Finance-union.ru

Деньги и власть
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Аккредитив в валюте между резидентами

Глава 16. Особенности учета уполномоченным банком валютных операций по аккредитивам при осуществлении расчетов по контракту, по которому оформлен паспорт сделки

Глава 16. Особенности учета уполномоченным банком валютных операций по аккредитивам при осуществлении расчетов по контракту, по которому оформлен паспорт сделки

16.1. Валютные операции, связанные с расчетами по аккредитивам в валюте Российской Федерации по контракту, по которому оформлен ПС, осуществляются в соответствии с нормативным актом Банка России, регулирующим правила осуществления перевода денежных средств.

16.2. При списании для расчетов по аккредитиву иностранной валюты или валюты Российской Федерации со счета резидента в уполномоченном банке, выполняющем функции банка ПС и открывающем аккредитив в пользу нерезидента (далее — банк-эмитент), банк-эмитент самостоятельно формирует в соответствии с главой 4 настоящей Инструкции данные по валютным операциям с кодом вида валютной операции 80120 приложения 2 к настоящей Инструкции. В этом случае справка о валютных операциях и расчетный документ по валютной операции резидентом не представляются.

16.3. После передачи резиденту документов, предусмотренных условиями аккредитива и подтверждающих выполнение его условий, в частности перевода денежных средств в пользу нерезидента (далее — исполнение аккредитива), резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором был исполнен платеж по аккредитиву, представляет в банк-эмитент справку о валютных операциях с указанием в ней кода вида валютной операции, исходя из существа обязательств и вида контракта, по которому осуществляются расчеты по аккредитиву.

Справка о валютных операциях представляется резидентом в банк-эмитент одновременно с документами, на основании которых она заполнена, для указания содержащейся в ней информации банком-эмитентом только в ведомости банковского контроля.

Банк-эмитент вносит соответствующую информацию из справки о валютных операциях в раздел II ведомости банковского контроля.

В случае если банк-эмитент располагает всей информацией и документами об исполнении аккредитива, которые подлежат внесению в ведомость банковского контроля, банк-эмитент самостоятельно вносит сведения об исполнении аккредитива в ведомость банковского контроля, исходя из имеющихся у него документов и информации, без представления резидентом справки о валютных операциях.

16.4. При списании для расчетов по аккредитиву валюты Российской Федерации со счета нерезидента, открытого в уполномоченном банке, открывающем аккредитив в пользу резидента (далее — банк-эмитент), банк-эмитент в соответствии с главой 4 настоящей Инструкции формирует данные по валютным операциям с кодом вида валютной операции 80020 приложения 2 к настоящей Инструкции.

16.5. При зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации при исполнении аккредитива, открытого нерезидентом в пользу резидента, на счет резидента, открытый в уполномоченном банке, являющемся банком ПС, резидент представляет в банк ПС документы, установленные главами 2 и 3 настоящей Инструкции.

Информация об указанных в настоящем пункте операциях указывается банком ПС в данных по валютным операциям в соответствии с главой 4 настоящей Инструкции и в ведомости банковского контроля.

Предложен порядок использования резидентами при осуществлении валютных операций с нерезидентами такой формы расчетов, как переводные (трансферабельные) аккредитивы

Согласно пояснительной записке к законопроекту в настоящее время внешнеторговые операции с нерезидентами, осуществляющиеся через посредников, занимают значительное место в международной торговле. Как правило, российский поставщик заинтересован в получении от российского посредника, подписавшего внешнеторговый договор (контракт), гарантий оплаты товара до его отгрузки в адрес иностранного покупателя. Потребностям расчетов при таких сделках полностью отвечает переводный (трансферабельный) аккредитив, представляющий собой наиболее оптимальную форму расчетов, надежно защищающий интересы всех сторон, участвующих в сделке: иностранного покупателя, российского посредника и российского поставщика экспортного товара. Использование переводных (трансферабельных) аккредитивов во внешней торговле позволит защитить интересы российских производителей экспортных товаров, гарантируя поступление в их пользу экспортной валютной выручки.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Федеральный закон) при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если не установлено иное, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Читать еще:  Заемный капитал валюта баланса

Согласно пункту 2 части 1 статьи 19 федерального закона при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если не установлено, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию товары (не полученные на территории Российской Федерации), невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Настоящим законопроектом признается исполнение резидентом обязанности, предусмотренной статьей 19 федерального закона, если резидент обеспечил получение на свои банковские счета в уполномоченных банках или банках за пределами территории РФ экспортной выручки в соответствии с условиями заключенных с нерезидентами внешнеторговых договоров или возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не полученные от них товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, в каждом случае за вычетом сумм комиссионного вознаграждения, взимаемых банками-корреспондентами за осуществление операций по переводу денежных средств.

Также предусматривается признание исполнения резидентом, являющимся получателем средств в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива при осуществлении расчетов в рамках заключенного с нерезидентом договора за переданные нерезиденту товары, выполненные для него работы, оказанные ему услуги, обязанности, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона, в случае если он обеспечил в сроки, предусмотренные таким договором, получение в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива от банка, расположенного за пределами территории РФ, или от уполномоченного банка, которому дано поручение на перевод переводного (трансферабельного) аккредитива (исполняющий банк), иностранной валюты или валюты РФ на свои банковские счета в уполномоченных банках или на банковские счета в уполномоченных банках второго получателя средств — резидента, которому должно производиться исполнение переводного (трансферабельного) аккредитива в соответствии с условиями договора, заключенного между резидентом, являющимся получателем средств, и вторым получателем средств.

Кроме того, устанавливается перечень документов, которые имеют право запрашивать агенты валютного контроля у резидентов, подтверждающих осуществление резидентами расчетов с использованием переводного (трансферабельного) аккредитива.

Глава 16. Особенности учета уполномоченным банком валютных операций по аккредитивам при осуществлении расчетов по контракту, по которому оформлен паспорт сделки

Глава 16. Особенности учета уполномоченным банком валютных операций по аккредитивам при осуществлении расчетов по контракту, по которому оформлен паспорт сделки

16.1. Валютные операции, связанные с расчетами по аккредитивам в валюте Российской Федерации по контракту, по которому оформлен ПС, осуществляются в соответствии с нормативным актом Банка России, регулирующим правила осуществления перевода денежных средств.

16.2. При списании для расчетов по аккредитиву иностранной валюты или валюты Российской Федерации со счета резидента в уполномоченном банке, выполняющем функции банка ПС и открывающем аккредитив в пользу нерезидента (далее — банк-эмитент), банк-эмитент самостоятельно формирует в соответствии с главой 4 настоящей Инструкции данные по валютным операциям с кодом вида валютной операции 80120 приложения 2 к настоящей Инструкции. В этом случае справка о валютных операциях и расчетный документ по валютной операции резидентом не представляются.

16.3. После передачи резиденту документов, предусмотренных условиями аккредитива и подтверждающих выполнение его условий, в частности перевода денежных средств в пользу нерезидента (далее — исполнение аккредитива), резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором был исполнен платеж по аккредитиву, представляет в банк-эмитент справку о валютных операциях с указанием в ней кода вида валютной операции, исходя из существа обязательств и вида контракта, по которому осуществляются расчеты по аккредитиву.

Справка о валютных операциях представляется резидентом в банк-эмитент одновременно с документами, на основании которых она заполнена, для указания содержащейся в ней информации банком-эмитентом только в ведомости банковского контроля.

Банк-эмитент вносит соответствующую информацию из справки о валютных операциях в раздел II ведомости банковского контроля.

В случае если банк-эмитент располагает всей информацией и документами об исполнении аккредитива, которые подлежат внесению в ведомость банковского контроля, банк-эмитент самостоятельно вносит сведения об исполнении аккредитива в ведомость банковского контроля, исходя из имеющихся у него документов и информации, без представления резидентом справки о валютных операциях.

16.4. При списании для расчетов по аккредитиву валюты Российской Федерации со счета нерезидента, открытого в уполномоченном банке, открывающем аккредитив в пользу резидента (далее — банк-эмитент), банк-эмитент в соответствии с главой 4 настоящей Инструкции формирует данные по валютным операциям с кодом вида валютной операции 80020 приложения 2 к настоящей Инструкции.

Читать еще:  Изменение курса валют в договоре

16.5. При зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации при исполнении аккредитива, открытого нерезидентом в пользу резидента, на счет резидента, открытый в уполномоченном банке, являющемся банком ПС, резидент представляет в банк ПС документы, установленные главами 2 и 3 настоящей Инструкции.

Информация об указанных в настоящем пункте операциях указывается банком ПС в данных по валютным операциям в соответствии с главой 4 настоящей Инструкции и в ведомости банковского контроля.

Валютный аккредитив

Аккредитивная форма расчетов широко применяется во внешнеэкономических отношениях, так как она в максимальной степени защищает интересы как продавца, так и покупателя.

Причины выбора в международных сделках аккредитивной формы расчетов – дополнительные риски, связанные с далекой транспортировкой, с таможенными формальностями, с увеличением времени на перевозку товаров, с разнообразием экспортно-импортного регулирования и валютного контроля в разных странах.
Кроме того, стороны могут не иметь опыта торговли друг с другом и, следовательно, сомневаться, что покупатель совершит платеж полностью и в срок, а продавец поставит товары вовремя, нужного качества и количества.

— Уверенность покупателя, что нужный товар будет доставлен после оплаты.

— Уверенность продавца, что его товары будут оплачены.

Документарные аккредитивы в международной торговле

Обычно при международных сделках широко используется документарный аккредитив.
Это обязательство банка выплатить бенефициару (продавцу) оговоренную сумму при условии представления в банк в установленные сроки документов, свидетельствующих об осуществлении в срок отгрузки определенных товаров.
Решение об осуществлении такого платежа банк принимает только на основании представленных документов и не связан с условиями существующего договора купли-продажи и особенностями его исполнения сторонами. Таким образом, интересы покупателя соблюдаются представлением документов, свидетельствующих об исполнении договора: транспортные документы свидетельствуют о произведенной отгрузке, страховые полисы – об осуществленном страховании, сертификаты качества (количества, веса) – о соответствии товара условиям договора и т. д.

Международная торговая палата разработала «Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов» – общепризнанный стандарт работы для всех сторон, участвующих в аккредитивной сделке. Подписывая международный договор купли-продажи, предусматривающий аккредитивную форму расчетов, следует внимательно изучить эти правила для того, чтобы правильно оценивать степень риска при использовании аккредитива. В настоящее время действует редакция Правил 2007 года (публикация МТП N 600).

Приступая к работе над аккредитивом, проверьте, располагаете ли Вы следующей информацией:

— наименование аппликанта (приказодателя) и его адрес;
— наименование бенефициара и его адрес;
— требуется ли подтверждение аккредитива;
— каков должен быть срок действия аккредитива;
— валюта и сумма аккредитива;
— наименование и адрес авизующего и исполняющего банков;
— допускает ли договор купли-продажи частичные отгрузки и перегрузки товара;
— каким способом должен исполняться аккредитив (путем платежа, платежа с рассрочкой, акцепта или негоциации);
— место отгрузки, место доставки товара и условия поставки;
— наименование товара;
— требуемые документы (должны соответствовать условиям поставки и выбранному способу транспортировки);
— последняя дата отгрузки;
— срок для представления документов в исполняющий банк;
— кто оплачивает банковские комиссии по аккредитиву.

Если в договоре купли-продажи эта информация отсутствует, то открытый аккредитив может не устроить бенефициара, и это приведет к необходимости внесения изменений. Помните, что нарушение хотя бы одного из условий аккредитива или Унифицированных правил может привести к отказу банка оплатить документы.

Документы, которые часто встречаются при аккредитивной форме расчетов:

— переводной вексель (тратта);
— счет-фактура (инвойс);
— сертификат происхождения товара;
— сертификат качества;
— упаковочный лист (весовой лист);
— страховой полис;
— транспортные документы:

1. Коносамент (при перевозках морем);
2. Накладная (про перевозках автомобильным/железнодорожным транспортом);
3. Авианакладная (при перевозках воздушным транспортом);
4. Комбинированный транспортный коносамент (при перевозках несколькими видами транспорта);
5. и т.д.

После подписания договора купли-продажи покупатель должен обратиться в банк с поручением на открытие аккредитива в пользу продавца. Вам предложат заполнить бланк заявления на открытие аккредитива. Открыв аккредитив, банк сообщает его условия бенифициару. Обычно это делается через банк продавца (авизующий банк). Выполнив условия договора купли-продажи, бенефициар представляет необходимые документы в исполняющий банк и получает от него оплату. После чего документы передаются аппликанту (покупателю).

Читать еще:  Валюта баланса строка

Аккредитив открывается иностранным банком (банком покупателя) в пользу продавца. Условия аккредитива Ваш банк передаст Вам в том случае, если он будет назван авизующим в договоре купли-продажи. Внимательно ознакомьтесь с текстом и определите, не содержит ли аккредитив условий, неприемлемых или невыполнимых для Вас. В случае необходимости просите покупателя изменить аккредитив. После того как отгрузка будет осуществлена, оформите документы и представьте их в свой банк. Если документы не содержат расхождений с условиями аккредитива и представлены вовремя, то исполняющий банк произведет оплату на Ваш валютный счет.

Переводной аккредитив разрешат для экспортных операций

Изменения в ст. 19 и 23 Федерального закона 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» разрешат использование переводных (трансферабельных) аккредитивов при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Соответствующий законопроект подготовил Минфин России.

Как отмечают разработчики в пояснительной записке, в настоящее время внешнеторговые операции с нерезидентами, осуществляемые через посредников, занимают значительное место в международной торговле. Как правило, российский поставщик заинтересован в получении от российского посредника, подписавшего внешнеторговый договор (контракт), гарантий оплаты товара до его отгрузки в адрес иностранного покупателя. Этому требованию полностью отвечает переводный (трансферабельный) аккредитив, представляющий собой наиболее оптимальную форму расчетов, надежно защищающий интересы всех сторон, участвующих в сделке: и иностранного покупателя, и российского посредника, и российского поставщика экспортного товара.

При такой схеме расчеты по экспорту осуществляются следующим образом. Иностранный покупатель (нерезидент) открывает аккредитив в иностранном банке (он же исполняющий банк по аккредитиву). Иностранный банк на основании заявления российского получателя средств (посредника, подписавшего внешнеторговый контракт, являющегося первым получателем средств по аккредитиву) может перевести основную сумму контракта непосредственно на счет российского производителя экспортной продукции (второго получателя средств по аккредитиву). Посредник-экспортер получает на свой счет сумму комиссионного вознаграждения.

Исполняющим банком может быть и российское кредитное учреждение, если его уполномочит на это иностранный банк — эмитент. В этом случае вся сумма денежных средств, получаемая от нерезидента в соответствии с условиями внешнеторгового договора, может зачисляться на счет российского банка, который становится исполняющим банком по аккредитиву. А уже с его счета выручка будет перечисляться в соответствующих суммах, предусмотренных условиями переводного (трансферабельного) аккредитива, напрямую на счет резидента — российского экспортера и/или на счет второго получателя. Соответственно, и здесь посредник получит свое комиссионное вознаграждение.

Какой бы вариант из приведенных не был бы выбран, вмешивается одно «но». Использованию данного алгоритма действий в настоящий момент мешает то, что «недопоступление» валюты на счета резидента-экспортера формально нарушает требования ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» о репатриации выручки в полном объеме. Изменениями, которые Минфин предлагает внести в Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ, использование переводных (трансферабельных) аккредитивов в ходе валютных операций между резидентами и нерезидентами будет легализовано.

Как отмечает Минфин в оправдание своей инициативы, взимание банковской комиссии обусловлено в том числе обычаями делового оборота и не может быть признано неправомерным. Напротив, принятие предлагаемых законопроектом положений повысит гарантии получения выручки российскими поставщиками, обеспечит сближение условий ведения бизнеса в Российской Федерации со сложившейся международной практикой и полностью будет соответствовать обычаям делового оборота в сфере внешнеэкономической деятельности.

Нельзя не отметить и корреспондирующие изменения в административное законодательство, которые Минфин России планирует в связи с вышеописанной новацией. Проектом, опубликованным под ID 02/04/07-18/00082338, предусматривается изложение диспозиции ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ в новой редакции. Она предполагает установление ответственности для резидента, являющегося получателем средств в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива за непоступление иностранной валюты и/или валюты Российской Федерации в срок, превышающий 30 календарных дней от срока, установленного в заключенных с нерезидентом внешнеторговых договорах (контрактах), на свои банковские счета в уполномоченных банках и/или на банковские счета в уполномоченных банках второго получателя средств (вторых получателей средств).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector