Finance-union.ru

Деньги и власть
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обязательные реквизиты регистров налогового учета

Регистры налогового учета: стандарты и принципы ведения

Итак, налоговики не вправе утверждать унифицированные формы регистров для ведения налогового учета. А это значит, что каждый налогоплательщик обязан самостоятельно разработать учетный бланк и регистрировать в нем всю необходимую информацию.

Как разработать форму

Какую именно форму регистра будет использовать конкретная компания, не имеет никакого значения. Жестких требований по структуре документации нет. Поэтому каждый экономический субъект вправе:

  1. Разработать бланк с нуля. Например, придумать специальную таблицу, которая подходит для регистрации сведений налогового учета.
  2. Доработать журналы, ордера бухучета. Например, преобразовать расчетную ведомость в регистр по НДФЛ, добавив в форму определенные данные.

Причем формат ведения такой документации не имеет никакого значения. То есть данные фискального учета могут регистрироваться в документации от руки. Например, на бумажном носителе, и специалист систематически вносит сведения в него.

Либо нал. учет ведется в электронных таблицах Эксель. Такой подход более удобен, позволяет автоматизировать подсчеты. Еще один вариант — это использование специализированных бухгалтерских программ. Например, журнал бухучета преобразован в РНУ. Программа автоматически формирует запрашиваемые сведения за нужный период. Этот формат ведения НУ признан наиболее оптимальным и эффективным.

Обязательные реквизиты

Отсутствие унифицированных форматов не дает абсолютной свободы налогоплательщикам в части создания регистров. Так, чиновники предусмотрели ряд обязательных реквизитов, при отсутствии которых документ нельзя считать РНУ. К таковым относят:

  1. Наименование учетной документации. К примеру, компания решила использовать расчетную ведомость в качестве РНУ по НДФЛ. Следовательно, наименование документа «расчетная ведомость» оставить нельзя. Форму нужно скорректировать, изменив наименование, иначе документ нельзя считать регистром НУ.
  2. Дата составления и период. Данные реквизиты должны определяться без затруднений. Документ, который формируется за неопределенный период времени, нельзя считать учетной документацией. Дата создания (формирования, составления) также должна иметь конкретное значение.
  3. Денежное или натуральное выражение операций. То есть РНУ должен в обязательном порядке содержать информацию о том, в каком выражении была произведена конкретная операция. Например, доход работника начислен в рублях либо получен в натуральной форме.
  4. Наименование хозяйственной операции. Любой факт хозяйственной деятельности субъекта должен найти отражение в учете, а следовательно, операция должна иметь определенное наименование. Например, начислен доход, предоставлен вычет, удержан налог, перечислен страховой взнос и так далее.
  5. Сведения об ответственном исполнителе, его Ф.И.О., должность и подпись. Формы аналитических регистров налогового учета должны быть оформлены соответствующим образом, а также заверены подписью (с расшифровкой) ответственного лица.

Следовательно, аналитические РНУ — это сводные (обобщенные) формы фискального учета, данные которого систематизированы и сгруппированы соответствующим образом ( гл. 25 НК РФ ) за определенный период времени (отчетный период), без разделения по счетам бухучета.

Особые требования

Помимо обязательных реквизитов, чиновники предусмотрели и перечень специальных требований к ведению и заполнению РНУ ( ст. 313 НК РФ ):

  • сведения вносятся с соблюдением хронологического порядка, непрерывно;
  • аналитический учет раскрывает порядок формирования налоговой базы;
  • порядок хранения документации исключает несанкционированный доступ;
  • внесение необоснованных коррективов, исправлений и дополнительных записей недопустимо;
  • исправления необходимо вносить согласно действующим рекомендациям;
  • исправительные записи должны быть заверены ответственным лицом.

Помимо этого, следует помнить, что РНУ являются предметом налоговой тайны. Лица, имеющие доступ к РНУ, несут персональную ответственность за разглашение этих сведений.

Актуальные образцы

Итак, какие использовать аналитические регистры налогового учета, образец, самостоятельно решает налогоплательщик. Причем необходимо предусмотреть специальные формы по всем налоговым обязательствам, которые исчисляет и уплачивает организация. Так, по одному налогу компания может применять несколько бланков. Например, виды аналитических регистров налогового учета:

  1. Доходы от реализации.
  2. Расходы, которые уменьшают реализационные доходы.
  3. Внереализационные доходы.
  4. Внереализационные затраты.

Такие документы допустимо формировать на основании данных бухучета по соответствующим счетам (20, 26, 43, 44, 90, 91). Важно помнить, что не все расходные и доходные операции, отраженные в бухучете, подлежат отражению в НУ. Некоторые виды затрат и поступлений не нужно включать в РНУ.

Для регистрации сведений по НДФЛ можно преобразовать унифицированный бланк 1-НДФЛ.

Регистры налогового учета: перечень

Регистры налогового учета: перечень

Похожие публикации

Все налогоплательщики должны вести налоговый учет по налогу на прибыль в специальных регистрах. Налоговый учет организуется своими силами, а порядок его ведения закрепляется в учетной налоговой политике (ст. 313 НК РФ). Регистры налогового учета, в которых ведется учет, тоже разрабатываются самостоятельно, поскольку налоговые органы устанавливать обязательные учетные формы не вправе. В этой статье мы рассмотрим, какими бывают налоговые регистры, как они ведутся, и приведем образцы заполнения.

Разработка формы регистров налогового учета

НК РФ не содержит перечня налоговых регистров, необходимых для формирования базы по налогу. Каждая организация разрабатывает регистры сама, поэтому и выглядеть они могут совершенно по-разному. Как правило, это таблицы, из содержания которых понятно, как фирмой формируется налоговая база. Вести регистры налогового учета можно электронно в виде таблиц Excel, в специальной бухгалтерской программе или на бумажных носителях.

За основу при разработке регистров можно взять регистры бухучета и дополнить их всем необходимым, или же создать налоговые регистры «с нуля». В любом случае они должны содержать все строки и графы, необходимые для отражения данных.

Налогоплательщик сам решает, какие данные содержат регистры, но существуют и обязательные реквизиты, которые должны включаться в любые виды аналитических регистров налогового учета предприятия. К ним относятся (ст. 313 НК РФ):

  • наименование;
  • дата составления или период,
  • денежное выражение операции, а если возможно, то и натуральное,
  • наименование хозопераций,
  • подпись (с расшифровкой), ответственного за составление регистра.

В качестве шаблона при разработке документов налогового учета можно использовать и регистры налогового учета, перечень которых был рекомендован налоговой службой в помощь налогоплательщикам еще в 2001 году (Рекомендации МНС РФ для исчисления прибыли в соответствии с гл.25 НК РФ, опубликованные 19.12.2001).

Составлять отдельный регистр на каждую строку декларации по налогу на прибыль не требуется. Количество налоговых регистров фирма устанавливает учетной политикой, при условии, что они в полной мере обосновывают данные, указанные в декларации. Налоговики могут привлечь к ответственности за отсутствие только тех регистров, которые предприятию необходимо вести согласно своей учетной политике (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 14.07.2009 № А65-27027/2007).

Требования НК РФ к налоговым регистрам

Формы аналитических регистров налогового учета, являющиеся приложением к учетной политике предприятия, служат подтверждению данных наравне с первичными документами и расчетом налоговой базы (ст. 313 НК РФ). Требования, которые налоговое законодательство предъявляет к ним, следующие:

  • недопустимо вносить данные в регистр без соблюдения хронологического порядка и непрерывности;
  • аналитический учет налоговых данных в регистрах должен раскрывать порядок формирования налоговой базы;
  • хранить регистры следует так, чтобы исключить несанкционированное исправление данных в них;
  • за правильность отражения хозопераций в регистрах отвечают лица, их составляющие; каждое вносимое в налоговый регистр исправление ошибок должно подтверждаться подписью ответственного лица, с обоснованием исправления и указанием даты;
  • данные налогового учета, в том числе и регистры, составляют налоговую тайну; лица, имеющие к ним доступ, несут ответственность за разглашение налоговой тайны согласно законодательству.

Регистры налогового учета: минимальный перечень

Какие регистры понадобятся предприятию для учета налога на прибыль? Поскольку налоговым объектом является прибыль, чтобы определить ее размер следует знать сумму доходов и расходов налогоплательщика, а значит, в любом случае должны присутствовать регистры налогового учета:

Регистры налогового учета, образец которых можно скачать ниже, заполняются согласно данным бухучета по счетам 20, 26, 40, 43, 44, 90, 91 и др., с учетом положений главы 25 НК РФ. При этом нужно помнить, что не все доходные и расходные бухгалтерские операции учитываются в налоговом учете, а значит, и в налоговые регистры они не вносятся. Доход от реализации не включает сумму НДС. Некоторые расходы в целях налогообложения нельзя принять в полной сумме, а только в пределах установленных норм.

Читать еще:  Прощение долга в налоговом учете

Необходимость заполнения иных регистров налогового учета может возникнуть, если предприятие ведет несколько видов деятельности, или совершает операции, облагаемые налогом в особом порядке.

Обязательные реквизиты регистров налогового учета

1.1.5 рПТСДПЛ ЖПТНЙТПЧБОЙС РПЛБЪБФЕМЕК ТЕЗЙУФТПЧ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ

лБЦДПЕ РТЕДРТЙСФЙЕ ДПМЦОП УБНПУФПСФЕМШОП ПТЗБОЙЪПЧЩЧБФШ УЙУФЕНХ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЈФБ, ЪБЛТЕРЙЧ ЕЈ РПМПЦЕОЙЕ Ч ХЮЈФОПК РПМЙФЙЛЕ ДМС ГЕМЕК ОБМПЗППВМПЦЕОЙС, ХФЧЕТЦДБЕНПК ТХЛПЧПДЙФЕМЕН РТЕДРТЙСФЙС.

дБООЩЕ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЈФБ ПУОПЧЩЧБАФУС ОБ:

  • РЕТЧЙЮОЩИ ДПЛХНЕОФБИ (ЧЛМАЮБС УРТБЧЛХ ВХИЗБМФЕТБ);
  • БОБМЙФЙЮЕУЛЙИ ТЕЗЙУФТБИ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЈФБ;
  • ТБУЮЈФЕ ОБМПЗПЧПК ВБЪЩ.

тБУУНПФТЙН ЛБЦДХА ЙЪ ЬФЙИ РПЪЙГЙК ВПМЕЕ РПДТПВОП.

уПЗМБУОП Р. 2 УФ. 9 жъ № 129 «п ВХИЗБМФЕТУЛПН ХЮЕФЕ» РЕТЧЙЮОЩЕ ХЮЈФОЩЕ ДПЛХНЕОФЩ РТЙОЙНБАФУС Л ХЮЈФХ, ЕУМЙ ПОЙ УПУФБЧМЕОЩ РП ЖПТНЕ, ПЗПЧПТЕООПК Ч БМШВПНБИ ХОЙЖЙГЙТПЧБООЩИ ЖПТН РЕТЧЙЮОПК ХЮЈФОПК ДПЛХНЕОФБГЙЙ. б ДПЛХНЕОФЩ, ЖПТНЩ ЛПФПТЩИ ОЕ РТЕДХУНПФТЕОЩ Ч БМШВПНЕ, УПУФБЧМСАФУС ПТЗБОЙЪБГЙЕК УБНПУФПСФЕМШОП Й ДПМЦОЩ ЙНЕФШ УМЕДХАЭЙЕ ТЕЛЧЙЪЙФЩ:

  • ОБЙНЕОПЧБОЙЕ ДПЛХНЕОФБ;
  • ДБФБ УПУФБЧМЕОЙС;
  • ОБЙНЕОПЧБОЙЕ ПТЗБОЙЪБГЙЙ, ПФ ЙНЕОЙ ЛПФПТПК УПУФБЧМЕО ДПЛХНЕОФ;
  • УПДЕТЦБОЙЕ ИПЪСКУФЧЕООПК ПРЕТБГЙЙ;
  • ЙЪНЕТЙФЕМЙ ИПЪСКУФЧЕООПК ПРЕТБГЙЙ Ч ОБФХТБМШОПН Й ДЕОЕЦОПН ЧЩТБЦЕОЙЙ;
  • ОБЙНЕОПЧБОЙЕ ДПМЦОПУФОЩИ МЙГ, ПФЧЕФУФЧЕООЩИ ЪБ УПЧЕТЫЕОЙЕ ИПЪСКУФЧЕООПК ПРЕТБГЙЙ Й РТБЧЙМШОПУФШ ЕЈ ПЖПТНМЕОЙС;
  • МЙЮОЩЕ РПДРЙУЙ ХЛБЪБООЩИ МЙГ.

бОБМЙФЙЮЕУЛЙЕ ТЕЗЙУФТЩ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ

бОБМЙФЙЮЕУЛЙЕ ТЕЗЙУФТЩ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ — УЧПДОЩЕ ЖПТНЩ УЙУФЕНБФЙЪБГЙЙ ДБООЩИ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ ЪБ ПФЮЕФОЩК (ОБМПЗПЧЩК) РЕТЙПД, УЗТХРРЙТПЧБООЩЕ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ФТЕВПЧБОЙСНЙ ЗМБЧЩ 25 ол тж, ВЕЪ ТБУРТЕДЕМЕОЙС (ПФТБЦЕОЙС) РП УЮЕФБН ВХИЗБМФЕТУЛПЗП ХЮЕФБ. пОЙ УЙУФЕНБФЙЪЙТХАФ Й ОБЛБРМЙЧБАФ ЙОЖПТНБГЙА, УПДЕТЦБЭХАУС Ч РТЙОСФЩИ Л ХЮЕФХ РЕТЧЙЮОЩИ ДПЛХНЕОФБИ.

жПТНЩ БОБМЙФЙЮЕУЛЙИ ТЕЗЙУФТПЧ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ ТБЪТБВБФЩЧБАФУС ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН УБНПУФПСФЕМШОП Й ХУФБОБЧМЙЧБАФУС РТЙМПЦЕОЙСНЙ Л ХЮЕФОПК РПМЙФЙЛЕ. рТЙ ЬФПН БОБМЙФЙЮЕУЛЙЕ ТЕЗЙУФТЩ Ч ПВСЪБФЕМШОПН РПТСДЛЕ ДПМЦОЩ УПДЕТЦБФШ УМЕДХАЭЙЕ ТЕЛЧЙЪЙФЩ:

  • ОБЙНЕОПЧБОЙЕ ТЕЗЙУФТБ;
  • РЕТЙПД (ДБФХ) УПУФБЧМЕОЙС;
  • ЙЪНЕТЙФЕМЙ ПРЕТБГЙЙ Ч ОБФХТБМШОПН Й ДЕОЕЦОПН ЧЩТБЦЕОЙЙ;
  • ОБЙНЕОПЧБОЙЕ ИПЪСКУФЧЕООЩИ ПРЕТБГЙК;

РПДРЙУШ Й ТБУЫЙЖТПЧЛХ РПДРЙУЙ МЙГБ, ПФЧЕФУФЧЕООПЗП ЪБ УПУФБЧМЕОЙЕ ХЛБЪБООЩИ ТЕЗЙУФТПЧ.

тЕЗЙУФТЩ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ ЧЕДХФУС Ч ЧЙДЕ УРЕГЙБМШОЩИ ЖПТН ОБ ВХНБЦОЩИ ОПУЙФЕМСИ, Ч ЬМЕЛФТПООПН ЧЙДЕ Й (ЙМЙ) ОБ МАВЩИ НБЫЙООЩИ ОПУЙФЕМСИ. ъБ РТБЧЙМШОПУФША ПФТБЦЕОЙС ИПЪСКУФЧЕООЩИ ПРЕТБГЙК Ч ТЕЗЙУФТБИ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ УМЕДСФ ФЕ, ЛФП ЙИ УПУФБЧЙМ Й РПДРЙУБМ. еУМЙ Ч ТЕЗЙУФТЕ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ ПВОБТХЦБФУС ПЫЙВЛЙ, ЙУРТБЧМСФШ ЙИ ЧРТБЧЕ ФПМШЛП ПФЧЕФУФЧЕООПЕ ЪБ ЬФП МЙГП. рТЙЮЕН ЙУРТБЧМЕОЙЕ ДПМЦОП ВЩФШ ОЕ ФПМШЛП ЪБЧЕТЕОП РПДРЙУША РПУМЕДОЕЗП (У ХЛБЪБОЙЕН ДБФЩ), ОП Й РЙУШНЕООП ПВПУОПЧБОП.

оБМПЗПЧЩК ХЮЕФ ОЕ УПДЕТЦЙФ ПВСЪБФЕМШОПЗП ФТЕВПЧБОЙС ПФТБЦБФШ ИПЪСКУФЧЕООЩЕ ПРЕТБГЙЙ РХФЕН ДЧПКОПК ЪБРЙУЙ, ЛБЛ ЬФП РТЙОСФП Ч ВХИЗБМФЕТУЛПН ХЮЕФЕ. бОБМЙФЙЮЕУЛЙК ХЮЕФ ДБООЩИ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ Ч ГЕМПН ДПМЦЕО ВЩФШ ФБЛ ПТЗБОЙЪПЧБО, ЮФПВЩ ПО ТБУЛТЩЧБМ РПТСДПЛ ЖПТНЙТПЧБОЙС ОБМПЗПЧПК ВБЪЩ. оБ ПУОПЧБОЙЙ ЙФПЗПЧ ПФДЕМШОЩИ ТЕЗЙУФТПЧ ЖПТНЙТХАФУС УЧПДОЩЕ ТЕЗЙУФТЩ РП ДПИПДБН, ТБУИПДБН, УХННБН ОБЮЙУМЕООПК БНПТФЙЪБГЙЙ Й ДТХЗЙН РПЛБЪБФЕМСН.

фБЛЙН ПВТБЪПН, ЙЪ ДБООЩИ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ ДПМЦОП ВЩФШ СУОП:

  • ЛБЛ ПРТЕДЕМСАФ ДПИПДЩ Й ТБУИПДЩ ЖЙТНЩ;
  • ЛБЛ ПРТЕДЕМСАФ ДПМА ТБУИПДПЧ, ХЮЙФЩЧБЕНЩИ РТЙ ОБМПЗППВМПЦЕОЙЙ Ч ПФЮЕФОПН РЕТЙПДЕ;
  • ЛБЛПЧБ УХННБ ПУФБФЛБ ТБУИПДПЧ (ХВЩФЛПЧ), РПДМЕЦБЭЙИ ЧЛМАЮЕОЙА Ч ТБУИПДЩ Ч УМЕДХАЭЙИ ПФЮЕФОЩИ РЕТЙПДБИ;
  • ЛБЛПЧ ТБЪНЕТ ЪБДПМЦЕООПУФЙ РЕТЕД ВАДЦЕФПН.

нЙОЙУФЕТУФЧП тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ РП ОБМПЗБН Й УВПТБН Ч ТЕЛПНЕОДБГЙСИ «уЙУФЕНБ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ, ТЕЛПНЕОДХЕНБС ноу тПУУЙЙ ДМС ЙУЮЙУМЕОЙС РТЙВЩМЙ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ОПТНБНЙ ЗМБЧЩ 25 оБМПЗПЧПЗП лПДЕЛУБ тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ. тЕЗЙУФТЩ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ» ПФ 19 ДЕЛБВТС 2001 З. ХУФБОПЧЙМП НЕФПДПМПЗЙЮЕУЛЙЕ РТЙОГЙРЩ ЧЕДЕОЙС ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ Й ЖПТНЙТПЧБОЙС РПЛБЪБФЕМЕК ТЕЗЙУФТПЧ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ.

уПЗМБУОП ЬФПНХ ДПЛХНЕОФХ РТЕДХУНПФТЕОП ЧЕДЕОЙЕ 51 ТЕЗЙУФТБ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ У ЗТХРРЙТПЧЛПК ЙИ РП 5 ТБЪДЕМБН:

I. тЕЗЙУФТЩ РТПНЕЦХФПЮОЩИ ТБУЮЕФПЧ — 16 ЖПТН;

II. тЕЗЙУФТЩ УПУФПСОЙС ЕДЙОЙГЩ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ — 13 ЖПТН;

III. тЕЗЙУФТЩ ХЮЕФБ ИПЪСКУФЧЕООЩИ ПРЕТБГЙК — 7 ЖПТН;

IV. тЕЗЙУФТЩ ЖПТНЙТПЧБОЙС ПФЮЕФОЩИ ДБООЩИ — 12 ЖПТН;

V. тЕЗЙУФТЩ ХЮЕФБ ГЕМЕЧЩИ УТЕДУФЧ ОЕЛПННЕТЮЕУЛЙНЙ ПТЗБОЙЪБГЙСНЙ — 3 ЖПТНЩ.

иБТБЛФЕТОП, ЮФП УБНЙ ТЕЗЙУФТЩ Ч ХЛБЪБООЩИ ТЕЛПНЕОДБГЙСИ ОЕ РТЙЧПДСФУС, РЕТЕЮЙУМСЕФУС МЙЫШ РТЙНЕТОЩК ПВЯЕН ЙОЖПТНБГЙЙ ДМС ЛБЦДПЗП ТЕЗЙУФТБ. лПОЛТЕФОБС ЦЕ ТБЪТБВПФЛБ ТЕЗЙУФТПЧ ДПМЦОБ РТПЙЪЧПДЙФШУС УБНЙНЙ ПТЗБОЙЪБГЙСНЙ.

оБМПЗПЧБС ВБЪБ РП ЛБЦДПНХ ОБМПЗХ ТБУУЮЙФЩЧБЕФУС ОБ ПУОПЧБОЙЙ УЧЕДЕОЙК ОБЛПРМЕООЩИ Ч БОБМЙФЙЮЕУЛЙИ ТЕЗЙУФТБИ РП ТЕЪХМШФБФБН ПВТБВПФЛЙ РЕТЧЙЮОЩИ ДПЛХНЕОФПЧ.

пУПВЕООПУФЙ ТБУЮЕФБ ОБМПЗПЧЩИ ВБЪ РП ПУОПЧОЩН ОБМПЗБН

тБУЮЕФ ОБМПЗПЧПК ВБЪЩ РП ОБМПЗБН ЙНЕЕФ УЧПЙ ПУПВЕООПУФЙ, ПРТЕДЕМЕООЩЕ УППФЧЕФУФЧХАЭЙНЙ УФБФШСНЙ ол тж.

тБУЮЈФ ОБМПЗПЧПК ВБЪЩ РП ОБМПЗХ ОБ РТЙВЩМШ ПТЗБОЙЪБГЙК (УФ. 315 ол тж)

тБУЮЈФ ОБМПЗПЧПК ВБЪЩ ДПМЦЕО УПДЕТЦБФШ УМЕДХАЭЙЕ ДБООЩЕ:

  • РЕТЙПД, ЪБ ЛПФПТЩК ПРТЕДЕМСЕФУС ОБМПЗППВМБЗБЕНБС ВБЪБ (ОБТБУФБАЭЙН ЙФПЗПН);
  • УХННХ ДПИПДПЧ ПФ ТЕБМЙЪБГЙЙ ПФЮЈФОПЗП (ОБМПЗПЧПЗП) РЕТЙПДБ;
  • УХННХ ТБУИПДПЧ, ХНЕОШЫБАЭЙИ ДПИПДЩ ПФ ТЕБМЙЪБГЙЙ;
  • ЙФПЗПЧХА УХННХ — РТЙВЩМШ (ХВЩФПЛ) ПФ ТЕБМЙЪБГЙЙ;
  • УХННХ ЧОЕТЕБМЙЪБГЙПООЩИ ДПИПДПЧ;
  • УХННХ ЧОЕТЕБМЙЪБГЙПООЩИ ТБУИПДПЧ;
  • РТЙВЩМШ (ХВЩФПЛ) ПФ ЧОЕТЕБМЙЪБГЙПООЩИ ПРЕТБГЙК;
  • ОБМПЗПЧХА ВБЪХ ЪБ ПФЮЈФОЩК (ОБМПЗПЧЩК) РЕТЙПД.

рТЙ ЬФПН ДПИПДЩ Й ТБУИПДЩ ДПМЦОЩ ВЩФШ РПЛБЪБОЩ Ч ТБЪТЕЪЕ ЙИ ЧЙДПЧ, ФП ЕУФШ ЧЩТХЮЛБ, ДПИПДЩ Й ТБУИПДЩ ПФ ТЕБМЙЪБГЙЙ ФПЧБТПЧ, ГЕООЩИ ВХНБЗ, ЙНХЭЕУФЧБ, ДПИПДЩ Й ТБУИПДЩ ПФ ТЕБМЙЪБГЙЙ ПУОПЧОЩИ УТЕДУФЧ Й ФБЛ ДБМЕЕ. гЕОЩ ПРТЕДЕМСАФУС У ХЮЈФПН УФ. 40 ол тж. оБМПЗПЧБС ВБЪБ ЙУЮЙУМСЕФУС Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ РПТСДЛБ ХРМБФЩ БЧБОУПЧЩИ РМБФЕЦЕК, ФП ЕУФШ ЕЦЕНЕУСЮОП (ПФ ЖБЛФЙЮЕУЛПК РТЙВЩМЙ) ЙМЙ ЕЦЕЛЧБТФБМШОП.

тБУЮЈФ ОБМПЗПЧПК ВБЪЩ РП оду (УФ. 153-162 ол тж)

оБМПЗПЧБС ВБЪБ РП оду ПРТЕДЕМСЕФУС РП УМЕДХАЭЙН ОБРТБЧМЕОЙСН ТЕБМЙЪБГЙЙ:

  • РТЙ ТЕБМЙЪБГЙЙ ФПЧБТПЧ (ТБВПФ, ХУМХЗ);
  • РП ДПЗПЧПТБН РПТХЮЕОЙС (ЛПНЙУУЙЙ);
  • РП ДПЗПЧПТБН ЧЪБЙНПЪБЮЈФБ;
  • РТЙ ТБУЮЈФБИ У РТЙНЕОЕОЙЕН ЧЕЛУЕМЕК;
  • РТЙ ЧЧПЪЕ ФПЧБТПЧ ОБ ФЕТТЙФПТЙА тж ЮЕТЕЪ ФБНПЦОА;
  • РТЙ ЬЛУРПТФЕ Й Ф.Д.

оБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛ ДПМЦЕО ПВЕУРЕЮЙФШ ТБЪДЕМШОЩК ХЮЈФ ОБМПЗПЧПК ВБЪЩ, ПВМБЗБЕНЩИ РП ТБЪОЩН УФБЧЛБН оду. ч РТПФЙЧОПН УМХЮБЕ ПВМПЦЕОЙЕ ВХДЕФ РТПЧПДЙФШУС РП НБЛУЙНБМШОПК УФБЧЛЕ. лТПНЕ ФПЗП, ДПМЦЕО ВЩФШ ПТЗБОЙЪПЧБО ХЮЈФ УХНН, РПМХЮЕОЙЕ ЛПФПТЩИ УЧСЪБОП У ТЕБМЙЪБГЙЕК ФПЧБТПЧ (ТБВПФ, ХУМХЗ) (БЧБОУЩ РПМХЮЕООЩЕ, ЖЙОБОУПЧБС РПНПЭШ Й Ф.Р., ДЕОЕЦОЩЕ УХННЩ, ЛПФПТЩЕ ФБЛЦЕ ЧИПДСФ Ч ТБУЮЈФ ОБМПЗПЧПК ВБЪЩ). гЕОЩ ТЕБМЙЪБГЙЙ ПРТЕДЕМСАФУС У ХЮЈФПН РПМПЦЕОЙК УФ. 40 ол тж.

у 1 СОЧБТС 2008 ЗПДБ ЧУЕ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛЙ ЙУЮЙУМСАФ ОБМПЗПЧХА ВБЪХ ЕЦЕЛЧБТФБМШОП.

тБУЮЈФ ОБМПЗПЧПК ВБЪЩ РП оджм (УФ. 176 ол тж)

оБМПЗПЧБС ВБЪБ ПРТЕДЕМСЕФУС РП ЛБЦДПНХ РПМХЮБФЕМА ДПИПДПЧ Ч ТБЪТЕЪЕ ТБЪМЙЮОЩИ ЙУФПЮОЙЛПЧ РПМХЮЕОЙС ДПИПДПЧ. оБМПЗПЧЩЕ БЗЕОФЩ ПВСЪБОЩ ПТЗБОЙЪПЧБФШ ХЮЈФ ОБМПЗПЧПК ВБЪЩ РП ЛБЦДПНХ РПМХЮБФЕМА ЙОДЙЧЙДХБМШОП. фБЛЦЕ УМЕДХЕФ ПТЗБОЙЪПЧБФШ ТБЪДЕМШОЩК ХЮЈФ ДПИПДПЧ, ПВМБЗБЕНЩИ РП ТБЪОЩН УФБЧЛБН. пУПВПЗП ЧОЙНБОЙС ФТЕВХЕФ ПРТЕДЕМЕОЙЕ ОБМПЗПЧПК ВБЪЩ РТЙ ЙУЮЙУМЕОЙЙ ДПИПДБ, РПМХЮЕООПЗП Ч ОБФХТБМШОПК ЖПТНЕ Й У НБФЕТЙБМШОПК ЧЩЗПДЩ (УФ. 40 ол тж). оБМПЗПЧЩЕ БЗЕОФЩ ПТЗБОЙЪХАФ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩК ХЮЈФ УФБОДБТФОЩИ ОБМПЗПЧЩИ ЧЩЮЕФПЧ.

оБМПЗПЧБС ВБЪБ ЙУЮЙУМСЕФУС ОБМПЗПЧЩНЙ БЗЕОФБНЙ РП НЕТЕ ОБЮЙУМЕОЙС ПРМБФЩ ФТХДБ ЖЙЪЙЮЕУЛЙН МЙГБН.

тБУЮЈФ ОБМПЗПЧПК ВБЪЩ РП еуо (УФ. 237 ол тж)

хЮЈФ ЧЩРМБФ Ч РПМШЪХ ТБВПФОЙЛПЧ, ЖПТНЙТХАЭЙИ ОБМПЗПЧХА ВБЪХ, ПТЗБОЙЪХЕФУС Ч ТБЪТЕЪЕ ЧЙДПЧ ДПИПДПЧ У ХЮЈФПН ТЕЗТЕУУЙЧОПК ЫЛБМЩ УФБЧПЛ ЙОДЙЧЙДХБМШОП РП ЛБЦДПНХ РПМХЮБФЕМА ДПИПДПЧ. дПИПДЩ, РПМХЮБЕНЩЕ Ч ОБФХТБМШОПК ЖПТНЕ, ПГЕОЙЧБАФУС РП УФ. 40 ол тж. уМЕДХЕФ ФБЛЦЕ ХЮЙФЩЧБФШ НБФЕТЙБМШОЩЕ Й ДПРПМОЙФЕМШОЩЕ ЧЩЗПДЩ.

оБМПЗПЧБС ВБЪБ ЙУЮЙУМСЕФУС ЕЦЕНЕУСЮОП У ГЕМША ХРМБФЩ БЧБОУПЧЩИ РМБФЕЦЕК.

Налоговые регистры: инструкция по применению

Последнее время инспекторы при проверках особое внимание уделяют налоговым регистрам, которые ведутся в организации. Причина их интереса очень проста — законодатель установил весьма высокие штрафы за связанные с регистрами нарушения, причем, такие нарушения легко обнаружить и доказать. Но как это часто бывает, инспекторы пытаются штрафовать не только за те нарушения, которые предусмотрены в Налоговом кодексе. Давайте разберемся, как надо организовать работу с налоговыми регистрами, чтобы не «попасть на штраф».

Читать еще:  Учет основных средств в муп

Что такое налоговый регистр

Начнем с основных понятий, связанных с налоговыми регистрами. Тут надо помнить, что регистры — элемент налогового учета, вести который обязаны только организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, а также налоговые агенты по НДФЛ. Причем в части НДФЛ все достаточно ясно и лишних требований инспекторы тут не предъявляют. Ведь если в организации или у предпринимателя нет сотрудников, то и спрашивать с них, как с налоговых агентов по НДФЛ нечего. А вот в части налога на прибыль все далеко не так однозначно.

К сожалению, в Налоговом кодексе четко не зафиксировано, что налоговые регистры обязаны вести исключительно плательщики налога на прибыль. Это позволяет налоговым органам требовать регистры и от тех налогоплательщиков, которые не платят налог на прибыль. При этом инспекторы ссылаются на подпункт 3 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса, который требует от всех налогоплательщиков вести учет доходов, расходов и объектов налогообложения. И, дескать, в этой норме ни слова не сказано, что речь идет только о налоге на прибыль.

Сдать через интернет декларацию по налогу на прибыль по новой форме

Однако от таких требований достаточно легко «отбиться». Нужно лишь обратить внимание излишне ретивых инспекторов на то, что в упомянутом подпункте статьи 23 НК РФ говорится: вести учет налогоплательщики должны, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Так вот, обязанность вести налоговые регистры, кроме статьи 230, посвященной НДФЛ, предусмотрена только в статьях 313 и 314 Налогового кодекса. А эти статьи относятся к налогу на прибыль и больше ни к чему! Подтверждает данные выводы и Минфин — в письме от 01.08.07 № 03-03-06/1/531 четко указано, что организации обязаны вести налоговый учет для исчисления налога на прибыль организаций. Так что если ваша организация не является плательщиком налога на прибыль (то есть находится на УСН, ЕСХН или ЕНВД), либо если вы предприниматель, то вопросы налоговых регистров в части, не связанной с НДФЛ по наемным работникам, вас волновать вообще не должны.

Как выглядит налоговый регистр

Для тех организаций, которые платят налог на прибыль, актуальным оказывается вопрос — как должны выглядеть налоговые регистры? (Примерные образцы регистров налогового учета можно посмотреть здесь и здесь). Изучение Налогового кодекса ответа на этот вопрос не даст. В нем законодатели определили лишь общие моменты, предоставив организациям самим решать какие налоговые регистры им заводить и как их оформлять.

Но эти общие правила знать необходимо. Поэтому остановимся на них чуть подробнее. Итак, согласно статье 314 НК РФ налоговые регистры — это сводные (за отчетный или налоговый период) формы систематизации данных налогового учета, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, без распределения по счетам бухгалтерского учета.

Устанавливает Налоговый кодекс и обязательные реквизиты, которые должен содержать налоговый регистр. Согласно статье 313 Кодекса, каждый регистр должен содержать наименование, период или дату составления, наименование хозяйственной операции и ее измерители в денежном и, если возможно, в натуральном выражении. Наконец, регистр должен быть подписан ответственным лицом и содержать расшифровку его подписи.

Нетрудно заметить, что требования эти совпадают с требованиями к бухгалтерским первичным документам. А значит, велик соблазн использовать уже имеющиеся бухгалтерские документы в качестве налоговых регистров. Налоговый кодекс этого не запрещает. Более того, вариант использования бухгалтерских регистров в качестве налоговых прямо предусматривается в статье 313 НК РФ, с той лишь оговоркой, что если каких-то сведений в бухрегистрах недостаточно, то их надо дополнить и в результате получится уже регистр налогового учета.

А для тех организаций, чьи бухгалтеры все-таки испытывают трудности при формировании налоговых регистров, налоговики издали специальные рекомендации, содержащие примерные формы таких регистров*.
Заметим также, что технически регистры можно вести как на бумаге, так и в электронном виде, распечатывая их по требованию инспекции.

Сколько строк в декларации — столько регистров?

Разобравшись с основными моментами, касающимися статуса и сути налоговых регистров, давайте, поговорим об ответственности. Юридически штраф, напрямую связанный с налоговыми регистрами, установлен только в одной статье Налогового кодекса. Речь идет о статье 120 НК РФ в редакции прошлогоднего Федерального закона №229-ФЗ, который приравнял регистры налогового учета к бухгалтерским регистрам. Теперь отсутствие в организации как тех, так и других признается грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения. За это организации грозит штраф в размере от 10 до 40 тысяч рублей в зависимости от длительности нарушения и его влияния на размер налоговой базы (если отсутствие регистра повлекло ее занижение, штраф больше).

Однако на практике инспекторы пытаются штрафовать организации не только за полное отсутствие регистров. Например, распространена такая ситуация: при проверке инспекторы запрашивают у налогоплательщика регистры налогового учета. При этом список таких регистров, как правило, формируется самими инспекторами, исходя из строк декларации. И соответственно за каждый непредставленный документ налагают штраф по статье 126 НК РФ в размере 200 рублей. А если налогоплательщик выражает несогласие, грозят применить еще и статью 120 НК РФ, то есть оштрафовать за грубое нарушение правил налогового учета.

Но как мы уже выяснили, Налоговый кодекс не содержит требования, чтобы регистры строились непременно по строчкам декларации. Или, проще говоря, в НК РФ нет требования, чтобы каждая строка декларации была обоснована соответствующим регистром. Соответственно, подобное требование инспекторов незаконно. Организация вправе сама решать, какие регистры заводить отдельно в качестве регистров налогового учета, где она будет пользоваться регистрами бухгалтерского учета, а где — дополнит эти регистры необходимыми налоговыми данными (ст. 313 НК РФ). Так что инспекторы могут лишь попросить те регистры, которые обосновывают данные в декларации. И вовсе не обязательно, что количество этих регистров будет совпадать с количеством строк декларации.

Подтверждают этот вывод и суды. В частности, ФАС Поволжского округа в постановлении от 14.07.09 № А65-27027/2007 указал, что аналитический учет, который ведет налогоплательщик, нужен для обобщения информации при определении налоговой базы. При этом аналитический регистр налогового учета может характеризовать любой элемент налоговой базы по выбору налогоплательщика.

Так что привлечь налогоплательщика к ответственности можно только за непредставление тех регистров, которые он действительно должен вести в соответствии со своей учетной политикой. Если же инспекция требует те регистры, которые налогоплательщик не ведет и вести не собирался, то ни о какой ответственности речи быть не может (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.10.05 № А42-7611/04-15).

Тщательнее готовьте учетную политику

Раз уж мы затронули вопрос закрепления используемых регистров в учетной политике, давайте, остановимся на этом подробнее. Сразу скажем, что никаких санкций за то, что организация использует в работе регистры, не упомянутые в учетной политике, Налоговый кодекс не устанавливает. Равно как нет и штрафов за то, что в учетной политике вообще не указано, какие регистры организация использует, а какие нет.

Однако мы бы не советовали пренебрегать закреплением в учетной политике перечня регистров налогового учета. Ведь это может помочь самому налогоплательщику в случае конфликта с налоговыми органами. Так, в описанном выше случае суд запретил требовать у организации те регистры, которые, согласно ее учетной политике, вестись не должны.

Заметим, что это дело далеко не единственное. Например, Федеральный арбитражный суд другого округа — Поволжского, рассматривая подобное дело, указал, что систему налогового учета налогоплательщик, согласно статьям 313 и 314 НК РФ, организует самостоятельно, отражая ее в учетной политике. Поэтому налоговые органы не могут ни устанавливать для налогоплательщика обязательные формы документов налогового учета, ни требовать те документы налогового учета, которые не предусмотрены НК РФ или учетной политикой самой организации (постановление от 01.06.06 № А57-17061/05-26).

Читать еще:  Услуги хостинга проводки в бухучете

Так что учетная политика является достаточно мощным оружием в споре с инспекторами по вопросу о том, какие регистры налогового учета в организации должны быть, а какие нет. Правда, как и любое оружие, оно обладает и «отдачей». Если уж закрепили регистр в учетной политике, то будьте добры обеспечить его реальное ведение. Иначе — штраф. И вполне законный.

Неполные регистры

Еще одной распространенной «придиркой» инспекторов является заполнение строк в самих регистрах. Особенно часто это случается, если налогоплательщик решил использовать рекомендованные налоговой службой формы регистров, о которых мы упоминали ранее. Так, если инспекторы обнаруживают «пустые» строки, то тут же объявляют регистр недействительным, поскольку он не обеспечивает правильность учета. А нет регистра — пожалуйте платить штраф.

Однако и тут изучение судебной практики подсказывает, что спешить уплачивать штрафы не надо. Как мы помним, Налоговый кодекс содержит весьма ограниченный перечень обязательных реквизитов налогового регистра. Соответственно, если эти реквизиты имеются, то незаполнение каких-либо других данных нельзя считать нарушением. Ведь регистры нужны для правильного формирования налоговой базы. Поэтому налогоплательщик может сам решать, какие строки в каком из регистров ему надо заполнить для достижения указанной цели (см., например, уже упоминавшееся постановление ФАС Поволжского округа от 14.07.09 № А65-27027/2007).

*Эти рекомендации называются «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» и не являются официальным документом с датой и номером. Но их достаточно легко найти в любой справочно-правовой системе.

Как вести регистры налогового учета

Олег Хороший начальник отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

В этом решении:

  • Основания для формирования регистров
  • Обязательные реквизиты
  • Рекомендованные формы регистров
  • Ответственность за отсутствие регистров
  • Ведение регистров

Основания для формирования регистров

Для определения налоговой базы по налогу на прибыль нужны данные налогового учета. Сформируйте их на основании:
– первичных учетных документов (включая бухгалтерские справки);
– аналитических регистров налогового учета;
– расчета налоговой базы.

Об этом сказано в статье 313 Налогового кодекса РФ.

Первичные документы налогового учета составляйте в соответствии с требованиями законодательства о бухучете (письмо Минфина России от 24 апреля 2007 г. № 07-05-06/106). В настоящее время порядок оформления первичных учетных документов регулируется статьей 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Расчет налоговой базы производите непосредственно в декларации по налогу на прибыль, форма которой утверждена приказом ФНС России от 19 октября 2016 г. № ММВ-7-3/572.

Обязательных форм (бланков) регистров налогового учета в законодательстве нет. Организация сама решает, какие регистры использовать в своей деятельности (ст. 314 НК РФ).

Если различий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, вести регистры налогового учета необязательно. Налоговый кодекс РФ позволяет формировать данные налогового учета на основе регистров бухучета (абз. 3 ст. 313 НК РФ). Такое положение объясняется рядом причин. Во-первых, сведения для налогового учета берутся из тех же первичных документов, которые используются для отражения операций в бухучете. Во-вторых, из-за совпадения многих методов и способов оценки в налоговом и бухгалтерском учете составлять отдельные налоговые регистры нецелесообразно. Для расчета налоговой базы можно использовать данные бухучета.

Таким образом, если отличий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, налоговые регистры не ведите. А в учетной политике для целей налогообложения укажите источники, из которых берутся данные для расчета налоговой базы (перечень бухгалтерских регистров).

Обязательные реквизиты

Разрабатываемые организацией регистры налогового учета должны содержать ряд обязательных реквизитов:
– наименование регистра;
– период (дату) составления;
– измерители операций в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
– наименование хозяйственных операций;
– подпись (расшифровку подписи) сотрудника, ответственного за составление указанных регистров.

Таковы требования статьи 313 Налогового кодекса РФ.

Рекомендованные формы регистров

Налоговая служба разработала рекомендуемые образцы форм налоговых регистров. Они приведены в Методических рекомендациях МНС России от 27 декабря 2001 г. Использовать эти образцы необязательно, однако они могут послужить примером для оформления бланков регистров, которые организация разрабатывает самостоятельно.

В любом случае в учетной политике для целей налогообложения укажите состав налоговых регистров (либо в виде перечня, если они из числа рекомендованных инспекторами, либо в виде приложения (альбома форм)). Кроме того, определите и другие источники данных для налогового учета, если они используются (бухгалтерские регистры, данные аналитического учета и т. п.). Таковы требования статьи 314 Налогового кодекса РФ.

Ответственность за отсутствие регистров

Отсутствие налоговых регистров признается грубым нарушением правил учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.

Если такое нарушение было допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа увеличится до 30 000 руб.

Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Кроме того, за непредставление налоговых регистров по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Налоговая ответственность за аналогичное нарушение установлена статьей 126 Налогового кодекса РФ. Однако пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ предусматривает начисление штрафа за каждый непредставленный документ. Поскольку количество и форму регистров налогового учета организация определяет самостоятельно (ст. 313 НК РФ), заранее установить, сколько регистров должно быть представлено в инспекцию, невозможно. Следовательно, сумму штрафа в рассматриваемой ситуации определить нельзя. Некоторые арбитражные суды подтверждают такой вывод (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 февраля 2004 г. № А13-6442/03-21).

Если у организации нет возможности представить требуемые документы в течение 10 рабочих дней со дня получения требования, об этом нужно письменно уведомить налоговую инспекцию. В уведомлении укажите причины и срок, в который документы могут быть представлены. На основании этого уведомления инспекция может (но не обязана) продлить срок представления документов. Решение о продлении (отказе в продлении) сроков инспекция должна принять в течение двух рабочих дней после получения уведомления от организации. Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 93 и пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Ведение регистров

Регистры налогового учета заполняйте в хронологическом порядке. Налоговые регистры можно вести в виде форм: самостоятельно разработанных таблиц, ведомостей, журналов. Делайте это на бумажных (машинных) носителях или в электронном виде.

Если в регистре налогового учета обнаружена ошибка, внести исправление вправе только сотрудник, ответственный за ведение регистра. Причем исправление должно быть не только заверено подписью последнего (с указанием даты), но и письменно обосновано.

Такой порядок предусмотрен в статье 314 Налогового кодекса РФ.

Каким способом внести исправления в налоговый регистр, Налоговый кодекс РФ не уточняет. Поэтому сделать это можно, например, путем включения исправительной записи (если регистр сформирован в электронном виде) или вычеркиванием неверной суммы (если регистр составлен на бумаге).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector