Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое комплексный анализ

Что такое комплексный анализ

В последнее время методы составления прогнозов существенно изменились, но некоторые спекулянты все еще продолжают использовать по отдельности технический и фундаментальный анализы. Как показала практика, самые успешные прогнозы удается составить тем, кто применяет сочетание этих двух анализов. Несмотря на это, среди трейдеров по сей день ведутся споры об эффективности того или иного метода. На самом деле, и те и те спекулянты правы, а самым эффективным является комплексный анализ, о котором мы и поговорим сегодня.

Когда лучше всего торговать

Предлагаю вам рассмотреть пример проведения комплексного анализа на примере рынка Форекс, который, как мы знаем, работает 24 часа в сутки 5 дней в неделю. Данный рынок децентрализован, поэтому торговать на нем, по идеи, можно в любое время. Но любой опытный спекулянт знает, что выгоднее всего вести торги во время работы Лондонской торговой сессии. Летом она начинает свою работу в 11:00 по Москве, а зимой – в 12:00. При этом Европейская торговая сессия начинает работать еще на час раньше, то есть, когда Лондонская биржа начинает работать, Европейские биржи уже как час работают.

Два моих лучших брокера

Если вам интересно, почему стоит выбирать именно Лондонскую торговую сессию, а не любую другую, то лучше всего на этот вопрос ответит статистика Форекс. На предыдущей картинке вы можете увидеть объемы торговли. Обратите внимание на то, что больше всего операций совершается именно во время работы Лондонской торговой сессии. Лондонская сессия является самой ликвидной, так что любители внутридневной торговли должны выбирать для заработка именно ее. В это время комплексный анализ выдает более точные прогнозы.

Выбираем валютную пару

Для хорошего заработка опытные трейдеры советуют использовать для торговли валютные пары с участием американского доллара. Дело в том, что американский доллар является мировой валютой, и на него приходится большая часть транзакций. В последнее время евро пытается конкурировать с долларом, но пока еще у него это плохо получается.

Так что для заработка трейдеру нужно искать сильные движения или против доллара или за него, так как длительные тенденции приносят самую ощутимую прибыль. Причем в тренде могут работать как опытные трейдеры, так и новички, достаточно войти в рынок в направлении текущей тенденции.

На предыдущей гистограмме четко видно, что больше всего операций совершается на паре евро/доллар. Второе место принадлежит паре доллар/йена, и третье – фунт/доллар. На эти три пары приходится 51 процент всех торговых операций Форекс. Так что для того чтобы определить движение по доллару, достаточно взглянуть на эти три пары.

Выявление краткосрочных трендов

На графике нужно искать любые тренды, так как многие спекулянты ведут торговлю, полагаясь на краткосрочные тренды, давайте разберемся, как выявлять направление цены на 1-3 дня.

На предыдущей картинке вы можете увидеть графики трех валютных пар, это описанные выше евро/доллар, фунт/доллар и доллар/йена. Обратите внимание на то, что между этими парами наблюдается синхронность в движении против доллара. На данный момент доллар укрепляется, поэтому на паре евро/доллар и фунт/доллар нисходящий тренд, а на паре доллар/йена – восходящий.

Для выявления походящей пары для торговли, нужно оценить, по отношению к какой валюте доллар больше всего укрепился. Очевидно, что сильнее всех подешевел евро (на графике длинная бычья свеча).

Особенности комплексного анализа

Комплексный анализ подразумевает комбинирование технического анализа и фундаментального. Для проведения технического анализа создано на сегодняшний день огромное количество индикаторов, которые можно условно разделить на две категории: трендовые и осцилляторы. При этом многие алгоритмы не сильно отличаются друг от друга, что сбивает многих начинающих трейдеров. По этой причине стоит заранее определить, какие индикаторы являются самыми эффективными и могут использоваться для проведения технического анализа.

Для ведения торговли по тренду подходят такие инструменты, как RSI, ADX и Полосы Боллинджера.

Алгоритм анализа в таком случае выглядит следующим образом:

  1. Нужно вначале следить за показаниями индикатора ADX. Нас интересует расположение кривой индикатора выше или ниже значения 25. Если кривая будет располагаться выше значения 25, значит, на рынке зародился сильный тренд. Пересечение кривых ADX отображает текущее направление тренда, если выше располагается отрицательная кривая, значит на рынке медвежий тренд, а если положительная – бычий.
  2. Полосы Боллинджера также можно использовать для выявления направления тренда. Но главное их предназначение заключается в том, что они очерчивают возможный диапазон колебания цены, и в момент приближения цены к границам канала, увеличиваются шансы смены тренда. Однако далеко не всегда цена меняет свое направление сразу же после касания границы канала.
  3. Индикатор RSI нужен для отсеивания флета, так как в такие периоды предыдущие индикаторы будут выдавать ложные сигналы. Вместо этого алгоритма можно также использовать Стохастик, МАКД и так далее.

Технический анализ подразумевает также использование уровней поддержки и сопротивления. Опытные трейдеры всегда строят недельные и месячные уровни.

Фундаментальный анализ

Фундаментальные факторы можно использовать в двух случаях:

  1. Для торговли на опережение. В таком случае спекулянт составляет прогноз с помощью опережающих индикаторов. Такой подход к торговле приносит неплохую прибыль, так как трейдер вовремя входит в рынок. Но составить точный прогноз могут только опытные трейдеры, поэтому его стоит использовать только тем лицам, которые готовы изучать экономические процессы развитого государства.
  2. Для торговли по новостям. В таком случае трейдеры осуществляют вход в рынок уже после публикации важной экономической новости. Принцип работы прост, нужно следить за выходом важных экономических новостей, а также определять, насколько опубликованное значение отличается от прогнозируемого. Если факт оказывается лучше прогноза, то валюта должна подорожать, а если хуже – подешеветь.

Если технический и фундаментальный анализы выдают одинаковые показания, то шансы на получение прибыли существенно увеличиваются. Комплексный анализ является более точным, чем отдельно фундаментальный и технический, он позволяет существенно увеличить результативность торговли.

В ходе торговли можно также просматривать прогнозы аналитиков по волновой теории и так далее. Чем больше прогнозов сходятся, тем больше шансов открыть успешную сделку.

Теперь вы знаете, что такое комплексный анализ. Надеюсь, эта статья поможет вам в увеличении вашей прибыли на рынке Форекс.

Для того чтобы быть в курсе всех самых эффективных стратегий, советников, индикаторов и многого другого интересного, подписывайтесь на мой канал. Желаю всем удачи и хороших профитов!

Алгоритм проведения комплексного анализа текста.

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязи РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

План комплексного анализа текста

Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №12» г. Ноябрьск, Тюменской области, ЯНАО Фиалковская Вероника Петровна

Текст – это сочетание предложений, связанный по смыслу и грамматически.

Вспомните, что вы знаете о его авторе.

К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Докажите это.

Художественный, официально-деловой, публицистический, научный, разговорный.

(научный — значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая лексика);
официально-деловой — официальная переписка, правительственные акты, речи; употребляется лексика, отражающая официально-деловые отношения (пленум, сессия, решение, постановление, резолюция);
публицистический — характерны отвлеченные слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый);
разговорный — отличается большой смысловой емкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность;
художественный — используется в художественной литературе).

Какого типа речи данный текст? Описание, повествование, рассуждение.

Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании. Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я. В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия. Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Читать еще:  Учебник по экономическому анализу

Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Композиция рассуждения такова: первая часть — тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение.

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что.

5. Определите жанр текста. Эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и т.д.

6. Определите тему текста. О чем это произведение; о чём или о ком в нём говорится

7. Если текст не имеет заглавия, подумайте, как его можно озаглавить и почему именно такое название дал ему автор.

8. Разделите текст на смысловые части (микротемы) и составьте план для себя.

9. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи. Повторяющиеся слова, синтаксические параллели ил, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации.

Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений: порядок слов в предложениях; интонация и др.

Параллельная связь предложений в тексте – предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым.

Цепная связь предложений в тексте- предложения связаны по смыслу, последовательно, как бы по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым и т.д. Такие предложения могут сцепляться при помощи повторяющихся или однокоренных слов, местоимений и др.

10. Как соотносятся начало и конец текста?

11. На каком приёме/ приёмах построен текст? Сопоставление, противопоставление, постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли, быстрая смена действий, событий, динамичность; неторопливое созерцание ).

12. Отметьте основные образы в тексте. Не забудьте об образе автора.

13. Понаблюдайте над лексикой текста:

— найдите незнакомые слова и установите их значение по словарю, обратите внимание на правописание этих слов;

— найдите опорные слова в каждой части текста;

— найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы;

— найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении;

— обратите на стилевую принадлежность лексики (употребление архаизмов, историзмов, неологизмов, на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором);

— выделите фразеологизмы и установите их значение по словарю, обратите внимание на правописание этих слов;

— найдите опорные слова в каждой части текста;

— найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы;

— найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении;

— обратите на стилевую принадлежность лексики;

— обратите внимание на средства художественной выразительности, если они употребляются автором: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

Эпитет – слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его свойства, качества, признаки. Эпитеты могут быть выражены разными частями речи ( красная девица, добрый молодец, очи светлые, матушка-Волга, ветер-бордяга, сыра земля).

Метафора – переносное значение слова, когда одно явление уподобляется другому, причём может использоваться и сходство, и различие (костёр рябины красной, ручка двери, подошва горы, хвост очереди).

Особый вид метафоры – олицетворение – уподобление неживого предмета живому существу (воют ветры, вьюга злится, шепчутся деревья).

Сравнение – определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим (луна, словно репа; небо, как колокол; месяц – язык).

14. Понаблюдайте над фонетическими средствами языка.

Чего достигает автор их употреблением.

Повторение определенных согласных звуков – аллитерация , повторение гласных звуков – ассонанс )

15. Какими морфологическими средствами пользуется автор.

Обилие глаголов и деепричастий для передачи действия или динамичного описания чего-либо изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т. д.)

16.Понаблюдайте над синтаксисом текста.

Употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных; простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных- употребление инверсий, восклицательных и вопросительных предложений, многоточия, прямой речи, диалога и т. д.

17. Сформулируйте идею текста (основную мысль)

Это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написании; она может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще её нужно найти и сформулировать.

18. Каково ваше впечатления от текста?

Учебно-исследовательская работа «Комплексный анализ текста»

В 5 и в 6 классе на уроках русского языка мы часто выполняем комплексный анализ текста. Анализ текста обязательно нужен при подготовке к изложению, так как он помогает понять особенности текста и грамотно пересказать его письменно, сохраняя авторский стиль. В комплексном анализе мы повторяем много орфограмм и пунктограмм, выполняем различные разборы, вспоминаем изобразительные средства языка, делаем творческие задания. Также мы уже знаем, что анализ текста — обязательный вид работы при подготовке к экзамену в форме ГИА, ЕГЭ.

28 февраля этого года исполняется 95 лет со дня рождения Ф.А.Абрамова – нашего замечательного северного писателя. На уроках русского языка нам часто предлагают карточки с короткими рассказами Ф.А.Абрамова с различными заданиями по теме урока. Также для участияв районном конкурсе «Живая классика» я готовлю выступление по рассказам Федора Александровича. И у нас с учителем русского языка родилась идея для исследовательской работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

учебно-исследовательских и проектных работ

Направление «Русский язык»

«Комплексный анализ текста»

Клементьева Марина Геннадьевна,

обучающаяся 6 класса

МБОУ «Устьпаденьгская ООШ»

Черныш Наталья Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Устьпаденьгская ООШ»

II. Основная часть

Глава 1. Комплексный анализ текста как вид учебной деятельности …………………… 4

Глава 2 . Художественный текст — основа для комплексного анализа.

2.1. Ф.А.Абрамов – мастер короткого рассказа……………………………………………6

В 5 и в 6 классе на уроках русского языка мы часто выполняем комплексный анализ текста. Анализ текста обязательно нужен при подготовке к изложению, так как он помогает понять особенности текста и грамотно пересказать его письменно, сохраняя авторский стиль. В комплексном анализе мы повторяем много орфограмм и пунктограмм, выполняем различные разборы, вспоминаем изобразительные средства языка, делаем творческие задания. Также мы уже знаем, что анализ текста — обязательный вид работы при подготовке к экзамену в форме ГИА, ЕГЭ.

Читать еще:  Анализ прибыли от текущей деятельности

28 февраля этого года исполняется 95 лет со дня рождения Ф.А.Абрамова – нашего замечательного северного писателя. На уроках русского языка нам часто предлагают карточки с короткими рассказами Ф.А.Абрамова с различными заданиями по теме урока. Также для участияв районном конкурсе «Живая классика» я готовлю выступление по рассказам Федора Александровича. И у нас с учителем русского языка родилась идея для исследовательской работы.

  • Гипотеза исследования: рассказ Ф.А.Абрамова может стать основой для комплексного анализа текста на уроке русского языка.
  • Объект исследования: рассказы Ф.А.Абрамова.
  • Предмет исследования: организация работы с текстом на уроках русского языка.
  • Методы исследования:
  • Изучение методической литературы;
  • Анализ, систематизация полученной информации;
  • Анкетирование;
  • Описание, обобщение полученной информации.
  • Цель исследования: представление практики по работе с комплексным анализом текста на уроках русского языка на основе рассказа Ф.А.Абрамова.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Познакомиться с методической литературой, посвященной комплексному анализу текста на уроках русского языка.
  2. Систематизировать типичные для комплексного анализа текста задания.
  3. Выбрать рассказ Ф.А.Абрамова для комплексного анализа, подобрать к нему задания.
  4. Провести апробацию текста.

Глава 1. Комплексный анализ текста как вид учебной деятельности.

Любой человек в современном мире, не замечая этого, живет среди текстов и сам то и дело вынужден создавать их.

Одна из первых задач, которые ставят перед собой школьники- овладение практической(орфографической и пунктуационной) грамотностью. Но это далеко не единственная задача.

Обучение русскому языку в общеобразовательной школе должно содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к занятиям по русскому языку, развивать их языковое чутье, способность к анализу языковых явлений, умение наблюдать факты речи. В решении этих задач огромное значение имеет комплексная работа с текстом, а соответственно разные виды разбора языкового материала, которые различаются по содержанию, объему и способу выполнения.[3, стр. 5]

Комплексный анализ текста – это вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. [4] Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы.

Комплексный языковой анализ текста создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья.

Прежде чем приступить к комплексному анализу текста, учащиеся должны понять, для какой сферы общения он предназначен и в каком стиле создан, так как каждая сфера общения диктует свои правила работы над текстом. Приступая к работе с текстом, учащиеся должны усвоить три группы понятий:

  1. Стили речи:разговорный, научный, художественный, публицистический, официально-деловой.
  2. Типы текста: описание, повествование, рассуждение.
  3. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), способы и средства связи предложений в тексте, членение текста на абзацы.

Комплексный анализ текста включает в себя три содержательные линии заданий: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности. Чаще всего комплексный анализ текста состоит из следующих основных групп заданий и видов обязательных заданий к каждой группе:

1). Речеведческий (текстоведческий ) анализ включает задания:

А) Определить тему текста.

Б) Определить идею текста.

В) Доказать, что это текст.

2).Аспектно — лингвистический ( фонетический, орфоэпический, лексический, синтаксический, словообразовательный, морфологический )

А) Произвести фонетический разбор

Б) Произвести морфемный и словообразовательный разбор

В) Произвести синтаксический разбор предложения.

3) Проверка правописной грамотности (орфографической и пунктуационной)

А) Объяснить орфограммы

Б) Объяснить пунктограммы.

В комплексном анализе текста необходимо обращать внимание на изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор текста воздействует на читателя. Учащиеся учатся находить художественные средства, чтобы в дальнейшем уметь пользоваться ими при воспроизведении и создании собственных текстов.

Вопросы и задания к тексту должны помогать ученикам создать представление о языковых особенностях текста, одновременно повышая лингвистическую грамотность учеников, во-вторых, совершенствоватьих орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность, в-третьих, заставлять учеников задумываться о содержании. Именно это способствует развитию речи и интеллектуальному росту учеников, пробуждает у них заинтересованность в изучении чисто лингвистических явлений. Другими словами, составляя перечень языковых заданий к конкретному тексту и формулируя их, учитель должен помнить о мотивированности самих заданий, об их логической последовательности. [5]

Таким образом, можно сделать вывод, что комплексный анализ текста, проводимый на уроках русского языка, дает возможность рассматривать в единстве вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и стилистики, обеспечивает их системное повторение.

Правильно организованная работа по комплексному анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.

Глава 2. Художественный текст — основа для комплексного анализа.

2.1. Ф.А.Абрамов – мастер короткого рассказа.

Исходя из гипотезы нашего исследования, напрактическом этапе нашего исследования нам необходимо было выбрать текст для комплексного анализа из произведений Ф.А.Абрамова. Для выбора текста мы взяли книгу Ф.А.Абрамова «Трава-мурава».[1]

«Трава-мурава» — это цикл коротких рассказов, над которыми Федор Абрамов работал около 30 лет. Короткие рассказы, включенные в книгу, знакомят читателя с яркими характерами, народной жизнью – в их трагическом звучании, в смешении героического и будничного, прекрасного и преступного, доброго и злого» — говорится в аннотации к книге.

Название книги связано с одной из самых любимых народных песен Федора Абрамова: «Хожу я по травке, хожу по муравке. Мне по этой травке ходить не находиться, гулять не нагуляться».

Более четверти века ушло на создание этого небольшого цикла: 1955-1983 годы. Около двухсот крохотных рассказов размером в страничку, чаще в полстранички, а то и в четверть, треть, даже в несколько строк. А в них русская народная жизнь за последние пятьдесят лет. А впервые «Трава-мурава» появилась в печати 1981 году (журнал «Север», №1).

Вот что пишет в предисловии к книге Л.В. Крутикова-Абрамова, жена Ф.А.Абрамова: «Сотни человеческих судеб, характеров, поступков проходят перед нами в «Траве-мураве». Есть в цикле и просто колоритные сценки, зарисовки, притчи, любование метким народным словом, юмором, скоморошиной. «Трава-мурава» составляет как бы «малую энциклопедию» народной жизни в её многоцветном разнообразии. Здесь все перемешано — радостное и горькое, смешное и трагическое, небывалое и привычное, яркое и неброское. О себе рассказывает сам народ: то печалится, то смеется и радуется, то негодует и возмущается. Быль то возвышается до сказки, то становится поучительной притчей, то оборачивается скоморошиной, столь распространенной на русском Севере». [1, стр.4]

Большинство героев этого цикла – люди рядовые, простые, незаметные, как травка-муравка. Но все они одарены самым высоким талантом — человечностью, добротой, любовью к земле, к своему делу, состраданием, верностью слову. Это люди, много поработавшие на своем веку, много претерпевшие.

Вот один из отзывов о «Траве-мураве»: «Любовь, стойкость, мужество, бодрость, трудовая доблесть Ваших северян — свидетельства о глубине и о неугасимой человеческой совести. Как важно знать в наше сложное время, что это есть! Плохого так много, увидеть его легче, чем хорошее, но Вы умеете видеть хорошее – зорко, глазами и сердцем, и мы, читатели, благодарны Вам за это», — писал Абрамову сразу после получения журнала «Север» профессор Ленинградского университета Д.Е.Максимов.[1, стр.5]

Для своего исследования из этой книги я выбрала рассказ «Вкус Победы».[1, стр.14] Главная героиня рассказа — девочка, наша ровесница, она рассказывает о своем послевоенном детстве, то есть рассказ должен быть понятен моим одноклассникам. Также в нем я заметила много орфограмм и пунктограмм, которые мы изучали в 5 и 6 классе.

На втором этапе исследования я проанализировала задания для комплексного анализа текста из рабочей тетради «Комплексный анализ текста»[2], которой мы пользуемся на уроках русского языка.Для этого я выписала все задания к текстам (их оказалось 33) и ставила знак «+», если данное задание присутствовало в анализе. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Так я проанализировала 20 текстов и составила следующую сводную таблицу:

Читать еще:  Учебник шеремет теория экономического анализа

Алгоритм проведения комплексного анализа текста.

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязи РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

План комплексного анализа текста

Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №12» г. Ноябрьск, Тюменской области, ЯНАО Фиалковская Вероника Петровна

Текст – это сочетание предложений, связанный по смыслу и грамматически.

Вспомните, что вы знаете о его авторе.

К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Докажите это.

Художественный, официально-деловой, публицистический, научный, разговорный.

(научный — значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая лексика);
официально-деловой — официальная переписка, правительственные акты, речи; употребляется лексика, отражающая официально-деловые отношения (пленум, сессия, решение, постановление, резолюция);
публицистический — характерны отвлеченные слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый);
разговорный — отличается большой смысловой емкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность;
художественный — используется в художественной литературе).

Какого типа речи данный текст? Описание, повествование, рассуждение.

Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании. Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я. В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия. Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Композиция рассуждения такова: первая часть — тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение.

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что.

5. Определите жанр текста. Эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и т.д.

6. Определите тему текста. О чем это произведение; о чём или о ком в нём говорится

7. Если текст не имеет заглавия, подумайте, как его можно озаглавить и почему именно такое название дал ему автор.

8. Разделите текст на смысловые части (микротемы) и составьте план для себя.

9. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи. Повторяющиеся слова, синтаксические параллели ил, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации.

Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений: порядок слов в предложениях; интонация и др.

Параллельная связь предложений в тексте – предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым.

Цепная связь предложений в тексте- предложения связаны по смыслу, последовательно, как бы по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым и т.д. Такие предложения могут сцепляться при помощи повторяющихся или однокоренных слов, местоимений и др.

10. Как соотносятся начало и конец текста?

11. На каком приёме/ приёмах построен текст? Сопоставление, противопоставление, постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли, быстрая смена действий, событий, динамичность; неторопливое созерцание ).

12. Отметьте основные образы в тексте. Не забудьте об образе автора.

13. Понаблюдайте над лексикой текста:

— найдите незнакомые слова и установите их значение по словарю, обратите внимание на правописание этих слов;

— найдите опорные слова в каждой части текста;

— найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы;

— найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении;

— обратите на стилевую принадлежность лексики (употребление архаизмов, историзмов, неологизмов, на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором);

— выделите фразеологизмы и установите их значение по словарю, обратите внимание на правописание этих слов;

— найдите опорные слова в каждой части текста;

— найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы;

— найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении;

— обратите на стилевую принадлежность лексики;

— обратите внимание на средства художественной выразительности, если они употребляются автором: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

Эпитет – слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его свойства, качества, признаки. Эпитеты могут быть выражены разными частями речи ( красная девица, добрый молодец, очи светлые, матушка-Волга, ветер-бордяга, сыра земля).

Метафора – переносное значение слова, когда одно явление уподобляется другому, причём может использоваться и сходство, и различие (костёр рябины красной, ручка двери, подошва горы, хвост очереди).

Особый вид метафоры – олицетворение – уподобление неживого предмета живому существу (воют ветры, вьюга злится, шепчутся деревья).

Сравнение – определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим (луна, словно репа; небо, как колокол; месяц – язык).

14. Понаблюдайте над фонетическими средствами языка.

Чего достигает автор их употреблением.

Повторение определенных согласных звуков – аллитерация , повторение гласных звуков – ассонанс )

15. Какими морфологическими средствами пользуется автор.

Обилие глаголов и деепричастий для передачи действия или динамичного описания чего-либо изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т. д.)

16.Понаблюдайте над синтаксисом текста.

Употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных; простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных- употребление инверсий, восклицательных и вопросительных предложений, многоточия, прямой речи, диалога и т. д.

17. Сформулируйте идею текста (основную мысль)

Это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написании; она может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще её нужно найти и сформулировать.

18. Каково ваше впечатления от текста?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector