Finance-union.ru

Деньги и власть
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порядок консервации объектов капитального строительства

Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства»

Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802
«Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства»

В соответствии с частью 9 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила проведения консервации объекта капитального строительства.

Председатель Правительства
Российской Федерации

30 сентября 2011 г.

Правила
проведения консервации объекта капитального строительства
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок консервации объекта капитального строительства (далее — объект), а также особенности принятия решения о консервации объекта капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (далее — объект государственной собственности).

2. Решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.

3. В случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее — строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.

4. Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).

5. В решении о консервации объекта должны быть определены:

а) перечень работ по консервации объекта, сформированный с учетом требований пункта 9 настоящих Правил;

б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация);

в) сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта (далее — техническая документация), а также сроки проведения работ по его консервации;

г) размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее — подрядчик), и утвержденного застройщиком (заказчиком).

6. В настоящих Правилах под технической документацией понимается комплект документов, разрабатываемых проектной организацией по договору с застройщиком (заказчиком), включающих графические, расчетные и текстовые материалы, необходимые для организации и проведения работ по консервации объекта.

7. На основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. При этом:

а) выполняются схемы и чертежи с описанием состояния объекта и указанием объемов выполненных работ;

б) составляются ведомости, в которых указываются сведения:

о конструкциях, оборудовании и материалах, примененных (смонтированных) на объекте, в том числе о конструкциях, оборудовании и материалах, не использованных на объекте и подлежащих хранению;

о наличии сметной документации;

о наличии исполнительной документации (включая журналы проведения работ, в том числе общий журнал работ), актов освидетельствования скрытых работ, актов проведенных испытаний, опробований и иных первичных документов.

8. После принятия решения о консервации объекта застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации. Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).

9. В состав работ по консервации объекта входят в том числе:

а) выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);

б) монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;

в) освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;

г) приведение технологического оборудования в безопасное состояние;

д) отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);

е) принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.

10. Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору.

11. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) законсервированного объекта (за исключением объекта государственной собственности), а также об источнике средств на оплату расходов, связанных с приведением объекта в состояние, при котором возможно продолжение строительства (реконструкции), принимает застройщик (заказчик).

12. В случае возобновления строительства (реконструкции) на ранее законсервированном объекте застройщик (заказчик) осуществляет:

а) техническое обследование объекта, по результатам которого определяются необходимый объем и стоимость работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период консервации конструктивных элементов или деталей объекта;

б) внесение (при необходимости) изменений в ранее подготовленную проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы этих изменений, если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение такой экспертизы, либо подготовку новой проектной документации.

13. Застройщик (заказчик) обязан заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до возобновления строительства (реконструкции) объекта, направить в орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию) объекта, а также в орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору, уведомление о возобновлении строительства (реконструкции) объекта.

II. Особенности принятия решения о консервации объекта государственной собственности

14. Решение о консервации объекта государственной собственности принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

15. Проект акта Правительства Российской Федерации о консервации объекта государственной собственности (далее — проект акта о консервации) подготавливается главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении объекта государственной собственности и согласовывается с субъектом бюджетного планирования в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является одновременно субъектом бюджетного планирования. Если строительство (реконструкция) объекта государственной собственности осуществляется в рамках федеральных целевых программ, проект акта о консервации также согласовывается с государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) соответствующей федеральной целевой программы в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является ее государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором).

16. Главный распорядитель средств федерального бюджета направляет субъекту бюджетного планирования согласованный в установленном порядке проект акта о консервации, который вносится в установленном порядке субъектом бюджетного планирования в Правительство Российской Федерации.

Одновременно с проектом акта о консервации в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации вносится на согласование проект акта о внесении изменений в соответствующий акт или решение, которым было предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в строительство (реконструкцию) объекта.

17. Финансовое обеспечение расходов, связанных с консервацией объекта государственной собственности, или расходов, связанных с приведением ранее законсервированного объекта государственной собственности в состояние, при котором возможно продолжение его строительства (реконструкции), осуществляется за счет средств федерального бюджета.

18. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) ранее законсервированного объекта государственной собственности за счет средств федерального бюджета принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

Установлен порядок консервации объекта капстроительства.

Решение о консервации принимается застройщиком (заказчиком) в 2 случаях. Если строительство (реконструкция) прекращается или приостанавливается на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.

Застройщик (заказчик) приводит объект и стройплощадку в состояние, при котором обеспечиваются прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов. Также они должны быть безопасны для населения и окружающей среды.

В решении указываются перечень и сроки работ по консервации, лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, время подготовки необходимой техдокументации, сумма затрат. Последняя определяется на основании акта, составленного подрядчиком и утвержденного застройщиком (заказчиком).

После принятия решения о консервации застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта. Цель — зафиксировать его фактическое состояние, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования.

Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).

В ходе работ по консервации, в частности, выполняются конструкции, принимающие проектные нагрузки (в том числе временные). Освобождаются емкости и трубопроводы от опасных и горючих жидкостей. Закрываются или свариваются люки и крупные отверстия. Отключаются инженерные коммуникации (за исключением тех, которые обеспечивают сохранность объекта). Следует исключить несанкционированный доступ внутрь объекта и на территорию строительной площадки.

Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора (если он должен проводиться).

Урегулирована процедура возобновления строительства (реконструкции).

Установлены особенности принятия решения о консервации объекта госсобственности.

Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства»

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 7 октября 2011 г. N 225, в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 октября 2011 г. N 41 (ч. II) ст. 5739

Утверждены Правила проведения консервации объекта капитального строительства

14 октября 2011 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. № 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства» (далее – «Правила»).

Читать еще:  3 отчет об изменениях капитала

Правила устанавливают порядок консервации объекта капитального строительства (далее – «Объект») с особенностями, касающимися консервации объектов, находящихся в федеральной государственной собственности.

Отметим, что до принятия Правил нормативно-правовое регулирование отношений по консервации объектов капитального строительства сводилось к двум положениям: об обязанности заказчика (застройщика) произвести консервацию при прекращении или длительном приостановлении работ (п. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ) и об обязанности заказчика возместить подрядчику расходы, вызванные прекращением работ и консервацией строительства (ст. 752 Гражданского кодекса РФ, далее – ГК РФ).

Также с 20 мая 2011 г. действует Свод правил 48.13330.2011 «Организация строительства.

Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004», который содержит ряд положений о консервации, однако он применяется на добровольной основе (согласно ст. 6 ФЗ от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Приказу Ростехрегулирования от 1 июня 2010 г. № 2079). Кроме того, есть ряд нормативно-правовых актов, регулирующих порядок консервации отдельных видов объектов.

Правила являются единым нормативным актом, регулирующим консервацию объектов капитального строительства.

Ключевые нововведения Правил:

1) определено содержание консервации: это приведение объекта и строительной площадки в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды;

2) подробно регламентирован порядок действий застройщика (заказчика) и подрядчика после принятия решения о консервации объекта.

Решение о консервации объекта и об источнике средств на оплату расходов, связанных с его консервацией, принимает, по общему правилу, застройщик (заказчик) [1] в случае:

1) прекращения строительства (реконструкции); или
2) необходимости приостановления строительства (реконструкции) на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.

На основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать его фактическое состояние, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования.

Подготовку технической документации, необходимой для организации и проведения работ по консервации объекта, обеспечивает застройщик (заказчик); кроме того, он обязан в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомить об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора (в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору).

При возобновлении строительства застройщик (заказчик) обязан заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до возобновления строительства (реконструкции) объекта, направить в указанные органы уведомление о возобновлении строительства (реконструкции) объекта.

В заключение обращаем внимание на следующее.

Ст. 752 ГК РФ устанавливает обязанность заказчика оплатить подрядчику в полном объеме выполненные до момента консервации работы, а также возместить расходы, вызванные необходимостью прекращения работ и консервацией строительства, с зачетом выгод, которые подрядчик получил или мог получить вследствие прекращения работ, в случае консервации объекта по не зависящим от сторон причинам. В некоторых случаях суды на основании данной нормы отказывают подрядчику в иске об оплате выполненных работ при консервации, если не доказано, что работы были прекращены или приостановлены именно по не зависящим от сторон причинам (см., напр., Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 января 2002 г. по делу № А56-4950/01). Правила устанавливают, что решение об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик). В связи с этим сторонам договора строительного подряда целесообразно включать в договор условия, регулирующие порядок оплаты выполненных работ и возмещения расходов, связанных с консервацией, права подрядчика и обязанности заказчика по расчетам в связи с консервацией.

[1] Исключение составляют объекты, находящиеся в федеральной государственной собственности: решение об их консервации принимает Правительство РФ по специальной процедуре, описанной в пп. 14-18 Правил.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

в Москве – к Алексею Коневскому, руководителю практики земельного права, недвижимости и строительства, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail ;

Порядок консервации объектов капитального строительства

Свердлова Юлия Алексеевна – студент Сибирского федерального университета.

Аннотация: В данной статье рассмотрена проблема пренебрежения обеспечения прочности, устойчивости и сохранности основной конструкции при остановке капитального строительства здания. Выявлены и обоснованы минимальные обязательные работы по консервации объектов капитального строительства, которые позволят гарантировано защитить конструкцию от внешних физических воздействий окружающей среды.

Ключевые слова: Строительство, консервация, капитальное строительство, строительно-монтажные работы, регламент консервации.

Строительный сектор России находится в состоянии рецессии, то есть наблюдается умеренный спад и замедление темпов роста, развития отрасли. Спад обусловлен в первую очередь ухудшением инвестиционного, потребительского спроса. В связи с этим многие строительные компании не могут завершить уже начатое строительство из-за недостатка инвестиций. Прекращение инвестиций может произойти на разных этапах строительства. Для сохранения уже возведенных частей здания или сооружения объект необходимо консервировать.

Согласно действующему «Порядку консервации объектов капитального строительства различного назначения, строительство которых приостановлено», консервацией объекта капитального строительства — это временное приостановление строительства на срок более шести месяцев и приведение объекта и территории, использованной для строительства, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций, и безопасность объекта для населения и окружающей среды.

На территории РФ на данный момент времени существуют два основных документах в которых регламентируется консервация капитального строительства. Первый это СП 48.13330.2011 » Организация строительства» в котором консервация строительства упоминается как один из видов строительных работ.

Второй и основной документ это «Порядку консервации объектов капитального строительства различного назначения, строительство которых приостановлено». Настоящий Порядок устанавливает общие требования к консервации объектов капитального строительства различного назначения, строительство которых приостановлено. Он полностью раскрывает порядок, нормы и правила оформления рабочей документации при консервировании зданий. При этом в данном документе отсутствуют перечень работ, необходимых при остановке строительного объекта. В Порядке говорится о том, что разработка рабочих чертежей на проведение работ по консервации объекта производится по соглашению, заключенному между заказчиком и проектной организацией. То есть в перечень работы по консервации будут входить только те работы, которые заказчик и проектная организация посчитают нужными.

При пренебрежении обеспечения прочности, устойчивости и сохранности основной конструкции, может произойти частичное или полное разрушение, которое может повлечь причинение вреда жизни, здоровью человека или окружающей среде. В связи с этим появляется необходимость внесения в Порядок дополнения в виде регламента по выполнению обязательных работ по консервации объектов капитального строительства.

Для этого необходимо строительно-монтажные работы на объекте разделить на несколько этапов и регламентировать обязательные работы:

1 Требования по консервации открытых котлованов под фундаменты

1.1 Дно открытых котлованов под фундаменты должно быть засыпано непучинистым грунтом, толщина слоя которого должна соответствовать требованиям проектной документации.

1.2 Котлован должен быть обвалован по контуру на расстоянии 50 см от его верхней бровки с устройством нагорной канавы и других элементов для отвода поверхностных ливневых вод и защиты котлована от подтопления.

2 Требования по консервации фундаментов

2.1 При консервации свайных фундаментов должны быть выполнены:

— срубка свай методами, исключающими нарушение защитного слоя бетона сваи ниже ее среза;

— засыпка грунтом до уровня верха головы сваи или до отметки низа сборного оголовка, если он смонтирован, или до низа монолитного ростверка, если он забетонирован;

2.2 При консервации ленточных или столбчатых фундаментов должна быть выполнена засыпка грунтом фундаментных подушек до уровня их верха.

2.3 В случаях, когда низ фундаментов и пол подвала находятся в слабо фильтрующих грунтах (пылевато-глинистые, глины, суглинки, реже супеси), должен быть выполнен пластовый или кольце¬вой дренаж.

3 Требования по консервации конструкций цокольного этажа (подвала)

3.1 При смонтированных конструкциях цокольного этажа (подвала) должны быть выполнены:

— перекрытие над цокольным этажом (подвалом); постоянные крепления стен цокольного этажа (подвала), т.е. запрещается оставлять временные крепления — струбцины или монтажные связи;

— заделка швов между сборными элементами, а также температурно-усадочных швов;

— защита плит перекрытий от намокания и размораживания одним слоем гидроизоляционного материала, уложенного насухо.

3.2 Все металлические связи между элементами должны быть обетонированы, закладные дета¬ли и другие металлические элементы защищены от коррозии в соответствии с требованиями СНиП 2.03.11 и СНиП 3.04.03.

3.3 Должна быть выполнена обратная засыпка пазух с уплотнением грунта согласно проектной документации с уклоном от здания и водоотвод для предотвращения подтопления цокольного этажа (подвала) поверхностными ливневыми водами.

4 Требования по консервации конструкций выше отметки ± 0,000

4.1 Монтажный горизонт на всем здании или по отсекам должен быть завершен.

Оставлять стеновые панели, закрепленные струбцинами или монтажными связями, не допуска¬ется. Конструкции должны быть закреплены плитами перекрытия, швы между сборными элементами заделаны, выполнены температурно-усадочные швы.

4.2 Должна быть выполнена защита панелей перекрытия от намокания и размораживания по 3.1.

4.3 Все металлические связи между элементами, закладные детали и другие металлические элементы должны быть защищены согласно 3.2.

4.4 Верхняя грань панелей наружных стен, стыки между ними и зона утеплителя за гребнем па¬нели должны быть защищены от намокания проклейкой полосы гидроизоляционного материала. В стыках между наружными панелями должен быть установлен герметик.

Читать еще:  Формула определения заемного капитала

4.6 Все отверстия вентиляционных шахт, шахт лифтов и другие проемы должны быть закрыты надежно закрепленными щитами.

4.7 Все оконные проемы возведенных этажей должны быть закрыты пленкой или фанерой от попадания в помещение влаги.

5 Требования по консервации зданий и сооружений после завершения монтажа конструкций и начала отделочных работ

5.1 Должен быть выполнен один слой кровли и обеспечен отвод воды с крыши, в том числе по возможности — отвод воды в ливневую канализацию.

5.2 Все оконные проемы должны быть остеклены или закрыты пленкой или фанерой от попада¬ния в помещение влаги.

5.3 Здание должно быть обесточено и отключе¬ны водоснабжение и отопление.

5.4 Должны быть выполнены работы в соответствии с требованиями 4.6.

Минимальные обязательные работы по консервации объектов капитального строительства позволят гарантировано защитить конструкцию от внешних физических воздействий окружающей среды, а также детали и изделия от полного или частичного разрушения под воздействием биологических факторов.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. N 802 г. Москва «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства»

В соответствии с частью 9 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила проведения консервации объекта капитального строительства.

Председатель Правительства Российской Федерации

Правила проведения консервации объекта капитального строительства

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок консервации объекта капитального строительства (далее — объект), а также особенности принятия решения о консервации объекта капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (далее — объект государственной собственности).

2. Решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.

3. В случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее — строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.

4. Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).

5. В решении о консервации объекта должны быть определены:

а) перечень работ по консервации объекта, сформированный с учетом требований пункта 9 настоящих Правил;

б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация);

в) сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта (далее — техническая документация), а также сроки проведения работ по его консервации;

г) размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее — подрядчик), и утвержденного застройщиком (заказчиком).

6. В настоящих Правилах под технической документацией понимается комплект документов, разрабатываемых проектной организацией по договору с застройщиком (заказчиком), включающих графические, расчетные и текстовые материалы, необходимые для организации и проведения работ по консервации объекта.

7. На основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. При этом:

а) выполняются схемы и чертежи с описанием состояния объекта и указанием объемов выполненных работ;

б) составляются ведомости, в которых указываются сведения:

о конструкциях, оборудовании и материалах, примененных (смонтированных) на объекте, в том числе о конструкциях, оборудовании и материалах, не использованных на объекте и подлежащих хранению;

о наличии сметной документации;

о наличии исполнительной документации (включая журналы проведения работ, в том числе общий журнал работ), актов освидетельствования скрытых работ, актов проведенных испытаний, опробований и иных первичных документов.

8. После принятия решения о консервации объекта застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации. Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).

9. В состав работ по консервации объекта входят в том числе:

а) выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);

б) монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;

в) освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;

г) приведение технологического оборудования в безопасное состояние;

д) отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);

е) принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.

10. Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору.

11. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) законсервированного объекта (за исключением объекта государственной собственности), а также об источнике средств на оплату расходов, связанных с приведением объекта в состояние, при котором возможно продолжение строительства (реконструкции), принимает застройщик (заказчик).

12. В случае возобновления строительства (реконструкции) на ранее законсервированном объекте застройщик (заказчик) осуществляет:

а) техническое обследование объекта, по результатам которого определяются необходимый объем и стоимость работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период консервации конструктивных элементов или деталей объекта;

б) внесение (при необходимости) изменений в ранее подготовленную проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы этих изменений, если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение такой экспертизы, либо подготовку новой проектной документации.

13. Застройщик (заказчик) обязан заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до возобновления строительства (реконструкции) объекта, направить в орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию) объекта, а также в орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору, уведомление о возобновлении строительства (реконструкции) объекта.

II. Особенности принятия решения о консервации объекта государственной собственности

14. Решение о консервации объекта государственной собственности принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

15. Проект акта Правительства Российской Федерации о консервации объекта государственной собственности (далее — проект акта о консервации) подготавливается главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении объекта государственной собственности и согласовывается с субъектом бюджетного планирования в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является одновременно субъектом бюджетного планирования. Если строительство (реконструкция) объекта государственной собственности осуществляется в рамках федеральных целевых программ, проект акта о консервации также согласовывается с государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) соответствующей федеральной целевой программы в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является ее государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором).

16. Главный распорядитель средств федерального бюджета направляет субъекту бюджетного планирования согласованный в установленном порядке проект акта о консервации, который вносится в установленном порядке субъектом бюджетного планирования в Правительство Российской Федерации.

Одновременно с проектом акта о консервации в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации вносится на согласование проект акта о внесении изменений в соответствующий акт или решение, которым было предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в строительство (реконструкцию) объекта.

17. Финансовое обеспечение расходов, связанных с консервацией объекта государственной собственности, или расходов, связанных с приведением ранее законсервированного объекта государственной собственности в состояние, при котором возможно продолжение его строительства (реконструкции), осуществляется за счет средств федерального бюджета.

18. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) ранее законсервированного объекта государственной собственности за счет средств федерального бюджета принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

Судебные споры в отношении заморозки объектов строительства

К сожалению, многие строительные и инвестиционные компании в настоящее время не могут реализовывать программы строительства и вынуждены консервировать объекты. Но понятно, что подобная консервация вызывает традиционные споры между заказчиками, генподрядчиками, проверяющими инстанциями.

Порядок консервации объекта строительства

Консервация объекта строительства предполагает приостановление строительных и иных работ и осуществление после этого ряда мероприятий, направленных на предотвращение порчи, разрушения, иного ухудшения технических характеристик оборудования, механизмов, коммуникаций, на сохранность объекта строительства в целом.

Решение о консервации принимается заказчиком либо инвестором. В случае строительства объекта за счет бюджетных средств подобное решение принимается в установленном законом порядке государственными органами либо органами местного самоуправления. При приостановлении работ более чем на шесть месяцев на объектах капитального строительства заказчик должен обеспечить консервацию объекта (п. 4 ст. 52 ГрК РФ).

Не всякое приостановление работ по договору строительного подряда означает консервацию объекта строительства. Так, приостановление работ вследствие, например, неблагоприятных погодных условий, временного отсутствия рабочей силы, материалов, оборудования, как правило, не влечет консервации строительства.

Порядок консервации объекта следующий:

1. Принятие решения о консервации объекта. Решение о консервации принимается заказчиком либо инвестором.
В решении о консервации объекта должны быть определены:

  • перечень работ по консервации объекта, сформированный с учетом требований пункта 9 настоящих Правил;
  • лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация);
  • сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта (далее — техническая документация), а также сроки проведения работ по его консервации;
  • размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее — подрядчик), и утвержденного застройщиком (заказчиком).
Читать еще:  Состав добавочного капитала

2. На основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования:

  • выполняются схемы и чертежи с описанием состояния объекта и указанием объемов выполненных работ;
  • составляются ведомости, в которых указываются сведения: о конструкциях, оборудовании и материалах, примененных (смонтированных) на объекте, в том числе о конструкциях, оборудовании и материалах, не использованных на объекте и подлежащих хранению; о наличии сметной документации; о наличии исполнительной документации (включая журналы проведения работ, в том числе общий журнал работ), актов освидетельствования скрытых работ, актов проведенных испытаний, опробований и иных первичных документов.

3. Готовится документация.
4. Проводятся работы по консервации объекта.

  • выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);
  • монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;
  • освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;
  • приведение технологического оборудования в безопасное состояние;
  • отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);
  • принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.

5. Проводится уведомление уполномоченных лиц.
Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору (Постановление Правительства РФ от 30.09.2011 N 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства»).

Невыполнение работ по консервации

В Постановлении Верховного Суда РФ от 24.04.2014 N 33-АД14-1 суд признал правомерным привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий. По мнению суда виновность лица в совершении административного правонарушения при консервации объекта подтверждена.

В суде были установлены следующие нарушения при консервации недостроенного кафе. Недостроенный двухэтажный объем вплотную примыкает к строящемуся жилому дому, в подвале не завершенного строительством здания пристройки стоит вода; кирпичная кладка наружных и внутренних стен на отдельных участках покрыта плесенью, порослями мха, местами разрушение кирпича и кирпичной кладки; горизонтальная и вертикальная гидроизоляции несущих конструкций здания, фундаментов и цокольной части здания не обнаружена; ранее выполненная конструкция кровли течет, соответственно разрушаются железобетонные плиты покрытия и перекрытия; не выполнялись работы по консервации объекта капитального строительства и работы по комплексному обеспечению безопасности здания, его обследованию и мониторингу.

Общество было признано виновным и привлечено к штрафным санкциям в размере 30 000 рублей. Но санкции могли быть и более жесткими. Подобное нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Отсутствие документации о консервации объекта

Без разрешительной документации провести консервацию объекта нельзя. Это подтверждено, в частности, в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 26.12.2012 N Ф03-6136/2012 по делу А59-958/2012.

Постановлением Правительства РФ от 30.09.2011 N 802 утверждены Правила проведения консервации объекта капитального строительства, в силу пункта 4 которых решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик). В решении о консервации объекта должны быть определены
сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта, а также сроки проведения работ по его консервации. Под технической документацией понимается комплект документов, разрабатываемых проектной организацией по договору с застройщиком (заказчиком), включающих графические, расчетные и текстовые материалы, необходимые для организации и проведения работ по консервации объекта (пункт 6 Правил).

Поскольку решение о консервации в установленном порядке обществом не принималось, техническая документация на консервацию объекта не разрабатывалась и в адрес уполномоченного органа не направлялась, то суды правомерно отклонили довод общества о том, что консервация объекта подтверждена документально.
Кроме того, представленный обществом акт о консервации объекта капитального строительства от 27.11.2007, не соответствует установленным Правилами требованиям. Более того, в нарушение Правил указанный акт составлен предпринимателем Колобовым В.К. в одностороннем порядке.
Среди негативных последствий можно назвать проблемы, связанные с вводом в эксплуатацию законченного строительством объекта, поскольку неправильная консервация может влиять на безопасность всех конструкций в целом.

Задолженность заказчика по работам по консервации объекта

Работы по консервации объекта строительства могут быть достаточно дорогостоящими, обычно они составляют отдельную смету. Консервация объекта не влияет на факт оплаты заказчиком генподрядных работ.

В Определении Верховного Суда РФ от 08.06.2015 N 307-ЭС15-3062 по делу А56-41775/2012 суд подтвердил, что заказчик должен оплатить подрядные работы. Судом было выявлено невыполнение заказчиком мероприятий по консервации объекта капитального строительства, отсутствие со стороны заказчика в ходе проведения работ претензий по качеству работ и его согласие на выполнение подрядчиком дополнительных работ.

Суд, установив факт исполнения генподрядчиком своих обязательств по контракту, невыполнение заказчиком мероприятий по консервации объекта капитального строительства, пришел к выводу о наличии у заказчика задолженности по оплате. Таким образом, вне зависимости от того, ведутся или нет строительные работы на объекте или же он законсервирован, компания-должник обязана оплатить выполненные уже подрядные работы.

Консервация объекта по требованию прокуратуры

Прокуратура и дольщики также могут обязать строительную компанию провести консервацию объекта. Так, в Апелляционном определении Ростовского областного суда от 17.07.2014 по делу № 33-9524/2014 исковые требования об обязании осуществить консервацию объекта капитального строительства были удовлетворены. Прокурор Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Мария» об обязании осуществить консервацию объекта капитального строительства.

В ходе проверки установлено, что строительные работы на объекте не осуществляются более 6 месяцев — с 2013 года. ООО «Мария» не предприняло меры к консервации объекта и строительной площадки, а именно: приведение объекта и территории, использованной для строительства, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций и безопасность объекта для населения и окружающей среды, что, по мнению истца, создает угрозу безопасности жизни и здоровья граждан и может причинить вред окружающей среде. На основании изложенного прокурор просил суд обязать ООО «Мария» осуществить консервацию объекта и строительной площадки 15-этажного 59-квартирного жилого дома.

Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался положениями части 4 статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ, пунктом 5.16 СНиП РФ «Организация строительства» СНиП 12-01-2004 от 19.04.2004 г. N 70, пунктом 6.15.1 «СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 781), пунктом 11 Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2011 года N 802, и исходил из того, что ответчиком работы по строительству многоквартирного жилого дома не ведутся более 6 месяцев, что в силу части 4 статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ является основанием для консервации объекта капитального строительства. В силу прямого указания закона обязанность по консервации объекта капитального строительства лежит на застройщике, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что в целях обеспечения устойчивости и сохранности основных конструкций многоквартирного жилого дома, соблюдения безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц на ООО «Мария» необходимо возложить обязанность по консервации объекта капитального строительства.

Несмотря на то, что в законодательстве определены и порядок консервации объекта строительства и особенности «заморозки», существуют различные судебные споры и в отношении наложения штрафных санкций, и в отношении добровольной и принудительной консервации объектов строительства, а также в отношении расчетов. Это нужно учитывать всем сторонам: заказчику, генподрядчику и дольщикам. Чтобы быстро сделать подборку судебных актов по конкретной теме, в том числе и по консервации объектов строительства, стоит попробовать Caselook. Сервис позволяет за минуты среди 60 млн документов найти именно те, которые помогут сформировать и успешно отстоять вашу позицию в суде. Для оперативного мониторинга судебных дел удобно использовать сервис Casebook, который позволяет, например, подписаться на судебные события по конкретной категории спора и многим другим параметрам, а также проверять контрагентов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector