Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учет грантов в нко

Организация получила грант

Целевые средства в виде грантов учреждают российские или иностранные компании и граждане для проведения различных программ, мероприятий, исследований. О том, как учитывать гранты и какие с них платить налоги, – читайте в статье.

Грант – это деньги или другое имущество, которые грантодатели безвозмездно и безвозвратно передают гражданам либо организациям на определенных условиях. Как правило, гранты выделяют на проведение научных исследований по конкретной проблеме, программ в сфере образования, искусства, охраны природы и т. д. Целью финансирования также может быть награждение лауреатов викторин, конкурсов, олимпиад. Победа в них зависит от того, насколько значима для общества или грантодателя программа, предложенная претендентом, или он сам.

Сколько «стоит» грант

В основе «стоимости» гранта лежит смета расходов на проведение данной программы. При ее составлении нужно обосновать потребность в материальных, трудовых, технических ресурсах, программных средствах и т. д. Зачастую к сотрудничеству необходимо привлечь сторонние организации. Например, если у вас нет «образовательной» лицензии, а в программу заложено обучение участников, или когда необходимо перевозить людей к месту проведения занятий, что также невозможно без лицензии.

Так, например, может выглядеть смета расходов по гранту фирмы, которая планирует обучение сотрудников основам законодательства в области внешней торговли (таблица 1).

Таблица 1. Смета расходов по гранту

Налоги

Налог на прибыль. Имущество (в том числе деньги), полученное в рамках целевого финансирования, не учитывают при расчете налога на прибыль. Но только при одновременном выполнении ряда условий (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ):
– грант предоставлен на безвозмездной и безвозвратной основе;
– грантодателем является резидент России, иностранная или международная организация из перечня, утвержденного постановлением Правительства России от 24 декабря 2002 г. № 923;
– грант предоставлен для проведения программ в сфере образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (по направлениям СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды. Сюда же входят программы по защите прав и свобод человека, а также проведение конкретных научных исследований;
– грант использован строго по целевому назначению.

Гранты, не удовлетворяющие хотя бы одному из названных требований, облагают налогом на прибыль.

Компании, получившие грант, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов) в рамках целевого финансирования. Ведь при отсутствии такого учета средства гранта считаются подлежащими налогообложению с даты их получения (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

НДС. Гранты не облагают НДС, если их получение не связано с оплатой товаров (работ, услуг). Поэтому входной налог к вычету не принимают. Его списывают за счет средств целевого финансирования.

ЕСН. Поскольку работы по гранту финансируются за счет целевых средств, они не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Следовательно, можно не начислять ЕСН на зарплату исполнителей целевой программы на основании пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса. Однако это было бы несправедливо по отношению к таким исполнителям. В Минфине России считают, что единый соцналог с их заработка следует начислить (письмо от 8 ноября 2006 г. № 03-05-02-04/172).

Если фирма будет привлекать для выполнения целевой программы людей, работающих по гражданско-правовым договорам, то сможет сэкономить часть ЕСН, уплачиваемую в ФСС.

Налог на доходы физлиц. Организация, которая выдает лауреатам конкурса призы, является налоговым агентом по НДФЛ. Полученный приз, подарок, премию облагают налогом по ставке 13 процентов (письмо ФНС России от 2 марта 2006 г. № 04-1-03/ 115).

Однако если денежное поощрение выдано для поддержки науки, культуры и т. д. организацией, упомянутой в постановлении Правительства РФ от 5 марта 2001 г. № 165, удерживать налог не нужно (п. 6 ст. 217 НК РФ).

По окончании года фирма, выдавшая лауреату грант, должна подать в свою налоговую инспекцию сведения о доходах по форме № 2-НДФЛ. Она утверждена приказом ФНС России от 13 октября 2006 г. № САЭ-3-04/706@.

Бухгалтерский учет

Целевые поступления, в том числе гранты, учитывают на счете 86 «Целевое финансирование». Получение грантов отражают по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Учет использования средств грантов ведут по дебету счета 86 в корреспонденции со счетами: 20 или 26 – при направлении средств на содержание некоммерческой организации; 83 – при использовании целевых средств на инвестиции; 98 – при использовании коммерческой фирмой бюджетных средств на финансирование расходов и т. п. Порядок списания целевых средств у коммерческой и у некоммерческой организации различается.

В коммерческой организации. После покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию бухгалтер коммерческой организации должен сделать проводку:
Дебет 86 Кредит 98
– сумма средств целевого финансирования учтена в составе доходов будущих периодов.

По мере начисления амортизации на эти основные средства или нематериальные активы делают записи:
Дебет 20 (25, 26. ) Кредит 02 (05)
– начислена амортизация основных средств (нематериальных активов);
Дебет 98 Кредит 91-1
– средства целевого финансирования включены в состав прочих доходов организации.

После отпуска материально-производственных запасов в производство или использования для нужд организации сделайте проводку:
Дебет 98 Кредит 91-1
– средства целевого финансирования, отраженные в доходах будущих периодов, включены в состав прочих доходов организации.

Аналогичные записи сделайте при начислении заработной платы, единого социального налога и других расходов, покрываемых за счет целевых средств.

В некоммерческой организации. После покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию средства целевого финансирования списывают так:
Дебет 86 Кредит 83
– средства целевого финансирования, израсходованные на покупку внеоборотных активов, учтены в составе добавочного капитала.

Если средства получены для финансирования текущих расходов, бухгалтер должен отразить их использование так:
Дебет 86 Кредит 20 (26)
– списаны средства целевого финансирования, израсходованные для осуществления текущей деятельности.

Аналитику по счету 86 «Целевое финансирование» формируют по направлению средств и источникам их поступления.

Покажем на примере, как учитывать поступление и расходование гранта на осуществление конкретной программы.

Пример
Завод выиграл грант в сумме 948 400 руб. на ремонт очистных сооружений. За счет этих средств будут профинансированы такие расходы как:
– зарплата ремонтных рабочих (включая ЕСН и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) в сумме 500 000 руб.;
– ремонтные материалы стоимостью 448 400 руб. (в т.ч. НДС – 68 400 руб.).
Бухгалтер завода сделал в учете записи:
Дебет 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» Кредит 86
– 948 400 руб. – отражен грант в составе целевых поступлений;
Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию»
– 948 400 руб. – получен грант;
Дебет 60 Кредит 51
– 448 400 руб. – оплачены материалы для ремонта очистных сооружений;
Дебет 10 Кредит 60
– 380 000 руб. – куплены материалы для ремонта очистных сооружений;
Дебет 19 Кредит 60
– 68 400 руб. – учтен НДС по материалам;
Дебет 20 Кредит 10
– 380 000 руб. – переданы материалы для проведения ремонта;
Дебет 20 Кредит 70, 68, 69
– 500 000 руб. – начислена зарплата с ЕСН и взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний ремонтным рабочим;
Дебет 86 Кредит 98
– 880 000 руб. (500 000 + 380 000) – стоимость ремонта очистных сооружений отражена в составе доходов будущих периодов;
Дебет 86 Кредит 19
– 68 400 руб. – списан НДС по материалам за счет гранта;
Дебет 98 Кредит 91-1
– 880 000 руб. – стоимость ремонта включена в состав прочих доходов;

Отчетность по гранту

Прежде всего, за полученный грант надо отчитаться перед грантодателем. Он вправе требовать промежуточных отчетов о выполнении сметы. Если стороны специально это не оговаривали, то отчетность составляют в произвольной форме. Это могут быть, например, распечатки бухгалтерских регистров по 86 счету.

Сам по себе отчет мало чего стоит без подтверждающих документов. Для обоснования получения и оплаты услуг сторонних организаций приложите к отчету копии договоров с соисполнителями, актов выполненных работ, счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую оплату этих работ.

О получении и расходовании средств необходимо поставить в известность и налоговые органы. Для этого заполняют лист 07 декларации по налогу на прибыль организаций (см. таблицу 2).

Таблица 2. Заполнение листа 07 декларации по налогу на прибыль

Некоммерческие
организации и налоги

Особенности налогообложения НКО

Обязательные платежи, с которыми сталкиваются НКО:

  • налог на прибыль организаций либо налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН);
  • страховые взносы;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • налог на имущество организаций;
  • налог на добавленную стоимость (НДС).

О каждом из них поговорим подробнее.

Налоговые режимы

Существует несколько налоговых режимов, но для некоммерческих организаций актуальны два из них:

  • общий режим налогообложения (ОСН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН).

Налоговые режимы имеют свои особенности, раскрываемые в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс). Разберем основные отличия.

Общий режим налогообложения

Общий режим налогообложения действует в отношении организации по умолчанию, если она по собственной инициативе не перешла на другой налоговый режим. Основным налогом для некоммерческой организации на ОСН будет налог на прибыль организаций, стандартная ставка которого равна 20% от прибыли (то есть доходов, уменьшенных на величину произведенных для их получения расходов). Также на ОСН организация является плательщиком НДС (кроме случаев, когда у организации есть освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика – его легко получить, если НКО вообще не оказывает платных услуг и ничего не продает, либо такие доходы за 3 месяца не превышают 2 млн рублей).

Упрощенная система налогообложения

В отличие от ОСН применение упрощенной системы налогообложения освобождает организацию от уплаты налога на прибыль организаций и НДС (за некоторыми исключениями, которые в деятельности НКО встречаются крайне редко), соответственно, и от отчетности по этим налогам. Вместо этого организация выбирает один из двух вариантов уплаты налога в связи с применением УСН:

  • 6% с доходов;
  • 15% с доходов, уменьшенных на величину расходов.

При этом под доходами (как в налоге на прибыль организаций, так и при УСН) понимаются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, а целевое финансирование и целевые поступления (например, пожертвования) доходами не считаются.

Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены пониженные налоговые ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Кроме того, для НКО на УСН есть дополнительные преференции, например, возможность использовать пониженные тарифы страховых взносов.

Таким образом, преимущества УСН для НКО очевидны: меньше отчетности, нет НДС, есть возможность пользоваться дополнительными послаблениями. Даже если НКО оказывает платные услуги или занимается продажами, она все равно будет платить облегченный налог вместо налога на прибыль организаций.

Читать еще:  Учет многолетних насаждений

Большинство НКО соответствуют условиям, позволяющим применять УСН. Этих условий много ( статья 346.12 Налогового кодекса ), но основных из них три:

  • средняя численность работников организации не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость основных средств, которые есть на балансе организации (деньги на счетах и ценные бумаги сюда не относятся), не превышает 150 млн рублей;
  • доходы за год (не считая целевого финансирования и целевых поступлений) не превышают 150 млн рублей.

Как перейти на УСН?

Вариант 1
Со дня регистрации, точнее, со дня постановки на учет в налоговом органе. Обычно эта дата совпадает с датой внесения записи в ЕГРЮЛ. Когда организация зарегистрирована, у нее есть 30 календарных дней с даты, указанной в свидетельстве о постановке на учет, для того чтобы подать в налоговый орган уведомление о переходе на УСН. В таком случае организация считается применяющей УСН с первого дня своего существования.

Вариант 2
С 1 января следующего года. Для этого достаточно подать уведомление о переходе на УСН до конца текущего года (до 31 декабря).

В любом случае в уведомлении о переходе на УСН нужно будет указать выбранный объект налогообложения:

Если организация планирует оказывать платные услуги практически с нулевой прибылью, то предпочтительнее второй вариант. Если же она собирается продавать разное имущество или поделки на благотворительных мероприятиях или вообще не предполагает вести предпринимательскую деятельность, то лучше первый вариант.

Налогообложение поступлений

Существует перечень поступлений, которые не учитываются как доходы НКО для целей налогообложения. То есть с таких поступлений не нужно платить ни налог на прибыль организаций на общем режиме налогообложения, ни налог в случае применения упрощенной системы налогообложения. Условия для обоих налоговых режимов (ОСН и УСН) одинаковые: перечень необлагаемых поступлений приведен в статье 251 Налогового кодекса. Перечислим основные из них:

  • гранты. Гранты Президента Российской Федерации, предоставляемые Фондом президентских грантов, налогом не облагаются. По другим грантам необходимо проверять соблюдение условий, изложенных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса: значение имеют источник (кто выделяет грант) и сфера реализации грантовой программы;
  • пожертвования ( статья 582 Гражданского кодекса Российской Федерации );
  • взносы (деньги и иное имущество), которые вносятся учредителями, участниками, членами организации и предусмотрены ее уставом;
  • безвозмездно полученные работы и услуги при наличии договоров о безвозмездном выполнении работ, оказании услуг;
  • имущество и права, переходящие по завещанию в порядке наследования;
  • имущество и права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности ;
  • субсидии , предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов на осуществление уставной деятельности;
  • права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом .

Почти всё, что обычно собирают НКО, – частные пожертвования, членские взносы (для членских НКО), бесплатные услуги от бизнеса и волонтеров, – может не облагаться налогом при соблюдении минимальных требований к оформлению документов. По сути, НКО могут жить и чаще всего живут вообще без уплаты налогов с доходов, если ничего не продают, не оказывают платных услуг и не получают процентов по депозитам. Но есть важный нюанс: НКО должны раз в год отчитываться по всем своим необлагаемым налогом поступлениям. Для этих целей существует специальный отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Налог на имущество организаций

С 1 января 2019 года налогом на имущество организаций облагается только недвижимое имущество , кроме земельных участков и объектов культурного наследия федерального значения. Соответственно, если у некоммерческой организации нет зданий и помещений и она применяет упрощенную систему налогообложения, то даже отчитываться по данному налогу не нужно.

Страховые взносы

Именно со страховыми взносами НКО сталкиваются чаще всего. Они платятся как работникам по трудовым договорам, так и внешним специалистам, привлекаемым по гражданско-правовым договорам для выполнения отдельных работ или услуг.

Можно выделить 4 вида страховых взносов:

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (22%)

Обычно говорят о тарифе 22% от размера вознаграждения физическому лицу. На самом деле этот расчет немного сложнее: 22% берутся от суммы, не превышающей за год установленной предельной величины. В 2020 году она составляет 1 292 000 рублей. С суммы, превышающей эту предельную величину, нужно платить только 10%. Большинству НКО можно смело рассчитывать отчисления на обязательное пенсионное страхование, исходя из 22%.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (5,1%)

Самые простые для расчета страховые взносы – 5,1% от всей суммы выплат.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (2,9%)

2,9% – это стандартный тариф, который нужно брать за основу при планировании бюджета организации или проекта. При этом страховые взносы платятся до момента, пока выплаты конкретному работнику нарастающим итогом за год не достигнут предельной величины. В 2020 г. она составляет 912 000 рублей.

Взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (0,2%)

0,2% – это тариф по наиболее распространенному I (минимальному) классу профессионального риска.

Все эти взносы организация платит «сверх» зарплаты. Давайте посмотрим на примере, как они рассчитываются.

Допустим, заработная плата работника по трудовому договору составляет 30 000 рублей в месяц. Человек не болел, отработал все рабочие дни месяца. Ему причитается вся сумма. Из нее мы удержим и перечислим в бюджет НДФЛ – 3 900 рублей (13%), в итоге человек получит 26 100 рублей. Также организация должна будет заплатить:

  • 22% от 30 000 рублей (6 600 рублей) на обязательное пенсионное страхование;
  • 5,1% (1530 рублей) на обязательное медицинское страхование;
  • 2,9% (870 рублей) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • 0,2% (60 рублей) на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Итого получается, что мы платим 30,2% от зарплаты в качестве страховых взносов. От суммы в 30 000 рублей это будет 9 060 рублей. По сути, работник, получающий зарплату в 30 000 рублей в месяц, обходится организации в 39 060 рублей. При этом сам работник на руки получает 26 100 рублей, если только не пользуется налоговыми вычетами.

Страховые взносы с выплат работникам, состоящим в штате организации (с кем заключены трудовые договоры), и людям, работающим по договорам гражданско-правового характера, немного отличаются:

Особенности бухгалтерского и налогового учета в некоммерческой организации

Некоммерческими считаются организации, которые не имеют цели получить прибыль от своей деятельности. Их работа имеет общественную направленность. Они создаются для выполнения каких-либо культурных, религиозных, научных и других задач. Рассмотрим в статье, как осуществляется бухгалтерский и налоговый учет в некоммерческой организации.

Деятельность подобных объединений регулируется планом счетов некоторыми ПБУ, а также следующими нормативными документами:

  1. Законом о бухучете № 402-ФЗ;
  2. Гражданским кодексом (ГК РФ);
  3. Законом «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996;
  4. Законом «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19.05.1995.

Особенности учета в некоммерческих организациях

Некоммерческие организации (НКО) ведут бухучет и составляют отчетность согласно законодательству РФ. Для его ведения руководство обязано ввести должность бухгалтера либо составить соглашение на соответствующие услуги с иной фирмой.

В отличие от коммерческих компаний НКО, занимающаяся предпринимательством, не имеет права распределять полученный за период доход между участниками. Прибыль должна направляться исключительно на выполнение уставных целей объединения. В учете имеет место запись:

Дт 90 Кт 99 — отражена полученная по итогам отчетного периода прибыль.

В конце года сч. 99 закрывают:

Дт 99 Кт 84 — учтена чистая прибыль за год;

Дт 84 Кт 86 — финансирование уставной работы.

Если коммерческая деятельность НКО привела к убыткам, делают записи:

Дт 99 Кт 90 — учтен убыток за период (месяц);

Дт 84 Кт 99 — отражен годовой убыток.

Убыток покрывается за счет определенных источников. Например, из резервного фонда, за счет прошлогодней прибыли, дополнительных вложений участников и т. д.

Имеют место записи:

Дт 76 Кт 84 — убыток погашен за счет членских взносов;

Дт 86 Кт 84 — за счет прибыли прошлого года;

Дт 82 Кт 84 — из резервного фонда.

Пример №1. Списание итогов от предпринимательства

НКО «Барьер» занимается оказанием услуг за плату. За 2016 год доход составил 614 тыс. р., расходы — 389 тыс. р.

В течение года делаются проводки:

Дт 62 Кт 90 614 000 — учтена выручка от предпринимательства;

Дт 90 Кт 20 389 000 — списана стоимость услуг;

Дт 90 Кт 99 225 000 — учтен итог работы объединения.

По итогам года бухгалтер запишет:

Дт 99 Кт 84 225 000 — списана прибыль;

Дт 84 Кт 86 225 000 — годовая прибыль добавлена в целевые суммы.

Учесть имущество как основные фонды НКО может при выполнении необходимых условий:

  • Применение в работе, установленной Уставом, для нужд управления либо предпринимательства;
  • Применение в течение превышающего один год срока;
  • Не предусматривается дарение, передача в собственность иным лицам.

Оценивается объект по рыночной стоимости в момент постановки на учет. Стоимость основных фондов отражают записью: Дт 08 Кт 86.

По основным фондам НКО начисляют износ вместо амортизации, как коммерческие компании. Полученные данные применяют при расчете имущественного налога со средней за год стоимости основных фондов (ст. 375 НК РФ).

Сумму износа показывают на забалансовом счете, а основные фонды — в балансе по их первоначальной стоимости. Иначе актив не будет равен пассиву. Особенностью бухучета основных фондов, поступивших за счет целевых средств, является применения сч. 83. В балансе остатки по нему отражают по строке «Фонд недвижимого и движимого имущества».

Упрощенное налогообложение в некоммерческих организациях

НКО вправе применять упрощенное налогообложение. Выбрать УСН они могут при создании, подав соответствующее заявление в налоговую либо перейти на режим в процессе хозяйствования. Ограничения на применение УСН представлены в таблице.

Находящиеся на УСН организации за год сдают в инспекцию единую упрощенную декларацию. Они освобождены от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС. НКО на упрощенке рассчитывают единый налог. При налогообложении «по доходам» он равен 6% от всех поступивших доходных средств. При объекте «доходы минус расходы» — 15% от разницы, а при ее отсутствии 1%. (см. → налогообложение НКО, ставки в 2020)

Использованные на уставные цели поступления единым налогом не облагаются. Это касается грантов, членских взносов, пожертвований, субсидий на целевые нужды. НКО на упрощенке обязаны учитывать доходы и затраты имеющихся целевых сумм раздельно.

При данной системе руководитель вправе исполнять обязанности главного бухгалтера и не прибегать к услугам иных организаций для ведения бухгалтерии. Переход на УСН выгоден для НКО, занимающихся продажей товаров, работами за плату и имеющим облагаемое налогом имущество на балансе.

Читать еще:  Учет налога на прибыль

Целевые доходы и их оформление

Основной составляющей учета в НКО является приход и расход целевых сумм. Их поступление отражается на сч. 86 «Целевые финансирование». Читайте также статью: → “Счет 86: целевое финансирование. Пример, проводки». Учет разбивают по видам средств и источникам их поступления. По Кт 86 указывают приход средств от источников финансирования в сочетании со сч.76, 50, 51, 52. По Дт 86 — расходование денег. К сч. 86 открывают субсчета по видам источников средств, финансируемым программам и т. д.

Участники объединения могут вносить деньги как в кассу, так и на счета. Порядок поступления, размер и сроки внесения взносов должен прописываться в Уставе.

  • Поступления для нужд, заявленных в Уставе и на обслуживание объединения;
  • Гранты на научные, спортивные мероприятия, кроме профессионального;
  • Взносы участников;
  • Безвозмездные доходы от работ, услуг по договорам;
  • Права на имущество, перешедшие по наследству;
  • Имущественные права на занятие благотворительностью;
  • Полученные в дар средства подразделений на уставную работу;
  • Выделенные подразделениям суммы. Расходуются целевые суммы по заранее составленной смете.

Отчетность некоммерческих организаций

Состав отчетных форм отличается в зависимости от видов деятельности НКО. Различия приведены в таблице.

приложение к балансу (ф. 5);

целевое использование средств (ф. 6);

Помимо бухгалтерской, НКО сдают налоговые декларации по следующим:

Налог на имущество рассчитывают по его стоимости по кадастру (ст. 346.11 НК РФ). НКО представляют данные о средней численности персонала и справки 2-НДФЛ. В фонд соцстраха НКО сдают ежеквартально форму 4-ФСС, в пенсионный — расчет РСВ-1. Читайте также статью: → “Расчет по форме РСВ-1 (отчетность за работников в ПФР)». В статистическое управление представляют форму 1-НКО. Она содержит данные о работе организации. Краткая форма № 11 представляется ежегодно и включает данные о наличии и перемещении основных фондов.

В Министерство юстиции сдаются три формы:

  • ОН0001 — данные о руководстве и характере деятельности НКО;
  • ОН0002 — расходование целевых средств и использование активов;
  • ОН0003 — заполняется на сайте Минюста.

Данные формы сдают только те организации, годовые поступления денег в которых превышают 3 млн. рублей, есть поступления от зарубежных лиц и компаний либо при наличии иностранцев среди участников НКО.

Учет денежных средств на счетах

Для учета, хранения, использования наличности НКО должны использовать кассовый аппарат. Лимит остатка по кассе устанавливается в обязательном порядке и предварительно согласовывается с кредитным учреждением, осуществляющим обслуживание субъекта.

Кассовые операции ведутся с применением ККМ в том случае, если организация занимается торговлей или оказывает услуги. Для приема взносов, пожертвований, прочих поступлений от физических лиц кассовая техника не нужен. Операции по кассе оформляют с помощью унифицированных форм документов.

Участники НКО вносят деньги в кассу или на счет организации. Данный порядок должен определяться руководителем либо Уставом объединения.

Поступление взносов от участников объединения оформляют так: Дт 50 (51, 52, 55), Кт 86 — отражено поступление средств целевых денег в кассу (на счет). Инвентаризация кассы проводится согласно законодательству РФ. Читайте также статью: → “Инвентаризация кассы на предприятии 2020».

Пример №2. Инвентаризация кассы в НКО: проводки

В НКО при инвентаризации кассы был выявлен излишек. Бухгалтер отнес его на увеличение доходов и сделал проводки:

Дт 50 Кт 91. 1— обнаружен излишек;

Дт 91.1 Кт 91.9 — учтена прибыль за период отчета;

Дт 91.9 Кт 99 — учтен финансовый результат;

Дт 99 Кт 68 — начислен налог на прибыль;

ДТ 99 Кт 86 — прибыль от излишка добавлена в целевые суммы.

Учет нематериальных активов

Нематериальные активы (НМА) учитываются в НКО на основании ПБУ 14/2007. При принятии их к учету устанавливают срок планируемого использования для решения уставных задач организации. Этот срок ежегодно подлежит проверке и уточнению. При наличии корректировок их отражают в учете и отчетных формах на начало года как изменения оценки.

Амортизация на НМА в НКО не начисляется, даже при использовании их в коммерческой деятельности (п. 24 ПБУ 14/2007). Если НМА приобретены за счет дохода от предпринимательства, то начисление амортизации допускается.

Например, при создании собственной компьютерной программы проводки будут следующими:

Дт 08.5 КТ 10, 70, 69 — учтены затраты на создание продукта;

Дт 04 Кт 08.5 — программа поставлена на учет как НМА;

Дт 86 Кт 83 — использованы целевые суммы для создания НМА.

Проводки и расшифровка операций

Счет 86 используется в следующих основных хозяйственных операциях.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1. В каких случаях НКО должна платить НДС?

Если НКО занимается коммерцией с операциями, облагаемыми НДС. Например, продает товары, облагаемые этим налогом. При этом налог платится независимо от целей использования дохода от продажи.

Вопрос №2. Вправе ли НКО принять НДС к вычету по продукции, купленной для коммерческой деятельности?

Да. Но, если НКО имеет операции как облагаемые, так и необлагаемые, то для принятия налога к вычету она должна вести их раздельный учет (ст. 149, 170 НК РФ). Если данное требование не соблюдается, то принятие налога к вычету может вылиться в налоговые санкции за занижение налога.

Вопрос №3. НКО перечислила средства вдовам военных. Должна ли она удержать НДФЛ с этих сумм?

Если лица, которым оказана помощь, не состоят в штате компании, то НДФЛ необходимо удержать (п. 3 ст. 217 НК РФ). Если сделать это невозможно, например, выданы товары в качестве помощи, необходимо в течение месяца известить об этом налоговую.

Вопрос №4. Облагается ли налогом на прибыль реализация ранее принятых в дар ценностей?

Да. Полученные в дар от иных лиц (организаций) ценности на целевые мероприятия не облагаются налогом на прибыль. При их продаже образуется доход, а стоимость проданного имущества в расходы на уменьшение налоговой базы включать нельзя (ст. 247 НК РФ).

Вопрос №5. Какова предельная величина расчетов наличными между организациями?

В рамках одного договора лимит расчетов наличными равен 100 тыс. рублей. На расчеты с физическими лицами данный предел не распространяется.

Итак, бухучет в некоммерческих объединениях имеет свои особенности. Он должен вестись раздельно по целевой и коммерческой деятельности. Это поможет грамотно исчислить налоги и избежать проблем с налоговой.

Организация учета целевых средств в некоммерческих организациях

Автор: М.В. Батурина, генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «Фидес», Санкт-Петербург
Источник: Финансовые и Бухгалтерские консультации
Опубликовано: 6 марта 2007

В бухгалтерском учете некоммерческой организации (НКО) основное место занимает учет средств целевого финансирования. Термин «целевое финансирование» встречается и в бухгалтерском учете, в частности, для наименования счета 86, и в налоговом праве. В гражданском законодательстве такого понятия нет, однако при составлении различного рода договоров необходимо руководствоваться только нормами гражданского права.

Наиболее близкими понятиями гражданского права для деятельности НКО являются договоры дарения (ст. 572 ГК РФ) и пожертвования (ст. 582 ГК РФ). Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования делаются гражданам, лечебным и воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям.

Пожертвования предопределяют наличие обязанностей у благополучателя. Так, жертвователь имеет право выдвинуть условие использовать переданное им имущество по определенному назначению. Нарушение этой обязанности благополучате-лем может повлечь за собой отмену пожертвования. Если же такое условие отсутствует, то пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное условие, должно вести обособленный учет всех операций по применению пожертвованного имущества. Изменить установленные условия мож –

но только с согласия жертвователя. Если же жертвователь – юридическое лицо ликвидировано, изменить назначение использования имущества можно лишь по решению суда.

Налоговый учет

В деятельности НКО встречаются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены в качестве безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Законом № 95-ФЗ , а также имущества, поступившего налогоплательщику в рамках целевого финансирования. Организации обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования относятся и полученные гранты. Грантами признаются денежные средства или иное имущество, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

  • гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на реализацию конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований;
  • гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным отчетом о целевом использовании гранта.

Не признается налогооблагаемым доходом имущество, безвозмездно полученное негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности, а также имущество, включая денежные средства, и имущественные права, которые получены религиозной организацией в связи с совершением обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения.

При определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением подакцизных товаров): из бюджета бюджетополучателям и на содержание НКО, на ведение ими уставной деятельности; переданные безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные получателями по назначению. Налогоплательщики – получатели целевых поступлений обязаны вести отдельный учет полученных (произведенных) доходов (расходов).

Целевыми доходами и расходами могут быть признаны поступившие средства, только если они полностью соответствуют требованиям лица, осуществившего финансирование. Для контроля за целевым использованием средств необходимо обеспечить тождественность показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета, а также данных первичных документов. Наиболее часто встречающаяся схема оформления документов, отражающих поступление и расходование средств, заключается в разработке системы маркировки в соответствии с источниками целевого финансирования.

Основой организации бухгалтерского учета и документирования должно служить соответствие субсчетов (или субконто) счета 86 «Целевое финансирование» конкретным источникам целевого финансирования, которым в дополнение присваивается код, идентичный номеру целевого проекта, договора на получение целевого финансирования или аббревиатуре финансирующей организации. В бухгалтерскую (финансовую) отчетность организации попадают суммированные данные по всем субсчетам целевого финансирования, его доходной и расходной частей. В регистрах бухгалтерского учета должна быть представлена развернутая картина по каждому источнику финансирования.

Для подтверждения данных бухгалтерских регистров на оправдательных документах следует проставлять маркировку с целью идентификации полученных доходов и понесенных расходов с определенным источником финансирования. В маркировке помимо знаков, указывающих на конкретный источник финансирования или проект, могут присутствовать уточняющие знаки или цифры, позволяющие напрямую сопоставить произведенные расходы с определенными статьями бюджета или сметы. При отсутствии подобной системы идентификации первичных документов с источниками целевого финансирования проверяющие органы скорее всего не смогут сделать выводы о целевом использовании средств и ведении раздельного учета. Следствием будет отнесение целевых доходов к внереализационным и последующее их налогообложение.

Читать еще:  Раздельный учет ндс это

Невозможно рассматривать какую-либо финансово-хозяйственную операцию, изъяв ее из общего контекста деятельности организации. Поэтому надо сопоставлять все виды информации, которая можетиметь отношение к учету целевых средств. Если обратиться к правилам налогового учета и составления декларации по налогу на прибыль организаций , можно увидеть, что для отражения поступивших целевых средств, в том числе и выраженных в иностранной валюте, НКО заполняют лист 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования». МНС России в рекомендациях «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» предложило некоммерческим организациям формы Регистров учета целевых средств в виде:

  • Регистра учета поступлений целевых средств;
  • Регистра учета расходования целевых средств;
  • Регистра учета целевых средств, использованных не по целевому назначению.

Итоги по указанным Регистрам переносятся в лист 07 декларации по налогу на прибыль.

Перечень имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования, разработанный на основе положений ст. 251 НК РФ, приведен в Приложении № 2 к Порядку заполнения декларации по налогу на прибыль организаций .

Бухгалтерский учет

Учет целевых доходов и расходов можно отнести к сложным и спорным моментам в учете НКО. В настоящее время для обобщения информации по целевым доходам и расходам используют счет 86. Для отражения целевых расходов организации по своему выбору, зафиксированному в учетной политике, могут применять либо непосредственно счет 86, либо 20 «Основное производство», либо 26 «Общехозяйственные расходы». Счет 20 для этих целей напрямую рекомендован Минфином России (см.Утверждена приказом Минфина России от 7 февраля 2006 г. № 24н.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

Неудобства в применении счетов 20 и 26 автор видит в следующем. При использовании счета 20 традиционно учет должен вестись по экономическим элементам, что в деятельности НКО никакой практической пользы не имеет, а механизм учета весьма утяжеляет. Некоторые специалисты протестуют против применения этого счета именно из-за его названия, так как никакого производства у организации в части ее некоммерческой деятельности нет. Счет 26 также не полностью соответствует по названию учитываемым величинам, так как кроме общехозяйственных у НКО имеются и иные виды расходов. Кроме того, по правилам бухгалтерского учета этот счет ежемесячно должен закрываться, что не всегда оправданно в ходе хозяйственной деятельности НКО.

Таким образом, для учета целевых средств счет 86 является основным. Несмотря на это, отсутствует единая методика учета целевых доходов и расходов. Задача несколько упрощается, когда у организации один источник финансирования и она выполняет единственную целевую программу. На практике такое происходит крайне редко. Как правило, НКО имеет несколько источников финансирования и выполняет несколько целевых проектов или программ.

Поскольку в основе деятельности некоммерческой организации лежит смета, то, по мнению автора, и методику учета целевых средств нужно строить, применяя аналогичные подходы. Одним из принципов бухгалтерского учета НКО является единство и сопоставимость данных бухгалтерской, налоговой и финансовой (предоставляемой донорским организациям) отчетности. Исходя из этого можно рекомендовать строить систему учета, отражая на субсчетах счета 86 источники финансирования. Собранная на субсчетах бухгалтерская информация является основой для составления отчета перед конкретной финансирующей организацией или физическим лицом. Поскольку в организациях выполняются несколько проектов и программ, то второй уровень субсчетов можно рекомендовать для отражения доходов и расходов по целевым проектам и программам. Следующий уровень детализации может соответствовать конкретным статьям бюджета для каждой целевой программы. В итоге детализация счета 86 будет выглядеть следующим образом:

  • первый уровень субсчета (субконто) – источники финансирования, отраженные на субсчетах первого уровня счета целевого финансирования (A, B Z);
  • второй уровень субсчета (субконто) – номера целевых проектов и программ, отраженные на субсчетах второго уровня (I, II и т.д.);
  • третий уровень субсчета (субконто) – номера бюджетных статей конкретных целевых проектов, в частности:
  1. заработная плата и социальные отчисления,
  2. аренда помещения для проведения целевого мероприятия,
  3. транспортные расходы,
  4. покупка оборудования по целевому проекту,
  5. ремонт оборудования целевого проекта,
  6. административные расходы.

К примеру, бухгалтерские записи при получении целевого финансирования из источника А будут выглядеть таким образом: Д 50, 51, 52 – К 86-А.

Расходы при начислении заработной платы работникам, принимавшим участие в целевом проекте I за счет источника А, можно отразить так: Д 86-A-I-1 –

Пример. Общественная организация, основанная на членстве, реализует два целевых проекта. Она финансируется из трех различных источников: зарубежного благотворительного фонда (A), российской коммерческой фирмы (B) и членских взносов. Источники финансирования по проектам отражаются на субсчетах счета 86 соответственно: источник финансирования A – на субсчете 86-1, источник финансирования B – на субсчете 86-2, членские взносы – на субсчете 86-3.

Номера целевых проектов, которые отражаются на субсчетах второго уровня, – I, II, номера бюджетных статей целевых проектов – 1, 2 и т.д.

Зарубежный благотворительный фонд финансирует оба проекта. Первый проект дополнительно финансируется российской коммерческой фирмой. На покрытие расходов по второму проекту дополнительно используются средства, собранные в виде целевых взносов.

Первый проект имеет целью оборудование детского уголка в городской больнице и включает статьи расходов, перечисленные в табл. 1. Второй проект направлен на оказание санитарно-гигиенической помощи детям из неблагополучных семей и включает в себя статьи расходов, указанные в табл. 2.

Учет субсидии в налоговом учете НКО

Добрый день! Разъясните пожалуйста.АНО УСН Д-Р
Вот АНО получает субсидию на возмещение текущих трат.

Организации на «упрощенке » при определении налоговой базы не учитывают доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ). В частности, сюда входит целевое финансирование, к которому относятся субсидии бюджетным и автономным учреждениям, гранты и другое (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Также не учитываются целевые поступления (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Это средства на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

Далее. Для целей налогообложения субсидии учитываются в особом порядке :отражаются в составе доходов пропорционально фактическим расходам, но не более двух налоговых периодов с даты предоставления.

Т.е. если я правильно понял,при расчете единого налога в конце года, если мы полностью учли всю сумму субсидии и тут же ее списали на текущие расходы (расходы в виде оплаты товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств направленных на уставную деятельность) то получается что Д-Р =0.Т.е. все расходы на которые мы уменьшили субсидию не учитываются при расчете единого налога по УСН ?

И как эти траты отразятся на себестоимости ?

Добрый день!
Вам отвечает эксперт Справочно-правового сервиса Норматив https://normativ.kontur.ru/
Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели таких поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
В частности, к данным поступлениям относятся средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций (п.п. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ).
Таким образом, поскольку субсидии предоставлены некоммерческой организации безвозмездно на осуществление уставной деятельности, а не в оплату выполненных такой организацией работ, оказанных услуг, при ведении раздельного учета указанные средства не учитываются при определении налоговой базы (Письма Минфина России от 09.11.2012 № 03-03-06/1/106, от 11.03.2013 № 03-11-06/2/7127).

Исходя из сказанного, при поступлении субсидии на осуществление уставной деятельности в случае, если вы осуществляете еще и какую-то коммерческую деятельность, то полученную субсидию вы не должны отражать в доходах для целей УСН, а обеспечить раздельный учет доходов и расходов, произведенных за счет субсидии.
Доходы и расходы, полученные и понесенные от предпринимательской деятельности должны учитываться отдельно.
Например, если за счет полученной субсидии вы приобрели компьютер, который необходим вам для осуществления уставной деятельности, допустим, образовательную.
Данная субсидия не включается в доходы по УСН. В то время как приобретенный за счет субсидии компьютер впоследствии будет принят к бухгалтерскому учету в качестве объекта основного средства. Погашения задолженности перед продавцом компьютера организации отражает в учете как использование целевого финансирования по счету 86 «Целевое финансирование». Далее объект основных средств (компьютер) амортизируется, но амортизация по нему не уменьшает единый налог по УСН, которой рассчитывается от результатов предпринимательской деятельности.
Ниже я приведу типовые проводки по отражению поступившей субсидии и ее использование на приобретение компьютера.
Дт 76 Кт 86 — отражено выделение субсидии
Дт 51 Кт 76 — получены денежные средства из бюджета на приобретение компьютера
Дт 08 Кт 60 — стоимость компьютера отражена в составе внеоборотных средств
Дт 19 Кт 60 — отражен НДС по приобретенному компьютеру
Дт 08 Кт 19 — уплаченный НДС включен в стоимость компьютера
Дт 60 Кт 51 — перечислены средства продавцу компьютера
Дт 86 Кт 83 — отражено использование средств целевого финансирования
Дт 01 Кт 08 — компьютер введен в эксплуатацию
Дт 010 — начислен износ по компьютеру, приобретенному за счет средств целевого финансирования.

Спасибо большое за профессиональный ответ.

Это при условии что субсидия расходуется на приобретение основных средств.А если субсидия предоставляется на возмещение трат,в частности на дошкольное образование: Расходы на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов: на оплату труда педагогических работников,Расходы на учебно-наглядные пособия,Технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы? Ну допустим мы покупаем игрушки или компенсируем питание воспитанникам учреждения. Как быть тогда?
И правильно ли я Вас понял что вся стоимость затрат которые идут за счет субсидии они не включаются в налоговую базу при расчете единого налога ?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector