Finance-union.ru

Деньги и власть
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выберите денежные отношения

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Денежные отношения

Денежные отношения превращаются в ФИНАНСОВЫЕ, когда движение денег приобретает известную самостоятельность: в результате производства товаров и их реализации формируются денежные доходы ( финансовые ресурсы) предприятий, которые в дальнейшем используются. [1]

Денежные отношения возникают между предприятиями в связи с куплей-продажей сырья, материалов, готовой продукции и с оказанием услуг. У предприятий с рабочими и служащими складываются денежные отношения в процессе выплаты заработной платы. Денежные отношения внутри предприятий связаны с образованием поощрительных фондов, — денежные отношения между государством и предприятием возникают в связи с тем, что, с одной стороны, буровые и нефтегазодобывающие предприятия вносят часть своих денежных накоплений в бюджет, а с другой — получают из бюджета средства на определенные плановые потребности. Основная функция финансов предприятия — обслуживание кругооборота средств; кроме того, финансы служат орудием контроля рублем за производственно-хозяйственной деятельностью. Контроль рублем проявляется во взаимоотношениях предприятия с государственным бюджетом, с покупателями и поставщиками, в распределении прибыли, в использовании предприятиями фонда заработной платы. [2]

Денежные отношения , возникающие между предприятиями в ходе производства и реализации продукции, использование временно свободных средств предприятий, а также централизация и перераспределение общегосударственного фонда социалистических накоплений предопределяют наличие разветвленной финансовой системы, включающей ряд звеньев: государственный бюджет, государственное социальное страхование, государственное имущественное и личное, страхование, кредитную систему ( Госбанк и спецбанки), систему государственных трудовых сберегательных касс и финансы соответствующих отраслей народного хозяйства. [3]

Денежные отношения и расчеты между предприятиями, организациями, финансовыми органами находятся в непосредственной зависимости от кредитной и расчетной систем. Они регулируются государством и осуществляются в плановом порядке с соблюдением требований хозяйственного расчета. [4]

Финансовые, кредитные и денежные отношения возникают в процессе движения товарно-материальных ценностей. Субъекты экономической деятельности являются носителями финансово-денежных отношений и контрагентами по платежам. Каждый акт платежа предполагает прямое участие по крайней мере двух контрагентов: плательщика и получателя. [5]

Какие денежные отношения относятся к финансовым отношениям. [6]

В денежные отношения , связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств. [7]

Опосредуя денежные отношения , входящие в сферу финансов предприятия, денежный поток является объектом его финансового управления в процессе осуществления хозяйственной деятельности. [8]

Эти денежные отношения составляют финансовую деятельность предприятия, которая, как и любой участок его деятельности, планируется. Предприятие разрабатывает финансовый план, заключительным разделом которого является баланс доходов и расходов. [9]

Эти денежные отношения используются в повседневной деятельности предприятий и являются одной из важнейших форм со-циг. Денежные отношения осуществляются без участия наличных денег, по системе безналичных расчетов учреждениями Государственного банка СССР. Для каждого предприятия Госбанк СССР в одном из своих территориальных отделений открывает расчетный счет. Денежные отношения министерства связаны главным образом с перераспределением средств между подведомственными предприятиями. [10]

Какие денежные отношения относятся к финансовым отношениям. [11]

Эти денежные отношения являются одной из важных форм социалистических производственных отношений. Они используются в повседневной деятельности предприятий, объединений и министерств для активного воздействия на процесс производства и реализации продукции с целью систематического повышения его эффективности. [12]

Все подобные денежные отношения как раз и реализуются в рамках финансовой системы предприятия. Таким образом, финансы предприятий представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих у субъектов хозяйствования по поводу формирования фактических и ( или) потенциальных фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления. [13]

Сравним финансовые и денежные отношения и выявим различия. [14]

Финансы включают разносторонние денежные отношения , связанные с осуществлением кругооборота стоимости основных фондов и оборотных средств транспорта в процессе производства — перевозок, а также с образованием и использованием фонда денежных средств, необходимого для удовлетворения требований народного хозяйства в перевозках и развитии транспорта. [15]

Денежные отношения и их характеристика

Вся совокупность экономических отношений, связанных с движением денег, называется денежными отношениями.

Денежные отношения многообразны и разделяются в зависимости от их специфики, — эта специфика во многом обусловлена различными функ­циями денег.

Соответствие между функциями денег и видами денежных отношений

Эмиссионные отношения — это часть денежных отношений, связанная с выпуском денег в обращение.

Отношения денежного обращения — это отношения, связанные с дви­жением денег в наличной и безналичной форме.

Кредитные отношения — это отношения, возникающие между хозяйст­вующими субъектами по поводу движения денежных средств, на условиях срочности, платности, возвратности, обеспеченности и целевого использо­вания.

Валютные отношения — это совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен национальных хозяйств результатами своей деятельности.

Финансовые отношения (финансы) — это денежные отношения, возни­кающие между государством, гражданами и хозяйствующими субъектами в процессе формирования, распределения, перераспределения и использо­вания фондов денежных средств.

Существуют различные точки зрения на происхождение финансов. Со­гласно одной из них (Л.А. Дробозина), такая историческая категория, как финансы, появилась одновременно с возникновением государства, а сущ­ность, закономерность их развития, сфера охватываемых ими товарно- денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Читать еще:  Денежный налог на руси

Другая точка зрения (В.М. Родионова) состоит в том, что финансы, вы­ражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер, возникают из потребности в них субъек­тов. По характеру эти отношения производственные (экономические), по­скольку возникают непосредственно в общественном производстве. Появ­ление финансовых отношений всегда дает о себе знать реальным движени­ем денежных средств.

Денежный характер финансовых отношений — важный признак финан­сов. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег — нет и финансов, ибо последние есть общественная форма про­явления первых, обусловленная их существованием.

На второй стадии воспроизводственного процесса движение товаров и движение стоимости в денежной форме происходят обособленно. Денеж­ная форма стоимости или отчуждается (переходит в другие руки), или обо­сабливается в рамках одного владельца на отдельные части. Происходит одностороннее, безэквивалентное движение стоимости.

Областью возникновения и функционирования финансов является вто­рая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит рас­пределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою до­лю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финан­совых отношений.

Первоначально финансы возникают в процессе первичного распределе­ния стоимости на составляющие элементы (c.v,m), т. е. в составе выручки от реализации продукции выделяют прибыль, отчисления на социальное страхование, амортизационные отчисления. Все это является наружным проявлением распределения стоимости в соответствии с целевым назначе­нием каждой ее части.

Затем происходит перераспределение стоимости между субъектами хо­зяйствования (уплата налогов, формирование фондов материального по­ощрения, направление прибыли на капитальные вложения). Таким обра­зом, можно выделить еще два признака финансовых отношений: односто­роннее движение стоимости и безвозвратный, безвозмездный характер этого движения.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов, которые создаются за счет различного рода доходов у субъектов хозяйствования. Финансовые ресурсы являются мате­риальным носителем финансовых отношений (потенциально финансовые ресурсы возникают на стадии производства, когда создается новая стои­мость, но на этой стадии продукт производится еще в товарной форме).

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя воз­можна и нефондовая форма их использования. Фондовая же форма объ­ективно предопределена потребностями расширенного воспроизводст­ва, позволяя теснее увязать удовлетворение любой потребности с эко­номическими возможностями общества, обеспечивая концентрацию ре­сурсов на основных направлениях развития общественного производст­ва и т. д.

Отсюда возникает еще один специфический признак финансов как эко­номической категории: финансовые отношения всегда связаны с формиро­ванием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

Сравнение финансовых и денежных отношений;

Сущность и признаки финансов

Понятие «финансы» неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными отношениями. В условиях товарно-денежных отношений происходит непрерывный процесс движения денег, их переход от одного владельца к другому. Понятие «финансы» часто отождествляют с понятием «деньги». Однако это два разных, но взаимосвязанных понятия. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги – это товар особого рода, стихийно выделившийся из общественной массы товаров. Их особенность состоит в том, что они по сути представляют собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда ассоциированных товаропроизводителей.

Главное назначение денег выражается в их функциях:

1) мера стоимости; 2) средства обращения (обмена); 3) средства платежа;

4) средства образования накопления и сбережения; 5) мировых денег.

Если деньги можно считать всеобщим эквивалентом, то финансы это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием денежных средств.

Главное назначение финансов состоит в том, что путём создания денежных доходов и фондов происходит обеспечение потребностей государства и предприятий в денежных средствах, а также обеспечивает контроль за их расходованием.

  1. Всеобщий эквивалент с помощью которого измеряются затраты ассоциированных товаропроизводителей
  1. Экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
  1. Выполняют пять функций (см. выше).
  1. Функции финансов: а) распределительная; б) стимулирующая; в) контрольная.
  1. Возникли раньше финансов.
  1. Возникли позже денег.
  1. Более общая экономическая категория.
  1. Вторичная категория, производная от денег.
  1. Охватывают широкие экономические отношения.
  1. Охватывают более узкие экономические отношения, связанные с формированием денежных фондов.

Признаки финансов:

1. Финансовые отношения имеют под собой денежную основу.

2. Субъекты финансовых отношений обладают разными правами в процессе этих отношений, один из них – государство, имеет особые полномочия.

3. В процессе этих отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств — бюджет, следовательно можно сказать, что эти отношения носят фондовый характер.

4. Регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера. Это достигается посредством нормотворческой деятельности государства и создания соответствующего фискального аппарата.

Определение финансов:финансы —это система денежных отношений в обществе по поводу образования и использование централизованных и децентрализованных денежных средств в рамках распределения и перераспределения ВВП и национального дохода для решения экономический, социальных и политических задач государства.

Деньги – это обязательное условие существования финансов.

Читать еще:  Прирост денежной массы

Вместе с тем не все денежные отношения являются финансовыми отношениями.

Пример: финансовые отношения – получение заработанной платы;

денежные отношения – уплата услуг ЖКХ, покупка товаров.

Выберите, какой из этих тезисов верен: а) Все денежные отношения – финансовые. б) Все финансовые отношения – денежные

2.1 Выберите, какой из этих тезисов верен: а) Все денежные отношения – финансовые. б) Все финансовые отношения – денежные.

На наш взгляд, верен будет второй тезис «Все финансовые отношения – денежные». Так как понятие «денежные отношения» — это более широкое понятие, чем финансовые отношения, составляющие только часть денежных. Также финансовые отношения можно определить как разновидность имущественных, возникающих по поводу денежных средств финансовых ресурсов государства.

Например, финансовые ресурсы – часть денежных средств, находящихся в обороте предприятия.

2.2 Какие доходы относят к закрепленным?

Закрепленные доходы – это доходы, которые направляются в тот или иной бюджет в зависимости от принципов подчиненности и с учетом территориального признака поступления средств.

Например, доходы, закрепленные за местным бюджетом (Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, закрепленные за бюджетом какого-либо района). Постоянно закрепленными доходами за республиканским бюджетом являются, например, патентные пошлины и сборы, консульские сборы, доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций и др.

2.3 Назовите условия, при которых может быть выдана государственная гарантия по обязательствам юридических лиц. Какой орган государственной власти в данном случае выступает в качестве гаранта?

Условия, при которых может быть выдана государственная гарантия по обязательствам юридических лиц, регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. № 182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям». Согласно данному указу для подготовки решения Совета Министров Республики Беларусь о предоставлении гарантии Правительства Республики Беларусь юридические лица представляют в республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, в подчинении или ведении которых они находятся (в состав которых они входят), а юридические лица, не находящиеся в подчинении или ведении этих органов (не входящие в состав таких организаций), — в облисполкомы (Минский горисполком) следующие документы:

— заявление о предоставлении гарантии Правительства Республики Беларусь по форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь, с указанием суммы кредита, целей его использования, срока возврата, подписанное должностным лицом юридического лица;

— положительное заключение государственной комплексной экспертизы (по кредитам для реализации инвестиционных проектов);

— проект кредитного договора, заключенного с банком, или письменное предварительное согласие банка-кредитора с указанием размера и условий предоставления кредита;

— технико-экономическое (в том числе финансовое) обоснование целесообразности предоставления кредита под гарантию Правительства Республики Беларусь и возможности его возврата;

— бухгалтерский баланс за предыдущий, а также текущий год на последнюю отчетную дату;

— справки на последнюю отчетную дату:

налогового органа о состоянии расчетов с бюджетом по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам;

органа Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты о состоянии расчетов по платежам в этот Фонд по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты;

банков, в которых у юридического лица открыты счета, о наличии задолженности по полученным кредитам, в том числе выданным под гарантии Правительства Республики Беларусь, гарантии местных исполнительных и распорядительных органов;

исполкома о состоянии расчетов по полученным из местного бюджета займам, ссудам (в том числе пролонгированным), исполненным гарантиям местных исполнительных и распорядительных органов;

о состоянии расчетов по полученным из республиканского бюджета займам, ссудам (в том числе пролонгированным), исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь по форме, утвержденной Министерством финансов;

— копию акта последней ревизии (проверки) ведомственной контрольно-ревизионной службы, а в случае ее отсутствия — аудиторского заключения;

— копии учредительных документов;

Решение о предоставлении гарантии Правительства Республики Беларусь принимается в порядке, определенном в данном Указе, с учетом:

— объема выданных гарантий Правительства Республики Беларусь и размера прироста выдаваемых гарантий Правительства Республики Беларусь на соответствующий финансовый (бюджетный) год;

— финансового состояния юридического лица;

— целей, на которые предоставляется кредит.

В качестве гаранта в данном случае выступает Правительство Республики Беларусь (Совет Министров).

На наш взгляд, предприятие действовало правомерно, т.к. согласно п.18 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Правления Национального Банка Республики Беларусь от 17 января 2008 года № 4 предприятия, которой установлен лимит остатка кассы, имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленного лимита остатка кассы только на оплату труда, выплаты стипендий, пенсий, пособий, дивидендов, выплаты педагогическим работникам на приобретение методической литературы на срок не свыше 3 рабочих дней, включая день получения денег в банке либо день наступления указанных выплат при использовании по согласованию с обслуживающим банком на эти цели выручки. По истечении этого срока (на четвертый рабочий день) не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в банк, и в последующем указанные средства выдаются в установленной законодательством Республики Беларусь очередности. ЗАО «Альфа» приняло правильное решение об осуществлении выплаты до 21 февраля и хранении в течение этого периода деньги сверх кассового лимита, т.к. они предназначались для выплаты заработной платы.

Читать еще:  Решать тесты по теме денежная масса

Выдачу оставшейся заработной платы предприятие будет производить по расходному кассовому ордеру или платежной ведомости с последующим наложением на ней реквизитов расходного кассового ордера либо приложением расходного кассового ордера на общую сумму выплаченных наличных денег по платежной ведомости (ведомостям) без составления расходного кассового ордера на каждого получателя.

Список использованных источников

Список нормативных источников

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями принятыми на Республиканском референдуме 24 ноября 1996 года и 17 ноября 2004 года) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2009.

2. Банковский кодекс Республики Беларусь № 441-З от 25 октября 2000 г. (в ред. от 3 июня 2009 г. № 23-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2009.

3. Указ Президента Республики Беларусь от 04.01.2000 № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» (в ред. 01.03.2007 N 116) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2009.

4. Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 3 июня 2009 г. № 22-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2009.

Список литературных источников

1. Бойко Т.С., Лещенко С.К. Финансовое право: Учебное пособие. – Минск: Книжный дом, 2006. – 320 с.

2. Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 256 с.

оч нужно придумаьб 3 примера Денежных отношений,кот.не явл.финансовыми

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Примерами финансовых отношений являются:

— отношения между предприятиями и работниками (выплата заработной платы, выдача дивидендов, материальные санкции);

— отношения между предприятиями и его филиалами, подразделениями (наделение оборотными средствами, предоставление им ресурсов для обновления МТБ, подготовка и повышение квалификации кадров;

— отношения между предприятиями (оплата счетов, выплата авансов, совместное участие в осуществлении инвестиционных проектов, взыскание санкций за нарушение договоров);

— отношения между предприятием и государством (платежи налогов, финансирование из бюджета отдельных затрат);

— отношения между предприятиями и банками (хранение собственных средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и долгосрочное кредитование);

— отношения между государством и населением (уплата налогов о сборов, финансирование государством части социально — культурных потребностей населения, приобретение облигаций государственных займов);

— отношения между банками и населением (вклады населения в сбербанк и другие банки, приобретение банковских сертификатов, выплата банками населению дохода по вкладам, сертификатам;

— отношения между вышеуказанными и теневой экономикой.

а какие тогда просто денежные?
сама думаю-не придумать. (( Помогите плиииз!!)))))

Если мы идем в магазин и делаем какую-либо покупку, это еще не означает, что мы вступили с продавцом в финансовые отношения. Мы просто совершили покупку, т. е. отдали определенную сумму денег, а взамен их получили конкретное благо в виде товара или услуги для удовлетворения личной потребности. Никаких финансовых отношений здесь нет. Это денежные отношения.

Финансы отражают только те денежные отношения между экономическими субъектами, которые связаны с распределением (перераспределением) валового внутреннего продукта и национального дохода.
Исходя из этого критерия к финансам (а, соответственно, и к финансовым отношениям) не относится обширная система денежных отношений между отдельными гражданами, между гражданами и предприятиями розничной торговли при реализации товаров за наличный расчет и некоторых других их видов, т. к. они связаны с эквивалентным обменом и не обслуживают распределительные и перераспределительные процессы.

Или например, предприятие выпустило продукцию стоимостью 1 млн. руб. Здесь речь идет о деньгах, являющихся мерой стоимости выпущенной продукции, но к финансам это отношения не имеет.
Если же предприятие перечислило в бюджет налог на добавленную стоимость в сумме 100 тыс. руб. Здесь также участвуют деньги, но в данном случае речь идет о реальном обороте денег, об отношениях, возникающих между предприятием и государством на основе реального оборота. Это уже финансовые отношения.
В отличие от чисто денежных отношений финансовые обладают своим естественным атрибутом – регламентацией со стороны государства. Финансовые отношения всегда опосредованы определенными правовыми актами, рекомендациями, стандартами в той или иной степени регламентирующими их.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector