Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика расчета коэффициента платной деятельности

Планирование платной деятельности с учетом затрат на содержание имущества автономных учреждений

В связи с перспективой принятия новой редакции Бюджетного кодекса [1] автономные учреждения уже сейчас сталкиваются с необходимостью проанализировать степень своей готовности к ужесточению правил, касающихся финансирования содержания имущества, и «запас прочности» платной деятельности с учетом роста затрат. В настоящей статье на примерах показано, к каким финансовым последствиям для АУ может привести перераспределение затрат на содержание имущества между бюджетной и платной деятельностью.

Предпосылки для планирования платной деятельности.

Согласно намерениям Минфина, обозначенным в Основных направлениях бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [2] , Бюджетный кодекс будет принят в новой редакции. Кроме прочих нововведений, это изменит для автономных учреждений правила финансирования имущества. Пункт 4 ст. 77 проекта новой редакции БК РФ гласит: если бюджетное или автономное учреждение оказывает государственные (муниципальные) услуги (выполняет работы) сверх установленного государственного (муниципального) задания за плату, нормативные затраты на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества рассчитываются пропорционально доходам, полученным учреждением от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, и размеру субсидии.

В настоящее время о судьбе новой редакции БК РФ судить трудно, поскольку законопроект до сих пор не внесен в Государственную думу. Но независимо от сроков вступления новой редакции в силу государство через подзаконные акты в состоянии регулировать вопросы финансирования учреждений. Что оно и сделало, приняв, в частности, Положение № 640 [3] , закрепляющее для ФГУ принцип софинансирования расходов на содержание имущества через коэффициент платной деятельности [4] (далее – КПД). Признаем, что действующие правила софинансирования мягкие – они распространяются на ограниченный круг затрат (имущественные налоги, затраты по имуществу, не используемому для оказания государственных услуг и выполнения работ).

Учитывая тот факт, что сегодня затраты на имущество мало участвуют в расходах на внебюджетную деятельность, при ценообразовании на платные услуги автономные учреждения могут использовать одну из тактик:

1) установить цены на уровне рыночных и получать дополнительную прибыль по сравнению с коммерческими организациями;

2) установить цены ниже рыночных, получая при этом прибыль на уровне конкурентов и в то же время не имея хлопот с привлечением клиентов.

В относительно привилегированных условиях автономным учреждениям осталось работать, скорее всего, не больше двух лет.

При реализации идеи, прописанной в п. 4 ст. 77 проекта новой редакции БК РФ (по сравнению с текущими правилами идея эта не революционна, она лишь трансформирует правила до логического «финала»), автономные учреждения потеряют свое нерыночное преимущество. Если бы на этом последствия закончились, мы бы только констатировали сей (пусть и ощутимый) факт, не уделяя ему избыточного внимания. Однако «коварство» КПД заключается в том, что он с помощью переменного показателя (выручка) перераспределяет затраты на имущество, которые по своей природе относятся к условно-постоянным расходам.

Из-за данного эффекта часть АУ с благоприятной структурой баланса сможет приспособиться к новым условиям и даже сохранить «фору» перед конкурентами. Другая же часть, не по своей вине имеющая менее удачные показатели, окажется в крайне плачевном положении. В конечном итоге это приведет к расслоению между учреждениями, причем «наказаны» будут самые активные из них. Разберемся во всем подробнее.

Моделирование последствий перераспределения затрат на содержание имущества.

Основными факторами, влияющими на финансовые последствия перераспределения затрат на содержание имущества, являются:

1) доля внебюджетной деятельности в общих поступлениях АУ;

2) доля затрат на содержание имущества в общих затратах;

3) соотношение цен на услуги АУ и рыночных цен на аналогичные услуги.

Для анализа затрат на платные услуги, цен на них, а также целесообразности оказания услуг в свете перспективы изменения финансирования имущества достаточно данных бухгалтерского учета и небольших исследований об уровне цен. Чтобы наглядно продемонстрировать, как повлияют перечисленные факторы на конечный результат внебюджетной деятельности, если механизм перераспределения затрат начнет работать на полную мощность, приведем примеры.

Пример 1

Автономное учреждение не оказывает платных услуг (либо предоставляет их ничтожно мало) и наращивать внебюджетную деятельность не собирается. Для этой категории учреждений финансовые условия практически не изменятся.

О коэффициенте платной деятельности

«Руководитель автономного учреждения», 2016, N 11

Коэффициент платной деятельности, используемый при определении объема субсидии на выполнение государственного задания, представляет собой инструмент перераспределения постоянных затрат автономных учреждений между двумя направлениями деятельности — основной и внебюджетной. В статье рассматриваются Методика расчета коэффициента, область его применения, а также анализируется влияние данного коэффициента на финансы автономных учреждений.

Понятие коэффициента платной деятельности

Законодательно понятие «коэффициент платной деятельности» закреплено только для федеральных государственных учреждений , в то время как в отношении учреждений регионального и муниципального подчинения данный термин еще не введен в федеральное законодательство. Проект новой редакции БК РФ предлагает это сделать. Пункт 4 его ст. 77 предусматривает: если бюджетное или автономное учреждение оказывает государственные (муниципальные) услуги (выполняет работы) сверх установленного государственного (муниципального) задания за плату, нормативные затраты на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, используемого в процессе предоставления госуслуг или выполнения работ (включая затраты на имущественные налоги), рассчитываются пропорционально доходам, полученным учреждением от оказания платных услуг, осуществления иной приносящей доход деятельности, и размеру субсидии.

См. Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 (далее — Положение N 640).
Опубликован на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения regulation.gov.ru (ID проекта 00/04-25700/05-15/21-14-4).

Данная пропорция и стала называться коэффициентом платной деятельности — это определение уже используется в нормативных актах, регулирующих порядок финансирования федеральных бюджетных и автономных учреждений. В частности, начиная с государственных заданий на 2016 г. (на 2016 г. и плановый период 2017 и 2018 гг.) коэффициент платной деятельности применяется к имущественным налогам и затратам на содержание имущества, не используемого для оказания государственных услуг (выполнения работ), в отношении ФГУ, оказывающих государственные услуги (выполняющих работы) для физических и юридических лиц за плату сверх установленного госзадания (п. п. 33 и 35 Положения N 640).

Иными словами, в настоящее время область применения коэффициента платной деятельности меньше, чем это предполагается в проекте новой редакции БК РФ. Во-первых, использование коэффициента платной деятельности на региональном и муниципальном уровне сейчас отдано на усмотрение учредителей АУ. Во-вторых, софинансирование распространяется только на часть затрат по содержанию недвижимого и особо ценного движимого имущества, а именно на имущественные налоги и затраты на содержание имущества, не используемого для оказания государственных услуг (выполнения работ).

Методика расчета коэффициента

В силу п. 33 Положения N 640 коэффициент платной деятельности определяется как отношение планируемого объема финансового обеспечения выполнения государственного задания исходя из объемов субсидии, полученной из федерального бюджета в отчетном финансовом году на указанные цели, к общей сумме, включающей планируемые поступления от субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания и доходов от платной деятельности исходя из названных поступлений, полученных в отчетном финансовом году.

Коэффициент рассчитывается по следующей формуле:

где kпд — коэффициент платной деятельности;

Rсубсидия — планируемый объем финансового обеспечения выполнения задания на очередной финансовый год исходя из объемов субсидии, полученной в отчетном финансовом году;

Читать еще:  Расчет резерва отпусков на 2020 год

Rплатные — доходы от платной деятельности (поступления от оказания государственных услуг (выполнения работ) для физических и юридических лиц за плату), полученные в отчетном финансовом году.

Коэффициент платной деятельности показывает долю субсидии в общих поступлениях бюджетного или автономного учреждения и колеблется в интервале от нуля до единицы. Так, если коэффициент составляет 0,38594, это означает, что на платную деятельность приходится 61,406%, а на субсидию на выполнение задания — 38,594%. Величины коэффициентов определяются учредителями и доводятся до подведомственных автономных учреждений.

Из порядка расчета коэффициента платной деятельности вытекает, что его значение рассчитывается на основании данных прошлого периода, а применяется к текущему периоду. Таким образом, пропорции одного интервала времени влияют на финансовый результат другого интервала времени, что может привести к негативным последствиям либо, напротив, ощутимой выгоде. Но независимо от исхода событий результат мало предсказуем, что говорит о наличии рисков для финансовой устойчивости АУ.

Одновременно возникает вопрос, какие именно доходы включаются в расчеты. Только те, что связаны с оказанием платных услуг, или также нерегулярные доходы (например, гранты, доходы от продажи имущества)? По всей видимости, учредителям нет никакого смысла ухудшать финансовое положение АУ и ограничивать их деятельность дополнительным обременением, поэтому почти наверняка речь идет сугубо о доходах от платных услуг.

Подробно механизм исчисления рассматриваемого коэффициента раскрыт в Методике определения коэффициента платной деятельности при расчете финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Минобрнауки, оказывающими государственные услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания, утвержденной Минобрнауки России 29.10.2015 N АП-85/18 (далее — Методика). Ее цель — формирование единых методических подходов к определению величины коэффициента платной деятельности для корректировки затрат на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения, и затрат на содержание не используемого для выполнения госзадания имущества федерального бюджетного или автономного учреждения. Действие Методики распространяется на правоотношения, возникшие при формировании задания и расчете объема финансового обеспечения его выполнения на 2016 г. и плановый период.

Согласно Методике источниками информации для определения значения коэффициента платной деятельности являются показатели формы 0503737 «Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности» за отчетный финансовый год в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности). Для расчета Rплатные берутся показатели разд. 1 «Доходы учреждения» данной формы по виду финансового обеспечения (деятельности) «Собственные доходы учреждения» (код вида — 2) по строке 040 «Доходы от оказания платных услуг (работ)». Для расчета Rсубсидия берутся показатели разд. 1 «Доходы учреждения» формы 0503737 по виду финансового обеспечения (деятельности) «Субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания» (код вида — 4) по строке 101 «Субсидии».

Утверждена Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

Как видно из Методики, коэффициент платной деятельности определяется на основании бухгалтерской формы, составляемой по кассовому методу, и при его расчете не учитываются:

  • доходы от собственности, в том числе от сдачи активов в аренду;
  • доходы от штрафов, пеней, иных сумм принудительного изъятия;
  • доходы от выбытия активов;
  • субсидии на иные цели;
  • иные трансферты (гранты, пожертвования и прочие безвозмездные поступления).

Изъятие из расчета доходов от аренды обоснованно, поскольку в случае сдачи учреждением имущества в аренду финансовое обеспечение его содержания учредитель не осуществляет (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Исключение из расчета доходов от реализации активов позволяет АУ без нежелательных последствий избавиться от излишнего имущества. Данная мера вполне оправдана, если имущество не используется ни в основной, ни во внебюджетной деятельности. Добровольные пожертвования и гранты также не влияют на расчет коэффициента, поскольку имеют целевой характер.

Анализ названных нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что в целом Методика расчета коэффициента платной деятельности адекватна, за исключением временного фактора. Рассмотрим на примере, к чему может привести применение долей распределения доходов от основной и внебюджетной деятельности, сложившихся в одном периоде, к другому периоду.

Пример. Из-за финансового кризиса доходы автономного учреждения от оказания платных услуг в 2015 г. резко упали. Рассчитаем плановую прибыль АУ от оказания платных услуг за 2016 — 2018 гг. с учетом влияния коэффициента платной деятельности на основе следующих данных:

Рассчитываем нормативные затраты

Каждый заказчик ежегодно формирует план закупок, в котором должны отражаться цели приобретения тех или иных товаров, работ или услуг, конкретные требования к ним, а также нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов, органов, управляющих внебюджетными фондами, а также казенных учреждений. Так как планирование закупочной деятельности находится в неразрывной связи с планированием бюджета, понятие нормативных затрат (НЗ) имеет очень важное значение.

Сущность нормативных затрат

Нормативные затраты — это прямой инструмент для расчета количественных показателей закупки. Они используются в целях обоснования объекта торгов. Заказчики должны лимитировать объемы закупаемой продукции и делать это посредством расчета НЗ, а результаты вычислений с применением количественных и ценовых нормативов должны быть в пределах доведенных бюджетных обязательств.

Порядок расчета регулируют федеральные государственные органы, выпуская приказ или распоряжение. Утверждаются НЗ ответственным уполномоченным должностным лицом, представляющим госорган.

На федеральном, региональном и муниципальном уровнях НЗ регламентируются ПП РФ от 13.10.14 № 1047, устанавливающим общие правила. Нормативные затраты на обеспечение функций казенного учреждения, подведомственного территориальному муниципалитету, определяются ПП РФ (Правила) от 20.10.2014 № 1084. Правилами определяются:

  • расчетные формулы и порядок их применения на практике;
  • порядок расчета без применения формул.

Возможность изменять видовые признаки расходов, а также добавлять собственные (п. 5 Общих правил № 1047) для учреждений исключена.

Если порядок определения в Правилах не установлен, то они рассчитываются способом, обозначенным ФГО.

Нормативные затраты для бюджетных учреждений в 2020 году также должны быть отражены в сформированных после доведения им бюджетных лимитов планах-графиках и планах закупок (ст. 17 44-ФЗ). При нормировании закупочной деятельности БУ и АУ ответственным специалистам (контрактный управляющий или контрактная служба) необходимо руководствоваться актами главных распорядителей бюджетных средств:

  • ведомственный перечень;
  • на выполнение функций.

На основании этих двух документов представители заказчика получают полное правовое представление о потребительских, количественных и ценовых свойствах планируемой к приобретению продукции.

Расчет нормативных затрат

Существует ряд способов расчета:

  1. бесформульный;
  2. формульный — с применением формул без количественных и ценовых нормативов на товары, работы или услуги;
  3. формульный с применением нормативов, определяющих количество и цену товаров, работ или услуг, утвержденных Постановлением № 1084 либо федеральными государственными органами.

При первом способе в пунктах 103-106 Правил Постановления Правительства РФ от 20.10.2014 № 1084 предусматривается порядок измерения в денежном выражении (например, проектно-сметная документация или рассчитанные фактические расходы в отчетном периоде — финансовом году).

Во втором способе применяется формула:

Знз = Vлбо * К, где

  • Знз — НЗ по соответствующему товару/работе/услуге;
  • Vлбо — объем принятых лимитов БО отчетного периода по контрактам на поставку соответствующих ТРУ;
  • К — повышающий коэффициент, например, коэффициент инфляции.

Для этого способа в ведомственном перечне ФГО также утверждается определение НЗ в денежном выражении.

Читать еще:  Расчет накладных расходов в рб

В бюджетных и автономных учреждениях, для которых НЗ выступают индикатором, определяющим объем годового финансового бюджетного обеспечения, необходимого для выполнения ими государственного (муниципального) задания, применяется следующая расчетная формула:

Nj = N * Kt * Vj * Ke, где

  • N — НЗ на выполнение определенной единицы работы;
  • Kt — корректирующий коэффициент (территориальный);
  • Vj — объем выполняемой работы;
  • Ke — коэффициент выравнивания при расчете нормативных затрат. Он определяется на основании рекомендаций Минфина организациями, выступающими в роли ГРБС, в целях обоснования выделяемых из бюджета ассигнований на очередной отчетный финансовый год и плановый период.

В третьем способе рассчитываются НЗ для следующих групп должностей:

  • согласно п. 5 Правил, не требующие установления отдельных нормативов для категорий должностей, размер которых не утвержден в рамках постановления № 1084. Для данной группы необходимо в обязательном порядке определить и утвердить НЗ в ведомственном акте нормативы количества и цены;
  • требующие установления отдельных нормативов для категорий должностей (п. 5 Правил). Их размер также не утвержден положениями постановления № 1084;
  • требующие установления отдельных нормативов для категорий должностей по п. 5 Правил, размер которых утвержден постановлением № 1084.

Методика расчета коэффициента платной деятельности

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ ГОРОДА БАРНАУЛА

от 24 октября 2019 года N 72

Об утверждении Методики определения коэффициента платной деятельности при расчете объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальным бюджетным учреждением, подведомственным комитету по культуре города Барнаула

1. Утвердить «Методику определения коэффициента платной деятельности при расчете объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальным бюджетным учреждением, подведомственным комитету по культуре города Барнаула» (далее — Методика) (приложение 1).

2. Руководителям муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных комитету по культуре города Барнаула, и специалистам комитета по культуре города Барнаула использовать Методику при расчете объема финансового обеспечения выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными бюджетными учреждениями, подведомственными комитету по культуре города Барнаула, а также при исполнении доведенных муниципальных заданий.

3. Настоящий приказ применяется к правоотношениям, возникающим при доведении муниципальных заданий муниципальным бюджетным учреждениям, подведомственным комитету по культуре города Барнаула, на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

4. Главному специалисту — юрисконсульту (Клименко Н.М.) обеспечить размещение приказа на официальном Интернет-сайте города Барнаула.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Приложение. Методика определения коэффициента платной деятельности при расчете объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальным бюджетным учреждением, подведомственным .

Приложение
к Приказу
комитета по культуре
города Барнаула
от 24 октября 2019 г. N 72

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ПЛАТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАСЧЕТЕ ОБЪЕМА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ НА ОКАЗАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ (ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ) МУНИЦИПАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫМ КОМИТЕТУ ПО КУЛЬТУРЕ ГОРОДА БАРНАУЛА

1. Общие положения

1.1. Методика определения коэффициента платной деятельности при расчете объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальным бюджетным учреждением, подведомственным комитету по культуре города Барнаула (далее — Методика) используется при расчете объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальным бюджетным учреждением, подведомственным комитету по культуре города Барнаула (далее — учреждение).

1.2. Целью Методики является формирование единых подходов к распределению плановых затрат учреждения на оплату налогов и коммунальных услуг в случае осуществления платной деятельности сверх установленного муниципального задания по видам финансового обеспечения (деятельности):

— «Субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания» (код вида — 4);

— «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)» (код вида — 2).

1.3. В Методике под коэффициентом платной деятельности понимается объем денежных средств, подлежащих распределению учреждением в рамках выполнения муниципального задания на оплату налогов и коммунальных услуг.

1.4. Расчет и утверждение коэффициента платной деятельности на очередной финансовый год и плановый период, а также уточнение коэффициента платной деятельности текущего года с учетом изменений плановых бюджетных ассигнований и внебюджетных поступлений производится комитетом по культуре города Барнаула (далее — комитет) до 31 декабря текущего года (по форме согласно приложению).

1.5. Область применения коэффициента платной деятельности:

1.5.1. при расчете объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) учреждением на очередной финансовый год;

1.5.2. при планировании бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период.

2. Расчет коэффициента платной деятельности

2.1. При расчете коэффициента платной деятельности не учитываются поступления учреждения в виде целевых субсидий, предоставляемых из бюджета города, грантов, пожертвований, прочих безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, а также средства, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией муниципального имущества, переданного в аренду (безвозмездное пользование).

2.2. Источником информации для расчета коэффициента платной деятельности являются показатели Плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения на очередной финансовый год и плановый период, утвержденного председателем комитета.

2.3. Расчет коэффициента платной деятельности осуществляется по следующей формуле:

kпд — коэффициент платной деятельности;

Rсубсидия — показатель по поступлению доходов от оказания услуг, работ (подстатья КОСГУ 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)») по коду вида финансового обеспечения (деятельности) — «Субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания» (код вида — 4);

Rплатные — показатель по поступлению доходов от оказания услуг, работ (подстатья КОСГУ 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)») по коду вида финансового обеспечения (деятельности) — «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)» (код вида — 2).

2.4. Фактическое значение коэффициента платной деятельности, сложившееся по результатам текущего финансового года, не должно быть выше соотношения поступившего объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания к общей сумме, включающей поступления от субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания и доходов от платной деятельности (по подстатье КОСГУ 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»).

Приложение 1. Расчет коэффициента платной деятельности

Приложение 1
к Методике
определения коэффициента
платной деятельности при расчете
объема финансового обеспечения
выполнения муниципального задания
на оказание муниципальных услуг
(выполнение работ) муниципальным
бюджетным учреждением,
подведомственным комитету
по культуре города Барнаула

Расчет коэффициента платной деятельности

Нормативное финансирование: новый этап изменений

Новые принципы нормативного финансирования, закладываемые в основу расчета субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, еще не начали применяться, но уже подверглись доработке. Минфин подготовил два документа, которые развивают положения Рекомендаций № 02-01-09/49180 [1] и уточняют будущие «правила игры». К каким новшествам теперь готовиться учреждениям?

Минфин выпустил Письмо от 18.05.2015 № 02-01-09/28324 [2] , адресованное федеральным отраслевым министерствам и содержащее примерную форму нормативного акта, который им предстоит утвердить в ближайшее время. Кроме того, финансовое ведомство разработало и внесло в Правительство РФ проект акта [3] , заменяющего Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 (далее – Положение № 671). Проект размещен на официальном сайте Минфина в разделе «Бюджет», подраздел «Нормативные затраты. Методологическая поддержка ФОИВ».

Эти документы полнее раскрывают принципы финансирования, подлежащие применению при формировании государственных и муниципальных заданий на 2016 год и плановый период. Остановимся на тех элементах системы расчетов, которые не были учтены в ранее выпущенных письмах и нормативных актах.

Затраты на имущество

Так, согласно п. 4 Примерной формы общих требований, п. 15 проекта положения затраты на приобретение особо ценного движимого имущества войдут в состав нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием услуги (вместе с расходами на приобретение материальных запасов). А затраты на коммунальные услуги в будущем станут в полном объеме учитываться в составе норматива на общехозяйственные нужды (п. 5, 19 Примерной формы общих требований, п. 16 проекта положения), причем учитываться будут лишь те затраты на коммунальные услуги, которые производятся в отношении имущества, используемого для выполнения задания.

Таким образом, изменятся два важных момента.

Читать еще:  Счет учета расчетов по претензиям

1. Существующая в настоящее время группировка затрат на содержание имущества трансформируется. Напомним, что в силу п. 13 Положения № 671 к нормативу на содержание имущества бюджетного или автономного учреждения отнесены:

10% затрат на оплату потребления электроэнергии;

50% затрат на оплату потребления тепловой энергии;

затраты на уплату налогов, объектами обложения которыми признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за бюджетным или автономным учреждением, в том числе земельные участки.

И если первые два вида затрат в будущем войдут в состав норматива на общехозяйственные нужды, третий вид расходов (на уплату налогов) станет самостоятельным элементом формулы расчета.

2. При определении норматива затрат на оказание услуги в будущем планируется учитывать затраты только на то имущество [4] , которое задействовано в выполнении государственного (муниципального) задания, но переходить к этой схеме предполагается постепенно. В частности, при формировании заданий на 2016 год в составе субсидии все-таки будут учтены затраты на содержание имущества, не используемого в рамках задания (на потребление 10% электроэнергии и 50% теплоэнергии), однако уже при составлении заданий на 2017 год и плановый период данные расходы браться в расчет не будут. Об этом сказано в п. 6 проекта постановления.

Предлагая такую конструкцию, законодатели уходят от принципа предоставления гарантированной части субсидии (о нем не так давно заявлялось в Рекомендациях № 02-01-09/49180). Вместе с тем подобный шаг подтверждает другую тенденцию, касающуюся поиска резервов для экономии бюджетных средств (в том числе в части использования имущества, находящегося у учреждений в оперативном управлении) и обозначенную в Письме Минфина РФот 01.12.2014 № 06-03-05/61507.

Нормативы на выполнение работ

Указанные нормативные затраты станут рассчитываться на работу в целом либо на единицу ее объема, установленную в госзадании, а составляющими норматива окажутся те же виды затрат, которые определены для норматива на оказание услуги (п. 23 проекта положения). Как сказано в п. 5 проекта постановления, эти правила предполагается применять при формировании задания на 2017 год и плановый период.

Натуральные нормы как основа расчетов

Наилучшим является вариант, когда натуральные нормы содержатся в нормативных актах – ГОСТ, СНиП, СанПиН, стандартах, порядках и регламентах (паспортах) оказания государственной (муниципальной) услуги. При отсутствии же стандартов или установленных в них норм последние должны определяться на основе анализа и усреднения показателей деятельности наиболее эффективного учреждения, имеющего минимальный объем затрат на оказание единицы услуги при выполнении требований к качеству ее оказания. Также натуральные нормы можно определить на основе медианного значения по группе учреждений, предоставляющих аналогичную услугу (медианный метод), либо с помощью иного метода, утвержденного в субъекте РФ или муниципальном образовании. Как отмечается в п. 8Примерной формы общих требований, значения натуральных норм должны определяться по каждой государственной (муниципальной) услуге.

Поправочные коэффициенты

Отраслевой корректирующий коэффициент рассчитывается исходя из соответствующих показателей отраслевой специфики, не учтенных при определении базовых нормативов затрат (п. 27Примерной формы общих требований, п. 20 проекта положения).

Территориальный коэффициент устанавливается к базовому нормативу на оказание услуги, скорректированному на отраслевой коэффициент, и состоит из двух частей – коэффициент на оплату труда с начислениями и коэффициент на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества (п. 28Примерной формы общих требований, п. 19 проекта положения). Здесь должны учитываться территориальные особенности и состав имущественного комплекса, необходимого для выполнения задания.

Планируется отказаться от использования нормативов на содержание имущества. Часть этих расходов будет учтена в составе затрат на оказание услуг, а другая станет самостоятельным элементом формулы расчета субсидии.

Согласно п. 29Примерной формы общих требований коэффициент на оплату труда рассчитывается как соотношение между средней зарплатой по субъекту РФ (федеральному округу, муниципальному образованию), на территории которого оказывается услуга, и средней зарплатой по субъекту РФ (федеральному округу, муниципальному образованию), данные по которому использовались для определения базового норматива на оказание услуги. В то же время коэффициент на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества представляет собой соотношение между суммой соответствующих затрат, определяемых на основании натуральных норм в субъекте РФ (федеральном округе) и (или) муниципальном образовании, на территории которого оказывается услуга, и суммой таких затрат в субъекте РФ (федеральном округе, муниципальном образовании), данные по которому использовались для расчета базового норматива на оказание услуги (п. 30 Примерной формы общих требований).

Кроме того, применяться начнет еще один корректировочный элемент – коэффициент платной деятельности. Он также должен использоваться при формировании задания на 2016 год, однако только в отношении затрат на уплату имущественных налогов и лишь в случае, когда бюджетное или автономное учреждение оказывает госуслуги (выполняет работы) за плату сверх установленного задания (п. 24 проекта положения).

Определяться такой коэффициент станет как отношение планируемого объема субсидии на выполнение задания (исходя из объемов, полученных на указанные цели в отчетном финансовом году) к общей сумме, включающей планируемые поступления от субсидии и платной деятельности (исходя из сумм, полученных в отчетном финансовом году).

Утверждение нормативов и коэффициентов

При этом норматив на оказание услуги принимается общей суммой, но с приведением сумм затрат:

  • на оплату труда (с начислениями) работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги;
  • на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества, необходимого для выполнения государственного (муниципального) задания (в том числе на арендные платежи).

Для наглядности представим информацию о том, какой орган утверждает те или иные значения, в схематичном виде.

Кроме того, значения базовых нормативов на оказание услуг и отраслевых корректирующих коэффициентов необходимо будет разместить на официальном сайте bus.gov.ru (п. 21 проекта положения).

Заключение

Лишь после принятия общих требований учредители смогут точно рассчитать для подведомственных бюджетных и автономных учреждений объем финансового обеспечения выполнения государственного или муниципального задания, как определено в п. 4 ст. 69.2 БК РФ.

[1] Методические рекомендации по установлению общих требований к порядку расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), утв. Письмом Минфина РФ от 01.10.2014 № 02-01-09/49180.

[2] «О направлении примерной формы общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги государственным (муниципальным) учреждением» (далее – Примерная форма общих требований).

[3] «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее – проект постановления, проект положения).

[4] В части расходов на коммунальные услуги, а также на содержание объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества (см. п. 16 проекта положения).

[5] В Примерной форме общих требований предусмотрена возможность передачи полномочий по утверждению названных значений органу, осуществляющему полномочия учредителя федерального государственного учреждения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector