Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ бюджетной политики

Анализ бюджетно-налоговой политики РФ 2018 год и основные вопросы его совершенствования

экономические науки

  • Рыманова Татьяна Юрьевна , бакалавр, студент
  • Волгоградский государственный технический университет
  • 2018
  • ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
  • РОССИЯ
  • БЮДЖЕТ
  • БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
  • ФИНАНСЫ
  • НАЛОГИ

Похожие материалы

Реформирование бюджетно-налоговых отношений является важнейшей составной частью проводимых в России социально-экономических преобразований. Ведь, успех экономической стабилизации в стране зависит от создания оптимального механизма бюджетно-налоговых отношений, обеспечения действительного сочетания интересов на всех уровнях бюджетной системы, от достижения подлинного финансового равноправия всех органов власти в значительной мере зависит

Бюджетно-налоговая политика, система регулирующая экономику посредством изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. По опыту зарубежных стран хорошо прослеживается зависимость проведенных налоговых новаций в системе налогообложения и рост мировых показателей страны, таких как ВВП на душу населения, снижение уровня безработицы и контроль уровня инфляции. [1]

Темпы роста ВВП на 2018 год в еврозоне ожидается в границах 0,7%-1,3%. Уровень безработицы ожидается в пределах 8,3%-8,8%. Плавное улучшение будет наблюдаться за счет оптимизации миграционных условий и улучшения финансовой составляющей в компаниях, которые начнут активнее создавать рабочие места. Данные показатели свидетельствуют о эффективном проведение бюджетно-налоговой политики. Зарубежным странах характерно постоянно усовершенствование налоговой базы, с закреплением ее на законодательном уровне.

Примером одной из стран может служить США, где период посткризисного восстановления практически завершен: уровень безработицы достиг предкризисных минимумов, индикаторы инфляции приближаются к целевому уровню. Сильными сторонами экономической системы США является реализация реформы налогового сектора, уплотнение сектора занятости, улучшение инвестиционной составляющей внутри небольших форм бизнеса и активизация потребительского спроса. Федеральная Резервная Система США, пересмотрит процентную ставку на повышение трижды в 2018 году. А из этого следует, что на прогнозном горизонте можно ожидать постепенного ужесточения условий внешних заимствований для стран с формирующимися рынками, в том числе и для России.

По сравнению с еврозоной, финансовые показатели России находятся не на высоком уровне, это выражается в высоком уровне безработице и низком показателе ВВП. Россию по ВВП на душу населения обогнал даже Китай, у которого население в 10 раз больше. Также можно сделать вывод, что экономика многих стран в разы сильнее. Согласно последним новостям на конец марта, министр Минэкономразвития Максим Орешкин ожидает по итогам года роста ВВП всего лишь на 2%. Данные показатели говорят о неверно проводимой бюджетно-налоговой политике в стране. Сам бюджет России, составленный на 2018 год является дефицитным и состоит из доходов казны, состоящей 15,26 триллионов рублей, и расходов — 16,53 триллионов. Дефицит бюджета равен 1,27 триллионам.[2]

Налоги при этом составляют 73 % всех поступлений в бюджет. Остальную часть составляют доходы от внешнеторговой деятельности (22, 4 %). Проводимые реформы в стране, такие как, повышение пенсионного возраста, планируемое увеличение ставки НДФЛ, в отдельных регионах введение курортного сбора, а также изменения в налоговой отчетности приводит к негативному отношения граждан к властям страны.

В это же время расходная часть Бюджета России 2018 года направлена на обслуживание государственного аппарата. Если сложить финансирование чиновников, армии и спецслужб, то данные статьи расхода составят 37,5% расходов казны. Формально расходы на социальную политику стоят на первом месте в бюджете России, но обеспечение самого государства разбито на несколько разделов и в сумме оказывается намного выше. Расходы на образование и здравоохранение в сумме составляют всего 7% расходов казны, что совершенно не говорит о заботливом отношении государства к своему народу. Рост ВВП обещают всего 2%, но это очевидно недостаточно, чтобы полноценно восстановить экономику страны.

Если говорить по статьям, то ожидается рост внутреннего государственного долга по госгарантиям в трехлетний период. На начало 2019 года он будет на уровне 2,375 трлн рублей, в 2020 году — 2,424 трлн рублей и в 2021 году вырастет до двух с половиной триллионов рублей. Также ожидается увеличение внешнего госдолга: до $34,1 млрд (€28,9 млрд) в 2019 году, $35,3 млрд (€29,9 млрд) — в 2020 году и $36,5 млрд (€30,9 млрд) в 2021 году. Главной задачей на предстоящий период 2018-2020 гг. является обеспечение плавного перехода к полностью рыночному финансированию дефицита бюджета. [3]

Источниками финансирования дефицита бюджетов субъектов, по обещаниям государства, в рассматриваемом периоде будут являться ценные бумаги, кредиты от кредитных организаций, изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов субъектов, и прочие источники финансирования.

Тем не менее, ниже желаемых остаются темпы роста доходов наиболее уязвимых слоев населения, восстановление инвестиционной активности идет неоднородными темпами, сохраняются значительные структурные ограничения для динамичного и сбалансированного развития. Что касаемо внешней экономики, то условия ее развития в предстоящий трехлетний период будут конечно же сложными: внешний спрос останется сравнительно слабым, так же как не прогнозируется и существенного улучшения ценовой конъюнктуры на традиционных экспортных рынках, по прежнему распространению санкций в сторону нашей страны. Кроме того, условия финансирования на мировых рынках будут ужесточаться вслед за постепенной нормализацией денежно-кредитной политики центральными банками развитых стран.

Не будем забывать, что основополагающей целью совершенствования фискальной политики является развитие расходной части бюджета и снижение налоговой нагрузки на общество. Для данной цели необходимо:

  • провести выделение бюджетных средств на государственные инвестиции;
  • проработать законодательную базу в области налогообложения;
  • проводить прозрачную политику налогообложения, понятную всем слоям населения;
  • упростить расчёт и порядок взимания налогов;
  • сократить расходы на обслуживание государственного аппарата;
  • отказаться от поддержки нерентабельных предприятий;
  • повысить эффективность социальных условий;
  • отказаться от налогов, обслуживание которых несет больше расходов, чем их составляющая;
  • разработать программы помощи бедным слоям населения.

Одной из главных задач бюджетно-налоговой политики России является эффективное формирование расходов. Расходы необходимо распределять для получения максимально полезного результата и при этом мог быть осуществлен план финансирования бюджетных организаций и поддержка бедных слоев населения. Поддержание таких статей затрат как здравоохранение и образование будет создавать благоприятную среду для жителей страны, тем самым укрепляя гражданское общество в целом.

Таким образом, главной задачей на сегодняшний день для правительства РФ является создание эффективной и эластичной налоговой системы, обеспечивающей экономическую стабильность на среднесрочный и долгосрочный период. Главными целями налоговой политики являются поддержка вложений, улучшение человеческого капитала, увеличение значения активности предпринимателей.

Список литературы

  1. Булочник Ю.В., Безгласная Е.А. Инструменты бюджетно-налоговой политики и эффективность их применения в современной экономике России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://econf.rae.ru/article/6432
  2. Федеральная служба государственной статистики — анализ [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.gks.ru/
  3. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=119695&area_id=4&page_id=2104&popup=Y#ixzz5J5zyvL5i

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Анализ бюджетной политики

В будущем году Минфин собирается сэкономить не только на зарплатах чиновников и госзакупках, но и на образовании, трансфертах Пенсионному фонду, здравоохранении и ЖКХ.Затраты на ЖКХ предлагается уменьшить на четверть или на 37 млрд рублей. К 2016 году их планируется сократить еще в два раза. Расходы по статье «Образование» предлагается уменьшить на 88 млрд рублей, или 13%. Статью «Социальная политика», куда входят трансферты Пенсионному фонду, Минфин собирается урезать на 82 млрд рублей, или на 2%. В здравоохранении будет секвестировано 9%, или 44 млрд рублей. В то же время Минфин собирается увеличить бюджетные расходы на финансирование «больших строек». Объем финансирования расходной статьи «Национальная экономика», за счет которой будут софинансироваться инфраструктурные проекты, будет увеличен на 391 млрд рублей, что на 14,4% больше, чем в 2013 году. К этому добавятся и 150 млрд рублей из Фонда национального благосостояния, на которые будут куплены инфраструктурные облигации.

Госбюджет на трехлетку развеивает иллюзии

Минфин опубликовал проект бюджета России на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годов. Его профицит сохранится, хотя и будет падать

Двадцать сознательных граждан

В Петербурге успешно внедряются новые инструменты вовлечения жителей в развитие городской среды

Минфин предложил сократить профицит бюджета в 2019 году

В Минфине считают, что в 2019 году следует увеличить объем расходов бюджета на 257 млрд руб.

Правительство готовится к падению цен на нефть

МЭР подготовило сценарий развития экономики, предполагающий падение цен на нефть на 20% уже в ближайший год.

Рубль не по правилам

В этом году жесткость бюджетного правила наложилась на проблемы развивающихся рынков и санкции против России. В результате бюджетное правило, вместо того чтобы снизить волатильность курса рубля, увеличило ее и имеет все шансы раскачивать валютный рынок и ослаблять рубль и дальше

Нелишний профицит

Несмотря на проблемы на внешних рынках и санкции, профицит бюджета России с начала года месяцев составил 3,7%. Однако макроэкономические и политические риски велики и говорить о том, что с бюджетом все хорошо преждевременно

Казна пухнет, а ускорения нет

Один из самых удачных за последние 10 лет

Министерство финансов опубликовало предварительную оценку исполнения федерального бюджета за январь – сентябрь 2018 года. С бюджетом все, можно сказать, классно. Но аналитик замечает, что с таким профицитом можно было бы, например, вовсе не облагать налогами малый, да и средний бизнес и что бюджет, пожалуй, забирает силы у экономического роста

Минфин стесняется бюджета

Малышка на триллионы

Анализируя предлагаемый сейчас бюджет, нет никаких оснований считать, что мы собираемся куда-то рвануть.

Минфин пообещал профицитный бюджет

В министерстве финансов ожидают профицита бюджета параллельно с ростом госдолга. Вместе с тем, некоторые прогнозы ведомства удивили аналитиков

Обостряется борьба вокруг «бюджетного правила»

В Минфине считают не только нецелесообразным изменение цены отсечения нефти в бюджетном правиле, но и попросту невозможным. Это «правило» поддерживает и Всемирный банк, говорит аналитик. Но по факту оно приводит к тому, что сверхдоходы от нефти не поступают в федеральный бюджет, а проинфляционное, как говорят, вливание дешевеющих рублей в экономику происходит все равно, но наименее целесообразным способом — через валютный рынок

Читать еще:  Задачи анализа ликвидности баланса

Новый глава Минприроды предлагает отвязать экономику от нефти

Дмитрий Кобылкин, новый глава Минприроды заявил, что планы по реализации майских указов президента не должны опираться на прогнозные показатели по стоимости нефти. Он предлагает выпускать облигации для внутреннего рынка. Аналитик усматривает в словах министра также и стремление защитить подведомственную ему нефтегазовую отрасль от дополнительного налогообложения. Тем не менее, народные ОФЗ и целевые инвестиционные облигационные займы действительно являются весьма перспективным инструментом, не в последнюю очередь для развития финансовой системы

Минфин вышел на рекорд допдоходов

Рост цен на сырьевых рынках и выручки экспортеров даст Минфину более чем пятикратный рост дополнительных нефтегазовых доходов бюджета в 2018 году. Аналитики опасаются, что прогноз завышен, но ясно, что дефицит бюджета допдоходы, скорее всего, перекроют. Благодарить надо конечно, не столько Минфин, сколько умелую внешнюю политику РФ, но, конечно, и ему спасибо

США санкционировали в РФ бюджетный профицит

Резкое падение рубля из-за санкций США позволит Минфину впервые за семь лет добиться профицита бюджета. Вопрос в том, уживутся ли вместе достигнутый за счет переоценки валютных запасов профицит и низкая инфляция? Центробанку, считает аналитик, есть чем обеспокоиться. Но если смотреть дальше, то в целом, по-видимому, происходит адаптация к санкциям и новый большой вред они нанести уже не смогут

Резервы РФ влились в более гибкий фонд

Нефтегазовые доходы РФ с 1 февраля будут поступать в единый Фонд национального благосостояния. Политика расходования его средств изначально была более гибкой, чем у прекратившего существование Резервного фонда, говорят аналитики. Они считают, что деньги будут теперь работать интенсивнее. При этом внутри единого фонда определенное разделение сохранится

Единый пенсионно-медицинский

Объединение внебюджетных фондов открывает путь налоговому маневру, но не решает глубинных проблем системы социального страхования

Кому достанутся нефтяные сверхдоходы

Российские власти решили перейти к политике увеличения госрасходов – впервые за последние восемь лет, сообщает Bloomberg. Нефтяные доходы действительно дают основания для таких шагов, однако появляющаяся информация об этом пока что не является вполне достоверной, а может служить скорее рекламе программы Центра стратегических разработок Алексея Кудрина

Вместо нефтедолларов в бюджет пойдут налогорубли

Минфин ожидает снижения влияния на бюджет нефтегазовых доходов. По оценке Антона Силуанова, доля этой статьи в бюджете к 2020 году может упасть до 33%. Вопрос в том, чем это будет компенсировано

Демографическая перезагрузка Путина

Владимир Путин заявил что в России обострилась демографическая ситуация, в связи с чем от властей требуется кардинальное изменение политики в этой сфере.

Бюджетные последствия рецессии

В реальном выражении доходы бюджета упали за два года почти на 20%. Компенсировать это падение Минфин собирается за два следующих года за счет расходов — они тоже, по планам, должны будут снизиться в реальном выражении примерно на 20%. А что делать, когда десять лет продолжается рецессия?

Последний бюджет

А если точнее, то последний бюджет доцифровой эпохи. В пятницу утром его привезли в Госдуму. Комментарии пока спокойные, но судя по замечаниям спикера Вячеслава Володина и сигналам из правительства, депутаты настроены поторговаться. Бюджет — трехлетний. Правда, яростный бюджетный торг пока не в нашей традиции, и на бюджет можно взглянуть, и как на данность. Аналитики говорят даже о «бюджете развития», но отмечают и сокращения отдельных важных статей. Конфликт в бюджетный процесс заложен безусловно — предусмотрено общее сокращение расходов

США ударили по российскому бюджету

Из 11 аукционов, которые прошли за апрель-июнь, неудачей закончились четыре. Минфин не смог продать весь запланированный объем ОФЗ. Таким образом, правительство России не смогло выполнить квартальный план по привлечению в бюджет денег на долговом рынке. В числе основных причин происходящего участники рынка называют законопроект об ужесточении антироссийских санкций в США

Минфин призвал не поддаваться искушению

Антон Силуанов уверен, что наращивания расходов за счет нефтяной конъюнктуры допускать нельзя. Однако без увеличения внутреннего спроса потенциал роста ВВП ограничен, считают эксперты

Бюджет идет на поправку

По итогам первого квартала 2017 года консолидированный бюджет РФ исполнен с профицитом. Глава Минфина Антон Силуанов считает возможным сокращение дефицита бюджета до 2 процентов ВВП в текущем году. Впрочем, аналитики не торопятся соглашаться с оптимистичными прогнозами по наполнению бюджета

У госкомпаний заберут половину прибыли

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал поручение, увеличивающее дивиденды госкомпаний до 50% от чистой прибыли за 2016 год. Правительство рассчитывает таким образом пополнить бюджет на 150 млрд рублей

Бюджетное правило сбережет резервы

С 2018 года бюджетные расходы в номинальном выражении будет определять новое бюджетное правило. Соответствующее предложение содержится в проекте поправок Минфина в Бюджетный кодекс. Исполнение бюджетного правила позволит накапливать средства в Резервный фонд и ограничивать расходы бюджета в зависимости от цен на нефть

«Я сторонница аккуратной бюджетной политики»

Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова рассказала «Эксперту» о зонах неэффективности в расходовании государственных средств, об императивах бюджета, пенсионной реформе и о прогрессивной налоговой шкале

Минфин выходит на валютный рынок

Минфин с февраля 2017 года будет осуществлять операции по покупке/продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Для совершения данных операций будет привлекаться Банк России. Фактически рынок возвращается во времена «валютного коридора», но принципиальное отличие в том, что границы колебаний национальной валюты будут определяться рыночными механизмами, а не расчетным образом

Лишние деньги

В Минфине подсчитали, что при средней цене нефти в 50 долларов за баррель дополнительные доходы бюджета составят 1 триллион рублей, а при 55 долларах — 1,4 триллиона. Однако тратиться эти средства не будут и целиком пойдут на пополнение Резервного фонда

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77-31428 от «07» марта 2008 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия

Анализ бюджетно-налоговой политики

Роль бюджетно-налоговой политики

Бюджетно-налоговая политика способна изменить все экономические процессы внутри страны в лучшую сторону, делая ее более устойчивой и независимой, что в итоге приведет к положительным последствиям в области бюджетных и налоговых отношений.

Такая политика существует в рамках любого государства, просто надо заметить , что у каждого она своя, то есть основывается на своих:

  • принципах;
  • функциях;
  • задачах;
  • преследует свои цели и т.д.

Бюджетно-налоговая политика является важным элементом деятельности государства, так как способна формировать эффективную систему экономики на всех ее этапах реализации.

Правильное и грамотное формирование бюджетно-налоговой политики является частью, причем одной из важнейших, в сфере реализации общей стратегии развития государства.

Основная роль бюджетно-налоговой политики заключается в том, что она обладает множеством различных инструментов воздействия на политику страны в целом, на благополучие ее народа и благосостояние всех сфер деятельности и отраслей хозяйствования.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В бюджетно-налоговой политике идет прямая связь между:

  • налоговой системой;
  • доходами государства.

Необходимо также обозначить взаимосвязь между налогами и бюджетом. В данном случае бюджет страны пополняется за счет налоговых поступлений, поэтому эффективность и того и другого инструмента политики зависит прямым образом от бюджетно-налоговой политики.

Помимо всего вышесказанного государство несет ответственность и обязано обеспечивать в стране экономическую стабильность и развитие, без которого невозможна реализация бюджетно-налоговой политики. Если представить, что функции этой политики не будут реализованы или не будут осуществляться постоянно, то последствия могут быть самыми ужасными и непредсказуемыми.

Цели, функции и роль бюджетно-налоговой политики должны всячески поддерживать и развивать государство в области экономики, социальной политики и т.д. Правильное управление способно наладить полностью процесс налоговых поступлений и бюджетного пополнения.

Анализ бюджетно-налоговой политики

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Бюджетно-налоговую политику необходимо постоянно анализировать, так как она дает представление о том, как идет в целом экономическая и финансовая деятельность внутри страны.

Анализ бюджетно-налоговой политики – это деятельность, направленная на выявление положительных и негативных тенденций в определенный период времени.

Анализ лучше всего производить практически постоянно, то есть делать дневной анализ, за неделю, месяц, квартал, полугодие и год. Это связано с тем, что отклонения в расходах и доходах очень важны для планируемой будущей политики, необходимо учитывать все колебания ил даже малейшие изменения.

Каждый день бюджет страны пополняется, а также в нем происходит расходование средств, необходимо ежедневно определять сальдо, положительное или отрицательное, затем выяснять, почему и сколько произошел отток средств и приход. На основании этого в следующем году строить финансовые прогнозы.

Надо заметить, что самой эффективной бюджетно-налоговой политикой можно назвать ту, что была в период с 2009 до 2011 года. Но в данном случае это не было результатом хорошего и эффективного управления, к сожалению, причиной столь продуктивной политики было изменение внешней политики в целом, мировой тенденции цен на основные экономические ресурсы нашей страны, такие как нефть и газ.

Объект анализа бюджетно-налоговой политики

Объектом анализа бюджетно-налоговой политики служат две основные ее составляющие:

  1. Налоговое бремя. Оно представляет собой все платежи и сборы, которые поступают в бюджет государства от его налогоплательщиков. Чем выше в стране налоговое бремя, тем менее эффективная экономическая система, однако, здесь надо заметить, что совокупное налоговое бремя может быть большим, но большая его часть может ложится на платежеспособное население, тогда это верное распределение. Но в нашей стране налоговое бремя ложится на плечи граждан вполне равномерно, поэтому экономическую систему можно назвать слабо эффективной;
  2. Налоговая база. Она представляет собой базу, то есть имущество или другие формы дохода, с которого взимается налог с граждан. Чем больше налоговая база у всех налогоплательщиков государства, тем больше налоговых отчислений поступит в бюджет страны. Налоговая база всей страны постоянно анализируется, если наблюдается тенденция ее уменьшения, то, естественно, это скажется и на всей бюджетно-налоговой политики, так как налогов станет поступать в казну меньше, что приведет к экономическому упадку.
Читать еще:  Анализ ликвидности показывает

Исчислением налогового бремени, а также анализом налоговой базы необходимо заниматься периодически, хотя раз в месяц вести учет изменений, но основываясь на налоговом законодательстве, анализ более тщательный можно проводить только раз в квартал, так как налоговая отчетность налогоплательщиков происходит как раз каждый квартал, то есть один раз в три месяца, где фигурируют официальные данные о том, какая реальная налоговая база в стране, сколько налогов уплачено в бюджет и т.д.

Анализом бюджетно-налоговой политики занимаются, прежде всего, налоговые органы, которые самые первые собирают и проверяют информацию обо всех налоговых начислениях и поступлениях. Далее информация проходит в вышестоящие инстанции, например, в министерство экономического развития, статистические центры и т.д. Данные предприятия уже на собранном материале выводят дальнейшие стратегии и разрабатывают мероприятия по повышению эффективности экономической деятельности в стране.

Таким образом, анализ бюджетно-налоговой политики необходим и является важным компонентом всей экономической сферы, так как на его основании строятся дальнейшие прогнозы и планы, которые и будут повышать уровень развития экономики в целом. От качества своевременности проведенного анализа зависит дальнейший экономический рост, который обеспечивает населению страны благополучное будущее.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Отправить по почте

Бюджетная политика

Перечень налоговых расходов Российской Федерации, в отношении которых проведена оценка эффективности в 2019 году

Дата публикации: 31.12.2019

Перечень налоговых расходов Российской Федерации на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов

Дата публикации: 30.12.2019

Презентация «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»

Дата публикации: 09.12.2019

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов

Дата публикации: 03.10.2019

Выдержка из разъяснений по применению положений Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.

Дата публикации: 02.10.2019

Информация о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов Российской Федерации

Дата публикации: 01.10.2019

Информация о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых льгот, освобождений и иных преференций, установленных федеральным законодательством на 2016-2018 годы с оценкой на прогнозный период до 2022 года

Дата публикации: 01.10.2019

Информация о налоговых расходах субъектов Российской Федерации

Дата публикации: 01.10.2019

Перечень налоговых расходов Российской Федерации на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов

Дата публикации: 23.09.2019

Бюджетный прогноз Российской Федерации на период до 2036 года

Дата публикации: 09.04.2019

База данных о налоговых льготах, освобождениях и иных преференциях

Дата публикации: 20.12.2018

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов

Дата публикации: 02.10.2018

Реестр налоговых расходов, установленных федеральным законодательством на 2015-2017 годы с оценкой на прогнозный период до 2021 года

Дата публикации: 01.10.2018

Реестр налоговых льгот (налоговых расходов), установленных законами субъектов Российской Федерации на 2016-2017 годы с оценкой на прогнозный период до 2021 года

Дата публикации: 01.10.2018

Проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов

Дата публикации: 11.07.2018

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

Дата публикации: 03.10.2017

Письмо Минфина России

от 20.01.2017 № 09-01-08/3679

Письмо Минфина России от 20.01.2017 № 09-01-08/3679 о порядке работы в 2017 году с остатками целевых средств (суммами от возврата дебиторской задолженности прошлых лет)

Дата публикации: 27.01.2017

Письмо Минфина России

от 18.01.2017 № 09-10-07/2020

Совместное письмо Минфина России и Федерального казначейства от 18.01.2017 № 09-10-07/2020 / 07-04-05/05-58 по вопросу возврата в федеральный бюджет не использованных по состоянию на 1 января 2017 года остатков межбюджетных трансфертов, пред.

Дата публикации: 19.01.2017

Письмо Минфина России

от 17.01.2017 № 09-04-04/1515

Письмо Минфина России и Минэкономразвития России от 17.01.2017 №№ 09-04-04/1515 и 751-ЕЕ/Д28н «Рекомендации о порядке осуществления контроля в отношении объектов контроля, содержащих сведения, составляющие государственную тайну»

Дата публикации: 18.01.2017

Письмо Минфина России

от 17.01.2017 № 09-05-07/1509

Письмо Минфина России и Минэкономразвития России от 17.01.2017 №№ 09-05-07/1509 и 749-ЕЕ/Д28н «Рекомендации о порядке размещения планов закупок, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных ну.

Дата публикации: 18.01.2017

Основные направления бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов

Дата публикации: 03.10.2016

Доклад об основных направлениях повышения эффективности бюджетных расходов в субъектах Российской Федерации

Дата публикации: 20.04.2016

Письмо Минфина России

от 02.03.2016 № 02-01-09/2147

Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 02.03.2015 № 02-01-09/2147 о реализации пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 14 декабря 2015 г. №359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год»

Дата публикации: 03.03.2016

Письмо Минфина России

от 25.01.2016 № 02-01-09/2986

Письмо Минфина России от 25.01.2016 № 02-01-09/2986 по вопросу предоставления оперативной информации по остаткам целевых средств

Дата публикации: 09.02.2016

Письмо Минфина России

от 18.01.2016 № 02-01-09/1341 07-04-05/05-31

Совместное письмо Минфина России и Федерального казначейства от 18.01.2016 № 02-01-09/1341 07-04-05/05-31 по вопросу возврата в федеральный бюджет не использованных по состоянию на 1 января 2016 года остатков межбюджетных трансфертов в фор.

Дата публикации: 21.01.2016

Письмо Минфина России

от 01.10.2015 № 02-01-09/56265

Письмо Минфина России от 01.10.2015 № 02-01-09/56265 о разъяснении отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. № 1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на.

Дата публикации: 14.10.2015

Письмо Минфина России

от 06.10.2015 № 02-04-04/56937 28329-ЕЕ/Д28и

Совместное письмо Минфина России и Минэконразвития России от 06.10.2015 г. №№ 02-04-04/56937, 28329-ЕЕ/Д28и

(о порядке заключения в 2015 году государственных (муниципальных) контрактов в рамках осуществления капитальных вложений в объекты капита.

Дата публикации: 07.10.2015

Основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов

Дата публикации: 01.10.2015

Доклад Об основных направлениях повышения эффективности расходов федерального бюджета

Дата публикации: 10.07.2015

Проект Основных направлений бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов

Дата публикации: 01.07.2015

Письмо Минфина России

от 10.02.2015 № 02-01-09/5578/07-04-05/05-91

Письмо Минфина России и Казначейства России от 10.02.2015 № 02-01-09/5578/07-04-05/05-91 по вопросу применения подпункта «а» пункта 29 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 № 1563 «О мерах по реализации Федерал.

Дата публикации: 18.02.2015

Письмо Минфина России

от 06.02.2015 № 02-03-09/2615/07-04-05/05-89

Письмо Минфина России и Казначейства России от 06.02.2015 № 02-03-09/2615/07-04-05/05-89 «О порядке применения отдельных положений порядка санкционирования расходов юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставленн.

Дата публикации: 16.02.2015

Письмо Минфина России

от 29.01.2015 № 02-01-09/3427

Письмо Минфина России от 29.01.2015 № 02-01-09/3427 «Об особенностях финансового обеспечения в 2015 году выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными бюджетными и автономными учрежд.

Дата публикации: 02.02.2015

Письмо Минфина России

от 19.12.2014 № 02-03-09/65905

Письмо Минфина России от 19.12.2014 № 02-03-09/65905 «О возможности осуществления операций со средствами, поступающими во временное распоряжение иных получателей бюджетных средств, на счетах, открытых им в соответствии с Порядком доведения бюджетны.

Дата публикации: 24.12.2014

Письмо Минфина России

от 01.07.2014 № 02-01-09/31807

Письмо Минфина России от 01.07.2014 № 02-01-09/31807 «Об учете денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере з.

Дата публикации: 04.07.2014

Письмо Минфина России

от 25.06.2014 № 02-01-09/30414

Письмо Минфина России от 25.06.2014 № 02-01-09/30414 «О возможности и порядке восстановления расходов бюджетов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предоставляемые в 2014 году из федер.

Дата публикации: 04.07.2014

Письмо Минфина России

от 03.02.2014 № 02-03-07/3999

Письмо Минфина России от 03.02.2014 № 02-03-07/3999 «О порядке перечисления межбюджетных трансфертов с использованием нового механизма»

Дата публикации: 05.02.2014

от 23.12.2013 № 132н

Приказ Минфина России от 23.12.2013 № 132н «О внесении изменений в Порядок завершения операции по исполнению федерального бюджета в текущем финансовом году, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня .

Дата публикации: 29.01.2014

Приказ Минфина России

от 23.01.2014 № 131н

Приказ Минфина России от 23.12.2013 № 131н «О порядке перечисления в 2014 году остатков средств, поступающих во временное распоряжение федеральных казенных учреждений, остатков средств Государственной компании «Российские автомобильн.

Дата публикации: 29.01.2014

Письмо Минфина России

от 14.01.2014 № № 02-03-009 2013/448/42-7.4-05/5.1-10

Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 14.01.2014 № 02-03-009 2013/448/42-7.4-05/5.1-10 «О применении отдельных положений Порядка 98н»

Дата публикации: 15.01.2014

Приказ Минфина России

Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации»

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕХАНИЗМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Родина Т.Е.

ORCID: 0000-0002-4019-2663, доцент, кандидат экономических наук,

Брянский государственный инженерно-технологический университет

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕХАНИЗМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация

В статье рассмотрена проблема формирования и использования средств государственного бюджета Российской Федерации. Определены приоритетные задачи бюджетной политики страны на перспективу и представлен краткосрочный прогноз показателей. Проведен сравнительный динамический анализ экономических кризисов России, установлены их причин и последствия. Изучены источники финансирования бюджетного дефицита и обоснована необходимость проведения мероприятий по стабилизации положения страны и направления их реализации.

Ключевые слова: бюджет, бюджетная политика, экономический кризис, девальвация, курс валюты.

Rodina T. Е.

ORCID: 0000-0002-4019-2663, Associate professor, PhD in Economics,

Bryansk State Engineering and Technology University

Читать еще:  Анализ наличия основных средств

BUDGETARY POLICY OF RUSSIAN FEDERATION AND MECHANISM OF ITS IMPLEMENTATION

Abstract

The paper considers the problem of formation and use of the state budget of the Russian Federation. The priority objectives of the country budget policy for the future are determined and a short-term forecast of indicators is presented as well. A comparative dynamic analysis of Russia economic crises has been carried out, their causes and consequences have been established. The sources of financing of the budget deficit have been studied and the need for carrying out measures to stabilize the situation of the country and the direction of their implementation has been substantiated as well.

Keywords: budget, budgetary policy, economic crisis, devaluation, exchange rate.

Бюджетная политика страны является важной составной частью финансовой политика государства. Она представляет собой совокупность мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности доходов и расходов бюджета, а также выборе источников финансирования бюджетного дефицита [6].

Бюджетная политика, как и финансовая политика в целом, направлена на укрепление и дальнейшее развитие экономики, однако сложившаяся ситуация в России на сегодня сильно затрудняет достижение этой цели с помощью бюджетной политика – одного из рычагов фискальной политики государства [10, С. 26].

Сложившуюся ситуацию можно оценить лишь с помощью детального изучения главных индикаторов бюджета: доходы, расходы, связанный с ними дефицит или профицит, а также основные источники покрытия бюджетного дефицита, если таковые имеются.

Реализация бюджетной политики в стране происходит в качественно новых условиях, что требует корректировки целей федеральной бюджетной политики. Так, например, если в 2014 году Бюджетный Кодекс РФ включал в себя требование о предоставлении наряду с проектом федерального бюджета бюджетного прогноза на долгосрочную перспективу, то бюджетный прогноз на долгосрочную перспективу не составляется, что связано с нестабильностью и невозможностью точно предугадать вектор развития [1].

В 2017 году приоритетные цели и задачи бюджетной политики кардинально изменились, в целом они направлены на борьбу с кризисов в стране:

– обеспечение условий для сбалансированности и уменьшение долговой нагрузки бюджетов не только всех уровней, но и консолидированных;

– создание программ рационального использования денежных средств;

– объединение доходов федерального бюджетов и повышение эффективности управления ими;

– создание условий для приспособления экономики к новым реалиям.

Анализ полученных данных позволяет утверждать, что бюджетная политика в 2017 году направлена преимущественно на выход из кризиса. Однако на практике невозможно полностью отказаться от финансирования ряда важных социальных программ, поэтому с антикризисными мерами будет проводиться финансирование и всех сфер жизни общества [2].

Значительную часть населения страны на сегодняшний день интересует появление нового экономического кризиса в России. Однако эксперты предполагают, что его уже невозможно избежать, поскольку страна постепенно втягивается в уже существующий.

Прежде всего, следует установить, что понимается под экономическим кризисом [11, С. 104]. Экономический кризис характеризуется как резкое нарушение состояние равновесия и баланса и в стране. Оно сопровождается потерями и разрывом нормальных связей в производстве и рыночных отношениях и ведет к неуравновешенному функционированию, или дисбалансу экономической системы в целом.

Для Россия характерны немало кризисов, которые повлияли на все сферы жизни общества. Наиболее крупными кризисами в российской экономике в начале XX века стали дефолт в 1998 году и кризис 2008-2009 годов.

На общую экономическую обстановку в стране, неустойчивость курса существенное воздействие оказали и некоторые важные события, которые происходили в течение 2014 года:

– кризис на Украине, присоединение Крыма. Несмотря на то, что новый регион и имеет довольно хороший потенциал для роста экономики, в то же время полуостров требует крупных денежных вложений в развитие;

– некоторые страны приняли санкционные меры в отношении РФ на ввоз продуктов питания, которые действуют и по настоящее время [9, С. 329]. Это неизбежно ведет к завышению конечной стоимости продуктов: меняется схема доставки и реализации, ведется поиск новых поставщиков. Специально для отечественных предприятий действуют льготные условия реализации собственной продукции [8, С. 49].

Кроме того, из-за внешней политики и ответных санкций, начался резкий отток капитала. Девальвация рубля и рост инфляции в стране вызвали панику среди населения, в результате чего стремительно скупалась валюта. Кроме того, повышение ключевой ставки в декабре 2014 года с 9,5% до 17% спровоцировало обвал валютного рынка, в результате чего американский доллар и евро достигли исторических максимумов. Непосредственно повышение ставки привело к увеличению стоимости кредитов. В 2015 году этот кризис уже имеет значительные серьезные последствия: произошел интенсивный отток денежных масс из страны, снизился курс рубля и вырос уровень инфляции, однако структура российской экономики стала более автономной, независимой от других стран, что позволило сократить импорт зарубежной продукции и перейти на отечественные товары (хотя и не полностью).

Для РФ период, предшествовавший до 2010 года, характеризовался наличием профицита бюджета, который отправлялся в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния страны. Начиная с 2010 года, действие и одного, и второго фондов федерального бюджета временно приостановлено в связи с его дефицитным состоянием [4, С. 24].

Бюджет РФ на отчетный, 2016 год выполнен с дефицитом, соответствующим 486,5 млрд. руб. Этот дефицит покрывается за счет средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния страны, а также средств из источников, которые можно условно разделить на 2 группы.

  1. Внутренние источники средств:

– выпуск государственных ценных бумаг, номинал которых указан в национальной валюте – российском рубле;

– предоставление государственных гарантий и кредитов [5, С. 176].

Динамика источников финансирования бюджетного дефицита страны за 2016 и в 2017 году представлена в таблице 1.

Таблица 1 — Источники финансирования дефицита федерального бюджета за 2016-2017 годы, млрд. рублей

Источники финансирования дефицита федерального бюджета представлены за счет Резервного фонда, Фонда национального благосостояния и иных источников поступления средств.

Анализ основных характеристик федерального бюджета в % к ВВП за период с 2000 по 2016 годы представлен на рисунке 1.

Рис. 1 – Динамика основных бюджетных характеристик за 2000-2016 годы, в % к ВВП

На рисунке представлены доходы, расходы и дефицит или профицит национального бюджета страны.

По данной диаграмме видно, что уровень бюджетного дефицита в 2016 году достаточно велик, однако он остался на уровне 2015 года 3%, и не снизился до 6%, как это наблюдалось в 2009 году.

Сложившаяся сложная экономическая ситуация, которую переживает экономика России, заставляет внимательно искать наилучшую перспективу, для ближайшего выхода из кризисной ситуации [3].

На сегодняшний день Россия уже в достаточной мере ощутила на себе негативное влияние экономического кризиса. Ведь цены на основные товары и услуги продолжают расти, доходы населения падают, увеличивается число безработных, а рубль по-прежнему теряет позиции на мировом рынке, что влечет за собой инфляцию, снижение доходов и покупательской способности россиян. Российская экономика находится в пугающем состоянии, так как кризис ещё продолжается, а если не провести необходимые структурные реформы, то этот кризис примет невероятные обороты, от которых пострадает как население страны, так и вся её экономика.

В конце года, по мнению экономистов и финансистов, рубль постепенно укрепляется, власти изыскивают средства для увеличения заработных плат граждан, а цены на нефть понемногу поднимаются. Однако эксперты утверждают, что данный кризис закончится в начале 2017 года, благодаря этому восстановятся процессы социально-экономического характера, а экономическая ситуация в стране улучшиться. Кроме того, на региональном уровнях предпринимаются определенные усилия по ликвидации возникающих задолженностей и покрытия дефицита бюджета за счет собственных источников средств [7].

Состояние современной мировой экономики, падение цен на энергоресурсы, введенные против России, санкции оказывают негативное влияние на бюджетную политику РФ и также на достижение главной цели – устойчивого экономического развития. Не смотря на это, в перспективе стоит надеяться, что реализация мероприятий, обозначенных бюджетной политикой в 2017 году, позволит обеспечить принцип сбалансированности и устойчивости трехуровневой бюджетной системы Российской Федерации.

Список литературы / References

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 14.11.2017) [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702 (дата обращения: 23.11.2017)
  2. Российская Федерация. Законы. О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов: федер. закон: [принят Гос. Думой 9 декабря 2016 г.: одобр. Советом Федерации 14 декабря 2016 г.]. – Российская газета, № 292, 23.12.2016
  3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW (дата обращения: 23.11.2017)
  4. Актуальные вопросы совершенствования правового регулирования бюджетных платежей: монография / Р. Е. Артюхин. – Москва: Русайнс, 2015. – 76 с.
  5. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Г. И. Золотарева, Н. И. Смородинова. – Москва: КноРус, 2016. – 232 с.
  6. Министерство финансов Российской Федерации. Официальный сайт [Электронный ресурс] – URL: http://minfin.ru (дата обращения: 23.11.2017)
  7. Сценарные условия, основные параметры прогноза социально–экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (разработаны Минэкономразвития РФ) [Электронный ресурс] – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71585634/ (дата обращения: 23.11.2017)
  8. Родина Т. Е. Продовольственная безопасность региона: проблемы и перспективы развития / Родина Т. Е. // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – №2–3 (56). – С. 49–50
  9. Родина Т. Е., Шепелев С. И. Мировой опыт обеспечения устойчивого развития рынка продовольствия / Родина Т. Е., Шепелев С. И. // Никоновские чтения. – 2014. – № 19. – С. 329-330.
  10. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под общей редакцией Т. М. Ковалевой. – М.: КНОРУС, 2016. – 168 с.
  11. Шиллер Р. Д. Финансы и хорошее общество / пер. с англ. Ю. Каптуревского; под ред. Т. Дробышевской, А. Смирнова. – М.: Издательство Института Гайдара, 2014. – 504 с.

Список литературы на английском языке / References in English

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector