Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учет казенного имущества

В пользовании казенного учреждения находится имущество, которое нигде не числится по бухгалтерскому учету, а именно бензиновая косилка и теплопушка. Какие-либо условия использования этого имущества по определенному назначению установлены не будут. Может ли казенное учреждение в лице начальника заключить договор пожертвования с сотрудником на такое имущество и принять его к балансовому учету? Нужно ли проводить поступление имущества через казну? Какие бухгалтерские проводки использовать?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации у учреждения нет оснований включать полученное по договору пожертвования имущество в состав имущества казны. Данное имущество может быть принято к учету в составе основных средств по справедливой стоимости в корреспонденции со счетом 0 401 10 197 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления».

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. При этом на принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия. Следовательно, учреждение вполне обоснованно может принять бензиновую косилку и тепловую пушку в качестве пожертвования.
На основании ст. 215 ГК РФ в муниципальной казне может быть только то движимое имущество, которое не закреплено в оперативное управление ни за каким муниципальным учреждением. Согласно п. 2 ст. 299 ГК РФ движимое имущество, поступившее в учреждение по договору или иным основаниям, автоматически поступает в его оперативное управление. Чтобы это имущество стало имуществом казны, его следует в установленном порядке вывести из оперативного управления учреждения. Следовательно, включать полученное имущество в состав имущества казны в данном случае нет оснований.
Кроме того, пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ).
Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением или изменение этого назначения с нарушением правил дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования (п. 5 ст. 582 ГК РФ).
В рассматриваемой ситуации жертвователем имущества такое назначение, а также какие-либо показатели, которые необходимо достигнуть, установлены не будут. Поэтому полученное имущество может использоваться учреждением в соответствии с назначением имущества.
Вместе с этим при безвозмездном получении объектов имущества (кроме денежных средств), переданных без условий при передаче активов, прочие доходы от необменных операций признаются в учете доходами текущего отчетного периода от безвозмездных поступлений по факту получения имущества от передающей стороны (п. 39 федерального стандарта «Доходы», утвержденного приказом Минфина России от 27.02.2018 N 32н).
При получении имущества безвозмездно учреждение прежде всего должно определить, к какому виду нефинансовых активов оно относится (к основным средствам или материальным запасам). От этого зависит то, как имущество будет принято на учет.
Объектом основных средств согласно п. 10 федерального стандарта «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее — СГС «Основные средства»), является объект, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. Также одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования, который должен быть более 12 месяцев. А вот стоимость объекта имущества при отнесении его к основным средствам или материальным запасам значения не имеет.
К материальным запасам, в соответствии с п. 99 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости.
Кроме того, объекты нефинансовых активов не могут быть отнесены к основным средствам в том случае, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с требованиями п. 99 Инструкции N 157н. Отметим, что рассматриваемые объекты в данном пункте не поименованы.
Так, бензиновая косилка представляет собой машину, предназначенную для стрижки газонов. Тепловая пушка — передвижной воздухонагреватель для помещений. То есть данные объекты способны выполнять определенные самостоятельные функции. Кроме того, как правило, как косилка, так и пушка используются в течение длительного периода времени (более 12 месяцев). Исходя из этого, рассматриваемые объекты вполне обоснованно могут учитываться в составе основных средств.
Однако окончательное решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) принимается профильной комиссией учреждения (п. 34 Инструкции N 157н).
Полученное безвозмездно учреждением имущество принимается к учету по текущей оценочной стоимости, признаваемой справедливой стоимостью указанного объекта (п. 25 Инструкции N 157н, п. 22 СГС «Основные средства»), увеличенной на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования. При этом оценка справедливой стоимости должна быть документально подтверждена. В таком случае могут быть использованы:
— данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
— сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
— экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
Следует отметить, что, если объект основных средств, полученный безвозмездно, не может быть оценен по справедливой стоимости, такой актив в составе основных средств отражается в условной оценке: один объект, один рубль (п. 5 методических рекомендаций, направленных письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237).
В соответствии с п. 7 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, операции по безвозмездному получению основных средств отражаются в корреспонденции со счетом 0 401 10 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления».
При этом статья 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления» КОСГУ детализируется подстатьями КОСГУ в зависимости от характера поступлений (текущий или капитальный), а также в зависимости от отправителя (пп. 9.9 п. 9 порядка, утвержденного приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее — Порядок N 209н)).
В рассматриваемой ситуации имущество получено от физического лица. Кроме того, безвозмездное поступление данных объектов следует рассматривать как поступления капитального характера (п. 7 Порядка N 209н).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации безвозмездное поступление имущества, полученного по договору пожертвования, в бюджетном учете учреждения может отражаться следующей записью:
Дебет 1 101 ХХ 310 Кредит 1 401 10 197
— отражено принятие к учету полученного в результате пожертвования имущества (бензиновая косилка, тепловая пушка).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Толмачева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

22 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Учет имущества казны в «1С:Бухгалтерии бюджетного учреждения 8»

Определения прав собственности и других вещных прав приведены в разделе II части I Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). Согласно статье 214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Согласно статьям 214 и 215 ГК РФ от имени России, субъектов РФ и муниципального образования права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

В соответствии со статьей 125 ГК РФ органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени России и субъектов РФ. От имени муниципальных образований могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Согласно статьям 48 и 120 ГК РФ бюджетные учреждения наделяются имуществом на праве оперативного управления. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, определяются в соответствии со статьями 296 и 298 ГК РФ.

Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие обобщения.

Имущество казны РФ, казны субъекта РФ — это средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (ст. 214 ГК РФ). Муниципальная казна — средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (ст. 215 ГК РФ).

Предписания нормативных актов

Определения прав собственности и других вещных прав приведены в разделе II части I Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). Согласно статье 214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Читать еще:  Облигации счет бухгалтерского учета

Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Согласно статьям 214 и 215 ГК РФ от имени России, субъектов РФ и муниципального образования права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

В соответствии со статьей 125 ГК РФ органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени России и субъектов РФ. От имени муниципальных образований могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Согласно статьям 48 и 120 ГК РФ бюджетные учреждения наделяются имуществом на праве оперативного управления. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, определяются в соответствии со статьями 296 и 298 ГК РФ.

Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие обобщения.

Имущество казны РФ, казны субъекта РФ — это средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (ст. 214 ГК РФ). Муниципальная казна — средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (ст. 215 ГК РФ).

Имущество, полученное в оперативное управление

В соответствии с пунктами 5.2, 5.3 и 5.22 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом» Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, осуществляет полномочия собственника в отношении:

  • имущества федеральных государственных учреждений РФ;
  • федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности;
  • иного имущества, в том числе составляющего государственную казну РФ.

Кроме того, названный орган осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.

Исключением из общего правила являются случаи, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений.

Таким образом, собственность, переданная Госкомимуществом учреждению в оперативное управление, имуществом казны не является.

Счет 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны»

Согласно Инструкции по бюджетному учету (утверждена приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н) для учета объектов нефинансовых активов, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также для учета амортизации указанных объектов предназначен счет 010000000 «Нефинансовые активы». Для учета операций с нефинансовыми активами применяются следующие счета:
010100000 «Основные средства»;
010200000 «Нематериальные активы»;
010300000 «Непроизведенные активы»;
010400000 «Амортизация»;
010500000 «Материальные запасы»;
010600000 «Вложения в нефинансовые активы»;
010700000 «Нефинансовые активы в пути»;
010800000 «Нефинансовые активы имущества казны».

В соответствии с пунктом 89 Инструкции по бюджетному учету № 148н счет 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны» предназначен для учета объектов имущества казны РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Нефинансовые и финансовые активы, не закрепленные за учреждениями и составляющие имущество государственной (муниципальной) казны, подлежат бюджетному учету в исполнительных органах государственной власти субъектов РФ (органах местного самоуправления) или уполномоченных ими органах, на которые возложены функции по управлению и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом.

Таким образом, счет 010800000 должен применяться только органами, на которые возложены функции по управлению и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, для учета имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями.

Бюджетные учреждения учитывают имущество, полученное в оперативное управление, а также поступившее в самостоятельное распоряжение учреждения (приобретенное за счет приносящей доход деятельности), — ОС, НМА, НПА, МЗ — на остальных счетах счета 010000000 «Нефинансовые активы».

Основные средства, являющиеся имуществом казны, также могут быть переданы учреждению с правом их использования без закрепления полученного имущества в оперативное управление: по договору аренды (найма) и (или) в безвозмездное пользование. В этом случае они учитываются на забалансовом счете 01 «Основные средства в пользовании».

Часто бывает, что при оприходовании имущества дополнительной информацией, является ли объект имуществом казны, бухгалтер не обладает. В таком случае нужно учесть, что порядок использования получаемого имущества должен быть закреплен в сопроводительных документах органа, на который возложены функции по управлению и распоряжению этим имуществом.

Учет имущества казны

В результате изучения главы 9 студент должен:

знать

  • • особенности бюджетного учета казны;
  • • момент возникновения и прекращения режима казны;
  • • порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования;
  • • порядок начисления амортизации имущества казны;

уметь

• правильно применять методы и приемы ведения бюджетного учета имущества казны на уровне публично-правовых образований;

владеть

  • • навыками самостоятельной работы с правовыми актами и научной литературой в части учета имущества казны;
  • • способами и средствами сбора, обработки, анализа экономических данных для отражения в учете и отчетности имущества казны.

Понятие и классификация имущества казны. Возникновение и прекращение режима казны

В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственной собственностью Российской Федерации является имущество, принадлежащее ей на праве собственности (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294, 296 ГК РФ. В отношении государственной собственности наиболее распространенными и значимыми являются три правовых режима: хозяйственное ведение, оперативное управление и режим муниципальной казны (табл. 9.1).

Таблица 9.1. Правовые режимы имущества в отношении государственной собственности [1]

В отношении государственной собственности наиболее распространенными и значимыми являются три правовых режима

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ

Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества

Имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями, составляет, наряду со средствами бюджета, казну

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну субъектов РФ.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования.

Таким образом, в настоящее время казна формируется на трех уровнях: государственном (федеральном), региональном и муниципальном.

Нахождение имущества в казне позволяет выбрать оптимальные способы его использования, например за счет получения доходов от распоряжения им, (к примеру, при сдаче имущества в аренду), так и при использовании в качестве материальной базы для оказания населению различного рода услуг, для повышения эффективности и снижения расходов по содержанию органов государственной власти. Особенности правого режима казны представлены в табл. 9.2.

Таблица 9.2. Особенности правового режима казны

Законодательство не содержит каких-либо норм, регулирующих правовое положение имущества, находящегося в казне.

К такому имуществу в полной мере применяются все положения гражданского законодательства о праве собственности

Собственник может любым, не запрещенным законом способом распоряжаться имуществом, включенным в состав муниципальной казны

Это имущество может быть сдано в аренду, передано в безвозмездное пользование, использовано для предоставления услуг, с ним могут совершаться собственником иные сделки, не запрещенные законом

Приватизация имущества, находящегося в казне, может проводиться любым предусмотренным законом способом и по любым объектам, как отдельным, так и их комплексам

Использование имущества казны может способствовать развитию конкуренции. Так, например, в отличие от хозяйственного ведения или оперативного управления, при которых использует имущество для целей своей деятельности только учреждение, имущество казны может предоставляться организации, выигравшей конкурс на размещение государственного заказа, например на предоставление населению услуг по теплоснабжению, водоснабжению и пр.

Проблемы закрепления имущества в казне и методы их разрешения представлены в табл. 9.3.

Таблица 9.3. Проблемы закрепления имущества в казне [2]

Непонимание особенностей правового режима собственности казны, в частности вопросов ведения учета имущества казны

Мнимые проблемы управления имуществом казны, нежелание уполномоченных по управлению имуществом органов нести обязанности по сохранению и организации использования такого имущества

Правильное применение норм гражданского законодательства в отношении определения собственника имущества и осуществления правомочий собственника органами местного самоуправления

Читать еще:  Учет автошин в бухгалтерском учете

Правильная организация государственного управления, указания в положениях об органах (структурных подразделениях органов) управления функций, прав и обязанностей по управлению имуществом казны, должного контроля, планирования использования собственности, выделения необходимых средств на содержание собственности

Ведение реестра объектов, составляющих казну

Ведение бухгалтерского учета

Имущество считается находящимся в казне (указано в реестре объектов казны) и при этом закрепляется за муниципальным учреждением на праве оперативного управления

Имущество, которым должно управлять учреждение, закрепляется за ним на вещном праве

Объект признается находящимся в казне с момента возникновения права собственности на этот объект.

Имущество казны: движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности публично-правового образования, не закрепленное за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, казенными предприятиями, государственными, муниципальными учреждениями, предназначенное для обеспечения экономической и правовой основы для выполнения публично-правовым образованием государственных задач и функций, а также непосредственного участия в гражданских правоотношениях (рис. 9.1).

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Рис. 9.1. Имущество как часть государственной казны в системе финансово-экономических отношений

Основные виды недвижимости: участки недр, земельные участки, лесной фонд, водные объекты, здания, сооружения, иное недвижимое имущество.

Право собственности на земельные участки возникает с момента его государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ.

Право собственности на другие вещные права подлежит регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии со ст. 130 ГК РФ к движимому, в противоположность недвижимости, относится имущество, не связанное с землей, не прикрепленное к ней, а именно: вещи, которые могут быть переносимы, перевозимы с одного места на другое или могут сами передвигаться (например, животные), а также деньги, валюта, ценные бумаги, обязательственные права требования, долговые свидетельства (закладные), исполнительные листы и др. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Заметим, что существуют имущественные и неимущественные права (права пользования объектами интеллектуальной собственности, информационными ресурсами и др.), которые в соответствии с гражданским законодательством РФ не относятся к движимому или недвижимому имуществу. Также в составе этой категории учитываются различные виды лицензий, приобретенные публично-правовым образованием, полученные им по различным основаниям.

Также в классификации выделяются доли в праве общей собственности, например паи и доли в уставных (складочных) капиталах.

По другому признаку классификации – принадлежности к финансовым отношениям, в составе государственной казны субъекта РФ можно выделить две части: финансовую и нефинансовую.

Финансовая часть государственной казны, включая средства бюджета, выступает как система денежных отношений. Нефинансовая часть оказывает опосредованное влияние на систему денежных отношений через реализацию формальных имущественных отношений.

В зависимости от ликвидности можно выделить следующие виды активов субъекта РФ:

  • абсолютно ликвидные активы – денежные средства, включающие средства бюджета субъекта РФ и валютные ценности;
  • высоколиквидные активы, к которым относятся ценные бумаги и доли в уставных (складочных) капиталах, которые могут быть реализованы в течение непродолжительного периода времени;
  • труднореализуемые активы – включают недвижимое имущество, имущественные и неимущественные права, доли в праве общей собственности за исключением долей в уставных (складочных) капиталах, а также движимое имущество за исключением ценных бумаг и валютных ценностей.

Отдельные виды недвижимого имущества, которые в соответствии с законодательством РФ и субъекта РФ ограничены в обороте, относятся к нереализуемым активам (например, участки недр, лесной фонд, водные объекты и др.).

Таким образом, учитывая действующие нормы законодательства РФ, а также теорию финансовых и имущественных отношений, можно предложить следующий вариант классификации (рис. 9.2).

Включению в состав имущества казны субъекта РФ подлежат объекты:

  • – созданные за счет соответствующего бюджета, за исключением объектов, созданных за счет средств бюджета, предоставленных в виде субвенций, субсидий, в том числе на выделение грантов и материальной поддержки;
  • – приобретенные на основании договоров купли-продажи и иных договоров о передаче объектов в собственность субъекта РФ или муниципального образования;
  • – переданные в собственность субъекта РФ или муниципального образования на основании нормативных правовых актов РФ о разграничении государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов РФ, муниципальную собственность;
  • – переданные в собственность субъекта РФ или муниципального образования на основании нормативных правовых актов РФ о разграничении полномочий по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ;
  • – признанные в установленном порядке бесхозяйными и поступившие в этой связи в собственность субъекта РФ или муниципального образования в порядке, установленном в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
  • – приобретенные субъектом РФ или муниципальным образованием в порядке признания права собственности по судебному решению или иным основаниям в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Схема формирования имущества казны представлена на рис. 9.3.

Выбытие объектов из имущества казны осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований (табл. 9.4).

Приватизация объектов имущества казны осуществляется в соответствии с нормативными-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Объекты имущества казны, не подлежащие отчуждению, определяются нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований.

Рис. 9.2. Классификация состава государственной казны субъекта РФ

Таблица 9.4. Причины выбытия объектов из имущества казны

Учет имущества казны

Разберемся с понятиями

Итак, имущественная казна есть движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за учреждениями, за исключением средств бюджета и потребляемых вещей.

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 Гражданского кодекса РФ).

Государственную казну РФ, казну субъектов РФ, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 Гражданского кодекса РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, имущество (движимое или недвижимое), являясь государственной (муниципальной) собственностью, может закрепляться за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также входить в состав имущества казны.

Учет имущества федеральной казны предусмотрен постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447, на основании которого учет активов и ведение реестра федерального имущества осуществляют:

1) Федеральное агентство по управлению госимуществом в отношении имущества (включая земельные участки), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного за рубежом;

2) территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом в отношении имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну РФ, расположенного на территории Российской Федерации по месту его нахождения.

В соответствии с пунктом 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 447, учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера.

Порядок ведения реестра определен приказом Минэкономразвития РФ от 11 сентября 2007 г. № 307 «Об утверждении Правил ведения реестра федерального имущества».

Аналогичные нормативные документы принимаются на региональном и местном уровнях, где решаются порядок, способ и цели использования имущества в составе казны (например, Закон г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53 «Об имущественной казне г. Москвы»).

Порядок отражения имущества казны в бюджетном учете в нормативных документах представлен не четко. В частности, самые общие принципы учета имущества казны содержатся в Инструкции № 157н. Если сравнивать ее нормы с теми, что ранее содержала Инструкция № 148н, то в новых правилах учета усилен акцент на необходимость самостоятельно регламентировать порядок учета имущества казны на уровне публично-правовых образований.

Так, в пункте 94 Инструкции № 157н не раз упоминается термин «правовой акт по бюджетному учету казны», под которым следует понимать нормативный правовой акт финоргана публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну. Следовательно, такой правовой акт должен быть принят каждым публично-правовым образованием.

Также в Инструкции № 157н расширены права публично-правовых образований по установлению более удобного порядка отражения в учете имущества казны, в частности, это касается начисления амортизации. В правовом акте по бюджетному учету казны может быть указано на необходимость начисления амортизации в установленном финорганом порядке. Данный порядок может распространяться как на отдельные группы (виды) объектов нефинансовых активов, так и на отдельные объекты.

Основные средства (движимое и недвижимое имущество), переданные в оперативное управление, учитываются на балансе государственного (муниципального) учреждения в соответствии с пунктом 29 Инструкции № 157н.

В частности, передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, а также между субъектами учета и иными организациями осуществляется по балансовой (фактической) стоимости активов с одновременной передачей (принятием к учету) в случае наличия суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

В то же время для учета объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну РФ (субъектов и муниципальных образований), в разрезе материальных (нематериальных) основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов предусмотрен счет 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны». При этом объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета (п. 143 Инструкции № 157н). >|Порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета.|

Периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами, составляющими государственную (муниципальную) казну на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования, устанавливается финорганом этого учреждения бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату.

Однако финансовый орган надлежащего бюджета имеет право установить иной порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования.

При этом, устанавливая порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны, следует учесть, что данные активы в состав основных средств на счет 101 00 000 «Основные средства» не переводятся, а отражаются в составе нефинансовых активов имущества казны на счете 108 00 000.

В соответствии с пунктом 29 Инструкции № 157н передача объектов государственного (муниципального) имущества осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету) в случае наличия суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

Пример 1.
Учреждение (федеральная больница) безвозмездно передало медицинское оборудование в состав имущества муниципальной казны.

Балансовая стоимость оборудования – 38 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 8000 руб.

В бухгалтерском учете были составлены следующие проводки:

К вопросу учета имущества казны


К вопросу учета имущества казны в программе «Бухгалтерия государственного предприятия 8.2»

Использованы материалы: статья «Распространенные заблуждения при учете имущества казны, автор Дмитрий Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета группы компаний «Бизнес ИТ», г. Ставрополь; статья «Учет нефинансовых активов имущества казны» автор Т.П.Грезина, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и финансового контроля Калужский филиал Государственного университета Минфина России.

Немного теории.

Итак, имущесто казна есть движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 Гражданского кодекса РФ).

Государственную казну РФ, казну субъектов РФ, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 Гражданского кодекса РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, имущество (движимое или недвижимое), являясь государственной (муниципальной) собственностью, может закрепляться за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также входить в состав имущества казны.

Порядок отражения имущества казны в бюджетном учете в нормативных документах представлен не четко. Самые общие принципы учета имущества казны содержатся в Инструкции № 157н. Если сравнивать ее нормы с теми, что ранее содержала Инструкция № 148н, то в новых правилах учета усилен акцент на необходимость самостоятельно регламентировать порядок учета имущества казны на уровне публично-правовых образований.

Таким образом, органами государственной власти, уполномоченными и определяющими порядок, способы и цели использования государственного (муниципального) имущества являются:

— Федеральный орган власти — Росимущество;

— Региональный орган власти;

— Муниципальный орган власти.

В пункте 94 Инструкции № 157н не раз упоминается термин «правовой акт по бюджетному учету казны», под которым следует понимать нормативный правовой акт финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну. Следовательно, такой правовой акт должен быть принят каждым публично-правовым образованием. (Например, на уровне муниципального образования должен существовать документ с названием «Порядок организации бюджетного учета имущества казны муниципального образования «город Энск»).

Имущество казны подлежит бюджетному учету в органах, на которые возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом (например, Комитет по управлению имуществом города).

С 01.01.2009 в соответствии с Инструкцией № 148н для имущества казны отводится отдельная группа счетов — 108 00 000, а именно: «Нефинансовые активы имущества казны»

На имущество казны (материальные и нематериальные основные фонды) амортизация не начисляется.

Для отражения суммы амортизации объектов имущества казны (начисленной до его включения в казну) используются новые счета:

— 104 51 Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны,

— 104 58 Амортизация движимого оимущества в составе имущества казны;

— 104 59Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны.

В соответствии с п. 5 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ №447, учет федерального имущества казны сопровождается присвоением ему реестрового номера. Порядок ведения реестра определен Приказом Минэкономразвития РФ от 11 сентября 2007 года №307 «Об утверждении правил ведения реестра федерального имущества».

Согласно Инструкции по бюджетномуучету объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества.

Финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования, а также порядок начисления амортизации на амортизируемые объекты в составе имущества казны соответствующего публично-правового образования в соответствии с порядком бюджетного учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным инструкцией по бюджетному учету.

— Имущество казны может учитываться только в балансовом учете органов и лиц (органов государственной власти, органов местного самоуправления), на которые возложены функции по управлению и распоряжению таким имуществом, ведению его учета;

— Для имущества казны разрешено ведение общесуммового учета без аналитики по объектам (п. 143 Инструкции № 157н). При этом любое публично-правовое образование вправе своим законодательным актом определить инвентарный или аналитический учет имущества казны (п. 145 Инструкции № 157н);

— Такое положение обоснованно, поскольку все имущество казны в любом случае должно быть учтено пообъектно в реестре имущества публично-правового образования. По аналогичным соображениям в учете, как правило, не отражается пообъектно-библиотечный фонд (учет ведется в самой библиотеке);

— На объекты имущества казны в общем случае амортизация не начисляется. Амортизацию за весь период нахождения имущества в казне единовременно начисляет учреждение, получившее имущество в оперативное управление из казны (п. 94 Инструкции № 157н). При этом любое публично-правовое образование имеет право своим законодательным актом определить необходимость начисления амортизации имущества казны либо по всему имуществу, либо по группам, либо по единичным объектам.

Это положение логически вытекает из предыдущего. Поскольку в бюджетном учете может не быть данных по отдельным объектам имущества казны, не будет и данных для начисления амортизации.

Для формирования полного номера счета бюджетного учета со счетами имущества казны 1 10800 000 предусмотрено использование кода типа г КБК, т. е. — код главы по БК, в 4-17 разрядах номера счета указываются нули (Приложение 2 к Инструкции № 162н).

Учет имущества казны, находящегося в оперативном управлении:

Учет имущества казны на счете 010800000 “Нефинансовые активы имущества казны” осуществляет орган местного самоуправления, выступающий от имени собственника имущества.

Муниципальное учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, осуществляет его учет на счете 010100000 “Основные средства” в общеустановленном порядке.

Согласно п. 11 Инструкции № 148н объекты нефинансовых активов принимаются к бюджетному учету по их первоначальной стоимости. При этом в соответствии с п. 13 Инструкции № 148н безвозмездная передача объектов нефинансовых активов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется по балансовой стоимости объекта с одновременной передачей суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

Существуют исключения из данного правила — на забалансовых счетах учитываются, например, принадлежащие учреждению на праве оперативного управления основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно, периодические издания (приобретаемые для комплектации библиотечного фонда) и т.д. (п.п. 373, 377 Инструкции N 157н, п. 263 Инструкции N 148н).

В то же время все без исключения недвижимое имущество бюджетного учреждения учитывается на балансовых счетах (п.п. 50, 373 Инструкции N 157н, п.п. 21, 263 Инструкции N 148н). При этом единственным основанием для отражения недвижимого имущества в бюджетном учете является наличие документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях (п. 49 Инструкции N 157н, п. 6 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н; п. 21 Инструкции N 148н).

Таким образом, если в настоящее время в распоряжении Вашего бюджетного учреждения нет документов, подтверждающих регистрацию его права оперативного управления на определенное недвижимое имущество, числящееся в балансовом учете, необходимо обратиться в уполномоченные органы (к главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; в орган, осуществляющий полномочия собственника государственного имущества; в территориальный орган Росреестра) для определения статуса данных активов.

Если выяснится, что недвижимое имущество передано учреждению, например, в безвозмездное пользование, то в регистры бухгалтерского учета должны быть внесены соответствующие исправления, а учет недвижимости должен быть организован на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». (Разъяснения можно найти в Письме Минфина от 30.03.2012 РФ №02-06-07/1061 ).

В статье «Комментарий к Письму Минфина России от 30.03.2012 №02-06-07/1061 «О порядке отражения в бюджетном учете операций по закреплению недвижимого имущества, составляющего имущество казны РФ на праве оперативного управления» А. Гусев К.п.н., редактор журнала «Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера», опубликованной в №5 за 2012 год, пишет:

«В соответствии с Письмом Минфина РФ №02-06-07/1061 бюджетное учреждение, в отношении которого принято решение о закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления, в течении времени оформления его государственной регистрации осуществляет учет объектов недвижимого имущества на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

На этом счете учитываются объекты движимого и недвижимого имущества, полученного учреждением в безвозмездное пользование без закрепления права оперативного управления, а также в возмездное пользование. В соответствии с п. 32 Инструкции № 157н указанное имущество должно учитываться на забалансовом счете по стоимости, указанной собственником (балансодержателем) имущества, а в случае неуказания собственником (балансодержателем) стоимости — в условной оценке «один объект — 1 руб.». Поступление объекта имущества от балансодержателя (собственника) имущества на забалансовый счет 01 «Имущество, полученное в пользование»должно осуществляться на основании акта приема — передачи ) иного документа, подтверждающего получение имущества и права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником). Внутреннее перемещение материальных ценностей в учреждении отражается по забалансовому счету на основании оправдательных первичных документов путем изменения материально ответственного лица и (или) места хранения.»

Расходы по содержанию указанного объекта, понесенные в соответствии с законодательством РФ до получения государственной регистрации (до момента принятия к учету основного средства), следует отражать на соответствующих счетах балансового счета 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года.»

Таким образом, поступление объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации, можно отразить следующим образом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector