Finance-union.ru

Деньги и власть
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности

Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности

Механизм государственного регулирования инвестиционными процессами представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

Условно государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные. Доступная возможность играть игровые автоматы онлайн и выигрывать деньги

К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций, а именно влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим (определяются комплексом мер бюджетно-налоговой политики). К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты. Институциональные инструменты позволяют достичь координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы.

В свою очередь перечисленные инструменты можно подразделить на инструменты прямого и косвенного воздействия (рис. 1.3.1).

Рис. 1.3.1 — Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности.

1. К инструментам правового регулирования относят следующие:

— разработка, принятие и издание нормативных правовых и индивидуальных актов;

— принятие государственных инвестиционных программ;

— система реализации и соблюдения инвестиционного законодательства.

2. К административным инструментам относят:

— применение системы санкций и ограничений;

— разработка и утверждение приказов, распоряжений, указов и т.д.;

— введение административных мер (изъятий ограничительного характера);

— согласительно-разрешительные (распорядительные процедуры);

— управление государственной собственностью.

3. К экономическим инструментам относят:

3.1. Активно-структурные инструменты:

а) государственная поддержка:

— прямая (финансами, гарантиями);

— косвенная (квотами, тарифами и пошлинами, льготами, отдельными соглашениями, затрагивающими будущие расходы государства);

— стимулирующий характер механизма изъятия;

— инвестиционные и реинвестиционные скидки;

— продажа или использование на выгодных условиях различных объектов недвижимого имущества (имущественных прав);

б) государственное финансирование инвестиций (через бюджет развития, стабилизационный фонд, налоговое кредитование и т.д.);

в) государственное участие:

г) прямое проектное финансирование;

д) управление внешним долгом.

3.2. Фискально-структурные инструменты (инструменты бюджетно-налоговой политики):

— доходные статьи бюджета;

— расходные статьи бюджета;

— специальные налоговые режимы;

— дифференциация налоговых ставок;

— освобождение от налогов;

— экспортные и импортные пошлины и сборы;

— дотации, субсидии, субвенции;

3.3. Монетарные (инструменты денежно-кредитной политики):

— регулирование эмиссии общей денежной массы;

— установление предельных ставок банковского ссудного процента;

— операции на рынке ценных бумаг;

— регулирование процентной ставки по операциям Центрального Банка;

— рефинансирование коммерческих банков;

— регулирование нормативов обязательных резервов коммерческих банков. [15, 31]

Все вышеперечисленные инструменты должны иметь информационно-аналитическое обеспечение.

Государство должно выделять бюджетные средства на реализацию инвестиционных проектов, т.к. повышение инвестиционной ориентации бюджетной системы — важнейшая задача государства на современном этапе.

Прямое финансирование инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставление льготных инвестиционных кредитов государственным финансовым институтам – важнейший источник средств на капитальные вложения во многих странах мира. Государственное финансирование инвестиционных проектов практикуется и в России. Однако специфические особенности экономического развития нашей страны и некоторые проблемы по распределению средств из бюджета не всегда позволяют в полной мере осуществлять планируемое финансирование. Предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных отраслей производства не является актуальным для большинства регионов России. Скорее всего, это связано с ограниченностью бюджетных средств. Однако предоставление бюджетных субсидий инвесторам на оплату части процентов за пользование кредитами позволит активизировать инвестиционную деятельность.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ

Для того, чтобы инвесторы не боялись финансировать проекты, государство должно гарантировать сохранность инвестиций. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ, как и в любой другой стране, осуществляется на основе принятого законодательства.

Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности

В российской Федерации такое регулирование основывается на следующей законодательной базе:

  • «Об инвестиционной деятельности в Россий­ской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999г. № 39-ФЗ (с изм. и доп.);
  • «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ (с изм. и доп.).

Государственное регулирование в инвестиционной деятельности осуществляется на основе этих двух законов.

Совет! Так как законодательство постоянно совершенствуется и изменяется в соответствии с требованиями времени, то изучение нормативно-правовых актов стоит начинать, проверив актуальность имеющейся версии. Сделать это можно, воспользовавшись услугами специальных сайтов, таких как консультант-плюс.

Россия, как и другие страны, пытается активно привлекать иностранные инвестиции, поэтому государственное регулирование иностранных инвестиций является приоритетным направлением и находится в зоне постоянного внимания Правительства (см. ФЗ об иностранных инвестициях в Российской Федерации: законодательное регулирование).

На данный момент в России создана правовая база, включающая более 30 нормативно-правовых документов, регламентирующих взаимоотношения субъектов предпринимательства в области:

  • налогообложения;
  • использования иностранных инвестиций;
  • конкурсным процедурам в области централизованного размещения инвестиционных ресурсов и др.

Формы регулирования инвестиционной деятельности

Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности удобно разбить на три блока, как показано на рисунке.

Каждый из блоков включает в себя определенные меры государственного регулирования инвестиционной деятельности. Рассмотрим поподробнее каждый блок.

Создание благоприятных экономических условий

Инвестирование возможно только в том случае, когда инвестор видит, что его финансовые средства принесут прибыль. В каком случае это возможно?

Государственные органы власти, заинтересованные в увеличении инвестиций, должны обеспечить благоприятные условия для предпринимателей и инвесторов и использовать следующие методы инвестиционного государственного регулирования:

  • предоставление налоговых льгот инвесторам;
  • гибкая амортизационная политика;
  • создание условий для использования свободных средств населения и организаций;
  • возможность использования залоговых схем при кредитовании;
  • стимулирование развития лизинговых схем;
  • создание условия для формирования инвесторами собственных фондов развития;
  • возможность переоценки основных средств на темп инфляции;
  • возможность льготного использования природных ресурсов и земли при определенных условиях;
  • эффективная система антимонопольного регулирования;
  • создание институтов объективной рейтинговой оценки в помощь инвесторам.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности

В этом блоке государственное регулирование в инвестиционной сфере осуществляется в виде:

  • разработки и финансирования за счет федерального бюджета инвестиционных проектов, для реализации как российскими предпринимателями, а также и при участии иностранных инвесторов;
  • государственных гарантий по проектам, финансируемым из госбюджета;
  • предоставление на конкурсной основе средств из региональных и федерального бюджетов;
  • выпуск ценных бумаг для финансирования отдельных проектов;
  • заключения на состязательной основе концессионных соглашений с российскими и иностранными инвесторами;
  • возобновления финансирования законсервированных по каким-то причинам объектов, находящихся в государственной собственности;

Иные методы регулирования

Необходимость государственного регулирования инвестиционной деятельности проявляется в следующих действиях государства:

  • организация экспертизы инвестиционных проектов;
  • защита интересов субъектов инвестиционной деятельности как отечественных, так и иностранных.

Совет! Инвестору стоит изучить организации, оказывающие содействие инвесторам, так как часто их помощь бывает действительно полезной. Например, для проведения экспертизы качества проектов важна компетенция и квалификация экспертов. Поэтому велика вероятность, что квалифицированный специалист работает именно в такой организации.

Роль государства в инвестиционном процессе

Роль государства в социально-экономическом развитии обычно возрастает в периоды кризисов и снижается в периоды расцвета.

Именно государство обеспечивает соблюдение законности и стимулирует экономическое развитие, которое не возможно без таких действий со стороны государства, как:

  • взвешенная экономическая и структурная политика;
  • государственная поддержка предприятий различных форм собственности;
  • инвестиционная политика;
  • создание благоприятных инвестиционных условий для страны, региона, отдельного предприятия.

Государственное и правовое регулирование инвестиционной деятельности осуществляется федеральными и региональными органами управления.

Результативность их деятельности обусловлена тремя факторами:

  • политической стабильностью;
  • высоким уровнем профессионализма сотрудников, занимающихся осуществлением инвестиционной политики;
  • качеством институтов содействия инвестиционному процессу.

Роль государства в регулировании инвестиционной деятельности велика, а успех регулирования во многом зависит от его нацеленности на решение социальных целей и задач.

Читать еще:  Взаимосвязь инвестиций в рамках предприятия

Государственное регулирование инвестиционного процесса представляет собой сложный механизм, состоящий из:

  • целей;
  • субъектов;
  • объектов;
  • средств регулирования.

Государственное и отраслевое регулирование инвестиционной деятельности

осуществляется при помощи двух видов методов:

  • прямого воздействия;
  • косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия реализуются посредством использования следующих инструментов регулирования:

  • правового;
  • административного;
  • экономического.

Например, государственное регулирование инвестиционного проекта заключается в разработке и утверждении проекта, определении источников его финансирования, проведения экспертизы качества, определение источников финансирования. Все эти действия проводятся в рамках метода прямого воздействия.

Методы косвенного регулирования делятся на:

  • активно-структурные;
  • инструменты бюджетно-налоговой политики;
  • инструменты денежно-кредитной политики.

С другой стороны, регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться при помощи административных и экономических методов.

Что такое: инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность

В экономической литературе часто применяются понятия инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность. Инвестиционная привлекательность это государственное регулирование всех процессов, прямо или косвенно связанных с инвестированием, которое ведет или к притоку или к оттоку инвестиций.

Государственное регулирование инвестиционного климата заключается в развитии инвестиционного потенциала и регулировании инвестиционных рисков.

Роль государства в регулировании инвестиционного процесса заключается в следующем:

  • государство выступает в качестве главного, фундаментального системообразующего фактора, так как разрабатывает и следит за использованием нормативно-правовой базы инвестиционного процесса, определяет общую стратегию развития инвестиционного рынка и правила поведения участников;
  • государство само является субъектом инвестиционной деятельности, так как финансирует многие проекты и получает прибыль от инвестиций.

Таким образом, именно государство создает оптимальные условия для осуществления инвестиционного процесса. Создаваемая нормативно –правовая база, налоговая система, система поддержки предпринимателей, судебная система, отношение к незыблемости частной собственности, — все это влияет на объем инвестиций, поступающий в экономику.

Совет! Не стоит отказываться от помощи специалистов, особенно, если инвестор планирует финансировать дорогостоящие проекты или проекты в других странах. Часто опыт специалиста помогает избежать финансовых потерь.

Методы, формы и инструменты государственного финансового регулирования инвестиционной деятельности

Государство использует как административные, так и экономические методы воздействия на инвестиционную деятельность в стране.

Административные (прямые) методы регулирования предполагают прямое воздействие на субъекты инвестиционной деятельности; государство обладает правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к другим субъектам экономики, используя регламенты, запреты, ограничения, разрешения. В качестве инструментов подобного воздействия выступают законодательные и нормативные акты. Например, законом устанавливается, что все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе.

Экономические методы воздействия государства это методы, с помощью которых государство воздействует на субъекты инвестиционной деятельности путём стимулирования принятия инвестиционных решений как в интересах самих субъектов, так и в интересах всего общества.

Обычно государство сочетает административные и экономические методы для достижения целей в области инвестирования. Активизация инвестиционной деятельности во многом зависит от проведения финансовой, кредитной, амортизационной, ценовой, налоговой, валютной, инвестиционной политики.

К экономическим методам относятся: установление ставки рефинансирования, налоговых льгот и скидок, дифференциация налоговых ставок, тарифов и ставок платежей за такие инвестиционные ресурсы как земля, природные ресурсы.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения инвестиционной политики.

Законом об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматриваются следующие формы государственного регулирования:

1) Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путём:

· совершенствования системы налогов, механизма начисления

· амортизации и использования амортизационных отчислений;

· установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

· защиты интересов инвесторов;

· предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землёй и др. природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;

· расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

· создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтинговых оценок субъекта инвестиционной деятельности;

· принятия антимонопольных мер;

· расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

· развития финансового лизинга;

· проведения переоценок основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

· создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

2) Прямое участие государства в инвестиционной деятельности путём:

· разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых в РФ совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счёт средств бюджетов всех уровней;

· формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счёт средств федерального бюджета;

· предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счёт средств федерального бюджета и средств бюджета субъектов РФ;

· размещения на конкурсной основе средств федерального и регионального бюджетов для финансирования инвестиционных проектов. Размещение этих средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов, определяемых законами о бюджетах, либо на условиях закрепления в государственной соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определённый срок на РЦБ с направлением средств от реализации в соответствующие бюджеты;

· проведение экспертизы инвестиционных проектов;

· защиты российских организаций от поставок морально устаревших, материалоёмких, энергоёмких и ненаукоёмких технологий, оборудования, конструкций, материалов;

· разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

· выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

· вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

· предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов).

Государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:

· обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной

· гласность при обсуждении инвестиционных проектов;

· право обжалования в судебном порядке любых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

· стабильность прав субъекта инвестиционной деятельности. В случаях принятия законов, устанавливающих для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу, за исключением случаев, когда законом установлена, что его действие распространяется на отношения, возникающие из ранее заключенных договоров;

· защиту капитальных вложений.

Для более наглядного представления о формах государственного регулирования инвестиционной деятельности см. рисунок 1.

Законом предусмотрено, что капитальные вложения могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причинённых субъектам инвестиционной деятельности. Они могут быть реквизированы только в порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом РФ. [3]

Одной из форм защиты инвестиций является их страхование. Оно осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.

Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

Рис. 1. Основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Условно государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.

К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций, а именно влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим (определяются комплексом мер бюджетно-налоговой политики). К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты. Институциональные инструменты позволяют достичь координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы.

Читать еще:  Разработка и анализ инвестиционных проектов являются

В свою очередь перечисленные инструменты можно подразделить на инструменты прямого и косвенного воздействия (рисунок 2).

1. К инструментам правового регулирования относят следующие:

· разработка, принятие и издание нормативных правовых и индивидуальных актов;

· принятие государственных инвестиционных программ;

· система реализации и соблюдения инвестиционного законодательства.

Рис. 2. Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности

ФОРМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ

В настоящее время государственная политика направлена не просто на экономический рост, а на качественно новое развитие. Законодательные инициативы правительства включают разработку ряда законопроектов, которые направлены на формирование условий для кардинального улучшения инвестиционного и предпринимательского климата, проведения предсказуемой и стимулирующей рост макроэкономической политики, формирования соответствующей правовой базы. Помимо этого, в Минэкономразвития России разработаны основы государственной инвестиционной политики до 2010г., которые нашли отражение в документе «Государственная инвестиционная политика. Концепция, программа и система реализации» (Департамент инвестиционной политики, 2001 г.).

В соответствии с этой концепцией государственная инвестиционная политика (ГИП)определяется как «создание и поддержание такого предложения на рынке капитала, которое будет максимально удовлетворять потребности экономики в инвестициях определенного объема и структуры, устанавливаемых на основе заинтересованности субъектов хозяйственной деятельности в экономическом эффекте от данных инвестиций».

При этом основными направлениями реализации государственной инвестиционной политики являются:

• создание реальных возможностей и условий для инвестирования со стороны государства;

• стимулирование инвестиционного рынка и активное участие в нем государства;

• соблюдение баланса между политикой протекционизма, либерализма и лоббирования. В инвестиционной деятельности государство выступает в нескольких лицах:

—организатора инвестиционно-финансового рынка;

—участника инвестиционно-финансового рынка;

—менеджера инвестиционных процессов.

В отечественной экономической литературе принято выделять две группы методов, при помощи которых государство регулирует инвестиционную деятельность: методы прямого и косвенного (непрямого) воздействия.

Все формы государственного воздействия на инвестиционные процессы подразделяются на три блока: правовой, административный и экономический.

Методы прямого воздействия реализуются через инструменты правового (законодательного) регулирования, административного и экономического влияния. Методы косвенного регулирования осуществляется только экономическими средствами. Таким образом, в экономических средствах сочетается использование как прямых, так и косвенных инструментов (методов) управления. Система инструментов государственного управления инвестиционной деятельностью представлена на рис.1.

Правовая (законодательная) форма играет главенствующую роль. В современном мире любое регулирующее воздействие правительства в рамках и административной, и экономической форм должно осуществляться на правовой основе, т. е. быть законодательно установлено. При этом законодательное регулирова­ние инвестиционной деятельности является важным рычагом в руках органов власти.

Экономические инструменты государственного регулирования можно разделить на четыре группы:

1) активно-структурные инструменты;

2) фискально-структурные инструменты (инструменты бюджетно-налоговой политики);

3) монетарные инструменты (инструменты денежно-кредитной политики);

4) другие инструменты.

Активно-структурные и монетарные инструменты одновременно могут оказывать прямое и косвенное воздействие на инвестиционную деятельность. Группы фискально-структурных и монетарных инструментов, связанные между собой, оказывают решающее воздействие на деловую активность и изменение объема реального национального производства.

Для реализации всей рассмотренной системы инструментов государственного управления инвестиционной деятельностью необходимо организационно-управленческое обеспечение, которое определяется организационно-управленческим воздействием (регуляторами) или системой так называемых имплементационных и институциональных мероприятий. Эти воздействия, которые направлены на формирование инвестиционнопроводящих сетей и инфраструктуры, являются основой государственной инвестиционной политики.

Рассмотрев в общем виде структуру системы инструментов управления, перейдем к более подробному описанию каждого блока инструментов.

Правовые инструменты (законодательство).Одним из основных направлений инвестиционной политики является современное, отвечающее всем требованиям экономического развития инвестиционное законодательство, обеспечивающее нормативно-правовое регулирование функционирования и развития инвестиционной деятельности.

К инструментам правового регулирования будем относить:

• разработку, принятие и издание нормативных правовых (законодательных) и индивидуальных (подзаконных) актов;

• заключение договоров (инвестиционных, кредитных соглашений);

• принятие государственных программ;

• систему реализации и соблюдения инвестиционного законодательства.

Следует отметить, что нормы, регулирующие инвестиционную деятельность, содержатся как в «чисто» инвестиционных законах, т.е. законах, регулирующих инвестиционную деятельность напрямую, так и в большинстве иных законов, которые формально не являются инвестиционными, но влияют на инвестиционную сферу.

В связи с этим существующая система законодательства, влияющего на привлечение инвестиций, охватывает следующие области законотворчества:

а) законы, дающие общее представление о прямом регулировании инвестиционной деятельности;

б) законы, косвенно (опосредованно) влияющие на инвестиционную деятельность:

—законодательство о реструктуризации и банкротстве предприятий;

—регулирование банковской деятельности;

—регулирование финансового сектора;

—регулирование фондового рынка;

—регулирование лицензионной деятельности;

—законодательство, регулирующее внешнеэкономические отношения;

—законодательство о реструктуризации естественных монополий;

—законодательство, направленное на защиту прав собственников и инвесторов;

—законодательство, регламентирующее переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности;

—антимонопольное законодательство (имеющее целью создание равноправных условий и расширение конкуренции);

—законодательство, направленное на создание условий функционирования институтов коллективного инвестирования;

—законодательство, направленное на защиту прав интеллектуальной собственности;

—законодательство, регулирующее применение современных информационных технологий и электронной коммерции во всех сферах бизнеса (законы «Об электронной торговле»; «Об электронной цифровой подписи»).

К нормативным правовым актам, с помощью которых государство напрямую регулирует инвестиционную деятельность, относятся:

а) Конституция Российской Федерации;

б) Гражданский кодекс Российской Федерации;

в) федеральные законы и нормативно-правовые акты:

—«Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. № 1488-1 (в ред. федеральных законов от 19 июня 1995 г. № 89-ФЗ и от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ);

—«Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ;

—«Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ;

—Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утверждены 21 июня 1999 г. № ВК 477);

г) постановления Правительства Российской Федерации:

—«Об утверждении положения о предоставлении государственных гарантий на инвестиционные проекты социальной и народно-хозяйственной значимости» от 12 ноября 1999 г. № 1249;

—«Об утверждении положения о порядке заключения и реализации инвестиционных соглашений» от 24 июля 1995 г. №751.

В настоящее время законодательная база, которая направлена на косвенное регулирование инвестиционной сферы, может быть представлена в виде системы:

• кодексы РФ (налоговый, бюджетный, земельный, лесной);

• федеральные законы, содержащие отдельные нормы, влияющие на инвестиционную деятельность («О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О плате за землю», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О естественных монополиях», «О Бюджете развития Российской Федерации», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «О лизинге», «О присоединении Российской Федерации к конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и др.);

• постановления Правительства РФ («Об утверждении положения о продаже на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями государственного или муниципального имущества» и др.).

Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности

В отечественной литературе принято выделять две группы методов, при помощи которых государство регулирует инвестиционную деятельность: методы прямого и косвенного (непрямого) воздействия. Все формы воздействия на инвестиционные процессы подразделяются на три блока: правовой, административный и экономический.

Методы прямого воздействия реализуются через инструменты правового (законодательного) регулирования, административного и экономического влияния. Методы косвенного регулирования осуществляются только экономическими средствами. Таким образом, в экономических средствах сочетается использование как прямых, так и косвенных инструментов (методов) управления. Система инструментов государственного управления инвестиционной деятельностью представлена на рис. 1.

Читать еще:  Понятие инвестиционной привлекательности

Рис.1. Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности

К инструментам правового регулирования относятся:

Разработка, принятие и издание нормативно-правовых (законодательных) и индивидуальных (подзаконных) актов.

Заключение договоров (инвестиционных, кредитных соглашений).

Принятие государственных программ.

Система реализации и соблюдения инвестиционного законодательства.

В настоящее время законодательная база, направленная на косвенное регулирование инвестиционной сферы, может быть представлена в виде системы:

Кодексы РФ (налоговый, бюджетный, земельный, лесной).

Федеральные законы, содержащие отдельные нормы, влияющие на инвестиционную деятельность («О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и др.).

Постановления правительства РФ («Об утверждении положения о продаже на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями государственного или муниципального имущества») и др.

Инструменты административного регулирования относятся к группе средства прямого регулирования инвестиционной деятельности и включают в себя:

Применение системы санкций ограничений.

Разработку и утверждение приказов, распоряжений, указов и т.д.

Введение административных мер.

Согласительно-разрешительные (распорядительные) процедуры.

Управление государственной собственностью.

Экономические инструменты (регуляторы). Блок экономических методов государственного управления инвестиционной сферой определяется ролью экономики, которую она играет в жизни государства и общества.

Совокупность инструментов экономического регулирования включает в себя следующие группы инструментов: активно-структурные, фискально-структурные, монетарные и другие.

К активно-структурным методам относятся:

государственное финансирование инвестиций (государственные инвестиции);

прямое проектное финансирование;

управление внешним активным и пассивным долгом.

Поддержка инвестиционной деятельности со стороны государства подразумевает непосредственно инструменты поддержки инвестиционной деятельности, а также инструменты государственного финансирования инвестиционных проектов (поддержки финансами), налоговой и административной поддержки. Государственная поддержка может осуществляться как в прямой, так и в косвенной формах. В соответствии с Концепцией государственной инвестиционной политики прямая государственная полтика реализуется посредством:

финансов (предоставление средств бюджетов развития РФ, бюджетных ссуд, предоставляемых а счет государственных внешних заимствований РФ; предоставление инвестиционных налоговых кредитов; возмещение из федерального бюджета разницы процентных ставок по кредитам, предоставление отсрочки по уплате долгов или списание долгов перед государственными предприятиями и организациями, производимые за счет государственных и муниципальных средств);

Косвенная поддержка предполагает применение:

тарифов и пошлин (таможенных);

льгот при уплате налогов и сборов;

отдельных соглашений, затрагивающих будущие доходы государства (включение и (или) последующее финансирование инвестиционных проектов в рамках межправительственных соглашений).

Государственное финансирование инвестиций (госинвестиции) — это инвестиционная деятельность государства, направленная на создание и модернизацию государственной собственности и на обеспечение государством своих функций.

Государство является одним из активных участников инвестиционной деятельности. Как участник финансово-инвестиционного рынка государство использует широкий набор инструментов и средств развития и совершенствования инвестиционной сферы. Поэтому неудивительно, что многие представленные виды государственного участия встречаются среди других групп инструментов управления (например, выпуск займов, договоры, концессии и другие).

В соответствии с Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», прямое государственное участие в инвестиционной деятельности включает в себя следующие виды:

разработку, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов РФ;

экспертизу инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ;

формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирование их за счет средств федерального бюджета;

вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

размещение на конкурсной основе средств федерального бюджета (бюджета развития РФ) и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов;

защиту российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов (в том числе при реализации бюджета развития РФ);

разработку и утверждение стандартов (норм и правил) и осуществление контроля за их соблюдением;

выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов;

предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов).

Связанное кредитование является одним из активных инструментов государственного участия в реализации инвестиционных проектов. Со своей стороны Правительство РФ дает поручения и распоряжения Минэкономразвития и Министерству финансов по обеспечению кредитования реализации проектов.

В схеме связанного кредитования правительство субъектов РФ, со своей стороны, предоставляет гарантии и поручительства для правительства субъектов РФ и банка, который заключает кредитное соглашение с банком-кредитором.

Отличительной особенностью проектного финансирования, по сравнению с другими его видами, является то, что объектом инвестирования становится сам проект.

Различают следующие формы проектного финансирования:

финансирование с полным регрессом на заемщика (наличие определенных гарантий или требование определенных форм ограничений ответственности кредиторов проекта);

финансирование без права регресса на заемщика (кредитор при этом не имеет никаких гарантий от заемщика и принимает на себя все риски, связанные с реализацией проекта);

финансирование с ограниченным правом регресса (предусматривается распределение всех рисков проектов между его участниками в соответствии с условием, что каждый участник берет на себя зависящие от него риски).

Управление государственным долгом — это процесс выработки стратегии управления задолженностью органов государственной власти, которая позволяет привлекать требуемый объем финансирования, выполнять целевые установки государственных органов власти в отношении степени риска и стоимости, а также решать другие важные вопросы.

В качестве приоритетных направлений долговой политики, влияющих на инвестиционную деятельность, являются следующие формы операций:

«погашение долга в обмен на инвестиции»;

«погашение долга в обмен на собственность или на акции»;

«погашение долга в обмен на сохранение природы».

Фискально-структурные инструменты (инструменты бюджетно-налоговой политики)

Бюджетно-налоговая политика подразумевает сокращение правительственных расходов, повышение налогов или то и другое одновременно. Этот подход называется фискальной рестрикцией и обеспечивает снижение совокупного спроса и регулирование потенциального инфляционного воздействия притока инвестиционного капитала.

Государственное налоговое регулирование инвестиционной деятельности состоит в ее стимулировании или дестимулировании следующих налоговых рычагов:

установления периода «налоговых каникул»;

введения ускоренной амортизации имущества;

введения и применения системы льгот.

Монетарные инструменты (инструменты денежно-кредитной политики). Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государственная монетарная политика направлена на изменение денежных потоков и направлений, воздействуя тем самым на экономические процессы. Выделяются следующие основные инструменты монетарного влияния:

Организационно-управленческие формы воздействия (имплементационные и институциональные мероприятия). Данная группа регуляторов пронизывает всю систему инвестиционной деятельности и является движущей силой, направленной на активизацию инвестиционных процессов и повышение интенсивности инвестиционных потоков. К ним относятся:

методы (инструменты) продвижения структурных реформ и конкретных проектов;

методы (инструменты) повышения инвестиционного имиджа (PR, маркетинг территорий и другие).

Информационно-аналитическое и технологическое обеспечение инвестиционной деятельности со стороны государства предполагает:

анализ существующих проектов, инициатив, информационных материалов;

создание единой специальной государственно-общественной системы в Интернете с размещением в нем открытой информации о текущей деятельности регионов;

создание системы обмена информации о наличии перспективных инвестиционных проектов и др.

Система продвижения структурных реформ и конкретных проектов включает следующие инструменты:

совместную работу с представителями различных зарубежных организаций и правительств иностранных государств, касающуюся их участия в различных инвестиционных программах;

участие представителей государства в формировании инвестиционных программ крупнейших компаний с государственным участием в финансово благополучных и экспортоориентированных отраслях;

установление постоянных контактов с зарубежными центрами поддержки малого бизнеса с целью отработки новых методов продвижения проектов;

обеспечение оценки, экспертизы и отбора инвестиционных проектов;

3. Инвестиционный проект: основные классификации и стадии

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector