Finance-union.ru

Деньги и власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Компенсация расходов по коммунальным платежам

Как получить субсидию на оплату ЖКУ

1. Кто имеет право на субсидию?

Граждане России, Белоруссии или Киргизии, постоянно зарегистрированные в Москве, не имеющие долгов за оплату коммунальных услуг и являющиеся:

  • собственниками жилья (квартиры, жилого дома или их части);
  • членами жилищного или жилищно-строительного кооператива;
  • нанимателями жилого помещения по договору социального найма, договору найма (коммерческого) или договору найма специализированного жилого помещения и/или членами их семьи;
  • ссудополучателями по договору безвозмездного пользования жилым помещением для социальной защиты отдельных категорий граждан и членами их семьи;
  • бывшими членами семьи нанимателя или ссудополучателя по договору безвозмездного пользования жилым помещением для социальной защиты отдельных категорий граждан, если они продолжают проживать в данном помещении.

«>пользователями жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;

  • нанимателями жилья по договору найма в частном жилищном фонде.
  • 2. С каким доходом можно получить субсидию?

    Если более 10% дохода вашей семьи тратится на коммунальные платежи, вы можете претендовать на субсидию — государство компенсирует часть расходов на жилищно-коммунальные услуги.

    Рассчитайте средний совокупный доход вашей семьи. Для этого сложите все источники дохода (до вычета налогов) за последние шесть календарных месяцев и разделите получившуюся сумму на шесть. Учитываются доходы всех зарегистрированных вместе с вами членов семьи, их и ваших супругов, родителей или усыновителей несовершеннолетних детей, несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных, даже если они зарегистрированы по другому адресу.

    Сравните результат с максимальным доходом (до вычета налогов) для вашего состава семьи, позволяющим претендовать на получение субсидии. Размер максимального дохода для вашего состава семьи вы можете посмотреть на сайте Городского центра жилищных субсидий.

    3. Какие документы нужны для оформления субсидии?

    • паспорта заявителя и всех членов его семьи. Для членов семьи младше 14 лет — свидетельства о рождении;
    • Справка о доходах оформляется в форме запроса на бланке, который можно получить в любом центре госуслуг «Мои Документы» или скачать на сайте Городского центра жилищных субсидий.

    «>справки о доходах либо об отсутствии доходов у заявителя и всех членов его семьи старше 16 лет за шесть календарных месяцев, предшествующих подаче заявления;*

  • если вы оплачиваете коммунальные услуги не по ЕПД, приложите последнюю квитанцию за ЖКУ и документ, подтверждающий отсутствие задолженности. Подробнее о том, что такое ЕПД, вы можете прочитать в нашей инструкции;
  • реквизиты банковского счета или социальной карты москвича, куда вы хотите получать субсидию;
  • дополнительные
  • документы (или их нотариально заверенные копии), удостоверяющие принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации, гражданству стран, с которыми заключены международные договоры Российской Федерации;
  • документы (или их нотариально заверенные копии), подтверждающие правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи;
  • документы (или их нотариально заверенные копии), подтверждающие правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства;
  • документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту постоянного жительства;
  • документы, подтверждающие право заявителя и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки в виде компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
  • «>документы , которые вы можете предоставить по желанию.

    Если заявление будет подавать ваш представитель, дополнительно приложите:

    • паспорт или любой другой документ, подтверждающий личность представителя;
    • доверенность на представителя (в простой письменной форме либо нотариально удостоверенная).

    Документ не нужен, если семья состоит только из пенсионеров, каждый из которых не работает дольше 6 месяцев.

    Компенсация коммунальных расходов: руководство для арендодателя

    В условиях, когда организация сдает в аренду часть своих площадей, она же (вместо арендатора) производит расчеты с поставщиками коммунальных и других услуг, необходимых для обеспечения деятельности учреждения. Как правило, порядок возмещения арендаторами части ком­мунальных платежей оговаривают отдельно. О том, как арендода­телю правильно оформить, учесть суммы возмещения коммуналь­ных платежей и какие налоги заплатить, читайте далее.

    Компенсацию арендатором комму­нальных платежей, платы за услуги свя­зи можно оформить одним из следующи­х способов:

    1. Установить в договоре аренды арендную плату, состоящую из фикси­рованной и переменной частей, что со­ответствует положениям ст. 614 ГК РФ. Переменная часть арендной платы мо­жет включать платежи, величина кото­рых основывается на расходах, поне­сенных арендодателем в связи с имуще­ством, сданным в аренду. В такой фор­ме стороны договора согласовывают компенсацию арендатором, например, налога на имущество, земельного, транспортного налогов, коммунальных платежей по арендованному имуще­ству. Условия договора аренды могут включать компенсацию таких услуг, как горячее и холодное водоснабжение, отопление, энергоснабжение, плату за телефон и за пользование Интернетом.

    2. Предусмотреть компенсацию в от­дельном договоре сверх фиксирован­ной суммы арендной платы, установ­ленной договором аренды.

    Важно запомнить

    Коммунальные платежи могут входить в фиксированную сумму арендной платы. В этом случае арендодатель производит предварительные расчеты среднемесячной стоимости расходов на коммунальные услуги, на которую следует увеличить ежемесячные арендные платежи. Порядок отражения операций в бухгалтерском учете идентичен порядку учета арендной платы у арендодателя.

    Арендодатель определяет порядок расчета коммунальных платежей, под­лежащих оплате арендатором. Расчет может осуществляться:

    ·на основании показаний отдельно установленных счетчиков;

    ·пропорционально занимаемым арендатором площадям;

    ·пропорционально мощности при­боров, установленных на арендо­ванных площадях.

    Арендодатель перечисляет постав­щикам услуг плату за коммунальные услуги, арендатор, в свою очередь, воз­мещает арендодателю расходы после предоставления документов, подтверж­дающих действительную стоимость коммунальных услуг и их фактическую оплату.

    Порядок отражения в бухгалтерском учете арендодателя хозяйственных операций по возмеще­нию платы за коммуналь­ные услуги и услуги связи приведен в журнале.

    Операции по передаче электро­энергии, воды, газа арендодателем арендатору не относятся к операциям по реализации услуг для целей нало­гообложения НДС, поскольку арен­додатель сам не оказывает (не произ­водит) услуги.

    На основании п. 1 ст. 539 ГК РФ абонентом энергоснабжающей органи­зации является арендодатель, с кото­рым заключен договор энергоснабже­ния. Аналогичный вывод содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.12.1998 № 5905/98, где сказано, что абонентом является лицо, на ба­лансе которого числится объект, по­********** энергию. Кроме того, со­гласно постановлению Президиума ВАС РФ от 06.04.2000 № 7349/99 арен­додатель не может являться энерго-снабжающей организацией для аренда­тора, поскольку сам в качестве абонен­та получает электроэнергию для снаб­жения здания у этой организации.

    Важно запомнить

    Поскольку правила договора энергоснаб­жения применяются к отношениям, связан­ным со снабжением через присоединенную сеть газом, тепловой энергией, водой и другими товарами, если иное не установле­но законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (ст. 548 ГК РФ), то и в этих случаях арендода­тель не является снабжающей организацией. Поэтому операции по поставке (отпуску) любых коммунальных услуг, совершаемые в рамках договора аренды, не являются операциями по реализации товаров (работ, услуг) и, как следствие, объектом налогооб­ложения НДС.

    Таким образом, арендодатель факти­чески осуществляет функции по сбору коммунальных платежей от арендатора и перечислению их организациям, ока­зывающим коммунальные услуги, т. е. является посредником. Речь идет не о перепродаже коммунальных услуг арендаторам, а о компенсации затрат арендодателя по их оплате.

    Следовательно, арендодатель не дол­жен выставлять арендатору счета-фак­туры на суммы потребляемых им ком­мунальных услуг. Арендатор компенси­рует стоимость потребленных услуг с учетом НДС. При получении счетов-фактур от поставщиков коммунальных услуг арендодатель может принять к вы­чету только ту сумму НДС, которая бу­дет приходиться на услуги, потреблен­ные непосредственно арендодателем для облагаемой НДС деятельности. Аналогичные разъяснения даны в пись­ме Минфина России от 03.03.2006 № 03-04-15/52.

    Порядок налогообложения налогом на прибыль сумм компенсации комму­нальных платежей, поступивших арен­додателю от арендатора, является неод­нозначным.

    По мнению Минфина России, такие суммы должны учитываться в составе внереализационных доходов в соответ­ствии с положениями ст. 250 НК РФ (письма Минфина России от 24.03.2009

    № 03-03-05/47, от 27.12.2007 № 03-03­06/4/158). Расходы учреждения по опла­те коммунальных услуг при соблюдении условий, предусмотренных ст. 252 НК РФ, также учитываются в целях на­логообложения прибыли.

    Читать еще:  Расчетный период при увольнении

    Анализ арбитражной практики по­зволяет сделать вывод о том, что пози­ция Минфина России не является бес­спорной (см. постановление ФАС Во­сточно-Сибирского округа от 21.03.2007 № А74-3165/06-Ф02-1481/07).

    ВАС РФ в своем Определении от 29.01.2008 № 18186/07 также указал, что суммы возмещения по оплате ком­мунальных платежей, полученные от арендатора, не являются доходом арен­додателя. В данном случае компенсиру­ются расходы по содержанию и исполь­зованию сданного в аренду помещения, а затраты на оплату коммунальных услуг, связанные с эксплуатацией сданного в аренду помещения, не являются расхо­дами собственника — они не приводят к уменьшению его экономических вы­год, т. к. компенсируются арендатором.

    По мнению автора, полученная от арендатора компенсация расходов по оплате коммунальных услуг не приво­дит к увеличению доходов арендодате­ля, соответственно, не учитывается при исчислении налога на прибыль ввиду отсутствия объекта налогообложения (ст. 247 НК РФ). В таком случае и опла­та коммунальных услуг, перечисленная учреждением с лицевого счета снабжающим организациям, не учитывается для целей исчисления налога на при­быль, т. к. фактически является расхо­дами арендатора.

    Однако если учреждение примет ре­шение не включать в состав внереали­зационных доходов суммы компенса­ции коммунальных платежей, получен­ные от арендаторов, нельзя полностью исключить возможность возникнове­ния споров с налоговым органом.

    Получатели компенсации коммунальных платежей, нюансы предоставления

    Руководствуясь ст.153 Жилищного Кодекса РФ, каждый собственник или арендатор жилья обязан в полном размере и своевременно оплачивать коммунальные платежи. Это касается как физических, так и юридических лиц. В законе оговаривается, что некоторые категории граждан могут получить компенсацию и перерасчет коммунальных платежей. В этой статье будет подробно рассмотрено, какие граждане могут воспользоваться этой привилегией.

    Оплату за ЖКХ в полном размере должны вносить следующие категории лиц:

    • Наниматель жилья после заключения договора социального найма;
    • Арендатор жилья по договору аренды, заключенному с государственным учреждением или муниципалитетом;
    • Хозяин дома или квартиры;
    • Лицо, получившее право на эксплуатацию жилья от строительной организации;
    • Лицо, ответственное за сдачу жилья в эксплуатацию, но еще не оформившее передачу прав на него другому лицу.

    Обратите внимание! До приобретения в собственность помещения, находящегося на балансе государства или муниципального образования, иным лицом, обязанности по уплате всех необходимых платежей лежат непосредственно на государственных органах и муниципалитете.

    Получатели компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

    Государство компенсирует затраты жильцов на оплату ЖКХ

    Государство уже давно применяет меры поддержки для некоторых категорий граждан, которые заключаются в снижении стоимости по оплате услуг ЖКХ. В соответствии с законодательством РФ, компенсацию могут получить:

    • Лица, проживающие в квартирах или домах государственного или местного жилищного фонда;
    • Арендаторы домов или квартир частного жилищного фонда;
    • Представители жилищных кооперативов;
    • Владельцы жилых помещений;
    • Инвалиды.

    Для получения государственной помощи указанные категории лиц должны соответствовать следующим критериям:

    • Их платежи должны составлять не менее двадцати двух процентов от получаемых доходов;
    • Они должны быть гражданами или зарегистрированными в РФ;
    • Быть прописанными в жилом помещении;
    • Не быть должниками по оплате.

    Размер денежной помощи по выплатам ЖКХ устанавливается отдельно в каждом регионе. Органы местного самоуправления управомочены сами принимать решения о том, кто имеет право на подобные компенсации и устанавливать максимальные значения для своего субъекта.

    Условия и порядок предоставления услуги

    Система компенсирования выступает одной из мер государственной поддержки для лиц, у которых возникают трудности с оплатой платежей ввиду низкого или неустойчивого материального положения. Эта мера особенно актуальна для тех, чьи выплаты по ЖКХ ощутимо сказываются на уровне жизни.

    Суть компенсационной реформы состоит в том, что граждане, попавшие под категорию нуждающихся в поддержке, в полном размере оплачивают платежи ЖКХ, а затем государство возмещает им определенную часть от этой суммы. Раньше существовала система скидок для таких лиц, но современная социальная реформа постепенно упраздняет её в связи с менее рациональным применением.

    Обратите внимание! Законодательством установлен минимальный порог расходов по оплате ЖКХ: двадцать два процента от суммарного дохода семьи. Это значит, что оплата услуг, превышающая это значение, не допускается.

    Услуга предоставляется лицам, которые зарегистрированы по месту проживания или пребывания, но при условии, что они не получали возмещение ранее.

    Нужно также учитывать, что компенсирование платежей на жилье и услуги ЖКХ – это разные вещи. Нуждающееся лицо имеет право выбрать и то, и другое возмещение по различным основаниям.

    Любой гражданин из вышеуказанных категорий может получать компенсацию независимо от других членов своей семьи, которые тоже вправе претендовать на указанную услугу.

    При вычислении компенсируемых платежей учитывается площадь жилья, общепринятые показания счетчиков и норматив за единицу потребления.

    Необходимые документы

    Список документации, которая является обязательной для представления заявителем:

    • Заявление установленного образца;
    • Паспорт;
    • Документ, удостоверяющий право на получение компенсации (справка о заболевании, инвалидности, заключение врача и другие);
    • Договор с банком или выписка об открытии счета;
    • Документ, подтверждающий оплату ЖКХ за прошедший месяц;
    • Документ с описанием жилого помещения.

    При собственном желании заявитель может предоставить дополнительно следующую документацию:

    • Документ, который подтверждает регистрацию по месту проживания (в случае отсутствия данной информации в паспорте или ином документе);
    • Справка со сведениями о других лицах, зарегистрированных в помещении с заявителем;
    • Удостоверение государственного образца, позволяющее получить социальную помощь;
    • Справка из управления социальной защиты, выдаваемая лицам, которые вышли на пенсию и имеют стаж работы по специальности не менее десяти лет;
    • Документ, который удостоверяет неполучение компенсационной поддержки от государства.

    Размер компенсации и сроки выплаты

    Размер возмещения составляет половину от общего числа выплат за услуги ЖКХ. Это объясняется тем, что обычно, когда в квартире или доме проживает одно лицо, расчеты для оказания услуги производятся с учетом всей площади жилья и, соответственно, полного объема потребления. Если в доме или квартире зарегистрирован кто-то еще, то расчет происходит на каждое лицо в отдельности, то есть, учитывается доля каждого из зарегистрированных.

    Важно! Если размер компенсационных выплат считается в процентах от суммы, начисляемой для оплаты, то в случае её повышения сумма компенсирования также будет увеличена пропорционально ей.

    Перечисление компенсируемых средств осуществляется в следующем порядке:

    • На лицевые счета в банках – до двадцать пятого числа каждого месяца, следующего за истёкшим;
    • По почте – с четвертого по двадцать четвертое число следующего месяца, в котором сотрудники ЖКХ указывают информацию о получателях.

    Основания для отказа

    Причиной для отказа в возмещении оплаченных сумм может стать несвоевременная оплата коммунальных платежей.

    В законе указано, что просрочка за услуги ЖКХ не допускается. Такая формулировка призывает граждан честно исполнять свои обязательства и своевременно оплачивать предоставляемые услуги.

    Если задолженность всё-таки возникла, то компенсационные выплаты возобновятся только после погашения долга.

    Несмотря на это существует возможность получения компенсирования даже при имеющемся долге. Для этого нужно иметь договор рассрочки коммунальных платежей с кредитной организацией и добросовестно выполнять его условия.

    Также на перерасчет или отказ в компенсировании могут повлиять:

    • Изменение причины назначения компенсационных выплат;
    • Изменения в количестве членов семьи;
    • Изменение количества оказываемых услуг;
    • Изменение в тарифах ЖКХ;
    • Изменения в нормативах;
    • Превышенный порог расходов граждан за топливо.

    Отказать могут и при приеме документации. Вот основные ошибки заявителей:

    • Подача неполного пакета документации;
    • Подача неправильно оформленных документов;
    • Подача документации в электронном виде, подписанной недействительной электронной подписью.

    Перерасчет суммы компенсации

    Социальная поддержка граждан осуществляется в виде денежных компенсационных выплат. Они назначаются в индивидуальном порядке, и во всех регионах имеются свои нюансы по их начислению.

    Как правило, возмещения вычисляется по нормативам ЖКХ. При этом учитываются доли каждого члена семьи, прописанного в помещении, и нормы площади.

    Если платежи превышают установленную норму, гражданин может обратиться в отдел социальной защиты в своем городе с заявлением о возмещении разницы между оплатой по факту и компенсационной суммой. Обращаться с таким заявлением можно до трех раз в году.

    Читать еще:  Декларация на прибыль авансовые платежи

    Возмещение происходит после подачи заявителем соответствующего пакета документов (оригиналов и копий) с указанием размера расходов за прошлые месяцы, но не более чем за три до их предоставления, и не ранее дня, когда была назначена компенсация.

    Прекращение выплат

    Выплаты прекращают начислять при наступлении следующих событий:

    • Потеря права на получение социального вычета;
    • Смена места жительства или пребывания;
    • Смерть заявителя.

    В течение четырнадцати дней с момента наступления одного из этих событий граждане обязаны известить уполномоченный орган.

    Система компенсирования позволяет лучше контролировать свои расходы и использовать в полной мере льготы, предоставляемые государством.

    Компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг

    Компенсация расходов, наравне с субсидиями по оплате жилого помещения, является эффективной мерой соцзащиты населения.

    Компенсационный механизм по возмещению расходов по оплате жилого помещения и услуг жилищно-коммунального хозяйства был законодательно урегулирован и действовал давно. До принятия нового Жилищного Кодекса существовал порядок предоставления некоторым категориям населения льгот по оплате за жилплощадь. Данный порядок действует и по сей день.

    Компенсация расходов по оплате жилплощади

    Статья 160 ЖК определяет порядок и регулирует предоставление компенсационных выплат по уплате за жилое помещение и жилищно-коммунальные услуги на условиях и в порядке, установленном нормативными актами. Компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг выплачиваются за счет государственных и муниципальных бюджетных средств.

    Размер компенсационных выплат включается в семейный совокупный доход, учитывается при расчетах субсидии, которая предоставляется согласно статье 159 ЖК.

    Компенсация расходов, наравне с субсидиями по оплате жилого помещения, является эффективной мерой соцзащиты населения, в частности, тех граждан, которые имеют низкий уровень доходов. Либо тех, кто в силу объективных или субъективных причин не в состоянии рассчитываться за услуги ЖКХ и оплачивать квартплату без значимого ущерба для уровня жизни. Особо актуально это во времена реформ, проводимых в жилищно-коммунальном хозяйстве и ощутимого повышения уровня оплаты за квартиру.

    Понятие компенсации по оплате жилплощади и коммунальных услуг

    Сущность компенсационной политики государства заключается в процессе возмещения некоторым категориям лиц их расходов в размерах, установленных законом. Для начала лица, имеющие право оформить компенсационные выплаты, несут расходы, связанные с оплатой жилой квартиры. Затем понесенные расходы (либо их часть) компенсируются предоставленной выплатой в денежном эквиваленте.

    Раньше действовала система «натуральных» льгот, оформляемая в виде скидок. Граждане-льготники частично освобождались от платы за жилплощадь и за услуги ЖКХ.

    Система предоставления компенсации расходов на оплату жилья и на услуги ЖКХ в перспективе должна упразднить систему предоставления «скидочных» льгот, которые менее выгодны для государства.

    Постановлением от 26.08.04 №441 установлен федеральный стандарт граничного порога расходов по оплате квартиры и услуг ЖКХ. Такой порог должен быть не более 22 % общего дохода всей семьи.

    Денежная компенсация по оплате жилого помещения предоставляется при условии отсутствующей задолженности за квартиру и за услуги ЖКХ. Если же имеется долг за жилплощадь, предоставление компенсационных возмещений возможно с условием оформления гражданином рассрочки по выплате долгов и добросовестного выполнения условий такого соглашения.

    Кто имеет право на компенсационные выплаты

    Жилищным законодательством установлены категории лиц, имеющие право на государственную поддержку, которая заключается в предоставлении компенсации (или субсидии). К ним относятся:

    • собственники жилых квартир;
    • лица, временно использующие жилые квартиры соответствующих жилфондов;
    • наниматели, заключившие соглашение найма объекта частного жилого фонда;
    • члены жилкооперативов.

    Кроме того лицо, претендующее на оформление компенсации по оплате жилплощади и услуг ЖКХ, должно отвечать следующим требованиям:

    • расходы такого лица по оплате коммунальных услуг должны составлять более чем 22% от общего дохода всей семьи;
    • быть гражданином РФ;
    • быть прописанным на жилплощади, расходы за которую подлежат компенсации;
    • не иметь долгов по оплате за квартиру и за услуги ЖКХ.

    Денежные компенсационные выплаты устанавливаются также и органами власти на местах. К примеру, согласно решению губернатора Хабаровского края, в ноябре 2015 года определен граничный индекс повышения оплаты за услуги жилищно-коммунального хозяйства на уровне 7%. Жителям края, чей месячный платеж превысил данный уровень индексации, с января 2016 года предоставляется компенсация расходов на оплату коммуналки. Ее начисляют автоматически. Сумма компенсации указывается в квитанции абонента, заявление от собственников жилья не требуется.

    Компенсация расходов за услуги ЖКХ для инвалидов

    Среди всех категорий лиц, которые имеют право денежной компенсации на оплату услуг ЖКХ, значительную часть составляют инвалиды. Социальная поддержка последних существенно разнится в зависимости от региона проживания и группы инвалидности.

    Однако всем без исключения инвалидам по закону положена компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Предоставляются такие льготы не только на федеральном уровне, но и на местном. Федеральным центром возмещаются расходы в случае, если дом, где проживает инвалид, числится в федеральной собственности.

    Если же здание принадлежит муниципальному жилфонду, компенсация для инвалидов оформляется местным муниципалитетом.

    Право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и услуги ЖКХ получают не только инвалиды, но также семьи, которые воспитывают ребёнка-инвалида. Предусмотренная законом компенсация составляет 50 % от оплаты всех услуг ЖКХ, в независимости от региона проживанния.

    Компенсация положена на следующие виды услуг:

    • на расходы, связанные с социальным наймом и содержанием жилища;
    • на расходы, связанные с ремонтом и управлением дома;
    • на расходы по оплате за электро-, газо-, теплоснабжение, за воду и вывоз мусорных отходов;
    • частично возмещаются расходы, связанные с закупкой топлива. Такая компенсация полагается инвалидам, живущих в домах, в которых отсутствует центральное отопление.

    Основание для отказа в компенсации расходов на квартиру

    Жилищным законодательством установлена форма компенсации по оплате жилплощади и жилищно-коммунальных услуг: исключительно в денежном виде. Если гражданин не исполняет свои платежные обязательства, которые должны быть в последующем компенсированы, у него отсутствуют расходы и, следовательно, основания для возврата денежных средств.

    По этим причинам статья 160 Кодекса дополнена частью 3, которой установлено, что компенсация расходов предоставляется лицам, у которых отсутствует долг по квартплате и за услуги ЖКХ. Эта мера воздействия направлена на то, чтобы стимулировать население добросовестно исполнять обязательства по оплате жилплощади и услуг ЖКХ.

    Если у плательщика возникает задолженность, это является основанием для приостановления выплат компенсаций. После погашения задолженности, компенсационные выплаты возобновляются.

    Вместе с тем, часть 3 предусматривает предоставление компенсационных выплат при существующей задолженности. Условиями для этого является договор о рассрочке долгов по оплате жилого помещения или услуг ЖКХ, заключенный с кредитором (условия договора должны добросовестно выполняться). Стороной-кредитором по такому соглашению может выступать управляющая организация, товарищество или жилищный кооператив.
    Механизм предоставления компенсационных выплат

    Как было сказано раньше, компенсационные возмещения осуществляются в денежной форме. Расходы по оплате жилплощади и коммунальных услуг остаются прежними и не подлежат уменьшению на сумму предоставленных компенсационных выплат.

    Компенсационные выплаты отличаются от субсидий (которые перечисляются еще до того, как наступил срок оплаты за жилое помещение) тем, что они носят «последующий» характер. Другими словами, предоставляются после того, как были оплачены жилищно-коммунальные услуги.

    Размер компенсационных выплат

    Размер предоставленных законом льгот, как правило, составляет 50 % от всей суммы расходов по оплате за жилплощадь и услуги ЖКХ. Многих волнует вопрос, почему при выплате компенсаций за услуги ЖКХ возвращают меньшую сумму, чем была оплачена?

    Когда в квартире зарегистрирован гражданин, который по закону имеет право на льготы и кроме него больше никто не прописан, соответствующая компенсация расходов по квартплате оформляется на всю площадь помещения и на полный объём потребляемых услуг.

    Если же на жилплощади зарегистрированы еще жильцы, возвращаются денежные средства в размере доли жилплощади, которая приходится на такого льготника.

    Читать еще:  Дата документа в платежном поручении 2020

    В таких же пропорциях будет возмещаться часть потребляемых льготником услуг ЖКХ. Таким образом, денежные компенсационные выплаты за жилое помещение и услуги ЖКХ рассчитываются только лишь на долю льготника, зарегистрированного в квартире.

    При установлении суммы компенсационных выплат в процентном соотношении от применяемого размера оплаты на капремонт и содержание здания и помещений, а также тарифов на услуги ЖКХ, в случае изменении (увеличении) размера оплаты будет меняться и сумма компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в сторону увеличения.

    Энциклопедия решений. Оплата коммунальных услуг при передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества

    Оплата коммунальных услуг при передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества

    Ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования (ст. 695 ГК РФ).

    При передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества возникает вопрос о том, какая из сторон (ссудодатель или ссудополучатель) должна нести расходы по оплате коммунальных услуг.

    В законодательстве понятие коммунальных услуг раскрывается только в отношении услуг, оказываемых собственникам и пользователям жилых домов, а также помещений в многоквартирных домах (п.п. 1 и 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354). На практике под этим термином обычно понимают широкий спектр договоров, заключаемых в целях обеспечения деятельности в здании или помещении: электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, уборки помещений здания и окружающей территории и т.п.

    Общепризнанным является подход, согласно которому оплата коммунальных услуг входит в обязанности ссудополучателя по содержанию недвижимого имущества (ст. 695 ГК РФ). Поэтому расходы на коммунальные услуги должны осуществляться ссудополучателем за его собственный счет, если в тексте договора не предусмотрено, что эти расходы распределяются между сторонами каким-либо иным образом (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.04.2013 N Ф01-8142/13).

    Договоры о предоставлении коммунальных услуг могут заключаться ссудополучателем самостоятельно. Возможность самостоятельного заключения таких договоров и оплаты этих услуг ссудополучателем напрямую (без участия ссудодателя) подтверждается и судебной практикой (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 13.03.2012 N Ф01-692/12, Семнадцатого ААС от 04.08.2015 N 17АП-8646/15, Третьего ААС от 02.09.2014 N 03АП-4057/14).

    В ряде случаев заключение договоров на оказание коммунальных услуг непосредственно ссудополучателем невозможно, в этом случае договоры со снабжающими организациями заключает ссудодатель, а ссудополучатель возмещает ссудодателю соответствующие расходы. Стороны вправе заключить соглашение о компенсации затрат по оплате коммунальных услуг, потребляемых ссудополучателем. Правомерность заключения соглашений о возмещении коммунальных услуг ссудодателю, являющемуся стороной договоров с поставщиками коммунальных услуг, подтверждается судебной практикой (см, например, постановления ФАС Уральского округа от 26.08.2013 N Ф09-8698/13, ФАС Волго-Вятского округа от 20.09.2010 по делу N А39-6139/2009, ФАС Дальневосточного округа от 22.06.2010 N Ф03-4037/2010, определение ВАС РФ от 16.05.2008 N 5851/08).

    Условие о порядке компенсации ссудодателю понесенных им расходов по оплате коммунальных услуг может быть закреплено не только в отдельном соглашении, но и в самом договоре безвозмездного пользования.

    Если письменное соглашение о компенсации понесенных ссудодателем расходов отсутствует, то соответствующая обязанность ссудополучателя возникает в силу закона (ст. 695 ГК РФ). Ее неисполнение является основанием для взыскания со ссудополучателя стоимости потребленных, но не оплаченных им коммунальных услуг в качестве неосновательного обогащения, а также процентов за пользование чужими денежными средствами (определение ВАС РФ от 14.10.2009 N ВАС-12784/09, постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.08.2011 N Ф07-6369/11).

    Таким образом, на практике существует несколько способов обеспечения имущества, переданного в безвозмездное пользование, коммунальными услугами, в частности:

    — ссудополучатель самостоятельно заключает договоры на оказание коммунальных услуг с поставщиками услуг;

    — ссудополучатель компенсирует ссудодателю стоимость коммунальных услуг отдельным платежом;

    — ссудополучатель заключает с ссудодателем агентский договор, по которому последний выступает представителем ссудополучателя перед поставщиками коммунальных услуг.

    При передаче в безвозмездное пользование помещений в многоквартирном доме (в том числе нежилых) необходимо учитывать следующее:

    В силу прямого указания закона (п. 1 ст. 158 ЖК РФ, п. 5 ст. 161, ст. 162 ЖК РФ), не допускается непосредственное возложение на арендатора обязанности по заключению от своего имени договора с управляющей компанией на управление многоквартирным домом и оплате понесенных ею расходов (см. постановление Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 N 16646/10, содержит оговорку об общеобязательности приведенного толкования правовых норм). Аналогичная позиция в силу схожести договоров аренды с договором ссуды и применения к последнему отдельных положений ГК РФ об аренде (п. 2 ст. 689 ГК РФ) применяется и к договору безвозмездного пользования (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 30.09.2013 N Ф04-4394/13, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.04.2013 N Ф02-686/13). По мнению судебных инстанций, надлежащим ответчиком по иску управляющей организации является собственник помещений, а не ссудополучатель. При этом ссудодатель может предъявить требования к ссудополучателю о возмещении расходов на коммунальные услуги либо на основании ст. 1102 ГК РФ (обязательства вследствие неосновательного обогащения) либо на основании ст. 15 ГК РФ (возмещение убытков).

    Ссудополучатель обязан оплачивать коммунальные услуги, предоставлением которых обеспечивается содержание помещений, в течение всего периода безвозмездного пользования (в том числе и по истечении срока действия договора ссуды, если он не вернул помещения ссудодателю). Размер оплаты коммунальных услуг определяется по показаниям приборов учета или (при отсутствии таких приборов) расчетными способами. В спорной ситуации ссудодатель должен доказать стоимость потребленных ссудополучателем коммунальных услуг, в том числе обоснованность использования расчетных способов, если эта стоимость определена не по показаниям приборов учета потребления энергоресурсов в занимаемых помещениях (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.06.2014 N Ф07-3012/14, ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.08.2011 N Ф02-3654/11 и от 20.01.2011 по делу N А19-5149/10).

    Судебная практика не пришла к единому мнению о том, обязан ли ссудополучатель помещений в многоквартирном доме в силу требования закона оплачивать расходы на содержание общего имущества в этом доме в части, пропорциональной площади занимаемых им помещений. В некоторых случаях суды указывают на то, что обязанность по содержанию имущества по общему правилу возложена на его собственника (ст. 210 ГК РФ). В силу закона бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений в таком доме (ст. 39 Жилищного кодекса РФ). Ссудополучатель обязан нести расходы на содержание лишь непосредственно помещения, полученного в безвозмездное пользование, поэтому бремя расходов на содержание общего имущества на него не возлагается, если иное не предусмотрено договором ссуды (см. постановления Двенадцатого ААС от 12.10.2015 N 12АП-8596/15, Шестого ААС от 29.09.2015 N 06АП-4373/15 и от 03.09.2015 N 06АП-4039/15, Семнадцатого ААС от 11.02.2015 N 17АП-17757/14, Одиннадцатого ААС от 11.02.2014 N 11АП-23233/13). Другие судьи высказывают иное мнение по этому вопросу, полагая, что в расходы по содержанию помещений в многоквартирном доме входят и расходы по содержанию общего имущества в доме в доле, приходящейся на эти помещения (см. определение Верховного Суда РФ от 10.02.2015 N 302-ЭС14-8001, постановления АС Восточно-Сибирского округа от 07.10.2014 N Ф02-3918/14, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.04.2012 N Ф02-725/12, Второго ААС от 01.09.2015 N 02АП-6497/15, Двадцатого ААС от 27.08.2015 N 20АП-4303/15, Четырнадцатого ААС от 21.05.2015 N 14АП-3005/15).

    Те же правовые позиции применимы и к отношениям по безвозмездному пользованию помещениями в нежилом здании (ст.ст. 210, 249 ГК РФ, п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.04.2013 N Ф02-686/13, Семнадцатого ААС от 31.08.2015 N 17АП-10208/15, Четвертого ААС от 28.12.2012 N 04АП-4994/12).

    Во избежание разногласий сторонам договора безвозмездного пользования помещением в многоквартирном доме или нежилом здании целесообразно предусмотреть в договоре условие о том, на какую из сторон возлагается обязанность по оплате расходов на содержание общего имущества в здании в доле, пропорциональной площади такого помещения.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector