Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды денежно кредитной политики рб

Денежно-кредитная система

Денежно-кредитная система – составляющая экономики государства, основная функция которой состоит в обеспечении стабилизации макроэкономики. Реализуется она путем изменения количества денег, находящихся в обращении.

Денежно-кредитная политика — это специфическая деятельность государства, цель которой заключается в разработке и осуществлении мероприятий, которые будут регулировать денежно-кредитную систему.

В Беларуси денежно-кредитная система регулируется на основании документа «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь», который каждый год разрабатывается и утверждается Правлением Нацбанка.

Складывается денежно-кредитная система из двух составляющих:

  • Денежная система – это свойственная каждому государству, складывающаяся в течение длительного времени и регламентируемая законом форма обращения денежных средств. Она определяет валюту, которая будет иметь хождение.
  • Кредитная система – комплекс кредитно-финансовых институтов, которые аккумулируют и мобилизуют финансы и функционируют на рынке. К ней относятся также формы и методы кредитования.

Основную роль в денежно-кредитной системе любого государства играют банки. Их совокупность также является частью экономической системы.

Современная кредитная система любой страны является механизмом, который аккумулирует и перераспределяет активы банков. Как правило, она состоит из трех частей, однако в каждом государстве кредитная система обладает своими особенностями.

На основании закона в РБ установлена двухуровневая банковская система. Первый уровень представлен Нацбанком, а второй – это иные банки и финансовые организации, зарегистрированные в установленном порядке.

Роль центрального банка в РБ

Центральный банк Беларуси — это Нацбанк. Как и во всем мире он является госорганом и занимает особую позицию. Национальный банк РБ занимается разработкой и реализацией денежно-кредитной политики. Еще одна его функция состоит в регулировании кредитных отношений и обращения денег. Нацбанк также определяет порядок проведения расчётов и имеет исключительное право на эмиссию, т.е, выпуск в оборот, и изъятие из обращения денег. Также Национальным банком РБ обеспечивается стабильность оборота денег и устойчивость национальной валюты.

Функции иных банков заключаются в хранении вкладов граждан и выдаче ссуд. Также они могут заниматься покупкой/продажей ценных бумаг.

Показатели функционирования банковской системы Беларуси

Основными показателями функционирования банков в Республике Беларусь являются:

  • Ставка рефинансирования, которая указывается в процентах
  • Прирост международных резервных активов
  • Увеличение количества денег в процентах
  • Увеличение нормативного капитала в процентах
  • Увеличение банковских требований к экономике в процентах
  • Процент проблемных активов, подверженных кредитному риску
  • Коэффициент доступности автоматизированной системы расчетов для банков, определяемый в процентах

Согласно указу N359, «денежно-кредитная политика в 2017 году сохранит преемственность и будет содействовать устойчивому и сбалансированному развитию экономики Беларуси посредством поддержания ценовой стабильности».

Обязательный модуль «Экономика» курс «Экономическая теория»

4. Понятие и цели денежно-кредитной политики. Особенности денежно-кредитной политики в РБ.

Денежно-кредитная политика – стратегия, страны в денежно-кредитной сфере с целью достижения устойчивого роста национального производства, стабильности цен, высокого уровня занятости и равновесного уровня платежного баланса.

Теоретической основой денежно-кредитной политики служит теория современного монетаризма, представляющего собой синтез кейнсианских и неоклассических представлений о роли денег в экономике. Основные положения современного монетаризма:

• деньги в экономике играют первостепенную роль. Деньги главный, центральный элемент хозяйственной системы, определяющий состояние хозяйственной конъюнктуры и весь ход воспроизводственного процесса;

• ценовая стабильность, устойчивость денежной единицы залог благополучного развития экономики;

• основным параметром, влияющим на состояние экономики, является денежное предложение; изменения в денежном предложении сказываются на совокупном спросе, объеме производства и доходах, занятости и ценах;

• все нарушения макроэкономического равновесия следствие неправильно проводимой денежно-кредитной политики;

• денежное предложение экзогенная (задаваемая извне) величина;

• рыночная экономика способна к саморегулированию, поэтому вмешательство государства должно быть ограничено регулированием количества денег в обращении. «Ни одно правительство не может быть мудрее рынка»,

• фискальная политика малоэффективна, и основной упор должен делаться на монетарную политику;

• рост денежной массы должен происходить в соответствии с основным монетарным правилом, согласно которому «денежное предложение должно расширяться ежегодно в том же темпе, что и ежегодный темп роста реального ВНП».

Теория монетаризма лежала в основе государственной политики, проводившейся в США («рейганомика») и Англии («тэтчеризм») в 80-х — начале 90-х годов и позволившей улучшить экономическое положение этих стран.

Монетарная политика это действия правительства, влияющие на количество денег в обращении, т.е. на денежное предложение. Ключевое звено монетарной политики — деятельность центрального банка — организатора и контролера денежного обращения.

Основой монетарной политики являются следующие положения:

• в краткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту объема реального ВНП;

• в долгосрочном периоде рост денежной массы влечет за собой рост цен, не оказывая влияния на объем ВНП;

Инструменты денежно-кредитной политики:

операции па открытом рынке покупка центральным банком государственных облигаций у коммерческих банков и населения или продажа им;

Читать еще:  Перспективы развития денежной системы рф

изменение резервной нормы размеры депозитов коммерческих банков, которые последние должны хранить в виде беспроцентных вкладов в ЦБ. Обеспечивает увеличение или уменьшение способности банков к кредитованию;

• изменение уровня учетной ставки (рефинансирования) ЦБ увеличивая ставку по кредитам для коммерческих банков влияет на изменение их процентных ставок и снижение денежной массы.

Типы денежно-кредитной политики: политика «дешевых» и «дорогих» денег. Если в экономике наблюдается спад, безработица и целью государства является расширение производства, то центральный банк увеличивает предложение денег, что ведет к их «удешевлению» и одновременно к падению нормы процента, расширению совокупного спроса и объема производства. Напротив, во время инфляции центральный банк проводит политику «дорогих» денег, т.е. снижает их предложение, что способствует росту процентной ставки и, следовательно, сдерживанию инвестиций и совокупного спроса.

Обязательный модуль «Экономика» курс «Экономическая теория»

4. Понятие и цели денежно-кредитной политики. Особенности денежно-кредитной политики в РБ.

Денежно-кредитная политика – стратегия, страны в денежно-кредитной сфере с целью достижения устойчивого роста национального производства, стабильности цен, высокого уровня занятости и равновесного уровня платежного баланса.

Теоретической основой денежно-кредитной политики служит теория современного монетаризма, представляющего собой синтез кейнсианских и неоклассических представлений о роли денег в экономике. Основные положения современного монетаризма:

• деньги в экономике играют первостепенную роль. Деньги главный, центральный элемент хозяйственной системы, определяющий состояние хозяйственной конъюнктуры и весь ход воспроизводственного процесса;

• ценовая стабильность, устойчивость денежной единицы залог благополучного развития экономики;

• основным параметром, влияющим на состояние экономики, является денежное предложение; изменения в денежном предложении сказываются на совокупном спросе, объеме производства и доходах, занятости и ценах;

• все нарушения макроэкономического равновесия следствие неправильно проводимой денежно-кредитной политики;

• денежное предложение экзогенная (задаваемая извне) величина;

• рыночная экономика способна к саморегулированию, поэтому вмешательство государства должно быть ограничено регулированием количества денег в обращении. «Ни одно правительство не может быть мудрее рынка»,

• фискальная политика малоэффективна, и основной упор должен делаться на монетарную политику;

• рост денежной массы должен происходить в соответствии с основным монетарным правилом, согласно которому «денежное предложение должно расширяться ежегодно в том же темпе, что и ежегодный темп роста реального ВНП».

Теория монетаризма лежала в основе государственной политики, проводившейся в США («рейганомика») и Англии («тэтчеризм») в 80-х — начале 90-х годов и позволившей улучшить экономическое положение этих стран.

Монетарная политика это действия правительства, влияющие на количество денег в обращении, т.е. на денежное предложение. Ключевое звено монетарной политики — деятельность центрального банка — организатора и контролера денежного обращения.

Основой монетарной политики являются следующие положения:

• в краткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту объема реального ВНП;

• в долгосрочном периоде рост денежной массы влечет за собой рост цен, не оказывая влияния на объем ВНП;

Инструменты денежно-кредитной политики:

операции па открытом рынке покупка центральным банком государственных облигаций у коммерческих банков и населения или продажа им;

изменение резервной нормы размеры депозитов коммерческих банков, которые последние должны хранить в виде беспроцентных вкладов в ЦБ. Обеспечивает увеличение или уменьшение способности банков к кредитованию;

• изменение уровня учетной ставки (рефинансирования) ЦБ увеличивая ставку по кредитам для коммерческих банков влияет на изменение их процентных ставок и снижение денежной массы.

Типы денежно-кредитной политики: политика «дешевых» и «дорогих» денег. Если в экономике наблюдается спад, безработица и целью государства является расширение производства, то центральный банк увеличивает предложение денег, что ведет к их «удешевлению» и одновременно к падению нормы процента, расширению совокупного спроса и объема производства. Напротив, во время инфляции центральный банк проводит политику «дорогих» денег, т.е. снижает их предложение, что способствует росту процентной ставки и, следовательно, сдерживанию инвестиций и совокупного спроса.

Денежно-кредитная (монетарная) политика и денежная система в Республике Беларусь. Инструменты денежно-кредитной политики

Под денежно-кредитной политикой следует понимать комплекс взаимосвязанных мер, направленных на регулирование денежной массы в обращении, объема кредитных ресурсов, уровня процентной ставки и других экономических показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов с целью регулирования воспроизводственного процесса, обеспечения экономического роста, снижения уровня безработицы и инфляции.

Объектом в системе денежно-кредитного регулирования выступают денежные средства, обеспечивающие процесс воспроизводства товаров (услуг), характеризуемые комплексом количественных и качественных параметров: объем, форма, цена, направления движения и т.д.

Субъектами денежно-кредитного регулирования в широком смысле являются все участники денежных отношений: субъекты хозяйствования, включая институты денежного рынка; домашние хозяйства; государство (государственные структуры).

Кроме Национального банка, в управлении денежными потоками со стороны государства участвуют в первую очередь Министерство экономики Республики Беларусь, которое выполняют целеустанавливающую функцию с общеэкономических позиций.

Читать еще:  Денежная система рыночной экономики

Субъекты системы денежно-кредитного регулирования воздействуют на денежные потоки (объект) в целях реализации общих и индивидуальных интересов через имеющиеся у них монетарные инструменты, используемые в определенных технологических режимах.

Монетарный, или денежно-кредитный, сектор выполняет роль посредника, через который проходят потоки денежных средств для функционирования остальных секторов экономики, и, прежде всего, реального сектора.

Для управления потоками денежных средств и формируется система денежно-кредитного (монетарного) регулирования. Она обеспечивает движение денег в общем кругообороте товарно-денежных потоков, который образуется в процессе воспроизводства товаров и услуг, состоящем из четырех основных стадий – производства, распределения, обмена и потребления.

Следовательно, конечными целями системы денежно-кредитного регулирования являются общие цели развития экономики, которые в принципе устанавливаются исходя из глобальной функции любой трудовой деятельности – удовлетворения потребностей человека или максимизации общественного благосостояния.

В качестве основных из них наиболее часто выделяют так называемый магический четырехугольник – четыре взаимосвязанные цели:

1. Рост производства товаров и услуг;

2. Обеспечение занятости населения;

3. Формирование равновесия платежного баланса страны;

4. Стабильность цен – как внутренних, так и внешних.

В Банковском кодексе Республики Беларусь также определена подобная цель – «защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам».

При проведении денежно – кредитной политики используются инструменты, которые можно подразделить на прямые, косвенные и селективные.

К прямым относятся: лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента.

К косвенным относятся:

1. Операции на открытом рынке

2. Изменения норм обязательных резервов.

3. Изменения в учетной ставке.

Селективные инструменты регулируют отдельные виды кредита или условия кредитования определенных отраслей, крупных или мелких фирм и т.д. Как правило, это прямое ограничение размеров кредитов в тех или иных отраслях путем установления лимитов по учету векселей для отдельных банковских учреждений или контроль за кредитами под залог векселей, ценных бумаг.

Денежно-кредитную политику государство проводит через банковскую систему, используя основные инструменты: норма резервирования, официальная учетная ставка (ставка рефинансирования), операции на открытом рынке. Эти инструменты воздействуют либо на количество денег в обращении, либо на уровень процентных ставок.

Кроме названных инструментов Центральный банк прибегает к таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих банков, портфельные ограничения и др.

Различные подходы к реализации денежно-кредитной политики государства определяют «лицо» денежно-кредитного регулирования. Для достижения поставленных целей, как уже было отмечено, органы денежно-кредитного регулирования формулируют промежуточные цели, которые включают в себя изменение денежной массы, денежной и кредитной эмиссии, уровень цен денежного рынка, в том числе процентные ставки и валютный курс.

Соотношение между этими параметрами в их количественном измерении определяет, в какой степени, насколько активно и какими именно инструментами денежно-кредитного регулирования будет пользоваться центральный банк государства для решения поставленных перед ним задач. Сами же инструменты общие для всех стран, изменяется лишь конкретная форма их реализации, которая определяется традициями, уровнем развития кредитной системы, ролью государства и центрального банка в экономике, сложившейся нормативно-правовой базой, конкретной экономической и политической обстановкой (Приложение 1).

Национальная денежная система включает ряд элементов, основными из которых являются:

· наименование денежной единицы и ее частей;

· виды денежных знаков, имеющих законную платежную силу;

· денежная масса, находящаяся в обращении;

· структура денежного оборота, регламентация безналичного и наличного денежного оборота;

· порядок установления валютного курса;

· государственный орган, осуществляющий регулирование денежного обращения, механизм такого регулирования.

Становление денежной системы Республики Беларусь проходило эволюционно. В советский период в стране обращались денежные знаки Госбанка СССР, а затем – Центрального банка России (рубль). После распада Советского Союза каждая республика в целях защиты внутреннего потребительского рынка от проникновения платежных средств из других республик, создавала свои инструменты защиты.

В 1992 году Национальный банк РБ выпустил расчетные билеты как многоразовые купоны для защиты внутреннего потребительского рынка и ряд товаров можно было приобрести только с оплатой расчетными билетами. Расчетные билеты были выпущены в дополнение к российскому рублю, при этом соотношение белорусского рубля к российскому составляло 10 : 1. В 1994 г. НБ РБ постановил, что единственным платежным средством в стране становится белорусский рубль и это решение было утверждено постановлением Верховного Совета РБ в октябре 1994 года. В последующие годы из обращения был изъят расчетный билет и в качестве официального единственного платежного средства признан белорусский рубль – билет Национального банка Республики Беларусь.

Для совершенствования учета и упорядочения денежного обращения в Республике Беларусь были проведены три деноминации. В результате первой деноминации белорусского рубля, проведенной в 1994 г. все активы и пассивы юридических лиц, наличность и цены уменьшились в 10 раз; вторая деноминация, начавшаяся с 1-го января 2000 г., повлекла перерасчеты в соотношении 1000 рубль в деньгах старого образца на 1 рубль нового образца. Сейчас же белорусский рубль деноминируется в 10 тысяч раз. То есть прежние 10 тысяч превращаются уже в 1 рубль. К тому же, появляются не только новые банкноты (номиналом 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 рублей), но и монеты (1, 2, 5, 10, 20, 50 копеек, 1 и 2 рубля).

Читать еще:  Увеличение денежной массы это

В настоящее время денежно-кредитная система нашей страны относится к типу среднеразвитых и характеризуется относительно небольшим финансовым потенциалом. Для наращивания финансового потенциала и повышения степени устойчивости денежно – кредитной системы Республики Беларусь необходимо осуществление институциональных преобразований во всей экономике.

Заключение

Сегодня экономическая политика государства многогранна. В нее входит множество составных элементов: структурная политика, инвестиционная, научно-техническая политика, внешнеполитическая, промышленная, аграрная, социальная политика и т.д.

Экономическая политика Республики Беларусь учитывает происходящие изменения в экономиках развитых стран мира: изменение их социального облика, связанного с переходом в постиндустриальное общество; возрастающей ролью НТП и инноваций; развитие процессов интернационализации, глобализации и интеграции. В ней находят отражение проблемы экологии, которые неотделимы от экономического развития. При этом вопрос стоит не только о решении уже существующих проблем, но и о предупреждении новых.

Касаемо экономической политики Республики Беларусь, следует отметить следующее. РБ, начиная с 1991 г., когда были нарушены все экономические связи, началась перестройка экономики. Экономическая политика нашего государства не существовало, и главной задачей было разработать эту самую политику и определиться, каким курсом идти Республике. На сегодняшний день мы видим экономическую политику, прежде всего, в разрезе приватизации, либерализации, дебюрократизации. И хотя данные понятия носят скорее политический аспект, это не означает, что они не повлияют на экономику страны в целом и на отдельных субъектов хозяйствования в частности. При активизации описанных выше процессов Беларусь ждет кардинальное изменение всех экономических процессов.

Особое место занимает сегодня мировой финансово-экономический кризис. Экономическая политика РБ в данном аспекте выглядит несколько противоречивой. Основная проблема сегодня – структурный кризис в стране. Именно это и объясняет некоторые особенные черты мирового кризиса в Республике Беларусь.

Денежно-кредитная система

Денежно-кредитная система – составляющая экономики государства, основная функция которой состоит в обеспечении стабилизации макроэкономики. Реализуется она путем изменения количества денег, находящихся в обращении.

Денежно-кредитная политика — это специфическая деятельность государства, цель которой заключается в разработке и осуществлении мероприятий, которые будут регулировать денежно-кредитную систему.

В Беларуси денежно-кредитная система регулируется на основании документа «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь», который каждый год разрабатывается и утверждается Правлением Нацбанка.

Складывается денежно-кредитная система из двух составляющих:

  • Денежная система – это свойственная каждому государству, складывающаяся в течение длительного времени и регламентируемая законом форма обращения денежных средств. Она определяет валюту, которая будет иметь хождение.
  • Кредитная система – комплекс кредитно-финансовых институтов, которые аккумулируют и мобилизуют финансы и функционируют на рынке. К ней относятся также формы и методы кредитования.

Основную роль в денежно-кредитной системе любого государства играют банки. Их совокупность также является частью экономической системы.

Современная кредитная система любой страны является механизмом, который аккумулирует и перераспределяет активы банков. Как правило, она состоит из трех частей, однако в каждом государстве кредитная система обладает своими особенностями.

На основании закона в РБ установлена двухуровневая банковская система. Первый уровень представлен Нацбанком, а второй – это иные банки и финансовые организации, зарегистрированные в установленном порядке.

Роль центрального банка в РБ

Центральный банк Беларуси — это Нацбанк. Как и во всем мире он является госорганом и занимает особую позицию. Национальный банк РБ занимается разработкой и реализацией денежно-кредитной политики. Еще одна его функция состоит в регулировании кредитных отношений и обращения денег. Нацбанк также определяет порядок проведения расчётов и имеет исключительное право на эмиссию, т.е, выпуск в оборот, и изъятие из обращения денег. Также Национальным банком РБ обеспечивается стабильность оборота денег и устойчивость национальной валюты.

Функции иных банков заключаются в хранении вкладов граждан и выдаче ссуд. Также они могут заниматься покупкой/продажей ценных бумаг.

Показатели функционирования банковской системы Беларуси

Основными показателями функционирования банков в Республике Беларусь являются:

  • Ставка рефинансирования, которая указывается в процентах
  • Прирост международных резервных активов
  • Увеличение количества денег в процентах
  • Увеличение нормативного капитала в процентах
  • Увеличение банковских требований к экономике в процентах
  • Процент проблемных активов, подверженных кредитному риску
  • Коэффициент доступности автоматизированной системы расчетов для банков, определяемый в процентах

Согласно указу N359, «денежно-кредитная политика в 2017 году сохранит преемственность и будет содействовать устойчивому и сбалансированному развитию экономики Беларуси посредством поддержания ценовой стабильности».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector