Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ торговой деятельности организации

Экономический анализ торговой деятельности

Характеристика экономического анализа торговой деятельности

Основная цель анализа деятельности торговой деятельности организации — поиск резервов повышения эффективности торговой деятельности.

Задачами экономического анализа торговой деятельности субъектов экономических отношений являются:

  1. рассмотрение структуры прибыли или убытка предприятий от обычной их деятельности, сравнение ее с предыдущими периодами;
  2. выявление и сравнение резервов роста прибыли;
  3. выявление и обоснование факторов, способствующих изменению валовой прибыли от сбытовой деятельности;
  4. анализ факторов, формирующих чистую прибыль;
  5. анализ динамики рентабельности, а так же капитала и продукции.

Информационной базой для проведения анализа финансовых результатов торговой деятельности предприятий являются: бухгалтерский баланс предприятия, отчет о прибылях и убытках.

Классификация экономического анализа торговой деятельности играет большую роль. Хозяйственная деятельность любого предприятия состоит из подсистем. Так, анализ может быть направлен на одну из таких систем (экономическую, финансовую, трудовую и т.д.). Поэтому выделяют следующие виды анализа:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  1. технико-экономический анализ. Данный вид предназначен для исполнения его техническими службами предприятия. Он изучает взаимодействие технических и экономических процессов, а так же определение их влияния на финансовые результаты деятельности предприятия;
  2. финансово- экономический анализ. Данный вид анализа осуществляется финансовыми службами, финансовыми органами. Во главе стоят финансовые результаты деятельности, эффективность в использовании собственного и заемного капиталов, уровню ликвидности и рентабельности и т.д.;
  3. бухгалтерский анализ. Данный вид анализа представляет собой диагностику финансового состояния предприятия. Проводиться он должен только независимыми аудиторскими службами для оценки и составления прогнозов финансового будущего предприятия;
  4. социально-экономический анализ. Такой анализ ориентируется на изучении влияния социально-экономических процессов друг на друга и на результаты торговой деятельности;
  5. статистический анализ. Осуществляется исключительно органами статистики. Изучает общественные явления на различных уровнях управления: регионы, районы, отрасли, организации и т.д.;
  6. экономико-экологический анализ. Производится органами охраны окружающей среды;
  7. маркетинговый анализ. Данный вид анализа изучает внешнюю среду предприятия, его взаимодействие с другими структурами, рынками, конкурентами и т.д.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Экономический анализ подразумевает расчет таких показателей, как: коэффициент эффективности примененных ресурсов, производительности системы, прибыльности примененных ресурсов, а так же эффективности текущих затрат. Все эти обобщающие показатели являются дополнением друг друга. Величина используемых ресурсов, а наиболее всего – оборотного капитала, зависит от организации хозяйственных связей с другими субъектами торговых сделок, а так же от положения дел на потребительском рынке.

Основные формулы, используемые при осуществлении экономического анализа торгового предприятия.

Приведем основные формулы для расчета частных показателей экономической эффективности организаций, осуществляющих торговую деятельность:

Рентабельность собственного капитала. Данный коэффициент показывает какую прибыль получит предприятие с единицы стоимости собственного капитала.

Рск = (ЧП / СК) • 100, где:

  • ЧП – чистая прибыль,
  • СК – собственный капитал.

Рентабельность основных средств. Показывает насколько эффективно использование предприятием основных средств.

Рос = (ЧП / ОСср) • 100, где:

  • ЧП – чистая прибыль,
  • ОСср – среднегодовая сумма основных средств.
Читать еще:  Какие способы используются в экономическом анализе

Рентабельность оборотных средств. Коэффициент показывает эффективность предприятия использования своих оборотных средств. Рентабельность должна быть больше 0, тогда считается, что предприятие эффективно использует оборотные средства.

Роб = (ЧП / ОБср) • 100, где:

  • ЧП – чистая прибыль,
  • ОБср – среднегодовая сумма оборотных средств.

Коэффициент текущей ликвидности. Показывает финансовую способность предприятия погашать свои краткосрочные обязательства.

Ло = Об / Зкр – Рп, где:

  • Зкр – краткосрочные обязательства,
  • Об – сумма оборотных средств,
  • Рп – резерв будущих расходов.

Коэффициент общей платежеспособности. Коэффициент выражает уровень обеспеченности предприятия своими активами, которые пойдут на погашение заемных средств.

  • РА – реальные активы,
  • ЗК – заемный капитал.

Коэффициент оборачиваемости товарных запасов. Показывает скорость оборачиваемости запасов в течение отчетного года.

  • ТЗ – товарные запасы (среднегодовая их сумма),
  • В – выручка.

Производительность труда. Показатель, который показывает результативность труда. Отражает численное значение продукции, произведенной за единицу времени.

ПТ = Тсц / СЧР, где:

  • Тсц – товарооборот в сопоставимых ценах,
  • СЧР – среднесписочная численность рабочих.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Анализ торговой деятельности организации

Кооперативная торговля является основной отраслью потребительской кооперации. Торговля выполняет роль связующего элемента между производством и народным (личным) потреблением.

Товарооборот является одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торговой организации.

Товарооборот как экономическая категория характеризует собой результат экономических отношений, складывающихся между субъектами хозяйствования по поводу обмена денежных средств на товары и услуги. Как показатель деятельности торговых организаций представляет собой объем продажи товаров и услуг в денежном выражении за определенный период времени.

Основной целью управления товарооборотом является обеспечение высоких темпов развития торговой организации и удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей [3, c. 56].

Рассмотрим динамику розничного товарооборота Шарковщинского райпо в таблице 3.

Таблица 3 – Динамика розничного товарооборота Шарковщинского райпо за 2011-2013 гг.

Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных приложения Т

Розничного товарооборот Шарковщинского райпо за анализируемый период вырос в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 116,8 процентов либо на 13515 млн р.

За 2012-2013 года размер розничного товарооборота Шарковщинского райпо незначительно колебался. А вот в 2012 году по сравнению с 2011 годом был значительный скачок товарооборота на 33737,2 млн р. Максимальный показатель пришёлся на 2013 год – 94059 млн р.

В среднем на одного жителя Шарковщинского района в 2013 году продано товаров на сумму 5,8 млн р., в 2012 году на 5 млн р. и на 3 млн р. в 2011 году.

В свою очередь планирование и нормирование товарных запасов оказывают влияние на объём розничного товарооборота.

Планирование товарных запасов — это комплексный процесс, который включает анализ их состояния, динамики развития, установление оптимального соотношения по звеньям торговли, а также определение оптимальных размеров.

Читать еще:  Теория экономического анализа шеремет

Планирование товарных запасов включает:

· анализ их состояния и тенденций изменения;

· обоснование необходимой величины товарных запасов;

· оценку их с точки зрения соответствия предъявляемым требованиям.

В настоящее время при планировании товарных запасов целесообразно использовать следующие методы:

· экономико-математические и др.

Важнейший элемент планирования — нормирование, которому подлежат запасы текущего хранения. Сущность нормирования товарных запасов заключается в установлении их плановых размеров с учетом времени, необходимого для завоза, приемки, подготовки к продаже и отпуску покупателям. Нормативы должны быть экономически обоснованы, учитывать объективные условия деятельности торговых организаций, изменения в спросе обслуживаемого населения, наличие товарного обеспечения и т.п. Эти процессы неразделимы и, как правило, один сопровождает другой [5, c. 209].

Рассмотрим состояние товарных запасов Шарковщинского райпо в

Анализ торговой деятельности организации

В современных экономических условиях сложно переоценить ту роль, которую играет торговля в экономике как всей Российской Федерации, так и отдельных ее субъектов. По данным статистики оптовая и розничная торговля занимают 18,7 % в структуре валового регионального продукта Приморского края. Следовательно, торговля обеспечивает почти 20 % поступлений в краевой бюджет, а значит способствует обеспечению финансовой стабильности региона и создает условия для развития социальной сферы.

На современном этапе развития, в связи с экономическим кризисом, растущим дефицитом сырья, усиливающейся конкуренцией за потребителя, увеличением предпринимательских рисков проблема обеспечения эффективной деятельности становится особенно актуальной.

Цель исследования. Проанализировать эффективность деятельности торговой организации.

Материалы и методы исследования. Для оценки эффективности деятельности организации проанализированы результаты финансовой отчетности ООО «Дальтеплоснаб» за 2013-2017 гг. Были применены методы горизонтального и вертикального анализа прибыли, а также проанализированы показатели эффективности (рентабельности) деятельности.

Проблема эффективности волновала экономическую науку и хозяйственную практику в течение многих веков, ей посвящено большое количество научных работ. Эффективность является неоднозначной и сложной экономической категорией, существует целый ряд ее определений.

В книге «Практика менеджмента» Питера Друкера эффективность трактуется как «максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами» [1]. По мнению А.Б. Борисова эффективность – это «результативность процесса, проекта, операции, которая определяется отношением эффекта к затратам, определяющим его появление» [3]. Г.В. Савицкая определяет эффективность как «результативность производственной деятельности, соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами живого и овеществленного труда, ресурсами, выражающими достигнутый уровень производительных сил и степень их использования» [4].

Эффективность деятельности выражает собой взаимосвязь затрат, вложенных организацией в свою экономическую деятельность и конечного эффекта, полученного в результате этой деятельности, то есть в величине произведенной продукции, оказанных услуг, полученной прибыли или убытке. Если величина доходов превышает величину расходов, то экономическая деятельность эффективна [4].

По мнению В.А. Осипова «главное условие эффективности деятельности организации состоит в постоянном снижении издержек производства продукции в расчете на ее потребительский эффект» [6].

Эффективность, представляя собой взаимосвязь между затратами и результатами, является, вместе с тем, итоговым, синтетическим, качественным и обобщающим показателем экономического развития организации, производства, отрасли, региона или страны в целом.

Читать еще:  Факторный анализ активов

Исследователи выделяют четыре вида экономической эффективности. Среди них:

1. Эффективность производства продукции. Данный вид эффективности подразумевает под собой расходование наименьшего объема ресурсов для изготовления запланированного объема продукции;

2. Эффективность использования отдельных видов ресурсов. Этот вид эффективности определяется как соотношение количества произведенной продукции или полученной прибыли и затраченной величины конкретного вида ресурса (рабочей силы, оборотных средств, основных средств);

3. Эффективность управления предприятием. Такой вид эффективности определяется достижениями компании в виде реализованных целей ее развития и успеха на рынке. Успешность компании определяется в основном качеством продукции и ценой, благодаря которой стала возможна реализация.

4. Эффективность развития предприятия [5].

Проведение анализа и оценки эффективности деятельности торговой организации является завершающим этапом экономического анализа, на котором оценивается общая продуктивность или непродуктивность принятых управленческих решений.

Целью проведения анализа эффективности работы организации является оценка результативности экономической деятельности организации, выявление факторов и причин, повлиявших на них, а также разработка комплекса мер, направленных на повышение эффективности деятельности.

Для достижения поставленной цели в процессе проведения анализа решаются следующие задачи:

– проанализировать динамику изменения показателей прибыли во времени;

– проанализировать изменения, произошедшие в структурном составе прибыли;

– оценить изменения основных показателей эффективности деятельности (рентабельности);

– определить совокупность факторов, повлиявших на изменение эффективности деятельности;

– разработать комплекс мер, направленных на повышение эффективности деятельности.

Информационная база для проведения анализа финансовых результатов включает в себя всю совокупность бухгалтерской и статистической отчетности, данные бизнес-планов, материалы текущего бухгалтерского учета, а также другие источники.

Главными показателями экономической эффективности являются показатели прибыли и рентабельности. Рассчитывать их необходимо, основываясь на результатах прошлых периодов, но ориентируясь на долгосрочную перспективу [8].

Существует много точек зрения на вопрос определения прибыли. По мнению В.А. Осипова прибыль – это «экономия труда, вызванная потреблением продукции на последующих стадиях производства» [6]. П.С. Рябец и Т.Н. Бондаренко определяют прибыль как «разницу межу суммой всех доходов предприятия и суммой его затрат» [7].

Для оценки эффективности деятельности торговой организации нами были проанализированы структурные, динамические и относительные показатели эффективности деятельности ООО «Дальтеплоснаб» за 2014–2016 гг. Основным видом деятельности ООО «Дальтеплоснаб» является оптовая торговля скобяными изделиями, водопроводным и отопительным оборудованием и принадлежностями.

Анализ эффективности работы торговой организации следует начинать с горизонтального (или временного) анализа прибыли (табл. 1). Данный вид анализа позволяет оценить динамику изменения прибыли во времени как по общей величине, так и по отдельным структурным элементам. Сравнивая величину прибыли за отчетный и базисный года находят ее абсолютное отклонение:

где ΔP – абсолютное отклонение прибыли;

P1 – прибыль за отчетный год;

P0 – прибыль за базисный год.

А также находят относительное отклонение по темпу роста:

Горизонтальный анализ прибыли в динамике за 2014-2016 гг.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector