Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учет зп в бюджетном учреждении

Письмо Минфина России от 30 августа 2019 г. N 02-06-10/66912 Об отражении в бюджетном учете переплат по заработной плате

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент), рассмотрев письмо об отражении в бюджетном учете переплат по заработной плате, в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, при этом Минфину России не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов.

Кроме того, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных операций.

Вместе с тем Департамент полагает возможным обратить внимание на следующие концептуальные положения нормативно-правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно пункту 18 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета, производится в соответствии с федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2017 N 274н (далее — СГС «Учетная политика»), применение которого является обязательным с 1 января 2019 года.

Исправительные записи по ошибкам прошлых лет отражаются на счетах, предусмотренных Инструкцией N 157н для обособления операций по исправлению ошибок, в частности:

а) для отражения бухгалтерских записей по ошибкам, корректирующим показатель доходов:

— 0 401 18 000 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному»;

— 0 401 19 000 «Доходы прошлых финансовых лет»;

б) для отражения бухгалтерских записей по ошибкам, корректирующим показатель расходов:

— 0 401 28 000 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному»;

— 0 401 29 000 «Расходы прошлых финансовых лет»;

в) для отражения бухгалтерских записей по ошибкам, не отраженным на иных обособляемых счетах расчетов и (или) счетах финансового результата:

— 0 304 86 000 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному»;

— 0 304 96 000 «Иные расчеты прошлых лет».

В соответствии со статьей 137 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться в том числе для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда или простое, в случае если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом. В иных случаях (не предусмотренных абзацами 9-11 статьи 137 ТК РФ) заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана.

В случае возникновения счетной ошибки работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.

Учитывая вышеизложенное, в соответствии с положениями CГC «Учетная политика», Инструкции N 157н, Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н, отражение в бюджетном учете исправления ошибки прошлого года для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок (с учетом соблюдения условий, сроков и оснований, установленных статьей 137 ТК РФ), осуществляется по дебету счета 1 401 28 211 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, по заработной плате» и кредиту счета 1 302 11 737 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами по заработной плате» — «Красное сторно».

В случае, когда переплата возникла вследствие неправильного применения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, начисление задолженности виновного лица, допустившего необоснованные начисления в пользу работника (при отсутствии оснований по удержанию с заработной платы), отражается по дебету счета 1 209 34 567 «Расчеты по доходам от компенсации затрат» и кредиту счета 1 401 10 134 «Доходы экономического субъекта от компенсации затрат».

Обзор документа

Исправление ошибки прошлого года для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, отражается по дебету счета 1 401 28 211 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, по заработной плате» и кредиту счета 1 302 11 737 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами по заработной плате» — «Красное сторно».

Если переплата возникла вследствие неправильного применения норм трудового права, то начисление задолженности виновного лица, допустившего необоснованные начисления в пользу работника (при отсутствии оснований по удержанию с зарплаты), отражается по дебету счета 1 209 34 567 «Расчеты по доходам от компенсации затрат» и кредиту счета 1 401 10 134 «Доходы экономического субъекта от компенсации затрат».

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

УЧЕТ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

студент Новосибирского государственного университета экономики и управления,

РФ, г. Новосибирск

студент Новосибирского государственного университета экономики и управления,

РФ, г. Новосибирск

кандидат экономических наук, доцент

РФ, г. Новосибирск

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрены особенности и различия учёта заработной платы в бюджетных, автономных и казенных учреждениях. Также приведен краткий обзор структуры системы оплаты труда работников бюджетной сферы, способы расчёта заработной платы, а также основные проводки, использующиеся ее начислении.

Ключевые слова: заработная плата; бюджетная сфера; бюджетное учреждение; автономное учреждение; казенное учреждение.

Необходимость учета заработной платы стоит перед каждой организацией независимо от ее организационно-правовой формы. От того, насколько правильно и точно бухгалтер начислит заработную плату сотрудникам, связанные с ней НДФЛ и страховые взносы, зависит работоспособность организации.

В бюджетных учреждениях учет заработной платы ведется по источникам финансирования (бюджетные средства по основному виду деятельности, внебюджетные средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и т.д.). Общая величина НДФЛ и страховых взносов рассчитывается по каждому сотруднику в соответствии с размером начислений по каждому источнику, а внутри источника – по каждому виду финансирования.

При начислении бухгалтерией заработной платы могут возникнуть ошибки при расчете объема начисленных в счет заработной платы средств, а также несоответствия величины налогов величине начислений по заработной плате. Из-за допущенных бухгалтерией ошибок организацию могут обвинить в нецелевом расходовании денежных средств (в соответствии со ст.15.14 КоАП РФ «Нецелевое использование бюджетных средств) [4].

Структура системы оплаты труда работников бюджетной сферы формируется из двух ее составляющих:

  1. Базовая часть заработной платы, включающая:
  • общую часть: должностные оклады руководителям, оклады специалистам и служащим, ставки профессиям рабочих, устанавливаемые руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы;
  • компенсационные выплаты по трудовому законодательству, устанавливаемые к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах;
  • повышающие коэффициенты (доплаты за сложность, предметность, приоритетность, категорию труда и т.п.);
  • доплаты за наличие почетных званий, государственных наград и т.п.

Источником покрытия базовой части заработной платы работников бюджетной сферы для казенных учреждений является бюджетная смета, бюджетная роспись, лимиты бюджетных обязательств по коду КОСГУ 211.

Для бюджетных и автономных учреждений – субсидии бюджета на покрытие расходов, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания.

  1. Стимулирующая часть заработной платы включающая:
  • выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
  • выплаты за качество выполняемых работ;
  • выплаты за стаж непрерывной работы, за выслугу лет;
  • премиальные выплаты по итогам работы.
Читать еще:  Бухгалтерский учет срочных сделок

Размер и условия выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (Положениями).

Источниками покрытия стимулирующей части заработной платы работников бюджетной сферы являются:

  • для казенных учреждений – лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования);
  • для бюджетных и автономных учреждений – средства от приносящей доход деятельности, а также средства государственных внебюджетных фондов (в том числе средства ОМС) для всех типов учреждений.[3]

Еще одной стоящей перед бухгалтерией проблемой является возможная ситуация, при которой ко дню заработной платы на лицевых счетах учреждения не окажется достаточной суммы для ее начисления. Этот случай может возникнуть по причине того, что полученные средства расходуются в больших объемах, чем утверждено сметой доходов и расходов, когда руководство учреждения, решая задачи по приобретению оборудования, проведению ремонта, улучшению материально-технической базы, забывает оставлять на лицевом счете деньги на заработную плату.

Решить эти проблемы помогает автоматизированная система учета заработной платы. Сведения для автоматизированного учета зарплаты вносят на основании:

  • приказов отдела кадров о назначении на должность или увольнении, назначении надбавок и доплат, исполнении обязанностей отсутствующего сотрудника, направлении в командировки и т. п.;
  • приказов о материальных поощрениях или наказаниях;
  • приказов о возмещении причиненного материального вреда;
  • табелей учета рабочего времени;
  • больничных листов;
  • исполнительных листов;
  • заявлений о членстве в профсоюзе;
  • утвержденных заявлений на выплату материальной помощи.

Комплексная автоматизация учета заработной платы позволяет сотрудникам кадровой службы самостоятельно вносить сведения в программу, что позволяет избежатьпересчетабухгалтером вышеуказанных начислений.

Во время следующего этапа бухгалтерия формирует документы и отчеты для текущей работы, а также отчеты перед руководством и вышестоящими организациями. Например, лицевые счета рабочих и служащих, расчетно-платежные ведомости, мемориальные ордера, свод проводок по зарплате, ведомость по страховым взносам и НДФЛ, отчетные формы для налоговой инспекции, свод больничных листов, свод отпусков, свод по доплатам за замещение или исполнение обязанностей, а также любые другие в зависимости от производственной необходимости. При этом можно выбрать различные варианты выборки документов или отчетов:

  • за произвольно выбранный период, в том числе и неполный месяц;
  • в общей сумме или по отдельным источникам и видам финансирования, по отдельным работникам по фамилиям, структурным подразделениям, по одинаковым должностям.

Способы расчета заработной платы в бюджетных учреждениях не отличаются от тех, что применяются коммерческих. Общая сумма денежных средств, необходимая для выплаты заработной платы и взносов (налоговых и страховых), рассчитывается одним из двух способов.

Первый способ используется, когда на лицевых счетах достаточная сумма денежных средствдля выплаты заработной платы в полном объеме. Вначале начисляют заработную плату по возможным источникам и видам финансирования по каждому работнику отдельно, затем рассчитывают общую сумму начислений, удержаний, и налогов.

Второй способ применяется при решении руководства учреждения потратить часть прибыли, полученной от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на заработную плату. Для этого бухгалтерия сначала определяет общую сумму денежных средств, которая будет направлена на заработную плату (по каждому источнику и виду финансирования), затем рассчитывает процентную долю суммы каждого источника финансирования в общей сумме источников, а после, в соответствии с исчисленным процентом, начисляет заработок и налоги по каждому сотруднику по источникам и видам финансирования.

Основанием для начисления заработной платы сотрудникам бюджетного учреждения служат:

  • приказ руководителя организации о зачислении, увольнении и перемещении сотрудников в соответствии с утвержденным штатным расписанием и ставками заработной платы;
  • табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы;
  • записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях;
  • другие учетные документы по учету труда и его оплаты. [1]

Начисления заработной платы бюджетникам, выплат, произведенных в течение месяца, и суммы причитающейся к выплате в окончательный расчет, а также отражение налогов, удержанных из сумм начислений по оплате труда, производятся в Расчетной ведомости. Заработная плата сотрудникам бюджетного учреждения может выплачиваться из кассы учреждения или может перечисляться на карточные счета работников в банке.[2]

Начисление заработной платы в бюджетном учреждении отражаются следующими проводками: с кредита счета 0 302 11 730 на дебет счета 0 401 20 211 (0 109 хх 211). Начисление прочих выплат производится с кредита счета 0 302 12 730 на дебет счетов 0 401 20 212 (0 109 хх 212). Операции оформляются в расчетно-платежной ведомости, а также в расчетной ведомости.

Удержание НДФЛ из заработной платы производится с кредита счета 0 303 01 730 на дебет счета 0 302 11 830, из прочих выплат — с кредита счета 0 303 01 730 на дебет счета 0 302 12 830. Операции подкрепляются бухгалтерской справкой (п. 128, 129 Инструкции № 174н).

Бухгалтерский учет заработной платы в бюджетном учреждении ведётся по источникам финансирования и усложняется в зависимости от их количества. Общую сумму денежных средств, необходимую на зарплату и налоги, считают одним из двух способов.

  1. От частного к общему, когда заработную плату начисляют по возможным источникам и видам финансирования по каждому работнику отдельно, а также рассчитывают общую сумму начислений, удержаний, и налогов.

Такая схема отлично подходит, когда на лицевых счетах достаточная сумма денежных средств, чтобы рассчитаться по максимуму.

  1. От общего к частному. Согласно этому способу определяется общая сумма денежных средств, которая будет направлена на заработную плату, по каждому источнику и виду финансирования; рассчитывается процентная доля суммы каждого источника финансирования в общей сумме источников; и в соответствии с исчисленным процентом начисляются заработок и налоги по каждому сотруднику по источникам и видам финансирования.

Эта схема работает, когда в учреждении решено потратить имеющиеся денежные средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на заработную плату. Однако, в этом случае неизвестно, какая абсолютная сумма доплаты придется на каждого сотрудника в соответствии с тем алгоритмом расчета доплат, который используется именно для него.

Таким образом, применение действующих инструкций для бюджетных учреждений и кодов КОСГУ немаловажно для формирования проводок по заработной плате. Корректное начисление заработной платы на счетах бухгалтерского учета позволит правильно распределить движение государственных денежных средств по статьям расходов.

Оплата труда в бюджетных учреждениях

На актуальные вопросы по внедрению новых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях отвечает Александр Львович САФОНОВ, заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Каковы основные причины и цели введения в бюджетной сфере новых систем оплаты труда?

Основная цель внедренной реформы — сделать систему оплаты труда наиболее адекватной современным веяниям в системе управления.

В первую очередь эта «адекватность» заключается во взаимосвязи между заработной платой и конкретным результатом деятельности каждого работника и в целом учреждения. Это мероприятия государства для использования кадровых ресурсов более эффективно и результативно.

Единственный способ развиваться — повышать качество услуг бюджетной сферы.

А потому ориентированность реформы — это заинтересованность руководителей учреждений в качественной работе персонала и соответствующей оплате его труда. Ведь зарплата руководителя формируется в прямой зависимости от зарплаты основного персонала.

Может ли финансовый кризис отразиться на внедрении новых систем оплаты труда?

Самые предсказуемые и гарантированные расходы в бюджетной сфере — это те, что запланированы для каждого учреждения по бюджетной смете.
И то, что запланировано в бюджете на оплату труда, — будет выплачено.

Причем бюджет утвержден не только на 2009 год, но и на плановые 2010–2011 годы. И уменьшения финансирования не предвидится.
Кризис может повлиять на процесс внедрения новых систем оплаты труда с другой стороны — со стороны оказания платных услуг, которые в большей степени зависят от ситуации на рынке.

В полном ли объеме, как планировалось, регионы переходят на новые системы оплаты труда в 2009 году?

В любом случае кризисная ситуация вносит свои коррективы как в исполнение федерального бюджета, так и на региональном уровне.

И нужно учитывать, что некоторые регионы раньше остальных перешли на новые системы и получили на это определенные средства авансом. Поэтому теперь они будут получать финансирование с учетом ранее выданных средств. А значит, увеличение фонда оплаты труда может быть ниже, чем на 30 процентов, в отличие от федерального уровня.

Опираясь на рекомендации по системам оплаты труда, разработанные Минздравсоцразвития России по согласованию с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, регионы могут выбрать для себя оптимальную схему с учетом своих особенностей. И отталкиваясь от того, есть у них для повышения оплаты труда дополнительный ресурс или нет.

Читать еще:  69 02 7 счет бухгалтерского учета

Подчеркну, что в любом случае и на региональном уровне будет учитываться главная задача — эффективное использование труда в бюджетной сфере.

Зарплата будет состоять из трех составляющих: оклад, доплаты за особые условия труда и стимулирующие выплаты. Причем в назначении последних большие полномочия переданы руководителям учреждений. Есть ли инструменты, которые позволят избежать субъективности в этом вопросе?

Да, я считаю, что новые системы позволят избежать субъективных оценок работы персонала у руководителей.

Ведь, во-первых, зарплата руководителя взаимосвязана напрямую с зарплатой всего основного персонала, а не отдель-ных работников. Во-вторых, теперь установлены показатели эффективности работы учреждения в целом. Их определяет и оценивает главный распорядитель средств бюджета, которому подведомственно учреждение. И доход руководителя во многом будет зависеть от того, насколько выполняются эти показатели. Ведь при отрицательном результате руководитель будет сам лишен премий.

Таким образом, руководитель заинтересован в качественной работе персонала. И ему будет интересно и важно стимулировать именно тех работников, которые увеличивают эффективность работы учреждения посредством ответственного и качественного выполнения своих должностных обязанностей. Причем эта взаимосвязь указывается в договоре с руководителем, чтобы он понимал, что несет прямую ответственность за качество услуг, оказываемых его учреждением.

И, в-третьих, собственные положения по оплате труда разрабатываются каждым учреждением. Но прежде чем принять такое положение, руководитель должен пройти публичную апробацию нового положения в рабочем коллективе и согласовать новшества с представительным органом трудового коллектива. Невыполнение этого требования является нарушением трудового законодательства.

Какими могут быть показатели эффективности работы учреждения?

На самом деле они довольно сильно дифференцированы. Ведь у каждой сферы деятельности (в образовании, здравоохранении и т. д.) существуют свои особенности и своя нацеленность. Так, показателем эффективности работы института может быть какое-либо выборочное тестирование студентов определенного курса, которое покажет, насколько верно учащиеся усвоили определенный курс. Это будет в определенном смысле характеризовать качество оказываемых образовательных услуг.

В первую очередь при установке таких показателей должна учитываться ориентированность на уставную деятельность. Во вторую — следует рассматривать, какие показатели могут характеризовать работу конкретного учреждения в зависимости от принадлежности к отрасли и вида услуг.
Еще одно требование к показателям — возможность быстро и полноценно оценить с их помощью эффективность работы.

Разумность и достаточность — то, на что ориентированы учреждения при определении своих показателей качества. В итоге это должны быть порядка 10 характеристик, которые поделены на показатели, связанные:

— с основной деятельностью учреждения;
— с финансово-экономической деятельностью учреждения (то есть важно, насколько оптимально расходовались бюджетные средства);
— кадровое обеспечение высококвалифицированными специалистами.

А сама процедура заключается во взаимодействии двух сторон: руководитель должен отчитаться, а распорядитель средств оценить, насколько данные отчета соответствуют действительности.

С одной стороны, оценка показателей эффективности — это гарантия для людей, пользующихся услугами бюджетной сферы (и руководитель, и работники учреждения будут стараться повысить качественный уровень своего труда, зная, что от этого зависит их доход). С другой стороны, оценка таких показателей — это гарантия и учреждения, которое, выполнив эффективно свою работу, может потребовать соответствующее поощрение за нее.

Зарплата руководителя ставится в зависимость от средней зарплаты основного персонала. При этом штатное расписание руководитель вправе устанавливать самостоятельно. Средства же учреждения на оплату труда ограничены определенным объемом финансирования. Не станет ли это причиной тому, что руководителю удобнее будет уволить часть работников, чтобы повысить зарплату меньшему количеству людей (тем самым увеличить среднюю зарплату, от которой отталкивается расчет его собственной)?

Для охраны интересов работников от подобных действий существует целая система защиты их прав. Уволенный по незаконным основаниям может обратиться в трудовую инспекцию. Также он может оформить жалобу в профсоюз или в конечном итоге обратиться в суд.

Кроме того, приняв решение расторгнуть с работником трудовой договор, работодатель обязан предупредить его об этом за два месяца, а затем выплатить ему выходное пособие и содержание на период трудоустройства. Поэтому подобное решение повлечет весомые расходы, что вряд ли будет для учреждения удобным.

Также работодатель, принимая подобное решение, должен понимать, выиграет ли он, уменьшив численность. А именно: смогут ли оставшиеся работники гарантировать необходимый уровень качества работы. Ведь от показателей эффективности учреждения, как я уже говорил, будет зависеть доход руководителя. А потому, я уверен, уменьшение численности работников будет рассматриваться только с точки зрения рационализации производственного процесса.

Из чего будут складываться стимулирующие выплаты, от чего будет зависеть их размер?

Сначала замечу, что, планируя бюджет на соответствующий год, учреждение должно предусмотреть заранее средства и на стимулирующие выплаты. Они должны обеспечиваться как за счет бюджетных средств, так и за счет средств от приносящей доход деятельности.

Такие выплаты нацелены на обеспечение заинтересованности работников в результате своего труда.

То есть если хирург выполнил большее количество качест-венных операций (одним из показателей эффективности работы медучреждения будет, в частности, отсутствие послеоперационных осложнений у больных), то ему руководитель назначит премию.

Аналогично, если работник культуры организовал больше выставок и привлек большее число посетителей — ему тоже полагаются подобные выплаты и т. д.
То есть в каждом конкретном бюджетном учреждении стимулирующие выплаты будут привязаны к каким-то специфическим характеристикам, свойственным для соответствующей деятельности или отрасли.

Теперь возможны новые по сравнению с ранее действующим порядком основания для подобных надбавок. Так, например, в области культуры и искусства будут выплачиваться стимулирующие надбавки за кандидатскую и докторскую степень (ранее она предусматривалась только в сфере науки и образования), а также за выслугу лет.

Еще раз особо подчеркну, что новые правила требуют предусматривать стимулирующие выплаты и за счет бюджетных средств, чего не было ранее.
Замечу, что выплата премий и других стимулирующих выплат не должна быть разовым решением руководителя. Возможность получения таких выплат и основания для их назначения должны быть прописаны в каждом конкретном договоре, заключаемом с работником.

Нет ли опасения, что часть работников откажется перейти на новую систему?

Напротив, мы ожидаем притока высококвалифицированных специалистов, которые понимают, что качество их работы будет по достоинству оценено.
При этом, замечу, будет проводиться серьезный конкурс на вакантные рабочие места, чтобы заранее отсеивать специалистов с недостаточными профессиональными навыками.

На данный момент сообщений о том, что кто-то отказался от работы по новой системе, нет. Хотя, безусловно, право каждого работника сохранить старые условия труда есть — это предусматривает трудовое законодательство. Таким образом, по соглашению сторон какие-то новые условия могут не включаться в трудовой договор.

Минздравсоцразвития России и другие распорядители бюджетных средств будут контролировать процесс перехода на новые системы оплаты труда и следить за цифрами увольнений. И, разумеется, если они окажутся для какого-то учреждения подозрительно большими, будет проводиться расследование о причинах этого.

Если какой-то работник будет не удовлетворен новыми условиями труда и его оплаты, куда он может обратиться для защиты своих интересов?

В такой ситуации работник может обратиться:

— в трехстороннюю трудовую комиссию;
— в профсоюзную организацию;
— в вышестоящий орган, которому подведомственно учреждение-работодатель;
— в Минздравсоцразвития России;
— в судебные органы.

Письмо Минфина России от 30 августа 2019 г. N 02-06-10/66912 Об отражении в бюджетном учете переплат по заработной плате

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент), рассмотрев письмо об отражении в бюджетном учете переплат по заработной плате, в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, при этом Минфину России не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов.

Кроме того, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных операций.

Вместе с тем Департамент полагает возможным обратить внимание на следующие концептуальные положения нормативно-правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно пункту 18 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета, производится в соответствии с федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2017 N 274н (далее — СГС «Учетная политика»), применение которого является обязательным с 1 января 2019 года.

Читать еще:  Классификатор учета рабочего времени

Исправительные записи по ошибкам прошлых лет отражаются на счетах, предусмотренных Инструкцией N 157н для обособления операций по исправлению ошибок, в частности:

а) для отражения бухгалтерских записей по ошибкам, корректирующим показатель доходов:

— 0 401 18 000 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному»;

— 0 401 19 000 «Доходы прошлых финансовых лет»;

б) для отражения бухгалтерских записей по ошибкам, корректирующим показатель расходов:

— 0 401 28 000 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному»;

— 0 401 29 000 «Расходы прошлых финансовых лет»;

в) для отражения бухгалтерских записей по ошибкам, не отраженным на иных обособляемых счетах расчетов и (или) счетах финансового результата:

— 0 304 86 000 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному»;

— 0 304 96 000 «Иные расчеты прошлых лет».

В соответствии со статьей 137 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться в том числе для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда или простое, в случае если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом. В иных случаях (не предусмотренных абзацами 9-11 статьи 137 ТК РФ) заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана.

В случае возникновения счетной ошибки работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.

Учитывая вышеизложенное, в соответствии с положениями CГC «Учетная политика», Инструкции N 157н, Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н, отражение в бюджетном учете исправления ошибки прошлого года для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок (с учетом соблюдения условий, сроков и оснований, установленных статьей 137 ТК РФ), осуществляется по дебету счета 1 401 28 211 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, по заработной плате» и кредиту счета 1 302 11 737 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами по заработной плате» — «Красное сторно».

В случае, когда переплата возникла вследствие неправильного применения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, начисление задолженности виновного лица, допустившего необоснованные начисления в пользу работника (при отсутствии оснований по удержанию с заработной платы), отражается по дебету счета 1 209 34 567 «Расчеты по доходам от компенсации затрат» и кредиту счета 1 401 10 134 «Доходы экономического субъекта от компенсации затрат».

Обзор документа

Исправление ошибки прошлого года для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, отражается по дебету счета 1 401 28 211 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, по заработной плате» и кредиту счета 1 302 11 737 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами по заработной плате» — «Красное сторно».

Если переплата возникла вследствие неправильного применения норм трудового права, то начисление задолженности виновного лица, допустившего необоснованные начисления в пользу работника (при отсутствии оснований по удержанию с зарплаты), отражается по дебету счета 1 209 34 567 «Расчеты по доходам от компенсации затрат» и кредиту счета 1 401 10 134 «Доходы экономического субъекта от компенсации затрат».

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Какие проводки использовать, чтобы отразить операции по зарплате

Ключевые моменты

Определим важные моменты при начислении зарплаты:

  1. В учреждении должно быть разработано и утверждено положение по оплате труда, которое сформировано с учетом специфики деятельности организации и не противоречит действующему законодательству.
  2. Зарплату работникам учреждения следует начислять в строгом соответствии с утвержденным положением по оплате труда и отдельными локальными распоряжениями руководителя по кадровому составу.
  3. Независимо от суммы аванса, который предусмотрен за первую половину отработанного периода, заработная плата начисляется в полном объеме. Причем в последний день месяца.
  4. Удерживать НДФЛ с заработной платы и исчислять страховые взносы следует на всю сумму начислений, не вычитая уже выплаченный аванс за первую половину месяца. Суммы, которые следует включать в налогооблагаемую базу, закреплены в Налоговом кодексе.
  5. В 2020 году применяйте новый минимальный размер оплаты труда для работников, чья зарплата не превышает установленный минимум. МРОТ регламентирован в законе от 19.06.2000 № 82-ФЗ с последними изменениями.
  6. Предусмотрите в положении по оплате труда, коллективном договоре и в трудовых соглашениях, что перечисление ЗП в организации осуществляется не реже чем два раза в месяц.
  7. Учитывайте районные коэффициенты, установленные в регионе по месту нахождения организации. Размеры районных доплат учитывайте при исчислении МРОТ.
  8. При расторжении трудового договора произведите окончательные расчеты в последний рабочий день наемного сотрудника. Причем размер обязательного расчета компенсации не зависит от причины увольнения.
  9. В бухучете используйте типовые проводки для бюджетных учреждений в 2020 году.

Следует руководствоваться инструкциями № 174н и № 157н — для учреждений бюджетной сферы, и инструкцией № 94н — для НКО.

Бухучет у бюджетников

Для отражения сумм начисленных вознаграждений за труд работников учреждений бюджетной сферы следует применять отдельные инструкции по БУ. Иными словами, общий План счетов (Приказ № 94н) в этом случае применять нельзя.

Общая инструкция для организаций — это Приказ Минфина № 157н. Но это не единственный документ. Дополнительные рекомендации и требования даны в отдельных приказах:

  1. Инструкция № 174н — для бюджетного типа учреждений.
  2. Инструкция № 183н — для автономных организаций.
  3. Инструкция № 162н — для казенного типа госучреждений.

Чтобы вести учет зарплаты в бюджетных учреждениях в 2020 году бюджетники обязаны использовать счет 0 302 10 000 «Расчеты по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда».

Для организации достоверного синтетического учета необходимо детализировать информацию. Для этого предусмотрите соответствующие коды аналитического учета:

  1. Код «1» или 0 302 11 000 — предназначен для отражения операций по начислению непосредственно заработной платы. К примеру, на данном бухсчете отражайте начисленный должностной оклад, стимулирующие, компенсационные выплаты. Если к заработку применяется территориальный (районный) коэффициент, то данные суммы отражайте с кодом «1». Также в группу отнесите суммы начисленных отпускных и больничное пособие за счет работодателя.
  2. Код «2» или 0 302 12 000 — аккумулируется информация по прочим выплатам в пользу работников. Например, в данную группу относите начисления в пользу женщин, получающих пособие на ребеночка до трех лет. В настоящий момент размер такой выплаты — 50 рублей. Если в вашем регионе действует районный коэффициент, то его включите в группу с кодом «2».
  3. Код «3» или 0 302 13 000 — в группу относите все расчеты по начислению пособий по болезни, беременности и родам, единовременные выплаты за счет средств ФСС. То есть код «3» предназначен для отражения начислений на выплаты по оплате труда.

Начисление расходов по оплате труда отражается по кредиту счета 0 302 00 000, в корреспонденции со счетами:

  • 0 109 00 000 — при отражении выплат в пользу работников, непосредственно участвующих в выполнении муниципального задания;
  • 0 401 20 000 — для начисления выплат прочему персоналу.

Бухучет зарплаты в бюджетном учреждении

Собрали в таблице проводки по начислению зарплаты в бюджетном учреждении в 2020 году.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector