Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проезд по платной дороге бухгалтерский учет

Расходы на проезд по платной дороге

Налоговое ведомство разрешает отнести к прочим при расчете налога на прибыль затраты, связанные с проездом по платной дороге 1 . Учесть их следует либо как расходы на содержание служебного транспорта, либо как сборы за право въезда/транзита.

Возможность пользоваться платными автодорогами существует с 2010 года. В настоящее время оказание этих услуг регламентируется Правилами 2 . Предоставление права проезда без взимания платы или со скидкой от установленной платы (права льготного проезда) для отдельных категорий пользователей осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности 3 . Некоторые категории транспортных средств освобождены от платы за проезд по платной дороге 4 .

Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете затраты на проезд по платной дороге можно учесть в качестве общехозяйственных (счет 26) или коммерческих (счет 44) расходов. В транспортных компаниях такие расходы целесообразно отражать в привязке к тому или иному виду перевозок (объекту калькулирования).
Плату за проезд можно квалифицировать и в качестве иных расходов, непосредственно связанных с приобретением товаров, материалов, основных средств. Сумма таких расходов должна быть учтена при формировании первоначальной стоимости перевозимых объектов по дебету счетов 08 «Капитальные вложения», 10 «Материальные ценности», 41 «Товары».

Когда можно затраты относить к расходам
Что касается учета расходов на проезд по платной дороге в целях расчета налога на прибыль, то мнение по этому вопросу на данный момент высказала только налоговая служба 5 . Чиновники считают, что компания вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных, обоснованных и документально подтвержденных расходов. Это возможно в случае, если фирма может подтвердить факт экономической целесообразности использования платных дорог при наличии бесплатного альтернативного проезда в том же направлении.
Такие затраты могут быть учтены в составе:

  • прочих расходов (как затраты на содержание служебного автотранспорта) 6 ;
  • прочих расходов (как сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта) 7 . Правда, такие сборы поименованы в Налоговом кодексе в составе командировочных расходов компаний. На практике же расходы на проезд по платным дорогам могут возникнуть и вне командировки. Например, работа водителей транспортных компаний обычно носит разъездной характер, а значит, их поездки не признают командировками. Но эти нюансы остались вне зоны рассмотрения налоговым ведомством в указанном письме.

Кроме этого, поскольку расходами признают любые затраты при условии, что они произведены для ведения деятельности, направленной на получение дохода, указанная плата может быть отнесена к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией 8 .
Относительно документального подтверждения в качестве обоснования произведенных расходов по оплате проезда можно использовать 9 :

  • проездные талоны (наклейки) с определенным сроком действия (1, 3, 6 месяцев и один год), дающие право на проезд через пункт взимания платы платной автомобильной дороги оператора;
  • проездные талоны (наклейки), дающие право на ограниченное число проездов через пункт взимания платы автомобильной дороги оператора.

Если проезд оплачен с помощью технических средств автоматической электронной оплаты, документ об оплате проезда выдается в пункте взимания платы по требованию пользователя. А значит, необходимо провести инструктаж работников об обязанности получения таких талонов (наклеек).
Подтвердить факт экономической целесообразности использования платных дорог при наличии бесплатного альтернативного проезда в том же направлении несколько сложнее. На наш взгляд, потребуется создать или внести в локальные нормативные акты (положение о командировках, приказы руководителя) ряд дополнений, в которых следует указать преимущества использования платных дорог, например, следующего характера:

  • проезд по платным дорогам позволяет более оперативно и безопасно добираться до пунктов назначения, что положительно сказывается на эффективности деятельности предприятия в целом (сокращается протяженность маршрута, экономятся ГСМ, трудозатраты водителей);
  • пользование качественными дорогами значительно снижает стоимость и продолжительность ремонтов, повышает срок службы автомобиля;
  • имеет огромное значение сокращение сроков доставки грузов (например, для перевозки скоропортящихся продуктов или служб доставки);
  • состояние бесплатной дороги настолько неудовлетворительно, что ставит под угрозу сам процесс качественной перевозки, повышает степень риска получения ущерба от дорожно-транспортных происшествий.

И это далеко не полный перечень доказательств. Для большей убедительности можно привести расчет экономического эффекта от пользования платной, а не альтернативной дорогой.
В отсутствие оформленного локального нормативного акта инспекторы могут счесть расходы на проезд по платным дорогам (участкам дорог) экономически неоправданными затратами, не уменьшающими базу по налогу на прибыль. В этом случае свою позицию организации придется доказывать в судебном порядке. Для транспортных предприятий сумма может быть значительной.
Таким образом, учитывая позицию налоговиков, компаниям желательно документально оформить все доводы, позволяющие обосновать экономическую целесообразность использования платных дорог.

НДС
Отметим, что с 1 января 2011 года оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (за исключением услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера) объектом обложения НДС не признается 10 .

Сноски:
1, 5 письмо УФНС России по г. Москве от 07.06.2012 № 13-11/050285
2 утв. пост. Правительства РФ от 19.01.2010 № 18 (далее — Правила)
3 Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ (далее — Закон № 257-ФЗ)
4 ст. 41 Закона № 257-ФЗ
6 подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ
7 подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ
8 подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ
9 п. 13 Правил
10 подп. 4.2 п. 2 ст. 146 НК РФ

Выпуск от 18 декабря 2015 года

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка «Корреспонденция счетов» системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отразить в учете торговой организации пополнение счета технического средства автоматической электронной оплаты проезда (транспондера) по платному участку автомобильной дороги федерального значения и списание с этого счета средств в оплату стоимости проезда?

Сумма пополнения счета составила 2000 руб. Согласно выписке с лицевого счета транспондера за отчетный месяц оплаченная стоимость проезда по платной дороге федерального значения составила 650 руб. Проезд по платной дороге производится в связи с доставкой товаров покупателям в соответствии с условиями заключенных договоров. Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления.

Корреспонденция счетов:

Проезд транспортного средства (ТС) по платной автомобильной дороге или платному участку автомобильной дороги осуществляется на основании договора (концессионного соглашения) с владельцем автомобильной дороги (с концессионером) (п. 1 ст. 40 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Проезд по платным автомобильным дорогам федерального значения регулируется Правилами оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.01.2010 N 18 (п. 4 ст. 40 Федерального закона N 257-ФЗ).

Пользование платной автомобильной дорогой осуществляется на основании договора между пользователем и оператором, согласно которому оператор обязан предоставить пользователю право проезда и организовать дорожное движение, а пользователь — оплатить предоставленную услугу (п. 3 Правил). Способы заключения указанного договора перечислены в п. 4 Правил.

Одним из способов заключения такого договора является приобретение в собственность или в аренду технического средства автоматической электронной оплаты (пп. «г» п. 4 Правил).

Техническое средство автоматической электронной оплаты — устройство, располагаемое на ТС и предназначенное для идентификации такого ТС в движении системой контроля, используемой оператором (пп. «ж» п. 2 Правил).

Читать еще:  Срок действия интеллектуальных прав

Такое техническое средство представляет собой автономное электронное устройство, принимающее и передающее сигнал для автоматической оплаты проезда по платным участкам автомобильной дороги (без участия водителя и кассира). Оплата проезда при использовании транспондера осуществляется за счет денежных средств, предварительно перечисленных оператору (внесенных на лицевой счет транспондера). По лицевому счету выдается выписка о движении средств.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Согласно пп. 4.2 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ не признается объектом налогообложения по НДС оказание услуг по предоставлению права проезда ТС по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких автомобильных дорог), осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является Российская Федерация, за исключением услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением.

Следовательно, при оплате проезда по платным автомобильным дорогам у организации не возникает «входного» НДС.

Сумма предварительно внесенной оператору (на лицевой счет транспондера) платы за проезд не является расходом и до момента оказания услуг по организации проезда (что подтверждается списанием платы за их оказание с лицевого счета транспондера) отражается в составе дебиторской задолженности (абз. 6 п. 3, п. 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Стоимость услуг по организации проезда (по тарифам, установленным договором с оператором), полученных торговой организацией с целью осуществления доставки товара до покупателя, является расходами по обычным видам деятельности и относится к коммерческим расходам. Указанные расходы признаются на основании полученной от оператора выписки с лицевого счета транспондера об оказанных услугах и списанной со счета плате (п. п. 5, 6.1, абз. 3 п. 7, п. 16 ПБУ 10/99).

Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в соответствии с правилами, установленными Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.

Налог на прибыль организаций

При методе начисления сумма предоплаты, перечисленная организацией оператору платной дороги (на пополнение лицевого счета транспондера), не признается расходом в целях налогообложения прибыли (п. 14 ст. 270 НК РФ).

Стоимость услуг по организации проезда по платной дороге, приобретенных торговой организацией с целью осуществления доставки товара до покупателя, уменьшает доходы от реализации товаров с учетом положений ст. 320 НК РФ (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Такие затраты признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации того месяца, в котором были осуществлены данные расходы (ст. 320 НК РФ). Датой осуществления расходов на оплату услуг оператора по организации проезда может являться дата расчетов (дата списания средств с лицевого счета транспондера), которая совпадает с датой оказания услуг (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Отметим, что данный вариант учета расходов на проезд по платной дороге не является единственным. Об иных способах учета расходов на проезд по платной дороге см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.

По общему правилу включение затрат в состав расходов возможно в том случае, если они удовлетворяют критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (затраты не поименованы в ст. 270 НК РФ, произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, являются экономически обоснованными и документально подтвержденными). Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Отметим, что НК РФ не раскрыто понятие экономической оправданности затрат. В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ расходы являются оправданными и экономически обоснованными, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом имеют значение лишь цель и направленность такой деятельности, а не ее результат (абз. 7, 8 п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 16.12.2008 N 1072-О-О, абз. 3, 4 п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П, абз. 3, 4 п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 366-О-П).

Все произведенные организацией расходы изначально предполагаются обоснованными. Доказать их необоснованность должны именно налоговые органы (абз. 11, 13 п. 2 Определения Конституционного Суда РФ N 1072-О-О, абз. 7, 9 п. 3 Определения Конституционного Суда РФ N 320-О-П, абз. 7, 9 п. 3 Определения Конституционного Суда РФ N 366-О-П).

Подробно о позиции высших судебных инстанций и налоговой службы в отношении обоснованности расходов, а также признания налоговой выгоды необоснованной при исчислении налога на прибыль см. Практическое пособие по налогу на прибыль.

Исходя из приведенного подхода расходы в виде оплаты проезда по платной дороге, которые производятся в связи с доставкой товаров покупателям, предусмотренной условиями договора купли-продажи, подтвержденные первичными документами, оформленными в соответствии с требованиям законодательства о бухгалтерском учете (в частности, путевыми листами, подтверждающими производственный характер пользования платной автодорогой), на наш взгляд, удовлетворяют приведенным критериям и, следовательно, могут быть учтены в целях налогообложения.

В то же время в Письме УФНС России по г. Москве от 07.06.2012 N 13-11/050285 высказано мнение, что учесть расходы на проезд по платной дороге при наличии бесплатного альтернативного проезда в том же направлении можно в случае, если организация может документально подтвердить факт экономической целесообразности использования платных дорог. На наш взгляд, данный подход противоречит вышеприведенной позиции Конституционного Суда РФ. Однако считаем, что во избежание попыток со стороны налоговых органов доказать необоснованность расходов на проезд по платным дорогам в связи с наличием бесплатного проезда организации целесообразно принять локальный нормативный акт, регламентирующий использование платных автодорог (участков автодорог) при доставке товаров покупателям.

Отметим, что существует судебный акт, указавший на правомерность учета при налогообложении прибыли расходов на проезд по платным дорогам, которые налогоплательщик понес при доставке имущества в соответствии с условиями договора (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.03.2009 N А21-1241/2008).

Проезд по платной дороге бухгалтерский учет

Юридическим лицам, после завершения отчетного периода, ООО «Автодор — Платные Дороги» предоставляет следующий пакет отчетных документов:

  • акт оказанных услуг;
  • отчет об исполнении поручения;
  • счет-фактуру на услуги с НДС.

Счет-фактура предоставляется в случае применения общей системы налогооблажения операторами и/или эмитентами платных автомобильных дорог:

  • Северный обход Одинцова (М-1 «Беларусь») — с НДС 20%;
  • М-3 «Украина» — без НДС*;
  • М-4 «Дон» — без НДС*;
  • М-11 «Москва — Санкт-Петербург» 15 км — 58 км — с НДС 20%;
  • М-11 «Москва — Санкт-Петербург» 58 км — 149 км и 208 км — 543 км, 543 км — 646 км — без НДС*;
  • Западный скоростной диаметр — с НДС 20%.

* Услуга по предоставлению права проезда по платным участкам автомобильных дорог, находящихся в доверительном управлении Государственной компанией «Автодор», не облагается НДС в соответствии с подпунктом 4.2 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Доступны следующие способы получения оригиналов отчетных документов:

1. Электронный документооборот (ЭДО);

Для доставки документов путем электронного документооборота необходимо включить компанию ООО «Автодор — Платные Дороги» в список контрагентов и отправить приглашение в программе ЭДО Вашего провайдера. В случае если Ваша организация пользуется услугами таких операторов как Калуга Астрал, Такском или Сбис, необходимо по ИНН найти организацию ООО «Автодор — Платные Дороги» и отправить приглашение из системы ЭДО.

В случае, если Ваша организация пользуется услугами иных операторов (Контур/Диадок и пр.) необходимо:

  • подать заявку на роуминг оператору, которого вы используете.
  • после рассмотрения заявки на указанную в ней почту приходит письмо от оператора с подтверждением или отказом от настройки роуминга.
  • после обмена контрагент автоматически появится в «Настройках ЭДО».
Читать еще:  Подарочный сертификат отражение в бухгалтерском учете

Путем электронного документооборота передаются следующие документы:

  • Акт выполненных работ;
  • Акт сверки.

Оригиналы иных закрывающих отчетных документов (отчет об исполнении поручения и счет-фактуру на услуги с НДС) Пользователи получают по Почте России.

2. Экспресс доставка курьерской службой;

Курьерская экспресс-доставка документов является одним из самых доступных и удобных способов доставки закрывающих документов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Фиксированная стоимость доставки во все регионы составляет 350 рублей. Для присоединения к данной услуги необходимо направить оригинал Заявления на присоединение к Договору на использование транспондера (ДИТ) в адрес Общества.
Срок доставки документов составляет от 1 до 4 дней, в зависимости от дальности вашего региона.

3. Самовывозом из Региональных офисов (на выбор):

  • Дополнительный офис г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 26, Бизнес-центр «Симонов Плаза», 1 этаж, офис 1207;
  • Дополнительный офис Московская обл., г. Домодедово, 33 км автомобильной дороги М-4 «Дон», стр. 4;
  • Дополнительный офис г. Воронеж, Московский проспект, 7Е офис 216, Бизнес-центр «Плаза»;
  • Дополнительный офис г. Ростов-на-Дону, проспект Буденновский 3/3, офис №505;
  • Дополнительный офис г. Краснодар, ул. Уральская 75/1 корпус 1, офис 309 Бизнес-центр «AVM- ORSETTO»
  • Дополнительный офис Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Пешковское, д. Ложки, строение 18 М;
  • Пункт продаж 208км, Тверская область, 208 км автомобильной дороги М-11 «Москва-Санкт-Петербург»;
  • Дополнительный офис г. Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 111, литера А, 5 этаж, офис 504 БЦ «Аркада»;
  • Дополнительный офис г. Калуга, ул. Мичурина, д.11, офис 308, 3й этаж, Бизнес-центр «М-11».

Расходы на проезд по платным дорогам

Проезд по федеральным автомобильным дорогам общего пользования и расположенным на них мостам, путепроводам, тоннелям может быть платным только при наличии бесплатного альтернативного проезда в том же направлении.

Расходы работника на проезд по платным дорогам организация вправе принять для целей налогообложения прибыли либо в качестве затрат на содержание служебного автотранспорта [5, подп. 11 п. 1 ст. 264], либо в составе консульских, аэродромных сборов, сборов за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, являющихся частью расходов на командировки [5, абзац шестой подп. 12 п. 1 ст. 264], только в случае подтверждения производственной необходимости (письмо УФНС России по г. Москве от 07.06.2012 № 13-11/050285).

Так, например, в охранной деятельности необходимость беспрепятственного и безопасного следования за охраняемым имуществом продиктована самим смыслом охраны. Кроме того, «охрана» может следовать за имуществом, не выбирая маршрута, а также по маршруту, разработанному с учетом требований безопасности.

Для организаций с иными видами деятельности обоснованием таких расходов может служить приказ руководителя организации об использовании платных автодорог (либо их участков), в котором должны быть указаны причины выбора такой магистрали для маршрута следования транспортного средства (например, более быстрый и безопасный проезд; экономия эксплуатационных расходов за счет снижения расхода ГСМ, износа шин, затрат на ремонт; уменьшение вероятности ДТП).

Дело в том, что владелец (оператор) платной дороги обязан:

— организовывать дорожное движение;

— обеспечивать транспорту беспрепятственный проезд, исключающий дорожные заторы. При этом пользователи автомобилей должны соблюдать предусмотренный скоростной режим и обеспечивать безопасность дорожного движения;

— устранять в установленные сроки неисправности, препятствующие нормальному использованию автомобильной дороги;

— обеспечивать перемещение транспортного средства, прекратившего движение вследствие его технической неисправности и создающего опасность для движения других автомобилей, на ближайший пункт охраняемой стоянки (п. 19 Правил оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог, утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.2010 № 18).

На сегодняшний день существует несколько способов оплаты проезда:

— наличными денежными средствами или банковской картой;

— с помощью бесконтактной смарт-карты (БСК).

Персонифицированная БСК — карта, к которой прикреплен лицевой счет, оформленный на физическое или юридическое лицо либо на индивидуального предпринимателя. Анонимная БСК — карта, к которой прикреплен электронный кошелек (в настоящее время для оплаты проезда временно не используется);

— с помощью транспондера. Пользователю необходимо заключить с оператором в пункте продаж письменный договор, к которому прикрепляется лицевой счет, оформленный на физическое или юридическое лицо либо на индивидуального предпринимателя.

Документом, подтверждающим оплату проезда, будет квитанция об оплате проезда (проездной талон).

При отсутствии экономической обоснованности, а также подтверждающих документов, соответствующих требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ и ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ, налоговые инспекторы справедливо не примут указанные расходы для целей налогообложения, поскольку обеспечение комфорта движения должно осуществляться за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.
Ю.В. Курятников, А.Е. Иноземцева

Как учесть плату «Платону»

Особенности учета платы за движение грузовиков по федеральным трассам

С 15 ноября 2015 г. заработала система взимания платы с грузовиков с разрешенной максимальной массой свыше 12 т в счет возмещения ущерба, который они причиняют бесплатным федеральным автодорогам при движении, названная «Платон». Что это такое и какие данные из нее нужны бухгалтеру для подтверждения расходов, мы и расскажем.

Ущерб за движение грузовиков по платным дорогам их владельцы компенсируют иначе — непосредственно внося плату за проезд по ним.

«Платон» — негосударственная система для сбора обязательной платы

Тему статьи предложила Лейсан Шафиковна Шайхутдинова, г. Набережные Челны.

Оператор системы «Платон» — коммерческая организация «РТ-Инвест Транспортные Систем ы» Распоряжение Правительства от 29.08.2014 № 1662-р ; ст. 31.1 Закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ . Ее цель — собирать деньги со всех крупнотоннажных грузовиков за проезд по федеральным трассам (за исключением платных). Собранную за совершенные поездки плату оператор системы должен ежедневно перечислять в доход федерального бюджет а п. 11 Правил, утв. Постановлением Правительства № 504 . В дальнейшем эти деньги пойдут на ремонт и строительство федеральных дорог.

Владелец должен зарегистрировать грузовик в системе, после чего ему откроют лицевой счет. Учтите, что вам ничего не придется платить:

  • за регистрацию грузовиков в системе «Платон»;
  • за открытие личного кабинета в системе «Платон»;
  • за пользование этой системой.

Так что владелец грузовика должен вносить плату только за его проезд по федеральным дорогам. Правда, тарифы за такой проезд немаленьки е Постановления Правительства № 504, от 03.11.2015 № 1191 :

  • до 29.02.2016 — 1,5293 руб. за километр пройденного пути;
  • с 01.03.2016 до 31.12.2018, как планируется, — 3,06 руб/км.

Система «Платон» предусматривает два варианта расчета плат ы пп. 8— 10 Правил, утв. Постановлением Правительства № 504 .

ВАРИАНТ 1. При помощи бортового устройства. Оно устанавливается и «привязывается» к конкретному грузовику. Так что если грузовиков несколько, нужно получить у оператора системы несколько бортовых устройств. С их помощью по навигационным системам определяется путь грузовиков и автоматически рассчитывается плата. Само устройство предоставляется владельцу грузовика в безвозмездное пользование. Платить придется только, к примеру, в случае его поломки или утери.

ВАРИАНТ 2. При оформлении маршрутной карты, если бортового устройства нет или оно неисправно. Карту можно бесплатно оформить в личном кабинете, мобильном приложении или в центре поддержки пользователей системы «Платон».

Независимо от того, есть ли у вас бортовое устройство или вы оформляете маршрутные карты, заплатить за поездку придется до ее начала, то есть авансом. Какой-либо фиксированной минимальной суммы аванса как таковой нет. Но ее должно хватить на запланированные поездки. Так что чем длиннее предполагаемый маршрут, тем больше должен быть аванс. Поэтому лучше иметь запас на лицевом счете.

Читать еще:  Учет трудовых книжек бланк

Деньги надо внести на свой лицевой счет либо стандартным способом — банковским переводом, либо используя возможности системы «Платон» (оплата банковской картой в личном кабинете, через специальное мобильное приложение, терминал самообслуживания или центр поддержки пользователей).

Когда грузовик, оснащенный бортовым устройством, будет проезжать по федеральным бесплатным трассам, оператор будет автоматически списывать плату с лицевого счета.

Бухгалтерский и налоговый учет: внимание на «платонический» лицевой счет

Если вы взяли в системе «Платон» бортовое устройство, то в бухучете его надо поставить на отдельный забалансовый счет — к примеру, 015 «Бортовое устройство системы “Платон”». Принять его на учет можно:

  • по стоимости, указанной в договоре безвозмездного пользования;
  • в условной оценке (1 руб. или 1 тыс. руб.), если по каким-то причинам стоимость устройства не указана в договоре.

На налоговый учет получение и использование такого устройства не повлияет. Ведь, несмотря на заключенный договор безвозмездного пользования, рыночная стоимость аренды такого прибора равна нулю (вне системы «Платон» он вообще не нужен). Значит, дохода у организации не возникает.

Получение маршрутной карты (в электронном виде или в бумажном) никак учитывать не нужно ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Она лишь подтверждает маршрут планируемой поездки и расчет платы за пользование федеральными дорогами в рамках этого маршрута.

Плата за проезд. Учтите, что оператор системы «Платон» не будет выставлять вашей организации счета с расчетом платы за проезд по федеральным дорогам.

Для того чтобы подтвердить ваши расходы в виде рассматриваемой платы, необходимо сделать распечатку (детализацию) в личном кабинете системы или в центре поддержки. Из нее будет видно, какая сумма платы списана с вашего лицевого счета за проезд конкретного грузовика и за какой период. Эту распечатку лучше заверить подписью бухгалтера.

Как часто делать распечатки (детализации) и признавать суммы списанной платы в расходах — ваше дело. Можно это делать хоть каждый день. Но логично получать детализации как минимум один раз в месяц.

Подтвердить деловую направленность поездки поможет путевой лист с маршрутом автомобиля, маршрутная карта (если она оформлялась).

Некоторые бухгалтеры для пущей надежности хотят дублировать данные из распечатки, сделанной в личном кабинете системы «Платон», в бухгалтерской справке-расчете. Причем планируют составлять такую справку ежедневно.

Однако если в распечатке присутствуют все данные, необходимые для определения суммы расходов по конкретной поездке, подтвержденной путевым листом, то можно обойтись и без таких бухгалтерских справок. Это нам подтвердил специалист Минфина.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Поскольку оператор системы «Платон» не предоставляет документов, подтверждающих произведенную оплату, то для обоснования таких расходов, на мой взгляд, будет достаточно представить распечатанную на бумажном носителе и заверенную бухгалтером организации детализацию из лицевого счета системы. Также необходим должным образом оформленный путевой лист. Полагаю, что нет необходимости делать такую детализацию ежедневн о ” .

Некоторые фирмы ожидают от оператора системы «Платон» не только счетов, но и счетов-фактур, ведь «РТ-Инвест Транспортные Системы» — коммерческая организация. Однако счета-фактуры за рассматриваемую плату оператор системы выставлять не должен. Плата за проезд — это не услуга, которую он вам оказывает. Это обязательный платеж, установленный на законодательном уровне. И он не должен облагаться НДС Письмо Минфина от 06.10.2015 № 03-11-11/57133 .

Бывает, что система ошибочно списывает деньги с лицевого счета компании. Но за этим должен следить не бухгалтер, а ответственное лицо, разбирающееся в движении грузовиков. К примеру, начальник транспортного отдела. Необоснованно списанные суммы платы в расходах не признаются — надо заявлять о несогласии с ними оператору «Платона». В бухучете их можно перенести на отдельный субсчет счета «Расчеты по претензиям» — его можно открыть к бухгалтерскому счету, где учитываются расчеты с оператором этой системы.

Плательщики налога на прибыль в момент перечисления платы оператору системы не могут показать расход в налоговом учете, ведь пока это только аванс.

А вот ту сумму, которая была обоснованно списана оператором системы «Платон» с лицевого счета за проезд грузовиков по федеральным трассам, можно учесть в прочих расхода х подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ; Письма Минфина от 06.10.2015 № 03-11-11/57133 , от 27.11.2015 № 19-02-05/7/69769 . Разумеется, поездки грузовиков должны быть производственного характера — тогда расходы в виде «дорожной» платы будут экономически обоснованн ы ст. 252 НК РФ .

В большинстве своем прочие расходы организации относят к косвенным расходам, которые уменьшают базу по налогу на прибыль в периоде их возникновения.

Перечень прямых и косвенных расходов каждая организация определяет самостоятельно в своей учетной политике для целей налогообложения.

Упрощенцам, применяющим «доходно-расходную» УСНО, пока можно только посочувствовать. В 2015 г. они не могли учитывать в налоговых расходах плату за проезд грузовиков по федеральным дорогам. Причина простая: в «упрощенном» перечне расходов плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, не упомянут а Письмо Минфина от 06.10.2015 № 03-11-11/57133 . И к расходам в виде налогов и сборов отнести ее нельзя.

Это несправедливо: ведь несмотря на то, что официально такая плата не включена в перечень налогов и сборов, она обязательна. Упрощенцы должны ее уплачивать по воле законодателя, и ее размеры часто существенны. Именно поэтому в середине ноября в Госдуму был внесен законопроект, который может исправить положение. Поправки в НК предполагают возможность признания этой платы в расходах при «доходно-расходной» упрощенк е проект Закона № 930035-6 .

В бухучете для учета «дорожной» платы логичнее открыть отдельный субсчет «Расчеты по плате за проезд грузовиков по федеральным трассам» к счету:

  • 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — так как плата за возмещение вреда дорогам формально к налоговым платежам не относится;
  • 68 «Расчеты по налогам и сборам» — поскольку такая плата все-таки обязательна.

Тут уж как кому удобнее, на достоверности бухгалтерской отчетности это не скажется.

В бухучете (так же, как и в налоговом) перечисление аванса — еще не повод признавать расход (если только у вас не кассовый метод). Только после проезда грузовика по федеральным бесплатным трассам и списания платы с вашего лицевого счета в системе «Платон» в бухучете появляется расход.

Какой расходный счет использовать для учета платы, зависит от вида деятельности организации. Если это транспортная компания, наверняка это будет счет 20 «Основное производство». Если это торговая фирма, доставляющая товар самостоятельно, это может быть счет 44 «Расходы на продажу».

Пример. Учет платы за проезд грузовиков по федеральным трассам

/ условие / Компания «Олень» имеет три грузовика, разрешенная масса которых превышает 12 т. На каждый грузовик в системе «Платон» получено бортовое устройство. По условиям договора безвозмездного пользования стоимость каждого из них составляет 1000 руб.

Перечислен аванс в систему «Платон» в сумме 100 000 руб.

В ноябре с лицевого счета компании в системе «Платон» была списана плата за проезд по федеральным дорогам в сумме 32 000 руб.

/ решение / В бухгалтерском учете будут сделаны такие записи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector