Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Привлечение к уголовной ответственности муниципального служащего

Ответственность муниципальных служащих

Как и все граждане, муниципальные служащие, совершившие уголовное преступление, гражданское правонарушение или административный проступок вне службы, подвергаются соответствующим мерам наказания в общеправовом порядке. В тоже время муниципальные служащие совершают правонарушения и проступки, которые непосредственно связаны с муниципальной службой, с невыполнением или ненадлежащим выполнением своих служебных обязанностей. Такие правонарушения характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, правопорядок, права и свободы граждан, а потому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью.

Под юридической ответственностью муниципальных служащих понимаются меры принудительного характера, которые предусматриваются законом и другими нормативными правовыми актами в качестве реакции государства на совершение муниципальных служащим правонарушения (см. рис.2.1). Основанием для применения таких мер является нарушение муниципальным служащим своих обязанностей.

К особенностям регламентации ответственности муниципальных служащих относятся:

-в ряде случаев — повышенная ответственность;

-специфические санкции, применяемые только в отношении муниципальных служащих.

В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к муниципальным служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности: уголовная; административная; дисциплинарная; гражданско-правовая;

Рис.2.1 Виды ответственности муниципальных служащих

Один из ведущих специалистов в области служебного права профессор Ю.Н. Старилов отмечает, что основным видом ответственности муниципальных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного проступка), поскольку соблюдение трудовой (служебной дисциплины) и укрепление государственной дисциплины являются одной из важнейших обязанностей служащего.

Дисциплинарная ответственность устанавливается за должностной проступок, т.е. за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей. Статья 27 Федерального закона о муниципальной службе предписывает органам местного самоуправления в своих правовых актах руководствоваться тем перечнем дисциплинарных взысканий, который провозглашен в федеральных законах и законах субъектов РФ. В настоящее время это положение находится в противоречии с нормой, содержащейся в статье 192 Трудового кодекса РФ, не допускающей установления дисциплинарных взысканий законами субъектов РФ: «Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине». Поскольку в упоминаемых здесь федеральных актах отсутствует упоминание о конкретных дисциплинарных взысканиях, на муниципального служащего распространяются только те их виды, которые закреплены в статье 192 Трудового кодекса РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Следовательно, только эти виды взысканий должны предусматриваться муниципальными правовыми актами.

Ряд субъектов РФ в законодательном порядке ввели нормы, согласно которым муниципальный служащий, совершивший должностной проступок, нарушение трудовой дисциплины, допустивший превышение должностных полномочий, а также за –несоблюдение ограничений, связанных с муниципальной службой, может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. В случае же появления информации о нарушении муниципальным служащим федеральных законов, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления либо о допущенных им злоупотреблениях руководитель органа муниципальной власти (либо его структурного подразделения) может назначить служебное расследование.

Порядок обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается законодательством субъектов РФ, муниципальными правовым актами в соответствии с нормами трудового законодательства.

Административная ответственность муниципального служащего возникает за совершенное им административное правонарушение, т.е. за посягающее на государственный и общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Последнее состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Специфика административной ответственности, во-первых, состоит в том, что в качестве муниципальных служащих (а не на общих основаниях) они несут ее лишь за те административные проступки, которые совершены ими при исполнении должностных обязанностей. Во – вторых, муниципальные служащие несут административную ответственность не перед органами местного самоуправления, где они состоят на службе, а перед судьями и органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях (например, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел, налоговыми органами, таможенными органами и т.д.).

К числу основных административных наказаний относятся: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация. Причем к должностным лицам местного самоуправления (как специальным субъектам ответственности) могут быть применены только предупреждения и штраф – в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Материальная ответственность муниципальных служащих регулируется нормами трудового права и возникает за ущерб, причиненный ими органу местного самоуправления в результате виновного противоправного поведения. Материальная ответственность служащего перед работодателем (органом местного самоуправления) ограничена его средним месячным заработком либо вообще исключается в случаях возникновения ущерба вследствие: непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения органами местного самоуправления обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного муниципальному служащему, поскольку во всех перечисленных случаях отсутствует противоправность в действиях работника.

Муниципальные служащие могут быть привлечены и к уголовной ответственности за совершение преступления, т.е. виновного общественно опасного деяния, запрещенного Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Если преступление совершено не при исполнении должностных обязанностей, т.е. вне связи с муниципальной службой, то совершившее его лицо будет привлечено к уголовной ответственности на общих основаниях, а не в качестве муниципального служащего.

Преступления, связанные с использованием муниципальными служащими своего служебного положения, предусмотрены, главным образом, 30-й главой Уголовного кодекса РФ, включающей преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. К их числу отнесены: злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, халатность. К муниципальным служащим могут быть применены и другие статьи УК РФ, охватывающие преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина; преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. При этом в уголовном законодательстве четко различаются составы преступлений, которые могут быть совершены должностными лицами и рядовыми служащими органов государственной власти и местного самоуправления.

К числу принципов уголовной ответственности отнесены: законность (исключающая применение уголовного закона по аналогии), равенство граждан перед законом, вина лица, совершившего преступление, справедливость наказания и иных мер уголовно-правового характера, гуманизм, ориентирующий уголовное законодательство РФ на обеспечение безопасности человека.

Уголовные преступления и ответственность должностных лиц местного самоуправления за их совершение

юридические науки

  • Асяева Маргарита Викторовна , cтудент
  • Копятина Гульнара Николаевна , старший преподаватель
  • Маркелова Юлия Владимировна , cтудент
  • Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
  • РФ
  • УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС
  • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  • МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ
  • ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Похожие материалы

Ответственность — один из важнейших институтов организации общественной жизнедеятельности. Существует ряд форм ответственности должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицам, среди которых уголовная ответственность является самой высшей мерой наказания.

Основанием уголовной ответственности должностного лица местного самоуправления может являться только совершение им деяния, содержащего признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ)[1]. Их перечень содержится в гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Особенностью этой категории преступлений является то, что их субъектом выступает должностное лицо. Эта глава включает в себя статьи, содержащие составы преступлений, наличие которых в деяниях должностных лиц местного самоуправления влечет наступление уголовной ответственности. К ним относятся злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, неправомерный отказ в предоставлении информации, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, служебный подлог, халатность [2, с. 151].

В законодательстве Российской Федерации нет общего понятия должностного преступления. Данное понятие разрабатывалось в доктрине уголовного права. Среди различных признаков должностного преступления наибольшее число ученых выделяли два общих признака: 1) совершение общественно опасных действий должностным лицом вопреки интересам службы, и 2) причинение вреда охраняемым законом интересам государства, общества или отдельных граждан.

Должностное преступление следует отличать от должностного проступка, влекущего дисциплинарную и материальную ответственность, но не уголовную. Дисциплинарным проступком является нарушение должностным лицом порядка исполнения своих служебных обязанностей, не повлекшее существенного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства[3]. Понятие должностного лица определяется в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации [4, с. 723]. Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда. Она не исключает одновременного привлечения виновного лица к дисциплинарной ответственности. Специального нормативного правового акта о материальной ответственности муниципальных служащих нет. Они несут материальную ответственность в таком же порядке, как и лица, не относящиеся к служащим.

Читать еще:  Налогообложение государственных муниципальных учреждений

Глава 30 УК РФ включает семь статей, содержащих составы преступлений, наличие которых в деяниях, совершенных должностными лицами местного самоуправления, влечет наступление уголовной ответственности.

Так, в соответствии со ст. 285 УК РФ уголовной ответственности подлежит должностное лицо местного самоуправления, виновное в злоупотреблении должностными полномочиями. Под злоупотреблением должностными полномочиями понимается использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 1 ст. 285 УК РФ) [1]. Квалифицирующими признаками данного деяния, отягчающими ответственность за это преступление, являются совершение его главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 285) или наступление тяжких последствий (ч. 3 ст. 285).

Состав данного преступления предполагает наличие следующих признаков, характеризующих его объективную и субъективную стороны:

  1. использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;
  2. совершение деяния из корыстной или иной личной заинтересованности;
  3. наступление конкретных последствий деяния, а именно: существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;
  4. наличие причинной связи между действием либо бездействием должностного лица и указанными выше последствиями [4, c. 745].

Отсутствие хотя бы одного из этих признаков исключает ответственность по ст. 285 УК.

В соответствии со ст. 286 преступлением является превышение должностных полномочий должностным лицом местного самоуправления, то есть совершение им действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Более строгую ответственность влекут те же действия, совершенные главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 286 УК РФ) [1], а также при наличии иных отягчающих обстоятельств: с применением насилия или с угрозой его применения, специальных средств или оружия, с причинением тяжких последствий (ч. 3 ст. 286).

Статья 287 устанавливает уголовную ответственность за неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию.

Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме, преследуется по ст. 289 УК РФ.

В соответствии со ст. 290 преступлением является получение должностным лицом местного самоуправления взятки, отягчающими признаками которого являются получение взятки за незаконные действия или бездействие (ч. 2 ст. 290 УК РФ), получение взятки главой органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 290), а также получение взятки группой лиц по предварительному сговору, или неоднократно, или с вымогательством взятки, или в крупном размере (ч. 4 ст. 290).

Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, преследуется по ст. 292 УК РФ.

Должностным преступлением согласно ст. 293 Уголовного кодекса Российской Федерации является халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства [5].

За совершение указанных преступлений наступает ответственность: наименьшая – в виде штрафа в среднем от 80 тысяч рублей, наибольшая – до 4 лет лишения свободы; а за совершение преступления с применением отягчающих обстоятельств – от 100 тысяч рублей до 10 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет или без такового.

Наряду с названными преступлениями должностными лицами местного самоуправления также могут быть совершены деяния, субъектами которых в уголовном законодательстве являются не должностные лица, но должностные лица за те же самые деяния подлежат более строгому уголовному наказанию.

В частности речь идет, например, о ст. 136 УК РФ, в соответствии с которой преступлением является дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Данное преступление наказывается от штрафа от 100 тысяч рублей до лишения свободы сроком до 5 лет.

Так же, к таким преступлениям можно отнести незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, лицом с использованием своего служебного положения, наказание за которое наступает от штрафа от 100 тысяч рублей до лишения свободы на срок до 3 лет.

УК РФ предусматривает и другие преступления такого рода.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство устанавливает особенности привлечения к уголовной ответственности выборных должностных лиц местного самоуправления. Так, в частности, решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается прокурором субъекта РФ (ст. 448 УПК РФ) [6].

Таким образом, в уголовном законодательстве России имеется обширный перечень преступлений, которые могут быть совершены должностными лицами местного самоуправления. Мера ответственности за такие преступления достаточно велика и устрашающа. Но тем не менее озвученные преступления совершались, совершаются и будут совершаться. Так, за 2009 год было расследовано почти 25 тысяч преступлений против государственной власти и интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, совершенных должностными лицами местного самоуправления [7]. Трудно назвать причины и условия совершения указанных преступлений. Но возможно, что ужесточение санкций за эти преступления хоть в какой-то степени снизит совершение данной категории преступлений.

Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 24 мая 1996 г.: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 5 июня 1996 г.: введен Федеральным законом Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ: в ред. Федерального закона Российской Федерации от 21 октября 2013 г. // Российская газета. – 1996. – 18 июня. – № 113.
  2. Белоусова Е.В. Муниципальное право Российской Федерации: Курс лекций. – СПб., 2004. – 215 с.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 декабря 2001 г.: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 26 декабря 2001 г.: введен Федеральным законом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ: в ред. Федерального закона Российской Федерации от 02 ноября 2013 г. // Российская газета. – 2001. – 30 декабря. – № 256.
  4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева. 3-е изд., перераб. и доп. М., Норма. – 2005. – 915 с.
  5. Лютцер В.Л. Муниципальная служба // Законодательство. – 1998. – № 1. – С. 35-39.
  6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 ноября 2001 г.: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 5 декабря 2001 г.: введен Федеральным законом Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ: в ред. Федерального закона Российской Федерации от 21 октября 2013 г. // Российская газета. – 2001. – 22 декабря. – № 249.
  7. Российская газета. – 2010. – 10 февраля / Электронный ресурс [http://www.rg.ru/2010/02/10/bastrykin-dz.html], дата обращения: 05.11.2013.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Муниципальная служба судимость

  • Возьмут ли с судимостью на муниципальную службу?
  • Возьмут ли с судимостью на муниципальную службу?
  • Т.е.если была судимость 20 лет назад, могут принять на муниципальную службу?
  • Можно ли устроиться на муниципальную службу, если у родственника имеется судимость?
  • Можно ли устроиться на работу в муниципальную службу с погашенной судимостью.
  • Публикации
  • ФЗ о муниципальной службе
  • Муниципальная служба пенсия стаж
  • Муниципальная служба выслуга лет
  • Служба по контракту с судимостью
  • Законодательство о муниципальной службе
Читать еще:  Государственная и муниципальная собственность в россии

1.1. Информация о привлечении к уголовной ответственности и прекращении уголовного дела будет указана в справке, так как такая информация хранится в базах МВД постоянно.

1.2. Будет.
Но в силу норм ч. 2 ст. 86 УК РФ лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым.

2. Возьмут ли с судимостью на муниципальную службу?

2.1. Если судимость погашена, то могут взять.

3. Возьмут ли с судимостью на муниципальную службу?

3.1. нет,не возьмут с судимостью

3.2. Конечно могут принять на службу!
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О муниципальной службе в Российской Федерации» в отношении лиц с погашенной судимостью никаких ограничений не содержит

4. Т.е.если была судимость 20 лет назад, могут принять на муниципальную службу?

4.2. Конечно могут принять на службу!

Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О муниципальной службе в Российской Федерации» в отношении лиц с погашенной судимостью никаких ограничений не содержит

5. Можно ли устроиться на муниципальную службу, если у родственника имеется судимость?

5.1. Закон О муниципальной службе не содержит на этот счет ограничений

6. Можно ли устроиться на работу в муниципальную службу с погашенной судимостью.

6.1. Согласно ч. 6 ст. 86 Уголовного кодекса РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.

Таким образом, Вы можете подать документы для поступления на муниципальную службу.

7.1. Не должна, с учетом того, что его судимость явно давно погашена. Можете смело писать, что не судим.
С уважением.

7.2. у Вашего отца судимость погашена, так что он в настоящее время юридически не судим.
Поэтому на Ваше трудоустройство его судимость повлиять не должна. Как правило проблемы из-за судимости родителей или иных близких родственников могут иметь граждане, пытающиеся трудоустроиться в органы системы МВД, ФСБ, Прокуратуру РФ, суд.

8.1. К, сожалению, может повлиять судимость отца, даже погашенная, на ваше трудоустройство в муниципальную службу в Администрацию.

9.1. В соответствии со статьей 86 п.6 Уголовного кодекса РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом, связанные с судимостью. Соответственно, ваш муж является несудимым и вы можете работать дальше на муниципальной службе.

10.1. Из вашего вопроса не понятно есть судимость (приговор) или уголовное дело прекращено (постановление)? От этого разные правовые последствия.

11.1. уважаемый посетитель!
К сожалению, в данном случае не допускается
Всего доброго, желаю удачи в решении Вашего вопроса!

11.2. В данном случае к сожалению не допускается. Желаю Вам удачи в решении вашего вопроса и всего наилучшего.

12.1. ☼ Здравствуйте, На работу вас должны принять, отказать вам нет законных оснований, но в любом случае все на усмотрение работодателя

Желаю Вам удачи и всех благ!

12.2. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу.

Следовательно, лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, исключающую возможность исполнения должностных муниципального служащего, не имеют права находиться на муниципальной службе. В силу ч. 6 ст. 86 Уголовного кодекса РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия судимости.

13.1. — Здравствуйте, вас просто НЕ МОГУТ на неё принять. А там как повезёт, но судимость вам указать придётся, потом уволят по предоставленным недостоверным сведениям. Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В. :sm_ax:

Ответственность муниципальных служащих

Важной составляющей правового статуса муниципального служа-щего является его ответственность по замещаемой им должности муници-

пальной службы, которая наступает в результате нарушения муниципаль-ным служащим законности, служебной дисциплины, неисполнения либо ненадлежащего исполнения им должностных обязанностей.

Под юридической ответственностью муниципальных служащих по-нимают меры принудительного характера, которые предусматриваются нормативными правовыми актами в качестве реакции государства на со-вершенные муниципальными служащими правонарушения. Муниципаль-ные служащие могут нести дисциплинарную, административную, матери-альную и уголовную ответственность.

Ответственность муниципальных служащих за свои неправомерные действия строится на следующих принципах:

· однократности привлечения к ответственности за каждое правонару-шение;

· применение мер ответственности только при наличии вины наруши-теля.[58]

Дисциплинарная ответственность является самостоятельным ви-дом юридической ответственности. Основанием для привлечения муници-пального служащего к дисциплинарной ответственности является факт совершения им дисциплинарного правонарушения, который в законода-тельстве о труде называется дисциплинарным проступком.

Дисциплинарный проступок – это неисполнение или ненадлежа-щее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ст. 192 ТК РФ). Он имеет формальный состав и может про-являться как в действии, так и в бездействии.

Противоправность действий или бездействия муниципального слу-жащего может быть связана с:

· неисполнением или ненадлежащим исполнением должностных обязанностей;

· нарушением трудовой дисциплины;

· несоблюдением требований, ограничений и запретов для муниципа-

льных служащих, установленных Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О муниципальной службе в Российской Фе-дерации».

Противоправные действия или бездействие муниципального служа-щего признаются дисциплинарным проступком, если они совершены по вине муниципального служащего, действовавшего умышленно или неосто-рожно.

В зависимости от содержания санкций дисциплинарную ответствен-ность подразделяют на общую и специальную. Общая дисциплинарная ответственность распространяется на всех работников, кроме тех, для ко-торых законодательство предусматривает специальную ответственность. В соответствии с действующим законодательством о муниципальной службе в Российской Федерации на муниципальных служащих распространяется общая дисциплинарная ответственность.

Представитель нанимателя (работодатель), в соответствии с нормами ч.1 ст. 27 Закона о муниципальной службе № 25-ФЗ, имеет право приме-менить в отношении муниципального служащего следующие дисципли-нарные взыскания:

— увольнение с муниципальной службы по соответствующим основа-

Дисциплинарное взыскание на муниципального служащего на-лагается органом (должностным лицом), имеющим право назначать его на должность. Выбор меры воздействия зависит от характера дисциплинар-ного проступка, степени вины муниципального служащего, иных обстоя-тельств правонарушения и личности нарушителя. Первыми в качестве дис-циплинарных взысканий применяются меры морального характера (заме-чание, выговор), а лишь затем, в качестве исключительной меры, следует увольнение муниципального служащего с муниципальной службы по соот-ветствующим основаниям.

Административная ответственность –особый вид юридической ответственности, наступающей в случае совершения виновным лицом ад-министративного правонарушения. Административным правонаруше-нием признается противоправное, виновное действие (бездействие) физи-ческого или юридического лица, за которое Кодексом об административ-ных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена адми-нистративная ответственность (ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ). Российское законо-дательство предусматривает административную ответственность муници-пальных служащих за административные правонарушения, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей в тех случаях, когда они являются должностными лицами.

Под должностным лицом, в соответствии со ст. 2.4 КоАП, в данном случае понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со спе-циальными полномочиями осуществляющее функции представителя вла-сти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядите-льными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-рас-порядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления и муниципальных организациях.

Административная ответственность для муниципальных служа-щих может наступить при совершении ими административного правона-

1) совершения действий, содержащих прямое нарушение общеобя-зательных правил или правил поведения;

2) издания правовых актов и указаний, которые нарушают положе-

ния установленных общеобязательных правил;

3) невыполнения должностными лицами обязанностей по осуществ-лению контроля за исполнением подчиненными служащими установлен-ных в нормативных правовых актах общеобязательных правил поведения или административных процедур.

Установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения является административное наказа-ние, применяемое в целях предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Таким образом, админи-стративное наказание – это мера административного принуждения.

Из восьми видов административных наказаний, предусмотренных ст. 3.2 КоАП РФ, к муниципальным служащим применяются лишь два:

1) предупреждение – мера официального порицания физического

или юридического лица, которое выносится в письменной форме:

2) административный штраф — денежное взыскание (в рублях) раз-

мер которого определяется соответствующими статьями КоАФ РФ, в том числе для граждан он не превышает пяти тысяч рублей, для юридических лиц – пятидесяти тысяч рублей.

Дела об административных правонарушениях имеют право рассмат-ривать только судьи, а также органы и должностные лица, предусмотрен-ные нормами гл. 23 КоАП.

Материальная ответственность – это обязанность работника воз-местить прямой материальный ущерб организации-работодателю, в пре-делах и в порядке установленных законодательством (ст. 238 ТК РФ). Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работо-дателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого иму-щества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Читать еще:  Сроки предоставления государственных и муниципальных услуг

Материальная ответственность муниципальных служащих наступает за прямой действительный ущерб органу местного самоуправления (изби-рательной комиссии), который возник в результате явно противоправного и виновного поведения служащего.

Как в общем случае, так и в системе муниципальной службы разли-чают два вида материальной ответственности:

· ограниченная материальная ответственность;

· полная материальная ответственность

Ограниченную материальную ответственность за причиненный пря-мой действительный ущерб работник несет в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами (ст. 241 ТК РФ).

Полная материальная ответственность работника состоит в его обя-занности возмещать причиненный работодателю прямой действительный вред в полном размере (ст. 242 К РФ) в случаях, которые предусмотрены ст. 243 ТК РФ (недостача ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому до-кументу; умышленного причинения вреда и др.) или другими федераль-ными законами.

Материальная ответственность муниципального служащего может наступить наряду с дисциплинарной ответственностью.

Материальная ответственность за вред, причиненный третьим лицам (гражданам, юридическим лицам) регулируется нормами ГК РФ. При этом, в соответствии с гражданским законодательством, обязанность компенса-ции за причиненный материальный ущерб возлагается на орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования. Вместе с тем представитель нанимателя (работодатель) вправеобратиться в суд с регрессным иском о взыскании с виновного муниципального слу-жащего расходов, понесенных в данном случае органом местного само-управления, избирательной комиссией муниципального образования.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в резуль-тате незаконных действий (бездействия) органа местного самоуправления либо избирательной комиссии муниципального образования, подлежат возмещению за счет муниципальной казны.

К уголовной ответственности, в соответствие с Уголовным кодек-сом РФ (УК РФ), муниципальные служащие могут быть привлечены как граждане Российской Федерации, на общих основаниях, и как должност-ные лица, за преступления, совершенные в процессе осуществления своих должностных полномочий. При этом, согласно ч. 3 ст. 285 УК РФ, долж-ностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специаль-ному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хо-зяйственные функции в органах местного самоуправления.

Отличительной особенностью преступлений, совершаемых муници-пальными служащими, аналогично сфере государственной гражданской службы, является злоупотребление властью с целью получения денег, вы-год и иных преимуществ или с целью оказания давления. Нормами гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов госу-дарственной службы и службы в органах местного самоуправления» уста-новлен ряд составов преступлений, в которых субъектами преступлений являются муниципальные служащие, в том числе: ст. 285 «Злоупотребле-ние должностными полномочиями»; ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств»; ст. 286 «Превышение должностных полномочий», ст. 290 «Получение взятки» и др.

Помимо указанных видов преступлений, УК РФ установлены иные виды преступлений, за которые к уголовной ответственности могут быть привлечены муниципальные служащие, не являющиеся должностными ли-цами, в том числе: ст. 140 УК РФ «Отказ в предоставлении гражданину информации»; ст.170 УК РФ «Регистрация незаконных сделок с землей»; ст. 283 «Разглашение государственной тайны»; ст. 284 «Утрата докумен-тов, содержащих государственную тайну» и др.[59]

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Уголовная ответственность гражданских и муниципальных служащих

Уголовная ответственность гражданских и муниципальных служащих наступает, если они при исполнении своих служебных обязанностей противоправно и виновно совершили деяния, квалифицируемые как преступления.

Охарактеризуем отдельные виды служебных преступлений.

Злоупотреблением должностными полномочиями закон (ст. 285 УК РФ[246]) признает использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства. Данное деяние относится к числу преступлений средней тяжести (или тяжким — ч. 2, 3 ст. 285 УК РФ).

Непосредственным объектом преступления является нормальная деятельность соответствующего государственного органа (органа местного самоуправления), а также права и свободы человека и гражданина, имущественные и иные экономические интересы граждан, организаций или государства и др.

Объективная сторона включает в себя три обязательных признака:

1) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, выражавшееся в соответствующих действиях или бездействии субъекта;

2) наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества, государства;

3) причинную связь между деянием и последствием.

Субъектом злоупотребления должностными полномочиями может быть только должностное лицо, совершающее его с прямым или косвенным умыслом.

Уголовным преступлением является:

— нецелевое расходование бюджетных средств в крупном, особо крупном размерах или группой лиц (ст. 285.1 УК РФ);

— внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3 УК РФ).

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) есть совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. В судебной практике наиболее характерными случаями превышения должностных полномочий признаются следующие:

1) совершение должностным лицом действий, которые относятся к полномочиям другого лица;

2) совершение должностным лицом действий, которые могли быть совершены им самим только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе (например, применение оружия или специальных средств);

3) совершение должностным лицом действий, на которые вообще законом ни одно лицо, ни при каких обстоятельствах не управомочивается.

Признается преступлением неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации, а также предоставление заведомо неполной или ложной информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию (ст. 287 УК РФ).

Преступлением является присвоение государственным или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (ст. 288 УК РФ). Под присвоением полномочий должностного лица имеются в виду объявление себя должностным лицом, использование в связи с этим подложных документов, форменной одежды и совершение на этом основании соответствующих полномочий должностного лица.

Государственный служащий не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью, если он нарушает данный запрет и использует свое положение в интересах этой деятельности (льготы, преимущества, покровительство), то совершает преступление, предусмотренное ст. 289 УК РФ.

Признаются преступлением как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо он в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе в отношении взяткодателя (ст. 290 УК РФ), так и дача взятки должностному лицу лично или через посредника (ст. 291 УК РФ). Гражданский или муниципальный служащий может выступить в качестве посредника во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ), когда он осуществляет какое-либо способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении или даче взятки.

Государственный служащий будет нести уголовную ответственность за служебный подлог, т. е. за внесение в официальные документы заведомо ложные сведений или исправлений, искажающих их действительное содержание (ст. 292 УК РФ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе может повлечь существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества ли государства (причинение материального ущерба или иного существенного вреда). Лицо, совершившее данное деяние, подлежит уголовной ответственности в соответствии со ст. 293 УК РФ.

Анализ российского уголовного законодательства показывает, что, с одной стороны, законы нередко формулируются весьма широко, что позволяет должностным лицам произвольно, по своему усмотрению не только толковать, но и применять их. А с другой — уголовная ответственность за злоупотребления должностными полномочиями минимизирована посредством как принятия специальных норм (по отношению к общей норме, содержащейся в ч. 1 ст. 285 УК РФ), предусматривающих привилегированные составы преступлений, так и казуистического определения составов ряда должностных преступлений. В результате соответствующие статьи Особенной части УК РФ не применяются.

Весьма широкие рамки уголовного закона отчетливо проявляются, например, в альтернативных санкциях статей УК РФ, а также в относительно определенных санкциях ряда этих статей с амплитудой сроков лишения свободы в три, пять лет и более. Наличие таких санкций позволяет недобросовестным судьям использовать правомочия по определению вида и размера наказания для личного обогащения путем получения взяток.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector