Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Имущество муниципального унитарного предприятия

Глава 8. Имущество муниципальных унитарных предприятий (п.п. 37 — 51)

Глава 8. Имущество муниципальных унитарных предприятий

37. Имущество муниципального унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Быковскому муниципальному району.

38. Имущество муниципального унитарного предприятия формируется за счет:

1) имущества, закрепленного за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

2) доходов муниципального унитарного предприятия от его деятельности;

3) иных не противоречащих законодательству источников.

39. Право на имущество, закрепляемое за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества муниципальному унитарному предприятию, если иное не установлено постановлением администрации Быковского муниципального района о передаче имущества унитарному предприятию.

40. Имущество муниципального унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками муниципального унитарного предприятия.

41. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципального унитарного предприятия, а также имущество, приобретенное им за счет полученных доходов (прибыли), являются муниципальной собственностью и поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципального унитарного предприятия.

42. При переходе права собственности на муниципальное унитарное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

43. Муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

44. Муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества муниципального предприятия.

45. Движимым и недвижимым имуществом муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными. Муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Уставом муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

46. Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия районной Думы. Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

47. Муниципальное казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

48. Муниципальное казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия.

49. Муниципальное предприятие имеет свой уставной фонд. Уставным фондом муниципального предприятия определяется муниципальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Уставный фонд муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Размер уставного фонда муниципального предприятия определяется в рублях и не может составлять менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия. Порядок формирования, увеличения и уменьшения уставного фонда муниципального предприятия определяется Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

50. В муниципальном казенном предприятии уставный фонд не формируется.

51. Муниципальное унитарное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия. Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков унитарного предприятия. Муниципальное унитарное предприятие за счет чистой прибыли создает также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия. Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы муниципальным унитарным предприятием только на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия.

Порядок формирования, увеличения и уменьшения уставного фонда муниципального предприятия определяется Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Имущество муниципального унитарного предприятия

Большой юридический словарь. — М.: Проспект . А. В. Малько . 2009 .

Смотреть что такое «Имущество муниципального унитарного предприятия» в других словарях:

Муниципальное унитарное предприятие — не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме… … Российское избирательное право: словарь-справочник

ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО — (МУНИЦИПАЛЬНОГО) УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ денежные отношения, возникающие в процессе формирования и использования основных фондов и оборотных средств, производства и продажи продукции, образования, распределения и использования прибыли… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Банкротство — (Bankruptcy) Банкротство это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств Суть банкротства, его признаки и характеристика, законодательство о банкротстве, управление и пути предотвращения… … Энциклопедия инвестора

Эмитент — (Issuer) Эмитент это любая организация или юридическое лицо, которое от своего имени выпускает ценные бумаги Определение эмитента и его действия, по отношению к ценным бумагам, включая кредитные карточки, дорожные чеки Содержание >>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Компания — (Company) Содержание Содержание Юридические формы компании Понятие организации и предпринимательства. Основные признаки и классификации компаний Признаки фирмы Основные концепции организации Контрактная концепция фирмы Стратегическая концепция… … Энциклопедия инвестора

Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между… … Административное право. Словарь-справочник

Унитарное предприятие — Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям,… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Читать еще:  Квалификационная надбавка муниципальному служащему

право хозяйственного ведения — в ст. 294 ГК одно из ограниченных вещных прав, субъектами которого могут быть только юридические лица в форме государственного или муниципального унитарного предприятия. Предприятие, которому имущество принадлежит на П.х.в., владеет, пользуется и … Большой юридический словарь

ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ — в гражданском законодательстве РФ особая разновидность вещных прав. В соответствии со ст. 294 ГК РФ субъектами П.х.в. могут быть только юридические лица в форме государственного или муниципального унитарного предприятия. Предприятие, которому… … Энциклопедический словарь экономики и права

Право хозяйственного ведения — одно из ограниченных вещных прав, субъектами которого могут быть только юридические лица в форме государственного или муниципального унитарного предприятия (ст. 294 ГК РФ). Предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного… … Бухгалтерская энциклопедия

Имущество унитарного предприятия

1.1. В соответствии с п. 2 ст. 113 Гражданского кодекса РФ имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Таким образом, в хозяйственное ведение унитарному предприятию может передать имущество только собственник, каковым по закону является либо государство либо муниципалитет.
Следовательно, СПК по закону не может передать мун. предприятию имущество в хозяйственное ведение.

2. Может ли муниципальное унитарное предприятие являться собственником имущества?

2.1. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

3.1. Законно, например ГУП «Электросеть» находится в ведении горхоза и продает электроэнергию горхозу по утвержденному им же тарифу.

4.1. Изъятие из хозяйственного ведения, возможно, только при ликвидации МУПа.

5.1. Ника! Всё зависит от содержания учредительных документов участвующих в сделке юридических лиц. Или сами их изучайте, или обратитесь за помощью к юристу. Поверхностные ответы на Ваш вопрос — гадание на кофейной гуще!

6.1. Суд принял правильное решение. Задачка не очень сложная.
Решение задач осуществляется на платной основе.

7.1. Раз предприятие муниципальное, то его создаёт и закрывает муниципалитет. Есть устав каждого муниципального учреждения, в котором права и обязанности расписаны. Прочитайте устав.

8.1. уважаемый посетитель
Безусловно вправе дать такое разрешение, но может потребоваться в ИФНС также согласие собственника
Удачи Вам в решении Вашего вопроса.

9. Комитет по управлению городским имуществом обратился в арбитражный суд с иском к унитарному предприятию о выселении из нежилого помещения в связи с его изъятием‘ В судебном заседании было установлено. Что помещение ИСПОЛЬЗУЕТСЯ предприятием на ОСНОВЕ: устава. Право ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ на него было передано ему городом в лице комитета по управлению имуществом при создании.

Имеется ли возможность изъятия имущества. Находящегося у унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения?

9.1. Да, имущество изъято, т.к. является собственностью города. Комитет выступает от имени города. Город получит исполнительный лист на выселение и приставы принудительно проведут его, если унитарное предприятие не съедет.

10.1. Доброго времени суток
Предприятие имеет возможность взять юриста в штат и он вас будет подробно консультировать

Удачи Вам. Анна Титова.

10.2. Соглашение об отступном эти МУПы могут заключить только с согласия своего учредителя и собственника имущества, так как речь идет о передаче недвижимого имущества.

11.1. Наличие убытков, их размер и причинно-следственную связь между нарушением и возникновением убытков будет доказывать лицо, заявившее требование о взыскании убытков.

12.1. Из содержания ст. 63 ГК следует, что основной правовой задачей, решаемой в процессе ликвидации юридического лица, является проведение расчетов с кредиторами и участниками (собственниками имущества) ликвидируемого лица (п. 1 и п. 7). Успешное проведение расчетов с кредиторами и участниками в ходе ликвидации юридического лица (аналогично процессу банкротства) возможно только при соблюдении следующих принципиальных условий: сохранение наличного имущества ликвидируемого лица, возврат имущества, принадлежащего такому лицу, из владения: законного либо незаконного — других лиц (для последующей реализации имущества или его передачи), взыскание дебиторской задолженности.
Правоспособность ликвидируемого юридического лица, в том числе и по заключению сделок, законодательством не ограничена. Однако такое лицо, как никакое другое, обязано руководствоваться принципом осуществления гражданских прав в определенных пределах, установленным ст. 10 ГК, имея в виду, что сделки, направленные на создание новой задолженности, необходимость которой не очевидна (не находится в непосредственной связи с задачами хозяйственной деятельности, установленными учредительными документами, и прямо противоречит определению коммерческой организации как юридического лица, преследующего извлечение прибыли — п. 1 ст. 50 ГК), не могут признаваться действительными.

13.1. Мы же не знакомы с материалами дела, что вы хотите услышать? Суд имеет право назначить экспертизу, вы были вправе предложить свои экспертные учреждения и предоставить список вопросов. Удачи Вам и всего хорошего!

13.2. На первый взгляд ничего незаконного в действиях суда я не вижу, но в любом случае нужно ознакомиться с материалами судебного дела

Имущество унитарного предприятия

Способы использования имущества унитарного предприятия:

Имущество унитарного предприятия находится в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

При хозяйственном ведении унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться имуществом, выпускаемой продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами. При оперативном управлении унитарное предприятие (казенное) вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, произведенной продукцией и доходом лишь с согласия собственника.

Собственник имущества решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Собственник может передать имущество унитарному предприятию как в виде вклада в уставный фонд, так и сверх определенного уставного фонда.

В казенном предприятии уставный фонд не образуется.

Унитарное предприятие не имеет права учреждать дочерние предприятия. Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает запрет для государственных и муниципальных предприятий, созданных на праве хозяйственного ведения, выступать учредителем другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернего предприятия). Необходимость запрета обусловлена недопущением вывода из-под контроля имущества предприятий путем создания дочерних предприятий.

Финансовые ресурсы унитарных предприятий имеют те же источники, что и другие коммерческие предприятия.

Читать еще:  Квалификационный справочник должностей муниципальных служащих

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

имущество, переданное предприятию по решению собственника в оплату уставного фонда;

иное имущество, переданное предприятию по решению собственника;

прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности;

заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;

капитальные вложения и дотации из бюджета;

дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;

добровольные взносы и пожертвования организаций, предприятий, учреждений и граждан;

иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе доходы от сдачи в аренду имущества.

Унитарное предприятие имеет право распоряжаться активной частью основных средств: имеет право продавать другим предприятиям, организациям и учреждениям принадлежащие ему оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности с целью получения выручки от продажи активов.

Унитарное предприятие не может самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом. Продажа недвижимого имущества, которое находится у унитарного предприятия, осуществляется только с согласия собственника этого имущества.

Согласование сделок предприятия с имуществом, стоимость которого, определенная в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, превышает 150 млн. руб., осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом на основании решения правительства Российской Федерации или решения, принимаемого по его поручению заместителем председателя правительства Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» сделки по продаже федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, осуществляются путем продажи имущества на аукционе. Его организатором выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.

Согласование сделок федерального государственного унитарного предприятия в отношении закрепленного за предприятием в хозяйственном ведении находящегося на территории Российской Федерации федерального недвижимого имущества (за исключением передачи его в аренду) осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Согласно п. 5 указанного постановления средства, полученные от продажи имущества (за вычетом связанных с его продажей затрат предприятия, которые определяют исходя из фактических затрат и не могут превышать 3% цены продажи имущества и его балансовой стоимости), подлежат перечислению в федеральный бюджет в течение 25 дней с даты оплаты имущества.

сохранением права собственности на имущество за учредителем;

закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления);

единоличными органами управления.

К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести:

необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена;

осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости;

обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.

Цель деятельности унитарных предприятий — решение государственных задач на коммерческой основе.

Правила ст. 113-115, 294-297 ГК РФ регулируют только правовое положение предприятий и не затрагивают права и обязанности работников, как имеет место с участниками и членами хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов. Права и обязанности работников определяются прежде всего трудовым правом. Если унитарное предприятие с согласия собственника внесло вклад в хозяйственное общество, то получаемая прибыль не может распределяться между работниками предприятия, она становится имуществом этого предприятия в целом.

Имущество, выделяемое унитарному предприятию при его создании, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Органом унитарного предприятия выступает руководитель, который назначается собственником или уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Формы унитарных предприятий

В соответствии с ГК РФ унитарные предприятия могут создаваться только в форме государственных и муниципальных предприятий, основанных:

на праве хозяйственного ведения (ГУПы и МУПы);

либо на праве оперативного управления — федеральные казенные предприятия (КУПы).

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ), создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учредительным документом унитарного предприятия считается его устав, утверждаемый министерством, ведомством или другим федеральным органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, необходимых для любого юридического лица, данные о предмете и целях его деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия. Унитарное предприятие — единственная коммерческая организация, обладающая гражданскими правами и обязанностями, прямо связанными с той деятельностью, которая указана в уставе.

Размер уставного фонда государственного предприятия не должен быть менее суммы, равной 5000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, а муниципального — не менее 1000 МРОТ. Уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником в течение трех месяцев с момента государственной регистрации.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, если банкротство унитарного предприятия вызвано указаниями собственника. Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — казенные предприятия (ст. 115 ГК РФ) образуются на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Учредительным документом казенного предприятия является устав, утвержденный правительством Российской Федерации, субъектом РФ или органом местного самоуправления.

Собственник-учредитель вправе изъять:

используемое не по назначению имущество.

Казенное предприятие не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника.

Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению правительства РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Правовой режим имущества унитарного предприятия

Дата публикации: 08.05.2017 2017-05-08

Статья просмотрена: 1100 раз

Библиографическое описание:

Маркова, Ю. В. Правовой режим имущества унитарного предприятия / Ю. В. Маркова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 18 (152). — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/archive/152/43138/ (дата обращения: 07.04.2020).

Читать еще:  Номер муниципального образования по адресу

Эффективное управление государственной и муниципальной собственностью в современной России является необходимой составляющей института государственного и муниципального управления, развивающегося под влиянием тенденций расширения негосударственного сектора экономики, популяризации государственно-частного партнерства, приватизации государственных и муниципальных организаций.

В таких условиях актуальный характер и особое значение приобретает выбор оптимальных форм участия публично-правовых образований в названных процессах, одной из которых выступает организационно-правовая форма унитарного предприятия, которая не является новой для отечественного законодателя.

Основу нормативной правовой базы, определяющей сущность и специфику режима имущества унитарного предприятия, составляет Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», часть 1 статьи 2 которого содержит легальное определение унитарного предприятия, под которым законодатель признает коммерческую организацию, не наделенную правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником [1].

Из указанного определения очевидны признаки унитарного предприятия, определяющие особенности режима его имущества. Во-первых, законодатель прямо определяет унитарное предприятие как разновидность коммерческой организации.

Данная норма находит свое отражение и в пункте 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Анализируя положения статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, классифицирующей все организации в зависимости от целей их деятельности, на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, которые законодатель определяет как коммерческие организации, либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками, являющиеся некоммерческими организациями, очевидно, что основной целью коммерческих организаций, как и осуществляемой ими коммерческой деятельности является извлечение прибыли [2].

Однако, в силу особого субъектного состава и правового статуса собственника имущества унитарного предприятия указанную организацию нельзя назвать коммерческой в классическом понимании. Скорее, это специфическая коммерческая организация, использующая закрепленное за ней имущество, которое не принадлежит ей на праве собственности, в коммерческих целях. Собственником указанного имущества, реализующим в полной мере традиционную триаду правомочий владения, пользования и распоряжения в отношении этого имущества, выступают публично-правовые образования — Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, которые в силу специальной правоспособности не наделены правом осуществлять предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли, как это делают классические коммерческие организации. Для подобного рода организаций применимо понятие приносящей доход деятельности, поэтому говорить о принадлежности унитарных предприятий к коммерческому типу организаций возможно только с учетом указанных особенностей.

Во-вторых, поскольку имущество, которым наделено унитарное предприятие, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию, собственник имущества организации и ее учредитель совпадают — это все те же публично-правовые образования.

Унитарное же предприятие владеет имуществом на одном из ограниченных вещных прав: праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. В обоих случаях правомочия распоряжения имуществом унитарным предприятием значительно урезаны, что и объясняет ограниченный характер вещных прав на данное имущество.

Так, унитарное предприятие, наделенное имуществом на праве хозяйственного ведения, согласно статье 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, не вправе продавать, сдавать в аренду, предоставлять в качестве залога и иным образом отчуждать без согласия собственника недвижимое имущество [2]. Иным имуществом унитарное предприятие вправе распоряжаться по своему усмотрению.

За собственником остаются права по созданию, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия, определению целей его деятельности, назначению руководителя организации и осуществлению контроля за сохранностью и использованием по назначению имущества унитарного предприятия, а также право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Владение имуществом на праве оперативного управления позволяет предприятию пользоваться этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и распоряжаться этим имуществом также с согласия его собственника, который вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество. Указанные признаки, отраженные в легальном определении унитарного предприятия, главным образом, отличают рассматриваемую организационно-правовую форму от иных форм коммерческих организаций.

Особенностями режима имущества унитарных предприятий помимо тех, которые напрямую вытекают из его определения, также являются:

– неделимость имущества унитарного предприятия и его невозможность распределяться по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия, которые определены пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 161-ФЗ [1];

– единообразие формы собственности на имущество, закрепленное за унитарным предприятием, предполагающее, что оно может создаваться либо на основе государственной собственности (федеральной собственности и собственности субъектов РФ), либо муниципальной собственности. Федеральный закон № 161-ФЗ пунктом 4 статьи 2 предусматривает прямой запрет на создание унитарных предприятий, объединяющих имущество разных по правовому положению собственников [1];

– наличие единственного учредителя и одновременно собственника имущества унитарного предприятия в одном лице, что исходит из ранее установленного запрета на объединение разных форм собственности при создании предприятия;

– учредитель унитарного предприятия в соответствии со статьей 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации не становится и не является его участником, а выступает лишь субъектом, который наделяет унитарное предприятие движимым и недвижимым имуществом с тем, чтобы оно могло осуществлять коммерческую деятельность, часть прибыли от которой собственник как публично-правовое образование мог бы использовать для удовлетворения тех или иных общественных потребностей.

Таким образом, в современных условиях унитарное предприятие — это, фактически, разновидность коммерческих организаций, организационная структура которого ограничивает его возможности в предпринимательской деятельности [3].

Несмотря на сложность юридической конструкции унитарного предприятия и неоднозначность правового режима его имущества, указанная организационно-правовая форма юридического лица сохранилась и после проведения отечественным законодателем широкомасштабной реформы гражданского законодательства, в целом и института юридических лиц, в частности.

Отказ от упразднения унитарных предприятий как пережитка былой административно-командной системы хозяйствования, вне всяких сомнений, обусловлен необходимостью государственного (муниципального) участия в осуществлении коммерческой деятельности и эффективного управления государственным и муниципальным имуществом. А унитарное предприятие и режим использования его имущества являются одной из оптимальных форм такого участия.

  1. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // «Российская газета», N 229, 03.12.2002
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // «Российская газета», N 238–239, 08.12.1994
  3. Афанасьева Е. А. Правовой статус унитарного предприятия в условиях формирования и развития рыночных отношений в России // Научный вестник Костромского государственного технологического университета. — № 1. — 2012.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector