и может использоваться для противодействия инфляции.

Рассмотренные выше примеры политики «дорогих» и «дешевых» денег характеризуют дискреционную (гибкую) кредитно-денежную политику. Гибкой она называется потому, что изменяется в соответствии с фазами экономического цикла. Стимулирующая политика проводится в фазе спада, а сдерживающая — в фазе бума.

Таков, в общем виде, механизм воздействия дискреционной кредитно-денежной политики государства на изменение инвестиций, занятости и валового внутреннего продукта. Однако, в реальной жизни гибкая монетарная политика порой приводит к непредсказуемым результатам и ее эффективность снижается как результат развития побочных процессов.

В стремлении добиться стабилизации экономики Центральные банки сталкиваются с дилеммой: что именно выбрать в качестве инструмента монетарной политики — контроль над денежным предложением или контроль над динамикой процентной ставки. Так, в стремлении стабилизировать процентную ставку, государство должно отказаться от каких-либо строгих ориентиров прироста денежного предложения, и увеличивать денежную массу для снижения ставки процента до желаемого уровня. Напротив, ЦБ придется ограничивать предложение денег для повышения процентной ставки до целевого уровня. Если же приоритетной задачей ставится поддержание стабильного прироста денежного предложения на всех фазах экономического цикла, то ЦБ должен допустить колебания процентной ставки. Невозможность одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей кредитно-денежной политики.

Недостатками дискреционной кредитно-денежной политики, по мнению представителей монетаризма, не будет страдать недискреционная, или так называемая «политика по правилами». Ее смысл сводится к сформулированному сторонниками названной школы монетарному правилу: масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному росту реального ВВП (приблизительно 3—5% в год). Однако, строгое следование этому правилу «связывает руки» правительству и препятствует проведению краткосрочной кредитно-денежной политики Центрального банка, и поэтому монетарное правило ни в одной из стран с рыночной экономикой не было одобрено в законодательном порядке.

В заключение нужно отметить, что на практике правительство и Центральные банки промышленно развитых стран используют преимущественно гибкую монетарную политику, хотя в периоды повышения темпов инфляции (1970-е гг.) приоритет отдавался весьма жесткой кредитно-денежной политике, хотя и не оформленной в виде монетарного правила. В конце 1980-х — начале 1990-х гг., в связи с тем, что спрос на деньги становился все более нестабильным и связь между темпами денежного предложения и темпами инфляции — менее предсказуемой, Центральные банки вновь стали отдавать предпочтение контролю над ставкой процента.

В ходе выполнения работы были сделаны следующие выводы:

1.В зависимости от вида обращаемых денег можно выделить два основных типа систем денежного обращения:

а) системы обращения металлических денег, когда в обращении находятся полноценные золотые и (или) серебряные монеты, которые выполняют все функции денег, а кредитные деньги могут свободно обмениваться на денежный металл (в монетах или слитках);

б) системы обращения кредитных и бумажных денег, которые не могут быть обменены на золото, а само золото вытеснено из обращения.

Современная система денежного обращения — это система неразменных на золото бумажных и кредитных денег, разменных монет. Произошел переход от товарных денег к символическим и кредитным деньгам. Современные деньги тесно связаны с развитием кредита и функции денег как средства платежа.

В структуру современной кредитно-денежной системы входят:

а) Центральный банк;

б) коммерческие банки;

в) специализированные кредитно-финансовые институты.

2.Без коммерческих банков Центробанк не в состоянии полностью контролировать предложение денег в стране.

3.Воздействуя различными методами на объем денежной массы и возможности кредитования, Центральный банк влияет на конечный совокупный спрос через ряд последовательных звеньев: денежная масса, норма процента, инвестиции, совокупный спрос, национальный доход.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория – М., 1997.

2. Деньги. Кредит. Банки. Под ред. проф. Е.Ф. Жукова — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.

3. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.

4. Курс экономической теории: учебник – 5-е дополненное и переработанное издание. Под общ. ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2002 г.

5. Финансы.Денежное обращение. Кредит. Под. ред. проф. Дробозиной Л.А. – М.: ЮНИТИ, 1997

6. Экономика. Под. ред. доц. А.С. Булатова – М.: Изд-во БЭК, 1997

7. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства. Под ред. проф. А.Г’. Грязновой, проф. Т.В. Чечелевой — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

Сущность монетарной политики государства

Содержание:

Характеристика монетарной политики

Монетарная политика (или денежно-кредитная, или ДКП) представляет собой совокупность государственных мероприятий в сфере денежного обращения и кредита

Эту политику проводит Центральный банк Российской Федерации (или Банк России, или ЦБРФ), как правило, согласовав ее с Министерством финансов.

Цели и инструменты монетарной политики

ДКП преследует следующие основные цели:

  • обеспечение экономического роста,
  • сдерживание инфляции,
  • поддержание стабильности российского рубля

Замечание 1

В РФ и ЕС сдерживание инфляции – главная цель монетарной политики

Наиболее распространенными инструментами монетарной политики являются:

  • эмиссия денег,
  • процентная политика,
  • установление нормативов обязательных резервов,
  • операции на открытом рынке.

Рассмотрим каждый инструмент подробнее

Сущность эмиссии

Государство проводит денежную эмиссию посредством выпуска наличных и безналичных денег. В процессе развития государства и совершенствования технологий наличные деньги занимают все меньшую долю в денежной массе, поэтому во многих развитых странах их эмиссия все реже используется государством в качестве инструмента монетарной политики.

Эмиссию безналичных денег осуществляют центральные банки государства, путем предоставления кредитов коммерческим банкам (процесс рефинансирования). Этот инструмент также теряет свою актуальность в развитых странах, которые все чаще прибегают к операциям центрального банка и министерства финансов на открытых рынках.

Особенности процентной политики

Процентная политика направлена на регулирование процентной ставки в стране.

Процентная ставка представляет собой ставку, по которой выдаются кредиты. С точки зрения теории спроса на деньги в процентной ставке выражена цена денег

Читать еще:  Объектом денежно кредитной политики является

В некоторых странах ее все еще называют учетной ставкой, или ставкой, по которой коммерческие банки продавали центральному банку векселя своих клиентов (иными словами происходил переучет векселей) в обмен на кредиты или получали у него кредит под залог таких векселей (или своих собственных)

Процентная ставка регулируется центральными банками посредством рефинансирования коммерческих банков, которые используют полученные средства в целях кредитования своих клиентов. Таким образом, процентная ставка в основном и определяется ставкой рефинансирования, из-за чего ее часто называют базовой ставкой (англ. prime rate).

Базовая ставка в США (federal funds rate) – это ставка, устанавливаемая Федеральной резервной системой (ФРС) по своим краткосрочным кредитам (так называемым overnight — на один день) для банков-членов ФРС. И поскольку такие банки являются ведущими банками США, остальные банки страны (которых около 7500) также используют эту ставку как ориентир в своей деятельности.

Базовая ставка в России представляет собой ставку рефинансирования ЦБ РФ (с 16.12.2019 по 09.02.2020 она составляет 6,25%). По этой ставке ЦБ РФ также предоставляет краткосрочные кредиты overnight, но помимо этого Банк России предоставляет коммерческим банкам и другие кредиты: ломбардные (под залог ценных бумаг), прямого и обратного РЕПО и др.

Коммерческие банки используют займы центрального банка, когда они сталкиваются с необходимостью срочного пополнения активов либо для выхода из трудного финансового положения (когда центральный банк играет роль «кредитора последней инстанции»). Заемные средства у центрального банка являются дополнительными активами коммерческих банков, а также основой для мультипликативного увеличения ими денежной массы.

Воздействуя на ставку рефинансирования, ЦБ РФ изменяет предложение денег в стране, что подтверждается примером 1.

Высокая ставка рефинансирования ведет к меньшим объемам заимствований у ЦБ РФ. В результате коммерческие банки выдают своим клиентам меньше кредитов, а чем меньше кредитные возможности коммерческих банков, тем меньше денежная масса в стране. Соответственно снижение ставки рефинансирования ведет к увеличению денежной массы

Нормативы обязательных резервов

Установление нормативов обязательных резервов является другим важным инструментом денежно-кредитной политики государства. Однако ЦБ РФ прибегает к этому инструменту в тех случаях, когда необходимо существенным образом расширить или сократить денежную массу. В примере 2 обозначим зависимость денежной массы от размеров нормативов обязательных резервов.

Увеличение размеров нормативов обязательных резервов ведет к уменьшению кредитных возможностей коммерческого банка (ведь ему приходится резервировать больше денег, а не выдавать их населению). В результате сокращаются кредитные возможности коммерческих банков и, соответственно, сокращается кредитный мультипликатор. Даже незначительные изменения размеров нормативов обязательных резервов могут спровоцировать существенные изменения денежной массы

Необходимость операций на открытом рынке

Под операциями на открытом рынке понимается покупка или продажа центральным банком государственных ценных бумаг для коммерческих банков

Когда коммерческие банки покупают государственные ценные бумаги, они расходуют свои ресурсы, поэтому денежная масса уменьшается. Когда они продают центральному банку государственные ценные бумаги, денежная масса увеличивается, потому что увеличиваются средства коммерческих банков

В России в настоящее время сравнительно небольшой объем выпущенных государственных бумаг, поэтому операции на открытом рынке не особенно популярны. В развитых странах из-за большого государственного долга имеется и большой объем рынка государственных бумаг, но значение открытых операций велико не только поэтому. Данные операции также являются оперативным и при этом выгодным для продавцов и покупателей государственных бумаг средством регулирования денежной массы.

Развитые страны используют операции на открытом рынке в качестве главного инструмента регулирования денежной массы. В качестве объекта таких операций выступают преимущественно казначейские векселя и государственные облигации.

Государственные облигации отличаются от векселей казначейства следующим образом: доход от государственных облигаций получается в виде фиксированного от номинала облигации процента (при этом облигации могут продаваться не по номиналу), а казначейские векселя приносят доход равный разнице между ценой продажи центральным банков ценных бумаг и ценой их покупки, по которой он обязан будет их выкупить через некоторый срок (так называемой цене обратного выкупа).

Центральные банки торгуют государственными облигациями и векселями как с коммерческими банками, так и с населением. При этом эта торговля выгодна как коммерческим банкам, так и населению, что отражено в примере 4.

При покупке государственных ценных бумаг центральным банком спрос на них увеличивается, что ведет к росту их цены (например, выше номинала). В результате население и коммерческие банки начинают продавать государственные ценные бумаги центральному банку, так как рассчитывают получить доход от разницы цен покупки и продажи. Когда центральный банк продает государственные ценные бумаги, их цена уменьшается, т.е. их становится выгодно покупать

Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика – действия специализированных государственных учреждений на денежном и валютном рынке, направленные на контроль обменного курса, уровня инфляции, занятости, стабильности экономического роста. Как правило, за проведение денежно-кредитной политики отвечают центральные банки.

В мировой практике в зависимости от стадии экономического цикла денежно-кредитная политика направлена на стимулирование или сдерживание процессов. Так, в случае нарастания кризисных явлений центробанки снижают ставки рефинансирования и размеры обязательных резервов, увеличивают денежную массу, ослабляют национальную валюту для получения торговых преимуществ на международных рынках. Например, учетная ставка Федеральной резервной системы США на лето 2011 года приближена к нулю, что говорит о попытке регулирующих органов стимулировать экономику.

Наоборот, когда темп подъема экономики слишком велик, предпринимаются меры для снижения скорости экономического роста для того, чтобы избежать обвалов в будущем. Для этого денежно-кредитная политика становится более жесткой: прежде всего, предпринимаются меры для увеличения процентных ставок. Проводятся операции по стерилизации денежной массы, то есть выпускаются долговые ценные бумаги с целью удалить избыток свободных финансовых средств с рынка и пр. Кроме того, могут вводиться те или иные законодательные ограничения.

Закон определяет основные инструменты и методы, которые могут использоваться:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Ежегодно Банк России до внесения правительством в Государственную думу проекта бюджета на следующий год готовит документ, который называется «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики». А окончательный вариант должен быть подготовлен до 1 декабря.

Читать еще:  Меры денежно кредитного регулирования экономики

В «Основных направлениях» должны быть отражены концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, краткая характеристика состояния экономики Российской Федерации. А также результаты прошедшего года, сценарный прогноз развития экономики России на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, целевые ориентиры, показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов.

Кроме того, документ должен содержать план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

В настоящее время действуют «Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2011 и период 2012 и 2013 годов». Согласно этому документу, основные задачи – это «преодоление последствий мирового финансового кризиса», «удержание инфляции на уровне 5-7%» и «выход на траекторию устойчивого роста».

В количественном выражении ЦБ РФ планирует следующие показатели. Инфляция: 5,5–6,5% в 2011-м, 4,5–5,5% в 2012-м и 4–5% в 2012 году. Прирост денежной массы (агрегат М2 по версии Банка России): в 2011 году – 11–23%, в 2012-м – 14–20%, в 2013-м – 13–17%. Кроме того, в плане отражено стремление Банка России сокращать влияние на валютный курс рубля. При этом предполагается направлять основные усилия ЦБ на контроль волатильности национальной валюты.

Денежная политика государства: цели и основные инструменты

Денежная (монетарная) политика – важнейший элемент современной макроэкономической политики. Она представляет собой совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, показатели денежного обращения и кредита, рынка ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов и т.п. с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения ряда общеэкономических целей – укрепления денежной единицы, стабилизации цен, структурной перестройки экономики, стабилизации темпов экономического роста и т.д.

В рамках денежно-кредитной политики государство стремится оказать определенное, заранее рассчитанное воздействие на процесс воспроизводства, используя в качестве передаточного механизма различные факторы денежной сферы. В этой связи процесс регулирования распадается на два этапа. Первый заключается в попытках центрального банка изменять отдельные монетарные факторы, а второй этап связан с передачей воздействия этих изменений на процесс инвестирования капиталов, потребительский спрос, ценообразование и т.п. Это воздействие должно отразиться на величине совокупного общественного продукта, национального дохода и других макроэкономических показателей. Схематично это можно представить следующей цепочкой:

денежная масса → норма процента → капитализация → национальный доход.

Разработка и реализация денежной политики – важнейшая функция центрального банка. Он обладает реальной возможностью влиять на объем денежного предложения в стране, через него – на уровень производства и занятости, регулируя размеры избыточных резервов коммерческих банков.

Основные инструменты, которыми располагает центральный банк, включают:

1) регулирование официальных резервных требований;

2) операции на открытом рынке;

3) манипулирование учетной ставкой процента.

Наиболее мощным средством воздействия на предложение денег является изменение центральным банком нормы резервных требований. Величина резервов, т.е. часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах центрального банка, во многом определяет его кредитные возможности: банк может выдавать ссуды и расширять тем самым денежное предложение только в том случае, если у него есть свободные резервы, превышающие установленную законом минимальную норму. Увеличивая или уменьшая официальные резервные требования, центральный банк может регулировать кредитную активность банков и тем самым контролировать предложение денег.

Операции на открытом рынке – продажа и покупка центральным банком государственных ценных бумаг – основной рабочий инструмент регулирования денежного предложения. При продаже и покупке ценных бумаг центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществлять управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг центральным банком приводит к обратным последствиям.

Третий инструмент денежной политики – это дисконтная политика, или изменение учетного процента. Традиционной функцией центрального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента. Изменяя эту ставку, центральный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению и предприятиям. В зависимости от уровня учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или удешевление кредита вообще и тем самым создаются условия ограничения или расширения денежной массы и обращения.

В зависимости от экономической ситуации, которая складывается в тот или иной период в стране, центральный банк проводит политику дешевых или дорогих денег.

Политика дешевых денег характерна, как правило, для ситуации экономического спада и высокого уровня безработицы. Ее цель – сделать кредит более дешевым и легкодоступным с тем, чтобы увеличить совокупные расходы, инвестиции, производство и занятость. Какие меры могут обеспечить достижение этой цели? Во-первых, уменьшение учетной ставки процента, что должно побудить коммерческие банки увеличить займы у центрального банка и тем самым увеличить собственные резервы. Во-вторых, центральный банк осуществляет покупку государственных ценных бумаг на открытом рынке, оплачивая их увеличением резервов коммерческих банков. В-третьих, центральный банк уменьшает норму резервных требований, что переводит обязательные резервы в необходимые и увеличивает одновременно мультипликатор денежного предложения.

Политика дорогих денег имеет своей целью ограничение денежного предложения с тем, чтобы сократить совокупные расходы и снизить темпы инфляции. Она включает следующие мероприятия:

1) повышение учетной ставки процента, что не стимулирует заимствований коммерческих банков у центрального банка;

2) продажа центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке;

3) увеличение нормы резервных требований, что сократит избыточные резервы и уменьшит мультипликатор денежного предложения.

Помимо общих методов денежно-кредитного регулирования, влияющих на весь денежный рынок в целом, центральные банки используют и селективные методы, предназначенные для регулирования конкретных видов кредита (например, прямое ограничение размеров банковских кредитов на потребительские нужды, под биржевые ценные бумаги, установление пределов ссуд для одного заемщика и т.п.).

Денежная политика, также как и фискальная, имеет свои плюсы и минусы. К ее сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимость от политического давления, ее большую консервативность в политическом отношении. Проблемы в реализации денежной политики создаются в основном циклической асимметрией. Ее эффективность может снижаться также в результате противонаправленного изменения скорости обращения денег.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector