Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нормативно правовые акты бухгалтерского учета

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

Правильно организованный бухгалтерский учет важен не только для каждой конкретной организации, но и для государственной финансовой системы в целом. Нормативное регулирование бухгалтерского учета 2020 в РФ на законодательном уровне имеет четкую структуру и иерархию. Во главе всего стоит, правда, не кодекс, как во многих других сферах, а Федеральный закон от 06.12.2011 № 402 «О бухгалтерском учете». В соответствии с его требованиями, должны действовать абсолютно все хозяйствующие субъекты в России. Но на его основе разработано большое количество подзаконных актов, которые должны применять все организации при ведении бухучета.

Иерархия бухгалтерских нормативно-правовых актов в России

Если образно представить, какими документами регламентируется бухгалтерский учет в России, получится своеобразная пирамида из пяти уровней, во главе которой находится Федеральный закон от 06.12.2011 № 402. Рассмотрим, как выглядят на схеме уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета 2020, а потом рассмотрим каждый из уровней в отдельности.

Все нормативные документы по бухгалтерскому учету 2020 поместились в одну пятиуровневую систему. На каждом из уровней достигается отдельная цель. В частности, федеральный закон регламентирует только общие нормы и требования, а вот положение по ведению бухучета и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н, которое находится ниже по важности, регулирует частности. В нем руководители и бухгалтеры найдут ответы о практическом применении требований ФЗ № 402 и других нормативно-правовых актов. С этими двумя документами все более-менее понятно, но дальше идут нормативные документы бухгалтерского учета, с которыми бухгалтерам приходится иметь дело практически ежедневно:

  • план счетов;
  • многочисленные ПБУ;
  • положение о документообороте.

Чтобы понять, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, рассмотрим нижние уровни подробнее.

Базовые НПА

План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Этот документ содержит перечень используемых бухгалтерских проводок и их расшифровку. Этот план предназначен для коммерческих организаций, бюджетные применяют особый план счетов, для банков действует отдельный НПА. Все проводки бухгалтеры осуществляют на основе рекомендаций и требований, перечисленных в положениях по бухучету (ПБУ), которых действует довольно большое количество. Представим действующие ПБУ в виде таблицы:

Реквизиты приказа Минфина России, утвердившего ПБУ

«Учетная политика организации»

«Учет договоров строительного подряда»

«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»

«Бухгалтерская отчетность организации»

«Учет материально-производственных запасов»

«Учет основных средств»

«События после отчетной даты»

«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»

«Информация о связанных сторонах»

«Информация по сегментам»

«Расходы по займам и кредитам»

«Информация по прекращаемой деятельности»

«Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»

«Расчеты по налогу на прибыль организаций»

«Информация об участии в совместной деятельности»

«Изменения оценочных значений»

«Исправление ошибок в бухучете и отчетности»

«Отчет о движении денежных средств»

«Затраты на освоение природных ресурсов»

То, что регламентирует каждое из ПБУ, можно понять из его названия. Все действующие ПБУ признаны федеральными стандартами бухучета до вступления в силу соответствующего закона о национальных стандартах. Это прописано в части 1.1 статьи 30 закона № 402-ФЗ. Нормативная база бухгалтерского учета предполагает использование МСФО, они введены в действие на территории России приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н. При оформлении документов бухгалтеры должны учитывать требования положения о документах и документообороте в бухучете, утвержденного еще приказом Минфина СССР от 29.07.1983 № 105.

Методички и внутренние нормативные акты

Рассмотрение вопроса, какими нормативными документами регламентируется ведение бухучета, будет неполным без упоминания о методических указаниях и рекомендациях, которые регулярно выпускает Минфин. В их числе отдельную нишу занимают письма Минфина, в которых чиновники отвечают на вопросы и высказывают позицию по различным ситуациям, прямо не урегулированным законодательством. Хотя такие письма Минфина и не являются НПА (п. 2 правил, утвержденных постановлением правительства от 13.08.1997 № 1009), они реально помогают бухгалтерам в разрешении спорных ситуаций и иногда даже помогают отстоять свою позицию перед контролирующими органами.

Ну и, наконец, в самом низу пирамиды НПА находятся внутренние документы организации:

Все они составляются с соблюдением требований вышестоящих ФЗ и НПА. Их целью является определение порядка ведения бухучета в конкретной организации: действующее законодательство предполагает вариативность в этом вопросе.

Нормативно-правовые акты по бухучету: что главнее, как их применять

В своей повседневной работе вы вполне можете столкнуться с ситуацией, когда нужно отразить в бухучете какую-то нестандартную операцию. Начнете изучать нормативку по бухучету и обнаружите, что норм, регулирующих учет этой операции, нет. Или, наоборот, документы, которые вам попались, содержат противоречащие друг другу требования. В попытке срочно найти нужное решение вы кинетесь обзванивать коллег или перечитывать «мегабайты» информации в Интернете. Но не факт, что и это поможет.

Мы решили написать для вас небольшую шпаргалку, которая поможет найти правду в нормативных правовых актах (НПА), регулирующих бухучет, и решить разногласия между различными бухгалтерскими правилами.

Система НПА, регулирующих бухучет

Сначала давайте посмотрим, какими нормативными актами нужно руководствоваться при организации и ведении учета и составлении отчетност и статьи 3, 5 Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ . Для наглядности мы «построили» из них пирамиду, расположив НПА по их юридической силе от вершины пирамиды (бо ´ льшая юридическая сила) к основанию (меньшая юридическая сила).

* План счетов бухгалтерского учета и формы бухгалтерской отчетности, рекомендованные Минфином, содержат лишь технические вопросы ведения бухучета и составления отчетност и п. 2 ст. 5 Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ . Правил самого учета в них нет.

А вот разъяснения (письма) Минфина по вопросам регулирования бухучета нормативными правовыми актами не являютс я п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства от 13.08.97 № 1009 . Поэтому решайте самостоятельно, учитывать выраженную в них позицию контролирующего органа или нет.

Кстати, если у вас есть сомнения, как проводить ту или иную операцию, вы можете попробовать сделать официальный запрос в Минфин России. Но, как правило, оттуда приходит отписка типа «в компетенцию Министерства финансов не входит консультирование коммерческих организаций по вопросам бухгалтерского учета» или «обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Министерстве финансов не рассматриваются».

Два нормативных акта в одной и той же ситуации предписывают поступать по-разному? Применяйте тот документ, который имеет бо ´ льшую юридическую силу

С другой стороны, если вы встречаете минфиновское письмо, хотя и адресованное не вам, но со стопроцентно вашей ситуацией и с выгодным для вас ответом, то используйте его. Например, по мнению Минфина России, организации-продавцу на период регистрации перехода права собственности на недвижимость, переданную покупателю, надо отразить выбытие объекта из состава ОС. Для этого объект можно учитывать на счете 45 «Товары отгруженные», отдельный субсчет «Переданные объекты недвижимости » Письмо Минфина от 22.03.2011 № 07-02-10/20 . А это означает, что налог на имущество по этому объекту в период регистрации можно будет не платить. Кстати, с этим согласен и ВАС РФ Постановление Президиума ВАС от 29.03.2011 № 16400/10 .

Читать еще:  Имеет ли право налоговая блокировать счет

Что касается международных стандартов отчетности (МСФО), то на сегодняшний день они уже вошли в действующую систему регулирования российского бухучета. Минфин России придал им официальный статус, издав Приказ о введении в действие МСФО и разъяснений МСФО Приказ Минфина от 25.11.2011 № 160н; пп. 7, 23 Положения, утв. Постановлением Правительства от 25.02.2011 № 107 .

Но составлять отчетность по международным стандартам в обязательном порядке должны не все — пока это только кредитные и страховые компании, а с 2015 г. к ним присоединятся компании, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран. А обычные организации применяют правила международных стандартов, если российскими ПБУ способ учета какой-либо операции не установле н п. 7 ПБУ 1/2008 .

Как принять решение, если есть вопросы

Итак, как же найти ответ на свой вопрос по учету той или иной операции, актива или обязательства? Предлагаем применять следующий алгоритм.

А теперь на примере ответов на вопросы читателей покажем, как применять этот алгоритм на практике.

Для арендатора неотделимые улучшения — это основные средства

Мы арендуем помещение, в котором сами перенесли межкомнатные стены. Не знаем, как нам учесть затраты на ремонт. В ПБУ 6/01 «Учет основных средств» сказано, что их можно учесть в составе основных средств. А вот в Методических указаниях по учету ОС утв. Приказом Минфина от 13.10.2003 № 91н говорится, что неотделимые улучшения арендованного имущества можно учесть как ОС, только если по условиям договора эти капитальные вложения являются нашей собственность ю п. 3 Методических указаний по учету ОС .

: Учитывайте капвложения как свои основные средства.

Обратимся к нашей схеме. У нас имеются две противоречащие друг другу нормы: одна из ПБУ, вторая — из Методических указаний. Как мы показали в нашей пирамиде, ПБУ обладают большей юридической силой по сравнению с методичками. Поэтому применяем правило ПБУ, согласно которому можно учесть капвложения в арендованное имущество в качестве ОС независимо от наличия права собственности на капвложения. Минфин России придерживается такой же позици и Письмо Минфина от 03.11.2010 № 03-05-05-01/48 .

К тому же по гражданскому законодательству право собственности на неотделимые улучшения всегда находится у арендодател я ст. 623 ГК РФ . То есть правило, сформулированное в Методических указаниях по учету ОС, к неотделимым улучшениям просто никогда нельзя применить.

Проценты по займам — в расходы

Мы взяли кредит и приобрели на него товар. Как нам теперь учесть проценты по кредиту, начисленные до момента принятия МПЗ к учету? В разных ПБУ разные правила — они противоречат друг другу! Так, в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» написано, что проценты надо относить на стоимость МПЗ. А вот ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» предусматривает, что проценты надо учитывать в расходах.

: Проценты по займам в первоначальную стоимость МПЗ включать не нужно. Их надо учесть в составе прочих расходов текущего период а пп. 3, 7 ПБУ 15/2008 .

В вашей ситуации противоречия норм нет. Перед вами акты одной юридической силы, принятые в разное время, — здесь конкуренция нормы общей и специальной. Напомним, общая норма регулирует определенный род отношений, специальная норма регулирует вид отношений данного рода, детализирует общую норму или делает изъятия из нее.

В рассматриваемом примере вы подбираете правило для организации учета процентов по займам, поэтому правила ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» будут для вас специальной нормой, а правила ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» — общей. А вот если бы вы искали правило для формирования стоимости МПЗ, то специальным было бы ПБУ 5/01. Закрепите в учетной политике, какая из норм в каждой конкретной ситуации у вас является специальной. И применяйте именно ее, так как она имеет приоритет перед общей.

Вместе с тем помните, что если специальная и общая нормы содержатся в правовых актах разной юридической силы, то применять надо норму из акта большей юридической силы.

Для учета электронных денег подойдет счет 55 «Специальные счета в банках»

Мы недавно открыли интернет-магазин (розничная торговля детской одеждой) и завели так называемый электронный кошелек для расчетов с покупателями-«физиками». Но как отражать в бухучете операции по электронному счету? Есть ли какие-либо правила для учета электронных денег или их еще не придумали?

Для расчетов с помощью электронных кошельков специальных правил учета еще не придумано

: Действительно, специальных правил ведения бухучета для операций с электронными деньгами пока не установили. Можно говорить о пробеле в нормативном регулировании бухучета в этой сфере. Но не пугайтесь — нужно просто подобрать в действующих нормативных правовых актах нормы, регулирующие учет сходных операций (если хотите блеснуть знаниями среди коллег, скажите, что вы применили аналогию закона).

Так, деньги, которые вы перевели в электронный кошелек, можно учесть на счете 55 «Специальные счета в банках», на счете 57 «Переводы в пути» или на счете 51 «Расчетные счета » п. 18 ст. 3 Закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ . Все эти счета подходят для обобщения информации о наличии и движении денег.

К применяемому счету заведите субсчет «Электронные деньги», указав это в рабочем плане счетов. Аналитический учет можно вести по каждой платежной системе или по виду электронных денег. Такой способ учета электронных денег пропишите в своей учетной политик е п. 8 ПБУ 1/2008 .

Итак, предположим, вы выбрали счет 55 «Специальные счета в банках». Тогда у вас будут следующие проводки.

«Обзор (перечень) нормативно-правовых актов (инструкций), регулирующих применение бюджетной классификации, ведение учета, формирование отчетности сектора государственного управления согласно нормам Российского законодательства» (утв. Минфином России)

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ (ИНСТРУКЦИЙ), РЕГУЛИРУЮЩИХ

ПРИМЕНЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ, ВЕДЕНИЕ УЧЕТА,

ФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТНОСТИ СЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ СОГЛАСНО НОРМАМ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Нормативные правовые акты, регулирующие бухгалтерский учет в секторе государственного управления

Устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовой статус участников бюджетного процесса.

Определяет группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Устанавливает бюджетные полномочия Министерства финансов Российской Федерации.

Определяет основы бюджетного учета.

Определяет бюджетные полномочия получателя бюджетных средств по ведению (обеспечению ведения) бюджетного учета, возможность передачи полномочий по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета казенными учреждениями централизованным бухгалтериям.

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Действует на всей территории Российской Федерации

от 31.07.1998 N 145-ФЗ

Устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Кроме того, устанавливает особенности регулирования бухгалтерского учета в организациях государственного сектора.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ

«О бухгалтерском учете»

Действует на всей территории Российской Федерации

Читать еще:  172 постановление правительства москвы

Нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации, регулирующие бухгалтерский учет в секторе государственного управления

Устанавливает Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее — Единый план счетов), единый порядок его применения и обязательные общие требования к учету нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов на соответствующих счетах Единого плана счетов, в том числе требования по их признанию, оценке, группировке, общие способы и правила организации и ведения бюджетного учета учреждениями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, органами, осуществляющими кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовыми органами, и бухгалтерского учета бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, государственными академиями наук (далее, в целях настоящей Инструкции — бухгалтерский учет) путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций с активами и обязательствами.

Приказ Минфина Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н

Распространяется на организации государственного сектора, органы государственной власти (государственные органы), органы, осуществляющие кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы.

«Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»

Приказ Минфина Российской Федерации от 12.10.2012 N 134н

Перечень основных нормативных документов по бухгалтерскому учету

1. Гражданский кодекс Российской Федерации №151-ФЗ (в ред от 07.02.2011 г. )

2. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 30.07.1998 г. №148-ФЗ (в редакции от 03.12.2011 г.)

3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000г. №117-ФЗ (в редакции от 07.12.2011 г.)

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2011г. №197-ФЗ (в редакции от 15.12.2011 г.)

5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ (в ред. от 03.11.2010 г. №183-ФЗ).

6. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ

7. Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» №208-ФЗ от 27.07.2010

8. Программа реформирования бухгалтерского уче­та в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Утв. Постановлением Пра­вительства РФ от 06.03.98 г. №283.

9. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Одобрена Приказом Минфина РФ от 01.07.2004 г. №180.

10. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. №34н. (в действующей редакции).

11. Положение о признании международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации. Утв. Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 г. №107.

12. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008.Утв. Приказом Минфина РФ от 06.08.08 г. № 106н (в действующей редакции).

13. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/08. Утв. Приказом Минфина РФ от 24.10.08 г. № 116–н (в действующей редакции).

14. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006. Утв. Приказом Минфина РФ от 27.10.2006 г. №154н (в действующей редакции).

15. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. Утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. №43н ((в действующей редакции)).

16. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. №44н (в действующей редакции).

17. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. №26н (в действующей редакции).

18. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98. Утв. Приказом Минфина РФ от 25.11.98 г. №56н (в действующей редакции).

19. Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» ПБУ 8/2010. Приказ Минфина РФ от 13.12.2010г. №167н

20. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. №32н (в действующей редакции).

21. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. №33н (в действующей редакции).

22. Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» ПБУ 11/2008. Утв. Приказом Минфина РФ от 29.04.2008 г. №48н в (действующей редакции)

23. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2010. Утв. Приказом Минфина РФ от 08.11.2010 г. №11н (в ред. От 18.09.2006 г. № 115н).

24. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000. Утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. №92н (в ред. от 18.09.2006 г. № 115н).

25. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007. Утв. Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 г. №153н.

26. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по кредитам и займам» ПБУ 15/08. Утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2008г. №107н

27. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02. Утв. Приказом Минфина РФ от 02.07.2002 г. №66н (в ред. от 18.09.2006 г. № 116н).

28. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/2002. Утв. Приказом Минфина РФ от 10.11.2002 г. №115н (в ред. от 18.09.2006 г. № 116н).

29. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/2002. Утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. №114н.

30. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/2002. Утв. Приказом Минфина РФ от 10.12.2002 г. №126н (в ред. от 18.09.2006 г. № 116н, от 27.11.2006 г. № 156н).

31. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/2003. Утв. Приказом Минфина РФ от 24.10.2003 г. №105н (в ред. от 18.09.2006 г. № 116н).

32. Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» ПБУ 22/2010, утвержденное Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н

33. Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» ПБУ 23/11. Приказ Минфина России от 02.02.2011 г. N 11н

34. Положение по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» ПБУ 24/2011. Приказ Минфина РФ от 06.10.2011 г. N125н

35. Методические указания по инвентаризации имущества и обязательств. Утв. Приказом Минфина РФ от 13.09.95 г. №49.

36. Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности. Утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.96 г. №112.

37. Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию. Утв. Приказом Минфина РФ от 21.05.2000 г. №29н.

38. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утв. Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. №119н (в ред. от 27.11.2006 г. №156н).

39. Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования, специальной одежды. Утв. Приказом Минфина РФ от 26.12.2002 г. №135н.

Читать еще:  Оплата услуг по гражданско правовому договору

40. Методические указания по бухгалтерскому уче­ту основных средств. Утв. Приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. №91н (в ред. от 27.11.2006 г. №156н).

41. Методические указания по формированию бух­галтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций. Утв. Приказом Минфина РФ от 20.05.2003 г. № 44.

42. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению. Утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н (в ред. от 07.05.2003 г. № 38н, от 18.09.2006 г. № 115н и 116н).

43. О формах бухгалтерской отчетности организа­ций. Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 г. №66н.

Правовая основа бухгалтерского учета

Понятие и организация бухгалтерского учета в РФ

Организация бухгалтерского учета – это совокупность системообразующих элементов и условий учетного процесса, необходимых для формирования полных и достоверных сведений о хозяйственной деятельности предприятия.

С целью соблюдения законодательства при выполнении хозяйственных операций, на каждом предприятии должен быть организован бухгалтерский учет. Ответственность за это несет руководитель организации.

В зависимости от объема работы руководитель может выбирать ту или иную форму бухгалтерской работы:

  1. Утвердить в организационной структуре подразделение «Бухгалтерия», возглавляемое главным бухгалтером;
  2. Ввести в штатное расписание должность бухгалтера в единственном лице;
  3. Передать на договорных условиях ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, консалтинговой фирме или бухгалтеру специалисту;
  4. Вести бухгалтерский учет лично.

Основные принципы построения бухгалтерского учета определяются законодательством РФ по бухгалтерскому учету. Регулирование бухгалтерского учета в масштабах страны заключается в разработке и утверждении нормативных документов для всех предприятий на территории Российской Федерации:

  • Федеральный закон о бухгалтерском учете;
  • Планов счетов бухгалтерского учета и инструкции по применению;
  • Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету;
  • Другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

Документы, регламентирующие организацию бухгалтерского учета

  • Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.2011г.;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом №34н от 29.07.1998г. (с изм. от 29.03.2017г.);
  • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утв. приказом №94н от 31.10.2000г. (с изм. от 08.11.2010г.);
  • «Положение по бухгалтерскому учёту долгосрочных инвестиций» (утв. письмом Минфина РФ от 30.12.1993 № 160);
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Учетная политика организации.

Особую группу нормативных документов министерство финансов РФ, регламентирующих порядок ведения учета по отдельным участкам образует стандарты:

  • Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Они разрабатываются с учетом основных положений международных стандартов бухгалтерского учета.

Перечень действующих ПБУ, принятых Министерством финансов РФ

  • ПБУ 1/2008 Учетная политика организации, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н;
  • ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда, утв. приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н;
  • ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств в иностранной валюте, утв. приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н;
  • ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации, утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н;
  • ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н;
  • ПБУ 6/01 Учет основных средств, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н;
  • ПБУ 7/98 События после отчетной даты, утв. приказом Минфина России от 25.11.1998 N 56н;
  • ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и активы, утв. приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н;
  • ПБУ 9/99 Доходы организации, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н;
  • ПБУ 10/99 Расходы организации, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н;
  • ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах, утв. приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н;
  • ПБУ 12/2010 Информация по сегментам, утв. приказом Минфина России от 08.11.2010 N 143н;
  • ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи, утв. приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н;
  • ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов, утв. приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н;
  • ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н;
  • ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности, утв. приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н;
  • ПБУ 17/02 Учет расходов на НИОКР и технологические работы, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 N 115н;
  • ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н;
  • ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений, утв. приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н;
  • ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности, утв. приказом Минфина России от 24.11.2003 N 105н;
  • ПБУ 21/2008 Изменение оценочных значений, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н;
  • ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бух. учете и отчетности, утв. приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н;
  • ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств, утв. приказом Минфина России от 02.02.2011 N 11н;
  • ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов, утв. приказом Минфина России от 06.10.2011 N 125н;

Федеральный закон РФ о бухгалтерском учете

Основным законодательным актом регулирующим ведения бухгалтерского учета является федеральный закон «О бухгалтерском учете», N 402-ФЗ от 06.12.2011. Закон о бухгалтерском учете регулирует следующие вопросы:

  • Определяет объекты и основные требования к ведению бухгалтерского учета;
  • Раскрывает основные понятия, используемые в законодательном регулировании бухгалтерского учета;
  • Устанавливает права и обязанности должностных лиц предприятия, а также ответственность за нарушение требований законодательства о бухгалтерском учете;
  • Определяет основные задачи бухгалтерского учета, требования к оформлению и ведению первичных бухгалтерских документов и учетных регистров бухгалтерского учета;
  • Устанавливает сроки и общие требования к проведению инвентаризации имущества и обязательств предприятия;
  • Устанавливает сроки, общие требования и порядок представления бухгалтерской отчетности;

Положение о бухгалтерском учете и отчетности РФ

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом №34н от 29.07.1998г. устанавливает порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составление и представление бухгалтерской отчетности юридическими лицами. Оно разработано на основе закона «О бухгалтерском учете» и уточняет применение отдельных требований закона. Положение имеет вторичный характер по отношению к закону «О бухгалтерском учете» и является основой для всех нормативных документов, разрабатываемых министерством финансов РФ. Положение устанавливает возможности выбора из двух или нескольких вариантов отражения отдельных хозяйственных операций. Например, предприятие может выбрать способ ведения и форму бухгалтерского учета, метод оценки материалов, способы начисления амортизации объектов основных средств и объектов нематериальных активов и т.д. Для того, чтобы бухгалтерский учет на предприятие соответствовал требованиям положения необходимо обеспечить постоянное наблюдение за состоянием законодательной и нормативной базы.

Международные стандарты учета и адаптация к ним Российской системы учета

Актуальным направлением совершенствования организации бухгалтерского учета на предприятиях в условиях современной рыночной экономики является ориентация на международные стандарты по учету и отчетности.

Основная цель формирования современной системы бухгалтерского учета, определена в следующих задачах:

  • Обеспечение полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
  • Сформировать увязку реформ бухгалтерского учета России с основными тенденциями развития стандартов на международном уровне;
  • Оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector