Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инвестиции в образование

Инвестиции в образование

Одной из составляющих благополучной жизни в современном мире является высокооплачиваемая работа, однако чтобы ее получить, человек должен иметь образование, владеть определенными качествами, иметь практически навыки в конкретной области.

Внимание! В настоящее время многие люди убеждаются в том, что вложение в образование – это достаточно выгодно, поскольку знания приобретают все большую ценность. Здесь нет ничего удивительного, ведь работа становится все более сложной, требующей не только знаний, но также таких качеств и умений, как самообразование, хорошая память, внимательность, пунктуальность и ответственность.

Если не учитывать социальный аспект образования, а сосредоточить свое внимание на экономическом факторе, то образование представляет собой перспективную сферу для инвестирования. Расходом для человека, решившего вложить деньги в образование, будет упущенный заработок за период обучения. Однако его доход — это будущая прибыль, которую он сможет получить на хорошей и высокооплачиваемой работе.

Если человек ответственно относится к обучению и стремится извлечь максимальную выгоду от образования, это свидетельствует о дальновидности и стремлении быть первым. Ведь доходность от такого инвестирования в самого себя будет высокой, поскольку шансы на успешные поиски хорошей работы увеличиваются в разы. Интересно отметить, что сегодня тенденции к самообразованию наблюдаются не только в частных корпорациях, но также в государственных и бюджетных учреждениях.

Это свидетельствует о том, что даже гос. чиновники и представители Министерства Образования осознали важность инвестирования в образование своих служащих. Ведь от качества производимой ими работы во многом зависит эффективность и достигаемый результат.

Особенности инвестирования в образование

Специальное и профессиональное — это форма вложений (инвестиций) в образование, то есть человеческий капитал, при котором сотрудники улучшают свои навыки, узнают новую и ценную информацию.

Она дает возможность выполнять работу более эффективно. Главным доходом от таких инвестиций является получение более высокого оклада, а также появление перспектив личностного и профессионального роста, что, несомненно, увеличивает также и финансовые доходы человека.

Внимание! Главной функцией такой инвестиции является повышение экономической продуктивности человека. Действительно, опыт и анализы работников показывают, что один образованный и грамотный специалист способен выполнять работу быстрее и эффективнее, нежели 3 обычных сотрудника.

Это дает все основания говорить о том, что норма потенциальной прибыли на капитал, вложенный в образование, несомненно, выше того, который вкладывается в обычные материальные активы.

На сегодня существуют методы оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал, которые часто используются в крупных частных корпорациях. Здесь выделяют чистую приведенную стоимость, норму отдачи человеческого капитала и внутреннюю норму доходности.

Все они подразумевают расчет, учитывающий прямые и косвенные издержки, возрастной период работника, обычный и суммарный заработок. Если говорить о правовом регулировании в сфере образования, то здесь главным правовым актом является ФЗ «Об Образовании», где ст. 87 дает объяснение понятию «инвестирование в образование».

Инвестиции в муниципальном образовании

Главная задача муниципального образования – повышение уровня благосостояния граждан, улучшение жилищных условий, повышение заработной платы. Это возможно достигнуть исключительно за счет инвестирования в человеческий капитал с целью качественного повышения образовательного уровня граждан конкретного региона. Для привлечения дополнительных инвестиций обычно приходиться работать по одному или нескольким направлениям. Это позволяет грамотно распределить усилия и добиться хороших результатов.

Способы привлечения инвестиций в образование:

  1. Информирование потенциальных инвесторов о существующем муниципальном образовании;
  2. Создание плана социально-экономического развития с целью привлечения государственного финансирования через Министерство Образования;
  3. Разработка программы по созданию налоговых льгот для потенциальных инвесторов;
  4. Поиск наиболее перспективных профессий в конкретном регионе и обучение специалистов.

Решение многих проблем региона лежит на самом деле в сфере образования населения, поскольку именно от уровня знаний напрямую зависит эффективность работы, ее результат и достижение поставленных целей и задач.

Важно! Важная роль инвестиций в молодое поколение, обуславливается высокой отдачей в виде новых открытий, изобретений, более рационального труда, умением оперативно решать сложные задачи и проблемы.

Инвестиции в образование России

Молодым родителям следует знать, что образование детей имеет чрезвычайно важное значение, поскольку дает возможность им профессионально самореализоваться, стать финансово независимыми и уверенными в себе людьми. Если говорить об отдаче, то родители получают ее в виде финансовой помощи в будущем, когда они сами уже не могут достаточно зарабатывать, чтобы прокормить себя.

Во многих развитых странах существуют специальные программы, позволяющие родителям начать откладывать деньги на образование своего ребенка еще с раннего детства. Это позволяет по достижении ребенком определенного возраста оплатить его образование в престижном ВУЗе или колледже, дав ему, таким образом, хороший старт в жизни, от которого, между прочим, многое зависит.

Внимание! Инвестиции фирмы в образование работников при правильном выборе нужных курсов повышения квалификации практически всегда дают отличный результат. Ведь в результате высокой квалификации сотрудников руководитель предприятия значительно увеличивает конкурентные преимущества.

Это дает ему возможность успешно вести бизнес, активно достигая поставленных целей и задач. Инвестиции в здравоохранение также способны принести прибыль, однако учитывая глобальность такого проекта, обычно ими занимается государство, поскольку именно оно заинтересовано в том, чтобы нация была здоровой и работоспособной.

Инвестиции в высшее образование

Социологические исследования подтверждают, что инвестиции в образование дают ощутимый эффект в плане заработка, поскольку люди с дипломом получают более высокую заработную плату. Более того, они не просто имеют знания, но и обладают способностью к самообразованию, а это очень важное качество для любого работодателя. Существуют различные способы привлечения инвестиций в сферу высшего образования, однако все они дают в конечном результате один и тот же положительный эффект.

Многие хорошо понимают, что после школы следует идти учиться, чтобы приобрести знания и иметь возможность получить хорошее место в престижной компании. Образование – основа высокой квалификации, поэтому каждый человек должен в любом случае пройти процесс обучения и становления себя как грамотного специалиста.

Образование — это инвестиции в будущее, а не услуга. Именно с таким девизом должен идти по жизни каждый из нас. Чтобы еще раз в этом убедиться, посмотрите видео:

Новый айфон или курсы английского – что важнее?

Разбираемся, принесут ли выгоду инвестиции в образование и саморазвитие.

Инвестировать можно в недвижимость, акции, валюту, драгоценности, стартапы и ноу-хау. А можно инвестировать в человека. То есть развивать его, чтобы потом он смог сделать больше, круче, полезнее и быстрее. Этим человеком можете быть вы сами.

Почему выгодно инвестировать в образование и саморазвитие

Прелесть вложений в образование в том, что накопленные знания и умения никто не сможет у вас забрать. Но это работает и в обратном порядке: никто не сможет заставить вас учиться, кроме самого себя. Чем осознаннее мы становимся, тем больше ответственности готовы на себя брать, потому что понимаем – никто не позаботится о тебе так же хорошо, как ты сам.

Виды инвестирования в саморазвитие можно разделить на 3 типа:

  • Инвестирование в специальные знания. Это то прикладное, чему вы хотите научиться, например, программирование или анатомия. Чтобы быть экспертом, нужно досконально разбираться хотя бы в одной области.
  • Инвестирование в общие знания. Сейчас везде требуется владение иностранными языками, компьютером. Чем больше общих знаний есть, тем шире круг перспектив.
  • Внешний вид. Приятная внешность – залог уверенности в себе, а в бизнесе это одно из основополагающих качеств. Сюда же можно включить вложения в собственное здоровье, косметологические процедуры, занятия спортом и расходы на одежду. Например, для модели этот вид инвестирования будет всегда в приоритете.

Обучение – дело ума самих обучающихся

Оказывается, инвестировать в образование можно не только деньги, но и личное время, и собственные усилия. Не каждый из этих ресурсов можно восстановить, поэтому будет вдвойне обиднее прогореть на таких вложениях.

Итак, с чего начать? Для начала необходимо понять, вы хотите развиваться самостоятельно или нужна помощь. Если второй вариант, то можно задуматься о дополнительном высшем образовании в университете. К сожалению, в нашей стране высшее образование обесценивается в виду его распространенности и доступности, однако, чтобы стать профессионалом хотя бы на бумаге, корочка вуза обязательна. За высшим образованием можно отправиться за границу, но в большинстве случаев это обойдется дорого.

В Беларуси образование считается бесплатным, конечно, если постараться, можно получить бесплатно первое высшее образование. А вот за второе высшее обязательно придется платить, кроме случая, когда первое было получено платно, а второе – очная форма обучения. Получить второй диплом можно в любом вузе страны.

Где можно получить дополнительное или второе высшее образование:

1. В любом вузе – государственном или частном, очно или заочно.
2. Дистанционно в вузах Беларуси и России. В зависимости от вашего уровня образования и цели здесь можно выбрать направление деятельности и заполнить заявку на поступление в вуз или колледж.
3. На курсах переподготовки. Белорусские вузы дают исправить ошибки молодости и переучиться с первой полученной специальности на вторую. Более подробную информацию следует искать по конкретной профессии.
4. За границей. Ресурс Study.by предлагает выбрать страну, курс и уехать учиться. В удобной системе поиска достаточно ввести свои данные и пожелания, после чего агрегатор сам подберет обучающие программы. Курсы есть как платные, так и бесплатные. Времени и усилий точно нужно будет много. Важно! Необходимо знать хотя бы один иностранный язык.
5. Ресурс UniPage предлагает всем желающим получить любое образование, в том числе и высшее, дистанционно. В настройках можно выбрать стоимость, страну, конкретный университет, программу и другие параметры. Они же оказывают услуги по сопровождению обучения: язык, поиск программы, поступление, визовая поддержка – все для комфортного получения высшего образования.

В современном обществе, чтобы получить какой-то определенный навык достаточно отправиться на курсы. Их сейчас превеликое множество. На каждый навык Google выдаст перечень разных по стоимости и количеству часов/занятий программ обучения. Преимущество получения группового образования в постоянной поддержке: всегда есть наставник, к которому можно обратиться за пояснением, помощью, что значительно сокращает временные затраты.

Читать еще:  Цель и назначение инвестиционных проектов

К групповому образованию можно отнести посещение семинаров и конференций. Здесь есть поддержка и обратная связь. А вот технологический прогресс вывел новую форму обучения – вебинар. Возможно, здесь тоже есть группа, но она уже виртуальная. И физически это самостоятельное обучение. Но все зависит от самого обучающегося.

5 ресурсов, где можно прокачать soft skills

1. TiES. Курс развития личностных навыков от Бизнес-клуба «Имагуру». Очное обучение открытое – для всех желающих, и корпоративное. Шесть занятий по 2 часа каждое. Стоимость: стандартный курс – 159 BYN, персонализированный – 199 BYN.
2. Образовательная платформа LABA. Здесь каждый найдет для себя что-то полезное и интересное. Не только soft skills, но и около специализированная информация, поданная в живом ключе молодыми спикерами в яркой обертке инновационных идей. Все курсы проходят онлайн. Цена курса оглашается менеджерами после регистрации.
3. AST Programm (Arts, Science and Technology). Организаторы отмечают, что здесь можно получить «гибкие навыки для профессий ХХІ века, широкий спектр гуманитарных знаний, дизайн-мышление, управление проектами, базовые навыки веб-дизайна, графического дизайна, робототехники. Полноценное образование длиной в 3 семестра с самой разносторонней информацией. Какие-то курсы обязательны для всех, другие – на выбор. Цена – 2880 BYN.
4. IT-Academy – образовательный центр Парка высоких технологий. Здесь можно найти сразу два курса по гибким навыкам: «Soft skills для успешной карьеры в IT» и «Программа развития лидерских компетенций». Первый обещает быть дополненным специальными знаниями в сфере IT, длится 20 учебных часов или 5 занятий и стоит 186 BYN. Второй направлен на целевую аудиторию менеджеров, длится 60 часов или 8 недель и стоит 420 BYN.
5. Тренинговый портал «Аспект». Здесь можно найти тренинги и курсы по самым разным бизнес-специальностям. Гибкие навыки можно получить как по отдельности, так и в тандеме с какими-либо специальными знаниями. Цены зависят от насыщения и длительности курса, на презентации можно записаться бесплатно.

Полностью самостоятельное образование можно получить, только изучая тематическую литературу. Если вы выбрали этот вариант, прежде стоит поучиться, как следует учиться. Поэтому предлагаем 6 книг, которых отлично в этом помогут.

6 лучших книг по саморазвитию

1. «Семь навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови. Название говорит за себя. Мастхэв для любой развивающейся и амбициозной личности.
2. «Выйди из зоны комфорта» Брайана Трейси. Библия всех самостоятельных развивателей. Переведена на 40 языков мира и продана тиражом в более 1 200 000. Книга об эффективности и верных решениях сложных задач при выходе из зоны комфорта.
3. «На пределе» Эрика Ларсена. Реально работающая методика от ведущего тренера Норвегии. Начните интенсив в 5 утра в понедельник и закончите вечером воскресенья. Эта неделя покажет, каких результатов вы способны достичь, научит успевать больше, а как прежде жить больше не захочется. Волшебный «пендель» на бумаге.
4. «Почему никто не рассказал мне это в 20?» Тины Силиг. Полезные и нестандартные бизнес-советы, инновационный подход и прорывное мышление. Чем раньше, тем лучше. Ну и лучше позже, чем никогда!
5. «Эмоциональный интеллект 2.0» Тревис Бредбери и Джин Гривс. Науч-поп о связи мозга, мышления и эмоций. Отсюда черпаем знания о взаимодействии с окружающим нас обществом. Один из самых полезных гибких навыков – коммуникабельность. С помощью этой книги можно научиться понимать людей и эффективно общаться с ними.
6. «Стрессоустойчивость» Шэрона Мельника. Здесь описано 100 работающих техник для сохранения спокойствия. Книга написана бизнес-психологом. Осторожно! Проверена на существующих людях!

Как правильно инвестировать в образование

1. Определитесь с целью – зачем вам необходимо именно это образование. Ответ на этот вопрос поможет понять, чего вы хотите, почему и каким образом этого достичь.

Неправильная установка: Я хочу пойти на курсы барменов, потому что это модно, будет чем похвастаться друзьям.

Правильная установка: Я пойду на курсы по SMM, потому что это развивающаяся ниша бизнеса, развитие которой я понимаю, знаю, как работают социальные сети и мне нравится этим заниматься.

2. Определитесь с нишей, в которой хотите добиться успеха. От глобального переходите к более узкому, пока не поймете, какие именно навыки для каждой составляющей конечной цели вам необходимы.

3. Составьте план по саморазвитию. Лучше всего распечатать, повесить на стену и каждый день фиксировать результат, чтобы четко следовать ему.

Любое образование или занятие саморазвитием должно быть системным. Не делайте больших перерывов и не давайте себе поблажек, если этого не предусматривает план. Ведь без практики иностранный язык быстро забывается, а без постоянных упражнений мышцы теряют форму.

Риски инвестирования в образование

Любое вложение денег всегда сопровождается рисками. Вовсе не значит, что пора отступать от цели. Важно осознавать масштабы рисков и анализировать баланс расходов и возможной прибыли. Если вы решили вложить ресурсы в образование и саморазвитие, оцените следующие риски:

  • Знания, навыки могут не пригодиться. Чтобы этого избежать, еще раз проанализируйте свои цели и задачи.
  • Бессистемный подход ведет к утрате навыка. Чтобы результаты были, нужны сильная самомотивация и дисциплина.
  • Получение не тех знаний, на которые рассчитывал изначально. Перед вложением ресурсов в курсы, семинары, конференции, вебинары и прочие формы получения знаний перечитайте программу и убедитесь, что это именно те знания, которые вам необходимы.

Результат инвестирования в образование

Куда перспективнее всего вкладывать деньги – решать только вам. Но помните, что нет бесполезных знаний. Все дело в их верном использовании. Инвестиция в себя обязательно даст свои плоды, если цель определена правильно, мотивация присутствует, усилия потрачены не зря, а форма получения знаний выбрана подходящая.

Вложения в собственное развитие – это повышение социального положения. Для кого-то это продвижение по карьерной лестнице, признание экспертности, для кого-то – увеличение зарплаты и наращивание капитала. Так что потратить деньги можно по-разному.

Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!

Инвестирование в будущее и образование

Когда возникает упоминание об инвестициях, большинство людей ассоциирует их только с деньгами или финансовыми вложениями с целью получения прибыли. Но можно ли утверждать то, что есть не только вложения в бизнес, но также инвестиции в образование? Для ответа необходимо понять значение данного термина.

Инвестиции — это капитал, вкладываемый в дело, с целью в будущем получить прибыль от этого вложения. Капитал не обязательно должен выражаться в денежном эквиваленте, чтобы принести прибыль своему владельцу. На сегодняшний день многие настолько заняты погоней за деньгами, что полностью забывают о том, что именно знания приносят деньги.

По каким причинам нужно инвестировать

В современном мире система социальной защиты людей становится все слабее. Миллионы людей уже не могут уверенно сказать о том, что государство о них позаботиться. Многие с этим смиряются и живут, надеясь на волю случая. Однако есть люди, которые решают начать заботиться о себе сами, и задумываются о том, какие инвестиции в будущее будут наиболее эффективными.

У каждого человека своя цель и движущая сила на пути к успеху. Но к основным причинам, вдохновляющим людей становиться на путь инвестирования, относятся следующие стремления:

  • Жить и осуществлять свои мечты
  • Иметь возможность помогать близким людям
  • Быть финансово защищенным на все случаи жизни
  • Обеспечить себе безбедную старость, когда не будет силы физически трудиться

После принятия решения о необходимости вкладывать инвестиции в будущее, стоит проанализировать, каких целей и как необходимо достигать. Наилучшим вариантом является тот, в котором цели, естественные способности и симпатии человека совпадают. То есть, лучше всего заниматься тем занятием, к которому есть предрасположенность.

Инвестировать в бизнес или в знания?

Знания являются основополагающим фундаментом в любом деле, и инвестирование в бизнес не исключение. При выборе любой рабочей специальности, необходимо вначале обучится ей. А обучение и есть — инвестиции в образование. Поначалу вкладываются время и финансы для освоения профессии, чтобы та впоследствии приносила доход.

Существуют различные способы идти по пути обучения. Можно осваивать специальность в учебных заведениях или заниматься самообразованием. В обоих случаях от человека требуется затратить на это несколько видов ресурсов. К ним относятся:

  1. Время, потраченное на освоение специальности
  2. Деньги, оплаченные за обучение
  3. Усилия, положенные на освоение учебного материала
Читать еще:  Критерии оценки эффективности инвестиционного проекта

Для достижения наибольшего эффекта необходимо наличие всех трех факторов. Эти инвестиции в образование помогут приобретать новые знания, расширять кругозор. В результате таких процессов будут приходить новые идеи, обновленное понимание изучаемого предмета, а это поможет человеку занять позицию на порядок выше конкурентов в изучаемой тематике. Как естественный результат — будет повышаться благосостояние.

Как правильно заниматься самообразованием

После того, как известна творческая ниша, в которой хочется оказаться в первых местах, необходимо проанализировать деятельность уже успешных людей в ней. Необходимо обнаружить и понять, какие способности и действия вывели их на пьедестал почета. После того, как цель обнаружена, необходимо направить время, деньги и усилия на обучение и приобретение данных навыков.

Каждое мероприятие, направленное на приобретение знаний и расширение опыта, можно отнести к категории «инвестиции в образование». Есть наиболее распространенные и проверенные варианты, помогающие достигать максимальной эффективности в обучении. К ним относятся:

  • Изучение тематической литературы
  • Семинары и тренинги
  • Конференции и вебинары
  • Общение с людьми, преуспевшими в изучаемом предмете
  • Практическое применение знаний и новаторские эксперименты с ними

Все пункты, кроме последнего, представляют собой ситуацию, когда люди, которые уже имеют бесценный опыт, делятся им с другими. Это трудно переоценить, потому что кто-то за небольшой промежуток времени, расскажет о том понимании, к которому шел, возможно, годами. Если не услышать эту информацию от опытных людей, вполне вероятно, о ней не представится возможности вообще когда-либо узнать.

Что касается последнего пункта в списке — практического применения — ради него осуществлялись и все предыдущие. Если инвестиции в образование не находят применения на практике, они не представляют никакой ценности. Все, что изучается на теории, необходимо применять в деле. Лишь только тогда можно будет увидеть результат.

Какие еще бывают инвестиции в себя

Для всестороннего личностного развития не рекомендуется концентрироваться лишь на развитии в профессиональном направлении. Сегодня является почти необходимостью владеть иностранными языками. Пусть сейчас в этом нет необходимости, завтра, для того, чтобы сделать шаг вперед к успеху, эти знания могут понадобиться. Можно пробовать самостоятельно освоить иностранный язык. Однако, обучиться на курсах будет быстрее и надежнее.

Всемирная компьютеризация общества наталкивает на следующую сферу развития. Сегодня без персонального компьютера не будет существовать ни одна производственная отрасль. Поэтому важно освоить, минимум, базовый уровень пользователя ПК. Даже при приеме на работу, шансов получить ее больше у того, кто лучше владеет навыками работы на компьютере.

Приятный внешний вид имеет ряд плюсов. Во-первых, впечатление о человеке составляется в первые секунды встречи. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы оно было приятным, дабы в последующем общении иметь шансы на успех. Во-вторых, приятный внешний вид, как и все инвестиции в будущее, оказывает благоприятное воздействие на его обладателя. К тому же, аккуратный человек чувствует себя уверенней в общении.

И, конечно же, необходимо следить за своим здоровьем. Ни один успех не порадует полноценно, если что-то болит. Стоит помнить, что легче предупредить болезнь, чем ее лечить. Здоровое питание и регулярные занятия спортом окажут благоприятное воздействие на организм, укрепят его и улучшат самочувствие.

Очень важный момент в самообразовании

Стоит отметить, что процесс самообразования — не хаотичный процесс обучения от случая к случаю. Для достижения максимальной эффективности, нужно методично и целенаправленно двигаться к своей цели. Нет необходимости охватывать за раз огромный объем знаний, а потом делать длительный перерыв в обучении.

Успешные люди советуют, что лучше делать небольшой шаг к цели, но ежедневно, чем прыгать на несколько шагов вперед, а потом длительное время отдыхать. В первом случае, есть все шансы на то, что инвестиции в будущее, сделанные таким образом, будут эффективны. Такой неуклонный, пусть и медленный, метод достижения цели, является наиболее эффективным.

Мнение экспертов по поводу инвестирования в искусство.

Особенности инвестиций в человеческий капитал и варианты реализации инвестиций.

Почему стоит инвестировать в золото, и что предлагает Сбербанк.

Инвестиции в образование

Образование стало жизненно важным фактором в экономических показателях и социальном благосостоянии стран в современном мире. Высшее образование связано с экономикой и рассматривается как ключевой элемент механизма получения большего экономического вознаграждения и социальной мобильности в большинстве стран [1]. Поэтому опыт трансформации системы высшего образования очень важен для развития в социумах, пытающихся перенести свою традиционную экономику на более наукоемкую основу [2, с. 301–321]. В последние годы многие страны и регионы для поддержания своего научно-технического прогресса и инновационного развития стремились создать университеты мирового уровня [3, с. 259–277; 4, с. 473–493].

Как показывает практика, ведущие страны мира для своего экономического процветания все чаще эволюционируют в сторону экономики, базирующейся на знаниях, меньше полагаясь на традиционные ресурсы. Экономические стимулы, основанные на новых знаниях, активируют экономический рост, улучшают возможности трудоустройства, обеспечивают более высокую заработную плату, повышают конкурентоспособность страны в глобальной окружающей среде. Привлекательные экономические тенденции, преобладающие во многих развитых странах, сильно зависят от инвестиций в новые технологии, рабочую силу и высокотехнологичные отрасли.

Несмотря на то, что инновации признаны движущей силой экономического процветания, возможности для инновационного развития остаются относительно низкими в большинстве слаборазвитых стран. Для того, чтобы развивающиеся страны могли наращивать свой инновационный потенциал, необходимы существенные инвестиции в человеческий капитал, рабочую силу и инфраструктуру для высокотехнологичных отраслей. В целях укрепления конкурентоспособности и международной торговли требуется инициация научно-технического сотрудничества и сетей с развитыми странами.

Многими исследователями отмечается важность образования в процессе экономического роста, так как образование воспринимается как основной институциональный механизм производства, накопления и распространения человеческого капитала, и предполагается, что он производит и распространяет рыночные и нерыночные выгоды, внешние и побочные эффекты.

При этом инвестиции в образование обеспечивают широкий спектр и разнообразие социальных эффектов: улучшение экономической справедливости и сокращение масштабов нищеты; повышение межпоколенческой социальной мобильности; формирование интеллигенции, необходимой для полноценной современной либеральной демократии.

Исследование влияния высшего образования на экономический рост остается ключевым вопросом науки последнего времени [5]. Так, Salazar-Xirinachs и др. [6, с. 2] утверждают, что «обучение создает динамические возможности, которые являются ключевыми факторами догоняющего и экономического развития».

Другая группа исследователей данной проблемы поддерживает идею о том, что люди больше всего выигрывают от образования и поэтому сами должны увеличивать свою долю расходов, производя более высокую плату за обучение [7]. При этом необходимо найти баланс между предоставлением государством соответствующего уровня финансовой поддержки и признанием того, что многие из преимуществ высшего образования извлекаются в частном порядке в пользу отдельных лиц.

В научной литературе, посвященной исследованию феномена экономического роста, исследуются различные детерминанты в рамках эндогенных моделей роста [8, с. 198–200]. Международный опыт повышения качества высшего образования и оценка его влияния на благосостояние общества имеют большое значение для адаптации стратегии развития высшего образования к изменениям рынка труда [9, с. 441].

В работах Annabi и др. [10, с. 852–865; 11, с. 499–518] оценивается рост расходов на образование и благосостояние на основе модели OLG. Результаты эконометрических расчетов показывают, что расходы на высшее образование увеличивают накопление человеческого капитала и приводят к увеличению валового внутреннего продукта (ВВП). Эмпирические данные в значительной степени зависят от источников финансирования. Так постоянный рост расходов, финансируемых за счет подоходного налога, приводит к небольшому увеличению ВВП и снижает уровень благосостояния общества, в то время как сокращение других государственных расходов активирует экономический рост. Недостатком модели жизненного цикла [10, с. 852–865; 11, с. 499–518] является то, что она игнорирует влияние внешней среды на рост производительности труда. Данное ограничение может привести к недооценке потенциальных последствий проводимой государственной политики развития высшего образования.

Для правильной оценки влияния расходов на высшее образование может применяться модель OLG с эндогенным ростом, где политические инструменты оказывают влияние на экономический рост посредством накопления и передачи человеческого капитала. Последняя особенность представляет внешние эффекты человеческого капитала, которые не захватываются частными агентами и не поддерживают роль государственной политики в области образования. Модель включает в себя эндогенное распределение времени между обучением, работой и досугом. Из модели OLG с эндогенным ростом следует, что время обучения и инвестиции в образование улучшают формирование человеческого капитала и эффективное предложение рабочей силы. Анализ показывает, что расходы на высшее образование приводят к устойчивому росту производительности, когда учитываются экстерналии человеческого капитала.

Эмпирическая литература, исследующая влияние образования на рост, включает оценки, представленные в академических журналах, а также рабочие документы, такие как серия NBER, MPRA, EconLit, написанные на английском языке, оценивающие связь образования и роста.

С появлением новой теории роста инвестиции в образование и накопление человеческого капитала были признаны в качестве ключевых детерминант долгосрочного роста.

При этом человеческий капитал определяется как один из основных факторов экономического роста, играющий важную роль в технологическом прогрессе [12, c. 1636–1648]. Во многих исследованиях в целях количественной оценки вклада образования в экономический рост используется производственная функции Кобба – Дугласа, ряд других передовых эконометрических методов и моделей [13].

Читать еще:  Как рассчитывается срок окупаемости инвестиционного проекта

Однако на их основе часто получаются разные или даже противоречивые результаты. Например, Jalil and Idrees [13], использовали нелинейный двухступенчатый метод наименьшей квадратной инструментальной переменной (NLTSLS-IV) для оценки модели коррекции ошибок, и результаты обнаружили, что существует положительный эффект влияния образования на экономический рост в Пакистане. S.A. Solarin и Y.Y. Yen [14, с. 855–874] провели эмпирические исследования на основе панельных данных по 169 странам за период с 1996 по 2013 г. Вывод: независимо от того, развитые это или развивающиеся страны, результаты научных исследований оказывают положительное влияние на экономический рост. Кроме того, G. Hassan и A. Cooray [15] провели анализ гендерно-дезагрегированного эффекта влияния образования на экономический рост на основе данных по 18 азиатским странам в период с 1970 по 2009 г. Полученные данные свидетельствуют о том, что независимо от пола, их первичное, среднее и высшее образование оказывают положительное влияние на экономический рост. В исследованиях P.P. Saviotti и др. [16] на основе количественной модели утверждается, что образование может привести к компромиссу между неравенством доходов и темпами роста.

Следует отметить ряд исследований, в которых предлагаются различные аргументы дифференциации степени воздействия образования на экономический рост. Например, сравнивая влияние человеческого капитала 24 стран с разным уровнем экономического роста, P. Petrakis и D. Stamatakis [17, с. 513–521] отмечают, что влияние образования на экономический рост варьируется в зависимости от темпов регионального экономического роста.

N. Benos N. и S. Zotou [18] используют метод метарегрессионного анализа для исследования взаимосвязи между уровнем развития образования и экономическим ростом. Эмпирические результаты их исследований не дают однозначного обоснования взаимосвязи образования с экономическим ростом, поскольку разные образовательные стимулы приводят к различным эффектам экономического роста. В работе T.B. Vu и др. [19, с. 426–428] анализируется влияние профессионального образования и университетов на экономический рост с использованием групповых данных SGMM.

Рассмотрим более подробно модель J.Y. Ben-Porath [20, с. 352–365], в которой человеческий капитал является важнейшим фактором устойчивого роста. Для каждого поколения человеческий капитал hg,t определяется как совокупность знаний, воплощенных во всех индивидах, и развивается в соответствии со спецификацией, аналогичной спецификации, предложенной Y. Ben-Porath [20, c. 352–365] и используемой J.J. Heckman [21, с. 11–44]:

(1)

где – коэффициент амортизации человеческого капитала; γ – эластичность человеческого капитала относительно времени обучения (0

Школа для инвестора. Как привлечь частные средства в сферу образования

Вот уже четверть века мы сокрушаемся по поводу недофинансирования российского образования, которое сейчас, по оценкам экспертов, получает лишь 30% от необходимого.

Школы, где дети учатся в три смены и сидят за ветхими партами — это неприемлемо для страны, которая претендует на статус инновационной державы. Впрочем, бюджетных денег на образование не хватает ни в одной стране мира, поэтому без привлечения средств частных инвесторов злободневные задачи развития страны не решить.

Частные инвестиции в сферу образования, согласно отчету Росстата, снижаются на протяжении последних трех лет. В 2014 году в нее было вложено 242 млрд рублей, а в 2016 году — только 210 млрд рублей, которые составляют всего лишь 1,4% от общего объема частных инвестиций.

Очевидно, что для коммерческого сектора эта отрасль занимает одно из последних мест по привлекательности. Это вполне объяснимо — норм и правил инвестирования в эту сферу не существует, гарантий возврата средств нет, контроль за расходованием денег довольно слабый. При этом в России сейчас есть все возможности для создания эффективной системы привлечения частных средств для нужд образовательных учреждений. С помощью этих денег мы можем решить самые насущные проблемы нашей образовательной системы.

Инвестиции в развитие

В 2016 году официально вступили в силу «Цели устойчивого развития» (ЦУР), которые были приняты на Генеральной ассамблее ООН как план действий для всего человечества на ближайшие 15 лет. Создатели этой программы определили 17 целей, к достижению которых необходимо стремиться. На четвертое место эксперты ООН поставили вопрос получения «всеохватного и справедливого качественного образования».

Победить безграмотность и обеспечить всем людям доступ к качественному образованию невозможно только усилиями отдельных государств — необходимо глобальное объединение ресурсов наций и крупнейших компаний. И в ООН придумали способ, как это сделать, разработав механизм стимулирования инвестиций в ЦУР.

Сегодня любая крупная компания, которая хочет стать глобальной и выйти на международные рынки, должна учитывать в своей работе ЦУР и делать свой вклад в их достижение. Теперь инвестиции в цели устойчивого развития — это своего рода входной билет в клуб глобальных игроков. Такова политика всех государств, одобривших программу ООН.

В России все больше крупных компаний («Роснефть», «Газпром», «Лукойл», «Росатом» и т.д.) запускают инвестиционные проекты, которые направлены на достижение ЦУР. Это вопрос не только репутации, но и эффективности бизнеса. При получении крупных контрактов, оценке надежности партнера, проведении IPO теперь учитывается, следует ли компания ЦУР.

Однако пока сохраняются некоторые сложности в сфере инвестиций в образование.

Полоса препятствий

Основные проблемы, как это часто бывает, сосредоточены в законодательной сфере. Дело в том, что отдельные положения закона «Об образовании» не согласуются с другими нормативными актами — например, с законом о государственно-частном партнерстве (ГЧП). Закон о ГЧП просто невозможно применить в системе образования.

В результате возникает парадоксальная ситуация: в крупных городах существует проблема нехватки школ. В Самарской области есть школы, в которых одновременно учатся 14 первых классов в три смены. В одном из районов Улан-Уде, где живет 200 000 человек, нет ни одного образовательного учреждения. Власти пытаются, конечно, решить эти вопросы. Но построить одну школу стоит в среднем 1 млрд рублей. А их нужны сотни.

Здесь бы и мог помочь крупный бизнес — компании международного уровня могут выделить в качестве инвестиций деньги на строительство школ при условии их постепенного возврата на протяжении 10-15 лет. Это можно делать за счет внесения средств в уставной капитал школы. Но, увы, как мы уже было сказано, это не предусмотрено законом о государственно-частном партнерстве.

Устранения только этого барьера, впрочем, недостаточно для увеличения инвестиционной привлекательности сферы образования. Каждый бизнесмен хочет быть уверенным в возврате своих вложений. При существующем порядке финансирования учебных учреждений гарантировать это довольно сложно.

Дело в том, что сейчас в образовании действует институт подушевого финансирования. Сам по себе этот механизм разумный и эффективный: чем выше качество образовательных услуг, тем больше детей в школе, и тем больше ее финансирование. Однако в таком виде система работает только в Москве. В регионах же она действует только на бумаге.

А все потому, что на уровне муниципалитетов происходит «самостийное» перераспределение средств, утвержденных финансовым нормативом. В результате механизм в изначальном виде просто не работает. А значит, бизнесмены, которые хотели бы вложить средства в финансирование образовательных учреждений, не смогут оценить эффективность своих инвестиций.

Простые решения

Выход здесь простой: оставить лишь ограниченное число возможностей для увеличения финансирования на одного человека. Например, если ребенок имеет ограничения по здоровью или особенности психофизического развития, конечно, может применяться поправочный коэффициент. В других случаях за каждым учеником должен быть закреплен определенный бюджет.

Эти коэффициенты должны определяться на региональном уровне. И муниципалитеты должны быть лишены возможности нарушать принципы «подушевого» финансирования. Тогда чиновники и педагоги будут заинтересованы в повышении качества образования.

Кроме этого, необходимо внедрить эффективные механизмы распределения денег и контроля за выделяемыми средствами. Здесь опять же не обойтись без тонкой настройки законодательства.

Ключевая проблема в этой сфере возникает от несогласованности двух законов — «Об образовании» и «О местном самоуправлении». Сейчас в России работает более 40 000 школ, учредителями большинства из них являются муниципалитеты. Создается ситуация двоевластия: устанавливает стандарты и определяет учебные программы Минобрнауки, региональное министерство образования выделяет деньги, а муниципалитеты, как учредители школ, перераспределяют их по своему усмотрению.

Получается, что региональное министерство образования, отдавая деньги, не контролирует, как они расходуются, поэтому чиновники на местах могут принимать подчас странные решения.

Например, в одной из дагестанских школ муниципалитет выделил средства на образовательное оборудование — как оказалось, к таковому были причислены алюминиевые ступеньки для лестницы в бассейне. Думаю, что это самый безобидный пример вольного расходования средств. Для решения этой проблемы необходимо снова наделить региональные департаменты образования правом распределения и контроля средств, сделав их учредителями школ.

Все эти меры направлены на то, чтобы изменить сам подход к привлечению и расходованию средств в системе образования. Они позволят перейти от традиционной модели расходования денег к инвестиционной. По нашим подсчетам, таким образом можно привлечь дополнительно от крупного и среднего бизнеса до 200 млрд рублей инвестиций в строительство, оснащение, переоснащение школ, центров дополнительного школьного среднего и профессионального образования, центров подготовки и переподготовки кадров для этих структур.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector