Finance-union.ru

Деньги и власть
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Целевые денежные фонды это

Целевые бюджетные фонды: понятие, виды, значение

Бюджетный фонд – форма денежного фонда, образуемая в соответствии с законодательством РФ. Представляет собой обособленные в бюджетной системе финансовые средства, управляемые и используемые органами государственной власти и предназначенные для финансирования приоритетных направлений экономики государства.

Многообразие форм бюджетных фондов позволяет разделить их на:

    1. собственно целевые бюджетные фонды;
    2. фонды, образованные в составе расходов бюджетов;
    3. резервные фонды.

Характерные черты целевого бюджетного фонда:

    • узкая целевая направленность;
    • образуется за счет доходов целевого назначения;
    • доходы, поступающие в фонд, связаны с конкретными направлениями расходования;
    • поступление средств и их расходование происходит каждый год в течение всего периода существования фонда;
    • привязка длительности функционирования к продолжительности достижения той цели, ради которой создан.

Все целевые бюджетные фонды были ликвидированы Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ».

Однако в теории бюджетного права они имеют место быть. Характерными чертами целевого фонда обладают:

    инвестиционные фонды субъектов Российской Федерации (региональные инвестиционные фонды);

Согласно ст. 179.2 БК РФ, и нвестиционный фонд — часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного п артнерства.

Указанные фонды не является ни «подушкой безопасности» для экономики, каким был Стабилизационный фонд РФ, ни механизмом координации расходов на выполнение функций государства. У инвестиционного фонда есть своя цель — стимулировать реализацию крупных инфраструктурных и инновационных проектов, и достигается она не путем получения льгот или преференций, а с помощью механизмов частно-государственного партнерства, когда власть и бизнес совместно вкладывают средства в наиболее значимые и дорогостоящие проекты, вместе несут риски и владеют создаваемыми объектами.

Роль и значение целевых бюджетных фондов:

    • они являются финансовой базой обеспечения выполнения определенных целей бюджетной политики;
    • образование целевых бюджетных фондов используется как один из методов стимулирования отдельных направлений социально-экономического развития общества;
    • целевые бюджетные фонды служат гарантией надлежащего использования средств, мобилизация которых имеет целевой характер.

Виды целевых бюджетных фондов:

    1. государственные фонды, созданные решением представительных органов РФ или представительных органов субъектов РФ;
    2. муниципальные фонды, созданные представительным органом местного самоуправления.

К государственным относились фонды финансовой поддержки, которые были образованы в составе федерального бюджета РФ для достижения целей государства на определенном этапе развития экономики (например, Фонд финансовой поддержки субъектов ФФПС, Федеральный Фонд софинансирования расходов, Федеральный фонд компенсаций).

Основы российского права

Целевые денежные фонды

Денежные средства, поступающие в государственный бюджет, не имеют целевого назначения, не закреплены за конкретными видами расходов. Поэтому, как правило, некоторые программы, особенно требующие капитальных расходов, не получают достаточного финансового обеспечения, что не соответствует интересам общества и государства. Поэтому для финансирования отдельных видов расходов создаются целевые государственные фонды. Главной отличительной чертой этих фондов является то, что денежные средства, поступающие на отдельные счета фондов, не могут идти ни на какие другие цели, кроме тех, что определены в положении о конкретном фонде. Эти средства изъятию не подлежат.

Существование целевых фондов позволяет успешней осуществлять фискальную функцию государства. Дело в том, что лицо с гораздо большим желанием отдаст свои деньги, если будет знать, что они используются для вполне конкретных, определенных, социально полезных целей.

Источники средств целевых фондов определяются в актах о конкретных фондах. Основная масса денежных средств в фондах образуется с помощью обязательных платежей физических и юридических лиц, хотя не исключены и добровольные пожертвования.

Совсем недавно целевые денежные фонды существовали лишь в одной форме — как внебюджетные фонды, однако с недавнего времени наметилось движение к уменьшению внебюджетных фондов и консолидации их в бюджете в форме целевых бюджетных фондов. Кроме того, в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ оставшиеся федеральные и региональные государственные внебюджетные фонды признаны частью бюджетной системы РФ, что предполагает распространение на них общих норм бюджетного законодательства.

Сегодня существует три вида целевых денежных фондов.

Целевые бюджетные фонды — фонды денежных средств, образуемые в составе бюджета за счет доходов целевого назначения и используемые по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению фонда. Особенностью данной разновидности целевых фондов является их включенность в федеральный бюджет, в силу чего правовым их основанием является ежегодно принимаемый Закон «О федеральном бюджете», а потому эти фонды не отличаются стабильностью существования. Наибольшей стабильностью существования отличаются Федеральный и территориальные дорожные фонды, Федеральный экологический фонд и др.

Государственные внебюджетные фонды, являясь частью бюджетной системы, могут создаваться на федеральном уровне либо на уровне субъекта Федерации и образуются вне бюджетов РФ или субъекта РФ. Бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются одновременно с бюджетами соответствующих государственных образований.

Данная разновидность целевых фондов денежных средств участвует в обороте, как правило, в форме государственных учреждений, имеющих специальные счета, на которые поступают средства, подлежащие использованию на определенные цели. Средства внебюджетных фондов являются государственной собственностью. Распоряжение средствами фонда осуществляется соответствующими государственными органами.

На уровне Российской Федерации образованы следующие внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.

Бюджеты всех федеральных государственных внебюджетных фондов ежегодно утверждаются Федеральным Собранием вместе с федеральным бюджетом на очередной финансовый год.

Децентрализованные внебюджетные фонды не являются частью бюджетной системы РФ и, как правило, носят отраслевой либо межотраслевой характер. Как правило, решение об образовании и упразднении этой разновидности целевых фондов денежных средств принимается Правительством РФ. Оно же утверждает Положение об этих фондах. Так, Правительством РФ в разное время были созданы Фонд национально-культурного возрождения народов России, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и др. В настоящее время наблюдается тенденция к сокращению децентрализованных внебюджетных фондов.

Целевые денежные фонды это

Целевой бюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе отдельной сметы. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда. Целевые бюджетные фонды создаются при формировании федерального бюджета на предстоящий финансовый год, действуют в течение года, после чего либо создаются снова, либо прекращают свое существование [3].

Фонды могут быть классифицированы по различным основаниям, например по целевому назначению, по уровню управления фондами и т.д. В зависимости от целевого назначения фонды делятся на экономические и социальные, в зависимости от уровня управления – на региональные и федеральные. Многие целевые фонды являются одновременно и региональными, и федеральными. Кроме того, целевые фонды могут иметь [2]:

Читать еще:  Формы безналичного денежного обращения

1) отраслевой характер (сюда относятся целевые бюджетные фонды, предназначенные для решения задач какой-то одной отрасли, например атомной энергетики, воспроизводства минерально-сырьевой базы, борьбы с преступностью, развития налоговой службы и т.п.);

2) общегосударственный характер (сюда относятся резервные фонды бюджета, федеральный фонд финансовой поддержки регионов и т.д.).

Определяя целевой бюджетный фонд, законодатель выделяет такие его основные характеристики, как законодательную основу формирования целевого бюджетного фонда; образование фонда в составе бюджета; пополнение фонда за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов либо иных поступлений; использование средств фонда по отдельной смете; использование средств фонда исключительно на цели, соответствующие назначению целевого бюджетного фонда [4].

Целевые бюджетные фонды характеризуются следующими отличительными особенностями:

а) фонды создаются компетентными органами со строго определенной целью, используются сугубо по целевому назначению;

б) правовой статус целевого фонда определяется Положением о фонде, которое утверждается компетентным органом;

в) функционирование внутри бюджетного фонда;

г) длительность функционирования зависит от времени достижения той цели, ради которой создается фонд;

д) в отличие от традиционного бюджета, удовлетворяющего потребности всего общества, такие как национальная оборона, образование, здравоохранение и другие, целевые бюджетные фонды функционируют в большинстве случаев либо для обеспечения нужд именно тех налогоплательщиков, за счет чьих средств эти фонды формируются, либо для компенсации использования отдельными экономическими субъектами благ, принадлежащих всему обществу в целом: окружающей природной среды, водных и биологических ресурсов.

Уплачивая целевые налоги и сборы, налогоплательщик получает возмещение потраченных средств в виде воспроизводства тех благ, которые он непосредственно использует в своей деятельности для получения личной прибыли или иной выгоды. Данное обстоятельство способствует повышению заинтересованности экономических субъектов в формировании подобных целевых бюджетных фондов, в частности, путем уплаты предусмотренных для этих целей налогов и сборов, при условии, что государство обеспечит расходование средств фондов исключительно по целевому назначению посредством, в том числе, казначейской системы исполнения бюджетов.

Рассмотрим источники формирования средств целевых бюджетных фондов. К ним относятся специальные налоги, средства бюджета, целевые государственные займы, процентные платежи за использование средств фондов на возвратной основе, внебюджетные средства. Основным источником формирования фондов являются бюджетные ассигнования. Их размер определяется законом о федеральном бюджете на предстоящий год. Средства фонда аккумулируются Министерством финансов РФ на специальном счете. Аналогичные фонды могут быть созданы и на региональных уровнях.

Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В отношении доходов целевого назначения не действует принцип общего (совокупного) покрытия расходов при формировании бюджета за счет общей величины поступивших доходов. Доходы целевых бюджетных фондов, в отличие от всех остальных бюджетных фондов, не обезличиваются и направляются на заранее обусловленные цели: использование целевых бюджетных средств на цели, не соответствующие их назначению, не допускается. Именно поэтому доходы целевых бюджетных фондов учитываются обособленно от остальных бюджетных доходов. Процессы формирования и использования средств каждого из целевых бюджетных фондов отражаются в отдельной смете [2].

Осуществление политических и экономических преобразований в России потребовало формирования качественно новой бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, и разработки принципиально иной модели межбюджетных отношений. За прошедшие несколько лет произошли принципиальные изменения финансовых взаимоотношений бюджетов различных уровней на основе укрепления бюджетного федерализма, повышения бюджетной дисциплины, прозрачности и стабильности распределения финансовых ресурсов.

Механизм перераспределения средств между бюджетами в российской практике межбюджетных отношений представлен межбюджетными трансфертами, под которыми понимаются средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ. Формы предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета [6, 1] представлены в табл. 1.

Формы предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

Целевые фонды Российской Федерации.

Целевым бюджетным фондом, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, называют фонд денежных средств, образуемый в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие его назначению.

Целевые бюджетные фонды создаются при формировании федерального бюджета на предстоящий финансовый год, действуют в течение года, после этого либо создаются вновь, либо прекращают свое существование.
Целевые бюджетные фонды – это промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной.

Ц.б.ф, образуются в основном на федеральном уровне в силу Закона РФ о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год. Положения об этих фондах устанавливаются Правительством РФ. Возможно создание аналогичных фондов на уровне субъектов РФ и административно-территориальных образований. Особенностью Ц.б.ф. является то, что они, как и бюджет, действуют в течение одного года, после чего создаются вновь или прекращают свое существование. Источники формирования — специальные налоги, средства бюджета, целевые государственные займы, казначейские векселя и т.д.

Примеры целевых фондов РФ.

Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерациипомимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа. Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.

Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Инвестиционный фонд Российской Федерации (далее – Фонд) образован в январе 2006 года и в соответствии с БК РФ представляет собой часть средств федерального бюджета, которая подлежит использованию в целях реализации инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства. Главная цель использования средств Фонда – поддержка приоритетных для государства и регионов конкретных инвестиционных проектов путем создания транспортной, инженерной или энергетической инфраструктуры государственного или муниципального значения, без которой эти проекты не могут быть реализованы.

Внебюджетные фонды (вид целевых фондов)— это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.

Читать еще:  Прогноз движения денежных средств таблица

Главная причина создания внебюджетных фондов — необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.

ПФР является самым крупным из социальных внебюджетных фондов. На его долю приходится 75% средств внебюджетных социальных фондов.

В основные задачи ПФ входят:

1) целевой сбор и аккумуляция страховых взносов от плательщиков в соответствии со страховыми тарифами, принятыми в законодательном порядке;

2) финансирование выплаты пенсии, а также других расходов в соответствии с назначением ПФ;

3) контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

4) капитализация средств ПФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц.

Фонд социального страхования РФ представляет собой централизо­ванный фонд финансовых ресурсов, аккумулирующий предназна­ченные для оказания социальной помощи и социальных услуг денеж­ные средства, формируемый на страховой основе и распределяемый по территориальному принципу.

Основные задачи фонда:

1) обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщи­нам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рожде­нии ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных ус­луг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствова­нию социального страхования;

3) осуществление мер, обеспечивающих финансовую устой­чивость фонда;

4) разработка совместно с Министерством труда и социаль­ного развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное соци­альное страхование;

5) организация работы по подготовке и повышению квали­фикации специалистов для системы государственного социаль­ного страхования;

6) международное сотрудничество по вопросам социального страхования.

Фонды обязательного медицинского страхования представляют собой централизованные источники финансовых ресурсов для целей меди­цинского страхования как формы социальной защиты населения. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств на обяза­тельное медицинское страхование, финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования.

Задачи медицинского страхования — гарантировать гражда­нам при возникновении страхового случая получение медицин­ской помощи за счет накопленных средств и проводить профи­лактические мероприятия.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обя­зательном и добровольном.

Для сбора обязательных страховых взносов в системе ОМС созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС). Финансовые средства ФФОМС являются государственной собственностью.

Страхователи передают взносы в ФФОМС и ТФОМС. ТФОМС передает средства в руки страховых медицинских организаций (СМО). СМО — это организации, имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием. СМО выплачивают медицинским учреждениям деньги за лечение граждан.

Бюджетное регулирование в РФ.

БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — второй (дополнительный) порядок распределения доходов государственного бюджета. Согласно законодательству РФ, Б.р., являясь составной частью бюджетного процесса, представляет собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Существует четыре группы методов Б.р.: 1) установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета; 2) перераспределение самих бюджетных источников; 3) безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящих; 4) ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других.

По существу это — регулирование, осуществляемое вышестоящими органами государственной власти в целях выравнивания доходов бюджетов территориальных образований, отстающих в своем социально-экономическом развитии.

Помощь бюджетам осуществляется с помощью межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные отношения — это взаимоотношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, связанные с регулированием бюджетных правоотношений, формированием и исполнением соответствующих обязательств бюджетов.

межбюджетные трансферты — средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:
дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;
межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Дотации- средства, предоставляемые бюджету другому уровню бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенции — средства, предоставляемые бюджету другому уровню бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.

Субсидии — средства, предоставляемые бюджету другому уровню бюджетной системы на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Для оказания финансовой помощи регионам используются 5 фондов, которые являются источниками межбюджетных трансфертов.:

Фонд финансовой поддержки субъектов РФ — образуется в составе федерального бюджета в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Распределяет дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

Фонд компенсаций — в целях предоставления субвенций на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований.

Фонд софинансирования социальных расходов – предоставление субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации

Фонд регионального развития — в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры регионального значения, а также для поддержки созданных субъектами Российской Федерации фондов муниципального развития

Фонд реформирования региональных финансов.

Межбюджетные трансферты предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами государственной власти бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Целевые фонды Российской Федерации.

Целевым бюджетным фондом, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, называют фонд денежных средств, образуемый в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие его назначению.

Целевые бюджетные фонды создаются при формировании федерального бюджета на предстоящий финансовый год, действуют в течение года, после этого либо создаются вновь, либо прекращают свое существование.
Целевые бюджетные фонды – это промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной.

Ц.б.ф, образуются в основном на федеральном уровне в силу Закона РФ о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год. Положения об этих фондах устанавливаются Правительством РФ. Возможно создание аналогичных фондов на уровне субъектов РФ и административно-территориальных образований. Особенностью Ц.б.ф. является то, что они, как и бюджет, действуют в течение одного года, после чего создаются вновь или прекращают свое существование. Источники формирования — специальные налоги, средства бюджета, целевые государственные займы, казначейские векселя и т.д.

Примеры целевых фондов РФ.

Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Читать еще:  Выручка и денежный поток

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерациипомимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа. Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.

Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Инвестиционный фонд Российской Федерации (далее – Фонд) образован в январе 2006 года и в соответствии с БК РФ представляет собой часть средств федерального бюджета, которая подлежит использованию в целях реализации инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства. Главная цель использования средств Фонда – поддержка приоритетных для государства и регионов конкретных инвестиционных проектов путем создания транспортной, инженерной или энергетической инфраструктуры государственного или муниципального значения, без которой эти проекты не могут быть реализованы.

Внебюджетные фонды (вид целевых фондов)— это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.

Главная причина создания внебюджетных фондов — необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.

ПФР является самым крупным из социальных внебюджетных фондов. На его долю приходится 75% средств внебюджетных социальных фондов.

В основные задачи ПФ входят:

1) целевой сбор и аккумуляция страховых взносов от плательщиков в соответствии со страховыми тарифами, принятыми в законодательном порядке;

2) финансирование выплаты пенсии, а также других расходов в соответствии с назначением ПФ;

3) контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

4) капитализация средств ПФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц.

Фонд социального страхования РФ представляет собой централизо­ванный фонд финансовых ресурсов, аккумулирующий предназна­ченные для оказания социальной помощи и социальных услуг денеж­ные средства, формируемый на страховой основе и распределяемый по территориальному принципу.

Основные задачи фонда:

1) обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщи­нам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рожде­нии ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных ус­луг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствова­нию социального страхования;

3) осуществление мер, обеспечивающих финансовую устой­чивость фонда;

4) разработка совместно с Министерством труда и социаль­ного развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное соци­альное страхование;

5) организация работы по подготовке и повышению квали­фикации специалистов для системы государственного социаль­ного страхования;

6) международное сотрудничество по вопросам социального страхования.

Фонды обязательного медицинского страхования представляют собой централизованные источники финансовых ресурсов для целей меди­цинского страхования как формы социальной защиты населения. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств на обяза­тельное медицинское страхование, финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования.

Задачи медицинского страхования — гарантировать гражда­нам при возникновении страхового случая получение медицин­ской помощи за счет накопленных средств и проводить профи­лактические мероприятия.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обя­зательном и добровольном.

Для сбора обязательных страховых взносов в системе ОМС созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС). Финансовые средства ФФОМС являются государственной собственностью.

Страхователи передают взносы в ФФОМС и ТФОМС. ТФОМС передает средства в руки страховых медицинских организаций (СМО). СМО — это организации, имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием. СМО выплачивают медицинским учреждениям деньги за лечение граждан.

Бюджетное регулирование в РФ.

БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — второй (дополнительный) порядок распределения доходов государственного бюджета. Согласно законодательству РФ, Б.р., являясь составной частью бюджетного процесса, представляет собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Существует четыре группы методов Б.р.: 1) установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета; 2) перераспределение самих бюджетных источников; 3) безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящих; 4) ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других.

По существу это — регулирование, осуществляемое вышестоящими органами государственной власти в целях выравнивания доходов бюджетов территориальных образований, отстающих в своем социально-экономическом развитии.

Помощь бюджетам осуществляется с помощью межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные отношения — это взаимоотношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, связанные с регулированием бюджетных правоотношений, формированием и исполнением соответствующих обязательств бюджетов.

межбюджетные трансферты — средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:
дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;
межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Дотации- средства, предоставляемые бюджету другому уровню бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенции — средства, предоставляемые бюджету другому уровню бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.

Субсидии — средства, предоставляемые бюджету другому уровню бюджетной системы на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Для оказания финансовой помощи регионам используются 5 фондов, которые являются источниками межбюджетных трансфертов.:

Фонд финансовой поддержки субъектов РФ — образуется в составе федерального бюджета в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Распределяет дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

Фонд компенсаций — в целях предоставления субвенций на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований.

Фонд софинансирования социальных расходов – предоставление субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации

Фонд регионального развития — в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры регионального значения, а также для поддержки созданных субъектами Российской Федерации фондов муниципального развития

Фонд реформирования региональных финансов.

Межбюджетные трансферты предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами государственной власти бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector