Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налог на имущество муниципальной казны

Налог на имущество муниципальной казны

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 15 июля 2011 года N ЗН-4-11/11479@

[О порядке уплаты налога на имущество организаций, составляющее муниципальную казну]

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о порядке уплаты налога на имущество, составляющее муниципальную казну, и сообщает следующее.

Государственную казну Российской Федерации, казну субъектов Российской Федерации, казну муниципального образования составляет в соответствии со ст.ст.214 и 215 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

В соответствии ст.374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст.378, 378.1 Налогового кодекса.

Особенности ведения бухгалтерского учета имущества казны до 2009 года были установлены Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (далее — Инструкция N 25н), являющейся в соответствии со ст.264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) стандартом бюджетного учета.

Объекты основных средств, составляющих государственную (муниципальную) казну, учитывались согласно Инструкции N 25н (утратила силу) на счете бухгалтерского учета 010100000 «Основные средства» и, следовательно, подлежали налогообложению налогом на имущество организаций.

До 2009 года налогоплательщиком налога на имущество организаций в отношении имущества государственной (муниципальной) казны признавался балансодержатель данного имущества, то есть государственный (муниципальный) орган (бюджетное учреждение), уполномоченный осуществлять бюджетный учет имущества государственной (муниципальной) казны в составе основных средств.

Бюджетные ассигнования на уплату налога на имущество организаций главными распорядителями средств федерального бюджета и бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении, ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете на соответствующий год. Аналогичный порядок предусматривается и в отношении имущества казны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если региональными законами о налоге на имущество организаций не были установлены льготы по налогу на имущество организаций в отношении данного имущества или бюджетных учреждений, на балансе которых оно учитывалось.

Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее — Инструкция N 148н), вступившим в силу с 1 января 2009 года, предусмотрен обособленный учет имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, на счете 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны».

При этом в соответствии со структурой Плана счетов бюджетного учета имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, являясь нефинансовыми активами, к объектам основных средств в целях бюджетного учета не относится.

Реализация требований Инструкции N 148н является обязательной для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Являющиеся объектом налогообложения по налогу на имущество организаций объекты основных средств учитываются согласно Инструкции N 148н на соответствующих счетах аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (010101000 — 010109000) с отражением начисленных по ним сумм амортизации на соответствующих аналитических счетах 010401000-010409000.

Имущество государственной (муниципальной) казны, в соответствии с Инструкцией N 148н, учитывается в составе нефинансовых активов. При этом с 1 января 2009 года введен обособленный учет объектов имущества, составляющих государственную (муниципальную) казну, на счете 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны» с отражением начисленных по ним сумм амортизации на соответствующих счетах аналитического учета счета 010400000 «Амортизация» (010410410, 010411410, 010412420).

Таким образом, до 2009 года в бюджете муниципального образования предусматривались бюджетные ассигнования на уплату налога на имущество организаций и имущество муниципальной казны подлежало обложению налогом.

С 1 января 2009 года объекты государственного (муниципального) имущества учитываются в целях бюджетного учета обособленно и не входят в состав объектов основных средств, которые находятся в пользовании участников бюджетного процесса, указанные объекты не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций.

Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Н.С.Завилова

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
файл-рассылка

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 апреля 2012 г. N 03-05-04-01/15 О налогообложении налогом на имущество организаций имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну

Вопрос: Комитет по управлению муниципальным имуществом просит разъяснить следующий вопрос:

Пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектами налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 Налогового Кодекса.

В соответствии с Единым планом счетов бюджетного учета, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 01.12.2010 г. N 157н, действие которого распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2011 года, объекты основных средств, к которым относятся материальные объекты основных фондов, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждений, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, независимо от стоимости объектов со сроком полезного использования более 12 месяцев учитываются на соответствующих счетах аналитического учета.

В отношении имущества муниципальной казны в Едином плане счетов бюджетного учета предусмотрен обособленный учет имущества, составляющего муниципальную казну, на балансовом счете «Нефинансовые активы имущества казны».

Читать еще:  Закон вологодской области о муниципальной службе

При этом в соответствии со структурой плана счетов бюджетного учета имущество, составляющее муниципальную казну, являясь нефинансовым активом, к объектам основных средств в целях бюджетного учета не относится.

Следовательно, имущество муниципальной казны с 1 января 2011 года не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Просим подтвердить правомерность нашей позиции.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо Комитета по управлению муниципальным имуществом по вопросу налогообложения имущества, составляющего муниципальную казну, и сообщает.

Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

На основании Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее — Инструкция N 148н), действие которой распространялось на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, объекты основных средств учитывались на счетах аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (010101000-010109000).

Инструкцией по бюджетному учету N 148н в отношении имущества государственной (муниципальной) казны был предусмотрен обособленный учет имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, на счете 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны». При этом в соответствии со структурой плана счетов бюджетного учета имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, являясь нефинансовыми активами, к объектам основных средств в целях бюджетного учета не относилось.

Поэтому имущество государственной (муниципальной) казны не признавалось объектом налогообложения по налогу на имущество организаций с 1 января 2009 года.

Инструкция по бюджетному учету утратила свое действие в связи с вступлением в силу с 1 января 2010 года приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н, которым утвержден Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению.

В то же время требования по признанию основных средств в целях бюджетного учета и обособленного учета нефинансовых активов имущества казны не изменились, в связи с чем имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, не подлежит налогообложению налогом на имущество организаций.

Обзор документа

Разъяснения касаются налога на имущество организаций.

Согласно НК РФ им облагается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

По правилам бюджетного учета имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, не относится к основным средствам. Оно отражается на балансовом счете «Нефинансовые активы имущества казны».

В связи с этим имущество казны не облагается налогом.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Налог на имущество муниципальной казны

В апреле и мае текущего года специалисты Минфина России выпустили целый ряд писем, посвященных вопросу налогообложения имущества, составляющего государственную или муниципальную казну.
Данный вопрос весьма актуален, так как новая Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н (далее – Инструкция № 148н), действие которой распространяется на отношения, возникшие после 1 января 2009 года, предусматривает обособленный учет имущества государственной и муниципальной казны в составе нефинансовых активов, но не на счете 010100000 «Основные средства» (как это было в прошлые годы), а на отдельном счете 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны». Соответственно, и суммы амортизации имущества казны учитываются на отдельных аналитических счетах счета 010400000 «Амортизация» (а именно, на счетах 010410000 «Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны», 010411000 «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны» и 010412000 «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны»).
Это изменение имеет принципиальное значение для исчисления налога на имущество. Ведь, согласно статье 374 НК РФ, объектом налогообложения по данному налогу для российских организаций (включая и бюджетные учреждения) является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. А бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях регламентируется прежде всего Инструкцией по бюджетному учету.
Следовательно, исходя из положений старой Инструкции по бюджетному учету № 25н получалось, что имущество казны – это те же основные средства, поэтому оно включалось в расчет налоговой базы по налогу на имущество. О правомерности такого подхода – в частности, о том, что положение, предусматривающее необходимость ведения бюджетного учета имущественных объектов государственной казны соответствующего бюджета (публично-правового образования), установленное Инструкцией № 25н, со всеми вытекающими из этого налоговыми последствиями, соответствует требованиям законодательства РФ – было сказано в Решении Верховного Суда РФ от 10.11.2008 по делу № ГКПИ 08-1879.
Однако, как мы уже отметили, в 2009 году, учитывая новые нормы Инструкции № 148н, имущество казны отражается в бюджетном учете отдельно от основных средств. Иными словами, новая Инструкция обособляет объекты государственного и муниципального имущества, составляющего казну публично-правового образования, тем самым исключая их из состава объектов основных средств, которые находятся в пользовании участников бюджетного процесса.
Значит, уже начиная с расчетов по налогу на имущество за I квартал 2009 года (то есть с 1 января 2009 года) объекты имущества казны не подлежат налогообложению данным налогом, поскольку не входят в состав основных средств в бухгалтерском учете бюджетных учреждений.
Обоснование данной позиции дано в следующих письмах Минфина России: от 07.05.2009 № 03-05-04-01/32, от 22.04.2009 № 03-05-04-01/26, от 22.04.2009 № 03-05-04-01/25, от 22.04.2009 № 03-05-04-01/23.

Читать еще:  Субсидии на муниципальное задание

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Имущество казны: надо ли платить с него налог на имущество организаций?

Согласно статье 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, которое учитывается на их балансе в качестве объектов основных средств в установленном порядке. Это касается в том числе имущества, переданного во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенного в совместную деятельность или полученного по концессионному соглашению.
Сравним, как меняется объект налогообложения в зависимости от порядка бюджетного учета имущества.

Согласно Инструкции № 25н

В пункте 10 Инструкции № 25н было установлено, что имущество казны учитывают в составе основных средств публично-правовых образований. Таким образом, до 1 января 2009 г. имущество казны должно было учитываться на балансе органов управления имуществом на счетах аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» (0 101 01 000–0 101 09 000).
Таким образом, согласно статье 374 НК РФ все имущество казны, числящееся на указанных счетах, облагалось налогом на имущество организаций.
Такое разъяснение содержится, в частности, в письме Минфина России от 15 мая 2008 г. № 03-05-05-01/33. В нем сказано, что до закрепления имущества казны в соответствии со статьями 214 и 215 ГК РФ за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения оно будет являться объектом налогообложения у исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом.
Аналогичные разъяснения были даны, например, в письме Минфина России от 31 октября 2007 г. № 03-05-05-01/45 «О налогообложении имущества, составляющего государственную казну субъекта РФ», от 17 сентября 2007 г. № 03-05-06-01/102, от 22 февраля 2006 г. № 03-06-01-04/39 и в других письмах.
В связи с этим часто возникал вопрос, нужно ли платить налог на имущество в отношении объектов государственной казны в том случае, когда право государственной собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано за органами государственной власти.
Ответ на этот вопрос Минфин России дал в письме от 15 августа 2007 г. № 03-05-06-01/90. В данном письме разъясняется, что государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Поэтому имущество, не зарегистрированное как государственная собственность, не является государственным имуществом и имуществом казны.
Если за органами государственной власти или органами местного самоуправления право государственной или муниципальной собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано, вложения в их приобретение (изготовление, строительство, получение), согласно Инструкции № 25н, следовало учитывать на счетах аналитического учета счета 1 106 01 000 «Капитальные вложения в основные средства». Такое положение сохранялось до момента оформления в установленном порядке права государственной или муниципальной собственности на объекты. Вложения в основные средства, согласно главе 30 НК РФ, не являются объектом налогообложения по налогу на имущество.
Необходимо отметить, что налог на имущество организаций является региональным налогом. Это означает, что данный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, а также вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ. С момента его введения в действие он обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, а также порядок и сроки уплаты налога. При этом законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Некоторые субъекты РФ воспользовались данным правом и предусмотрели льготы по налогу на имущество в отношении объектов имущества казны. Например, в Кемеровской области в отношении имущества государственной казны РФ и казны Кемеровской области установлена ставка налога 0%. Это установлено Законом Кемеровской области от 26 ноября 2003 г. № 60-ОЗ «О налоге на имущество организаций и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Кемеровской области».
Аналогичная норма установлена законом Чукотского автономного округа от 28 ноября 2003 г. № 37-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Чукотском автономном округе» в отношении имущества казны округа и имущества казны муниципальных образований.
Таким образом, до 1 января 2009 г. объекты недвижимого и движимого имущества в составе имущества казны являлись объектами налогообложения налогом на имущество организаций у исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом. Исключение составляли публично-правовые образования, законодательством которых о налоге на имущество организаций предусмотрена ставка налога 0% в отношении имущества казны.

Читать еще:  Кто выплачивает зарплату муниципальному служащему

Согласно Инструкции № 148н

С 1 января 2009 г., согласно Инструкции № 148н, имущество казны РФ, субъектов РФ и муниципальных образований учитывают в составе нефинансовых активов обособленно от объектов основных средств. Для учета имущества казны Инструкцией № 148н введен счет 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны».
Специалисты Минфина России, отвечая на вопросы органов управления имуществом публично-правовых образований, дали ряд разъяснений (письма Минфина России от 22 апреля 2009 г. № 03-05-04-01/17, № 03-05-04-01/22, № 03-05-04-01/24, № 03-05-04-01/25, № 03-05-04-01/26, от 7 мая 2009 г. № 03-05-04-01/32).
С 1 января 2009 г. объекты государственного (муниципального) имущества, которые не входят в состав основных средств и составляют казну публично-правового образования, учитываются в целях бюджетного учета обособленно от объектов основных средств. Таким образом, согласно новому порядку ведения бюджетного учета с 1 января 2009 г. указанные объекты не облагаются налогом на имущество.

Налог на имущество в учреждениях госсектора: какое имущество освобождается от налога?

Статья 374 Налогового кодекса РФ гласит, что объектами налогообложения признаются основные средства организации, по которым ведется учет по счету 101.00, согласно Инструкции №157н. В то же время для учреждений госсектора существуют определенные льготы.

В новой статье мы подробно разберем тему имущества учреждений госсектора, освобожденного от налогообложения.

Какое имущество освобождается от налога на имущество?

Возвращаясь к вышеупомянутой статье 374 НК РФ, обозначим список полностью освобожденного от уплаты налога имущества.

По закону объектами налогообложения не признаются:

  • земельные участки, водные объекты и природные ресурсы;
  • основные средства органов исполнительной власти и прочих силовых структур;
  • объекты культурного наследия: памятники истории и культуры;
  • ядерные установки, используемые для научных целей. Сюда же относятся и хранилища радиоактивных веществ и отходов, ядерных материалов;
  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
  • космические объекты;
  • имущество, принадлежащее первой или второй амортизационной группе Классификации основных средств.

Имущество государственной казны РФ, субъекта РФ и муниципального образования также не облагается налогом. Cогласно статьям 214 и 215 ГК РФ такое имущество не закрепляется за учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ. Данное имущество не учитывается в составе основных средств, и, соответственно, его стоимость не учитывается при определении налоговой базы по налогу на имущество (статьи 374 и 375 НК РФ).

Не стоит забывать и утвержденный список налоговых льготников. К ним относятся учреждения уголовно-исполнительной системы, религиозные организации, общероссийские общественные организации инвалидов, производители фармацевтики и иные организации. Все они признаны налогоплательщиками, но в то же время некоторые объекты их имущества не облагаются налогом. Более подробно с этим можно ознакомиться в статье 381 НК РФ.

Налог на имущество в регионах

Стоит отметить, что налог на имущество является региональным. Поэтому наряду с НК РФ в отношении этого налога применяются законы субъектов РФ, которые могут предусматривать дополнительные льготы.

Приведем пример: согласно пункту 1 части 1 статьи 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 №64 «О налоге на имущество организаций» от уплаты налога освобождаются автономные, бюджетные и казенные учреждения города Москвы, а также внутригородских муниципальных образований в городе Москве. Однако эта льгота не распространяется на имущество, сдаваемое в аренду (часть 3 статьи 4 Закона №64)

Налог на имущество, полученное от учредителя

В 2015 году появились новые льготы, освобождающие учреждения госсектора от имущественного налога. Согласно пункту 25 вышеупомянутой статьи 381 НК РФ от налогообложения освобождается движимое имущество, принятое на учет как основное средство в 2013 году.

В этом правиле есть и исключение. Налогом облагаются движимые объекты, принятые на учет при:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передаче между взаимозависимыми лицами.

В связи с этими правилами некоторые бухгалтеры задаются вопросом, освобождается ли от налога движимое имущество, полученное от учредителя. Согласно российскому законодательству для целей налогообложения государственное (муниципальное) учреждение и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этого учреждения, не признаются взаимозависимыми лицами.

Дело в том, что имущество государственного (муниципального) учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, а на праве собственности принадлежит государству, субъекту РФ или муниципальному образованию. Функции и полномочия учредителя исполняют:

  • уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
  • орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • орган местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 5 статьи 105.1 НК РФ прямое и (или) косвенное участие государства, субъектов РФ и муниципальных образований в российских организациях не приравнивается к взаимозависимости. Следовательно, движимое имущество, полученное от учредителя, освобождается от налога.

Чтобы выяснить, какое имущество освобождается от налога на имущество, всегда изучайте льготные возможности организации, а также определяйте характер основных средств учреждения.

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых публикаций.

Остались вопросы? Позвоните и мы на них ответим 8-800-250-8837 . Звонок бесплатный.

Статья подготовлена

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector