Finance-union.ru

Деньги и власть
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предприятия с иностранным капиталом

Иностранный бизнес: четыре способа работать в России

Россия желает быть открытой для иностранных инвестиций. Она стремится создавать благоприятные условия для иностранного бизнеса, в том числе понятные и удобные условия по открытию и началу ведения бизнеса. Любому инвестору, который решил работать на территории РФ, предстоит принять решение: какой из четырех существующих способов ведения бизнеса ему подходит:

  1. открыть российское юридическое лицо,
  2. купить долю в уже работающем российском предприятии,
  3. открыть филиал или представительство иностранного юридического лица,
  4. работать с дистрибьюторами.

Проанализируем эти варианты подробнее и оценим условия и возможности, которые существуют для иностранного инвестора.

1. Открытие компании

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерное общество (АО) – организационно-правовые формы юридического лица, которую ведут свою деятельность по собственному уставу. Многие моменты, связанные с регистрацией ООО и АО, одинаковы. Поэтому рассмотрим условия, сроки и стоимость открытия общества на примере ООО, как наиболее распространенной формы ведения бизнеса в России. ООО отвечает самостоятельно по своим обязательствам, имеет отдельный баланс и самостоятельно ведёт бухгалтерскую отчётность. Схема функционирования ООО во многом будет знакома и понятна иностранному инвестору.

Преимущества: Участник общества не отвечает по долгам всего общества – его ответственность ограничена размером его доли как участника. ООО имеет возможность применять упрощённую систему налогообложения (УСН), которая выгодна малому и среднему бизнесу, так как государство предусмотрело для такого типа организации льготный режим налогообложения. Для открытия ООО иностранный гражданин или иностранное юридическое лицо может быть 100% участником, т.е. единоличным собственником.

При создании ООО «с нуля» иностранный учредитель может быть уверен, что развитие и деловая репутация общества будет всецело зависеть именно от него.

Условия: Для открытия нужен юридический адрес, уставный капитал (не менее 10 тыс. рублей), а также генеральный директор и главный бухгалтер.

Иностранный гражданин, собирающийся стать учредителем ООО, должен законно пребывать на российской территории, т.е. должен обладать деловой визой, разрешением на проживание или видом на жительство.

Процедура открытия занимает 5 рабочих дней с момента подачи документов до получения свидетельства. В расходы (в среднем 10-15 тысяч рублей) включаются затраты на перевод, заверение и пересылку документов, а также госпошлина 4 тыс. рублей.

Если одним из учредителей ООО является иностранная компания, то дополнительно понадобится предоставить легализованные документы из страны инкорпорации, содержащие основную информацию о компании. Документы должны быть переведены на русский язык и заверены российским нотариусом.

Нюансы: иностранному гражданину, если он планирует занимать какую-либо должность в ООО, необходимо разрешение на работу. Получение такого разрешения в общем порядке является продолжительным по времени: вначале требуется оформление квоты и/или разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, после чего можно подать заявление на разрешение на работу, его можно получить через 30 календарных дней с момента подачи документов. Однако эти сроки и условия не распространяются на высококвалифицированных специалистов, получающих не менее 167 тыс. рублей в месяц до налогообложения. При найме такого специалиста также не потребуется получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, размещать вакансию в Центре занятости, предоставлять документ, подтверждающий владение русским языком, и медицинские сертификаты.

Оптимальным юридическим решением для ускорения регистрации ООО является назначение гражданина РФ генеральным директором, который может быть заменён иностранным гражданином после получения им всех разрешительных документов.

2. Открытие СП (совместного предприятия)/ввод нового участника в общество

Открытие СП предполагает создание нового общества при участии в уставном капитале российского физического или юридического лица. Кроме того, иностранный инвестор может приобрести долю в уставном капитале российского общества или стать новым участником этого общества через увеличение уставного капитала.

Преимущества: российский партнёр осведомлён о ситуации на рынке, ориентируется в законодательстве и обладает нужными знаниями, контактами в отрасли для уверенного старта нового СП. Со своей стороны, иностранный учредитель может, к примеру, обеспечить ввоз промышленного оборудования, аналоги которого не производятся в России. В соответствии с пп. 7 п.1 ст. 150 НК РФ такое оборудование освобождается от налога на ввоз.

Условия: процедура и расходы аналогичны тем, которые применимы при открытии ООО, если совместное предприятие учреждается российским и иностранным учредителями. В случае, если иностранный инвестор покупает долю в уже действующей российской компании или становится новым участником этой компании путём увеличения уставного капитала, то регистрация изменений занимает 7 рабочих дней, при этом заверение документов у нотариуса, как правило, обходится в сумму около 15-17 тысяч рублей. Кроме того, в случае с увеличением уставного капитала также оплачивается госпошлина 800 рублей. Дополнительно потребуются затраты на перевод, заверение и пересылку документов.

Пример: датская компания «Пиндструп Мосебруг», производитель субстратов (торфяной продукции для сельского хозяйства), ведет дела в России с 2013 года. Датчане приобрели российскую компанию, которая производила торфяную продукцию для тепличных комбинатов, сельскохозяйственных предприятий открытого грунта, ландшафтного озеленения и т.п. Опыт работы российской компании позволил «Пиндструп» быстрее приспособиться к местному рынку, что способствовало существенному росту бизнеса в России.

3. Открытие филиала или представительства

Филиал и представительство иностранной компании – обособленные подразделения, действующие по указанию головной компании и выполняющие все или часть её функций. Подразделения полностью подчиняются учредившей их компании, по обязательствам отвечает головная компания.

В чем отличие филиала от представительства?

Представительство наделяется минимальным объемом полномочий и не вправе вести предпринимательскую деятельность (ч. 1, 3 ст. 55 ГК РФ). Оно может заниматься только маркетингом и рекламной деятельностью, вести поиск потенциальных партнеров, заключать контракты, разрешать конфликтные ситуаций и пр.

Филиалможет полноценно осуществлять ту же хозяйственную деятельность, что и головная иностранная компания (ч. 2 ст. 55 ГК РФ), т.е. функционал филиалов в принципе такой же, как и у российских компаний.

Преимущества работы через филиал и представительство в России:

  1. Филиалы и представительства могут открывать и закрывать счета в российских и зарубежных банках, заключать сделки, подписывать договоры.
  2. Филиалы и представительства управляются назначаемыми главами/директорами этих обособленных подразделений. Вести бухгалтерскую отчётность одного или нескольких подразделений и сдавать документы в налоговую службу может головная компания, каждый филиал/представительство в отдельности или один из них.
  3. При открытии филиала или представительства иностранная компания будет считаться нерезидентом, и её налогообложение будет регулироваться двусторонним соглашением об избежании двойного налогообложения, если такое заключено между странами.
  4. При аренде офиса филиалом/представительством в России в арендную плату, в соответствии с НК РФ, не включается НДС.
  5. Материальное обеспечение филиалов и представительств осуществляется за счёт имущества и активов головной компании. «Перемещения» такого имущества и активов между головной компанией и филиалами/представительствами происходят внутри самой компании, что гораздо проще, чем, например, в случае с передачей имущества иностранной компании дочерней компании в РФ. Это относится, в том числе и к банковским переводам. Таким образом, иностранная компания сможет более оперативно переводить средства на расходы, связанные с деятельностью в России.

Условия: Для начала работы в России филиалы и представительства проходят процедуру аккредитации, которая длится 25-30 рабочих дней и потребует оплаты госпошлины 120 тыс. рублей.

Филиалы и представительства по существу являются формой присутствия на российском рынке, популярной у среднего и крупного иностранного бизнеса. Обращаясь в эти филиалы и представительства, российские клиенты понимают, что обращаются к представителям известного бренда, чья репутация и надёжность общеизвестны. Для иностранной компании наличие филиала/представительства в России однозначно повышает оперативность при взаимодействии с российскими и иностранными клиентами, работающим в РФ.

Пример: британская компания «Форвард 3Д Лимитед» работает в сфере рекламы и маркетинга. Компания решила сотрудничать с Google и Яндекс в России. Для этих целей был открыт филиал в Москве, и сотрудники, работавшие ранее по российскому направлению в головном офисе в Лондоне, стали на постоянной основе работать в России. Основная работа московского офиса связана с организацией рекламных кампаний в российских социальных сетях, а также российских сегментах международных социальных сетей. Эти процессы напрямую связаны с выявлением общественного мнения для формирования эффективной рекламной стратегии. Наличие филиала «Форвард 3Д Лимитед» в России позволяет осуществлять все эти процессы и взаимодействовать с контрагентами в нашей стране более оперативно. Кроме того, платежи с расчётного счёта филиала в российском банке проходят гораздо быстрее, чем платежи со счёта головной компании.

Читать еще:  Новые поправки в материнском капитале

4. Работа через дистрибьюторов

Работа с дистрибьюторами – оптимальный, экономически целесообразный вариант для иностранных предприятий малого бизнеса. На этом этапе у компании еще нет в России штатных сотрудников и надежных механизмов сбыта продукции. Поэтому иностранная компания обращается к дистрибьюторам, заключает с ними договоры поставки. Компания продаёт свою продукцию дистрибьютору, который затем осуществляет её сбыт на территории России.

Условия: Эта форма работы не требует открытия отдельного юрлица на территории России. Нужен надежный дистрибьютор и юридически грамотный договор поставки, которым стороны будут руководствоваться при своем сотрудничестве. При этом нужно учитывать, что клиентская база не является постоянной, так как дистрибьютор может принять решение о сотрудничестве с другими компаниями, и иностранным инвесторам может понадобиться искать другой выход на российский рынок.

Итак, мы рассмотрели основные формы выхода иностранного бизнеса на российский рынок.

Выбор способа работы зависит от размера бизнеса, намеченных целей, специфики продукции и др. На практике, малый бизнес обычно выбирает для себя работу в России через дистрибьюторов. Средний и крупный бизнес выбирает создание ООО или открытие филиала/ представительства. В мировой практике также используются эти формы ведения бизнеса, поэтому в России для иностранцев правила игры будут понятны.

3 августа 2018 года были внесены революционные изменения в Федеральный закон №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», которые вступят в силу 1 декабря 2018 года.

Теперь у российских организаций с долей иностранного капитала, превышающей 49%, есть возможность приобрести статус субъекта малого, или среднего предпринимательства и получить преференции, которые он гарантирует. Ранее такие организации не имели возможности получения данного статуса.

Может ли Ваша компания считаться малым, или средним предприятием?

  • Среднесписочная численность сотрудников российской организации за предшествующий календарный год не должна превышать 250 человек;
  • Размер дохода от ведения предпринимательской деятельности российской организации за предшествующий календарный год не должен превышать 2 млрд. рублей (около 25 млн. евро);
  • Вышеуказанным критериям должна также соответствовать материнская компания за рубежом.* Проверка материнской компании на соответствие критериям будет осуществляться специализированными аудиторскими организациями по запросу компаний.

* при доле иностранного капитала менее 49%, а также для организаций, имеющих статус участника проекта «Сколково», последнее условие не актуально.

Что дает статус малого, или среднего предприятия?

Ниже приведены льготы, на которые могут рассчитывать компании, отнесенные к субъектам малого и среднего предпринимательства:

  • Специальные налоговые режимы (для определенных видов деятельности и при доле участия других организаций не более 25%);
  • Упрощенные правила ведения налогового и бухгалтерского учета;
  • Упрощенный порядок составления статистической отчетности;
  • Льготы и квоты при участии в гос. закупках;
  • Имущественная поддержка (передача во владение, или в пользование государственного или муниципального имущества на коммерческой, или безвозмездной основе, либо на льготных условиях в соответствии с государственными и муниципальными программами);
  • Различные формы господдержки (финансовая, информационная, консультационная и пр.).

Компания может рассчитывать на льготы, если она внесена в Единый реестр субъектов малого, или среднего предпринимательства. Ознакомиться с данным реестром можно на сайте ФНС России.

Как попасть в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства?

С 2016 года статус и категория организации определяется при формировании Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Реестр).

Реестр формируется ежегодно Федеральной налоговой службой. В отношении организаций с иностранным участием это будет происходить в период с 1 по 5 июля. Данные, необходимые для внесения в реестр, будут предоставляться аудиторами на основании данных отчетности материнской компании (при доле иностранного капитала, превышающей 49%).

Чем может помочь SCHNEIDER GROUP?

Компания SCHNEIDER GROUP готова оказать консультационные услуги по вопросам, связанным с определением мер государственной поддержки в связи с получением статуса. В случае заинтересованности просим Вас обратиться к нашим экспертам.

Раздел II. Создание предприятий с иностранными инвестициями, их объединений, филиалов и представительств (ст.ст. 5 — 13)

Раздел II. Создание предприятий с иностранными инвестициями,
их объединений, филиалов и
представительств

Статья 5. Формы создания и деятельности предприятий с иностранными инвестициями

Иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями создаются и действуют в любых организационно-правовых формах, не противоречащих законодательству Республики Саха (Якутия). На территории Республики Саха (Якутия) могут действовать:

— предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные предприятия), а также их дочерние предприятия, филиалы и аналогичные подразделения;

— предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия, филиалы и представительства.

Статья 6. Условия создания предприятий с иностранными инвестициями

1. Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, пакета акций) в ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций или приобретения последнего полностью.

2. Предприятие с иностранными инвестициями учреждается в порядке, предусмотренном действующим на территории Республики Саха (Якутия) законодательством о предприятиях и предпринимательской деятельности и настоящим Законом.

3. При создании предприятий с иностранными инвестициями, связанных с изучением недр, получением и переработкой геологической информации о недрах, поиском и разведкой полезных ископаемых, разработкой и добычей полезных ископаемых, переработкой (обработкой) драгоценных камней и драгоценных металлов, а также предприятий, объем иностранных инвестиций, в которых превышает один миллион долларов США (или его эквивалента в иной свободно конвертируемой валюте) наряду с технической, экологической и другими необходимыми экспертизами, проводится экспертиза анализа финансовой состоятельности иностранного инвестора. Все виды экспертиз и выдача разрешений осуществляются в общем порядке в соответствии с действующим на территории Республики Саха (Якутия) законодательством.

Статья 7. Требования к учредительным документам

Учредительные документы предприятия с иностранными инвестициями должны определять предмет и цели деятельности предприятия, состав и компетенцию органов управления, порядок принятия решений, перечень вопросов, требующих единогласия, порядок ликвидации предприятия. В учредительные документы предприятия могут быть включены и другие положения, не противоречащие действующему законодательству Республики Саха (Якутия) и отражающие особенности деятельности предприятия.

Статья 8. Оценка вкладов в уставной фонд предприятия

Вклады в уставной фонд предприятия с иностранными инвестициями оцениваются по согласованию между участниками. В случае создания предприятия, полностью принадлежащего иностранному инвестору, иностранным инвестором самостоятельно. Оценка вкладов в уставной фонд может осуществляться как в валюте Российской Федерации, так и в свободно конвертируемой иностранной валюте с пересчетом стоимости вклада в валюту Российской Федерации по курсу, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации.

Статья 9. Государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями

1. Государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями осуществляется уполномоченным правительством Республики Саха (Якутия) органом по согласованию с местными органами власти. Ведение государственного реестра предприятий с иностранными инвестициями осуществляется Министерством юстиции Республики Саха (Якутия). Порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями утверждается правительством Республики Саха (Якутия).

2. Регистрация предприятий, указанных в части 3 статьи 6 настоящего Закона, производится с разрешения правительства Республики Саха (Якутия) после проведения соответствующих экспертиз.

3. Регистрация предприятия включает:

— подачу необходимых документов для регистрации;

— экспертизу учредительных документов;

— присвоение регистрационного номера;

— занесение в официально публикуемый Государственный реестр;

— выдачу предприятию постоянного свидетельства о внесении в Государственный реестр предприятий и учреждений Республики Саха (Якутия).

Статья 10. Документы, представляемые для регистрации

Для регистрации предприятий с иностранными инвестициями представляются следующие документы:

1. Совместные предприятия:

— письменные заявления учредителей предприятия на имя руководителя уполномоченного органа с просьбой о регистрации;

— нотариально заверенные копии учредительных документов (договора о создании и устава предприятия) — по два экземпляра каждого документа.

Якутское или российское юридическое лицо представляет:

— копии собственных учредительных документов;

Читать еще:  Минимальный размер уставного капитала составляет

— копии решения собственника имущества о создании совместного предприятия или копии решения уполномоченного им органа.

Иностранное юридическое лицо представляет:

— документы о платежеспособности иностранного инвестора, выданные обслуживающим его кредитно-финансовым учреждением;

— выписки из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны местонахождения.

2. Предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам:

— письменное заявление на регистрацию от иностранного инвестора;

— нотариально заверенные копии учредительных документов (в двух экземплярах).

Иностранные инвесторы, являющиеся юридическими лицами, дополнительно представляют выписку из торгового реестра страны происхождения (с заверенным переводом на русский язык).

3. Филиалы и представительства предприятий с иностранными инвестициями, иностранных инвесторов:

— заявление, подписанное руководителем предприятия, создающего филиал (представительство);

— нотариально заверенные копии выписки из решения компетентного органа управления предприятия о создании филиала (представительства);

— нотариально заверенные копии учредительных документов предприятия, создающего филиал (представительство);

— нотариально заверенные копии положения о филиале (представительстве) — в двух экземплярах.

Статья 11. Сроки регистрации предприятия с иностранными инвестициями

Регистрация предприятия с иностранными инвестициями осуществляется в течение 21 дня с момента подачи заявления в уполномоченный орган. В течение указанного срока уполномоченный орган должен выдать свидетельство или представить заявителю мотивированный отказ.

Статья 12. Отказ в регистрации предприятия с иностранными инвестициями

Отказ в государственной регистрации предприятия с иностранными инвестициями допускается только в случае нарушения установленного действующим на территории Республики Саха (Якутия) законодательством порядка образования предприятия, либо несоответствия представленных документов, необходимых для регистрации. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

Статья 13. Регистрация дополнений и изменений

Государственной регистрации подлежат все дополнения и изменения в учредительных документах уже зарегистрированных предприятий с иностранными инвестициями, иностранных инвесторов и их дочерних предприятий, филиалов и представительств, сведения об их ликвидации. Нотариально заверенная копия решения уполномоченного органа предприятия о внесении изменений или дополнений в учредительные документы должна быть представлена в уполномоченный орган не позднее 30 дней после их принятия. Изменения и дополнения, внесенные в учредительные документы, вступают в силу только после их регистрации.

Участие иностранных компаний в Российских компаниях

Любое иностранное юридическое лицо может осуществлять свою деятельность на территории России. Иностранные компании осуществляют свою деятельность в России посредством создания филиала на территории России и Регистрации фирмы в России со своим стопроцентным участием. Иностранные юридические лица могут выдавать доверенности или действовать по ним; быть стороной в судебном разбирательстве или третьим лицом.

Иностранный инвестор в российских юридических лицах может участвовать или во вновь созданном юридическом лице, или привлекая иностранный капитал в уже существующую российскую компанию, в которой участие иностранное на 100%. Это в основном Общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества. По Законодательству России вклад иностранных компаний в уставной капитал российских компаний относится к инвестициям. Ими являются имущественные и интеллектуальные ценности, которые вкладываются в предпринимательскую деятельность для получения доходов. Но законодательством России предусмотрено ограничение для иностранных инвесторов, перечень объектов, которые закрыты для вкладывания иностранных капиталов – это объекты стратегического и оборонного назначения. Закон, ограничивающий иностранные инвестиции обратной силы не имеет, т.е. он не распространяется на то, что было после его принятия. Не распространяется также его действие и на сделки, которые были заключены до вступления его в силу. Но если какие-либо сделки были осуществлены после того как закон уже начал действовать, то иностранный инвестор в течение полугода должен в специальный орган направить сведения, о том, что он владеет 5 или более процентами акций или доли в уставном капитал предприятия, которое имеет стратегическое значение.

Закон устанавливает ограничения или запрет для инвестиций на предприятия, которые занимаются следующими процессами:

  • воздействие на метеорологические и физические явления;
  • деятельность по работе с радиоактивными материалами и ядерным оборудованием;
  • деятельность по изготовлению вооружений, боеприпасов и боевой техники;
  • деятельность по производству и обслуживанию приборов для защиты информации и криптографических и шифровальных средств;
  • деятельность по производству летательных аппаратов и авиационной техники;
  • информационная деятельность (радио- и телевещание);
  • полиграфическая деятельность по выпуску печатной продукции, тиражом не менее 1млн. экземпляров.

Данные ограничения распространяются и на создание ООО с иностранными инвестициями. Одним из ограничений является квотирование иностранного капитала в российских фирмах для обеспечения стабильности и обеспечения безопасности государства.

Для иностранных компаний и физических лиц, планирующих инвестировать жесткие рамки по ограничению предусматривает страховое законодательство: в Российских страховых компаниях иностранные организации не должны иметь более 25% доли в уставном капитале или владеть более 25% акций. В случае превышения установленных норм Страховой надзор прекращает таким компаниям выдачу лицензий. И Центробанк тоже вправе наложить запрет на внесение изменений в ЕГРЮЛ, относящиеся к увеличению уставного капитала за счет фирмы-нерезидента.

В предприятиях топливно-энергетической отрасли с декабря 2005 года квоты больше не применяются. Нет также и ограничений по участию иностранных компаний в Российских банках. Ограничениями для регистрации ООО или АО, с участием иностранного элемента являются необходимость получить разрешение соответствующего Органа государства, это также относится и к вхождению иностранной компании в Российское юридическое лицо. Контролирующим органом является Правительство РФ, точнее его отраслевой орган. Предварительное согласие должны будут получать Страховые компании, Банки и Кредитные организации – для них органом является Центробанк, а для Страховых компаний – Страховой надзор.

Все юридические лица с участием иностранных компаний на территории России создаются в обычном порядке, но дополнительно они должны с документами на регистрацию подать еще и выписку из реестра страны, где оно зарегистрировано.

Кроме ограничений по созданию организаций, в которых будут иностранные участники, законодательство России еще и ограничивает некоторых учредителей – иностранных инвесторов. Например, страховая компания, которая является дочерней организацией к инвестору иностранному юридическому лицу, вправе в России вести страховую деятельность, если инвестор иностранная страховая компания на территории России ведет свою деятельность не меньше 15 лет, а также участвует в Российских страховых компаниях не меньше чем 2 года.

По Закону РФ «О средствах массовой информации» иностранная компания или Российская компания с иностранным участием с долей ½ или более, а также гражданин РФ, который имеет 2 гражданства, не имеют право быть учредителем телепрограмм.

Лица без гражданства, а также иностранные граждане, не имеют право учреждать Российскую компанию, которая занимается телевизионным вещанием с зоной охвата более половины субъектов России, если их доля будет составлять более чем ½.

Нельзя отчуждать акции учредителями видео и телепрограмм, после их создания, компанией, которая вещает в зоне приема, охватывающей более чем половина субъектов РФ, и повлекшая при этом создания доли более чем 50%.

В Калининградской зоне, где особая экономическая зона, существуют ограничения на создание фирмы с иностранными лицами или с лицами, не имеющими гражданства. Ограничивается и создание неправительственных и международных организаций. Так же ограничивается и деятельность компаний с иностранными инвестициями.

В некоммерческих организациях имеются также ограничение на участие. Законодательство РФ разрешает иностранным гражданам регистрировать некоммерческие организации или входить в них, за исключением иностранных граждан, пребывание которых на территории РФ нежелательно.

В России предусмотрены ограничения, на то, чтобы иностранный инвестор полностью установил контроль над компанией с иностранными инвестициями, в которой он участником не является. Возможность принятия решения им в компании также ограничивается. Такие ограничение есть в организациях отраслей авиационной промышленности, авиакомпании и средства массовой информации. Для СМИ установлены ограничения не более 50%, а для авиации не более 49%.

Недавно регистрация АО с иностранными инвестициями не представлял особой сложности, если создаваемая компания состояла из иностранных лиц или компаний и участников граждан России. Если иностранный гражданин или руководитель иностранной компании по каким-либо причинном не может появиться в России, в состав создаваемого Общества входит участник – гражданин России. Данный способ является одним из простых и часто используется в практике. Гражданин России может иметь наименьшую часть доли в уставном капитале и по протоколу гражданин мог быть заявителем при регистрации, подавая и получая документы из Налоговой. Но после регистрации гражданин мог выйти из ООО, а его доля распределялась среди оставшихся участников. На этом можно было избежать дополнительных расходов, таких как: консульское заверение, пересылка документов. Но с 2012 года процедура по подаче документов отягощена. Если раньше заявителем мог быть один из участников, то с 2012 года заявителями должны быть все участники. Заявление на регистрацию должно быть заверено нотариусом или иным органом, действия которого относятся к нотариальным. Если участников несколько, то обращаться за заверением необходимо всем. Но делать это можно у разных нотариусов или иных органов.

Читать еще:  Минимальный уставной капитал ао

Предприятия с иностранными инвестициями

Одна из важнейших проблем реформирования и модернизации российской экономики — привлечения иностранных инвестиций. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций.

В мировой и российской практике внешнеэкономической деятельности широко распространены различные формы производственного сотрудничества, которые можно определить как совместное предпринимательство — это международная специализация и кооперирование производства, совместное производство, российские предпринимательские инвестиции за рубежом, предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ). Одна из самых эффективных форм привлечения иностранных инвестиций в экономику России — создание ПИИ (прямое инвестирование).

Создание и деятельность предприятий с иностранными инвестициями в Российской Федерации регулируется Законом «Об иностранных инвестициях в РФ», принятым 9 июля 1999 г. Закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

Закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике РФ иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта.

В соответствии с законом на территории РФ могут быть созданы следующие виды предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ):

предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам;

филиалы иностранного юридического лица;

коммерческие организации с иностранными инвестициями, в которых иностранному инвестору принадлежит не менее чем 10% доли в уставном (или складочном) капитале. Такие предприятия называются совместными предприятиями (СП).

Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация пользуется правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законом.

Иностранным инвестором может быть:

иностранное юридическое лицо;

иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом;

иностранный гражданин или лицо без гражданства, которое проживает за пределами РФ;

В зависимости от условных установок партнеров ПИИ могут быть следующих типов:

а) ПИИ научно-исследовательского характера, создаваемые с целью объединения опыта и результатов научных, проектных разработок для создания новых продуктов, “ноу-хау”, оборудования и т.п.;

б) ПИИ производственного характера, при создании которых зарубежный инвестор преследует цель снижения издержек в процессе производства и сбыта продукции. Могут применяться различные формы корпорационных связей, например, объединение отдельных комплектующих узлов инвестора и местного партнера, технологии, опыта организации производства, предоставляемых инвестором, и сырья, рабочей силы местного происхождения и т.д.;

в) закупочные ПИИ, создаваемые с целью закупок на местном рынке более дешевого сырья, полуфабрикатов, необходимых для производства конечного продукта на предприятиях зарубежного партнера;

г) сбытовые ПИИ, создаваемые с целью освоения новых рынков сбыта как в стране местонахождения, так и в третьих странах.

ПИИ могут принимать различные организационные формы, что зависит от разных факторов, в том числе и от цели партнеров. Для многих западных корпораций международная хозяйственная кооперация стала одной из ведущих стратегий развития и решения проблем выхода на новые рынки, преодоления протекционистских барьеров, ускорения научно-технического прогресса, уменьшения степени риска капиталоемких проектов производства новых продуктов, облегчения доступа к источникам сырья и материалов.

Наибольший интерес представляют прямые иностранные инвестиции в российскую экономику.

Прямой иностранной инвестицией считается:

приобретения иностранным инвестором не менее 10% доли (вкладах) в уставном (или складочном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества);

вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации;

осуществление иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн рублей.

Производя прямые инвестиции в России иностранные компании могут преследовать следующие цели:

1) получение высокой нормы прибыли при создании производств по выпуску продукции, которая дефицитна в России, или цены, которая в России значительно выше мировых;

2) использование факторов производства, цена которых в России ниже мировых: сравнительно дешевая (но квалифицированная) рабочая сила, низкая цена некоторых видов сырья;

3) использование сравнительно богатых месторождений полезных ископаемых и других природных ресурсов, разработка которых в России дешевле, чем в других странах, или доступ к которым в других странах затруднен;

4) продвижение на российский рынок своей продукции: создание торгово-сбытовой сети, сборочных производств, сервисных предприятий, внедрение своих стандартов на российском рынке. К инвестициям такого типа подталкивают и высокие таможенные сборы.

Для российской стороны создание предприятий с иностранными инвестициями с зарубежными партнерами предполагает для одной из сторон достижение следующих целей:

выпуск товаров для удовлетворения потребностей внутреннего рынка страны с учетом наличия спроса на эту продукцию за рубежом;

привлечение в экономику страны современной технологии и оборудования;

получение доступа к зарубежным методам управления;

увеличение объемов экспорта на основе выпуска конкурентоспособных товаров на мировом рынке;

создание современных производств высококачественной продукции, позволяющей сократить импорт или полностью отказаться от него;

привлечение иностранных капиталовложений и получение доступа к дополнительным материальным и финансовым ресурсам;

повышение квалификации кадров в области технологии, организации и управления;

получение иностранной валюты.

Сотрудничество с зарубежными партнерами может дать положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров и др.

Привлечение иностранного капитала может не только дать дополнительные материальные и денежные средства, но и стать серьезным катализатором развития рыночных отношений в стране.

Привлечение иностранного капитала, дальнейшее развитие совместного предпринимательства могут иметь существенное значение в борьбе с монополизмом. Важной чертой этого процесса является возможность путем создания предприятий с участием иностранного капитала формировать в стране конкурирующие структуры, способные противостоять диктату сложившихся монополий.

Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями на территории Российской Федерации представляется полная защита прав и интересов, которая обеспечивается законом, нормативными актами и международными договорами РФ.

Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законом РФ. Оценка вложения капитала в уставный (кладочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется в валюте РФ и по российским законам.

Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, национализации или реквизиции, за исключением случаев предусмотренных федеративным законом и международным договором.

Если же реквизиция или национализация происходит, то иностранному инвестору или ПИИ возмещается стоимость имущества и другие убытки.

Особое значение для ПИИ и иностранного инвестора имеют гарантии от неблагоприятного изменения законодательства РФ. В том случае, если вступают в силу новые федеральные законы, которые изменяют таможенные пошлины, федеральные налоги и взносы во внебюджетные фонды (кроме пенсионного) и увеличивают совокупную налоговую нагрузку на иностранного инвестора и ПИИ, им гарантируются стабильность налогового режима в течение амортизации периода, но не более 7 лет.

Определенные льготы предоставлены предприятиям с иностранными инвестициями в области таможенного обложения. В соответствии с Законом “О таможенном тарифе” товары (за исключением подакцизных), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада зарубежного партнера в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями, не облагаются ввозными таможенными пошлинами. Важно, что эти льготы распространяются на любые товары, вносимые участником в уставный капитал предприятия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector