Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лицензия на право оказания юридических услуг

Нужна ли лицензия на оказание юридических услуг

Юридические консультации сегодня пользуются популярностью в связи с возрастающим количеством новых законов, актов, распоряжений, изданий и возникновением множества споров. Лицензирование юридических услуг является объектом многочисленных споров и дискуссий.

Кто-то считает, что эта деятельность может осуществляться абсолютно любым лицом или их группой, а кто-то говорит об обязательном прохождении процедуры получения разрешения. Кому верить? Чтобы узнать правду и получить ответы на эти вопросы, прочитайте этот материал.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Какие есть виды юридической деятельности

Определение той или иной разновидности деятельности имеет зависимость от критерия, взятого за основу классификации. Так, по форме осуществления, например, эта работа может иметь научное, образовательное и практическое обоснование. Но такая классификация применяется для обобщенного представления.

Если говорить о частных вопросах, то стоит принять во внимание другие параметры, которые позволяют подразделять этот процесс на направления.

  1. По содержательной части – консультационные услуги, толкование, выступление в организациях, ведение дел в сфере юриспруденции.
  2. По профессиональной части – адвокатская, прокурорская, нотариальная, судебно-следственная.
  3. По области ведения, деятельность может быть в сфере экономики, политики, культуры.
  4. По числу уполномоченных участников, ведущих дело – персональная и коллективная.
  5. По содержанию и цели – реконструктивная, организационная, коммуникативная и т. д.

На основании действующего закона лицензирование деятельности юридических лиц требуется не для всех этих направлений.

Регламентируется ли качество юридической деятельности

Внимание! Разрешительная бумага на осуществление юридических мероприятий не выдается.

В ФЗ РФ «О лицензировании», принятом 04.05.2011 г., №99, такое требование в отношении организаций и физических лиц, планирующих заниматься подобной практикой и занимающихся ей, отсутствует.

В соответствии с этим, невзирая на большой уровень ответственности и значимости этого вида работ, получение лицензии на юридическую деятельность не требуется ни организациям, ни представителям рядового гражданского населения.

Несмотря на отсутствие каких-либо законодательных установок, качественные параметры этой разновидности деятельности находятся под регламентом нормативно-правовых актов. В качестве общих критериев, используемых для оценки услуг, выступают следующие:

  • своевременность оказываемой помощи;
  • актуальность действующего законодательства;
  • достижение результата;
  • защита интересов клиентской стороны.

Каждый элемент в юридическом процессе подлежит регулированию и регламентированию посредством норм процессуального права.

Выдается ли сейчас лицензия на ведение юридической деятельности

Нет, в настоящее время законодательство не предусматривает выдачу такого документа, как лицензия юридического лица на оказание подобных услуг. Среди граждан до сих пор существуют непонимания касательно такой демократичности. Это связано со стремлением населения получать только качественные услуги и обращаться к профессионалам, имеющим допуск и лицензию.

Поскольку в данной сфере такие моменты не предусмотрены, клиенты находятся в затруднительном положении и могут не знать, в какую контору обратиться, чтобы не прогадать и получить качественные услуги.

Любой ли человек может вести подобную деятельность?

Нет, не любой. Во-первых, для открытия собственной организации по оказанию услуг этой сферы потребуется соблюдение множества личностных и профессиональных нюансов: ум, остроумие, глубокие знания профессионального характера, отличное воображение и смекалка, коммуникабельность, дружелюбие и интуиция.

Практикующим юристом может стать только человек, имеющий творческие задатки и способность к решению поставленных задач, поиску неординарных путей.

В целом, т. к. на предоставление юридической помощи разрешительная документация не требуется, отсутствуют ограничения и в числе лиц, которые могут заниматься оказанием подобных сервисов.

Можно смело утверждать, что консультантом может стать любое лицо, которое владеет познаниями в правовой сфере и должным уровнем профессионализма. Но это не значит, что любой, кто получил «вышку» в сфере юриспруденции, может арендовать офис, сделать рекламу и зазывать клиентов.

Государство – сторона, обязующаяся обеспечить защиту населения от недобросовестных сотрудников подобных контор. Это касается ситуаций, когда речь идет о личной свободе и жизни человека. Поэтому есть определенный перечень видов деятельности, требующих прохождения разрешительной процедуры.

На какие виды деятельности нужно получать лицензию

Со стороны правительственных органов и структур гарантируется соблюдение прав по адвокатской деятельности. Это положение прописано в соответствующем федеральном законе, содержащем базовые положения об особенностях проведения этой работы.

Они должны получать удостоверение в Министерстве юстиции РФ и вступать в Адвокатскую Палату. Выпускники юридических вузов, не имеющие стажа работы по специальности юриста или при недостаточности стажа, принимаются в Адвокатскую Палату лишь после прохождения стажировки, сроком от 1 до 2 лет.

Важно! Адвокатам запрещено заниматься предпринимательской и иной деятельностью, кроме общественной, творческой, научной и преподавательской.

Заключение

Вот мы и рассмотрели, что необходимо на оказание юридических услуг, нужна ли лицензия и прочая документация. Как показывает практическая сторона вопроса, вид деятельности хоть и регламентируется со стороны законодательства, обязательного получения лицензии не подразумевает.

Тем не менее, это вовсе не означает, что человек «с улицы» может заниматься оказанием подобных услуг. Для этого нужно как минимум иметь соответствующее образование, познания и набор личностных качеств, заслуги и награды.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Услуги Юристов

Юридическая консультация онлайн

Лицензия на оказание юридических услуг

Лицензирование юридической деятельности вызывает массу дискуссий и вопросов. Спор о необходимости и/или необязательности введения официального разрешительного документа длится уже не один год. Противники и сторонники лицензирования приводят множество доводов, аргументов, но, каких-либо серьезных изменений в данном направлении не предпринято.

Лицензия на ведение юридической деятельности

В текущий момент, лицензия на юридическую деятельность –не выдается .

В Федеральном законе Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности»от 4.05.2011 г. N 99-ФЗ такое требование по отношению к фирмам и физическим лицам, оказывающим юридические услуги, не установлено .

Согласно этому, несмотря на всю ответственность и важность такого вида работ, получение юридической лицензии для оказания услуг компаниям и гражданскому населению –не требуется.

Качество юридической помощи четко не регламентировано нормативно-правовыми актами. Общими критериями уровня оказываемых услуг являются:

  • своевременность оказания помощи;
  • эффективность –помощь в решении поставленного вопроса;
  • защита интересов личности.

Лица, оказывающие юридическую помощь

Поскольку лицензия на ведение юридической деятельности не установлена, не ограничивается и круг лиц, способных оказывать данные услуги. Таким образом, можно утверждать, что оказывать юридическую помощь может любое лицо, обладающее широкими знаниями в области права и имеющее достаточный уровень профессионализма.

Между тем, государство обязано защищать своих граждан от недобросовестного оказания юридической помощи, особенно в случаях, когда от этого напрямую зависит жизнь и свобода человека.

На сегодняшний день государство гарантирует лицензирование исключительно адвокатской деятельности. Это регламентирует Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре».

Лицензирование юридических услуг было прописано в положении, действовавшем до 1998 года, далее оно было упразднено и по настоящее время замены данному документу не издано.

*****

Лицензия на оказание юридических услуг

Лицензия на юридическую деятельность

В обществе давно дискутируют по поводу лицензий на юридическую деятельность. Этот спор ведется и в нем есть две стороны: противники и сторонники лицензий на юридическую деятельность. Вся жизнь человека связана с следованиям определенного правила. Правила отражаются в нормативно-правовых актах. С самого рождения все правила дают ему права и обязанности.

Читать еще:  Должность юрист или юрисконсульт как правильно

Обычные люди почти не разбираются в юриспруденции, поэтому и существуют юридические фирмы.

Эти фирмы оказывают профессиональные юридические услуги. Это понятие нужно рассматривать с разных сторон. В это включается:

  • помощь, которую оказали вовремя,
  • помощь, которая помогла в решении ситуации,
  • помощь, в которой защитили какие либо интересы личности.

Так же качество юридической помощи зависит от многих факторов. К этому можно отнести стандарты качества такой помощи установленной в разнообразных нормативно-правовых актов.

Можно утверждать, что юридическую помощь может оказывать только профессионал, обладающий широкими знаниями в области права.

Настоящим законом почти не ограничивается круг лиц, которые могут оказывать платную юридическую помощь законодательство, практически не ограничивает, но одновременно с этим не требует строгих знаний в области права. А отсутствие оценки этих знаний и критериев, определяющих качество, обеспечивает сложный процесс привлечения недобросовестных юристов.

Государство, чтобы не потерять престиж обязано защищать права пользователя этой юридической помощью.

Сейчас государство полностью гарантирует лицензирование только адвокатской деятельности, об этом написано в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре». В этом законе прописаны все категории лиц, требования, предъявляемые к претенденту, в адвокату. Деятельность других лиц, занимающихся платной юридической помощью, не подлежит лицензированию.

До 1998 года было положение о лицензировании юридических услуг, позже это положение было отменено и ему на смену не пришло другое. И поэтому современно законодательство не устанавливает круг лиц, которые могут заниматься такого вида деятельность.

Так, что стоит быть осторожнее, заключая договор на оказание юридических услуг и работать только с проверенными фирмами. Ведь даже если вы попросите лицензию, фирма, предоставляющая платные юридические услуги не сможет ее предоставить, ведь попросту нету лицензии установленного образца.

Лицензия на оказание юридических услуг

Автономное некоммерческое образование Научно-Правовой Центр создано в 2008 году. Создание АНО Научно-Правовой Центр вызвано необходимостью обобщения, изучения современных тенденций развития законодательства в Российской Федерации его интеграции в мировое международное законодательство. А также для оказания квалифицированной юридической помощи, которая гарантирована Конституцией РФ. Председателем центра избран Абрамов Александр Борисович.

Основные направления деятельности: изучение изменений в законодательстве, судебной системе, обобщение судебной практики, помощь в развитии системы оказания квалифицированной юридической помощи. Проведение семинаров, развитие форм обучения практическим навыкам по оказанию квалифицированной юридической помощи, осуществление правовых экспертиз. Создание Третейского суда, содействие его деятельности. Представление интересов лиц, заинтересованных в оказании квалифицированной юридической помощи во всех судах РФ и международных судах по любым категориям судебных дел. Предоставление консультаций и заключений по проблемам, разрешение которых, не возможно без участия опытных адвокатов. Члены центра отдают предпочтение разрешению особо сложных споров. Разрешению проблем на стыке уголовного и гражданского права.

В настоящее время экспертами центра являются действующие адвокаты со стажем более 10 лет. Среди них один доктор юридических наук и три кандидата юридических наук.

Вход в АНО «Научно-Правовой Центр и Третейский суд на пятом этаже ( Северное крыл о)

Лицензия на оказание юридических услуг

Услуги по лицензированию включают помощь и содействие юристов в получении лицензий, их продлении, изменении (переоформлении) и аннулировании. Юристы компании ООО «Правовая сфера»оказывают услуги по лицензированию в Москве «под ключ», мы предлагаем полное сопровождение процедуры получения различного вида лицензий, согласовываем и решаем круг задач, возникающих на различных этапах оформления лицензии.

Юристы ООО «Правовая сфера» оказывают услуги по лицензированию и получению следующих видов лицензий:

Юридическая компании «Правовая сфера» оказывает услуги по лицензированию различных видов предпринимательской деятельности, помогает получать различную разрешительную документацию, требуемую для легального функционирования предприятия. Многие виды коммерческой деятельности приобретают законность только через подтверждение легитимности через институты лицензирования и саморегулирования. Получение лицензии или допуска СРО служит доказательством соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг и/или производимых товаров установленным требованиям. Нарушение требования наличия соответствующего разрешения (лицензии) влечёт наложение крупных штрафов, а предоставление ложных сведений при получении лицензии влечёт уголовную ответственность.

Услуги по обязательному лицензированию и добровольной сертификации

Системы сертификации могут носить обязательный и добровольный характер, например, пройти сертификацию ИСО юридические лица могут по своему усмотрению. При этом цель сертификации ISO может носить, как рекламный характер, так и служить основанием для участия в тендерах. То есть сертификация ИСО служит своего рода надстройка, вложение в развитие бизнеса, в то время как лицензирование –его фундамент. Юристы окажут вам услуги по получению лицензий в соответствии с требованиями и порядком, установленными Федеральным Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Порядок оказания услуг по лицензированию следующий:

  • Консультация о процессе лицензирования конкретного вида деятельности и подведение итогов сложности получения лицензии на основании сведений о текущем состоянии юридического лица и его соответствии установленным требованиям для оформления лицензии;
  • Разработка графика платежей и расчёт стоимости;
  • Заключение договора на оказание юридических услуг по лицензированию;
  • Подготовка должным образом подготовленного пакета документов для предоставления в лицензирующий государственный орган;
  • Согласование процесса получения готовой лицензии в лицензирующем органе.

Обратиться за услугами по лицензированию в Москве вы можете по контактным телефонам:

Лицензия на курьерскую деятельность: нужна или нет?

Зачем нужны лицензии?

Лицензия — это специальное разрешение на право осуществления субъектом предпринимательства конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом (статья 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Данный удостоверяющий документ необходим для беспрепятственного осуществления специальных видов деятельности, которые имеют свою специфику, обусловливающую необходимость получения подобного разрешения.

Почему же в принципе так волнует вопрос получения лицензии?

Частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В случае с курьерами ситуация выглядит следующим образом: компания-перевозчик желает открыть новое направление деятельности — доставка документов курьером. Поискав в интернете что-либо, связанное с пересылкой корреспонденции, собственник бизнеса либо управленец находит, что для оказания услуг связи (а что же это, если не связь — мы же передаем документы!) по закону необходимо получение лицензии. Как следствие — пошлина, подготовка документов, подача в регистрирующий орган, простой предприятия на данном направлении до момента выдачи лицензии. В противном случае при занятии такой деятельностью без государственной санкции грозит штраф административного органа.

В этом контексте возникает вопрос: раз курьерские компании доставляют корреспонденцию, они оказывают услуги связи, на которые нужна лицензия?

Связь или не связь?

Основным камнем преткновения здесь будет разграничение именно содержательной части оказываемых услуг, то есть что они представляют из себя по существу.

Согласно действующему ОКВЭД («ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 20.02.2019)) курьерские услуги находятся в разделе почтовых и собственно курьерских услуг («53. Деятельность почтовой связи и курьерская деятельность»):

  • 53.20.3 Деятельность курьерская
  • 53.20.31 Деятельность по курьерской доставке различными видами транспорта
  • 53.20.32 Деятельность по доставке еды на дом
  • 53.20.39 Деятельность курьерская прочая
Читать еще:  Переход права собственности при реализации товара

Согласно статье 9 Федерального закона «О почтовой связи» в Российской Федерации действует почтовая связь общего пользования, осуществляемая акционерным обществом «Почта России», государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи (под которыми понимаются в том числе различные организации и индивидуальные предприниматели).

Если же обратиться к нормативному регулированию оказания услуг почтовой связи общего пользования, то согласно тому же Классификатору для этого необходимо руководствоваться ФЗ «О связи» и уже упомянутым ФЗ «О почтовой связи».

Согласно Федеральному закону от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» деятельность юрлиц и ИП по возмездному оказанию услуг связи осуществляется исключительно на основании лицензии в области оказания услуг связи. Перечень услуг в данной области устанавливается Правительством Российской Федерации.

Соответствующим Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» утвержден «Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи», где среди прочего последним пунктом находим:

«20. Услуги почтовой связи». . .

Статьёй 2 ФЗ №176 «О почтовой связи» установлено, что почтовая связь — вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.

Под услугами почтовой связи в данной статье понимаются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.

Почтовые отправления согласно данному документу есть адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры а письменная корреспонденция, в свою очередь, это простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы, бандероли и мелкие пакеты. То есть как раз то, что подлежит пересылке курьером.

Оператором почтовой связи признаётся лицо, имеющее право на оказание услуг почтовой связи, т. е. лицензию. А организацией почтовой связи — юридические лица любых организационно-правовых форм, оказывающие услуги почтовой связи в качестве основного вида деятельности.

Следует обратить внимание на ключевой показатель, характеризующий именно почтовую пересылку корреспонденции — тайна переписки, или тайна связи.

Статья 15 названного выше закона говорит о том, что тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, гарантируется государством.

Все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи.

Ей вторит статья 63 ФЗ «О связи», предусматривающая соблюдение тайны связи, также возлагая обязанность по такому соблюдению на операторов связи.

А что делает по сути курьер? Он доставляет адресату груз в виде бумаги или иного похожего по своим свойствам носителя адресату, не обеспечивая тайны связи, т. е. как любой другой груз.

Судебной практикой давно разъяснено, что услуги по курьерской доставке документов не относятся к услугам почтовой связи, т. е. к услугам, требующим лицензии.

Для это необходимо обратиться к Постановлению Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.02.2006 № 11803/05, где кроме уже упомянутого выше говорится том, что отправители могут реализовать свое намерение по доставке корреспонденции адресатам, не только сдав ее в качестве почтового отправления, но иным способом, в том числе посредством пересылки в качестве груза (вещи).

Законодательство не содержит запрета на перемещение (перевозку) корреспонденции в виде груза и не требует для такого рода деятельности получения лицензии на оказание услуг почтовой связи.

В рассмотренном ВАС РФ деле общество (заявитель) приняло конверт с вложением к перевозке именно в качестве груза, то есть без обязательства по обеспечению тайны сведений, содержащихся в полученных документах. На доставку груза оформлена не почтовая квитанция, а транспортная накладная, содержащая на оборотной стороне условия договора доставки груза, права и обязанности сторон. Для целей перевозки полученный конверт был вложен обществом не в почтовую, а в специальную упаковку, отличающуюся по своим параметрам от установленных Правилами оказания услуг почтовой связи.

Также указано, что при подобных обстоятельствах отправитель не вводится в заблуждение относительно характера оказываемых услуг и отсутствия у услугодателя статуса оператора почтовой связи.

Следовательно, квалифицировать действия курьерской организации как оказание услуги почтовой связи не представляется возможным.

Нужна помощь в выборе юриста? — Сообщите! Найдем нужного специалиста или создадим проектную группу для Вашего заказа.

Вывод: нужно или нет?

Резюмируя вышеприведенное разъяснение ВАС РФ, если ваша компания занимается курьерской доставкой документов, но при этом принимает конверт с каким-либо вложением к перевозке в качестве груза, то есть без обязательства по обеспечению тайны сведений, содержащихся в полученных документах, оформляет на доставку груза не почтовую квитанцию, а транспортную накладную и вкладывает полученный конверт не в почтовую, а в специальную упаковку, то в этих случаях отправитель понимает, что он отправляет свою посылку не с помощью почты, а как простой груз с помощью перевозчика (курьера).

Оказание таких услуг не квалифицируется как оказание услуг почтовой связи, требующее наличия лицензии.

Говоря иными словами, при оказании услуг связи (лицензируемой) вы передаете своему адресату текст, т. е. нематериальную составляющую, какую-либо информацию, сохранность от третьих лиц которой гарантирует оператор связи, имеющий именно для этих целей лицензию, а при курьерской доставке — бумагу, материальный носитель, если проще — по существу вопроса для курьера разницы между пустым листом и исписанным нет.

Поэтому для курьерской доставки документов, передаваемых как груз по накладной, лицензия согласно действующему законодательству не нужна.

Нужна ли представителю лицензия: юристы оценили инициативу Михаила Барщевского

Достаточно ли диплома юриста и доверенности для того, чтобы представлять интересы стороны по делу в суде? Представитель правительства России в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский так не считает. Он предложил ввести лицензирование для участия в судебных спорах, чтобы защитить клиентов от недобросовестных юристов. «Право.ru» спросило, что об этом думают сами представители юридического сообщества.

Такое неожиданное предложение Барщевский озвучил накануне, выступая на XII Международной школе-практикуме молодых ученых-юристов, организованной Институтом законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. По словам юриста, это позволит защитить граждан от дилетантов и мошенников, выдающих себя за юристов, которые «катастрофически подводят» доверителей и «не знают элементарных вещей». Он уточнил, что лицензии можно вводить поэтапно: сначала на представление в Верховном суде, а после – в региональных и районных (городских) судах. Причем сдавать экзамены для представительства в суде должны все без исключения, в том числе и адвокаты, также получившие свой статус после прохождения испытаний (см. «Барщевский предложил ввести специальные лицензии для работающих в суде юристов»).

Идея не нова

Юристы отмечают, что введение разрешительного порядка участия представителя в суде появилась задолго до предложения Барщевского. «Мы помним, что в дореволюционной России судебное представительство осуществлялось не только присяжными поверенными, но и частными поверенными, получавщими разрешение на ведение дел в конкретных судах», – комментирует адвокат АБ S&K Вертикаль Агния Лукка.

Читать еще:  Енвд кто имеет право применять

«Изначальный проект действующего сейчас АПК РФ предусматривал возможность судебного представительства только со стороны адвокатов, аккредитованных при конкретном суде. На тот момент соответствующее предложение принято не было, и есть серьезные сомнения относительно готовности юридического сообщества поддержать эту инициативу сейчас», – напоминает Роман Зайцев, партнер, руководитель группы разрешения споров московского офиса Dentons.

Кирилл Коршунов, юрист АБ «Линии Права», считает, что идея ввести лицензирование для представительства в судах не является сенсационной. «По существу, она преследует ту же цель, что и введение широко обсуждаемой адвокатской монополии: сделать представительство в судах профессиональным и защитить лица, участвующие в деле, от некомпетентных юристов», – говорит он. Вот только это, несомненно, благое начинание может иметь негативные последствия.

Больше плохого, чем хорошего

Лукка считает, что нововведение не только потребует внесения изменений в процессуальное законодательство, но и затруднит ведение дел через представителей. А выдача разрешений адвокатам так и вовсе противоречит самому институту адвокатуры и ее основополагающим принципам. «Разрешение на ведение судебных дел не решит проблему некачественной юридической помощи. Она может решаться только благодаря естественным условиям конкуренции, провоцирующей любого юриста к постоянному профессиональному развитию. Выбор всегда за доверителем», – говорит она.

«Идея о введении лицензий для юристов, осуществляющих представление интересов граждан в судах, не выдерживает никакой критики», – говорит Андрей Трушин – адвокат, партнёр АБ «Казаков и партнёры». Во-первых, эксперт считает, что незачем устраивать экзамен юристу, который при получении высшего образования и так не раз проходил испытания, направленные на проверку знаний во всех отраслях права. Во-вторых, ему неясно, как этот институт будет соотноситься с уже существующим институтом адвокатуры. «Для получения статуса адвоката также необходимо сдать очень серьезный экзамен. Это вполне оправданно, поскольку, став адвокатом, юрист получает право на представление интересов обвиняемых по уголовным делам, люди доверяют ему свои жизни», – комментирует Трушин. Кроме того, у лицензированного юриста-неадвоката рано или поздно возникнет конкуренция с адвокатурой, что также сложно признать положительным моментом. Непонятно, кто будет выдавать лицензии и во сколько они обойдутся. «Введение лицензий породит необходимость получения еще одной бумажки, которая никак не улучшит качество предоставляемых услуг», – констатирует эксперт.

«Стоит отметить, что введение своеобразного лицензирования для судебных представителей уже предусмотрено действующим законодательством. Так, согласно КАС, представитель должен обладать юридическим образованием. Диплом юриста в таком случае служит своеобразной лицензией», – комментирует Кирилл Коршунов из «Линии Права». По его мнению, лицензирование может породить три проблемы. Первая в том, что сейчас, если сторона ошиблась в правовой квалификации правоотношений и в обосновании иска ссылается на неприменимую норму, суд может переквалифицировать правоотношения и применить правильную норму. Если же судебный процесс станет профессиональным, то политико-правовых причин к переквалификации правоотношений станет меньше. Еще одним негативным последствием введения лицензирования может стать повышение цен на услуги представителей. Раз круг представителей сузится, возникнет дефицит на предоставление таких услуг, что неизбежно приведет к их удорожанию. Ну и третья проблема в том, что разделение юристов на «лицензированных» и «без лицензии» неминуемо разобьет сообщество на два возможно противоборствующих лагеря.

Юрист корпоративной практики Nektorov, Saveliev & Partners Виталий Силин также говорит о том, что экзамен для получения лицензии станет «лекарством от невежества, а не от мошенничества», поскольку нарушение прав граждан чаще всего происходит не из-за того, что юрист плохо знает законы, а потому, что он понимает плохие перспективы дела, но все равно хочет заработать. Кроме того, профессия юриста в определённом смысле «творческая», и юрсообщество всегда болезненно реагирует на установление каких-либо ограничительных рамок, критериев и взносов. Примеры тому – продержавшееся не более трех лет в 90-х годах лицензирование юридической деятельности и отмененная после 1,5 лет арбитражная монополия для адвокатов. «Из судов уйдет значительное число компетентных in-house-юристов, которые оказывают юридические услуги на нерегулярной основе в качестве дополнительного заработка, – считает Силин. – Также неясен вопрос с представителями юридического лица. Потребуется ли для судебного представительства для in-house-юриста лицензия? Если да, то это создаст парадоксальную ситуацию, когда в штате организации имеется юрист, но представлять интересы может только руководитель из-за отсутствия лицензии». Ну и опять же – непонятен механизм выдачи лицензии, и кто ее будет получать – отдельные представители или их образования.

Адвокату Антону Сироткину, советнику и руководителю группы специальных судебных проектов юрфирмы «ЮСТ», инициатива представляется непроработанной хотя бы потому, что «деятельность по представительству в суде», не подпадает под цели и критерии лицензирования, установленные ст. 2 ФЗ «О лицензировании». Кроме того, он считает, что проблемы нельзя сводить исключительно к уровню профессиональной подготовки судебных представителей. «В значительной степени они заключаются в недобросовестном исполнении судебным представителем взятых на себя обязательств, а в ряде случаев и в совершении умышленных действий во вред доверителю. Лицензирование изначально не предназначено для решения подобных проблем», – говорит Сироткин. И если, например, при введении адвокатской монополии ссылаются на Кодекс этики адвоката, действие которого подкреплено обширной дисциплинарной практикой со стороны органов адвокатского самоуправления, то в рамках лицензирования такой механизм защиты отсутствует, и его весьма проблематично создать.

Настороженное отношение

Те же представители сообщества, которые не обрушили на идею массу критики, все равно отнеслись к ней настороженно.

«Михаил Барщевский затронул очень острую проблему оказания квалифицированной юридической помощи населению. Сейчас заниматься представительством в судах может практически кто угодно – не только юристы-профессионалы, но и юристы с сомнительной квалификацией и даже не имеющие юридического образования», – констатирует Владимир Груздев, председатель правления Ассоциации юристов России. Это, по его мнению, приводит к тому, что на юридическом рынке действуют как профессионалы, так и откровенные мошенники. Существующую проблему необходимо решать, и как можно быстрее. Однако стоит ли это делать с помощью введения лицензий на судебное представительство, в том числе для адвокатов, – вопрос дискуссионный. Сейчас Минюст готовит Концепцию регулирования рынка юруслуг, подразумевающую введение адвокатской монополии, которая также должна отсеять недобросовестных юристов. «Возможно, стоит учесть предложения Барщевсокго и подумать о введении комплексной системы, при которой право на профессиональное представительство в суде могли получить и адвокаты, и юристы, получившие лицензию. Это могло бы стать компромиссом. Но, конечно, все надо тщательно взвесить», – отметил Груздев.

По мнению Алексея Абрамова, директора юридической практики КПМГ в России и СНГ, эффект будет зависеть от наличия механизма проверки знаний юристов, получающих лицензии, поэтому необходимо обеспечить периодическую проверку наличия этих знаний. «Пока такой механизм отсутствует, даже в проекте говорить о введении лицензий или «адвокатской монополии» рано. Предложение о введении лицензий «сверху» выглядит странно. Наоборот, вводить их стоит «снизу». Многие дела по причине некомпетентности представителя до Верховного суда РФ могут и не дойти», – говорит он.

«В целом к идее повышения профессионализма судебного представительства я отношусь положительно. Но считаю, что это нужно делать не путем сегментации рынка (введение адвокатской монополии или лицензии), а путем улучшения качества юридического образования», – заключает Коршунов из «Линии Права».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector