Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Программа анализа включает в себя

Программа и план исследования

Содержание:

Программа исследования: структура, разработка и содержание

Каждое исследование должно начитаться с программы.

Программа исследования представляет собой положения, которые определяют цели и задачи проводимого исследования, а так же предмет, условия, ресурсы и ожидаемые результаты исследования.

Программа и план являются важными компонентами исследования. План рассматривают как организующий фактор последовательного движения к цели, а программу как средство достижения цели, форму ее конкретизации.

Программа составляется исходя и цели и проблем развития организации. Она должна отвечать на вопросы:

  1. Для чего необходимо проводить исследование?
  2. Что должно подвергаться исследованию?
  3. Какими средствами и методами должно проводиться исследование?

Так же программа исследования должна обосновывать его актуальность и важность проблемы предмета исследования, рассматривать условия для успешного и эффективного решения описанной проблемы.

Программа включает в себя следующие разделы:

  • цель исследования;
  • актуальность и содержание проблемы;
  • рабочую гипотезу решения проблемы;
  • обеспечение исследования ресурсами;
  • предполагаемый результат исследования;
  • эффективность проведенного исследования.

Программа исследования — научно — обоснованный документ, представляющий собой модель исследования.
Любая программа исследования должна быть теоретически и методологически обоснованной, содержать все структурные элементы, так же быть логически обоснованной, отличаться гибкостью и вариативностью, предоставляя исследователю проявить свои творческие способности.

Планирование исследования систем управления

Составление плана исследования необходимо для расчета и формулировки организационных характеристик его проведения (формирование групп, распределение функций и обязанностей, установление ответственных лиц и т.д.). Так же планирование необходимо для распределения ресурсов в организационном и временном пространстве, расчета времени, определения этапов исследования, установление особенностей контроля.

План исследования представляет собой систему показателей, которые отражают связь и последовательность основных мероприятий, необходимых для реализации программы исследования.

План конкретизирует программу исследования, соединяет проблему исследования с организационными возможностями и вариантами ее решения. Не каждая исследовательская проблема может успешно решаться.
В процессе ее решения могут возникнуть различные непредвиденные ситуации и обстоятельства, которые повлияют на выполнение плана. Поэтому для сложных проблем исследования разрабатывают алгоритм исследования, позволяющий предусматривать возможные возвратные операции при неудачных решениях.

Алгоритм – это технология решения проблемы, которая предусматривает последовательность и параллельность операций, возможности и неудачи, поиск новых путей решения проблемы в рамках данной программы, корректировку содержательного взаимодействия проблем.

В этом случае рекомендуется составлять гибкий план исследований, отражающий сложность проблемы. В таком плане указываются не точный, а нормативный срок выполнения этапов плана, есть дополнительные пункты для согласования.
На практике исследование не всегда сопровождается составление программы, алгоритма и плана исследования, хотя это является необходимым условием эффективности исследования.

Принципы планирования исследований

Важнейшие принципы планирования исследования представлены на рисунке.

Рассмотрим данные принципы подробней:

  1. Принцип конкретности формулирования заданий. Означает, что план должен содержать четко сформулированные и конкретные задания. Желательно, чтобы задания были без уточнений и дополнений.
  2. Принцип организационной значимости. Исследовательский план должен отражать организацию деятельности исследовательских групп.
  3. Принцип соизмеренной и рассчитанной трудоемкости. Работа исследователя может быть успешной только когда задания соответствуют трудоемкости их выполнения.
  4. Принцип интеграции деятельности. Исследовательский план должен соответствовать на уровне взаимодействие различных его исполнителей и подразделений для избежания конфликтной ситуации.
  5. Принцип контролируемости. Все пункты плана должны подвергаться контролю исполнения, а сама контролирующая система должна быть заложена в исследовательский план.
  6. Принцип ответственности. План должен содержать список ответственных за его выполнение. Все задания должны исполняться кем-то, кто сможет ответить в случае возникновения вопросов.
  7. Принцип реальности. Не рекомендуется включать в план задания, исполнение которые невозможно. Реальность выполнения исследовательского плана должна быть обоснована имеющимися ресурсами, расчетом времени и квалификацией исследователей, наличием соответствующего оборудования и т.д.
  8. Принцип временной определенности. Этот принцип необходим для разработки и дальнейшей реализации плана. Здесь нужен правильный расчет времени исследования, экономия времени на различных этапах исследования.

Таким образом, разработка исследовательского плана является одним из главных факторов успеха, требующего внимания и необходимых знаний. Управление довольно непростая сфера исследования, т.к. здесь действуют факторы круговой поруки, дозирования информация, амбициозности и т.д.

Методика проведения статистического исследования

Для каждого этапа статистического исследования характерна своя методика проведения.

Первый этап – составление программы и плана статистического исследования:

1) Разработка программы статистического исследования.

1.1. Выбор единицы наблюдения как основного признака изучаемого явления.

1.2. Определение учетных признаков (расшифровка единицы наблюдения).

1.3. Разработка образца первичного статистического наблюдения.

1.4. Выбор правильных группировок (определение групп по учетным признакам).

1.5. Составление макета статистических таблиц (сводка единичных случаев по качественной однородности).

2) Составление плана статистического исследования.

2.1. Определение (постановка) цели исследования.

2.2. Выбор объекта исследования.

2.3. Определение места (территории) исследования.

2.4. Установление сроков исследования.

2.5. Определение сил (кадров) и средств (финансирование) для проведения исследования.

2.6. Определение организационно — методического руководства исследованием.

2.7. Установление охвата наблюдения.

2.8. Определение путей формирования объекта исследования (статистической совокупности).

Второй этап – регистрация и сбор статистических данных:

1) Получение (сбор) необходимой информации.

2) Заполнение учетных документов.

Третий этап – обработка и сводка данных:

1) Контроль (проверка) качества учетных документов (первичной документации).

2) Шифровка (кодирование) статистического материала.

3) Раскладка (группировка) материала по однородным группам.

4) Сводка материала (заполнение статистических таблиц).

5) Вычисление статистических критериев (статистические расчеты).

6) Графическое представление полученных результатов.

7) Текстовое оформление полученных данных.

Четвертый этаппроведение статистического анализа:

1) Интерпретация полученных результатов и их графическое изображение.

2) Окончательное текстовое оформление работы.

3) Формулировка выводов исследования.

4) Предложения по внедрению полученных результатов в практику.

2. Составление программы и плана исследования. Регистрация и сбор материала. Формирование репрезентативной выборочной статистической совокупности

Программа определяет, что и в каком направлении надо исследовать, и представляет собой комплекс задач по сбору, обработке и анализу статистического материала. Программа также предусматривает вид статистического наблюдения (сплошное или выборочное; единовременное или текущее), способ получения информации, силы и средства, необходимые для выполнения работы.

Программа статистического исследования включает программу сбора материала, программу обработки материала и программу анализа данных.

I.В состав программы сбора материала входит выбор единицы наблюдения и определение учетных признаков.

Единица наблюдения является основным признаком изучаемого явления. Из единиц наблюдения в итоге складывается статистическая совокупность, представляющая собой объект исследования. Дополняют и расформировывают каждую единицу наблюдения учетные признаки.

Перечень учетных признаков, подлежащих регистрации, заносится в первичный статистический документ официального образца или образца, разработанного исследователем. Первичный статистический документ может иметь вид бланка, карты, таблицы или журнала. Государственные статистические документы (статистический талон для регистрации уточненных диагнозов, листок нетрудоспособности, медицинская карта амбулаторного больного и др.) могут быть использованы в качестве официальной программы сбора материала по заболеваемости. В клинико-статистических исследованиях часто используются анкеты, специальные карты для выборки данных из медицинских документов, опросники и т.д.

По времени наблюдения формирование совокупности осуществляется путем текущего или единовременного наблюдения.

При текущем наблюдении статистические данные собирают путем регистрации каждого отдельного случая по мере его возникновения за определенный промежуток времени (изучение рождаемости, смертности, заболеваемости и т.д.).

При единовременном наблюдении регистрацию данных приурочивают к моменту времени, т.е. сбор всех наблюдений осуществляется единовременно. Единовременное наблюдение отражает состояние изучаемого явления на определенный момент (перепись населения, медицинские осмотры населения и др.).

Сбор сведений различается по способу наблюдений: непосредственный, выкопировка, анкетный, опрос.

Способ выкопировки широко распространен при проведении социально-гигиенических исследований. При выкопировке из учетных документов берутся лишь необходимые данные, соответствующие цели исследования и предусмотренные его программой.

Анамнестический способ получения информации основан на регистрации сведений, полученных анкетным методом или методом опроса.

Анкетный метод целесообразно применять в тех случаях, когда необходимо получить объективные сведения в глубоко личных, интимных сторонах жизни. Анкета в этих случаях должна быть анонимной.

Читать еще:  Анализ валовой прибыли предприятия

Для использования метода опроса необходимо наличие важного условия – доверия опрашиваемого. При этом сведения получают во время беседы врача с обследуемым лицом по определенному кругу вопросов.

II. Программа обработки данных представляет собой составление макетов статистических таблиц. В статистических таблицах выделяют следующие элементы:

· Заглавие, отражающее содержание таблицы;

· Статистическое подлежащее – основной анализируемый признак;

· Статистическое сказуемое – признаки, которые дополняют и раскрывают подлежащее;

· Итоги (по горизонтали и вертикали), которые используются для проверки заполнения таблицы и вычисления показателей.

Статистические таблицы бывают 3-х видов:

· С одним статистическим подлежащим (сводка материала производится по одному признаку). Например, распределение больных в отделении А по полу;

· Групповая статистическая таблица с одним статистическим подлежащим и несколькими несвязанными между собой статистическими сказуемыми. Например, распределение больных в том же отделении А, но уже не только по полу, но и по возрасту;

· Комбинационнаятаблица – имеет одно или несколько взаимосвязанных подлежащих и несколько взаимосвязанных сказуемых. Например, распределение больных в вышеупомянутом отделении А по эффективности лечения, полу и возрасту.

III. Программа анализа данных– представляет собой перечень адекватных статистических методов, с помощью которых будут выявлены закономерности изучаемого явления.

План является организационной частью и указывает где, в каком количестве, как, когда и кем будет выполняться работа по реализации поставленных задач.

В плане статистического исследования должны быть отражены сроки выполнения его этапов. Если предполагается изучение выборочной совокупности, то в плане статистического исследования необходимо указать способ отбора единиц для выборочной совокупности: случайный, механический, типологический, серийный.

Случайный – это такой отбор, когда все единицы генеральной совокупности имеют равную возможность попасть в выборку. Способом такого отбора является жеребьевка (лотерея) и применение таблиц случайных чисел.

Жеребьевка заключается в том, что на каждую единицу наблюдения заготавливают стандартного вида карточку, в которой отмечают порядковый номер по списку. Затем их перемешивают в закрытом ящике и в случайном порядке отбирают для данного наблюдения определенное количество карточек.

Правило пользования таблицей случайных чисел.

Всем единицам наблюдения, из которых предстоит отобрать их необходимое количество, присваивают номера от 1 до n. Затем в таблице случайных чисел находят необходимое количество таких чисел, которые не превышают n.

Механический отбор производится по какому-либо признаку (первая буква фамилии, номер истории болезни и т.д.), от которого зависят результаты исследования. При механическом отборе единицы совокупности сначала располагаются в каком-либо порядке (по алфавиту или по номеру истории болезни). После этого производится механический отбор единиц через какой-либо интервал (каждую 4-ю, или каждую 10-ю историю болезни). Интервал при механическом отборе предварительно рассчитывается. Для этого общее число единиц совокупности делится на число единиц, которые надо отобрать.

Типологический отбор позволяет производить выбор единиц наблюдения из типичных групп всей генеральной совокупности. Для этого внутри генеральной совокупности все единицы группируются по какому-нибудь признаку в типичные группы (например, по возрасту). Затем из каждой такой группы производят отбор (случайным или механическим способом) необходимого числа единиц таким образом, чтобы соотношение размеров групп (например, возрастных) в выборочной совокупности сохранялось такое же, как и в генеральной.

Серийный отбор предусматривает выбор из генеральной совокупности не отдельных единиц, а выбор серий (гнезд). Для этого вся генеральная совокупность разбивается на относительно однородные серии. Отбор серий осуществляется путем случайной или механической выборки. При этом отбор должен производиться так, чтобы каждой серии генеральной совокупности была бы обеспечена одинаковая возможность быть отобранной в выборочную совокупность. В каждой серии обследуются все составляющие ее единицы наблюдения.

П этап. Сбор материала;

Этап. Содержание плана статистического исследования.

Всякая работа требует плановости, а тем более исследовательская деятельность. Поэтому начинать ее надо с составления плана. В плане предусматривается последовательность выполнения отдельных элементов работы в отдельные, определенные временные интервалы.

План должен начинаться с названия темы исследования, ее цели и задач. Цель и тема исследования должны быть четко сформулированы. Например, если мы решили изучить травматизм, то надо установить, какой травматизм – бытовой, производственный, спортивный. Далее необходимо определить объект (город, район, завод, школа, цех, дети, рабочие) и время исследования. Наименование темы, например, может быть таким –«Производственный травматизм у работающих на Н-ском заводе за 2003 год». После этого необходимо выработать рабочую гипотезу, которая должна помочь в составлении программы исследования. Например, мы предполагаем, что уровень травматизма может быть неодинаков у мужчин и у женщин, у разных возрастных групп. Возможно имеется зависимость частоты травм от локализации и вида травмы, от времени суток, месяца, года, места, где произошла травма.

Требуется выбрать метод исследования: сплошной или выборочный. При сплошном методе изучают генеральную совокупность – все возможные для данного исследования единицы наблюдения (т.е. элементы данной совокупности, случаи того явления, которое мы изучаем), например, каждый случай производственного травматизма работающих на Н-ском заводе за 2003 год. При выборочном методе изучают выборочную совокупность, которая должна быть репрезентативной, т.е. представительной (в отобранной части должны быть представлены все элементы и в том же соотношении, как в генеральной совокупности. Например, если мужчин на заводе 60%, а женщин 40%, то в выборочной совокупности их доли нужно сохранить теми же). Выборочная совокупность должна соответствовать следующим требованиям: а) она должна быть достаточной по количеству единиц наблюдения, существуют специальные формулы для расчета такого минимально необходимого числа наблюдений; б) она должна быть максимально типичной (репрезентативной) для всей генеральной совокупности.

Самый простой способ получить типичную выборку – применить механический отбор единиц наблюдения – взять, например, для изучения каждый пятый, десятый, двадцатый случай. Существуют и более точные способы получения выборки.

Выбирают вид исследования по времени наблюдения: текущее – за интервал времени (на протяжении года или другого времени) или единовременное – на какой-то момент времени (перепись населения) или дату (медосмотр).

Планируют время исследования, например, 3 года или 1 месяц.

Выбирают единицу наблюдения (каждый отдельный элемент изучаемой совокупности — т.е. рабочий, ребенок и т.д. или каждый случай травмы, заболевания и т.д.).

Включают в план, какие средства потребуются, источники финансирования и руководителя исследования.

Программа исследования включает в себя:

1) программу сбора материала;

2) программу разработки материала;

3) программу анализа.

1) программа сбора материала – представляет собой бланк, на котором указана единица наблюдения и перечислены вопросы, по которым нужно получить сведения об этой единице наблюдения. Каждый такой вопрос называется учетным признаком. Например, форма истории болезни является документом на каждого больного. На карточке истории болезни перечислены учетные признаки, по которым каждый врач стационара должен собрать сведения. Это: ФИО, пол, возраст, семейное положение, диагноз заболевания и др. Врачи сами не составляют программы сбора материала, а пользуются утвержденными формами (бланками). Делается это для получения унифицированных данных.

Требования к программе сбора данных: а) не упустить ни одного существенного признака (возраст, исход травмы); б) не загромождать программу ненужными признаками (партийность); в) каждый учетный признак (вопрос) должен быть четко, ясно, кратно сформулирован, рационально расположен и пронумерован; г) необходимо предложить варианты ответов на каждый вопрос, которые при заполнении будут лишь подчеркнуты. Например, учетный признак «семейное положение: женат, брак зарегистрирован; женат, брак не зарегистрирован; холост (никогда не был женат, вдовец, разведен)».

2) программа разработки материала заключается в разработке макетов статистических таблиц, в соответствии с которыми затем будет выполняться следующий (третий) этап исследования.

Читать еще:  Анализ фин хоз деятельности

3) программа анализа материала включает в себя осмысление исследователем следующего: какой результат он предполагает получить, какие показатели он будет рассчитывать, каким будет литературное оформление результатов; формулировка выводов, внедрение результатов исследования в практику.

Сбор материала – заполнение составленных и размноженных программ исследования. Используют методы интервьюирования, самозаполнения анкет, выкопировки данных из медицинской и другой документации, непосредственного наблюдения (измерение роста, артериального давления и т.д.).

Врачи заполняют утвержденные программы сбора сведений о больных – истории болезни, амбулаторные карты, статистические талоны, больничные листы.

Таким образом, ежедневная работа врача есть выполнение второго этапа исследования.

Ш этап. Обработка материала.

После заполнения программ сбора материала следует произвести шифровку материала. Шифровка– это технический прием, который заключается в установленном обозначении регистрируемых признаков, чаще арабскими цифрами.

Например: образование 1-среднее, 2 – средне-специальное, 3 – высшее.

Группировка – расположение статистических данных путем их объединения в качественно однородные группы. Например, по полу: 1 – мужчины, 2- женщины; по возрасту: 1 – 15-19 лет; 2 – 20-24 г.; 3 – 25-29 лет; образованию; стажу работы; диагнозам; исходу заболеваний и т.д.

Для группировки заболеваний используется международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти. При группировке признаков наблюдения нужно стремиться, во-первых, использовать виды группировок, применяемые при подобных исследованиях другими авторами, чтобы иметь возможность сравнивать полученные данные. Во-вторых, следует помнить о том, что закономерности или типичные черты явления, а также влияния и взаимосвязи факторов выявляются только при достаточном количестве наблюдений. Большое дробное количество группировок может привести к нежелательному размежеванию материала и не даст возможности уловить закономерность.

После того, как все признаки, записанные в программе исследования, будут зашифрованы, приступают к разработке и сводке материала. Например, истории болезни сначала раскладываются на группы в соответствии с диагнозом, а затем уже каждая такая группа разбивается по полу, возрасту. Подсчитанные количества единиц наблюдения в каждой группе вносятся в макеты таблиц, рассчитываются относительные величины и др. В процессе сводки должны быть сопоставлены и скомбинированы отдельные группы признаков или выявлены связи между явлениями. Результаты статистической сводки систематизируются в таблицах, в которых цифровой материал становится более наглядным, облегчается сопоставление показателей и их анализ.

ТАБЛИЦЫ

Таблица распределяются на простые и сложные. Сложные делятся на групповые и комбинационные.

Требования к таблицам:

1.Таблица должна иметь четкое и краткое заглавие, в котором слово «таблица» не пишется.

2. Заголовок должен полностью отражать содержание таблицы, включая наименование единиц, в которых представлен цифровой материал.

3. В заголовке сначала упоминается подлежащее, а затем сказуемое таблицы.

4. Должны быть итоговые строки и графы.

В таблице различают подлежащее (то, о чем говорится) и сказуемое

( то, что объясняет подлежащее).

Статистическое подлежащее – это основной признак изучаемого явления, оно располагается по горизонтальным строкам таблицы. Статистическое сказуемое – признаки, характеризующие подлежащее, располагаются в вертикальных графах таблицы.

Простой называется таблица, в которой представлена итоговая сводка данных лишь по одному признаку (чего сколько было).

Программа анализа включает в себя

Структура программы социологического исследования

Программа социологического исследования — это научный документ, в котором содержатся методологические, методические и процедурные предпосылки исследования социального объекта.

В соответствии со своим назначением программа социологического исследования выполняет три основные функции: методологическую, методическую и организационную. Рассмотрим характеристику каждой из них.

Методологическая функция состоит в том, что программа позволяет: определить научную проблему; сформировать цели и задачи исследования; зафиксировать исходное представление об изучаемом объекте и др.

Методическая функция состоит в том, что программа позволяет разобрать общий логический план исследования, использовать методы сбора и анализа информации.

Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения труда между членами исследовательского коллектива, облегчает контроль за ходом исследования.

В социологической литературе общепринятым считается, что структура программы социологического исследования состоит из двух разделов: методологического и методико-процедурного.

Первый, методологический раздел программы, состоит из следующих элементов:

1. Формулировка проблемы, определение цели и задач исследования.

Непосредственным поводом к проведению социологического исследования является реально возникшее противоречие в развитии социальной системы. Такого рода противоречия составляют сущность проблемы.

Примером постановки проблемы в сфере физической культуры может быть следующее: «Противоречие между уровнем социальных требований и состоянием физического воспитания студенческой молодежи». Или: «Противоречие между уровнем ценностных ориентаций и реальной физкультурно-спортивной активностью школьников».

Решение той или иной проблемы всегда направлено на достижение конкретной цели и задач. Цель конкретно-социологического исследования — это общая направленность исследования, проект действия, которые определяют характер и системную упорядоченность различных актов и операций.

Задача социологического исследования — это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы.

Например, в исследовании белорусских социологов целью исследования явилось — выявить степень физкультурно-спортивной активности студентов Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1) выявить отношение студентов к учебному процессу по физическому воспитанию;

2) выявить интересы студентов в выборе форм и средств занятий;

3) выявить факторы, определяющие степень физкультурно-спортивной активности студентов.

2. Определение объекта и предмета исследования.

Общая характеристика объекта и предмета социологического исследования было дано выше. Здесь приведем лишь примеры, что может быть объектом и предметом социологического исследования в сфере физической культуры и спорта. Объект исследования — студенты Гродненской области. Предмет исследования — динамика физкультурно-спортивной активности студентов.

3. Логический анализ основных понятий.

Для практического осуществления программы социологического исследования необходимо проведение процедуры логического анализа основных понятий. Это связано, в первую очередь, с тем, что каждый инструментарий социологического исследования — это комплекс гармонично сочетающихся вопросов, своеобразная логико-семантичская модель какого-либо социального явления.

В связи с этим необходимо грамотная разработка инструментария исследования, который отражал бы именно то социальное явление, на которое направлено исследование. Одним словом, прежде чем приступить к разработке инструментария социологического исследования, следует серьезно подумать над такими вопросами: о чем спросить? Почему именно об этом, а не о другом? В какой форме? Как связать в инструментарии различные аспекты исследуемой проблемы?

Получить правильные ответы на данные вопросы позволяет логический анализ предмета исследования. От методологической и методической точности его выполнения в решающей степени зависит соответствие исследовательской модели социальному явлению, его реальному содержанию и структуре.

Логический анализ предмета в социальных исследованиях имеет отличие от естественных наук. Если в последних предмет анализа чаще всего расчленяется на составляющие элементы, изучающие при помощи определенных процедур и, на основании их синтеза получают целостную картину объекта. Понятно, что этого нельзя сделать с социальными явлениями. Поэтому в социологии прибегают к «косвенному» методу расчленения предмета анализа, где расчленяется не само явление, а понятие, его отображающее.

Логический анализ включает в себя две довольно сложные процедуры, которые в прикладной социологии называют интерпретацией и операционализацией.

Интерпретация — истолкование, уточнение смысла каких-либо понятий. Ошибочная интерпретация может нарушить логику всего исследования. Например, в социологических исследованиях часто возникает необходимость в уточнении таких понятий, как «занятия физической культурой» и «занятия спортом». Необходимость в этом возникает постольку, поскольку в первом случае это занятия с оздоровительной направленностью, не имеющие целью достижение высоких спортивных результатов, во втором — обратная направленность — достижение нормированных и максимальных спортивных результатов.

Все выявленные на стадии интерпретации конкретизирующие понятия требуют своего объяснения. Осуществляется она в форме поиска тех частных понятий, которые характеризуют уже составляющие основного понятия. Эта процедура называется операционализацией.

Операционализация основного понятия заключается в расчленении выделенных понятий на их элементы. Получаемое при этом еще более простые понятия принято называть операциональными понятиями.

Так, в процессе разработки программы описательного исследования осуществляется структурная операционализация. Это значит, что логический анализ основного понятия проводится путем его «расчленения» на составляющие элементы — ведущие характеристики предмета исследования. (В нашем примере такое «расчленение» показано на схеме 1).

Читать еще:  Анализ бухгалтерского баланса примеры с выводами

В аналитическом исследовании необходимо проведение процедуры факторной операционализации, заключающейся в выделении факторов, оказывающих прямое или косвенное воздействие на изучаемое явление.

Приведем пример факторной операционализации такого явления как «Отношение населения к физической культуре и спорту».

4. Предварительный системный анализ объекта исследования.

На этапе определения объекта и предмета исследования обязательной процедурой является его системный анализ. Его цель — построение гипотетической модели объекта как системы, раскрыв комплекс его элементов и связей.

Предварительное описание предмета исследования есть целостное его воспроизведение в реальном пространстве — времени, охватывающие и факторы, влияющие на его функцию, направление и развитие. Системный анализ позволяет рассмотреть составляющие предмета исследования, внутренние и внешние связи. Комплексный анализ позволяет также объемно представить «образ исследуемого социального явления».

Так например, если предметом исследования является степень физкультурно-спортивной активности студентов, то следует изучить условия труда, быта, отдыха и учебы, состояние физкультурно-спортивных объектов и другие характеристики.

5. Формулировка, выдвижение гипотез.

Наряду с определением проблемы, выделением объекта и предмета социологического исследования обязательным процедурным моментом исследования является формулировка гипотез.

Определив проблему, социолог, в первую очередь, пытается объяснить ее на основе имеющихся знаний и прежнего опыта. Он строит некоторые допущения, которые, по его мнению, полностью охватывают и объясняют исследуемое явление.

Гипотеза в социологическом исследовании — это научное предположение о структуре социальных объектов, о характере и сущности связей между социальными явлениями.

Роль гипотезы в социологическом исследовании, как и в любом другом, чрезвычайно велика. Для чего нужна гипотеза в научном исследовании? Какова ее роль? Гипотеза, во-первых, аккумулирует опыт науки, общественной практики, опыт исследователя (включая интуицию); во-вторых, она служит своего рода «спусковым механизмом» для перехода к важным эмпирическим процедурам, призванным в конечном итоге дать новое знание об объекте.

Гипотезы тесным образом связаны с проблемами исследования. Они исходят из проблем и дают вероятные объяснения.

В современной социологической теории разработана некоторая система общих предпосылок и требований построения гипотез. Во- первых, гипотеза должна быть научно обоснована. Это значит, что она не должна содержать утверждений, которые противоречат уже доказанным положениям. Во-вторых, гипотеза должна быть адекватна исследуемой проблеме, т. е. она должна иметь смысл в рамках проблемы. В-третьих, гипотеза должна проверяться эмпирически. В противном случае она останется лишь предположением, выражающим субъективное мнение. В-четвертых, логический анализ гипотезы должен устанавливать ее внутреннюю непротиворечивость.

Кроме общих предпосылок и требований к построению социологических гипотез, существует система фаз их построения. Таких фаз три.

Первая фаза — сбор информации по исследуемой теме. Вторая — собственно формулировка гипотезы. Третья фаза — группировка гипотез, приведение их в определенную систему.

Классифицировать гипотезы можно по различным признакам. По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы разделяют на описательные, объяснительные и прогнозные.

Описательные гипотезы — это предположения о существенных свойствах объектов, о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта, о степени тесноты связей взаимодействия.

Объяснительные гипотезы относятся к предположениям о причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях.

Прогнозные гипотезы — это такие гипотезы, которые раскрывают тенденции и закономерности развития данного объекта.

Приведем примеры гипотез социологических исследований в сфере физической культуры и спорта. Предполагалось, что степень физкультурно-спортивной активности студентов определяется качеством учебных занятий по физическому воспитанию.

Второй, методико-процедурный раздел программы включает в себя разработку стратегического и рабочего планов исследований.

Рассмотрим рабочий план социологического исследования, связанного с исследованием отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом.

Примерный рабочий план социологического исследования.

Научная электронная библиотека

2.1. Методические основы контроллинга на предприятии

Исследование современных тенденций перспективного развития хозяйственной деятельности передовых отечественных предприятий с одной стороны, и источников их экономического роста – с другой, свидетельствует о существенном усилении роли инструментов контроллинга в управлении данных субъектов хозяйствования. Выступающий в качестве «системы поддержки менеджмента» контроллинг обеспечивает точность, оперативность измерений и достоверность данных, циркулирующих в системе управления современного предприятия.

Несмотря на вполне очевидную взаимосвязь процессов менеджмента и контроллинга, методы их интеграции в отечественной и зарубежной литературе до сих пор остаются недостаточно изученными. В научной работе сделан акцент на совместное использование систем менеджмента и контроллинга, основанное на интеграционном подходе системного анализа.

Усложнение управленческих задач стратегического и оперативного характера, возрастающий объем информации ставят задачу формирования унифицированной методологии, возлагаемой на службу контроллинга.

Решение данной научной проблемы – формирование унифицированной методологии контроллинга – позволит:

– координировать цели системы менеджмента предприятия с целями системы контроллинга для достижения запланированных результатов;

– повысить эффективность управления хозяйствующих субъектов путем применения соответствующих методик и инструментов контроллинга;

– эффективно прогнозировать и планировать затраты и результаты с учетом заданных целей;

– оценивать существующие методики управления затратами со стратегических позиций и т.д.

Службы контроллинга в процессе выполнения своих функций используют различные методы. К основным специфическим методам контроллинга относятся:

– анализ точки безубыточности;

– СОФТ-анализ (анализ сильных и слабых сторон);

Бенчмаркинг представляет собой непрерывный процесс сравнения товаров (работ, услуг), а также производственных процессов, методов и прочих параметров исследуемого объекта (структурного подразделения) с аналогичными объектами других промышленных предприятий или структурных подразделений. Основной целью бенчмаркинга является выявление негативных отклонений в значениях сравнительных показателей и причин таких отклонений, а также разработка предложений по их ликвидации.

Бенчмаркинг направлен на поиск ответа на вопрос: почему они работают успешнее, чем мы? С помощью этого методического инструмента контроллинга можно определить целевые параметры деятельности предприятия, которых следует придерживаться, чтобы обеспечить его стабильную конкурентоспособность.

Различают три вида бенчмаркинга:

1) внутренний бенчмаркинг, который сводится к анализу и сравнению показателей деятельности разных структурных подразделений предприятия;

2) бенчмаркинг, ориентированный на конкурентов, то есть сконцентрированный на сравнительном анализе товаров (работ, услуг), производительности производственных процессов и прочих параметров исследуемого предприятия с аналогичными характеристиками предприятий-конкурентов. Считается, что более всего на роль аналога для сравнения подходит «рыночный лидер». Идентификация факторов, которые приводят к отставанию исследуемого предприятия от лидера, дает возможность разработать рекомендации в отношении сокращения отставания;

3) функциональный бенчмаркинг, имеющий целью анализировать отдельные процессы, функции, методы и технологии предприятия в сравнении с другими предприятиями, которые не являются конкурентами рассматриваемого. Фирмы, использующие подобные методы, приемы и технологии и не являющиеся конкурентами, охотно идут на взаимный обмен информацией и заинтересованы в реализации совместных проектов, направленных на совершенствование тех или иных сравнимых операций.

Стоимостной анализ – это один из методов оперативного контроллинга, который исследует функциональные характеристики продукции с точки зрения эквивалентности их стоимости и полезности. Таким образом, в центре внимания стоимостного анализа пребывают функциональные и стоимостные параметры продукции (работ, услуг). Различают две основные задачи стоимостного анализа:

– уменьшение стоимости отдельных компонентов продукции без уменьшения объемов ее производства и реализации;

– улучшение функциональных параметров продукции по минимальным затратам.

Порядок проведения стоимостного анализа отображен в табл. 2.1.

Анализ точки безубыточности сводится к определению минимального объема реализации продукции (в случае неизменных цен и условно-постоянных затрат), по которому предприятие может обеспечить безубыточную операционную деятельность в краткосрочном периоде. Таким образом, точка безубыточности характеризует такой объем производства и реализации продукции, которому соответствует нулевая прибыль предприятия: выручка от реализации продукции равняется валовым затратам на ее производство и реализацию.

Таблица 2.1

Этапы проведения стоимостного анализа

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector