Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Списание транспортных расходов в налоговом учете

Прямые расходы в торговле: свои особенности

Как при торговле покупными товарами распределяются расходы в налоговом учете

Пришло время поговорить о списании расходов, непосредственно связанных с торговой деятельностью.

Прямые расходы: раз-два и обчелся

Для торговли Налоговый кодекс установил особые правила, а также свой список прямых расходо в ст. 320 НК РФ :

  • стоимость товаров;
  • транспортные расходы по доставке товаров до склада торговой организации (если такие расходы не включены в стоимость приобретения товаров).

Остальные расходы (кроме внереализационных) относятся к косвенным и сразу списываются при расчете «прибыльной» базы. Это, например, уплаченные ввозные таможенные пошлины и сборы (не включенные в стоимость самих товаро в) Письмо Минфина от 29.05.2007 № 03-03-06/1/335 или затраты на предпродажную подготовк у Письмо Минфина от 04.09.2012 № 03-03-06/1/465 .

Причем выбора тут нет. Торговым организациям нельзя расширять список прямых расходов, ведь тогда пострадает «прибыльная» база текущего периода.

Но зато у них есть право выбора, куда относить прочие (нетранспортные) расходы, связанные с приобретением товаров. Их можно включить:

  • сразу в базу текущего периода — в качестве самостоятельного косвенного расхода;
  • в покупную стоимость товаров — тогда они будут учитываться аналогично прямым расходам, то есть уменьшат «прибыльную» базу только после продажи товар а подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ .

У последнего варианта есть приятный бонус: аналогичный порядок формирования фактической себестоимости товаров применяется для целей бухучет а пп. 5, 6 ПБУ 5/01 . Следовательно, не придется отражать отложенные налоги и активы по правилам ПБУ 18/02.

Казалось бы, все просто и понятно. Но и торговым организациям приходится спорить с инспекциями в суде, отстаивая обоснованность расчета прямых расходов.

Споры по общим вопросам признания прямых расходов

Одна организация, торгующая нефтепродуктами, в налоговом учете ориентировалась на правила бухучета. А в ее бухгалтерской учетной политике было закреплено, что средняя стоимость реализованных товаров определялась нарастающим итогом за I квартал, полугодие, 9 месяцев и год.

Инспекция же настаивала на том, что прямые расходы надо было распределять ежемесячно. Она пересчитала прямые расходы и установила, что в одном году — недоимка по налогу на прибыль, а в другом — его переплата.

Суд поддержал инспекцию, решив, что поскольку в ст. 320 НК РФ прямые и косвенные расходы определены как расходы текущего месяца, то определять прямые расходы надо ежемесячн о Постановление 4 ААС от 31.03.2014 № А58-4426/2013 .

Интересен и такой случай, когда налогоплательщику пришлось доказывать свое право на применение ст. 320 НК РФ. Организация покупала электроэнергию и перепродавала. При этом налоговый учет прямых и косвенных расходов она вела по правилам ст. 320 НК РФ, то есть как торговая организация. Инспекция сочла, что никаких покупных товаров не было, а организация лишь оказывала услуги по передаче электроэнергии. На этом основании ИФНС исключила из налоговых расходов стоимость приобретенной электроэнергии, выявила занижение налога на прибыль на сумму почти 2 млн руб. Суд ее не поддержал, придя к выводу, что по Закону «Об электроэнергетике» и по нормам Гражданского кодекса в конкретном случае организация именно продавала электроэнергию. Следовательно, стоимость электроэнергии правомерно учтена в прямых расходах (как стоимость покупных товаро в) Постановление АС ЗСО от 08.06.2015 № А67-1428/2014 .

Списываем транспортные расходы

Для определения суммы транспортных прямых расходов, которую можно учесть при формировании базы по налогу на прибыль, также потребуется особый расчет. Для этого ежемесячно по методу среднего процента нужно определять сумму прямых транспортных расходов, относящуюся к остаткам нереализованных товаро в ст. 320 НК РФ . Оставшаяся сумма транспортных расходов и будет той, которую можно учесть в текущем периоде при формировании «прибыльной» базы.

Обратите внимание, что для правильного расчета этих показателей надо учитывать как расходы текущего месяца, так и переходящий остаток соответствующего расхода с прошлого месяца. Таким образом, последовательность расчета будет такая.

ШАГ 1. Рассчитываем транспортные расходы за месяц.

ШАГ 2. Рассчитываем стоимость товаров за месяц.

ШАГ 3. Рассчитываем суммы транспортных расходов, относящиеся к проданным и непроданным товарам.

(1) В НК это называется средним процентом транспортных расходов, приходящихся на непроданные товары.

Поводы для споров по транспортным торговым расходам

Доставка товара до склада торговой компании

Когда торговая организация учитывает расходы на доставку приобретаемых товаров до собственного склада как косвенные расходы, она допускает ошибку. Готовьтесь к претензиям со стороны проверяющих. И надеяться на то, что суд вас поддержит, не стоит. Так, однажды довольно крупная торговая компания списывала все транспортные расходы, связанные с доставкой товара до своего склада, без оглядки на остатки нереализованных товаров. В результате сумма завышения прямых расходов составила за 2 года более 10 млн руб. И суд с инспекцией согласилс я Постановление ФАС ЗСО от 04.09.2013 № А03-12862/2012 . А для организации это был весьма дорогой урок.

В другой спорной ситуации организация не вела раздельный учет разных видов транспортных расходов, не распределяла их на прямые и косвенные. В результате чего уменьшила «прибыльную» базу на транспортные расходы по доставке товара до своего склада, относящиеся к нереализованному товар у подп. 3 п. 1 ст. 268, ст. 320 НК РФ . Суд поддержал инспекцию в том, что спорные транспортные расходы относятся к прямым, поскольку они не включены в цену приобретения указанных товаров, а следовательно, их надо было распределять по методу среднего процент а Постановление АС ПО от 26.10.2015 № Ф06-1997/2015 .

Транспортные расходы по методу среднего процента можно обособленно распределять по различным группам покупных товаров. Однажды суд признал, что закрепленная в организации подобная методика не противоречит ст. 320 НК РФ Постановление АС МО от 30.03.2015 № А40-114788/2014 .

Иные споры по транспортным расходам

Минфин давным-давно признал, что транспортные расходы на доставку товаров до покупателей и на перевозку уже оприходованного товара с одного своего склада на другой можно учитывать как косвенные расход ы Письмо Минфина от 29.11.2011 № 03-03-06/1/783 . Однако споры по этому вопросу продолжаются до сих пор Постановления 4 ААС от 04.03.2015 № 04АП-284/2015 ; ФАС МО от 24.07.2013 № А40-110865/12-20-572 ; ФАС ПО от 02.10.2013 № А57-21129/2012 . Хорошо, что побеждают в них, как правило, налогоплательщик и Постановления 19 ААС от 17.12.2015 № А64-3486/2015 ; АС ВВО от 15.04.2015 № Ф01-1103/2015 .

Однажды суд рассматривал такую ситуацию: торговая организация определяла стоимость одной части покупных товаров без учета затрат на доставку, а другой — с учетом затрат на транспортировку. Транспортные расходы, не включенные в стоимость покупных товаров, распределялись по методу среднего процента (как это и закреплено в Налоговом кодекс е) ст. 320 НК РФ . Однако при таком распределении участвовала только стоимость тех товаров, в стоимость приобретения которых транспортные расходы не включались. Инспекция обратила внимание на то, что торговая фирма не вела раздельный учет товаров, в стоимость которых были включены транспортные расходы, и товаров, в стоимость которых эти расходы не были включены. И пересчитала транспортные расходы, относящиеся к реализованным товарам, учитывая все без исключения покупные товары. В результате получилось, что признанные транспортные расходы завышены, а база по налогу на прибыль занижена. Однако суд встал на сторону организации, согласившись с представленным расчетом среднего процента транспортных расходо в Постановление АС ПО от 29.01.2015 № Ф06-18998/2013 .

Споры вызывает и порядок отражения транзитных транспортных расходов. Так, один из судов указал, что затраты на транспортировку реализованных обществом товаров со складов поставщиков напрямую до складов покупателей (транзитная поставка) учитываются в составе косвенных расходов. Он не согласился с доводом инспекции, что такие расходы должны быть прямыми. Ведь они не являются расходами на доставку покупных товаров до складов обществ а Постановление ФАС МО от 24.07.2013 № А40-110865/12-20-572 . Есть аналогичные решени я Постановления ФАС ПО от 02.10.2013 № А57-21129/2012 ; 1 ААС от 20.04.2015 № А43-7277/2014 .

Однако имеет право на жизнь и другой подход — организация доказала, что транспортные расходы на транзитные поставки можно учитывать как прямые. А при расчете среднего процента транспортных расходов, относящихся к остаткам нереализованных товаров, можно учитывать в числе прочего и стоимость «транзитных» товаров. Инспекция сочла такой расчет неверным, сделала перерасчет, исключив стоимость транзитных товаров, и пришла к выводу о занижении среднего процента и, как следствие, к выводу о завышении списанных прямых расходов. Суд с ней не согласился и указал, что в НК нет ограничений, не позволяющих учитывать при определении среднего процента стоимость товаров по транзитным поставкам (минуя склад обществ а) Постановление ФАС СЗО от 21.04.2014 № А44-3806/2013 .

Пропишите все применяемые вами методы распределения расходов в учетной политике и, если нужно, ведите раздельный учет. Тогда будет меньше поводов для споров с налоговиками.

Учет транспортных расходов в торговых организациях в налоговом учете

У организаций, деятельность которых связана с торговлей в розницу и оптом, затраты по доставке товаров в налоговом учете отражаются согласно специальному порядку.

Читать еще:  Учет металлолома в бухгалтерии

Какие виды транспортных расходов существуют в торговых организациях

1) транспортные расходы по доставке приобретенных товаров от склада контрагента-продавца до собственного склада торговой организации;

2) транспортные расходы по доставке товаров, приобретенных у торговой организации покупателем от собственного склада до места расположения склада покупателя.

Транспортные расходы разделены на два вида в связи с тем, что в учете они отражаются по разным правилам.

Особенности организации учета транспортных расходов купленных товаров до склада торговой организации

Возможна ситуация, когда в стоимость купленного товара уже включена цена транспортных расходов по доставке, и, соответственно, в документах по отгрузке товаров транспортные расходы не выделяются отдельной строкой. В таком случае в налоговом и бухгалтерском учете стоимость товара формируется с уже включенной в нее стоимостью транспортных расходов.

В ситуациях, таких как:

  • доставка поставщиком товаров с учетом того, что ее стоимость не входит в цену приобретенной продукции, т.е. идет сверх цены;
  • доставка производится перевозчиком – третьим лицом;
  • доставка осуществляется собственным транспортом торговой организации;

можно использовать два различных способа учета этих расходов по перевозке товара, как в бухгалтерском учете, так и в налоговом учете.

Конечно, для сближения этих двух видов учета и для того, чтобы избегать отражения в бухгалтерском учете временных разниц, целесообразно использовать единые способы отражения расходов по доставке товаров в бухгалтерском и налоговом учетах. В учетной политике необходимо указать способ, который будет использовать торговая организация для отражения транспортных затрат.

Важно! В учетной политике следует прописать в каком порядке будет в организации формироваться стоимость купленных товаров и этот порядок должен использоваться не менее двух лет.

Способы отражения транспортных затрат в бухгалтерском и налоговом учете

Способ № 1. В стоимость купленных товаров включают транспортные расходы. Данный способ заключается в том, что все затраты организации по доставке товара следует учитывать в стоимости купленной продукции. Для этого применяют методику распределения затрат на транспорт между купленной продукцией, которая предварительно была закреплена в учетной политике организации.

К примеру, при доставке продукции поставщиком, перевозчиком – третьим лицом, стоимость расходов можно распределять согласно договорных условий между отдельными партиями поставки приобретенных товаров или по окончании месяца, подводя его итоги и распределяют прямо пропорционально стоимости купленной за данный месяц продукции.

Влияние условий договора на организацию налогового учета расходов на транспорт по транспортировке продукции (товаров)

Обязательства покупателя по оплате расходов на транспорт отдельно не оговорены.

Собственник приобретает право на товар после того, как он окажется на складе покупателя

Право собственности на товар покупатель приобретает в тот момент, как приобретенная продукция окажется на складе покупателя

Доход, полученный от предоставленных услуг по транспортировке товара, отражается отдельно

При доставке приобретенных товаров собственным транспортом организации, в затраты на транспорт включаются все расходы, необходимые для осуществления перевозки товаров, такие как:

  • расходы на горючесмазочные материалы;
  • затраты на заработную плату водителей транспортных средств и соответствующие им налоговые платежи;
  • расходы по проведению ремонта собственных транспортных средств;
  • амортизационные отчисления.

Все вышеперечисленные затраты необходимо учитывать в стоимость купленной продукции, приобретенных товаров.

Способ № 2. В стоимость купленной продукции транспортные расходы не включаются. При данном способе учета в течение месяца все расходы на транспорт собираются отдельно о цены приобретенной продукции, другими словами транспортные расходы фиксируются как отдельный вид затрат предприятия. При этом не имеет значение, перевозилась продукция собственным транспортом, третьим лицом – перевозчиком или поставщиком товара.

Данный способ учета для целей налогообложения предполагает, что в качестве прямых затрат необходимо учесть:

– стоимость купленной продукции, реализованной в отчетном месяце (налоговом периоде);

– затраты на транспорт, которые приходятся на реализованные в отчетном месяце товары. При этом, если продукция была доставлена собственными транспортными средствами предприятия, то затраты на доставку следует отнести к прямым расходам, которые связаны с ней непосредственно (аналогично первому варианту).

В бухгалтерском учете при втором рассматриваемом нами способе расходы на транспорт, обычно, отражаются на счете 44 «Расходы на продажу». Когда закончится месяц, по его итогам, часть расходов на транспорт, которая связана с реализованными в отчетном месяце товарами, следует списать в налоговом и бухгалтерском учете в уменьшение доходов отчетного месяца. В бухгалтерском учете эти затраты списываются со счета 44 на счет 90 «Продажи» (дебет 90 счета). Следует помнить о тех расходах на транспорт, которые не были списаны в предыдущих налоговых периодах, другими словами это часть расходов на транспорт, которая соотносится с остатками не реализованных товаров на начало отчетного месяца.

Методические указания по разделению затрат на транспорт в привязке к проданных и нереализованным товарам применима только для налогового учета. В бухгалтерском учете возможно использование любой другой методики, предварительно зафиксированной в учетной политике организации. Однако, какое-либо расхождение используемых методик по распределению затрат на транспорт в бухгалтерском и налоговом учете, даже незначительное, потребует здесь ведения двойного учета и учета временных разниц (ПБУ 18/02).

Рекомендация. С целью организации рационального ведения бухгалтерского и налогового учета целесообразно использовать в бухгалтерском учете способ деления транспортных расходов, который указан в НК РФ с целью расчета налога на прибыль торговой организации.

Транспортные расходы в бухгалтерском учете

Транспортные расходы сопровождают деятельность большинства компаний. Они включают в себя множество трат: бензин, зарплата водителям, аренда авто, содержание собственного штата машин. Расходы фиксируются в бухучете. Нужно это для налоговых проверок, возможности сбора всей информации для оптимизации трат. В бухучете используются проводки, на основании которых можно понять суть проводимой операции и сопутствующих расходов.

Что включают в себя транспортные расходы?

Суть ТР зависит от деятельности организации. К примеру, компания производит оборудование, технику, сырье, различные товары. Все единицы продукции предназначены для продажи клиентам. При заключении договора с покупателем нужно транспортировать продукцию из точки А в точку Б. Обычно это ответственность именно продавца. Также компания может приобретать сырье для производства своей продукции. Его доставка тоже потребует средств. Итак, к транспортным расходам относятся:

  • Траты на доставку покупаемых объектов (продукции, сырья, ОС).
  • Траты на доставку продукции клиентам.
  • Затраты на обслуживание собственного автопарка (к ним относятся траты на аренду авто, бензин, ремонт и диагностику машин).

Транспортные расходы могут быть очень большими. В этом случае они немедленно привлекают к себе внимание управляющего состава компании, налоговых органов. Поэтому бухгалтеру нужно уделять время именно учету трат, связанных с транспортировкой.

ВАЖНО! Обычно затраты на перевозку включаются в стоимость итоговой продукции. Если менеджерский состав принимает решение о снижении стоимости товаров, то имеет смысл оптимизировать транспортные расходы. Выполняется этот процесс на основании информации о тратах, которую можно получить из бухучета. Все данные тщательно анализируются, после чего принимается решение об исключении некоторых источников трат.

К примеру, предприятие содержит собственный автопарк, но машины используются относительно редко. Однако их редкая эксплуатация не исключает сопутствующие траты. Поэтому менеджер принимает решение о расформировании автопарка. Доставка продукции будет осуществляться по договору со сторонней компанией.

Особенности учета транспортировки основных средств

Траты на доставку основных средств учитываются в составе расходов на приобретение и производство продукции. Данное правило зафиксировано в пункте 8 Правил бухгалтерского учёта. Оно касается следующих основных средств (ОС):

  • созданные предприятием;
  • купленные по соответствующему договору;
  • купленные по договорам, которые предполагают оплату не денежными средствами;
  • объекты, приобретенные безвозмездно (к примеру, по договору дарения).

Весь данный перечень будет учитываться в качестве затрат капительного типа. То есть, они повышают первоначальную стоимость единицы товара. Отражать рассматриваемые траты нужно на дебете по счету капитальных вложений. Корреспонденция – счеты по расходам.

Однако перечисленные правила актуальны не для всех случаев.

Траты по перемещению объектов, которые не нуждаются в монтаже, внутри территории компании будут отражаться в издержках производства.

К таким объектам могут относиться транспортные средства, отдельное оборудование, строительные объекты. К передвижным объектам могут относиться экскаваторы, бетономешалки и прочее. Если техника перемещается на строительный объект, ее передвижение связано с монтажными и демонтажными работами, траты учитываются в расходах по эксплуатации техники. Расходы не будут включены в первоначальную стоимость.

Перевыставление ТР покупателю

Перевыставление трат предполагает ситуацию, при которой доставка товара покупателю осуществляется продавцом при помощи посреднической компании. После того, как перевозка была проведена, расходы по транспортировке оплачивает покупатель. Перевыставление ТР предполагает налоговые риски, а потому важно провести процедуру правильно. Покрытие транспортных расходов покупателем можно зафиксировать в договоре, первичных документах.

Примеры проводок

Компания продала продукцию на сумму 900 000 рублей. НДС составил 150 000 рублей. Покупная стоимость продукции составила 700 000 рублей (НДС – 100 000 рублей). Затраты на транспортировку равны 20 000 рублей. Рассмотрим основные проводки:

  • Приобретение продукции продавцом: ДТ19 КТ60, ДТ68 КТ19 100 000 рублей.
  • Приобретение продукции покупателем: ДТ62 КТ90-1 900 000 рублей, ДТ90-3 КТ68 150 000 рублей.
Читать еще:  Оформление результатов инвентаризации в бухгалтерском учете

Данные проводки актуальны при обращении продавца к посредническим компаниям.

Расчет транспортных расходов

Правила определения транспортных трат содержаться в статье 320 НК РФ. Сумма прямых трат, касающихся перевозки, рассчитывается по усредненному проценту за текущее время. При этом нужно учесть остаток на начало периода. Для проведения необходимых расчетов понадобится:

  1. Определить размер прямых трат на остаток непроданной продукции на начало месяца, а также проданных товаров на текущий период.
  2. Определить стоимость приобретенной продукции, которая была продана в текущем периоде. Требуется также учесть стоимость остатка не проданных объектов.
  3. Произвести расчет усредненного процента. Он представляет собой соотношение суммы прямых трат со стоимостью продукции.
  4. Рассчитать сумму трат, которая будет относится к остатку непроданных товаров. Она представляет собой произведение усредненного процента и стоимость остатка объектов на завершение отчетного периода.

ВАЖНО! К прямым тратам, которые принадлежат к остатку непроданной продукции, относятся все товары, на которые предприятие имеет права. К ним относятся объекты, находящиеся в стадии транспортировки до покупателя.

Пример расчетов и проводок

Предприятие имеет такие показатели:

  • Остаток на начало отчетного периода по транспортным расходам: 1000 рублей.
  • Расходы по транспортировке продукции от поставщика: 1 400 рублей.
  • Остаток на начало отчетного периода по товарам: 4 тысячи рублей.
  • Стоимость поставленных товаров: 12 тысяч рублей.
  • Сумма проданной продукции: 14 000 рублей.

Остаток непроданной продукции на завершение отчетного периода составит 2 тысячи рублей (4 тысячи + 12 тысяч – 14 тысяч). В учетной политике компании есть пункт, по которому формирование стоимости единицы товара выполняется без учета трат по его приобретению. В конце отчетного периода бухгалтер производит следующие расчеты:

  • 1000 + 1 400 = 2 400 (сумма остатка ТР).
  • 14 000 + 2 000 = 16 тысяч рублей (сумма товаров).
  • 2 400/16 000 * 100% = 15% (усредненный процент).
  • Размер ТР равен 300 рублям (2 тысячи * 15%).
  • Размер ТР с уменьшением налогооблагаемой базы равен 2 100 (2 400 – 300).

Проводки будут следующими:

  • ДТ 41 КТ 60. Сумма: 12 000 рублей.
  • ДТ 44 КТ 76. Сумма: 1 400 рублей.
  • ДТ 90.7 КТ 44. Сумма: 2 100 рублей.

Транспортный расходы в 1С 8.3

Сдача регламентированной отчетности в соответствии с законодательством РФ.

От простой для отдельных компаний до комплексной автоматизации крупных холдингов.

Расходы на доставку материалов возникают практически на каждом предприятии, поэтому учет ТЗР в 1С – актуальный вопрос для любого бухгалтера.

Предлагаем рассмотреть учет транспортных расходов в 1С:Бухгалтерия:

Учет ТЗР на производственных предприятиях по доставке сырья и материалов;

  • Учет ТЗР в торговых фирмах.
  • Отражение и распределение транспортных расходов, счета учета и статьи затрат

    Согласно методическим указаниям, утвержденным приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г., номер 119н (с изменениями и дополнениями), ТЗР можно учитывать любым из способов, указанным ниже:

    • В составе фактической себестоимости запасов (учет на субсчете счета 10, на котором учитываются материалы);
    • Учитывать на 15-м счете бухгалтерского учета.

    Пошаговая инструкция учета ТЗР материалов для производства

    Для примера возьмем способ учета на доставку из п. 1: создадим в определенном порядке документы для наглядности учета транспортных услуг в составе МПЗ:

    • «Поступление (акты, накладные)», операция «Товары (накладная)»;
    • Регистрация счет-фактуры;
    • «Поступление допрасходов»;
    • Регистрация счет-фактуры (налог по услугам доставки материалов).

    Начнем с закупки материалов для производства готовой продукции. Из раздела «Покупки» открываем «Поступление». В том же окне, в нижней части документа, создаем счет-фактуру.

    Мы закупили сырье для кондитерского производства на сумму 16 500 р. с НДС. Далее, нам нужно отразить расходы доставки материалов.

    Формируем «Поступление допрасходов». В нем допускается указать любого поставщика, в том числе и транспортную компанию. На первой закладке заполняем сумму с НДС. ТЗР распределяются:

    Для нашего варианта мы берем распределение «по сумме».

    Для заполнения таблицы на вкладке «Товары» жмем «Заполнить» и выбираем документ поступления сырья.

    В документе «Поступление допрасходов», который уже проведен, регистрируем счет-фактуру в нижнем поле открытого окна.

    По движению документа отражены проводки на сумму дополнительных расходов с НДС.

    В отчете «Оборотно-сальдовая ведомость по счету» 10.01 бухгалтер видит отражение стоимости МПЗ и доставки на сумму 16 000 р. без НДС.

    Для расшифровки отчета, нажав двойным кликом мыши на сумму, открываем карточку счета.

    Если бы в нашем случае было закуплено несколько разных позиций материалов с разной стоимостью, то сумма ТЗР распределилась бы на стоимость каждого материала пропорционально общей сумме каждой позиции. Существует возможность распределения затрат на несколько документов «Поступление (акты, накладные)».

    Учет ТЗР в торговых организациях

    В организациях, которые занимаются торговлей, значительная часть затрат приходится на расходы за доставку. Если мы говорим о бухучете торговых организаций, согласно п. 13 ПБУ 5/01, организации имеют право учитывать ТЗР в расходах на продажу или в стоимость товаров. В последнем случае расходы оформляются теми же документами, как и по учету с доставкой сырья. То есть «Поступление (акты, накладные)» и «Поступление допрасходов», но в отличие от учета материалов, счет учета товаров 41.01.

    В составе на продажу расходы учитываются на счете 44.01. Суммы ТЗР списываются на счет 90.07.1. Данный метод используется, если допрасходы на продажу требуется выделить отдельно.

    Например, когда поставщик товаров и услуг один, чтобы провести ТЗР применяем учет документов в следующем порядке:

    • «Поступление (Акты, Накладные)» — «Товары, услуги, комиссия»;
    • «Счет-фактура (полученный)»;
    • «Реализация (Акты, Накладные)»;
    • «Счет-фактура (выданный)».

    При создании поступления должна быть выбрана операция «Товары, услуги, комиссия». Заполняем поля, которые нужны для работы. На закладке для заполнения товаров добавляем те, которые требуется закупить.

    На закладке «Услуги» вносим номенклатуру с видом, в котором установлен одноименный флаг.

    Заполняем таблицу документа поступления услуг. Статья затрат создается из поля субконто для выбора в документ. При этом вид расхода в налоговом учете – «Транспортные расходы».

    В субконто выбираем нужную статью затрат и указываем счет затрат 44.01.

    Оформляем счет-фактуру на основании проведенного документа. В открытом окне счет-фактуры мы видим, что отражена сумма с учетом допрасходов.

    Посмотрим движения по документу поступления. В проводках показаны суммы по купленному товару и услуге.

    Ниже отмечены движения по счет-фактуре, в которых отражен НДС от стоимости товаров и ТЗР.

    Чтобы продать товары, выполнить учет выручки и отразить НДС, на основании документа поступления формируем «Реализация (Акты, Накладные)». Укажем количество реализуемых товаров наполовину меньше, чем закупили. Проводим документ.

    Оформляем и проводим счет-фактуру. Обращаем внимание на код вида операции.

    В движениях документа продажи имеются верные проводки.

    В оборотно-сальдовой ведомости по счету 41.01 мы видим движение товаров.

    Для выполнения распределения ТЗР по итогам месяца необходимо выполнить операции по закрытию месяца.

    После проведения операций по закрытию месяца переходим по ссылке «закрытого» 44 счета.

    В окне движения документа есть информация о том, в какой доли произошло списание транспортных расходов текущего месяца с учетом проданных товаров.

    На закладке «Расчет списания косвенных расходов» отражена подробная информация по регистру.

    Остатки дополнительных расходов, которые будут распределены в следующем отчетном периоде, бухгалтер увидит из ОСВ по счету 44.01, сформированной за текущий месяц.

    Мы рассмотрели пример учета расходов на доставку в составе стоимости материалов, товаров и издержек обращения.

    Как корректно рассчитать сумму транспортных расходов, списываемых в отчетном периоде на издержки обращения? Как рассчитать сумму транспортных расходов, приходящуюся на недостачу товара?

    Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

    Консультация предоставлена 10.08.2016 года

    Торговая организация применяет общую систему налогообложения и относит транспортные расходы в бухгалтерском и налоговом учете к прямым расходам. Алгоритм расчета, указанный в учетной политике для целей бухгалтерского учета и налогообложения, соответствует порядку, указанному в ст. 320 НК РФ. В электронной программе, в которой осуществляется распределение транспортных расходов, ведется суммовой учет товаров.

    Остаток нереализованных товаров на складе на начало месяца составляет 1 000 000 руб. Остаток нераспределенных транспортных расходов на начало месяца составляет 100 000 руб. В течение месяца товара приобретено на сумму 2 000 000 руб., оприходовано излишков на сумму 10 000 руб., реализовано товаров на сумму 600 000 руб., списано недостачей на сумму 50 000 руб. (недостача — сверх норм естественной убыли), переведено в материалы на сумму 15 000 руб. Итого остаток товара на конец месяца — на сумму 2 345 000 руб.

    Сумма транспортно-заготовительных расходов за месяц составляет 200 000 руб.

    Как корректно рассчитать сумму транспортных расходов, списываемых в отчетном периоде на издержки обращения? Как рассчитать сумму транспортных расходов, приходящуюся на недостачу товара (данная сумма, согласно разъяснениям контролирующих органов, не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль)?

    По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

    Списание недостачи товаров следует производить только по фактической себестоимости с учетом приходящейся на эту недостачу доли прямых транспортных расходов.

    Учетную стоимость излишков, выявленных в результате инвентаризации и оприходованных по рыночным ценам, рекомендуем учитывать при определении среднего процента для распределения транспортных расходов.

    Читать еще:  Дв в табеле учета рабочего времени

    Обоснование позиции:

    Согласно нормам ст. 320 НК РФ транспортные расходы, которые не включаются в соответствии с положениями учетной политики налогоплательщика для целей налогообложения в стоимость приобретаемых товаров, признаются прямыми расходами и подлежат распределению между реализованными и не реализованными в течение месяца товарами в соответствии с установленным в данной статье порядком.

    Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

    1) определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;

    2) определяются стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;

    3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров;

    4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.

    При этом положения ст. 320 НК РФ прямо не регулируют вопроса учета товаров, использованных для хозяйственных нужд организации и списанных при выявлении недостачи (или оприходованных в качестве излишков) для распределения транспортных расходов. Товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). Поэтому товары, использованные для собственных нужд организации или списанные в результате выявления недостачи, следует рассматривать для целей налогообложения именно в качестве товаров, поскольку изначально они были предназначены для реализации.

    В то же время механизм распределения транспортных расходов между различными направлениями расхода товаров имеется в «Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов», утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н (далее — Методические указания). Согласно Условному расчету распределения отклонений и транспортно-заготовительных расходов (Приложение 3 к Методическим указаниям) сумма транспортно-заготовительных расходов (далее — ТЗР) в отчетном периоде распределяется не только на отпуск материалов в производство и реализацию на сторону, но и на потери от брака, что можно считать аналогом недостачи. Остается установить, одинаков ли метод распределения ТЗР на остатки товаров (материалов) в Методических указаниях и Налоговом кодексе РФ.

    На первый взгляд, формулировки ст. 320 НК РФ не совпадают с методом, изложенным в п. 87 Методических указаний: «Списание отклонений в стоимости материалов или ТЗР по отдельным видам или группам материалов производится пропорционально учетной стоимости материалов, исходя из отношения суммы остатка величины отклонения или ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений или ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости. Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании отклонения или ТЗР на увеличение (удорожание) учетной стоимости, израсходованных материалов». Однако данное расхождение является чисто лингвистическим, арифметически же расчет среднего процента в обоих случаях дает одинаковый результат.

    Согласно Методическим указаниям процент, применяемый для распределения ТЗР, считается следующим образом:

    П = (НОТЗР + ЗТЗР) : (НОт + Зт).

    В соответствии со ст. 320 НК РФ средний процент считается так:

    П = (НОТЗР + ЗТЗР) : (РТ + КОТ).

    Однако остаток нереализованных товаров на конец месяца может быть определен лишь следующим образом:

    КОТ = (НОт + Зт — РТ),

    так что, подставляя это выражение в формулу выше, после сокращения однородных членов получаем то же самое, что и в Методических указаниях:

    П = (НОТЗР + ЗТЗР) : (НОт + Зт),

    где (приведены термины из бухгалтерского и налогового законодательства):

    П — процент (средний процент);

    НОТЗР — начальный остаток ТЗР (прямых транспортных расходов);

    ЗТЗР — транспортные расходы (ТЗР) за отчетный месяц;

    НОт — начальный остаток товаров (материалов);

    Зт — затраты на приобретение товаров (материалов) за месяц;

    РТ — реализация товаров за месяц по стоимости приобретения;

    КОТ — конечный остаток товаров (материалов).

    Приходим к выводу, что общая методика распределения транспортных расходов в Налоговом кодексе РФ и Методических указаниях совпадает, поэтому можно использовать механизм распределения ТЗР из Методических указаний и для распределения транспортных расходов в целях налогообложения, закрепив этот момент в учетной политике для целей налогообложения.

    Исходя из смысла норм ст. 320 НК РФ можно сделать вывод, что на любой приобретенный товар приходится определенная часть транспортных расходов, связанных с его доставкой, которая подлежит учету для целей формирования налогооблагаемой прибыли в периоде признания в составе расходов стоимости приобретенного товара.

    Поэтому, по нашему мнению, для целей распределения транспортных расходов стоимость товаров, использованных для собственных нужд или списанных по причине выявления их недостачи, при приобретении которых организация понесла транспортные расходы, следует учитывать при расчете доли транспортных расходов, приходящихся на остатки нереализованных товаров в порядке, предусмотренном ст. 320 НК РФ.

    При этом возможность признания части транспортных расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, на наш взгляд, зависит от возможности учета в составе расходов стоимости товаров, к которым они относятся. Так, например, транспортные расходы, относящиеся к доставке товаров, потребленных для собственных нужд (переведенных в материалы), могут быть признаны в составе расходов при формировании налогооблагаемой прибыли. В то же время транспортные расходы, относящиеся к товарам, списанным по причине выявления недостачи в случае выявления виновных лиц, не должны учитываться при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций (пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ). В подтверждение приведенной позиции можно привести письмо Минфина России от 10.08.2005 N 03-03-04/1/160.

    В настоящее время не урегулирован вопрос учета при расчете среднего процента излишков товаров, выявленных в результате инвентаризации. С одной стороны, при их приобретении организация не понесла транспортных расходов, поэтому нелогично учитывать стоимость излишков при распределении ТЗР. Однако из разъяснений Минфина России, содержащихся в письме от 10.08.2005 N 03-03-04/1/160, можно сделать вывод о том, что определять долю транспортных расходов, приходящихся на остатки нереализованных товаров, следует по общим остаткам нереализованных товаров, в том числе в отношении тех товаров, при приобретении которых организация не понесла транспортных расходов. Считаем, что данное обстоятельство свидетельствует о возможности учета стоимости товаров, выявленных в результате инвентаризации, при расчете доли транспортных расходов, приходящихся на остатки нереализованных товаров.

    Поскольку рассматриваемый вопрос не урегулирован нормами главы 25 НК РФ, считаем, что налогоплательщик, руководствуясь п. 7 ст. 3 НК РФ, вправе самостоятельно выбрать наиболее соответствующий ст. 320 НК РФ порядок учета товаров, выявленных в результате инвентаризации, при расчете доли транспортных расходов, приходящихся на остатки нереализованных товаров, который следует закрепить в приказе об учетной политике для целей налогообложения. В дальнейшем мы будем исходить из того, что организация учитывает выявленные излишки при расчете среднего процента.

    Используя цифровой пример из вопроса, считаем, что распределение транспортных расходов может быть произведено следующим образом.

    Вначале рассчитывается средний процент:

    (100 000 руб. + 200 000 руб.) : (1 000 000 руб. +2 000 000 руб. + 10 000 руб.) = 9,97%

    Затем в соответствии со ст. 320 НК РФ определяем сумму прямых транспортных расходов, относящуюся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца:

    2 345 000 руб. х 9,97% = 233 796 руб.

    Остаток ТЗР (66 204 руб.) должен быть отнесен на все виды выбывших за месяц товаров. Для распределения этой суммы между разными видами выбытия используем тот же средний процент. Получаем:

    ТЗР на недостачу = (50 000 руб. х 9,97%) = 4985 руб.

    ТЗР на перевод в материалы (собств. нужды) = (15 000 руб. х 9,97%) = 1496 руб.

    ТЗР на реализацию = (66 204 руб. — 4985 руб. — 1496 руб.) = 59 723 руб.

    К сведению:

    Вопрос учета в целях налогообложения транспортных расходов, приходящихся на потери товаров в результате недостачи сверх норм естественной убыли, в настоящее время является спорным, поскольку глава 25 НК РФ не содержит норм, устанавливающих правило, согласно которому транспортные расходы, связанные с приобретением товара, списанного без уменьшения налогооблагаемой прибыли, учитывались бы аналогично стоимости приобретения списываемых товаров. Однако рассмотрение данной проблематики выходит за рамки заданного нам вопроса.

    Во избежание налоговых рисков Вы можете на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    Контроль качества ответа:

    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector